В этот критический момент Иисус вмешивается, чудесным образом умножая «пять хлебов и две рыбы», которые были у учеников (6:38–41), и насыщает целую толпу. Повествование отлично показывает изобилие пищи. Её было столь много, что возникли даже излишки: «И ели все, и насытились; И набрали кусков хлеба и остатков от рыб двенадцать полных коробов 183 ; Было же евших хлебы около пяти тысяч мужей» (6:42–43). Этот случай показывает божественную власть Иисуса над физическими элементами. Она проявляется необычным образом и порождает удивительные процессы в материальном мире. Чудо столь масштабное и великое, что евангелист Иоанн замечает в параллельной перикопе: «Тогда люди, видевшие чудо, сотворённое Иисусом, сказали: это истинно Тот Пророк, Которому должно прийти в мир!» ( Ин 6:14 ). Марк ничего такого не пишет, считая это самоочевидным, как можно догадаться из 6:52. Насыщение пяти тысяч человек имеет две особенности. Во-первых, мы видим тёплое и сострадательное отношение Иисуса к людям. Оно показано уже в первом предложении: «Сжалился над ними, потому что они были как овцы, не имеющие пастыря» (6:34) 184 . И чудо – целиком инициатива Мессии. Ученики пытались решить проблему иначе, но Иисус в беспримерном акте милости сотворил чудесный ужин. Божественная сила Иисуса отражает Его безграничную любовь к людям даже тогда, когда они этой любви не ищут. И в то же время эпизод подчёркивает важность удовлетворения человеческих нужд, причём не только духовных, но и материальных. Во-вторых, обратим внимание на формулировки в описании чудесного вмешательства Христова: «Он взял пять хлебов и две рыбы, воззрев на небо, благословил и преломил хлебы и дал ученикам Своим» (6:41). Здесь последовательно идут глаголы «взял», «воззрел (на небо)», «благословил», «преломил», «дал». Четыре из пяти этих глаголов фигурируют также в описании установления евхаристии на Тайной вечере: «Взяв хлеб, благословил, преломил, дал им...» (14:22). Как уже отмечали экзегеты, такое совпадение не может быть случайным. Ясно, что формулировка рассказа о насыщении пяти тысяч находится под влиянием рассказа о Тайной вечере 185 . Это означает, что атмосфера Страстей, доминирующая на Тайной вечере, и предчувствие смерти Господней, воплощённое в святой евхаристии, прикровенно присутствуют уже в Мк 6:41 186 . Рассказ о чудесном и дивном проявлении божественной власти Иисуса выражен словами, связанными со Страстями.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vlast-i...

Взглянув на Апостолов Андрея и Петра, Спаситель повелел: «Принесите мне пять ячменных хлебов и две рыбы, принадлежащих некоему мальчику». «Но, Господи, этого не хватит для такого множества людей», — ответили ученики. Видимо, для того, чтобы показать им, какое множество людей Иисус мог накормить этими пятью хлебами и двумя рыбами, Он повелел рассадить людей на траве по пятьдесят и сто человек и таким образом сосчитать всех. Сколько было детей и женщин, Евангелие не сообщает. Мужчин ученики насчитали пять тысяч. Видимо, детей и женщин было значительно меньше. Христос благословил принесенные Ему хлебы и рыбу и повелел разносить людям. Евангелие повествует, что ели, сколько хотели. Насытились все, и еще осталось 12 коробов (Мф.14:19–21). «…Соберите оставшиеся куски, — сказал Господь, — чтобы ничего не пропало» (Ин. 6:12). Чудо насыщения хлебами произвело потрясающее впечатление на громадную толпу евреев: -Поистине, это великий пророк! Нет! Это — Мессия! Это Тот, кто должен освободить нас от рабства римлянам! Если Он пять хлебов превратил в целую гору еды, то, тем более, может все колосья этого поля превратить в мечи. Он может вооружить нас и мы покорим весь мир, свергнем римское рабство и уничтожим царя Ирода идумеянина. Евреи не любили Ирода еще и потому, что он не был иудеем. Так примерно думала насытившаяся толпа, окружавшая Господа. Сколько раз Христос говорил слушателям: «Царство Мое не от мира сего» (Ин.18:36). Спаситель учил, что Своим приходом Он духовно покорит мир проповедью святого Евангелия и откроет врата Царства Небесного всем народам земли. Не мог понять огрубелый еврейский народ этих возвышенных слов Господа. Господь повелел ученикам сесть в лодку и отправиться на другой берег. Успокоив и распустив людей, Он взошел на гору и стал молиться Богу Отцу Своему. Вначале спокойные воды Геннисаретского моря и легкий ветер помогали движению Апостольской ладьи в сторону противоположного берега. Но вот усилился ветер, стал волновать водную поверхность. Волны становились все круче, все сильнее и чаще били в утлое судно Апостолов. Видя их попавшими в беду, Господь по волнам приблизился к ученикам. Испугались Апостолы, видя среди бушующих волн фигуру идущего Спасителя. Они подумали, что это призрак, и устрашившись, подняли крик. «…Ободритесь; это Я, не бойтесь», — сказал им подходящий к лодке Христос (Мф.14:27). Море сразу утихло, и они вскоре пристали к берегу священного озера.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arh...

Видишь ли сильное негодование? Нигде еще Он так не укорял их. Для чего же делает это? Чтобы опять отвергнуть предрассудок их касательно пищи. Почему-то тогда Он сказал только: «Еще ли не понимаете и не помните»? Здесь же с сильною укоризною говорит: «маловеры»! И кротость не везде уместна. Как давал им полную свободу говорить, так и укоряет их; а то и другое делал для их спасения. Смотри же, как Он был строг и снисходителен. Он едва не извиняется пред ними, что их укорил с такою силою, когда говорит: «Не помните о пяти хлебах..., и сколько коробов вы набрали? ни о семи хлебах..., и сколько корзин вы набрали»? Для того означает число как евших, так и остаток, чтобы, напомнив им о прошедшем, сделать более внимательными к будущему. Но чтобы тебе узнать, что произвела укоризна, и как пробудила их усыпленный ум, послушай, что говорит евангелист. Хотя Господь ничего более не сказал, а укоривши, присовокупил только: «Как не разумеете, что не о хлебе сказал Я вам: берегитесь закваски фарисейской и саддукейской? – но они, говорит далее евангелист,– тогда... поняли, что Он говорил им беречься не закваски хлебной, но учения фарисейского и саддукейского», – чего сам Он не объяснял. Смотри, сколько доброго произвела укоризна! Она заставила их отстать от иудейской разборчивости, и из беспечных сделала внимательными, и освободила их от честолюбия и маловерия, так что они перестали приходить в страх и трепет, когда случалось им иметь мало хлебов, и не заботились, чем утолить голод, но все это презирали. Так и мы не должны всегда поблажать подчиненным, равно не должны искать того, чтобы начальники наши нам поблажали. Для души человеческой необходимы оба эти врачевства (и строгость, и снисходительность). Вот почему и Бог в целой вселенной так распоряжается, что иногда употребляет строгость, а иногда – снисходительность, и не попускает быть ни благополучию без скорбей, ни бедствий без радостей. Как в природе бывает то ночь, то день, то лето, то зима, так и у нас – то печаль, то радость, то болезнь, то здоровье. Итак, не дивись, когда ты болен, – иначе должен будешь дивиться, когда ты и здоров; не смущайся, когда ты печален, – иначе должен будешь беспокоиться, когда и весел. Все совершается по естественному порядку.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Во имя Отца и Сына и Св.Духа. Аминь. Ныне, братья мои, читано было Евангелие о чудесном насыщении пятью хлебами и двумя рыбами пяти тысяч человек, не считая женщин и детей. Повторим эту историю о чуде понятным для всех языком. После того, как Господь услышал об отсечении главы Крестителя Иоанна, Он удалился один в пустынное место. Как видно далее, Господь наш шел помолиться в уединении Отцу Своему Небесному и молитвой облегчить сердце Свое, стесненное скорбью о насильственной смерти великого Пророка и Предтечи Своего. Ах, братья, и Господу не чужды были скорби, и скорби великие, смертельные, как Сам Он говорил перед Своими страданиями: «прискорбна есть душа моя до смерти» ( Мф.26:38 ; Мк.14:34 ). Так, Он шел в пустыню, чтобы излить в молитве перед Отцом Своим Небесным скорбь Свою – по друге Своем Иоанне Крестителе. Но оставит ли народ великого Чудотворца и сладкоречивейшего Учителя? И вот народ пошел за Ним из городов пешком; многое множество идет за Ним. Видит Господь толпы идущего за Ним народа, сжаливается над ним, и, обратившись, исцеляет больных, которые у них были. Но народ не отстает от Господа, а все идет дальше и дальше от своих селений. Стал уже вечер. Подходят к Спасителю ученики Его и говорят: место здесь пустынное, и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе хлеба. «Но Иисус сказал им: не нужно им идти; вы дайте им есть. Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы. Он сказал: принесите их Мне сюда. И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил, и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики – народу. И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных; а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей» ( Мф.14:13–21 ). Когда я прочитал, братья, это Евангелие, мне пришли на память весьма многие примеры, как Святые Божии человеки, живя на земле, не усумлевались никогда и из малого своего достояния питать алчущих и как Господь чудесно умножал им хлебы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! В сегодняшнем евангельском чтении вспоминается необыкновенное событие — шествие Господа нашего Иисуса Христа по водам Геннисаретского озера. После чуда насыщения несколькими хлебами пяти тысяч человек Господь, как повествует об этом более подробно евангелист Иоанн Богослов, удалился на гору для того, чтобы скрыться от тех Своих поклонников, которые неразумно желали сделать Его царем (см. Ин.6:15 ). Они не понимали, что Царство Господа нашего Иисуса Христа «не от мира сего» (см. Ин.18:36 ). После долгого ожидания и ученики Господа, и Его неразумные последователи отплыли на другую сторону озера. «А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный» (ст. 24). Господь же глубокой ночью (как пишется «в четвертую стражу ночи», что означает время далеко после полуночи) пошел по водам вслед за учениками. Я думаю, подробность о том, что лодку било волнами, евангелист Матфей приводит неслучайно. Незадолго перед этим, рассказывая о чуде насыщения несколькими хлебами пяти тысяч человек, он упоминает, что было собрано «двенадцать коробов полных» остатков ( Мф.14:20 ). Это указывает на то, что пять тысяч человек, помимо женщин и детей, насытились до такой степени, что от пяти хлебов были собраны еще и обильные остатки — двенадцать полных корзин. Так и в этом случае подробность о том, что ветер был противный и лодку било волнами, апостол Матфей приводит для того, чтобы мы, читая или слушая о шествии Спасителя по водам, еще более удивлялись. Ведь Он шел по бурному морю, по противящейся стихии, а не по гладкой и спокойной поверхности воды. Представьте себе: если иногда трудно идти по обычной холмистой местности, то сколь необыкновенно было шествие ночью по вздымающимся волнам при противном ветре. «В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю. И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали» (ст. 25–26). По-славянски вместо слова «встревожились» употреблено более емкое и, я думаю, более точное слово «смутишася»: «Смутишася, глаголюще, яко призрак есть: и от страха возопиша». И действительно: ночь, буря и вдруг — видение Господа, идущего по волнам. Несмотря на все чудеса, которые ученики уже видели, им и в голову не могло прийти, что человек может идти по воде. Им показалось, что они видят призрак, привидение, поэтому они и возопили — от страха. Подробность, передающая непосредственную реакцию учеников, вновь подтверждает истинность повествования. Не было у них ни восторга, ни радости, ни вообще чего-то такого, о чем нам хотелось бы услышать в подтверждение того, что ученики увидели чудо. Для них это видение было совершенно неожиданным, и потому они от страха закричали.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Возникла проблема с пропитанием. Что делать? Собралось по меньшей мере пять тысяч мужчин, не говоря уже о женщинах и детях! Нужно отослать их прочь, подсказал один из учеников. Купите им еды, велел Иисус. Как? Он что, смеется над ними? Для этого им пришлось бы работать восемь месяцев! Тогда Иисус велел им это таким тоном, какого они от него еще не слышали. Рассадите всех группами по пятьдесят человек, сказал он. Это было похоже на массовый политический митинг — праздничный, хорошо организованный, с соблюдением иерархии — именно то, чего можно было ожидать от Мессии. Когда мы сегодня читаем о жизни Иисуса, мы неизбежно осознаем, как это происходило. В то время никто, кроме Иисуса, этого не понимал. В группах на склоне холма раздавалось ворчание. Он ли это? Может ли это быть? В пустыне сатана развернул перед Иисусом перспективы чуда, ублажающего толпу. Сейчас уже не для развлечения толпы, а для насыщения людей Иисус взял две соленые рыбки и пять маленьких хлебов и сотворил чудо, которого все от него ждали. Три Евангелия на этом заканчивают описание данного эпизода. «И ели все, и насытились. И набрали кусков хлеба и остатков от рыб двенадцать полных коробов», — сообщает Марк с мастерской сдержанностью. Только Иоанн говорит о том, что последовало за этим. Иисус, наконец, остался в одиночестве. Пока ученики гребли через озеро, всю дорогу борясь со штормом, Иисус провел всю ночь на вершине горы, молясь в одиночестве. Позднее этой же ночью он присоединился к ним, пройдя до лодки по воде. Следующим утром, в почти комичной сцене погони за Иисусом, толпа послала несколько лодок и гонялась за Иисусом вокруг озера, как косяк рыбы, которым движет любопытство. На следующий день после сотворения одного чуда они хотели еще большего. Иисус разгадал настоящее намерение толпы: схватить его силой и короновать на царство. «Все царства мира я дам тебе», — обещал сатана. Разговор протекал между двумя сторонами, говорившими на совершенно разных языках. Иисус был непривычно резок, обвиняя толпу в том, что она движима жадностью и желает только того, чтобы набить себе животы. Он делает такие провоцирующие заявления, как: «Я есмь хлеб жизни» и «Я сошел с небес». Он говорит вещи, которые нельзя постичь: «… если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Вторичное чудесное насыщение народа Три дня продолжалось пребывание Иисуса с народом на пустынном берегу Галилейского моря. Запасы хлеба истощились, купить его негде было. Тогда Иисус, призвав Апостолов, сказал им: жаль Мне народа, что уже три дня находятся при Мне, и нечего им есть; отпустить же их неевшими не хочу, чтобы не ослабели в дороге (Мф. 15, 32). Ибо некоторые из них пришли издалека (Мк. 8, 3). Апостолы, недавно еще видевшие совершенное Иисусом чудо насыщения более чем пяти тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами, сами раздававшие народу хлеб и собравшие двенадцать коробов остатков, теперь как бы забыли это чудо и, по маловерию своему, опять высказывают недоумение: откуда нам взять в пустыне столько хлебов, чтобы накормить столько народа? Евангелист Марк, передавая вполне согласно с Евангелистом Матфеем подробности вторичного умножения хлебов, выражает недоумение Апостолов в следующих словах: откуда мог бы кто взять здесь в пустыне хлебов, чтобы накормить их? (Мф. 8, 4). Вопрос их — кто мог бы? — доказывает, как они далеки были от непоколебимой веры во всемогущество Иисуса. Недоумение Апостолов тотчас же рассеялось: Иисус совершил второе чудо умножения хлебов и насыщения ими народа. На этот раз насыщено было четыре тысячи человек, кроме женщин и детей, и собрано остатков семь корзин. Прибытие Иисуса в пределы Магдалинские Иисус не хотел отпустить от Себя голодных, но когда накормил их, то отпустил, а Сам с Апостолами (как говорит Евангелист Марк, 8, 10) сел в лодку и отправился к западному берегу моря в пределы Магдалинские, или, как говорит Евангелист Марк, в пределы Далмануфские. Далмануфа — небольшая деревня близ города Магдалы, расположенного на западном берегу Галилейского моря, поэтому пределы Магдалинские можно назвать также и пределами Далмануфскими. Встреча его фарисеями и саддукеями Как только Иисус вышел на берег, тотчас же приступили к Нему, очевидно, ожидавшие Его и нарочно собравшиеся фарисеи и саддукеи. Эти две секты всегда враждовали между собой, но в замыслах против Иисуса действовали единодушно.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2336...

Говорит им Иисус: сколько у вас хлебов? Они же сказали: семь, и немного рыбок. Тогда велел народу возлечь на землю. И взяв семь хлебов и рыбы, воздал благодарение, преломил и дал ученикам Своим, а ученики - народу. И ели все, и насытились; и набрали оставшихся кусков семь корзин полных; а евших было четыре тысячи человек, кроме женщин и детей. Научая смирению, размещает народ на земле. Научая же прежде пищи благодарить Бога, Он и Сам благодарит. Ты спросишь, каким образом там, хотя пять хлебов было и пять тысяч насытившихся, осталось двенадцать корзин, здесь же, хотя количество хлебов было большее, а число насытившихся меньшее, осталось только семь? Можно сказать, что эти корзины были больше коробов или что это сделано для того, чтобы одинаковость чуда не побудила их, учеников, забыть, потому что если бы и теперь осталось двенадцать корзин, то они могли бы, вследствие равенства чуда, забыть, что Господь в другой раз совершил чудо над хлебами. Ты же знай и то, что четыре тысячи, то есть имеющие вполне четыре добродетели, семью хлебами, то есть духовными и совершенными изречениями, питаются, ибо число семь - символ семи духовных даров. Они лежат на земле, полагая ниже себя все земное и презирая его, как и те пять тысяч легли на траве, то есть поставили ниже себя плоть и славу. Ибо всякая плоть - трава, и всякая слава человеческая - цветок полевой. Семь корзин осталось здесь в остатке, ибо духовное и совершенное было то, чего не могли съесть. Осталось то, что поместилось в семи корзинах, то есть то, что один Святой Дух знает; ибо Дух все проницает и глубины Божии (1 Кор. 2, 10). И отпустив народ, Он вошел в лодку и прибыл в пределы Магдалинские. Иисус удаляется, потому что ни одно чудо не дало Ему больше последователей, как чудо над хлебами, так что Его намеревались сделать и царем, как говорит Иоанн. Итак, Он уходит, чтобы избежать подозрения в стремлении к царской власти. Глава шестнадцатая И приступили фарисеи и саддукеи и, искушая Его, просили показать им знамение с неба. Хотя фарисеи и саддукеи отличались друг от друга догматами, однако против Христа действовали согласно. Они просят знамения с неба, например, чтобы остановилось солнце или луна. Ибо они думали, что знамения на земле совершаются дьявольскою силою и Веельзевулом. Не знали неразумные, что и Моисей в Египте сделал много знамений на земле; огонь же, сошедший с неба на имущество Иова, был от дьявола. Поэтому не все, что с неба, от Бога и не все, что бывает на земле, от демонов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1867...

Господь приглашает нас к участию в Своем небесном пире. Эта зеленая трава среди пустыни, где Господь угощает всех, и есть те пажити, на которые, согласно Псалму, Сам Бог-Пастырь ведет Свой народ, та трапеза, которую Он приготовил для нас в виду врагов наших (Пс. 22, 2, 5). «И сели рядами по сто и по пятидесяти» — и эти подробности неслучайны. Они означают организацию народа Божия в будущей Церкви. И пять тысяч, которые насытились, уже не просто толпа, а собранный воедино вокруг Христа новый народ. Евангелие показывает, что значит изобилие плодов земных, о котором молится Церковь. В Своей безграничной щедрости Бог дает жизнь с избытком. Двенадцать полных коробов с остатками пищи — по числу двенадцати колен Израиля и по числу апостолов. Это значит, что совершилось не просто чудо, а сверхчудо. Теперь и другие народы могут насыщаться от Господней трапезы. Дар Божий не знает пределов ни на земле, ни в вечности. Пятница Мк, 26 зач., 6, 45—53 Тогда понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться вперед на другую сторону к Вифсаиде, пока Он отпустит народ. И, отпустив их, пошел на гору помолиться. Вечером лодка была посреди моря, а Он один на земле. И увидел их бедствующих в плавании, потому что ветер им был противный; около же четвертой стражи ночи подошел к ним, идя по морю, и хотел миновать их. Они, увидев Его идущего по морю, подумали, что это призрак, и вскричали. Ибо все видели Его и испугались. И тотчас заговорил с ними и сказал им: ободритесь; это Я, не бойтесь. И вошел к ним в лодку, и ветер утих. И они чрезвычайно изумлялись в себе и дивились, ибо не вразумились чудом над хлебами, потому что сердце их было окаменено. И, переправившись, прибыли в землю Геннисаретскую и пристали к берегу. Сегодняшнее Евангелие — о буре на море и о страхе, который естественно охватывает человека во время бури. Море в Священном Писании — иногда дорога к другим, в другую страну, но также и угроза хаоса, беспорядка, смерти — от начала творения Божия, когда Бог разделяет воды и ставит предел, который воды не должны прейти, до Потопа, который снова приносит смешение вод, неба и земли и смерть людям, отделяющим себя от Бога, до Иова, утверждающего, что только Бог может укротить разрушительную силу моря, до бури в сегодняшнем Евангелии и до видения небесного Иерусалима в Апокалипсисе, где «прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет» (Откр 21, 1).

http://moral.ru/седмица-15-я-по-пятидеся...

Господь сказал им: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской (лицемерия), а они, рассуждая между собою, говорили: это сказано к тому, что у нас нет хлебов (Ср.: Мф. 16:6–7 ). Заметьте, заботятся о хлебах тленных при Хлебе Животном, сшедшем с небес (Ср.: Ин. 6:41 ), Каков есть Иисус Христос, Который и камни может претворить словом в хлебы или один хлеб умножить в тысячи. Вот немощь и слепота плотского человека! Находясь у Самого Источника жизни, он надеется не на этот приснотекущий и вечный Источник, а на тленный, немощный, плотский, скоропреходящий способ поддержания одной тленной жизни тела своего. Иисус, уразумев, говорит им: что рассуждаете о том, что нет у вас хлебов? Еще ли не понимаете и не разумеете? Еще ли окаменено у вас сердце? Имея очи, не видите? имея уши, не слышите? и не помните? Когда Я пять хлебов преломил для пяти тысяч человек, сколько полных коробов набрали вы кусков? Говорят Ему: двенадцать. А когда семь для четырех тысяч, сколько корзин набрали вы оставшихся кусков? Сказали: семь. И сказал им: как же не разумеете? ( Мк. 8:17–21 .) – Здесь Господь обличает в них маловерие и ложную надежду на пищу. – Впрочем, эти слова относятся вполне и к нам. Ведь мы – ученики Христовы, и Он с нами так же, как и с апостолами» 529]. «Укажу на один пример простоты нрава и прямой и живой веры апостола Петра. Когда современники Господа Иисуса Христа думали о Нем различно и не веровали в Него как в Сына Божия: одни думали, что Он Иоанн Креститель, а другие, что Он Илия пророк, третьи, что Он Иеремия, или который-либо из древних пророков, воскресший из мертвых, – апостол Петр на вопрос Иисуса Христа ученикам: за кого почитаете Меня вы? – прямо отвечал: Ты еси Христос, Сын Бога Живаго (Ср.: Мф. 16:15, 16 ). И эта вера в Петре была так искренна и тверда еще до обновления Духом Святым, что Господь назвал его блаженным: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах ( Мф. 16:17 ). А это значит, что Петр достоин был такого откровения Отца Небесного о Сыне Своем за свою простоту, чуждую всякого лукавства и сомнения, как и Господь засвидетельствовал о том, говоря: исповедаютися Отче, Господи небесе и земли, яко утаил еси сия, то есть тайну воплощения Сына Божия, от премудрых и разумных и открыл еси та младенцем ( Мф. 11: 25 ), то есть людям простым.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010