«И ели все и насытились». Когда насытились, то Господь велел ученикам собрать оставшиеся куски, чтобы ничто не пропало. Кусков хлеба и рыбы было собрано двенадцать полных коробов. «Тогда люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали: это истинно Тот Пророк Которому должно прийти в мир. Иисус же узнав, что хотят прийти, нечаянно взять Его и сделать царем, опять удалился в гору один» (Иоан. 14-15). Вероятно, народ хотел воспользоваться скорым наступлением праздника Пасхи, чтобы увлекши с собой Христа в Иерусалим, там и провозгласить Его всенародно царем. Но Господь, конечно, не хотел потакать этим ложным представлениям о Мессии, как о земном царе. Он повелел ученикам отправиться вперед на западную сторону озера, а Сам, успокоив взволнованный чудом народ, отпустил его, и взошел на гору помолиться. 28. ХОЖДЕНИЕ ГОСПОДА ПО ВОДАМ И ИСЦЕЛЕНИЕ МНОГИХ БОЛЬНЫХ     (Матф. 14:22-36; Марк. 6:45-56; Иоан. 6:16-21)    Понуждаемые Господом отправиться на западную сторону Геннисаретского озера, ученики вошли в лодку и отплыли. Наступила тьма (Иоан. ст. 17), дул противный ветер, лодка была посреди озера, ее било волнами (Матф. ст. 24), а Господа не было с ними. Он остался один на земле, но увидел их бедствие (Марк. ст. 48). Они были на расстоянии двадцати пяти или тридцати стадий от восточного берега (Иоан. ст. 19). Было время около четвертой стражи, т.е. уже около утреннего рассвета. И вдруг они увидели Иисуса, идущего по направлению к ним по морю, но, однако, как будто желающего миновать их (Марк.).    Увидав Его идущим по воде, они подумали, что это призрак, и от страха закричали, но Господь успокоил их словами: «Дерзайте, Аз есмь: не бойтеся!» Обладавший пылким темпераментом Ап. Петр возгорелся желанием пойти навстречу Господу и просил повеления на это, на что Господь отвечал ему: «Иди!» Петр вышел из лодки, и сила веры его совершила чудо: он пошел по воде. Но продолжавший бушевать ветер и сильные волны отвлекли внимание Петра от Иисуса, к Которому он шел, под влиянием охватившего его страха вера его заколебалась, и он стал тонуть, в отчаянии возопил: «Господи, спаси мя!» Господь тотчас же простер руку, чтобы поддержать его, и сказал: «Маловере, почто усумнился еси?» Об этом хождении Ап. Петра по воде передает только один Ев. Матфей (ст. 28—31).    Как только они вошли в лодку, ветер мгновенно утих, и лодка быстро пристала к берегу, куда плыли. Все бывшие в лодке подошли тогда, поклонились Ему и сказали: «Воистину Божий Сын еси!» Как только Иисус вышел на берег, сейчас же был окружен жителями того места: они узнали Его, поспешили оповестить об этом во всех окрестных селениях и принесли к Нему всех больных. Вера в чудесную силу, исходившую от Него, была столь сильна, что жители того места, где Он высадился, просили лишь позволения больным прикоснуться к Его одежде, и которые прикасались, исцелялись».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2763...

И ели, и насытились все; и оставшихся у них кусков набрано двенадцать коробов ( Лк. 9:12–17 ). «Вот сказали апостолы: „О Иса, сын Марйам! Может ли твой Господь низвести нам трапезу с неба?“ Он сказал: „Бойтесь Бога, если вы верующие“. Они сказали: „Мы хотим поесть с неё, и успокоятся наши сердца, и будем мы знать, что ты сказал нам правду, и мы будем о ней свидетелями“. Сказал Иса, сын Марйам: „Аллах, Господи наш! Низведи нам трапезу с неба! Это будет нам праздником для первого из нас и для последнего и знамением от Тебя. И даруй нам удел, Ты – лучший из дарующих уделы!“ Сказал Аллах: „Я ниспошлю её вам, но кто ещё из вас будет потом неверующим, того Я накажу наказанием, которым не наказываю никого из миров“» (Коран 5:112–115). Проповедь …веруйте в Бога, и в Меня веруйте… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня ( Ин. 14:1,6 ). «Я пришёл к вам с мудростью, и я разъясню вам кое-что из того, в чём вы разногласите. Бойтесь же Бога и повинуйтесь мне! Поистине, Аллах – Он мой Господь и ваш Господь! Поклоняйтесь же мне! Это – прямой путь» (Коран 43:63–64). Вознесение и Второе Пришествие …Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо… Он есть определённый от Бога Судия живых и мёртвых ( Деян. 1:9–11;10:42 ). «Аллах вознёс его к Себе: ведь Аллах велик, мудр… Поистине, из людей писания нет никого, кто бы не уверовал в него (Иисуса) до его смерти, а в день воскресения он будет свидетелем против них» (Коран 4:158–159). Сотворение Богом неба и земли за шесть дней И увидел Бог всё, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой. Так совершены небо и земля и всё воинство их ( Быт.1:31; 2:1 ). «Аллах – тот, который сотворил небеса и землю и то, что между ними, в шесть дней, потом утвердился на троне» (Коран 32:4).

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

И, кажется, зачем понадобилось человеку чудо? Да и где же место чуду при человеческой самости? Но вот, когда происходит потрясение жизни, надуманной человеком, когда случается нагромождение жизненных обстоятельств, когда опрокидывается установившееся «законное» равновесие жизни, казавшееся таким устойчивым, тогда бы, кажется, всезнающему и самодовлеющему человеку и нужно проявить все свое знание, и разобраться в жизни, и исправить то, в чем была его личная погрешность. Не тут-то было! Так трудно человеку расстаться с нажитой самостью и так трудно пошевелить твердыню «законного», как он его создал, что он не желает или неспособен палец о палец двинуть, чтобы пересмотреть все жилое здание своей самости и честно решить, чего же хочет от него Бог, какая же Божия воля о жизни. Человек остается в моральном бесчувствии, маскируется полным непониманием совершающегося и, прикрывая свое нежелание двинуть пальцем, чтобы выполнить то, что от него лично требуется, поминает Бога, зовет Его и прячется за Божию волю: «Что же это такое совершается? Мне непонятна Божия воля! Господи! Да где же Ты? Яви лице Твое! Дай знамение! Прояви Твою силу!» Как будто Бог для того и существует, чтобы утверждать выдуманный самостью порядок со всей его греховностью! Человек ищет Бога и ищет чуда, не желая понять простого Божия веления, которое уже развернулось пред самыми его глазами. Человек ищет Божией воли, а Божия воля открыта, ясна ребенку! Разве это не лукавство? Разве это не искушение Бога? Не лукавство ли быть ничего не понимающим, когда Божии веленья ясны? Не лукавство ли – при таком наивном непонимании, при нежелании двинуть пальцем в смысле исправления жизни – спрашивать: «Господи! Что Ты хочешь? Яви чудо!» Не искушение ли Бога такая лукавая просьба чуда? На эту просьбу ответ был и остается один; ответ, сказанный с глубоким вздохом, ответ Божия сокрушения: «Род сей лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему». А Он (Господь) заповедал им (ученикам), говоря: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и закваски Иродовой. И, рассуждая между собою, говорили (ученики): это значит, что хлебов нет у нас. Иисус, уразумев, говорит им: что рассуждаете о том, что нет у вас хлебов? Еще ли не понимаете и не разумеете? Еще ли окаменено у вас сердце?.. и не помните? Когда Я пять хлебов преломил для пяти тысяч человек, сколько полных коробов набрали вы кусков? Говорят Ему: двенадцать. А когда семь для четырех тысяч, сколько корзин набрали вы оставшихся кусков? Сказали: семь. И сказал им: как же не разумеете? ( Мк.8:15–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Lebed...

И когда насытились, Иисус Христос попросил собрать оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало. И собрали двенадцать полных коробов остатков от хлеба и рыбы. Тогда люди, видевшие чудо, сказали: «Это истинно Тот Пророк, Которому должно прийти в мир» ( Ин.6:14 ). Но вот до Иисуса дошли слухи, что против Него замышляется нечто. Группа иудеев сговорилась, нечаянно взять Его и, не откладывая, провозгласить царем (см. Ин.6:15 ). Вероятно, они думали, что Тот, Кто способен накормить пятью хлебами тысячи голодных, будет властен освободить еврейский народ от ига римлян. Но Христос учил: «Царство Мое не от мира сего» ( Ин.18:36 ). И теперь понудил учеников Своих войти в лодку и отправиться на другую сторону моря. Сам же удалился на гору и там молился. Хождение по морю ( Мф.14:25–33 ) Спустилась ночь. Поднялся сильный ветер, все разошлись. Христос один оставался среди скал. Он молился. А в это время ученики в полной тьме плыли по озеру и едва справлялись с поднимающимися волнами. Дул сильный восточный ветер, и море волновалось. Они доплыли почти до середины моря и совершенно выбились из сил. Волны заливали лодку, и ей грозила опасность. Духовным взором Христос увидел Своих учеников, бедствующих в плавании. Около четвертой стражи ночи, то есть уже перед рассветом, Он пошел к ним по морю. Ученики, увидев Его идущего по воде, встревожились. Они не верили своим глазам, думали, что это призрак или обман зрения. Нервы их были напряжены и утомлены. Их объял ужас, и они начали кричать, указывая друг другу на приближающийся к ним призрак. А волны сильно били лодку. И вдруг они услышали внятный, знакомый голос Учителя: «Ободритесь; это Я, не бойтесь» ( Мф.14:27 ). Не было сомнения, что это был Христос. Но все-таки, не обман ли здесь зрения и слуха? «Господи! если это Ты, – сказал Петр, – повели мне прийти к Тебе по воде». – «Иди», – ответил Христос (ср. Мф.14:28 ). В смелой решимости и с полной надеждой на всемогущую силу своего Учителя и Господа Петр перешагнул через борт лодки. Волны подхватили его, и он пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу. Христос был совсем близко, как вдруг сильный порыв ветра поднял новые огромные волны. Сомнение закралось в душу Петра. Он испугался и, начав утопать, закричал: «Господи! спаси меня». Иисус тотчас протянул к нему руку и, поддержав его, сказал: «Маловерный! зачем ты усомнился?» ( Мф.14:31 ).

http://azbyka.ru/deti/novy-j-zavet-v-izl...

И мы читаем далее: Мф.14:19 . «И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу». Блаженный Иероним так истолковал этот текст: «Они получили повеление расположиться на траве, или, – по сказанию другого евангелиста, – на земле, по пятидесяти и по сто, чтобы, поправ плоть свою и блеск ее, и похоти мира сего, и подобно сухому сену поработив их себе, они через покаяние пятидесятницы (quinquagenarii numeri) могли возвыситься к совершенной вершине стократного числа (то есть принесли стократный плод)» . О самом чуде преумножения хлебов и рыбы блаженный Феофилакт пишет: «Принесите Мне, сказал, сюда хлебы; ибо хотя поздно, но Я Творец времени, хотя место пустое, но Я Тот, Кто подает пищу всякой плоти. Здесь научаемся тому, что, имея и малое, мы должны употреблять то на гостеприимство, так как и Апостолы, имея малое, отдали все народу; но как малое их Господь умножил, так умножится и твое малое. Господь велит народу: возлечь на траву, научая умеренности, дабы и ты покоился не на драгоценных одрах и коврах, а на чем случится. Потом взирает на небо и благословляет хлебы. Это, может быть, для уверения, что Он не противник Богу, и пришел от Отца с небес, а вместе и для наставления нам, чтоб мы, приступая к трапезе, благодарили и потом уже вкушали пищу» . Слова «дал хлебы ученикам, а ученики народу» научают нас: всё, что мы принимаем от Христа, принимать только через руки Его священников, наших предстоятелей в Господе. Сказано: «Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас, и почитать их преимущественно с любовью за дело их; будьте в мире между собою» ( 1Сол.5:12–13 ). И если нам предлагают общение с Богом вне Церкви Его, то ничего такого принимать нельзя. Сказано: «Вот, Я наперед сказал вам. Итак, если скажут вам: ″вот, Он в пустыне″, – не выходите; ″вот, Он в потаенных комнатах″, – не верьте» ( Мф.24:25–26 ). И далее мы читаем: Мф.14:20–21 . «И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных; а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей».

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

И не сказал Он: разрушьте это тело, но – «храм», чтобы показать Бога, обитающего (в нём), – разрушьте церковь , много лучшую иудейской. Тот (храм) имел закон, а этот Законодателя; тот – букву убивающую, а этот – дух животворящий; тот – жезл Ааронов, а этот – жезл Иессеев. 3 . В другом опять месте, по совершении Им чуда над хлебами, отплыв с ними (учениками), Он переправился на (другой) берег, и говорил ученикам: «смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской» ( Мф.16:6 ). Они же, услышав о закваске, предполагали о хлебах; а Он говорил не о хлебах, но об учении фарисеев. Так как иначе Он сказал, а иначе они предполагали, то смотри, как Он исправляет это, говоря: «неужели и вы еще не разумеете? и не помните о пяти хлебах, и сколько коробов вы набрали? ни о семи хлебах, и сколько корзин вы набрали? как не разумеете, что не о хлебе сказал Я вам», но об учении фарисеев, чтобы внимать ( Мф.15:16; 16:9–11 )? Видишь ли, что как евангелист относительно храма, так здесь Он сам исправляет предположение заблуждавшихся? Так и в том, что Он делает Себя равным Богу: если бы Он не делал Себя равным Богу, а иудеи это предполагали на основании сказанного, то евангелист исправил бы это предположение, и сказал бы, что иудеи думали, что Он делает Себя равным Богу, а Он не делал этого и не давал повода. Чтобы ты узнал из самого изречения, что это (богоравенство) особенно Он желал укоренить в умах людей, обратимся к прежнему слову и узнаем, в каком некогда обвинении Он так защищался. Что (такое) некогда было, за что Он обвинялся? Что в субботу совершал дела: «стали гнать, – сказано, – Его за то, что Он делал такие дела в субботу» ( Ин.5:16 ). Что именно «такие»? Что Он исцелил расслабленного, повелел ему взять свою постель и отойти в свой дом. Потому и говорили, спрашивая его: кто приказал ему делать это в субботу? А он говорил: «Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и» иди в дом твой ( Ин.5:11 ). Преследовали Его, сердясь за это, – что Он приказал в субботу то, что казалось преступлением и разрушением закона.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

И сели рядами, по сто и по пятидесяти» (Мк. 6, 39–40), — а Лука: «Он сказал ученикам своим: рассадите их рядами примерно по пятидесяти» (Лк. 9, 14). Ибо подобало, чтобы те, кому предстояло обрести успокоение в пище Иисуса, находились либо в разряде тех, кого [рассадили по] сто (а это число священное и посвященное Богу из-за [присутствующей в нем] единицы (δι τν μονδα) ), либо в разряде тех, кого [рассадили по] пятьдесят (это число подразумевает отпущение [грехов] в соответствии с таинством как юбилейного года, имеющего место каждые пятьдесят лет, так и праздника Пятидесятницы ). И я думаю, что двенадцать коробов были у тех учеников, которым сказано: «сядете на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых» (Мф. 19, 28). И как можно было бы сказать, что престол для того, кто судит колено Рувима, и престол для того, кто судит колено Симеона, и еще один для [судьи] колена Иуды, и так далее, — представляют собой тайну, так и короб с пищей для [колена] Рувима, и другой — для [колена] Симеона, и еще один — для [колена] Левия [и так далее, тоже являются тайной]. Но сейчас не место в данном сочинении настолько отклоняться от предмета, чтобы собирать [места], касающиеся двенадцати колен и каждого из них в отдельности, и рассказывать, что такое каждое колено Израилево. 4. «И тотчас понудил учеников войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ» (Мф. 14, 22). Стоит обратить внимание, насколько часто слово «народ» и другое слово, «ученики», встречаются в одних и тех же местах, чтобы, основываясь на этом наблюдении и собрав относящиеся к этому [цитаты], увидеть, что намерением евангелистов было посредством евангельской истории показать различия среди тех, кто приходит к Иисусу: из которых одни — народ и не называются учениками, другие же — ученики, и они лучше народа. Сейчас же нам достаточно привести всего несколько цитат, чтобы кто-нибудь, отталкиваясь от них, сделал [нечто] подобное применительно ко всем Евангелиям. Итак, о том, что народ находится внизу, а ученики могут приблизиться к Иисусу, поднимающемуся на гору, туда, куда не мог попасть народ, написано следующее: «Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=676...

И согласились люди на эту работу, чтобы сделаться независимыми от Бога, внимая Невроду, внуку Хама. Но Господь не дал совершить задуманного, Он смешал «язык их, так чтобы один не понимал речи другого» ( Быт. 11:7 ), и строители не смогли закончить здание. Однако строившаяся сорок лет, хоть и незавершённая башня стояла ещё долгое время в Вавилоне как памятник человеческому безумию противостояния Богу. Надежда на личное хозяйство в деревне или на мешок риса и бочонок масла в городской квартире в какой-то степени сродни надежде на вавилонскую башню. И так же нелепа. В Евангелии есть притча о богатом человеке, собравшем необычайно хороший урожай. Он сказал себе: «Сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро моё, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись» ( Лк. 12:18-19 ). Казалось бы, разумное решение: построить большие хранилища и спокойно, беспечно жить. Однако Спаситель называет такого человека безумным. «Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» ( Лк. 12:20-21 ). Разве не безумие надеяться на себя, на своё. На свой разум, своё здоровье, своё богатство, своё хозяйство, свой замок, бронежилет, талант, покровителей?.. Все это может отняться у нас в любую минуту. Говорят, смерть причину сыщет, и беда лазеечку найдёт. И ещё говорят: не нива кормит, а Господь. А у Псалмопевца читаем: «Надеющийся на Господа, яко гора Сион: не подвижится в век» ( Пс. 124:1 ). Во всём и всегда наша надежда — Господь. Вспомним, как пятью хлебами и двумя рыбами Он накормил пять тысяч человек. «И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных» ( Мф. 14:20 ). Однажды перед Пасхою в Киево-Печерском монастыре кончился хлеб, так что не из чего было даже испечь просфор. Монахи пришли в крайнее уныние, но преподобный Феодосий, с полной надеждою на Господа, велел накрывать к Пасхе стол. И что же? Перед заходом солнца какой-то благотворитель привёз в монастырь несколько возов хлеба. Подобный случай описан в житии Преподобного Сергия Радонежского. Как-то некоторые из братии Троицкой обители возроптали на игумена: «Слушаясь тебя, мы умираем с голоду, потому что ты запрещаешь нам выходить из монастыря». Но Преподобный с кротостью увещевал братию терпеливо переносить посланное испытание. Ещё не окончил Преподобный Сергий своей беседы, как привратник объявил, что в монастырь привезли много хлебов и иной пищи. Помолившись Господу, все сели за трапезу. Хлебы были мягки и даже теплы.

http://azbyka.ru/semya/sekrety-ljubvi-za...

И, узнав, они сказали: пять хлебов и две рыбы (Мф.14:16-17; Мк.6:37-38; Лк.9:13) Он сказал: принесите Мне их сюда (Мф.14:18). И повелел им рассадить всех отделениями на зеленой траве. Было на том месте много травы. И сделали так, и рассадили всех рядами по сто и по пятидесяти. И возлегло таким образом людей числом около пяти тысяч (Мк.6:39-40; Ин.6:10; Лк.9:14-15; Мф.14:19). Иисус же, взяв пять хлебов и две рыбы и воззрев на небо, воздал благодарение и благословил их; и преломив хлебы, роздал ученикам своим, а ученики - возлежащим; также и две рыбы разделил на всех, сколько кто хотел (Мф. гл.19; Мк. гл.11; Лк. гл.16; Ин. гл.11). И ели все и насытились (Мф. гл.20; Мк. гл.42; Лк. гл.17). И когда насытились, говорит ученикам своим: соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало. И собрали и наполнили двенадцать полных коробов кусками от пяти ячменных хлебов и остатками от рыб, оставшимися от тех, которые ели (Ин. гл.12-13; ср. Мф. гл.20; Мк. гл.43; Лк. гл.17). А евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей (Мф. гл.21; ср. Мк. гл.44; Лк. гл.14). Люди, видевшие чудо, которое сотворил Иисус, говорили, что это действительно Пророк, которому должно прийти в мир (Ин. гл.14). Иисус же, узнав, что хотят прийти и похитить Его, чтобы сделать Его Царем, опять удалился на гору один (Ин. гл.15). Когда же настал вечер, ученики Его сошли к морю (Ин. гл.16). И тотчас Он понудил их войти в лодку и отправиться вперед Его на другую сторону, к пока Сам Он отпустит народ (Мф. гл.22, Мк. гл.45). И войдя в лодку, ученики отправились на ту сторону моря, к Капернауму. Становилось уже темно, а Иисус не приходил еще к ним (Ин. гл.17) Море же при сильном ветре волновалось. Ветер был противный, и лодка была уже на середине моря, кидаемая волнами (Ин. гл.18, Мф гл.24). А Он, отпустив народ, восшел на гору помолиться наедине, и в продолжение вечера, в то время, как лодка с учениками была среди моря, Он оставался там один (Мк.46-47; Мф.23-24). И увидел Он их бедствующих в плавании и около четвертой стражи ночи подошел к ним, шествуя по морю, и хотел миновать их (Мк.48; ср.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

И что Мне производить великие знамения, когда малым нет веры? Малыми их я называю по видимости, потому что по (внутренней) силе последние гораздо более первых. В самом деле, что может сравниться с отпущением грехов, воскрешением мертвого, изгнанием бесов, исцелением тела, словом — с восстановлением всего? Ты же заметь, как ожесточено сердце иудеев. Слыша, что не дастся им знамения, кроме знамения Ионы пророка, они не расспрашивают Его, хотя, зная пророка и все с ним случившееся, и вновь слыша об этом от Христа, они должны были спросить и узнать, что значило сказанное? Но я сказал, что они просят знамения не с желанием научиться. Вот почему и Христос, оставив их, отошел. “Переправившись, — говорит евангелист, — на другую сторону, ученики Его забыли взять хлебов. Иисус сказал им: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской” (Мф. 16:5-6). Почему не сказал: берегитесь учения? Очевидно, что хочет напомнить им о бывшем: знал, что они то забыли. Прямо обличать их не было видимого основания; но, от них же самих взяв повод укорить их, делает обличение не так для них чувствительным. Почему же не тогда укорил их, когда говорили: “Откуда нам взять в пустыне столько хлебов”? Казалось, что тогда кстати было сказать; но не сказал, чтобы не дать знать, что Он хочет сделать чудо. Притом, не хотел и их обличать, и сам хвалиться пред народом. Теперь же приличнее было обвинять их, так как и после двукратного чуда они не вразумились. Вот почему уже после второго чуда укоряет их, и выводит наружу то, о чем они думали. О чем же они думали? “Что хлебов, — говорит евангелист, — мы не взяли” (ст. 7). Они еще заботились об иудейских очищениях, и наблюдали разборчивость в пище. За все это Христос и укоряет их с большею строгостью, говоря: “Что помышляете в себе, маловерные, что хлебов не взяли? Еще ли не понимаете и не разумеете? Еще ли окаменено у вас сердце? Имея очи, не видите? имея уши, не слышите? Еще ли не понимаете и не помните о пяти хлебах на пять тысяч [человек], и сколько коробов вы набрали? ни о семи хлебах на четыре тысячи, и сколько корзин вы набрали?”(Мф.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1904...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010