Установление нобярьской и триодной памятей святителя. Вопреки распространенным в литературе представлениям (ср.: Meyendorff J.Introduction à l " étude de Grégoire Palamas. Paris, 1959. P. 169; Les Regestes des actes du Patriarcat de Constantinople, N 2540) нет оснований считать, что патриарх Константинопольский свт. Филофей Коккин, автор первоначальных службы и Жития свт. Григория Паламы (по собственному свидетельству свт. Филофея в томосе Собора 1368 г.; см.: PG. 151. Col. 711), установил именно триодную память святого. Эти представления основаны, во-первых, на убеждении исследователей в неизменности практики литургического почитания свт. Григория Паламы; во-вторых, на атрибуции триодной службы свт. Григория Паламы свт. Филофею; в-третьих, на словах самого свт. Филофея, который в соборном томосе о замене локального почитания свт. Григория Паламы общецерковным проводит параллель между ней и историей прославления свт. Афанасия К-польского († после 1315), когда в неделю Торжества Православия в храм Св. Софии монахами-почитателями свт. Афанасия была торжественно внесена его икона, и только потом почитание святого было утверждено как общецерковное (PG. 151. Col. 712). Но последний из этих аргументов не может служить основанием для отождествления установленного в 1368 г. общецерковного почитания свт. Григория Паламы (см.: Rigo. 1993) с его триодной памятью — история с процессией с иконой свт. Афанасия в неделю Торжества Православия приведена свт. Филофеем лишь в качестве примера, а сам факт шествия с иконой святого в эту неделю (когда ежегодно совершалось шествие с различными иконами) вовсе не влечет за собой увязывание памяти святого с периодом Великого поста (так, память упоминаемого свт. Филофеем свт. Афанасия К-польского совершается 24 октября),— а исследование рукописей XIV–XVI вв. опровергло оба других аргумента. Во-первых,— как убедительно показал диак. (ныне прот.) Василий Волудакис в своем анализе данных греческой рукописной традиции (исследователь использовал лишь рукописи собраний Греции, но его выводы подтверждаются и на материале греческих рукописей др. собраний),— практика петь службу свт. Григорию Паламе во 2-ю неделю Великого поста возникла не ранее 2-й пол. XV в. (Boloudakes. S. 33–42; одно из наиболее ранних свидетельств о появлении этой практики, неупоминаемое Волудакисом, содержится в рукописи Vindob. Gr. Theol. 187. Fol. 72, ок. 1500 г.), тогда как ноябрьская память святого, напротив, была известна уже к последней четверти XIV в. Во-вторых, ноябрьское последование свт. Григория Паламы сохранилось уже в современных свт. Филофею рукописях и содержит в том числе 2 канона с именем Филофей в акростихе, а триодное последование свт. Григория Паламы известно по рукописям не ранее рубежа XV и XVI вв. и вместо канонов авторства Филофея, как правило, содержит другой канон — без акростиха в тропарях, но с именем Георгий в акростихе богородичнов.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1204629...

В. Чернов Вход Господень В Иерусалим События праздника Воспоминание торжественного входа Господа Иисуса Христа в Иерусалим накануне Его спасительных страданий и победного воскресения совершается Церковью в воскресенье за семь дней до Пасхи. Так же этот день называют «Неделя ваий» или «Вербное воскресенье». В Греции и на Ближнем Востоке принято в этот день совершать крестный ход с пальмовыми ветвями в руках, в память о встрече Господа жителями Иерусалима. В России вместо пальм обычно употребляются веточки вербы, которая зацветает весной прежде всех растений. Об этом событии подробно рассказывают все четыре евангелиста ( Мф. 21:1–11 ; Мк. 11:1–11 ; Лк. 19:28–44 ; Ин. 12:12–19 ). Господь Иисус Христос шел теперь в Иерусалим для того, чтобы исполнилось всё написанное о Нем пророками как о Мессии. Он шел для того, чтобы испить чашу искупительных страданий, дать душу Свою в избавление за многих и потом войти в славу Свою. Поэтому в полную противоположность тому, как держал Себя Господь прежде, Он решил этот Свой последний вход в Иерусалим устроить с особой торжественностью. Первые три Евангелиста передают нам подробности, которыми сопровождалась подготовка этого торжественного входа. Когда Господь с учениками, окруженный множеством народа, сопровождавшего Его от Вифинии и встречавшегося по пути, приблизился к горе Елеонской, Он послал двух учеников в селение, находившееся перед ними, с поручением привести ослицу и молодого осла. Гора Елеонская, или Масличная, называлась так по множеству росших в ней оливковых деревьев. Она находилась к востоку от Иерусалима, отделяясь от него ручьем или потоком Кедров, который почти совершенно высыхал летом. На западном склоне горы, обращенном к Иерусалиму, находился сад, называвшийся Гефсиманией. На восточном же склоне горы лежали два селения, упоминаемые у святых Марка и Луки Виффагия и Вифания (Матфей говорит только о первой). С горы Елеонской был прекрасный вид на все части Иерусалима. Торжественное вступление в город Кони на древнем Востоке были дороги и употреблялись почти исключительно для войны. Для домашнего обихода и путешествий использовались ослы, мулы и верблюды. Сесть на коня было тогда символом войны, сесть на мула или осла – знаком мира. В мирное время даже цари и вожди ездили на этих животных.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Обзор публикаций светских СМИ о Церкви за неделю (18–25 июля) 24 июля 2005 г. 14:49 Минувшая неделя не изобиловала событиями церковной жизни, вызвавшими широкий отклик в светских СМИ. Исключением стали празднование в честь преподобного Сергия Радонежского и связанное с этим открытие основной программы торжеств, посвященных 625-летию Куликовской битвы, а также визит Святейшего Патриарха Алексия в Казань. Примечательный факт: оба эти события, на первый взгляд не взаимосвязанные, рассматривались светскими журналистами примерно с одной и той же точки зрения. А именно — с позиций анализа православно-мусульманских отношений, их нынешнего состояния и перспектив развития. Неожиданное «исламское звучание» тема Куликовской битвы получила еще в 2001 году. Тогда группа татарских ученых и военных обратилась к Президенту России с призывом отменить празднования. Это обращение прямо или косвенно поддержали Совет муфтиев России во главе с Р. Гайнутдином и Президент Татарстана М. Шаймиев. Об этом упоминает, в частности, «Политический журнал» . Основанием для такого призыва служило возможное обострение национального вопроса и осложнение межконфессиональных отношений — якобы историческая память татарского народа будет оскорблена всероссийским празднованием поражения татаро-монгольского войска на Куликовом поле. «Политический журнал» рассматривает различные аспекты этого конфликта — иногда вполне «по-советски», всерьез выясняя, кто из крупных государственных чиновников будет принимать участие в торжествах, и в каких именно; иногда — высказывая здравые мысли. Например, трудно не согласиться с оценкой роли государственных структур в подготовке празднований. Как известно, основную роль в организации юбилейных торжеств играют Русская Православная Церковь, учредившая Оргкомитет по подготовке празднований, региональные руководители и различные общественные комитеты и фонды. Государственная власть в лице своих представителей предпочла политкорректно выступить в скромной роли соучредителей оргкомитетов.

http://patriarchia.ru/db/text/29832.html

Посеянный ветер ПРАВОСЛАВИЕ.RU       ПОМЕСТНЫЕ ЦЕРКВИ ВСТРЕЧА С ПРАВОСЛАВИЕМ ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ НОВОСТИ АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ ПРЕССА ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ ГОСТЬ САЙТА ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ ПОЛЕМИКА ENGLISH EDITION   СРЕТЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ   тематические подборки новые поступления карта сайта авторы анкета поиск ПОСЕЯННЫЙ ВЕТЕР Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 17-24 марта. - Праздник святого Даниила. - Миротворческая миссия. - Американская агрессия. - Бомбы на историю. - Обедненный уран и пасхальные куличи. - В поисках идентичности. - Советы атеистов. - Музейное лобби. - Христианская Троя. Прошлая неделя началась с праздника - в понедельник Русская Православная Церковь отметила 700-летие со дня преставления святого благоверного князя Даниила Московского - собирателя русских земель, родоначальника московских князей и основателя древнейшего в столице Свято-Данилова монастыря. Об этом сообщило агентство РИА " Новости " , опубликовав на сайте также и программу праздника. На сайте " Вести.Ru " , кроме рассказа о торжествах, прошедших в этот день в Троицком соборе Свято-Данилова монастыря, коротко говорится и о самом святом Данииле Московском: " В 11 лет святой Даниил унаследовал от своего отца Александра Невского Московское княжество, которое в то время было одним из самых маленьких и бедных среди других русских земель, и сумел значительно укрепить его. Несмотря на многочисленные посягательства со стороны соседей, князь Даниил старался не участвовать в междоусобных войнах, предпочитая решать все вопросы мирным путем. В итоге именно при нем Москва стала центром объединения русских земель " . Сайт " Седмица.Ru " публикует подробный отчет о торжествах, посвященных 700-летию преставления св. блгв. кн. Даниила Московского. Там же приводятся слова предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, обращенные к архипастырям, братии Свято-Даниловского монастыря, а также ко всем, празднующим этот праздник. Также на сайте можно прочитать житие святого благоверного князя Даниила Московского и историю Свято-Данилова монастыря .

http://pravoslavie.ru/press/obzor36.htm

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – март 2024 30 мин., 26.03.2024 Содержание номера – «Фома». Православный журнал для сомневающихся. - – 2024.  FOMA . RU          Обложка : В небе на большом воздушном шаре красного цвета летит молодой человек с собачкой. Из корзины он выбрасывает фиолетовые мешки с надписями «Уныние», «Гордыня», Жадность», «Зависть», «Лень», «Гнев». В середине обложки надпись белыми буквами: «ИЗБАВЬСЯ ОТ ЛИШНЕГО ВЕСА». Рисунок Дмитрия Коротченко. Пролог : Андрей Анпилов. «Скрипит корабль Великого поста...» . 21 марта 2014. Стихотворение. Фото Filip Mroz/Unsplash//Фома. - – март 2024. – С.2. – (рубрика «Пролог» ). Содержание : С.3. Даты месяца : Даты месяца: март //Фома. - – март 2024. – С.4-7. - (рубрика « Даты месяца »). Представлены: 17 марта. Прощеное воскресенье. [В духовной жизни вещь весьма хорошая — вовремя благоразумно объясниться, вовремя попросить прощения, чтобы и свою душу умиротворить, и другим подать повод к тому же. Преподобный Амвросий Оптинский ]. Фото Яны Небожиловой. - С.4; 3 марта. Неделя о блудном сыне. [Блудный сын возвращается домой, потому что память об отце придает ему силу вернуться. Его исповедь мужественна и совершенна: Отче! Я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Он осужден собственной совестью, для себя у него нет оправдания, но в прощении есть тайна смирения, которой мы должны учиться снова и снова. Мы должны учиться принимать прощение актом веры в любовь другого, в победу любви и жизни, смиренно принимать дар прощения, когда он предлагается. Блудный сын открыл отцу свое сердце — и значит, был готов принять прощение. Митрополит Сурожский Антоний ]. Ил.: Возвращение блудного сына. Жан-Луи Форен, 1897. - С.4;     24 марта. Торжество Православия. [В середине IX века в Византии закончился период иконоборчества, длившийся полтора столетия. Спор о том, можно ли изображать Христа, Богородицу, святых и молиться перед этими образами, вылился в жестокие гонения иконопочитателей. После церковного Собора 843 года, осудившего иконоборцев и восстановившего иконопочитание в империи, царица Феодора предложила устроить церковное торжество, которое пришлось на первое воскресенье Великого поста. В воспоминание об этом событии ежегодно в первое воскресенье Великого поста Православная Церковь празднует восстановление иконопочитания]. Ил.: Восстановление иконопочитания. Слева от иконы императрица Феодора, справа — патриарх Мефодий I. Икона конца XIV века. - С.4;

http://foma.ru/bibliografija-foma-3-251-...

Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) Схиархимандрит Авраам (Рейдман) Блаженный Феофилакт Болгарский Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) Проповедь в неделю 1-ю Великого поста Торжество Православия Длинный ряд впечатляющих образов ветхозаветных свидетелей веры в Единого Бога и Его Правду проходит перед нашим мысленным взором, когда мы слушаем слова апостольского чтения на день Торжества Православия. Ряд, начинающийся Моисеем, и завершающийся, после упоминания героев библейской истории, Иисусом Христом. Нигде так не уместно это чтение, как в храмах Русской Православной Церкви, давшей в XX веке великий сонм новомучеников и исповедников. И да станут они для нас примерами, ничем не уступающими перечисленным библейским героям. Действительно, бывают такие кризисные периоды в истории Церкви, когда христианин напрямую стоит перед выбором: пострадать за Правду Божию или стать отступником, сохранив себе жизнь. Не станем осуждать людей, не выдержавших это испытание: судья им — Господь. Задумаемся лучше о других вопросах, которые ставит перед нами сегодняшнее чтение. Первый вопрос: Что есть та Правда Божия, за которую страдало и умирало неисчислимое множество ее свидетелей? Второй вопрос касается лично каждого из нас. «Блажени изгнани правды ради: яко тех есть Цapcmbie Небесное». Но меня никто не гонит, никто не мучает и не убивает только за то, что я христианин. В чем же должно состоять мое подражание тем высоким образцам, о которых шла речь? Правда Божия — тот спасительный порядок, который Бог Творец предусмотрел для сотворенного Им мира и человечества. Для большинства мучеников и исповедников ветхозаветной истории эта спасительная Правда Божия заключалась в тех религиозных, культовых и нравственных требованиях, которые были даны в Откровении праотцам веры в Единого Бога, а впоследствии запечатлены в Законе с его заповедями. Верить в Бога, поклоняться только Ему, полагаться на Его верность Завету, исполнять Его заповеди и означало жить по Правде. Насколько трудно было это делать, показывает вся история Израильского народа. Небольшой народ Ветхого Завета был окружен морем языческих народов, огромным миром с его искушениями и соблазнами. Бога никто никогда не видел. А языческие боги и всевозможные идолы — вот они, здесь. Их видно, они ощутимы. Вот истуканы и амулеты, исцеляющие и приносящие удачу. Вот небо, полное светил, которые руководят судьбой. Вот огнедышащие вулканы и потоки вод, грозящие гибелью, если им не принести жертву умилостивления их гнева. Вот великий фараон, Сын Неба, Владыка земли и Отец всех народов. Его милость греет как солнце, а гнев его страшен… А Правда Божия, где она? Где обещанное Богом спасение?

http://bible.predanie.ru/nedelya-1-aya-v...

Василий Никифоров-Волгин. «Торжество православия» Протодьякон бросал с высоты восходницы огненосное, страшное слово: анна-фе-мма! В этот день мать плакала: Жалко их… Господи!.. 1 марта, 2015 Протодьякон бросал с высоты восходницы огненосное, страшное слово: анна-фе-мма! В этот день мать плакала: Жалко их… Господи!.. Что чувствует сердце человека, когда в церкви раздаются возгласы дьякона об анафеме для грешников? Об этом — в рассказе Василия Никифорова-Волгина о сегодняшнем празднике Торжества Православия. Отец загадал мне мудреную загадку: — «Стоит мост на семь верст. У конца моста стоит яблоня, она пустила цвет на весь Божий Свет». Слова мне понравились, а разгадать не мог. Оказалось, что это семинедельный Великий пост и Пасха. Первая неделя поста шла к исходу. В субботу церковь вспоминала чудо великомученика Феодора Тирона. В этот день в церкви давали медовый рис с изюмом. Он так мне понравился, что я вместо одной ложечки съел пять, и дьякон, державший блюдо, сказал мне: – Не многовато ли будет? Я поперхнулся от смущения и закашлялся. В эти Богоспасенные дни (так еще называли пост) я часто подходил к численнику и считал листики: много ли дней осталось до Пасхи? Перелистал их лишь до Великой субботы, а дальше ух не заглядывал – не грешно ли смотреть на Пасху раньше срока? Отец, сидя за верстаком, пел великопостные слова: Возсия, благодать Твоя Господи, возсия просвещение душ наших; отложим дела тьмы, и облечемся во оружие света: яко да преплывше поста великую пучину. Все чаще и чаще заставляли меня читать по вечерам «Сокровище духовное от мира собираемое» св. Тихона Задонского. Я выучил наизусть вступительные слова к этой книге и любовался ими как бисерным кошелечком, вышитым в женском монастыре, и подаренным мне матерью в день Ангела: «Как купец от различных стран собирает различные товары, и в дом свой привозит, и сокрывает их: так христианину можно от мира сего собирать душеполезные мысли, и слагать их в клети сердца своего, и теми душу свою созидать». Многое что не понимал в этой книге. Нравились мне лишь заглавия некоторых поучений. Я заметил, что и матери эти заглавия были любы. Прочтешь, например: «Мир», «Солнце», «Сеятва и жатва», «Свеща горящая», «Вода мимотекущая», а мать уж и вздыхает:

http://pravmir.ru/vasiliy-nikiforov-volg...

ЛИ МЫ СЕБЯ ПРАВОСЛАВНЫМИ И ДОРОЖИМ ЛИ НАШИМ ПРАВОСЛАВИЕМ? «О, чудное, животворное, Божественное Православие! Я вижу светлый образ твой!»  (О. Иоанн Кронштадтский ). Неделя Православия! Закончилась первая седмица Великого Поста, и св. Церковь наша, как попечительная мать, ради возбуждения в нас духовной бодрости к дальнейшему пощению, устраивает нам духовное торжество. В первый воскресный день Великого Поста вспоминается великое и радостное событие – окончательная победа св. Православия над последней страшной ересью, колебавшей Церковь : ниспровержение иконоборчества и возстановление благочестивого иконопочитания, каковое событие имело место в 842 году по Р. Хр. в Византийской империи при Феодоре, «святой и блаженнейшей царице» и патриархе константинопольском св. Мефодии. С этим воспоминанием соединен праздник «Торжества Православия» вообще: победное торжество св. православной веры над всеми злочестивыми ересями, лжеучениями и расколами... Как прекрасен и величественен этот дивный и глубоко-поучительный, потрясающий души «Чин Православия», который должен, по церковному установлению, совершаться в этот день во всех кафедральных Соборах, но в настоящее время так редко где совершается, а если где и совершается, то часто  только  в качестве архаического обряда, без настоящего переживания всей его внутренней силы и значения! Да! так мало осталось теперь людей, даже из числа именующих себя «православными», которые способны по достоинству оценить все величие празднуемого в этот день славного события. Еще меньше таких, которые хорошо знают свою св. православную веру, сознают все великое значение своей принадлежности к ней и дорожат ею, как своим величайшим сокровищем. Для большинства современных людей, в том числе и формально числящихся «православными», Православие – это не больше, как  одно из многих  существующих в мире вероисповеданий, равнозначащее, а потому и равноправное со всеми другими. Но это представление – наивно-примитивное и глубоко-ошибочное, недостойное серьезного, мыслящего и сознательно-относящегося к вопросам веры человека. Пущено же оно в обиход – для нас не может быть в этом никакого сомнения – злонамеренно  врагами истинной веры в Бога, желающими постепенно и неприметно отнять от людей веру в духовный мир вообще, веру в ожидающую их будущую вечную жизнь, лишить всех людей подлинной духовной жизни и обратить их в обыкновенных животных, привязанных лишь к временной земной жизни и ко всему временному, скоропреходящему земному. Дабы понять и по достоинству оценить,  что такое  Православие, надо обратиться к беспристрастной истории, основательно и глубоко (а не только поверхностным, внешним образом) познакомиться с историей Церкви и не одним лишь умом, а и верующим сердцем, сосредоточенно вникнуть в течение ее событий.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Недели Великого поста Беседа на Евангелие первой недели поста, так называемой Недели Православия Призвание ап. Филиппа и Нафанаила (Об отлучении от Церкви) Какое Евангелие настоящей, первой, недели Великого поста? В нынешний день воспоминается восстановление почитания св. икон, разрушенного было иконоборцами. Некоторые вообразили, что почитание икон подобно поклонению идолам и запрещается 2-ю заповедью, а того не хотели понять, что иконы – суть изображения истинного Бога и Святых во плоти, а идолы – изображения «богов» ложных и, поклоняясь иконам, поклоняются не веществу, из которого сделаны иконы, а Самому Богу и Святым, представляя их в уме своем. Иконопочитание утверждено было после того св. отцами на 7-м Вселенском соборе. Вместе с воспоминанием восстановления иконопочитания ублажаются и все ревнители Православия, т. е. истинной христианской веры и жизни, и подвергаются отлучению от Церкви (по-гречески, «анафеме»), т. е. от церковного общения с верными здесь, на земле и от вечного блаженства на Небе, если не покаются, все враги Православия. Сегодня в соборных храмах при архиерейском служении пред иконами, на аналоях совершается особенное торжественное молебствие, на котором провозглашаются догматы , т. е. спасительные истины, веры христианской, затем изрекается анафема на еретиков, т. е. на упорных противников православия, вместе и на предателей отечества, возглашается «вечная память» истинно православным, скончавшимся и «многая лета» живущим. Цель обряда этого – предостеречь заблуждающихся в отношении к Православию и верных Православию поощрить к твердости в истине и благочестии. Посему от торжества Православия первая неделя Великого поста называется «неделею Православия», в просторечии же она называется «Сборным», или лучше «Соборним», Воскресеньем, так как иконопочитание, равно как и все прочие догматы и постановления Православной Церкви, утверждены были на Соборах. Сообразно воспоминанию восстановления иконопочитания и совершаемому торжеству Православия в Евангелие настоящей первой недели Великого поста благовествуется об уверовании во Христа апостолов Филиппа и Нафанаила, которые при этом и исповедали Его прямо Сыном Божиим. Здесь же примером Нафанаила внушается, что неверие часто бывает от неведения: Нафанаил, доколе сам не увидел Иисуса Христа, не веровал, когда слышал о Нем от Филиппа, но лишь увидел – то исповедал: «Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев» ( Ин. 1:43–51 . Зач. 5).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/b...

Обзор СМИ: 26 мая - 2 июня Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 26 мая - 2 июня. - Юбилей Петербурга. - Миссионерский съезд. - Без права на православие. - Слова и буквы. - Возвращение чудотворной иконы. - Европа и непризнанные ценности. - Вандалы, комсомольцы и раскольники. - Дневники Свиридова. - Святой Димитрий Донской. Эта неделя для нашей страны прошла под знаком празднования трехсотлетия Санкт-Петербурга. Во вторник в северной столице прошли церковные торжества, посвященные 300-летию града святого апостола Петра. Об этом сообщает РИА " Новости " . " Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир в сослужении других иерархов Русской Православной Церкви совершил праздничную литургию в Исаакиевском соборе. Во время богослужения в храме находились мощи апостола Андрея Первозванного, привезенные со Святой Горы Афон " . Послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия к 300-летию Санкт-Петербурга можно прочитать на сайте " Седмица.Ru " , а также на официальном сайте ОВЦС . В частности, в поздравлении говорится о том, что история Санкт-Петербурга неразрывно связана с историей России и Русской Православной Церкви: " Здесь на протяжении двух столетий находился Святейший Правительствующий Синод. Многие храмы Санкт-Петербурга строились в память побед российского воинства... Александро-Невская Лавра, основанная по повелению Петра Великого на месте победы князя Александра Невского над шведами, доныне является духовным светочем северной столицы… С Лаврой связаны имена великих подвижников веры и благочестия - святителей Иннокентия и Софрония Иркутских, Филарета Московского, Феофана Затворника. В обители расположена Санкт-Петербургская Духовная академия - крупнейший центр православной учености... С именем Санкт-Петербурга связан подвиг великих русских святых - праведного Иоанна Кронштадтского и блаженной Ксении... Нет смысла вновь говорить об особом, уникальном значении Санкт-Петербурга для всей России, для Европы, для человечества. Здесь сохраняется неоценимое богатство исторического наследия, памятников разных эпох… Но главное, чем богат и славен Санкт-Петербург, - это живущие здесь люди: глубоко культурные, верные своим убеждениям и своему долгу, преданные городу и Родине " .

http://pravoslavie.ru/4837.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010