Песня, будучи синтезом трех основных искусств, является сердцевиной вообще нашей культуры. У любого из великих русских писателей можно найти гимн песне. Несколько стихотворений Пушкина , отступления в " Мертвых душах " Гоголя, знаменитые тургеневские " Певцы " , великолепный, по-моему, лучший рассказ Бунина " Косцы " - всего перечислить невозможно. То есть это даже не первостепенная, а уникальная ценность, из которой все как бы вырастает. Кроме того, что особенно интересно, благодаря песне русская культура является всенародной. Когда в прошлом веке подавляющее большинство людей было неграмотно и стихи, прямо скажем, читало ничтожное их число - стихи-то уже были, то есть были и Пушкин, и Лермонтов, и Некрасов, даже изысканный Фет, - именно благодаря песне их поэзия становилась всенародной. Кстати, только в России возможно, чтобы такое глубокое стихотворение, как стихотворение Лермонтова " Выхожу один я на дорогу " , стало народной песней. И обратите внимание, что произошло недавно, когда устроили эту пародию " Старые песни о главном " (широко разрекламированное телевизионное шоу с участием так называемых " звезд " современной эстрады. - Прим. ред.). Получилась, с моей точки зрения, замечательная вещь: они хотели спародировать, а у них не вышло. То есть присутствует что-то в генах, что не дало возможности эти песни спародировать. Надо прямо сказать, что нас захлестывает не только вал всего " американского " , но и " барды " заглушали, оттесняли русскую песню. В частности, потому, что никакое то было не пение. Это - диссидентская мелодекламация. Не буду скрывать: я тоже в конце 50 - начале 60-х увлекался тем же Окуджавой. Я считаю даровитым Высоцкого. Недавно я, кстати, напечатал о нем большое интервью, где сказал то, что думаю теперь: что песни Высоцкого, конечно, выразили его время - но и только, и дальше жить они не будут. В них нет жизненно-творческого начала. В подтверждение я привел случай: когда-то ко мне приехали два молодых человека из Белгородской области, оба - учителя средней школы, и говорят мне: Шукшин и Высоцкий для нас - бесценны. Я говорю им: это все-таки очень разные явления. А тогда как раз " Калина красная " шла... Обратите внимание, говорю я им, - герой Шукшина от неправедно, дико прожитой жизни плачет и катается по земле, за ним видна церковь, но он на нее не смотрит, не замечает, - а вот Шукшин-то эту церковь видел! Что же касается Высоцкого, - он совершенно совпадал со своими героями и видел только то, что и они. Я готов согласиться, что герои Высоцкого - это герои и Шукшина, но Шукшина над ними нет...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2001/0...

Рубрики Коллекции «Кредиты, пустой кошелёк, пара кусочков хлеба» — история о непрошеном чуде 2 мин., 15.12.2019 Поделиться В жизни бывают разные периоды. Для пишущего человека, такого, как я, период безденежья — это, наверное, роскошь, шик. «Вот ты и добился признания у Господа, вот наконец! Впору сказать в такой момент: „Блаженны нищие духом!“» Да и если вспомнить: многие великие творцы жили в нищете. Но на практике восторга от понимания, что денег нет, испытать не получилось. Осталась проза: кредиты, пустой кошелёк, пара кусочков хлеба и один кусок плавленого сырка, что дали мне в группе поддержки при храме. Бениамин Басов. Чехов В таком положении стояла я намедни возле церковной лавки. Парадокс: не грезился мне сытный суп или пирог, не беспокоили мысли о набойках на сапоги и нарядах... Словом, волновало совсем не то, о чём, казалось бы, я думать должна. Только сегодня одна женщина рассказывала, что была на выставке художника, которого я очень люблю. И душа моя болела только об одном: я мечтала соприкоснуться с миром картин. Хоть как-нибудь, хоть краешком. Но у меня денег нет, поэтому я лишь порадовалась за неё да вздохнула: «Не мечтай!» Бениамин Басов. Смотрящий вдаль Решила подойти к столику с бесплатными книгами, которые оставляют обычно прихожане. (Не все знают, но в храмах бывает и такая благотворительность.) И вижу — Некрасов, «Стихотворения. Поэмы». Беру! И стало радостнее как-то. А потом вдруг книга… с картинами! Мария Чегодаева, маленькими буквами: «Графика» и большими: Бениамин Басов! И вот оно чудо! Стою теперь и листаю страницу за страницей — состоялась моя встреча с художником. Он, конечно, не «тот самый», на чью выставку я не попала, но может быть, даже лучше! Бениамин Басов. Ф. М. Достоевский «Бедные люди» Бениамин Басов, как оказалось, иллюстрировал произведения Достоевского и Чехова, делал цикл рисунков к литературе о Великой Отечественной войне, а также с любовью изображал столицу России и Подмосковье. И вот они — портрет, пейзаж, рисунок — теперь мои! Господи, какое же непрошеное чудо! «На выставку пока не пойдём, но вот тебе альбомчик!» — словно бы шепнул тёплый и родимый голос. Но чей? Мне кажется, я это знаю… От редакции: Московские храмы, в которых действует такой вид благотворительности: храм свв. бесср. Космы и Дамиана в Шубине и храм святителя Николая Мирликийского у Соломенной Сторожки. Вы можете принести свои книги и оставить их на столике при входе. Если вы знаете ещё подобные приходы, сообщите о них в комментариях под этим рассказом. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/kredity-pustoj-koshelyok-...

Алексей Толстой Толстой Алексей Константинович, граф (1817–1875) – поэт, драматург. Автор одного из самых популярных романсов «Средь шумного бала» (музыка П.И. Чайковского), исторического романа «Князь Серебряный», исторических драм «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис», стихотворной сатиры «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева», создатель (вместе с двоюродными братьями Алексеем и Владимиром Жемчужниковыми) сатирического образа Козьмы Пруткова. «Против течения» – так называется программное стихотворение Алексея Толстого, отразившее своеобразие его места в литературе и общественно-политической жизни того времени. Будучи крупным чиновником, а с 1856 года – флигель-адъютантом императора Александра II, он прилагал все усилия, чтобы добиться отставки. «Не дай мне, Феб, быть генералом, не дай безвинно поглупеть!» – восклицает он в стихотворной шутке. Опубликовав в некрасовском «Современнике» несколько подборок стихов и первую серию сатир Козьмы Пруткова, он приходит к выводу, что с Некрасовым и Чернышевским у него «разные пути». Сблизившись после разрыва с «Современником» с «Русской Беседой» и Иваном Аксаковым, он вскоре убеждается, что со славянофилами ему тоже не по пути. «Двух станов не боец, но только гость случайный» – так определит он свою «позицию». В 60-е годы обозначится и третий «стан». Фет, Аполлон Майков и Полонский объединятся в «тройственный союз», противопоставивший идеологическому примату («Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан...») идею «чистого искусства». В этот союз вошли А.Н. Апухтин, А.А. Голенищев-Кутузов, К.К. Случевский. Эстетика «чистого искусства» была ему наиболее близка, но и с «тройственным союзом» сближения не произошло. «Гляжу с любовью я на землю, но выше просится душа» – так выразит он свое отношение к поэтическому пантеизму адептов «чистого искусства». В одном из писем признается: «Я верю в Бога, и у меня не высокое мнение о разуме человеческом, и я не верю тому, что он называет возможным и невозможным – я верю больше тому, что я чувствую, чем тому, что я понимаю, так как Бог дал нам чувство, чтобы идти дальше, чем разум. Чувство – лучший вожак, чем разум, так же, как музыка совершеннее слова... Никогда и ничто не заставит меня роптать на Бога, в которого я верую всецело и безгранично».

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

А в начале девяностых он приехал как-то и меня очень попросил прийти к нему на вечер. Мы пошли с женой в Дом литераторов, и я был потрясен. В зале на 350 мест сидело 100 человек. На вечер Евтушенко пришло 100 человек! Потому что уже было разномыслие, съезды народных депутатов, разные движения, все вышло наружу. И стихотворцы, которые в этом участвовали, перестали быть востребованы в этом ключе, в этом качестве. Потому как все же если ты поэт — то это в первую очередь " робкое дыхание " Фета, а не некрасовское " зашел я на Сенную, там били женщину кнутом " . - Стадионы, площади любили Евтушенко. А Иосиф Бродский не любил. Почему? — Ну, с Бродским отдельный разговор. Вы спросите, любил ли Бродский Тютчева, и узнаете, что Тютчева он тоже не любил, так что попасть в разряд тех, кого не любил Бродский, на мой взгляд, очень почетно. - Ваше любимое стихотворение Евтушенко? — Самые мои любимые его стихи — те, что написаны с 1955 по 1959 год. Там в каждом стихотворении столько совершенно блестящего. У него есть, например, стихотворение о том, как он берет велосипед, едет к другу в Кунцево. Ведь никто никогда ничего подобного не писал. Там потрясающий конец: Я слезаю в пути у сторожки заброшенной, ветхой. Я ломаю черемуху в звоне лесном. и, к рулю привязав ее ивовой веткой, я лечу и букет раздвигаю лицом. Возвращаюсь в Москву. Не устал еще вовсе. Зажигаю настольную, верхнюю лампу гашу. Ставлю в воду черемуху. Ставлю будильник на восемь, и сажусь я за стол, и вот эти стихи я пишу… Кажется, что стихотворение ни о чем, а сколько здесь внутренней свободы, сколько любви к жизни, к людям, к воздуху, к природе, к молодости, невозможно подобное пересказать прозой. И это, я считаю, настоящая поэзия. - Когда его стихи стали популярны, Евгений Евтушенко начал разыскивать чужие — для " Антологии русской поэзии " , которую он создавал почти двадцать лет. Увидим ли мы ее когда-нибудь, изданную большим тиражом? — Это была его боль. Я даже тогда со статьей в " Новых известиях " выступил. Никогда в жизни своей я не обращался к властям, а в этом своем эссе обратился. Как же так, ну если вы занимаетесь духовной безопасностью России, заботитесь о духовном здоровье народа, надо просвещать людей! Это же главные ценности — наша музыка, наша живопись, наша поэзия. Даст Бог, увидим.

http://pravoslavie.ru/102640.html

Если сказано в Евангелии, что плохо это – связывать бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагать на плечи людям, - то не должен православный правитель этого делать. Если сказал Иисус «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять. 24Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!» - значит, православный правитель должен всегда помнить эти слова. Именно от постоянных «тяжких и неудобоносимых бремен» всегда страдал русский народ – вспомните поэму Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Убийство царя и его семьи – это, бесспорно, грех и очень плохо. Но ведь и царь видел же, что народ живет в невыносимых условиях существования. Я не знаю всех исторических нюансов, но все знают, что ответил Иисус богатому юноше: «все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною.» Вот я думаю, что если бы погрязшая в роскоши знать помнила бы эти слова Иисуса, и раздала бы часть имущества бедствующему народу, и облегчила «бремена неудобоносимые» – то и революции бы не было. И духовенство еще тогда стало забывать, что Иисус всегда был с простыми, бедными, страдающими людьми - даже поэт Есенин правильно подметил отступничество некоторых представителей духовенства от Бога в стихотворении «Русь бесприютная». Так все до сих пор осталось. Вы пишете «власть получает средний человек, и получает ее по бесспорному праву случайности». Православный человек (любой) знает, что ответственность перед Богом для начальствующих выше, чем у простых людей. Как раз именно обязанности царя – знать Закон Божий, следовать православию, самому стремиться к Царству Божию и вести за собой народ, оберегать веру, отечество, заботиться о народе, а не служить своим страстям, порокам и слабостям и мучить людей. Иоанн Златоуст очень хорошо написал каким должен быть настоящий царь, привожу цитаты из «СРАВНЕНИЕ ВЛАСТИ, БОГАТСТВА И ПРЕИМУЩЕСТВ ЦАРСКИХ С ИСТИННЫМ И ХРИСТИАНСКИМ ЛЮБОМУДРИЕМ МОНАШЕСКОЙ ЖИЗНИ»: «Так, поистине царь есть тот, кто побеждает гнев и зависть и сладострастие, подчиняет все законам Божиим, сохраняет ум свой свободным и не позволяет возобладать над душою страсти к удовольствиям.

http://isihazm.ru/?id=450

Из известных влияний он не выходил во всю жизнь… — Достоевский имеет в виду прежде всего влияние Белинского, а затем ближайших сотрудников Некрасова по журналам «Современник» (Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, М. Е. Салтыков-Щедрин) и «Отечественные записки» (М. Е. Салтыков-Щедрин, Г. З. Елисеев и др.). Замечание Достоевского направлено против Скабичевского, который, поднимая Некрасова над всеми его предшественниками, писал: «Он выше, наконец, всех своих предшественников как ум более политически зрелый, сознательно и определенно направленный, сравнительно с шаткими, колеблющимися и исполненными всевозможных патриархальных традиций и предрассудков умами своих предшественников» (Биржевые ведомости. 1878. 6 янв. Слова Достоевского об «известных влияниях» вызвали резкое возражение Г. З. Елисеева в «Отечественных записках». 687 …в недавно напечатанном — экспромте его — Но счастлив ли народ? — Цитата из стихотворения «Элегия» (Пускай нам говорит изменчивая мода…) (1874). Впервые напечатано: Отеч. зап. 1875. С. 495–496. В номерах «Отечественных записок» за этот год (и в том, где была опубликована «Элегия») печатался роман Достоевского «Подросток». 688 …в шедеврах его: «Рыцарь на час», «Тишина», «Русские женщины»? — Достоевский перечисляет произведения Некрасова 1850— 1870-х годов. Некоторые мотивы этих произведений Некрасова отразились в творчестве Достоевского. О «Русских женщинах» Достоевский ранее высказал несколько неодобрительных замечаний в «Дневнике писателя» за 1873 г. (гл. IX. «По поводу выставки»). 689 …в великом «Власе» его… — Достоевский выделял это стихотворение Некрасова из всего, что было создано поэтом. В «Дневнике писателя» за 1873 г «Власу» посвящена отдельная глава. Достоевский читал это произведение Некрасова на публичных чтениях. (См. воспоминания М. А. Александрова в кн.: Ф. М. Достоевский в воспоминаниях современников. М., 1964. Т. 2. С. 254). 690 …в одной из самых могучих и самых зовущих поэм его «На Волге»? — «На Волге» (1860) — небольшой стихотворный цикл из четырех частей. Достоевский именует его «поэмой», подчеркивая патетическое чувство и серьезную мысль, лежащие в его основе. «Превосходным стихотворением» и «удивительной поэмой о Волге» одновременно называет цикл А. Григорьев в статье «Стихотворения Н. Некрасова» ( Григорьев А. Литературная критика. М., 1967. С. 481). 691

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

…кроме одной маленькой статейки «Петербургские шарманщики» в один сборник. — Очерк Д. В. Григоровича «Петербургские шарманщики» был напечатан в сборнике «Физиология Петербурга» (СПб., 1845). По свидетельству Григоровича, Достоевский был своего рода художественным редактором «Петербургских шарманщиков» ( Григорович Д. В. Литературные воспоминания. М., 1961. С. 84–85). 59 …( сам он еще не читал ее) … — По свидетельству Д. В. Григоровича, «Бедные люди» были прочитаны Достоевским сначала ему и только после этого доставлены Некрасову (см.: там же. С. 89). 60 …«Некрасов хочет к будущему году сборник издать»… — Речь идет о «Петербургском сборнике» (1846), в котором была напечатана повесть Достоевского «Бедные люди». 61 «Читает он про смерть студента…». — Рассказ о смерти студента Покровского в «Записках» Вареньки Доброселовой (наст. изд. Т. 1). 62 Тогда еще Некрасов ничего еще не написал такого размера, как удалось ему вскоре, через год потом. — В течение 1846 и в начале 1847 г. Некрасов опубликовал в «Петербургском сборнике», «Отечественных записках» и «Современнике» целый ряд стихотворений, получивших высокую оценку лучших представителей тогдашней литературы («В дороге», «Пьяница», «Отрадно видеть, что находит…», «Колыбельная песня», «Огородник», «Когда из мрака заблужденья», «Тройка», «Псовая охота», «Нравственный человек»). 63 Некрасов очутился в Петербурге, сколько мне известно, лет шестнадцати… — Наиболее точная дата приезда Некрасова в Петербург — конец июля ст. ст. 1838 г. 64 Писал он тоже чуть не с 16-ти лет. — Первое появившееся в печати стихотворение Некрасова «Мысль» (Сын отечества. 1838. сопровождалось редакционным примечанием: «Первый опыт 16-летнего юного поэта». Но писать Некрасов начал раньше. По свидетельству А. М. Скабичевского, он был исключен из гимназии (осень 1837 г.) за писание сатирических стихов на своих товарищей и преподавателей. 65 …Белинский его угадал с самого начала и, может быть, сильно повлиял на настроение его поэзии. — Оценивая поэзию Некрасова с позиции защиты гоголевского направления в литературе, Белинский писал в рецензии на «Петербургский сборник»: «Мелких стихотворений в „Петербургском сборнике” немного. Самые интересные из них принадлежат перу издателя сборника, г-ну Некрасову. Они проникнуты мыслию; это — не стишки к деве и луне; в них много умного, дельного и современного. Вот лучшее из них — „В дороге”» ( Белинский В. Г. Полн. собр. соч.: В 13 т. М., 1956. Т. 9. С. 573). Прочитав это стихотворение, Белинский, по свидетельству И. И. Панаева, обнял Некрасова и сказал «чуть не со слезами в глазах»: «Да знаете ли вы, что вы поэт — и поэт истинный?» ( Панаев И. И. Литературные воспомнания. М., 1950. С. 249). 66

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Лично мы сходились мало и редко… — Ср. «Дневник писателя» за 1877 г., январь. 635 Но я уже рассказывал об этом. — Имеется в виду «Дневник писателя» за 1877 г., январь, где в связи с выходом в свет «Последних песен» Некрасова (1877) Достоевский вспоминал о первом их знакомстве. 636 Он говорил мне тогда со слезами о своем детстве, о безобразной жизни, которая измучила его в родительском доме, о своей матери… — Все названные Достоевским темы отражены в поэзии Некрасова: «В неведомой глуши…»; «Родина» (1846); «Рыцарь на час» (1862); «Суд» (1867); «Мать» (1868); «Мать. Отрывки из поэмы» (1877); «Баюшки-баю» (1877) и др. 637 …если будет что-нибудь святое в его жизни — с мученицей матерью, с существом, столь любившим его. — Достоевский повторяет темы и мотивы стихотворений Некрасова «Родина», «Рыцарь на час», «Мать», «Мать. Отрывки из поэмы» 638 Я думаю, что ни одна потом привязанность в жизни его преследовавшие его всю жизнь. — Ср. у Некрасова: …И если я легко стряхнул с годами С души моей тлетворные следы, Поправшей все разумное ногами, Гордившейся невежеством среды, И если я наполнил жизнь борьбою За идеал добра и красоты, И носит песнь, слагаемая мною, Живой любви глубокие черты — О, мать моя, подвигнут я тобою! Во мне спасла живую душу ты! («Мать. Отрывки из поэмы») 639 …мы как-то разошлись, и довольно скоро — Помогли и недоразумения, и внешние обстоятельства, и добрые люди. — Достоевский разошелся с Некрасовым тогда же, когда он разошелся с кружком Белинского. Охлаждение отношений между Достоевским и этим кружком, а затем и разрыв с ним отразились в письмах писателя тех лет. См. письма от 1 апреля, 26 ноября, 17 декабря 1846 г.; 1 февраля 1849 г. В письме к брату от 26 ноября 1846 г. Достоевский писал: «…я имел неприятность окончательно поссориться с „Современником“ в лице Некрасова. Он отчаявшись получить от меня в скором времени повесть, наделал мне грубостей Это все подлецы и завистники». О «пасквиле в стихах» на Достоевского, написанном Тургеневым и Некрасовым в 1846 г. и послужившем поводом к одной из ссор между писателем и поэтом, вспоминает А. Я. Панаева. См.: Панаева ( Головачева) А. Я. Воспоминания. М., 1972. С. 176–177.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Николай Некрасов Некрасов Николай Александрович (1821–1877) – поэт, издатель, критик. «Много истратят задора горячего//Все над могилой моей.//Родина милая, сына лежачего//Благослови, а не бей!..» – напишет он в предсмертных стихах, свидетельствующих о глубокой внутренней драме поэта «мести и печали». Ему суждено было стать центральной фигурой в литературной и общественной жизни 50–70-х годов XIX века. Возглавляемые им журналы «Современник» (1847–1866) и «Отечественные Записки» (1868–1877) не имели себе равных ни по степени влияния, ни по тиражам. В период «оттепели» (выражение Ф.И. Тютчева) он принял сторону «молодых». В результате «раскола» из «Современника» ушли И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, А.Н. Островский, Ф .М . Достоевский, А.А. Фет, А.К. Толстой – цвет русской литературы. Журнал стал рупором идей Н.Г. Чернышевского и Н.А. Добролюбова. Его поэзия в эти годы тоже становится идейно ангажированной. Сам он скажет об этом: «Злобою сердце питаться устало –//Много в ней правды, да радости мало». Он уничтожил тираж своей первой поэтической книги «Мечты и звуки», убедившись, что «Пушкин и Лермонтов до такой степени усвоили нашему языку стихотворческую форму, что написать теперь гладенькое стихотворение сумеет всякий». Его гражданская лира не была гладенькой ни по форме, ни по содержанию. Но Ф.М. Достоевский недаром называл его «загадочным человеком». Наступив, как и многие поэты-революционеры, «на горло собственной песне», в глубине души он оставался проникновеннейшим лириком. Об этом свидетельствуют его «панаевский» цикл и «Последние песни». Но если мы сейчас более внимательно прочитаем его первую книгу «Мечты и звуки», то увидим, что самые лучшие стихи в ней – религиозные. В восемнадцать лет он написал стихотворение «Час молитвы», которое навсегда осталось такой же классикой русской поэзии молитв, как его же «Молебен». В этих двух молитвах – ранней и поздней – весь Некрасов. Былые попытки сделать из него поэта-атеиста – чудовищная ложь. Сохранилось «Слово, произнесенное при гробе Н.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

Разделы портала «Азбука веры» ( 12  голосов:  4.0 из  5) Николай Некрасов Некрасов Николай Александрович (1821–1877) – поэт, издатель, критик. «Много истратят задора горячего//Все над могилой моей.//Родина милая, сына лежачего//Благослови, а не бей!..» – напишет он в предсмертных стихах, свидетельствующих о глубокой внутренней драме поэта «мести и печали». Ему суждено было стать центральной фигурой в литературной и общественной жизни 50–70-х годов XIX века. Возглавляемые им журналы «Современник» (1847–1866) и «Отечественные Записки» (1868–1877) не имели себе равных ни по степени влияния, ни по тиражам. В период «оттепели» (выражение Ф.И. Тютчева) он принял сторону «молодых». В результате «раскола» из «Современника» ушли И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, А.Н. Островский, Ф .М . Достоевский, А.А. Фет, А.К. Толстой – цвет русской литературы. Журнал стал рупором идей Н.Г. Чернышевского и Н.А. Добролюбова. Его поэзия в эти годы тоже становится идейно ангажированной. Сам он скажет об этом: «Злобою сердце питаться устало –//Много в ней правды, да радости мало». Он уничтожил тираж своей первой поэтической книги «Мечты и звуки», убедившись, что «Пушкин и Лермонтов до такой степени усвоили нашему языку стихотворческую форму, что написать теперь гладенькое стихотворение сумеет всякий». Его гражданская лира не была гладенькой ни по форме, ни по содержанию. Но Ф.М. Достоевский недаром называл его «загадочным человеком». Наступив, как и многие поэты-революционеры, «на горло собственной песне», в глубине души он оставался проникновеннейшим лириком. Об этом свидетельствуют его «панаевский» цикл и «Последние песни». Но если мы сейчас более внимательно прочитаем его первую книгу «Мечты и звуки», то увидим, что самые лучшие стихи в ней – религиозные. В восемнадцать лет он написал стихотворение «Час молитвы», которое навсегда осталось такой же классикой русской поэзии молитв, как его же «Молебен». В этих двух молитвах – ранней и поздней – весь Некрасов. Былые попытки сделать из него поэта-атеиста – чудовищная ложь.

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010