Выставка " Пасхальный дар " открылась в Казанском соборе апреля 2016 В Вербное воскресенье, 24 апреля, в крипте Казанского кафедрального собора открылась художественно-просветительская выставка " Пасхальный дар " . Мероприятие, посвященное многовековой истории пасхальных подарков в России, организовано силами культурно-просветительского центра Казанского собора при поддержке ювелирной компании " Акимов " . На выставке представлены эскизы православных художников и ювелирные изделия компании " Акимов " . Благодаря размещенным на стендах информационным постерам гости выставки могут узнать о древних традициях украшения и дарения пасхальных подарков, которые называются " великоденские яйца " , и об искусстве оформления пасхальных яиц. Выставку торжественно открыл руководитель культурно-просветительского центра протоиерей Михаил Шастин . " Сегодня мы открываем выставку, посвященную приближающемуся празднику Светлой Пасхи. Название выставки выбрано не случайно: во время Великого поста мы внутренне готовимся к этому празднику и, приходя в храм, обретаем новую радость - ту силу, которую нам дает Господь снова и снова, из года в год, когда мы проходим путь от Пасхи до Пасхи. Конечно, мы стараемся делиться этой радостью, умножая ее в общении со своими близкими. Так возникла многовековая традиция пасхальных подарков, которые являются отражением нашей радости и воплощают в себе наши лучшие чувства и пожелания нашим близким. Зарождению этой традиции и посвящена наша выставка. На второй выставке, которая открывается сегодня, представлены работы, выполненные учениками детской художественной школы и посвященные празднику Пасхи " . " Идея этой выставки возникла совместно с Сергеем Анатольевичем Акимовым, - рассказывает куратор, руководитель просветительского отдела культурно-просветительского центра Казанского собора Наталья Феофанова. - Своим названием " Пасхальный дар " она уже объясняет свою цель. Особенность выставки в том, что представленные на ней эскизы - подлинные, оригинальные, а не копии. По традиции, на Рождество Христово и Светлую Пасху в нашем храме открываются две выставки, на одной из них ученики воскресной и художественной школ демонстрируют свои работы. Вот и сегодня напротив выставки мастеров искусства вы можете увидеть замечательные, трогательные рисунки наших воспитанников. Настоятель собора протоиерей Павел Красноцветов благословил проведение этих выставок именно в Вербное воскресенье, потому что это единственный день в период Великого поста, в который есть послабление, и мы можем сегодня немного порадоваться и расслабиться, а потом надо будет сосредоточиться - впереди Страстная неделя " .

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

Песнопения Страстной седмицы. Великий понедельник На утрени в первые дни недели поется удивительный эксапостиларий — «Чертог Твой вижу, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в онь; просвети одеяние души моея и спаси мя.» 28 апреля, 2010 На утрени в первые дни недели поется удивительный эксапостиларий — «Чертог Твой вижу, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в онь; просвети одеяние души моея и спаси мя.» Ч ертог твой, Спаситель, я вижу, украшен, Но одежд не имею да вниду в него. Ф.И.Тютчев. Страстная неделя Страстная Седмица — это уже, по сути, не Великий пост: он закончился в пятницу шестой недели, но духовная жизнь православного человека наиболее интенсивна в эти дни. Богослужения Страстной седмицы особо величественны и торжественны, песнопения особенно красивы и умилительны, службы Страстной не только самые печальные, но и самые красивые и глубокие службы всего церковного года. На утрени в первые дни недели поется удивительный эксапостиларий — «Чертог Твой вижу, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в онь; просвети одеяние души моея и спаси мя». Чертог Твой. Бортнянский Скачать Чертог Твой вижу Кн. П. А. Вяземский (1792-1878) Чертог Твой вижу, Спасе мой! Он блещет славою Твоею, Но я войти в него не смею, Но я одежды не имею, Дабы предстать перед Тобой. О Светодавче, просвети Ты рубище души убогой. Я нищим шел земной дорогой, Любовью и щедротой многой Меня к слугам своим причти. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 23 апреля, 2022 21 апреля, 2022 15 апреля, 2023 14 апреля, 2023 13 апреля, 2023 12 апреля, 2023 11 апреля, 2023 10 апреля, 2023 9 апреля, 2023 23 апреля, 2022 21 апреля, 2022 15 апреля, 2023

http://pravmir.ru/pesnopeniya-strastnoj-...

Е. Кустовский Содержание От составителя Неделя, в нюже чтется священное и святое Евангелие притчи о мытаре и фарисее Неделя, в нюже чтется священное и святое Евангелие притчи о блудном сыне Неделя мясопустная В неделю сыропустную, изгнание Адамово В туюжде неделю сырную вечера Неделя первая святаго поста, в нюже православие воспоминается Последование молебнаго пения в Неделю православия Неделя первая торжества Православия Неделя вторая святых постов поется настоящее последование, во святых отца нашего Григория архиепископа, фессалонитскаго чудотворца, Паламы В туюжде неделю вечера Неделя третья Святых Постов. Поклонение празднуем Честнаго и Животворящего Креста В туюжде неделю вечера Неделя четвертая Святых Постов. Инии типицы определиша петися последованию святаго Иоанна Лествичника. В туюжде неделю вечера Неделя пятая Святых Постов. Инии типицы предаша пети в сию неделю последование преподобныя матере нашея Марии Египетския В туюжде неделю вечера     От составителя В настоящей публикации мы предлагаем вниманию клирошан воскресные службы периода пения Триоди Постной. Как в уставном отношении, так и в насыщенности особо значимыми песнопениями, эти службы заставляют клиросных церковнослужителей встретить этот период с особым напряжением – как духовным, так и технологическим. Наша книга является воскресным вариантом Триоди Постной. По замыслу составителя причина ее появления связана с несколькими обстоятельствами: 1. Воскресное служение в период Великого Поста существенно отличается от будничного, поэтому эта публикация отражает общие свойства только воскресных служб, не затрагивая материал будничного служения. 1 2. Богослужебная книга Постная Триодь содержит как поющиеся, так и читаемые элементы служб. Наличие нашей публикации позволит регенту поставить на клиросе адаптированный для пения вариант Триоди, а саму Триодь отдать священнику или чтецу, поскольку читаемые разделы Триоди в этой публикации отсутствуют. 3. Составители Постной Триоди в ряде случаев предполагали, по-видимому, достаточно высокую квалификацию церковных певчих, поэтому позволяли себе экономное изложение материала, пропуская «по умолчанию» информацию, саму собой разумеемую. Тем не менее, мы не рискнем утверждать, что, например, стих «Возвеселюся и возрадуюся о Тебе...» (Неделя мясопустная, 3-я хвалитная стихира) с легкостью сможет наизусть закончить каждый регент со своим хором. Этот пример, наряду с ему подобными, заставили нас несколько подробнее сформулировать многие указания Триоди. Поэтому наша публикация отличается от Триоди не только разделителями в стихирах и русской транскрипцией текста, но и более подробными (по сравнению с оригиналом) уставными комментариями.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Первая неделя после Пасхи в Православной Церкви называется светлой седмицей. Эта неделя сплошная: отменяется пост, читается краткое молитвенное правило — пасхальные часы, верующие стараются чаще бывать в храмах и причащаться Святых Христовых Таин. Первая неделя после Пасхи в Православной Церкви называется светлой седмицей. Эта неделя сплошная: отменяется пост, читается краткое молитвенное правило — пасхальные часы, верующие стараются чаще бывать в храмах и причащаться Святых Христовых Таин. О днях Светлой седмицы так писал владыка Александр Милеант: Русский народ по-прежнему празднует Пасху. Несмотря на многолетнюю проповедь безверия, тысячи людей собираются в ночь Воскресения Христова в православные храмы, десятки тысяч освящают пасхальную снедь. Откликаются русские сердца на колоссальный заряд радости, обновления, просвещения, который несет в себе величайший из православных праздников. Но для большинства сразу после первого дня Пасхи наступают будни, и торжество прекращается. На самом же деле Праздник длится гораздо дольше, ведь пасхальная радость настолько велика, что ее невозможно ограничить одним днем! Господь пребывал на земле после Воскресения ровно 40 дней. Все это время богослужения Православной Церкви возвращает нас в ночь Святой Пасхи. «Христос Воскресе!» – приветствует мы друг друга и лобызаем троекратно. Наиболее торжественно, радостно и величественно проходит первая неделя (церк. слав. «седмица») после Пасхи, которая называется Светлой. На Светлой Седмице «все и всяческая» – Христос, Христос воскресший. Окончен пост, время плача и скорби, весь мир ликует и славит Господа. Ежедневно по утрам, по окончании литургии, совершается крестный ход, символизирующий шествие жен-мироносиц ко гробу Христа. На крестном ходе молящиеся идут с зажженными свечами. Все богослужения Светлой Седмицы совершаются при открытых Царских вратах, так что любой из нас может во всех подробностях наблюдать за священнодействием. Открытые Царские врата – образ Гроба Господня, от которого Ангел отвалил камень. В эту седмицу нет поста в среду и пятницу, но нужно избегать объядения, в которое так легко впасть после долгого поста.

http://pravmir.ru/kak-provesti-svetluyu-...

     Путь Церкви – это всегда «золотая» середина. Все в Ней гармонично, все в ней выверено до мельчайших подробностей. Все в Ней ведет с Божьей помощью человека ко спасению. Так и со сплошными седмицами (от слова «семь», семь дней недели). Сплошной седмицей называется неделя, в которой нет однодневных постов в среду и пятницу, когда можно вкушать все продукты. Исключением является сплошная Сырная седмица перед Великим постом, когда Своим Уставом Церковь постепенно вырабатывает у человека привыкание к посту, облегчая его рацион. Сплошные седмицы установлены, чтобы добиться нескольких целей, так сказать, в комплексе. С одной стороны – в продуктовом отношении накопить силы на пост или, наоборот, немного утешиться после продолжительного поста, как например, на Светлой седмице или святках. С другой стороны – дать человеку возможность расслабиться перед длительным и усиленным духовным подвигом: своеобразный привал перед походом или сражением. С третьей стороны – не дать нам возможности упасть в прелесть и мнить о себе, что мы «великие» постники и аскеты. Сплошных седмиц в церковном годичном календаре всего пять: 1. Святки – с Рождества до Крещения, с 7 до 18 января (это, строго говоря, не седмица, а 11 дней). 2. Мытаря и фарисея – за две недели до Великого поста. 3. Сырная (масленица) – неделя перед Великим постом (разрешается всю седмицу яйца, рыбное и молочное, но уже без мяса). 4. Пасхальная (Светлая) – неделя после Пасхи. 5. Троицкая – неделя после Троицы (неделя перед Петровым постом) – в этом году припадает на интервал с 5 по 11 июня. Если говорить конкретно о сплошной седмице после Дня Святой Троицы, то она связана еще и с тем, что Пятидесятница по своему значению сравнивается с Пасхой. Мы торжествуем и радуемся, что нам, православным христианам, открылось Третье Лицо Святой Троицы – Святой Дух, Который щедро излился на апостолов, утвердив Церковь, и продолжает изливаться и на нас, грешных. Предписание о сплошной седмице после Дня Святой Троицы мы находим в апостольских постановлениях: «После Пятидесятницы празднуйте одну седмицу, а потом поститесь; справедливость требует и радоваться по принятии даров от Бога, и поститься после облегчения плоти».

http://pravoslavie.ru/104100.html

Разделы портала «Азбука веры» Антипасха (от греч. ντιπασχα — вместо, напротив Пасхи) — первое воскресенье после Пасхи, служащее обновлением Праздника Пасхи в 8й день. Этот день имеет три названия: Антипасха, Неделя о Фоме, Неделя Новая. Каждое из этих названий имеет определенный смысл и отражает этап в истории данного праздника. Антипасха – самое древнее название (появилось в VI веке), которое отражает раннюю традицию восприятия этого дня как отдания Пасхи. Этот праздник уже в IV веке воспринимался как день, когда завершаются пасхальные торжества, о чем говорил блаженный Августин , называя Антипасху «октавой Пасхи» (впоследствии термин «октава» в западной литургической терминологии стал техническим термином, обозначающим отдание праздника). В древней иерусалимской традиции в этот день богослужение совершалось во многих чертах по тому же чину, что и в сам день Пасхи. В этот день совершались обряды, которые были завершением крещения оглашенных, совершавшегося в Великую Субботу: новокрещенные снимали белые одежды, омывали голову (всю Светлую седмицу голову не мыли, носили особый кукуль, чтобы сохранить помазание миром, которое наносили только на лоб). Получается, Антипасха – это день, завершавший древний пасхальный цикл, как бы «Пасха с другой стороны». Название «Неделя о Фоме» или «Фомина» («Фомино воскресенье») появилось после IX века и связано с изменением основного акцента в богослужении: вместо «отдания Пасхи» праздник стал воспоминанием второго явления Воскресшего Христа апостолам (произошедшего в восьмой день после воскресения), среди которых был Фома, не желавший верить известию о воскресении Спасителя, пока не увидел Его собственными глазами ( Ин.20:19-31 ). Наконец, наименование «Новая неделя», употребляемое в Ирмологии (а также в Типиконе, см. «Неделя Антипасхи», 5е «зри»), объясняется местом этого дня в годичном круге богослужения. Со дня Антипасхи начинается новый годовой цикл чтения кафизм и последовательность гласов Октоиха. Кроме того, тема новизны или обновления отражена в «Слове на неделю новую» святителя Григория Богослова и имеет идейный смысл: люди, пройдя Страстную седмицу и отпраздновав седмицу Светлую, должны начать новую жизнь, пользуясь плодами искупительного подвига Иисуса Христа, Который совершил обновление мира и человека в Своем воскресении. Святитель Григорий говорит: « Вот вам слово о дне Обновления! Но и сами обновитесь и, совлекшись ветхого человека, в обновленной жизни ( Рим.6:4 ) жительствуйте. Да обновится у тебя вся жизнь, да обновятся тебе пути твоей деятельности. А теперь явись новым, с иными нравами, всецело измененным. Древнее прошло, теперь все новое ( 2Кор.5:17 ). Этим плодоноси празднику, изменись добрым изменением ».

http://azbyka.ru/antipasxa

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Страстная неделя на Святом Афоне: Торжественность, благоговение, волнение... Всенощные богослужения, изысканные византийские гимны, печальные лица ...которые говорят своим молчанием . Во время Страстной недели на Афоне испытываешь на себе " " страсти " " Господа , по-настоящему проживаешь тяжелую утрату дней, сказал мне аскет, обитающий в крутой хижине. Не Даже многочисленные толпы в монастырях в эти дни не остановят вас участвовать в священных последовательностях. Страстная Неделя - последняя и самая строгая неделя Великого поста. Она подразумевает духовную и телесную чистоту, поэтому ее еще называют Белой или Чистой неделей. Она заканчивается самым почитаемым в православном христианстве праздником Воскресения, который отмечается всю последующую Светлую неделю Паломники со всего мира наводняют ослепительные монастыри и кельи, чтобы отпраздновать вместе с отцами эти дни. Здесь все иначе, особенно в эти дни. Природа, люди, труд,- пояснил старец Гавриил, который живет один в печально известных Катунаках. В предложенном Вашему вниманию видеопосвящении, подготовленным директором " Афонской трибуны " г-н Георгием Феохарисом, говорят настоятели монастырей, отшельников и скитов .     Комментарии Всего комментариев: 9 2014/04/14, 09:54:04 Храни незлобие и виждь правоту - вот что мне и остаётся...ничего почти не поняла из сюжета,т.к. не достигла такого духовного роста, чтоб греческий знать((( Со страстной седмицей всех! 2014/04/14, 07:24:15 Простите нас милостиво, дорогие Отцы и братия Афона! Спаси и сохрани нас, Господи, и помилуй!!! Помоги в вере утвердиться и помолиться в Страстную Седмицу! Простить и попросить прощения всех кого невольно обидели, за родных в мире и согласии! Здравия моей маме ( Фаине ), брату Георгию и его семье! Помоги Господи в лечении мне недостойной р.Б Ольге. И забыть плохое, поступившее от тети моей ( р.Б Галины ), ибо она не ведала, что творила! Помоги Господи тем, кто болен ( Алексию - пока некрещен ), отрк. Ксении, мл.Ксении ( дважды ),Ирине, Фотиние, Сергию, Георгию, Надежде, Марие ( дважды ). Софие. СГ всех Кланяюсь перед иконой " Всецарица " , " Экономисса " , " СВ.Пантелеймона " .

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=1&iid=17...

Неделя Православия Неделя Православия   Неделя (т. е. воскресенье) 1-я Великого поста. Торжество Православия – 24 марта 2024 года.   Первая седмица Великого поста посвящена Православию. В воскресение служится чин Торжества Православия — в память о победе над иконоборцами и победе догматической истины. В чем связь поста и догмата? И почему вспоминается прежде всего иконопочитание — на поверхностный взгляд, вещь, скорее относящиеся к культу, но не к догмату, не к богословию? Пост — время покаяния, метанойи, по-гречески — смены ума. «Покайтесь, ибо приблизилось Царство» — измените свой ум. Бог, воплотившись, открыл в первую очередь истину о Себе. Не покаявшись, не изменившись внутрене умом, мы не откроем себе путь к Богопознанию. Церковь преподает истины о Боге в форме догмата. Так, для не покаявшегося догматы останутся лишь древними заумными формулами. Святой — вот истинный богослов. А пост — школа святости. В первую седмицу Поста Церковь напоминает нам об этом.  Догмат об иконопочитании оказывется на поверку наиважнейшим, затрагивающим самую сердцевину Благой Вести. «Бога никто никогда не видел» — следовательно, икона невозможна. Но «Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» — Бог воплотился, Он стал человеком во всем. Следовательно, Его можно изобразить, и икона возможна. Тот, кто отрицает икону, отрицает самую суть Благой Вести: если невозможна икона, то и Боговоплощения не было. Нам надо только суметь удержаться на высоте библейского Богпозания, не делать из икон идолов. «Я увидел человеческое лицо Бога, и душа моя была спасена» — так говорил защитник икон Иоанн Дамаскин. Православие называется Православием, ортодоксией, именно потому, что, как мы верим, оно сохранило учение апостолов неповрежденным. В эти дни мы празднуем чистоту и полноту православной истины.      Богослужение первой седмицы Великого поста Последрвание богослужения первой седмицы Великого поста 2018 г.: читать онлайн или скачать для электронных устройств.   Посмотрим, что в эти дни говорит Церковь в своем богослужении.

http://predanie.ru/tema/nedelja-pravosla...

В Греции завершилась XIV Русская неделя на Ионических островах, организованная при участии ВРНС и московского Данилова монастыря 29 сентября 2015 г. 12:12 С 23 по 26 сентября состоялся XIV международный общественный форум «Русская неделя на Ионических островах». Организаторами форума являются Всемирный русский народный собор , Данилов ставрпигальный монастырь города Москвы при поддержке Посольства Российской Федерации в Греции и Почетного консула РФ на Ионических островах. Генеральный партнер форума — Клуб «Русский предприниматель». С российской стороны в мероприятиях приняли участие: председатель форума А.В. Ручьев, сопредседатели — наместник Данилова монастыря г. Москвы архимандрит Алексий (Поликарпов) , председатель Союза писателей России В.Н. Ганичев, руководитель Секретариата Всемирного русского народного собора О.А. Костин. В первый день была отслужена Божественная литургия в храме святителя Спиридона Тримифунтского в Керкире, которую совместно с духовенством Элладской Православной Церкви совершил архимандрит Алексий (Поликарпов). После богослужения прошло торжественное шествие с иконой святого праведного воина Феодора Ушакова, а также возложение венков к памятникам адмиралу Ушакову и первому президенту независимой Греции И. Каподистрии, а также к памятному знаку русским и греческим морякам на о. Видо. В первый день форума состоялся прием на Большом противолодочном корабле «Сметливый» Черноморского флота ВМФ РФ. Во всех мероприятиях «Русской недели» приняли участие моряки, военный оркестр и ансамбль Черноморского флота. Во второй день архимандрит Алексий (Поликарпов) совершил молебен с чтением акафиста у мощей святителя Спиридона Тримифунтского. В молебне приняли участие руководители и участники межрегиональной общественной организации «Клуб русский предприниматель», являющейся коллективным членом Всемирного русского народного собора. Участники выразили желание совершать подобный молебен на острове Корфу ежегодно, сделав его традиционным для своей организации и всего православного предпринимательского сообщества.

http://patriarchia.ru/db/text/4233321.ht...

В Москве пройдет праздник-фестиваль «Неделя русского языка» Москва, 9 июня 2007 г. С 10 по 14 июня 2007 года в 38 павильоне Всероссийского выставочного центра (ВВЦ) Москвы в рамках Года русского языка по благословению Предстоятеля Русской Православной Церкви пройдет праздник-фестиваль «Неделя русского языка». Организаторами мероприятия выступили благотворительный фонд «Пересвет» и фонд развития «Институт евразийских исследований». Партнерами форума, в частности, являются: Управление Президента Российской Федерации по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами Администрации Президента Российской Федерации, Управление делами Президента Российской Федерации, Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата, Издательский Совет Русской Православной Церкви. За пять дней работы пройдут многочисленные круглые столы, методические семинары, научно-практические конференции, презентации организаций, проектов, демонстрации телевизионных программ и видеофильмов, выставки и концерты, сообщает Служба коммуникации ОВЦС . Так, 10 июня, в первый день работы Недели, девизом которого станет «Нас объединяет общий язык — русский. День стран СНГ» Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата станет участником круглого стола «Россия и Грузия: единство в вере». Кроме того, в этот же день Отдел религиозного образования и катехизации Московского Патриархата проведет презентацию выставки «Изучение русской словесности как основы духовно-нравственного воспитания». Второй день фестиваля откроется торжественным молебном. Затем под эгидой Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата на первом этаже павильона 38 ВВЦ пройдет круглый стол «Единство Русской Православной Церкви как духовной основы в единении русского народа», в котором примут участие представители традиционных религиозных общин России. Во второй половине дня 11 июня о роли монастырей Русской Православной Церкви как культурно-просветительских центров в России и странах СНГ и об их современной церковной миссии расскажут насельники Троице-Сергиевой лавры, Саввино-Сторожевского монастыря, а также сотрудники Синодальной библиотеки и участники Оптинского форума.

http://pravoslavie.ru/22565.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010