Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕТЛУЖСКОЕ ВИКАРИАТСТВО первоначально Костромской, затем Нижегородской епархии, создано в 1922 г., названо по г. Ветлуга. Учреждение викарных кафедр в кон. 10-х - 20-х гг. XX в. происходило в соответствии с определением Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. об увеличении числа викарных епископов и повышении степени их самостоятельности. 2 апр. 1922 г. во епископа Ветлужского был хиротонисан Григорий (Козлов) . 5 июля того же года Ветлужский у. был передан из Костромской губ. в Нижегородскую, В. в. перешло в Нижегородскую епархию. Еп. Григорий активно препятствовал распространению в вик-стве обновленчества , окормлял приходы соседнего Яранского вик-ства Вятской епархии, поскольку Яранский еп. Сергий (Корнеев) перешел в обновленческий раскол. В 1923 г. еп. Григорий был арестован и выслан из Ветлуги, в февр. 1926 г. назначен епископом Печерским, викарием Нижегородской епархии. В окт. 1926 г. во епископа Ветлужского был хиротонисан Николай (Голубев) . После издания «Декларации» 1927 г. еп. Николай перешел в оппозицию к Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергию (Страгородскому) , и 12 февр. 1928 г. был отправлен на покой. 1 авг. 1929 г. на В. в. с Городецкого вик-ства Нижегородской епархии был переведен еп. Неофит (Коробов) . 6 авг. 1937 г. еп. Неофит вместе со священниками Ветлужской округи был арестован, перевезен в г. Горький, 11 нояб. 1937 г. приговорен к расстрелу. Впосл. В. в. не замещалось. 6 окт. 1998 г. на возобновленное В. в. был назначен еп. Аркадий (Афонин) , к-рый 29 дек. следующего года был переведен на Южно-Сахалинскую кафедру. 12 марта 2002 г. Ветлужским епископом определено быть Феодосию (Васневу) , 21 апр. состоялась хиротония. 26 дек. 2002 г. еп. Феодосий был переведен на Тамбовскую кафедру. Новых назначений на В. в. не последовало. Ист.: Определения Свящ. Синода//ЖМП. 1998. 11. С. 5; Наречение и хиротония архим. Феодосия (Васнева) во еп. Ветлужского, вик. Нижегородской епархии//Там же. 2002. 5. С. 44. Лит.: За Христа пострадавшие. С. 337; Тихон (Затёкин), игум. , Дегтева О. В. , Куранова О. В. Святители земли Нижегородской. Н. Новг., 2003. С. 456, 457-458, 468-469, 516, 521. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/158280.html

Из архиереев правой оппозиции под удар попал епископ Афанасий (Сахаров), находившийся тогда в заключении, и, по не вполне достоверным сведениям, епископ Арсений (Жадановский).    Несравненно больше жертв понес епископат, состоявший в каноническом послушании патриаршему Местоблюстителю митрополиту Сергию. В ноябре 1937 г. был арестован находившийся на покое и живший в маленьком доме на станции Удельной под Москвой один из самых видных церковных деятелей XX в. митрополит Серафим (Чичагов). Постановлением ОСО УНКВД тяжело больной и почти неподвижный старец был приговорен к смертной казни и расстрелян 11 декабря, останки священномученика Серафима захоронены в Бутове. В Казани арестовали и расстреляли правящего архиерея архиепископа Венедикта (Плотникова), уже ранее приговоренного к смертной казни по делу священномученика Вениамина, но потом помилованного. 25 июля 1937 г. в Нижнем был арестован правящий митрополит Феофан (Туляков). В тюрьме владыку подвергли жестоким пыткам, а 21 сентября особой тройкой областного управления НКВД он был приговорен к расстрелу и 4 октября казнен. Затем арестовали и викарного архиепископа Богородского Александра (Похвалинского) вместе с 13 священниками и диаконами приходских церквей. Тройкой НКВД все арестованные были осуждены на смертную казнь и 11 декабря расстреляны. Арестованы, а потом приговорены были к смертной казни викарий Нижегородской епархии епископ Ветлужский Неофит (Коробов) и проживавший на покое престарелый епископ Фостирий (Максимовский), все духовенство Ветлуги и множество мирян. Епископ Фостирий замерз на этапе в варнавинскую тюрьму.    В октябре 1937 г. был арестован Патриарший экзарх Украины митрополит Киевский Константин (Дьяков). После 12 дней пыточных допросов его расстреляли. Одной из своих родственниц, особенно тяжело переживавшей его гибель, владыка явился во сне стоящим на пустыре у свеженасыпанного могильного холма и сказал: «Здесь лежит мое тело». На Лукьяновском кладбище, расположенном возле тюрьмы, где расстреляли владыку, она обратилась к одному из кладбищенских сторожей, внушившему ей своим видом особое доверие, и он оказался тем самым могильщиком, кто зарывал останки убитого митрополита.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

20] . В контексте письма и в связи с проводимой в стране кампанией по нейтрализации лиц, недовольных внедрением колхозов, о. Александр считался врагом коллективизации уже потому, что, не войдя в колхоз, он получал высокие урожаи на своих полосках, тем самым дискредитировал колхозный строй и, по мысли большевиков, был врагом, относящимся как к 1-ой, так и ко 2-ой группе контрреволюционного элемента. На самом деле секрет успешного ведения хозяйства был прост: о. Александр вел хозяйство по науке, выписывал журналы, использовал советы опытных крестьян. К священнику за практическими советами обращались многие крестьяне, что вызывало раздражение властей – авторитет священника как духовного лица и высокообразованной культурной личности подрывал веру в правильность политики властей, направленную на уничтожение крепких крестьянских хозяйств (на обвинение их в контрреволюционности – прим. автора) и объединение крестьянских хозяйств в колхозы. Священнослужители Георгиевской церкви и члены их семей в 1929 году были лишены избирательных прав. Само существование священника становилось угрозой для деятельности властей. 5 июля 1922 года территории Варнавинского и Ветлужского уездов Костромской губернии вошли в Нижегородскую область. В том же году в Ветлуге было учреждено викариатство Костромской епархии , административно перешедшее затем в Нижегородскую епархию. В 1929 года епископом Ветлужским , викарием Нижегородской епархии, назначается Неофит (Коробов, 1937), человек, обладавший, по воспоминаниям современников, большим смирением, нищелюбием, обладавший даром прозорливости. Будучи ревнителем церковного благочестия, он постоянно призывал свою паству к исполнению церковных правил и исправлению жизни. Также он создал кассу взаимопомощи заключенным в тюрьмы и лагеря священникам . В начале 1932 года о. Александр Полленский, как человек, пользующийся авторитетом в среде духовенства и среди односельчан, был назначен благочинным Мантуровского церковного округа. Односельчане до сих пор вспоминают его добрым словом.

http://bogoslov.ru/article/4850091

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЙ Николай (Чуфаровский), архиеп. Рязанский и Касимовский. Фотография. 60-е гг. XX в. Николай (Чуфаровский), архиеп. Рязанский и Касимовский. Фотография. 60-е гг. XX в. (Чуфаровский Александр Матвеевич; 13.11.1884, с. Чуфарово Ростовского у. Ярославской губ.- 7.03.1967, Ярославль), архиеп. Рязанский и Касимовский. Из семьи псаломщика. В 1895-1901 гг. учился в ростовском Димитриевском ДУ, после чего поступил в Ярославскую ДС. Окончил семинарию в 1908 г. со званием студента и в том же году поступил на юридический фак-т Варшавского ун-та. После 2-го курса был вынужден прервать учебу, т. к. его семья оказалась в бедственном положении после 2 пожаров, уничтоживших дом и все имущество. 14 нояб. 1910 г. Угличский еп. Иосиф (Петровых ; впосл. митрополит) рукоположил его во иерея к Успенскому собору в Ростове Ярославской губ. Во время первой мировой войны с 1915 г. служил полковым священником 206-го запасного пехотного полка. С 1918 г. клирик Успенского собора в Ростове, в том же году возведен в сан протоиерея Ярославским и Ростовским митр. священноисп. Агафангелом (Преображенским) . 8 июля 1920 г. арестован и 26 июля приговорен к году лишения свободы условно без предъявления к.-л. обвинения. Арест, видимо, был связан с его деятельностью в должности заведующего местным ликвидационным отделом церковных имуществ (территориальное подразделение Отдела по проведению в жизнь декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» Наркомата юстиции, которое занималось регистрацией церковных приходов). В 1923 г. назначен настоятелем ростовского Успенского собора. В 1924 г. собор передан в ведение Ростовского музея, однако верующим удалось заключить соглашение с музеем и продолжать богослужения в храме. В это время церковная община Успенского собора считалась общегородской. От каждого приходского совета Ростова в совет собора направлялись по 2 делегата, т. о. обеспечивалось представительство всех городских приходов. Прот. Чуфаровский являлся настоятелем Успенского собора до апр. 1926 г., когда его сменил на этой должности архим. Неофит (Коробов ; впосл. епископ), настоятель Авраамиева ростовского в честь Богоявления мон-ря (монашеская обитель также входила в состав общегородской соборной общины).

http://pravenc.ru/text/2566024.html

13(26).06.1928–1928: Герман Ряшенцев Вятская см. Кировская Гайсинская (обн.) 1924–1925: Иоаким Пухальский Гайсинская (укр.) 1927–1927 (?) Николай Борецкий Галицкая см. Львовская Гдовская 24 .01(06.02).1910 –25.05(07.06).1917: Вениамин Казанский 1917–1925: 30 .12(12.01).1925–12.1927: Димитрий Любимов Гдовская (иос.) 12 .1927–1934: Димитрий Любимов Гдовская (обн.) 21 .07(03.08).1926–1933: Николай Платонов Гельсингфорсская 1940–: Александр Карпин Гжатская 29 .03(11.04).1921–1923: Феофан Березкин 1923–1927: Феофан Березкин, паки Гжатская (обн.) 1923–1923: Феофан Березкин Глазовская 17(30).01.1905–1918: Павел Поспелов 1919–1921: Николай Покровский 1923–1927: Виктор Островидов 1924–1927: Симеон Михайлов 1926–10.1926: Мелхиседек Аверченко 02(15).11.1928–2.1929(?): Иоанн 22 .02(07.03).1929–1931: Авраамий Дернов 1931–1935: 09(22).05.1935–25.12(07.01).1936: Авраамий Дернов, паки Глуховская 14(27).09.1923–1923: Дамаскин Цедрик, в. у. Гомельская 13(26).01.1913–1922: Варлаам Ряшенцев , в. у. 1922–1924: 1924–03.1925: Никон Дегтяренко, в. у, 09(22).03.1925–04(17).03.1934: Тихон Шарапов 1926–1926: Варлаам Пикалов, в. у. 1926–1933: 1933–1933: Стефан Адриашенко, в. у. 17(30).12.1934–14(27).05.1935: Серафим Кокотов Гомельская (обн.) 1923–1923: Тихон Василевский 07(20).11.1923–01(14).05.1924: Пётр Сергеев 1923–1925: Константин Булычев, в. у. 05(18).07.1924–08(21).01.1925: Симеон Канарский 10 .1925–16(29).06.1926: Пётр Виноградов 1926–1929: 1929–1933: Досифей Степанов 1931–1935: Варлаам Покровский Гомельская (укр.) 1943–1943: Григорий Бартошевич Горийская 15(28).01.1912–12(25).03.1917: Антоний Георгадзе Горно-Алтайская и Горно-Алтайская (обн.) см. Алтайская и Алтайская (обн.) Городецкая 25 .04(08.05).1927–19.07(01.08).1929: Неофит Коробов Городнянская 1917–1922: Никифор Богословский Никон 1926–1927: Матфей Храмцев Горьковская 13(26).08.1910–28.03(10.04). 1918: Иоаким Левицкий 1918–03 (16).06.1922: Евдоким Мещерский 06 .1922–03.1924: 18(31).03.1924–14(27).04.1934: Сергий Страгородский 13(26).09.1929–29.01(11.02). 1934: Александр Похвалинский, в. у.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Родился в 1873 году в семье протоиерея Троицкого собора г.Вельска Вологодской епархии. Обучался в Вологодской духовной семинарии. В 1893 году окончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия и I января 1899 года назначен на должность миссионера-проповедника Вологодской епархии. 9  марта 1908 года пострижен в монашество, 15 авг. рукоположен во иеромонаха и 13 окт. того же года назначен исполняющим должность настоятеля Вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря. 20 дек.1908 года утвержден в должности Вологодского епархиального миссионера. 22 марта 1909 года возведен в сан игумена и 9 сент. назначен членом епархиального училищного совета. 5 июля 1910 года возведен в сан архимандрита. 5 апр.1911 года – благочинный 2-го округа монастырей епархии. 10  марта 1913 года хиротонисан во епископа Измаильского, вик. Кишиневской епархии. Хиротония состоялась в Воскресенском соборе г.Вологды. Чин хиротонии совершали: архп. Ярославский Тихон, еп. Кикон, член Свящ.Синода; Александр, еп. Вологодский; Алексей, еп. Великоустюжский; Антоний, еп. Вельский и Амвросий, еп. Михайловский. С 13 ноября 1914 года – епископ Прилукский, вик. Полтавской епархии. Полтавским викарием пробыл около трех лет. 16 окт.1917года назначен еп. Старобельским, вик. Харьковской епархии. 17/30 мая 1918 года поручено временное управление Харьковской епархией. Умер в конце 1918 года от тифа, а по другим сведениям – в 1921 году. Был постоянным сотрудником журнала «Слово”. Труды: “Речь, произнесенная 9 марта 1913 года в Крестовой церкви Вологодского архиерейского дома при наречении его во епископа Измаильского, второго викария Кишиневской епархии” «Приб. к «ЦБ» 1913, 12, стр.522–524. „B дар ХРИСТУ». Сергиев Посад, 1917. Литература: «Церк.Вед. " 1913, стр.66. -“- 1914, 47, стр.538. -“- 16, стр.140. -“- 1917, стр.402. -“- 1918, 21–22, стр.163. «Приб.к «ЦВ» 1913, стр.522–524. -“- 1918, 7–8, стр.327. ФАМ II, 62, стр.2. «Наречение и хиротония настоятеля Вологод. Спасо-Прилуцкого монастыря архим. Неофита во епископа Измаильского, 2-го вик. Кишиневской епархии».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Афанасия и Благовещения. Этими дарами сопровождалось прошение молиться «о нашем здравие и о нашей великой княгине Соломаниде и о наших детех» (т. е. о даровании наследника). Др. просьба касалась присылки «книжного переводчика». Тверской еп. Нил также отправил (через Коробова) дары Патриарху. Кроме того, на Св. Гору была послана великокняжеская грамота, даровавшая святогорским монахам право на свободный проезд в Россию для сбора милостыни. Копыл-Спячий и Варавин вернулись в Москву в 1518 г. (Коробов - в 1516). Они прибыли вместе с посольством К-польского Патриарха Феолипта I , приезд к-рого означал возобновление контактов между Русской и К-польской Церквами, прерванных во 2-й пол. XV в. в связи с установлением автокефалии Русской Церкви. В Патриаршее посольство входили митр. Зихны (Янины) Григорий, Патриарший иеродиак. Дионисий, ватопедские монахи - переводчик прп. Максим Грек, духовник Неофит и мон. Лаврентий, от Пантелеимонова мон-ря - его бывш. игумен Савва со свящ. Пахомием и иноком Матфеем. В своей грамоте митр. Варлааму Патриарх Феолипт титуловал его «митрополитом Киевским и всея Руси» и «митрополитом Московским и всея Руси», что означало признание К-полем каноничности поставления рус. Первоиерарха. Игум. Пантелеимонова мон-ря в грамоте В. И. призывал его быть «ктитором отчины своей, дому и обители святого Пантелеимона» и предсказывал «великую мзду и милость... от Бога... Будут первии последними, а последнии первыми». В грамоте изложено также «моление великому государю» обратиться к тур. султану с просьбой («речью») отменить десятину с монастырской пашни, идущей на содержание обители. Крупным событием правления В. И. были церковные Соборы 1525 и 1531 гг.- важное звено не только в борьбе между нестяжателями и иосифлянами (см. Иосиф Волоцкий ), но и в решении 2 важных вопросов гос. и церковной жизни - о престолонаследии и о статусе Русской Церкви, ее автокефалии, месте среди других правосл. Церквей. Неизвестно, были ли попытки со стороны Патриаршего посла митр. Григория обсуждать вопрос о статусе Русской Церкви во время его пребывания в Москве.

http://pravenc.ru/text/150787.html

е. о даровании наследника). Др. просьба касалась присылки «книжного переводчика». Тверской еп. Нил также отправил (через Коробова) дары Патриарху. Кроме того, на Св. гору была послана великокняжеская грамота, даровавшая святогорским монахам право на свободный проезд в Россию для сбора милостыни. Копыл-Спячий и Варавин вернулись в Москву в 1518 г. (Коробов – в 1516). Они прибыли вместе с посольством Константинопольского Патриарха Феолипта, приезд которого означал возобновление контактов между Русской и Константинопольской Церквами, прерванных во 2-й пол. XV в. в связи с установлением автокефалии Русской Церкви. В Патриаршее посольство входили митрополит Зихны (Янины) Григорий, Патриарший иеродиак. Дионисий, ватопедские монахи переводчик прп. Максим Грек , духовник Неофит и монах Лаврентий, от Пантелеимонова монастыря – его бывшего игумен Савва со свящ. Пахомием и иноком Матфеем. В своей грамоте митр. Варлааму Патриарх Феолипт титуловал его «митрополитом Киевским и всея Руси» и «митрополитом Московским и всея Руси», что означало признание Константинополем каноничности поставления русского Первоиерарха. Игумен Пантелеимонова монастыря в грамоте Василий III Иоаннович призывал его быть «ктитором отчины своей, дому и обители святого Пантелеимона» и предсказывал «великую мзду и милость... от Бога... Будут первии последними, а последнии первыми». В грамоте изложено также «моление великому государю» обратиться к тур. султану с просьбой («речью») отменить десятину с монастырской пашни, идущей на содержание обители. В Москве придавали большое значение факту прибытия Патриаршего посольства. Известия о его приезде и отъезде вошли в летописи. Патриаршие грамоты митр. Варлааму включены в «митрополичий формулярник», они же, как и грамоты великому князю, помещены в посольской книге «греческих дел». Патриаршие посланцы (и др. греч. монахи) присутствовали на похоронах брата В. И.– князя Семена. Посольство находилось в Москве ок. 1,5 лет и вернулось с богатыми дарами (не только деньгами, но также иконами, одеждами и др.). Вместе с ним был отпущен прибывший ранее монах монастыря Ксиропотам Исаия, также с милостыней. В 1518–1519 гг. в Москве находился старец Синайского монастыря Климент, с которым также была отправлена милостыня (на 600 золотых соболями, белками, лисицами, моржовой костью и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/no...

Сведения по истории обители в 1917-1923 гг. скудны. После 1918 г. у насельниц были конфискованы весь сельскохозяйственный инвентарь, скот. В 1919 г. здесь проживало 15 мантийных и 36 рясофорных монахинь, 36 послушниц. Обязанности настоятельницы исполняла казначея мон. Ксения. В 1923 г. в А. р. м. прихожане окрестных слобод организовали религ. общину (ок. 100 чел.), первым настоятелем к-рой стал нмч. архим. Неофит (Коробов). Согласно уставу общины, она создавалась «на началах сохранения догматической целости и чистоты Вселенской православной Церкви, возглавляемой преемственной от св. апостолов иерархиею» (РФ ГАЯО. Ф. Р-148. Оп. 1. 41. Л. 2-4). 3 марта 1926 г. здания А. р. м. были официально переданы Ростовскому музею древностей, однако община продолжала существовать до 16 июля 1929 г., когда постановлением Президиума ВЦИК она была ликвидирована (РФ ГАЯО. Ф. Р-6. Оп. 1. 53. Л. 63). После ее закрытия духовенство, окормлявшее членов общины,- архим. Сергий (Озеров), иером. Павел (Баляба), диак. Онисим Слинько - служило в Успенском соборе Ростова. Дальнейшая их судьба неизвестна. По воспоминаниям современников, после прекращения богослужений в мон-ре остались лишь монахини Маргарита, Елена, Агафия и Трифена, духовно окормлявшиеся архим. Симеоном (Филипповым) из ростовского Петровского мон-ря. Мон. Маргарита прожила в бывш. мон-ре до кон. XX в., остальные сестры были репрессированы. С 1919 г. помещения настоятельского, братского корпусов и 1-го этажа Введенского храма, а с 1925 г.- трапезной, пристроенной к настоятельскому корпусу, занимали разнообразные жилищные конторы Ростова. В нек-рых зданиях были устроены жилые помещения для работников фабрики «Рольма», в настоятельском корпусе недолгое время размещалась тюрьма. Кроме того, комитет социального обеспечения разрешил реквизировать в А. р. м. помещения для детских яслей - Введенский храм. Вероятно, в 1919 г. в нем прекратились богослужения. В 1929 г. была разобрана монастырская ограда, снесено кладбище, на месте к-рого планировалось разбить сквер. По инвентарной книге бюро технической инвентаризации, 2-й этаж Введенского храма в 1961 г. занимал санаторий отдела здравоохранения Ростовского горисполкома. Согласно той же книге, в 1967-1988 гг. Богоявленский собор и Введенский храм занимал ГМЗРК. Храм Иоанна Богослова, а также иконы из его иконостаса в с. Богослов в 2000 г. принадлежали ГМЗРК.

http://pravenc.ru/text/62894.html

и иные с ними. Священник Владимир Карпинский, священник о. Сергий, псаломщик Иоанн Тарутанов, староста Алексей Мигунов, жена его Ирина и раба Божия Мария Шипилова................ 134 СЕНТЯБРЬ 21.09 (04.10) Митрополит Феофан (Туляков)................ 140 22.09 (05.10) Блаженная Парасковья Саровская............. 143 ОКТЯБРЬ 17.10 (30.10) Архиепископ Александр (Щукин).............. 155 24.10 (06.11) Епископ Лаврентий, викарий Нижегородской епархии, протоиерей Алексей................ 161 Мученики, исповедники и подвижники благочестия нижегородские: архиепископ Иоаким (Левицкий), епископ Неофит (Коробов), блаженная Степанида, священники Владимир Драницын, Сергей Кислицын, Андрей Скворцов, Григорий Весновский, Алексей Чудецкий, Александр Благовещенский, Александр Карпинский, Иоанн Сахаров, Иоанн Сеготский, Иоанн Розанов, Владимир Слободской, епископ Фостирий (Максимовский), миряне Николай Шумов, Николай Лебедев, Пиама, Иоанн, монахиня Вера, протоиерей Иоанн Знаменский, протодиакон Иоанн Воздвиженский, диакон Николай Воздвиженский, регент Михаил Вячеславов, игумен Дорофей Павлов, священник Вячеслав Ильинский, игумен священник Михаил Скомицкий, и сын его Константин, миряне: Косма Боганов, Никифор Шишканов, регент Порфирий, Александр Савелин, Петр Делява, Петр Левадонов, священники Александр Крылов, Павел Борисоглебский, Порфирий Колосовский, мирянин Николай Филиппов, священник Михаил Адамонтов, диаконы Иоанн Мошков и Вениамин Владимирский, раба Божия Елизавета Сидорова, священники Алексей Молчанов, Валентин Никольский, мирянин Иаков Гортинский, монахиня Анна (Ежова), священники Иоанн Лазарев, Петр Сахаровский, Иоанн Никольский, Андрей Бенедиктов, Александр Беляков, диакон Андрей Батистов, миряне А.Д.Овсянников, А.Н.Никольский, В.С.Цветков, священники Виктор Лебедев, Макарий Кряжев, Николай Надешов, Иоанн Сатирский, диакон Павел Архангельский, священники Иоанн Ромашкин, Петр Лебединский, Николай Хвощев, Александр Никольский, миряне Александр Блохин, Петр Лонсков, Стефан Матюшин,

http://fond.ru/izdaniya-fonda/mucheniki-...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010