Подпишитесь на наш Телеграм Великий Пост. Воскрешение Лазаря и вход Господень в Иерусалим Шестая неделя Великого поста называется седмицей Вайи, то есть веток. Она заканчивается Лазаревой субботой и Вербным воскресеньем. После этого собственно Великий пост закончится и начнется Страстная седмица. Важный момент: воскрешение Лазаря по вполне понятным причинам сразу стало «скандалом». Именно этим объясняется торжественая встреча Христа в Иерусалиме, в котором у Него почти не было учеников. Воскрешение было доказательством мессианского достоинтсва Иисуса, поэтому Его встречают как Царя. Казалось бы, на этом — всё. Но как мы знаем, это было только началом. А концом и целью стал Крест. Интересно, что Господь воскресил «всего лишь» трех людей: сына вдовы, дочь Иаира и Лазаря. Двух детей и друга… Иисус — человек Православие по Феодору Студиту сводится к формуле: «три в Боге и два во Христе». Один из Троицы стал человеком. Но верим ли мы на самом деле , что Иисус был человеком? Иисус плачет, узнав что Его друг, Лазарь, умер. Всезнающее и Всеблаженное Божество плачет, когда умер близкий. « Смотри, как Он любил его »… Смысл страдания « Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой ». Это первый шаг к вопросам теодицеи: «Почему Бог допускает зло?», «в чем смысл страданий»? Ответ Христа: « это болезнь не к смерти, но к славе Божьей ». Также и со слепорожденным: Господи, какой смысл в его слепоте? У грешных людей возникает ложная идея справедливого наказания. Но Господь отвергает этот морок: не согрешил ни он (слепой), ни родители его. Зачем же ? « Чтобы явились дела Божьи ». Аналогичным образом решена проблема в книге Иова. «Слава Божья» и «дела Божьи» — вот конечная цель всего. Второй вопрос, на который мы находим ответ в истории воскрешения Лазаря: как Господь «реагирует» на нашу боль? Как Космический Палач? Нет: как сочувствующий друг — слезами. Теодицея не утешает (если только это не вера святых в Промысел) — утешают слёзы Господа. Вера и догмат В рассказе о воскрешении Лазаря есть интересное противопоставление факта воскрешения и догмы воскресения.

http://blog.predanie.ru/article/velikiy_...

Подпишитесь на наш Телеграм Вторая неделя Великого Поста посвящена святителю Григорию Паламе. На первой неделе Церковь говорила о Торжестве Православия, победе догматической истины. Как связан пост, покаяние, догматика и вера — мы говорили в блоге . Вторая седмица Поста тоже посвящена догматике, а именно — учению о Божественных энергиях, которое защищал Палама. Скажем несколько слов об этом учении. В XIV веке в Византии разгорелся спор о природе Фаворского света: был ли он феноменом тварным («чудесным», но сотворенным, или даже просто атмосферным явлением) или же нетварным, то есть Самим Богом. Почему это важно? Подвижники во время углубленной молитвы тоже видели Свет. Они верили (или, точнее, чувствовали, знали), что видимый ими Свет — Бог. Речь, таким образом, шла об опытном Богопознании, о реальной жизни с Богом. Опыт показывал, что Сам Бог непосредственно соединяется с людьми. Противники же Паламы — Варлаам, Григора, Акиндин — разными богословскими средствами отвергали паламитское учение о нетварности Света. (Часто взгляды антипаламитов сводят к «варлаамитской ереси». Это полемическое упрощение. На самом деле паламитский догмат атаковали с разных сторон и по разным причинам). Как и всегда в догматике, истина явила себя в форме антиномии: Бог непознаваем и недоступен Сам по Себе, но его энергии познаваемы и доступны. (Энергия здесь означает «действие», ее не стоит путать с «энергетикой»). Речь идет о том, что делает Бог — о Божественной Жизни, действии, реальности. Так Палама вводит различие между сущностью Бога и Его энергиями. Насколько реально это различие? Энергия Бога и есть Сам Бог — поэтому Его познание возможно через жизнь с Ним. Энергии Бога неслиянны, но и нераздельны с сущностью Бога. Различие сущности и энергии не вносит сложности в простоту Бога. Бог непознаваем по сущности, но познаваем в Своих энергиях, которые есть Он Сам (т. е. они — нетварны). Почему все это так сложно? Потому что самое сложное — говорить о простом. Бог бесконечно прост. Божество выше всяческих понятий и совершенно свободно. Бог несводим к понятиям сущности и энергии. Паламитский догмат, как и всякий догмат, — парадокс. Он не информирует о чём-то, но лишь указывает на Тайну и преображает ум этим указанием.

http://blog.predanie.ru/article/velikiy_...

Прощёное воскресенье Смотрите короткий ролик игумена Силуана (Туманова) о Прощенном воскресенье. Неделя (т. е. Воскресенье) сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощёное воскресенье – 17 марта 2024 г. Прощенным воскресеньем заканчивается Масленица, последняя седмица перед Великим постом. На это подготовительные недели к Великому посту заканчиваются и начинается собственно пост.   В последнюю неделю перед Постом Церковь вспоминает «первородный грех» человечества. Эта духовная катастрофа, постигшая людей на заре их существования, стала событием надвременным. Каждый из нас несет в себе «грех Адама», темный бунт своеволия, противления Творцу. Люди связаны между собой как части единого организма «Адама»; он запечатлен «образом и подобием Божиим», и он же заражен недугом ложного самоутверждения. Церковь указывает на «грех Адама» у порога поста, ибо он есть корень нашего несовершенства. Вознесенный Творцом над природой, человек изменил своему призванию и в результате сам подпал под власть стихий. Теперь он может овладевать ими лишь внешне, через знания и науку, но ключ к подлинному торжеству духа — внутри нашего существа. «Не думай о победе, если не победил себя», — гласит старинная мудрость. В природе тоже есть несовершенство, в ней господствует закон всеобщего пожирания. Отказываясь от животной пищи, человек противится этому закону и ставит дух выше тела. Таков смысл поста. Последнее воскресенье перед Великим постом называется прощеным. Евангелие, читаемое в этот день, напоминает, что нельзя совершать дело Божие, не примирившись с ближним. В монастырях издавна существовал обычай уединяться на время Четыредесятницы. Прежде чем разойтись, иноки испрашивали друг у друга прощение. В этот день (нередко сразу после Литургии) в храмах служится вечерня, в конце которой священник просит прихожан простить его, и они также просят друг у друга прощения.   Александр Мень «Таинство, Слово, Образ»     Из Триоди постной и последование богослужения на 13 марта   Создатель мой Господь,/прах от земли взяв,/животворным дуновением вложив в меня душу, оживил/и почтил, назначив на земле/владыкою всех видимых творений,/и Ангелам сообитателем./Сатана же коварный,/орудием своим змия употребив,/пищей меня соблазнил,/и от Божией славы отлучил,/и преисподней смерти предал в землю;/но, как Владыка и милосердный,/вновь меня к Себе призови.

http://predanie.ru/tema/proshhennoe-vosk...

Скачать epub pdf 2. 2 неделя по святой Пятидесятнице. Всех святых, в земле Российской просиявших. Наши молитвенники «Якоже плод красный Твоего спасительного сеяния, земля Российская приносит вся святая, в той просиявшыя» (Тропарь). В прошлое воскресенье, – первое по Пятидесятнице, – благочестивые слушатели, святая Церковь прославляла всех Святых Православной Церкви со дня её основания Иисусом Христом и сошествия Святого Духа на апостолов. Почему Она прославляла не отдельных святых (как это Она ежедневно совершает), а сразу всех святых? Это Она делала, чтобы особо прославить Бога, в Святой Троице поклоняемого, за те особые благодатные дары Святого Духа, которые Она преизобильно получила в день Святой Пятидесятницы. Этими благодатными дарами Святая Церковь создала неисчислимые сонмы святых угодников Божиих. Все они (святые) свидетельствуют, что Христос не напрасно воплощался, страдал, умер и воскрес. Вместе с ангелами эти сонмы святых составляют Церковь Небесную, торжествующую, прославляемую. Вот эту-то Церковь небесную и прославляет земная Церковь вслед за тем, как она прославила Святую Троицу в день святой Пятидесятницы. В первое воскресенье по Пятидесятнице ликовала, торжествовала земная Церковь , а вместе с ней ликовала и прославляла Бога и Церковь Небесная, т. е. ликовала вся единая, нераздельная, небесно-земная Христова Церковь . Ликование неба и земли в союзе единого духа и единой любви совершается и в это второе по Пятидесятнице воскресенье в связи с прославлением святых, на Руси просиявших. Русская Православная Церковь , основанная в конце десятого века, за весь истекший период своего существования, дала огромные сонмы своих святых, вошедших в общую сокровищницу Церкви Небесной. Это были те угодники Божии, которые своей богоугодной жизнью дали нам высокие образцы молитвенного подвига, нравственной чистоты, борьбы со страстями и твёрдого стояния за веру и свою родину, когда этого требовали исторические обстоятельства. Вот перед нами светлый образ первосвятительницы нашей родины – княгини Ольги, посеявшей первые семена православной веры на Руси.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Слово в неделю 2-ю Великого поста Известно ли вам, братие мои, что в продолжение Великого поста каждый день недельный посвящен Церковью воспоминанию какого-либо великого события? Так, в воскресенье, непосредственно перед постом, воспоминается в церкви падение Адамово , дабы мы, приведя себе на память, как род человеческий изгнан из рая сладости за невоздержание, тем усерднее облобызали святой пост, яко дверь в рай потерянный. В неделю первую Великого поста совершается Торжество Православия, показующее, чего стоило некогда сохранение сокровища веры во всей его неприкосновенности, и сим самым научающее нас дорожить им надлежащим образом. На средине поприща постного предложится для поклонения всечестный Крест, в ободрение нас к дальнейшим подвигам и для услаждения им горьких вод покаяния. Пятая седмица огласится именем святого Иоанна Лествичника , яко величайшего из подвижников благочестия, который не токмо сам, как орел, воспарил над всем дольним, но, в творениях своих, начертал и для других лествицу к небу. Последняя неделя четыредесятницы начнется ублажением памяти преподобной Марии Египетской, яко трогательнейшего образца покаяния, ибо первой половиной жизни своей, она, как известно, превзошла едва не всех грешников; а в продолжение последней удивила чистотою своей самих Ангелов. В нынешний день недельный, по Уставу Святой Церкви, прославляются подвиги святого Григория Паламы , архиепископа Фессалоникийского. При таком распорядке в Уставе Церковном, в каждую седмицу нынешнего поста первый источник для душевного назидания нашего есть воспоминание, вместе с Церковью, того лица или события, коему посвящена неделя. Мы тем с большей охотою воспользуемся ныне сим источником – и для вас и для себя, что он, как ни близко протекает от каждого, но, к сожалению, весьма мало употребляется в дело, так что для многих почти вовсе неизвестен. Таким образом, слова и беседы наши с вами, если не будут иметь другого какого действия, то, по крайней мере, приведут сколько-нибудь в известность сей святой источник.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

Толкование Евангелия на каждый день года. Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною. Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром. Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета. Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри. Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства. Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя. Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев. Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего. И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому. В день Торжества Православия мы приносим благодарение нашему Господу за великий дар — самый великий, какой только может быть дан человеку, — исповедание истинной веры. Как оказались мы в Православной Церкви? На чьи молитвы о нас ответил так щедро Господь? Отозвался на наше желание понять себя, на наш поиск смысла жизни, на наши самые сокровенные чаяния, на наше самое глубокое желание достигнуть полноты бытия? Или, может быть, мы называем себя православными только потому что мы родились в православной семье, в некогда православной стране, где и сегодня большинство населения, согласно официальной статистике, называют себя православными? В сегодняшнем Евангелии сказано, что Филипп был призван непосредственно Самим Христом — не так, как Андрей, которого направил ко Христу Иоанн, или как Петр, приглашенный своим братом. У Бога разные пути приведения избранных Своих к Себе. Иисус находит Филиппа. Христос искал нас и нашел нас, прежде чем мы могли заинтересоваться Им. Имя Филипп — греческого происхождения, употребительное среди язычников, но Христос не меняет его имени. Он был призван на следующий день. Когда речь идет о деле Божием, мы не должны потерять ни единого дня. Господь решил отправиться в Галилею. Христос найдет всех, кто дан Ему. Филипп стал учеником силой Христа, Который, проходя мимо него, сказал: «Следуй за Мной». В Евангелии сказано, что Филипп был родом из Вифсаиды, как Андрей и Петр. У Вифсаиды была дурная слава (Мф. 11, 21). Но и там был остаток, согласно избранию благодати. И сегодня Отечество наше, утратив былое величие, стало посмешищем в глазах многих. Но у Господа везде есть Свои люди.

http://pravoslavie.ru/4085.html

Часть V. КРУГИ СЕДМИЧНОГО И ГОДИЧНОГО БОГОСЛУЖЕНИЯ Глава 1. СЕДМИЧНЫЙ КРУГ БОГОСЛУЖЕНИЯ Православная Церковь , по примеру христиан апостольских времен ( Деян. 2, 46 ), освящает все дни седмицы совершением церковных служб. Каждому дню отводятся определенные священные воспоминания, и ежедневные церковные службы, в основных своих чертах оставаясь неизменными, изменяются лишь в частностях, и только в таких частях богослужения, которые изменять разрешено. Дни седмицы имеют следующие посвящения: воскресенье (Неделя), первый день седмицы, Святая Церковь посвящает воспоминанию и прославлению Воскресения Христова; понедельник – сотворенным раньше человека Бесплотным Силам, являющимся в Церкви торжествующей духами, ближайшими к Богу и посылаемыми Им на помощь людям для достижения спасения; вторник – ветхозаветным пророкам, как провозвестникам Царства Христова на земле, и особенно честному и славному пророку – Предтече и Крестителю Господню Иоанну, более которого не было из рожденных женáми ( Мф. 11, 11 ). Первый день седмицы после ветхозаветной субботы ознаменован событием славного Воскресения Христова. Отсюда и название его – день Господень. Воскресный день называется Неделя (церковносл. – отдых, покой), соответственно названию ветхозаветной субботы (дневнеевр.-арам. шабата – отдых, покой) – неделание мирских дел и посвящение себя в этот день служению Богу. Заповедь субботнего покоя дана Богом по сотворении мира и затем повторена при Моисее на Синае ( Быт. 2, 2–3 ; Исх. 20, 8–11 ). В Новом Завете день субботний как праздник в память сотворения мира, позднее омраченный грехопадением людей, в память нового творения, которым мы «созданы во Христе Иисусе на добрые дела» ( Еф. 2, 10 ) и «возрождены воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому» ( 1Пет. 1, 3 ), уступил свое место дню воскресному ( 1Кор. 16, 2 ; 2Кор. 5, 17 ). По учению святого Афанасия Великого (293–373), празднование субботы Сам Господь перенес на день воскресный, праздновать который и заповедано христианам правилом 29 Лаодикийского Собора (IV в.). Как в ветхозаветной Церкви под именем субботы подразумевались и другие дни, установленные для празднования (Лев., гл. 23), так и в Церкви новозаветной, кроме дня воскресного, устанавливаются и другие праздники – во славу Божию, в честь Пресвятой Богородицы и прочих святых. Дни эти перед другими днями года возвысил Сам Господь, ознаменовав их особыми событиями и благодеяниями Своими роду человеческому.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Скачать epub pdf Священник Павел Беляев. Великие саровские торжества в июле 1903 года И узрите Пасху прежде Пасхи (слова преп. Серафима) Кончилась неделя великого и чудного торжества, замолк, дивный, как орган, звук Саровских колоколов, возвестивший всему православному миру о прославлении и причислении к лику святых преподобного старца Серафима. Многочисленные паломники возвратились к родным местам и в священном восторге и умилении поведали всем картины пережитых ими незабвенных дней, когда вместе с Великим и Благочестивейшим Государем, Государынями и другими Членами Царствующего Дома, едиными усты и единым сердцем благоговейно славили они Милосердого Бога и светло прославляли новоявленного угодника Его. Но хотя чудные картины пережитого, за суетою жизни, начинают забываться, но малейшее воспоминание, малейшее напоминание и расспросы других и... уже перед вашим мысленным взором воскресает во всей своей прелести священный Саров... воскресает в памяти живописная, истинно райская местность далекой обители, с блистающими золотыми главами соборов и церквей... слышится тот необычайный трепетный шум многотысячного народа, чувствуется опять тот духовный восторг, высокий подъем веры и религиозного духа и... слезы умиления готовы оросить ваше лицо и привести в трепет ваше сердце!.. Сподобившись присутствовать на этих торжествах, желаем и мы повествовать во славу Божию об этом великом празднике прекрасной Саровской обители и всей православной Российской Церкви... С чувством томительного ожидания выехали мы из пределов Уфимской епархии, где благочестивые прихожане проводили нас с лучшими пожеланиями и усердными просьбами помолиться за них у раки Преподобного. «За нас, батюшка, помолитесь!» – «И за нас!» – слышалось на улице, по которой следовал наш экипаж. Или вот вас останавливают, и трудолюбивая рука поселянки со слезами на глазах протягивает вам несколько монет на свечку преподобному Серафиму. «А ты, батюшка родимый, в первый день поставь!» – заканчивает она свою просьбу. Приехали в Уфу, где к нам прибавилось паломников; в Самаре – также, а в Пензу наш поезд пришел уже переполненным: на вокзале все комнаты и проходы, вся платформа и станционный сад были прямо усеяны богомольцами...

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

Закрыть itemscope itemtype="" > Торжество православия 15.03.2011 351 Время на чтение 3 минуты Едва ли не самое страшное либеральное пугало нынешнего времени - разговоры об усиливающейся роли Русской православной церкви, или РПЦ, как ее чаще называют. Получается вроде бы так: первые лица государства ходят по большим праздникам в храмы, Церкви возвращается отнятое у нее в советские годы имущество, обсуждается возможность преподавания Закона Божия или основ православной культуры в школах, а недавно один батюшка и вовсе всех переполошил, посоветовав женщинам для их же блага пристойно одеваться. И как тут не встревожиться свободомыслящему российскому интеллигенту, чающему соединить разрывы в русской истории? За что боролись в семнадцатом году, отделяли от государства, учили народ атеизму и отвращали от клерикализма, если не прошло и ста лет, как все возвращается? Да и не просто возвращается, а того хуже: РПЦ у нас - словно новая КПСС, недаром великий поэт задолго до всяких религиозных свобод воскликнул: " Входит некто православный,/Говорит: теперь я главный! " Как в воду глядел. Только вот вопрос: действительно ли главный? Возьмем простую вещь - календарь, ибо в нем точнее всего отражается повседневная жизнь человечества. Государство с 1918 года живет по григорианскому календарю, Церковь с давних времен - по юлианскому. Все вроде бы к этому привыкли, менять никто ничего не собирается, однако возникает проблема с праздниками. Уже набило оскомину говорить о двух неделях насильственного безделья в декабре-январе, когда в канун Рождества народ томится и не знает, чем себя занять, а на Святках, когда хорошо было бы и попраздновать, выходит на работу. Это не иначе как православные придумали - кому б еще в голову пришло? На Масленице в этом году было шесть рабочих дней, а на первой, самой строгой неделе Великого поста всем народом погуляли по поводу большевистского женского дня. Зато в апреле Страстная неделя - та, что в бездуховном западном мире нерабочая с Великой пятницы - будет у нас, как всегда, самой обычной. И пасхальное воскресенье останется в государственном реестре рядовым нерабочим днем, после которого извольте идти трудиться и никаких вам Светлых седмиц. Я уж не говорю о двунадесятых праздниках.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

Торжество людей, которые услышали глаголы Жизни Вечной. И ничего больше искать не нужно И мы можем из ленивых зрителей стать помощниками Христовыми 17 марта, 2019 И мы можем из ленивых зрителей стать помощниками Христовыми Надо поставить себе вопрос. В евангельской картине я сейчас кто? Я гонитель? Я безучастный? Я друг Христов? А если друг, почему мне с Христом скучно? Проповедь протоиерея Александра Абрамова в день Торжества Православия. На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною. Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром. Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета. Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри. Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства. Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя. Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев. Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего. И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому. Ин. 1:43–51   Первое воскресенье Великого поста – день Торжества Православия, когда мы в особом чине в общей молитве обновляем свою преданность православной вере. Вот о чем важно сейчас подумать. Первая неделя Великого поста представляет собой весь пост в миниатюре – как если бы ее понедельник соответствовал первой неделе, вторник – второй и так далее. Кроме того, в первой неделе содержатся и образы Страстной седмицы. И в том и в другом случае первое воскресенье Великого поста – это день, соотнесенный с Пасхой, день особого предчувствия Воскресения Христова. Я хотел бы развернуть эту аналогию. Она не носит только хронологический характер. События Евангелия настолько важны для человеческого рода, что каким-то для нас недоступным промыслом евангельская история непрерывно происходит в нашей собственной жизни.

http://pravmir.ru/torzhestvo-lyudej-koto...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010