В какой день лучше причаститься Святых Христовых Таин? На Страстной седмице многих верующих волнует этот отнюдь не праздный вопрос. Действительно, Страстная седмица — неделя уникальная, насыщенная исключительными событиями, которые присутствуют в богослужебном круге всего один раз в году. Церковный человек рассуждает: «Как не причаститься в Великий Четверг, когда на Тайной Вечере было установлено таинство Причастия? Хорошо бы приобщиться и в Великую Субботу — единственную благословенную субботу в году, с ее особенным богослужением. Как остаться непричастным Христу в этот день тишины и покоя, когда Он телом заключен во гробе, а душой сходит во ад? Наконец, как можно не приобщиться на Пасху, когда вся земля ликует, когда ангелы веселятся и прославляют Господа? Из алтаря вынесут Чашу Жизни — высший дар Божий человеку, и многие причастники подойдут к ней. Что же я? Так и останусь стоять в стороне от Трапезы Господней?» Как ни странно, еще можно встретить священников, которые не благословляют причащаться на Пасху. Иные уклоняются от ответа и говорят: «Ну, если ты считаешь себя достойным, то причащайся». Это обыкновение не причащать верующих на Пасху сложилось в советское время. Оно было продиктовано благочестивыми соображениями и учитывало реальное положение людей того времени. Понимая, что человеку придется провести последнюю субботу перед Пасхой на работе (в советское время почти всегда суббота перед Пасхой была рабочей или в этот день объявлялся всесоюзный коммунистический субботник) или в домашней суете, священники благословляли верующих причащаться заранее – в Вербное воскресенье, или в Великий Четверг, или в Великую Субботу, а на пасхальной службе уже только молиться. В те времена в некоторых храмах за ночной Литургией даже Евхаристическую Чашу не выносили из алтаря. Но теперь другое время, и верующий человек может свободно в любое время причащаться Тела и Крови Христовых. В Пасхальную ночь празднуется исключительное событие — Христово Воскресение. Это праздник праздников и торжество торжеств. Но таинство Причастия в эту ночь не меняется так, что приобщаться Господней Трапезе могут только «достойные». Таинство Евхаристии абсолютно одинаково, где бы и когда бы оно ни совершалось. В будний день в отдаленном сельском приходе или в великий праздник в многолюдном кафедральном соборе причастники причащаются истинного Тела и Крови Христовых и соединяются с Ним.

http://pravoslavie.ru/112025.html

Закрыть Слово в день памяти Всех Святых, в земле Российской просиявших 18 июня - Неделя 2-я по Пятидесятнице, Всех святых в земле Российской просиявших 17.06.2023 1773 Время на чтение 12 минут Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Величаем Тя, Триипостасный Владыко, верою Православною землю Русскую озарившаго и святых сродников наших сонм велий в ней прославльшаго. Сегодня, други мои, на Руси День Ангела - день памяти всех святых нашей Русской земли, чьими трудами и скорбями, чьим величием духа мы с вами теперь - православные христиане. Этот день мы отмечаем ежегодно. Но ныне празднование памяти русских святых угодников Божиих особенно величаво еще и тем, что 1000 лет прошло с тех пор, как началось духовное рождение русского народа в Святом Крещении, когда призрел на Русь Господь и вдохнул в нее дух жизни. Этот 1000-летний юбилей заставляет оглянуться на пройденный путь, на историю и особо оценить событие, которое случилось так давно, но которым по сию пору живет Россия. Этого не могут не признать, не могут не оценить все, независимо от своего мировоззрения и вероисповедания. И единодушно празднуется торжество и религиозное, и национальное, и государственное, и культурное. " С Крещения Руси вообще можно начать историю Руси и историю русской культуры " ,- говорят современные ученые. Именно поэтому весь мир " от восток солнца до запад " отмечает сегодня 1000-летний юбилей Крещения Руси. " ...без Мене не можете творити ничесоже " ,- сказал Господь (Ин.15,5). Сколько племен и народов ушли в небытие, а россы, вскормленные благодатию Святого Духа, данного Господом им как дар в Святом Крещении, стали Великой Русью, Россией. Великие ценности дара Божия Русь приняла не формально, но потрудилась, пленивши ум и сердце заповедям Божиим. " Люби ближнего своего, как самого себя - в этом весь закон и пророки " (ср.:Мф.22,39-40). Как просто слово Божие, как благо, но скольких жертв и трудов требуется, чтобы воплотить его в жизнь. 1000-летняя история Руси показала всему миру, что только этим можно жить и только это слово родит к жизни, и вскармливает, и выращивает, и хранит. Хранит и нас Господь, пока мы храним слово жизни - любовь.

http://ruskline.ru/analitika/2018/06/09/...

Очередная беседа цикла посвящена монашеству – явлению, важному и значимому не только в духовной, но и в общественной и государственной жизни Византии. Почему возникло монашество? Как складывались отношения монастырей и мира? Какую роль играли городские монастыри? И почему один из сановников наставлял сына: «Почаще беседуй с монахами»? Рассказывает историк Павел Кузенков . Новая норма жизни Как вы знаете, первая Неделя Великого поста посвящена Торжеству Православия. Этот праздник знаменует собой окончание целой эпохи в истории Церкви, связанной с богословскими спорами, и решающую роль в победе Православия, в торжестве православной веры в империи сыграло как раз монашество. Именно с его помощью удалось преодолеть последнюю и, наверное, самую тяжелую для империи ересь – ересь иконоборчества. И в этой связи было бы уместно посвятить одну из наших бесед феномену монашества, которое в Византийской империи играло очень важную роль. Торжество христианства в империи, а это эпоха Константина Великого, совпадает с зарождением монашества как явления. Скорее всего, какие-то подвижники – аскеты, пустынники – были и в предыдущие языческие годы, но именно с IV века возникает монашество в том виде, в каком мы его знаем, и уже в самые первые десятилетия христианской империи появляется образцовое житие – житие, написанное святителем Афанасием Александрийским, посвященное Антонию Египетскому. Начинается бурное распространение монашества – прежде всего по восточным провинциям, а потом и по западным. И уже с V века монашеская культура, монашеская традиция становится неотъемлемой частью христианского общества Римской империи, и вплоть до самого конца Византии – до XV столетия – монашество играло центральную роль не только в церковной, но и в политической и общественной жизни византийского государства. Это феномен, который мы хорошо знаем и по нашей, русской истории, потому что и в России, на Руси монахи считались всегда важнейшим элементом общественного строения. Это византийская традиция: именно с монахами советовались и князья, и все другие влиятельные люди при принятии каких-то ответственных важнейших решений, и именно монахи были той совестью нации, совестью народа, которая концентрировала в себе самые важные, сокровенные ценности, характерные для православной цивилизации. Монашество сыграло огромную роль в возрождении Русского государства после монголо-татарского ига.

http://pravoslavie.ru/92267.html

Подпишитесь на наш Телеграм Все статьи великопостного цикла:   Поздравляем с началом Великого поста! Весь этот период мы будем с вами — готовим специальные материалы о самых важных днях года. Все они будут на главной странице портала и в специальной рассылке — подписывайтесь , чтобы не пропусть. 13 марта — прощёное воскресенье , 14 марта — начало Великого поста , 14-17 марта — чтение Великого канона Андрея Критского , 20 марта — неделя Торжества Православия . В эти дни как нельзя уместней подумать о покаянии. В прошлый раз мы говорили о прощении — жесте, разрывающем ткань мира сего. Мы представили мир сей как некую моральную экономику, сеть эквивалентных обменов по принципу «удар на удар», сеть одинаково управляющей как психической, так и социальной жизнью (здесь как раз видно что психика и социум имеют одни законы) и проследили её генезис в анализе первых глав книги Бытия. Мы говорили о моральных капиталах и долгах. Мы говорили, что долги отпущены, а капиталы обесценены Христом. Давайте несколько разовьем эту экономическую метафору мира сего и спасения. Пролетариат Моральный рынок подразумевает и свой капитализм, свою власть и буржуазию: тщеславие «успешных» людей, фарисеев, своих полицейских (побивающим камням за какой-нибудь грех) и т. д. и т. д. Вообще рифма богача «финансового» и богача «морального» далеко идёт: та же самовлюбленность, чувство правоты и пр. — та же сытость: но блаженны алчущие. Трудно богатому войти в Царство. Подразумевает моральный рынок и свой пролетариат. Пролетариат, лишенный морального капитала, закредитованный у моральных банкиров — фарисеев, книжников, священников. И именно, пролетариату в силу своей нищеты, суждено разрушить капитализм и построить коммунизм. Пролетариату нечего терять кроме своих цепей: поэтому мытари и блудницы, моральные нищие идут первые в Царство. « Кто был ничем, тот станет всем » — парафраз евангельских слов. Прощение — кажется чем-то невозможным, почти подвигом, чудом, как и коммунизм кажется невероятным. Обратимся к замечательной книге Гребера «Долг», чтобы ещё раз показать, что нет ничего естественней прощения (и коммунизма — как и нашего «морального», так и марксисткого).

http://blog.predanie.ru/article/pokayani...

Праздновать Пасху с детьми сложнее, чем отмечать Рождество . Там все понятно: день рождения нашего Господа. А здесь – страдания, смерть, воскресение. Очень легко уйти от главного смысла праздника, и центром окажется не чудо воскресения, а пушистые цыплята и красные яички. Однажды кто-то сказал мне, что во многих дореволюционных рождественских и пасхальных открыточках нет никакого религиозного содержания: некий абстрактный праздник с красивой атрибутикой. Впрочем, и сейчас и у нас, и на христианском Западе все больше Рождество Христово становится просто неким «рождеством». И мне кажется, основная задача проведения любого религиозного праздника в семье (да и не только в семье) – помочь детям подготовиться ко встрече с праздником, ощутить его и сердцем, и «руками». И при этом сохранить его глубокое содержание, чтобы праздник стал не только развлечением, не только радостным событием, но и ступенькой на пути ко встрече с Христом. В детстве главным знаком приближения Пасхи была, пожалуй, грандиозная суперуборка. Вот наступает Страстная неделя. Мы торжественно снимаем с икон обычные, будничные полотенца и вешаем черные. Вся квартира от такой перемены преображается, становится особенно «постной». Дети уже знают: пришли грустные дни. Сейчас нашего Господа будут мучить, а потом убьют. И мы будем переживать за Него. Но вот и радостное событие: мы печем куличи. Судя по воспоминаниям, раньше этим делом занимались в Страстную пятницу, но в таком случае, я – без многочисленной прислуги, но зато с маленькими детьми, буквально сидящими у меня на руках, – не успею вообще ничего. Так что куличи в нашем доме появляются в Великий понедельник. Их можно купить в магазине, но разве самый вкусный кекс в пакете сравнится с выпечкой кулича?! Одно то, что мама битый час месит тесто, чего стоит! Дети сами подсыпают приготовленные цукаты, орехи. Но самое главное – это запах. Запах наступающей Пасхи. Каждый раз, когда тоненькая струйка куличного аромата выползает из духовки, мое сердце наполняет необъяснимый восторг. Маленькие, мы с братьями и сестрами садились под дверью на кухню и наслаждались этим запахом. А потом куличи – и большие, и совсем крошечные – украшали глазурью, посыпали разноцветными присыпками.

http://pravoslavie.ru/1308.html

Соответствующий запрет был включен в Положение со следующей формулировкой: «Деятельность и торжества, противоречащие национальным, моральным, гуманным, духовным и культурным ценностям турецкой нации и не способствующие психосоциальному развитию студентов, будут запрещены». Чиновники заявили, что в министерство приходили жалобы, что во многих школах детей на Пасху просили приносить и красить яйца, а празднование Нового года проходило под влиянием Рождества. По словам журналистов SABAH, многие родители, звонившие в редакцию, говорили: «Хотя Неделя отечественных товаров, которая является нашей собственной культурой, игнорируется, для 4-5-летних детей приглашают Санта-Клаусов под предлогом новогоднего мероприятия». Аналогичные жалобы дошли и до Министерства национального образования. В этой связи Министерство образования потребовало, чтобы все мероприятия в частных школах проводились в соответствии с обычаями и традициями Турции, а также с соблюдением национальных и духовных ценностей. Письмо под названием «Организация социальных мероприятий в образовательных учреждениях» было направлено во все провинции Фетуллахом Гюнером, генеральным директором частных образовательных учреждений MEB. В рассматриваемой статье частные школы были предупреждены за такую деятельность. Особое возмущение в Турции вызывали празднования Хеллоуина, когда детей одевали в страшные костюмы. «Конкретные дни и недели, которые следует отмечать в школах, уже указаны в графике, подготовленном Министерством народного образования. Не существует каких-либо правил по празднованию таких дней и недель, как Рождество, Хэллоуин или Пасха. Неправильно преувеличивать таким образом прославление различных культур в турецких школах», - говорит профессор социологии доктор Левент Эраслан. Запрет празднования главных христианских праздников в Турции прокомментировал в интервью «Русской народной линии» кандидат исторических наук, востоковед, генеральный директор аналитического центра «Катехон», член Императорского Православного Палестинского Общества, Михаил Ильич Якушев:

http://ruskline.ru/news_rl/2024/02/20/id...

Православная стенгазета 12 (326) В номере: Неделя 1 Великого поста. Торжество Православия, Проповедь на Евангельское чтение, Вопросы священнику: бывают ли православные заговоры? Великий пост и проблемы со здоровьем. 18 марта, 2016 В номере: Неделя 1 Великого поста. Торжество Православия, Проповедь на Евангельское чтение, Вопросы священнику: бывают ли православные заговоры? Великий пост и проблемы со здоровьем. В номере: — Неделя 1 Великого поста. Торжество Православия, — Проповедь на Евангельское чтение, — Вопросы священнику: бывают ли православные заговоры? — Великий пост и проблемы со здоровьем. Выпуск от 18 марта 2016 года. Скачать Нужен только принтер. 8 листов раз в неделю распечатать и повесить в притворе по благословению настоятеля. Взгляд прохожего зацепится, он остановится, почитает. Задумается. Пора переходить от слов к делу. Даже если только одному человеку чтение этой стенгазеты в чем-то поможет, значит, все не напрасно. Значит, и вы внесли свой вклад в дело миссии. Стенгазета издается при участии Синодального Информационного отдела Русской Православной Церкви. Святейший Патриарх Кирилл призвал использовать стенгазету портала «Правмир» в приходском служении Присылайте фотографии стенгазет на адрес gazeta@pravmir.ru Нам очень нужны ваши отзывы! Подписаться на рассылку Правмира (включающую в себя анонс новых выпусков Газеты) Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 5 апреля, 2024 29 марта, 2024 22 марта, 2024 15 марта, 2024 8 марта, 2024 28 февраля, 2024 23 февраля, 2024 16 февраля, 2024 9 февраля, 2024 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/pravoslavnaya-stengaze...

Форум «Русская неделя на Корфу» проходит на греческом острове Москва, 8 октября 2007 г. Греческий народ не забывает многовековую традицию отношений горячей дружбы с Россией. Об этом заявил 5 октября мэр греческого города Керкира на одноименном острове (также именуемом Корфу) в Ионическом море Сотирис Микалеф, выступая на проходящем здесь VI международном форуме «Русская неделя на Корфу». По словам мэра, отношения между греками и русскими на протяжении многих веков были очень теплыми и продолжают быть такими до сих пор. «Все социальные движения, существовавшие в средние века в Греции, были связаны с Россией, — подчеркнул он. — В России плодотворно трудились греческие просветители Евгений Вульгарис и Никифор Феотокис, ставшие учителями и греческого народа, а также один из первых выразителей идей сотрудничества народов Европы и первый президент Греции Иоаннис Каподистрия. Очень характерно, что великий иконописец Андрей Рублев был учеником Феофана Грека. В свою очередь, на Керкире россияне основали первое современное греческое государство — Республику семи Ионических островов». Митрополит Керкиры, Пакси и близлежащих островов Нектарий отметил, что в своей долгой истории два наших православных народа имели много точек соприкосновения в различных сферах общественной, политической, культурной и религиозной жизни. «Однако в политико-дипломатической сфере огромную роль сыграла блистательная личность графа Иоанниса Каподистрии, родившегося на Керкире в 1776 году, — сказал митрополит. — Каподистрия, имевший очень тесные связи с русским двором, был назначен полномочным секретарем по Ионическим островам. В 1809 году Каподистрия уехал в Россию, где через несколько лет стал министром иностранных дел Российской империи. После победы в 1821 году греческой национально-освободительной революции Каподистрия был провозглашен первым президентом свободной Греции». Жители Корфу чтут память о великом флотоводце святом Феодоре Ушакове. Об этом заявил 7 октября губернатор острова Стефанос Пулименос, выступая на торжествах, посвященных героям двух стран — адмиралу Ушакову, эскадра которого освободила в 1799 году Керкиру от войск Наполеона, и первому президенту Греции Иоаннису Каподистрии.

http://pravoslavie.ru/24282.html

Е. Кустовский Неделя первая торжества Православия В неделю вечера поставим стихов 10, и глаголем стихиры Осмогласника 4, со стиховны вечерни и утрени; и Триоди подобны господина Иосифа. Глас 4. Подобен: Дал еси знамение: Стих: Аще беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит?/яко у Тебе очищение есть. Даждь ми умиление,/и злых отчуждение,/и совершенное исправление,/в страсти телесней ныне погруженому,/и отдаленому от Тебе Боже Всецарю,/и ниоткудуже упования имущу;/и спаси мя блуднаго за многую благость,//Иисусе всесильне, Спасе душ наших. Стих: Имене ради Твоего потерпех Тя Господи, потерпе душа моя в слово Твое,/упова душа моя на Господа. Моисей дивный,/постом очищься,/виде желаемаго./Сему убо поревновавши смиренная душе моя,/потщися в день воздержания от злых очиститися,/яко да Господа дающаго Тебе оставление,/и очищение и избавление,//узриши сущаго Благаго и Человеколюбиваго. Другий кир Феодора, глас 6: Подобен: Архангельски: Стих: От стражи утренния до нощи, от стражи утренния,/да уповает Израиль на Господа. Постов ныне двоеседмичие светло начнем,/совершающее день от дне братие,/колесницу огненну соделавше нам,/якоже Илия Фесвитянин,/четыре великия добродетели,/ум возвысим безстрастием,/плоть вооружим чистотою,//текуще и побеждающе врага. И Минеи стихиры рядовому святому, 3. Аще имать святый, Слава: стихиру самогласну. Аще ли несть, Слава, и ныне, Богородичен во глас Минеи, от менших. Вход с кадильницею. Свете тихий: Прокимен, глас 8: Дал еси достояние/боящимся Тебе Господи. Стих: От конец земли к Тебе воззвах. Стих: Покрыюся в крове крил Твоих. Стих: Тако воспою Имени Твоему во веки. И паки высочайшим гласом: Дал еси достояние: Сподоби Господи: и ектения просительная. На стиховне стихиры самогласны, глас 8: Приидите, очистим себе милостынями и щедротами убогих,/не трубяще, ни являюще наше благотворение,/да не увесть шуица десницы дело,/да не расточит тщеславие плод милостыни,/но в тайне тайная ведущему воззовем:/Отче, остави прегрешения наша,//яко Человеколюбец.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

     Пасха Христова , и сердце полно надежды, духовной радости и какой-то особой легкости, желания начать всё с чистого листа. В торжественный и благодатный пасхальный период я с воодушевлением хочу приступить к новой жизни, восстать, еще не оправившись от прошлого падения. У вас когда-нибудь такое было? Когда вы намечаете для себя определенный курс, но потом неожиданно обнаруживаете, что плавно от него уклоняетесь? Замечали, что, чем чаще позволяете себе закрывать глаза на какие-то обязанности или дела, тем труднее возвращаться к привычному графику? Мне, к примеру, всегда нравилось заниматься публицистикой. Но недавно родился сын, и вся жизнь перевернулась с ног на голову, начались рутинные будни, которые можно было бы описать в двух словах: «плачущий ребенок» и «вымотанная мама». Так проходила неделя за неделей, и я стала замечать, что мне всё труднее снова взяться за свою писательскую деятельность. Стараясь подойти к этой проблеме с точки зрения психологии, разобраться, почему каждый раз возникает какое-то внутреннее нежелание подниматься после очередного падения, я поняла, что проблема эта нередко встречается и в духовной жизни. На волне благодатных порывов мы начинаем вставать раньше, чтобы больше молиться или читать Священное Писание, чаще ходим на службы, исповедуемся. Но стоит еще раз легкомысленно споткнуться, понимаем, что намного проще не прилагать усилия к тому, чтобы подняться, и сделать эти падения нормой. Как же с духовной лестницы не падать? Важна любая возможность Сегодня самые сильные искушения – это лень и привычка отвлекаться. Тратить каждую свободную минуту на что-то маловажное проще всего: лучше лишние 15 минут посидеть в социальной сети, чем то же время помолиться; легче пару часов посмотреть сериал, чем пойти и кому-то помочь. Если у вас вдруг выдалась свободная минутка, постарайтесь посвятить ее Христу, заполните божественной тишиной безмолвия и ожидания, а не суетностью и заботами. К примеру, когда в голову приходят какие-то свежие идеи, я стараюсь их записать, чтобы не забыть, и, когда выдастся время, отразить в моей новой публикации. Так и в духовной жизни: когда душа тянется к общению с Богом, но времени на молитву совсем нет, скажите Ему хотя бы несколько слов. Потом, когда приступите к молитвенному правилу, вы, помня тот сиюминутный порыв, уже будете знать, что хотите сказать Господу.

http://pravoslavie.ru/112762.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010