Архив Подлинные документы XV-XVII вв. из архива Е. м., сохранившиеся в коллекции «Грамоты Коллегии экономии» РГАДА, копийные книги мон-ря кон. XVII - нач. XVIII в. (РГАДА. Ф. Спасо-Евфимиева мон-ря. Оп. 1. 1, 35), подборки грамот в копиях нач. XIX в. (ГИМ. Увар. 17; РГБ. Рум. 58, 59) и др. представляют наиболее полное собрание актов по истории землевладения и хозяйства мон-ря во Владимирском, в Гороховецком, Московском, Муромском, Нижегородском, Тверском, Угличском и Юрьевском уездах за 1425 г.- 1700-е гг. Основной комплекс материалов XVII - нач. XX в. (РГАДА. Ф. 1203. 25136 ед. хр.) состоит из общей документации: грамот, памятей из приказов Большого дворца, Монастырского и др., указов Синода, Суздальской и Владимирской духовных консисторий, Коллегии экономии и др. Значительную часть фонда составляют хозяйственные материалы, переписка настоятелей с приказчиками и посельскими старцами в Алаторском, Владимирском, Верхнеломовском, Гороховецком, Казанском, Московском уездах (в т. ч. по подворью в Москве), Нижегородском, Пензенском, Суздальском, Тверском, Угличском, Шацком и Юрьевском уездах. Особую ценность представляют описи монастырского имущества 1610, 1660, 1758 гг. и др. Данные о внутримонастырской жизни содержатся в документах по личному составу братии, в именных и послужных списках монашествующих и бельцов, в делах о пострижении и рукоположении в сан. Информация, особенно за 1-ю пол. XVIII в., содержится в делах о состоянии приписных обителей, за XIX - нач. XX в.- в отчетах благочинного суздальских мон-рей. Положение крестьян в монастырских вотчинах зафиксировано в росписях крестьян, рекрутов и работных людей, в делах о сыске беглых. В архиве сохранились судебные дела духовенства, монашествующих, крестьян и служителей XVII-XVIII вв., имеются дела о положении заключенных в арестантском отд-нии, большое количество материала по истории строительства и о состоянии святынь, памятников архитектуры и искусства. Часть архива Е. м., хранящаяся в ГА Владимирской обл. (Ф. 578.

http://pravenc.ru/text/187637.html

Разделы портала «Азбука веры» дайджест 21 Июл 2022 Представители Молитовского благочиния совместно с общественной организацией «Трезвение» провели слет православных семей В Избранное Фото: nne.ru 16 и 17 июля представители Молитовского благочиния Нижегородской епархии совместно с общественной организацией «Трезвение» провели выездной слет православных семей. Участниками встречи стали члены общин трезвеннических движений Нижнего Новгорода – православные семьи, прихожане городских храмов, активисты клубов, ребята из православного молодежного центра «Друзья», действующего при Молитовском благочинии. Местом проведения мероприятия стал берег реки Линды недалеко от села Кантаурова Борского района Нижегородской области. 9 июля активисты посетили это место и помогли подготовить его к слету: выкосили траву, организовали футбольные и волейбольные поля, а также площадки для кухни и палаток. Программа слета включала спортивные мероприятия, купание, рыбалку, песни у костра, игры, беседы по утверждению трезвости и профилактике зависимостей со священнослужителями – помощником благочинного Молитовского округа по миссионерскому служению иереем Олегом Фроловым и помощником благочинного Молитовского округа по образованию и катехизации иереем Андреем Наговициным. Оба дня читалось утреннее и вечернее молитвенное правило и совершались молебны. В конце второго дня был совершен молебен на принятие обета трезвости. Семь человек дали Богу обет жить абсолютно трезво. У большинства участников слета данный обет уже есть. Трезвение – это величайшая добродетель, о которой говорили и писали большинство святых. И без физической трезвости она невозможна. Собственным примером участники слета учат своих детей и близких активной жизненной позиции, истинным христианским ценностям, активному отдыху и радости в Боге, близких и самой жизни. Фото: nne.ru Фото: nne.ru Православие о Опросы  Загрузка ... Популярное Сейчас в разделе 6  чел. Всего просмотров 447 тыс. Всего записей 3190 ©2024 Азбука новостей к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/news/predstaviteli-moli...

Государство строит дома для погорельцев Тем временем для пострадавших активно строит дома государство, в помощи участвует Общественая палата, политические партии. В наиболее пострадавших районах (Нижний Новгород, Мордовия, Рязань, Владимир) вопрос с жильем для пострадавших оказывается в целом решенным, причем жилье уже укомплектовано основной бытовой техникой. В Нижнем Новгороде, где пострадавших было больше всего, епархиальной комиссией и Отделом принимается решение закупить для пострадавших сертификаты гипермаркетов «Obi». По словам финансового директора отдела Константина Басилова, сертификаты печатались в Германии, имеют высокую степень защиты и были выбраны в качестве помощи пострадавшим, в частности для того, чтобы не выдавать на руки деньги — к сожалению, пьянство в российской сельской местности ни для кого не является секретом, фиксировались случаи летальных исходов после выдачи государственной помощи. Получив сертификаты, люди сами могли выбрать в этом хозяйственом магазине то, что им больше всего нужно после вселения в построенные государством дома. Комиссией по оказанию помощи пострадавшим от пожаров Нижегородской и Арзамасской епархии был составлен список из 1877 погорельцев, нуждавшихся в такой помощи. Сертификаты Obi Фото diaconia.ru 22 октября между Отделом по церковной благотворительности и социальному служению и ООО «ОБИ Франчайзинговый центр» был заключен договор на приобретение 7 508 сертификатов номиналом 37 540 000 руб. (один сертификат — на 5000 рублей). Руководство «Оби» сделало скидку, и на покупку сертификатов было потрачено 34 912 000 руб. Списки лиц, пострадавших от пожаров, Нижегородской епархии предоставила администрация Выксунского района. В основном это были люди, проживавшие в селе Борковка, деревне Тамболес, селе Верхняя Верея. Объявления о возможности получить сертификаты были развешены на остановках, в магазинах Выксунского района. Выдача сертификатов началась 30 октября. В комиссию по выдаче, кроме представителя епархии священника Игоря Покровского, благочинного Выксунского района, вошли представители администрации города Выксы, а также общественных организаций.

http://pravmir.ru/cerkovnaya-blagotvorit...

17 Этим определением недвижимая собственность церковно – приходской школы вполне приравнивается по правам церковной собственности и самая школа – признается со- ставною частью церковного прихода. Однородного характера с этим общим определением – частное предложение духовенству Нижегородской Епархии Преосвященного Иакова Епископа Балахнинского (ныне Викария Киевского) каковое предложение, по его рациональности и несомненной плодотворности, заслуживает возможно большей популярности. Распоряжение Консистории сделанное согласно. предложению Преосвященного гласит так: „В видах, распространения и упрочения церковно – приходских школ в Нижегородской епархии, причты и церковные старосты оной обязываются: 1) при построении новой церкви, при пристройках к существующим церквям, равно как и при значимых ремонтных переделках в имеющихся храмах, одновременно с производством этих работ устроят при тех же храмах, или отдельно от них приличное помещение для церковно-приходской школы. 2) Епархиальному архитектору вменяется в обязанность при составлении каждого проекта на построение новой, на расширение, или переделку уже существующей церкви иметь в виду нужды церковно-приходской школы и предначертывать для помещения известное место под самим храмом, или при церковной сторожке, или же в отдельном здании. 3) по выданным сборным книгам на устроение или обновление той или другой церкви, причты с церковными старостами обязываются 10% всего сбора и во всяком случае не менее 15 р. отделять на устройство помещений для церковно-приходских школ и представлять эти деньги благочинному для пересылки в Епархиальный Училищный Совет“. 18 Этим постановлением церковное училище уже прямо рассматривается как часть церкви, как ее неотделимая принадлежность и спутница. Пред нами как бы возникает тип древне церковных „огласительных училищ“ и православный храм снова приобретает свою древнюю красоту, несравненно превосходящую красоту золоченых кровлей и глав. Остается пожелать, чтобы в соответствии сему и преподавание в церковных школах, – этих новых огласительных училищах – проникалось наиболее всего теплотою христианского чувства и одушевления, а не ограничивалось только стремлением к внешне формальной безукоризненности и техническому совершенству новейшей схоластики. 8 Отчет о состоянии церковно – приходских и домашних школ Ярославской Епархии за 18 90 / 91 уч. год. Ярославль. 1891., стр. 134, 135. 9 Одна учительница церковно – приходской школы на требование учебных книг. получила от надлежащего отделения церковно – училищного Совета 3 экз. псалтири, 5 экз. часослова, 1 арифмет. задачник: между тем в школе 35 человек. Спрашивается; как возможно обучать при таких книжных средствах 35 человек славянскому чтению? Читать далее Источник: Заозерский H. А./Богословский вестник 1893. Т. 2. 4. С. 148-171 (2-я пагин.) Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

Митрополит Нижегородский Георгий совершил поездку в Луганскую Народную Республику Луганск, 27 апреля 2023 г.      26 апреля 2023 года делегация Нижегородской епархии во главе с митрополитом Нижегородским и Арзамасским Георгием посетила Луганскую Народную Республику. Всего на территории ЛНР участники поездки побывали на шести объектах, сообщает Патриархия.ru . В рамках поездки архиерей встретился с нижегородскими военнослужащими, выполняющими профессиональный долг на территории проведения специальной военной операции. Военнослужащим были переданы технические средства. Управляющий Нижегородской епархией посетил военный госпиталь, а также полигон, где проходят мероприятия по воинской подготовке мобилизованных. Далее участники делегации посетили место дислоцирования танковой части, постоянно базирующейся в поселке Мулино Нижегородской области. Всем бойцам митрополит Георгий подарил молитвословы, иконы Божией Матери и флешки с песнопениями архиерейского хора Нижегородской епархии, кроме того, делегация передала военнослужащим письма воспитанников нижегородских православных гимназий со словами поддержки и добрыми пожеланиями. В местах пребывания делегации митрополит Георгий совершал молебны. Многие военнослужащие исповедовались и причастились Святых Христовых Таин. Архиерей также встретился с командирами нижегородских воинских подразделений, которые в настоящее время несут службу в зоне СВО. Делегация Нижегородской епархии доставила на территорию Луганской Народной Республики гуманитарный груз, в том числе шесть тысяч куличей, а также маскировочые сети, переданные Молитовским благочинием, и другие необходимые вещи и предметы, собранные духовенством и прихожанами нижегородских храмов и монастырей, студентами и сотрудниками учебных заведений. Митрополит Георгий поделился впечатлениями от поездки: «Я хотел сам посмотреть, где служат наши земляки-нижегородцы, привезти им пасхальные подарки, пообщаться и помолиться вместе с ними. Сегодняшняя поездка насыщенная, плодотворная, осмысленная. Я вижу, что русское воинство живо и крепко! Дай, Господи, чтобы так было всегда! Среди военнослужащих нет растерянности. Наоборот, в них чувствуется спокойствие, мужество, глубокое осознание, что они защитники своей Родины, своего Отечества, своего народа. Это очень важно! Радуют их бытовые условия, настрой. Где бы мы ни были, есть уверенность в победе. Я понимаю, насколько это сложный ратный подвиг. За воинов нужно особо молиться, помогать и поддерживать». По материалам Нижегородской митрополии 27 апреля 2023 г. скрыть способы оплаты Смотри также Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/153351.html

назначил штраф не более 50 к. серебром (Инструкция для проповедывания Слова Божия, рассмотренная Его преосвященством от 12 дек. 1863 г.//Нижегородские ЕВ. 1864. Ч. офиц. 1. С. 4-12). Первые годы пребывания Н. на Нижегородской кафедре были связаны с проведением в жизнь синодальных указов по преобразованию разных сторон епархиального управления, по улучшению состояния духовно-учебных заведений и материального положения духовенства: в 1864 г. учрежден епархиальный пенсионный комитет, положено начало особому капиталу на содержание в общественной больнице лиц духовного звания (со священников собирали по 10 к., с диаконов - по 5 к., с причта - по 2 (?) к.), предложены меры по упорядочению епархиального делопроизводства (Распоряжения епархиального начальства//Нижегородские ЕВ. 1864. 18. Ч. офиц. С. 2-17; Предложение его преосвященства Нижегородской духовной консистории [о составлении отчетов]//Там же. 1865. 5. Ч. офиц. С. 20-26). Весной 1864 г. особым распоряжением Н. обязал благочинных наблюдать за нравственностью и поведением подведомственного причта, предотвращать ссоры и тяжбы священно- и церковнослужителей между собой и прихожанами «своим разбирательством и увещанием», в случае же «безуспешности этих действий» предоставлять донесения епархиальному начальству, «подробно указав все меры, какие были употреблены к прекращению жалобы, и причины, по которым эти меры остались безуспешными» (Распоряжение о словесном разбирательстве дел благочинными в Нижегородской епархии//ПО. 1864. Июль. Заметки. С. 152-153). Согласно новым правилам, утвержденным определением Синода 21 дек. 1864 г., для улучшения положения духовно-учебных заведений за счет местных средств свечную сумму разрешалось оставлять в епархии. Первым этим правом воспользовался еп. Смоленский и Дорогобужский Антоний (Амфитеатров) . По его примеру в марте 1865 г. Н. предложил предоставить свечной доход в полное и непосредственное распоряжение епархиального начальства и увеличить взнос церквей на содержание духовно-учебных заведений, делая его с учетом не только выручки от продажи свечей, но и от всех церковных доходов, и повелел напечатать в «Нижегородских епархиальных ведомостях» отчет о том, что и как было сделано для духовно-учебных заведений в Смоленской епархии (Предложения его преосвященства, преосв.

http://pravenc.ru/text/2564884.html

3) Независимо же от сего в местах, где наиболее распространилась секта, учредить особых комиссаров, которые, не завися от местной полиции, но быв прямо подчинены начальнику губернии, могли бы исключительно заниматься собиранием сведений о бродягах и пристанодержателях, а по получении таковых, немедленно производить, где следует, – обыски. 4) По духовной части, сверх принятых уже со стороны Св. Синода мер, в местах, где наиболее распространилась секта, определить особых благочинных, которые могли бы иметь беспрерывное наблюдение за местным духовенством, дабы оное не допускало послабления отпадающим от Церкви 1234 . Вследствие такого Высочайшего повеления, со стороны гражданского правительства сообщено было Московскому военному Генерал-Губернатору, а начальникам губерний: Ярославской, Костромской, Тверской, Вологодской, Олонецкой, Нижегородской, Вятской, Архангельской и Астраханской, в которых привилась Странническая секта, предписано было о надлежащем исполнении Высочайшей воли 1235 . Последние озаботились сообщить Высочайшую волю городничим и земским исправникам, а Начальник Ярославской губернии составил еще особый проект, которым опреде- —646— лялось число и обязанности особых комиссаров. Однако, эти комиссары не признаны были нужными, и Комитет Министров журналом, состоявшимся 16 июня 1859 г. и удостоенным Высочайшего утверждения, положил: „Не учреждая отдельных чиновников для преследования раскольников Страннической секты, бегунов по заблуждению фанатизма – оставить поимку и разыскание этих бродяг, по прежнему, на прямой обязанности местных полиций, как установлений, на которых лежит эта обязанность по общим правилам общественного благоустройства“ 1236 . И это было последним распоряжением светской власти относительно сектаторов. Св. Синод, в свою очередь, во имя той же Высочайшей воли, делал свои распоряжения по духовному ведомству. Уведомив преосвященных указанных губерний о Высочайшем повелении, он предписал им сделать неотложно зависящая от них распоряжения к точному исполнению Высочайшей воли и донести Св. Синоду о сущности таковых распоряжений с должною подробностью, а между тем, избрав из достойнейших, известных своею опытностию и благонадежнейших духовных лиц, таких, на которых с полным доверием можно было бы возложить беспрерывное наблюдение за местным духовенством, чтобы оно не допускало послабления отпадающим от Церкви, представлять о таковых вместе с послушными их списками, в Св. Синод на утверждение 1237 . Епархиальные архиереи с готовностью откликнулись на этот зов. Получив от начальников губерний по своей просьбе более или менее подробные сведения о числе сектаторов и местах их преимущественного распространения и притонах, они избрали сообразно своим нуждам особых для указанной цели благочинных 1238 . Этим благо-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Он приехал в Саров около полуночи и тотчас же пошел к монастырской келье отца Серафима, веруя, что он его примет. Действительно, старец, извещенный, без сомнения, Богом, уже дожидался его на крылечке своей кельи и приветствовал его словами: «Что, радость моя, поспешил в такое время к убогому Серафиму?» Крестьянин рассказал ему все и просил его святых молитв. Но старец отвечал ему: «Она должна умереть от этой болезни». Но Воротилов припал со слезами к ногам старца и умолял его помолиться о возвращении его жене жизни и здоровья. Видя такую искреннюю и полную веру крестьянина, отец Серафим погрузился тогда в молитву минут на десять и, по прошествии этого времени, снова открыл свои очи, блиставшие небесной радостью, и, поднимая Воротилова, лежавшего у его ног, сказал ему: «Ну, радость моя, Господь дарует супружнице твоей живот; гряди с миром в дом твой». Воротилов тотчас же отправился домой и узнал, что жена его почувствовала облегчение именно в те самые минуты, в которые отец Серафим находился в молитвенном подвиге. Вскоре крестьянка выздоровела. Случилось мне самому быть у отца Серафима, и он, поздоровавшись со мной по иерейскому обычаю, предрек мне между прочим, что я буду почтен саном благочинного, и дал мне при этом наставление, как проходить обязанности этого сана. Впоследствии, действительно, между прочими архипастырскими милостями возложена была на меня и должность благочинного, как предсказал прозорливый старец. Воспоминания г-жи Серафимы К. В городе Ардатове Нижегородской губернии у М. Е. К. одиннадцатилетний сын Андрей сделался так тяжко болен глазами, что почти совсем ничего не мог видеть. Он болел девять месяцев, до тех пор, пока родители его не вздумали обратиться с мольбой о помощи к отцу Серафиму, о богоугодной жизни которого далеко было известно. Когда мать больного отрока приехала в Саров (что было 3 августа 1829 года), отец Серафим находился в это время почему-то в затворе и никого к себе не принимал. Но мать больного, несмотря на то, что многие посетители, желавшие получить благословение старца и потерявшие в том надежду, уезжали из Сарова, решилась дожидаться, пока отец Серафим выйдет снова из своего затвора. Она прождала пять дней. Наконец отец Серафим отворил снова двери своей кельи для всех.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

Так патриаршество русское утверждено всей Церковью . § 2. Права и управление Патриарха Права Патриарха по управлению совершенно те же, что были права Митрополита. Только преимущества священнослужения, сообразные сану, возвышали его пред прочими Архиереями (§ 25). Но как сан, так и эти преимущества сообщали ему высокое значение в глазах духовенства и народа, и благочестие чад Церкви окружало его глубоким уважением. 1) Патриарху, как и Митрополиту всей России, окончательно принадлежал суд церковный, но с прежним ограничением; дела важные для всей Церкви решались на соборе. И соборы при Патриархе были часты. За Патриархом оставалась особенная важность голоса на соборе. 2) Патриаршеская область, как епархиального иерарха, была весьма обширна 6 , но опять была та же, что область московского Митрополита. В последствии времени, с одной стороны она увеличилась частью несколькими монастырями с принадлежащими к ним сельскими Церквами, взятыми под непосредственное ведение Патриарха, частью селами, пожертвованными или купленными в пользу новых или прежних патриарших монастырей 7 . С другой стороны, в течении времени она много сократилась именно отделением Церквей для нижегородского, белгородского и вятского архипастырей 8 . 3) Двор и управление Патриарха в сущности остались те же, что были при Митрополите 9 . Но они получили более величия. Штат Патриарха был многочисленный: «чиновников в его распоряжении было великое множество», говорил очевидец 10 . Штат образован был по примеру царского: были стольники для служения при столе, бояры для суда, боярские дети для дежурства и пр. Управление патриаршее, где Патриарх решал докладываемые ему дела одним словом своим, без аппеляции 11 , в подчиненных местах подвергалось переменам и по составу, и по лицам. При Патриархе Иове и Гермогене а) «судили о справедливости духовных лиц боярин Патриарха и с ним дворецкий с двумя дьяками, докладывая дела на решение Патриарха». б) Экономией Патриарха и вотчинами заведовал казначей, также из бояр 12 . в) По распоряжению первого Патриарха для надзора за благочинием церковного служения и за безместными духовными лицами в тиунской избе заседал тиун светский вместе с благочинными, состоявшими под надзором Протопопов; надзирая за благочинием, он собственно давал безместным духовным лицам дозволение служить в Москве по найму и взыскивал определенные пошлины 13 . г) Печатный двор был под непосредственным ведением Патриарха; по смерти его, а впоследствии и постоянно, в ведении Блюстителя патриаршего престола Митрополита сарского 14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В мае 1828 г. еп. Игнатий (Семёнов) был переведен на новоучрежденную Олонецкую кафедру, вместе с ним в Петрозаводск выехал В., 2 апр. 1829 г. стал членом духовной консистории. 1 июля 1829 г. В. был рукоположен во иеромонаха, 7 сент. определен инспектором и учителем словесных наук и греч. языка в Олонецкую ДС. Близость его к еп. Игнатию вызвала «зависть и недоброжелательство», и 24 окт. 1833 г. В. был переведен на должность инспектора и учителя философии в Вятскую ДС; дважды он исполнял обязанности ректора Вятской ДС (15 янв. 1834 - 11 марта 1835 и 16 мая 1838 - 20 окт. 1840). 9 марта 1834 г. назначен настоятелем Верхочепецкого слободского Крестовоздвиженского мон-ря Вятской губ. с сохранением должности инспектора ДС. 15 июля 1834 г. возведен в сан архимандрита, 17 апр. следующего года стал членом Вятской духовной консистории. 13 нояб. 1836 г. В. определено быть инспектором Астраханской ДС, но этот перевод по каким-то причинам не состоялся. 6 окт. 1837 г. В. получил благословение Синода за пожертвование в пользу Верхочепецкого мон-ря, 14 сент. 1840 г.- за усердное прохождение должностей по Вятской ДС. 30 сент. 1840 г. назначен ректором Иркутской ДС и настоятелем Вознесенского мон-ря, 5 февр. следующего года - членом духовной консистории. При В. велось строительство нового здания ДС. В 1843 г., переходя Ангару, В. провалился под лед, после чего заболел воспалением легких и ревматизмом. 19 дек. по состоянию здоровья был уволен со службы в уч-ще. 14 апр. 1844 г. перемещен настоятелем в нижегородский Макариев Желтоводский мон-рь, 31 янв. 1852 г.- в Кириллов Белозерский мон-рь. Состоял членом кирилловского духовного правления (с 30 июля 1852), цензором проповедей по городу (с 27 окт. 1853), благочинным церквей города (с 22 июня 1854), членом комиссии по составлению описи б-ки и древнего архива Кирилло-Белозерского мон-ря (с 15 окт. 1854). 28 марта 1857 г. определен в Юрьев новгородский мон-рь с назначением членом консистории, с апр.- благочинный новгородских монастырей, с нояб.- член новгородского епархиального попечительства о бедных духовного звания и директор попечительного об-ва о тюрьмах. Еще будучи настоятелем Кирилло-Белозерского монастыря, подавал прошения об уходе на покой.

http://pravenc.ru/text/154185.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010