СПб., 1842. С. 452-453; Annales Ottenburani//MGH. SS. 1844. T. 5. P. 4; ПСРЛ. Т. 1, 2; Т. 21. Ч. 1. С. 6-38; Ламанский В. И. О некоторых слав. рукописях в Белграде, Загребе и Вене, с филол. и ист. примеч.//ЗИАН. 1864. Т. 6. Кн. 1. Прил. 1. С. 113; Annales Hildesheimenses/Ed. G. Waitz. Hannover, 1878. P. 21-22. (MGH. Script. Rer. Germ.; Соболевский А. И. Памятники древнерус. лит-ры, посвящ. Владимиру Святому: Проложное житие св. Ольги//ЧИОНЛ. 1888. Кн. 2. Отд. 2. С. 67-68; Reginonis abbatis Prumiensis Chronicon cum continuatione Treverensi/Rec. F. Kurze. Hannover, 1890. P. 170-172. (MGH. Script. Rer. Germ.; Annales Altahenses maiores/Rec. E. von Oefele. Hannover, 1891. P. 9. (MGH. Script. Rer. Germ.; Срезневский В. И. Мусин-Пушкинский сб. 1414 г. в копии нач. XIX в.//ЗИАН. 1893. Т. 72. Прил. 5. С. 17-31; он же. Память и похвала кн. Владимиру и его Житие по списку 1494 г.//ЗИАН. ИФО. 1897. Т. 1. 6. С. 1-8; Lamperti monachi Hersfeldensis Opera/Rec. O. Holder-Egger. Hannover, 1894. P. 38. (MGH. Script. Rer. Germ.; Никольский Н. К. Мат-лы для истории древнерус. духовной письменности. СПб., 1907. С. 88-94 (канон). (СбОРЯС; Т. 82. 4); Серебрянский Н. И. Древнерус. княжеские жития: Обзор редакций и тексты. М., 1915. Т. 1. С. 1-43; НПЛ (по указ.); Ангелов Б. Ст. Старобългарски текстове: 5. Проложно житие на русска кнг. Ольга//Изв. на Архивния ин-т при Бълг. АН. София, 1957. Кн. 1. С. 292-295; он же. Из старата българска, руска и сръбска лит-ра. София, 1958. Кн. 1. С. 196-197 (южнослав. вариант пролож. жития); Перетц В. Н. Исследования и материалы по истории старинной укр. литературы XVI-XVIII вв. М.; Л., 1962. С. 66-76; Зимин А. А. Память и похвала Иакова Мниха и житие кн. Владимира по древнейшему списку//КСИС. 1963. Вып. 37. С. 66-75; Ioannis Scylitzae Synopsis historiarum/Ed. princeps, rec. I. Thurn. B.; N. Y., 1973. (CFHB; 5); ПЛДР: Сер. XVI в. 1985. С. 248-287; Павлова Р. Житие кнг. Ольги в южнослав. ркп. XIII-XIV вв.//Болгарская русистика. София, 1989. 5. С. 44-48 (южнослав.

http://pravenc.ru/text/2578361.html

Подобная политика, создававшая в Великом княжестве привилегированные условия для католической литовской знати, вела к обострению отношений между католическим и православным дворянством в этой стране, затрагивая интересы православных «русских» феодалов и тех земель, на территории которых не было ни католиков, ни католического духовенства. Таковы были исторические условия, в которых появились первые проекты унии православной и католической Церквей на территории Восточной Европы. Примечания Для истории распространения католичества на территории Восточной Европы во 2-й половине XIII–XIV в. главным исследованием является труд В. Абрахама (Abraham W. Powstanie organizacji na Rusi. Lwyw, 1904. Т. 1). Zbiyr dokumenmyu malopolskich. 1969. T. 4. N 901 (далее: ZDM). Abraham W. Powstanie... S. 169–170. Ibid. S. 201–202. Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М.; Л., 1950. С. 361 (далее: НПЛ). Русская историческая библиотека. СПб., 1880. Т. 6. Приложение 23. С. 129–134 (далее: РИБ). Для привлечения на новые земли как можно больше католиков по инициативе Казимира размер церковной десятины здесь был сильно понижен по сравнению с польскими землями, см. об этом: Abraham W. Powstanie... S. 321. Ibid. S. 230, 238, 243–245; Kwolek J. biskupstwa przemyskiego//Roczniki teologiczno-kanoniczne. 1957. N 2. Abraham W. Powstanie... S. 270. Ibid. S. 290–291, 317. Ibid. S. 234–236. P. Stosunki ziemi sanockiej w XV stuleciu. 1922. S. 13. Abraham W. Powstanie... S. 237. Abraham W. biskupstwa w Kamieccu Podolskim//Ksikga ku czci 250 rocznicy Uniwersytetu Lwowskiego przez krola Jana Kazimierza w r. 1661. Lwyw, 1912. T. 1. Vetera Monumenta Poloniae et Lithuanie, gentiumque finitimarum historiam illustrantia. Roma, 1860. T. 1. N DCCCCLXIV (далее: VMPL). Abraham W. Powstanie... S. 318. Ibid. S. 311, 326–327. О материальном обеспечении епископств в Киеве, Луцке (туда был в 1428 г. перенесен центр епископства из Владимира-Волынского), Каменце, Львове см.: Trajdos Т. М. katolicki na ziemiach ruskich Korony i Litwy za panowania II (1386–1434). etc. 1983. T. 1. S. 61–62, 80, 86, 161–162; поправки относительно обеспечения Луцкого епископства см.: Wysokicski J. na ziemiach ruskich Korony i Litwy w historyczny. 1985. N 3. S. 552–553; епископства в Холме: Bieckowski L. organizacyjna biskupa Jana Biskupca w diecezji (1417–1452)//Roczniki humanistyczne. 1958. Z. 2. Lublin, 1960. S. 200–202. Trajdos Т. М. katolicki... T. 1. S. 59–62. Ibid. S. 75–76, 109. Wysokicski J. S. 553–554. Trajdos Т. М. katolicki... S. 158, 162–164. Ibid. S. 134–158; ср.: Wysokicski J. S. 553. Janeczek A. Polska ekspansja osadnicza w ziemi lwowskiej w XIV–XVI historyczny. 1978. N 4; idem. Osadnictwo pogranicza polsko-ruskiego: Wojewodztwo belskie od XIV do XVII w. Warszawa, 1993. Janeczek A. Polska ekspansja... S. 606–607; idem. Osadnictwo. S. 196–204. Ibid. S. 601–602; Orzechowski J. Okcydentalizacja Rusi Koronnej w XIV, XV i XVI ww.//Pacsmwo, naryd, stany w wiekyw Warszawa, 1990. S. 219–220.

http://sedmitza.ru/lib/text/443000/

царского происхождения св. братьев, чем объясняется и характерная «царская» топика применительно к Б. в древнейшей службе («цесарьскыим веньцем от уности украшен, пребогатый Романе» и др.) и в ст. «О Борисе, как бе възъръм», включенной в состав СС (Б. «млад... бе еще, светяся цесарьскы») ( Абрамович. Жития. С. 51, 136). Однако это намерение киевского князя натолкнулось в 1013-1014 гг. на активное противодействие его старших сыновей - Святополка Туровского и Ярослава, сидевшего в Новгороде, что дает основание относить обнародование планов Владимира относительно Б. примерно к 1012/13 г. Посланные Святополком варяги пронзают мечом тело св. Бориса. Миниатюра из Сильвестровского сборника. 2-я пол. XIV в. (РГАДА. Ф. 381. 53. Л. 128) Посланные Святополком варяги пронзают мечом тело св. Бориса. Миниатюра из Сильвестровского сборника. 2-я пол. XIV в. (РГАДА. Ф. 381. 53. Л. 128) После кончины кн. Владимира (15 июля 1015) киевский стол по праву старшинства занял Святополк, хотя и при не совсем ясных обстоятельствах (по наиболее надежным данным - хронике Титмара,- Владимир подверг Святополка заключению, в к-ром тот и пребывал до самой смерти крестителя Руси). Эти события застали Б. возвращающимся во главе отцовской дружины из похода на печенегов. Дружинники предложили князю поддержать его в борьбе за киевский стол, однако Б. отказался, не желая «възняти руки на брата своего стареишаго» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 132; Т. 2. Стб. 118; НПЛ. С. 170). После этого большая часть дружины покинула Б. (Впрочем, есть указания и на то, что отношения Б. с киевлянами не были безоблачными; так, в Тверском сборнике XVI в., сохранившем и др. отсутствующие в ПВЛ детали междоусобия 1015-1019 гг., читаем, что, когда ладья с телом убитого Б. причалила под Киевом, «киане же не приаша его, но отпнухуша прочь» - ПСРЛ. Т. 15. Стб. 128.) Миролюбие Б. не остановило Святополка, пославшего неск. «вышегородских болярцев» (видимо, Вышгород и был местом заключения Святополка) на убийство младшего брата. Предупрежденный о приближении убийц, Б.

http://pravenc.ru/text/153171.html

(НПЛ. С. 421–422; ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. Вып. 2. С. 437; ПСРЛ. Т. 16. С. 182–183). Сохранившиеся в митрополичьих формулярниках тексты посланий митрополита Ионы Новгородскому архиепископу Евфимию II, написанные еще до смерти Шемяки в 1453 г. (РФА. Т. 1. 35, 59), говорят и о напряженных отношениях между Москвой и Новгородом и о том, что Иона безусловно признавался главой Киевской митрополии: к нему обращались как к посреднику для заключения мира с великим князем. ПЛ. Вып. 1. С. 46; Вып. 2. С. 47, 135. J. Mistrz Jakyb... T. 2. S. 35. Chodynicki К. S. 95. См.: Acta Alexandri regis. Krakyw, 1927. S. 391–393; Архив ЮЗР. Ч. 1. Т. 1. 105. С. 441–442; Акты Виленской Археографической комиссии. Вильна, 1892. Т. 19. 131. С. 88–90. Бучиньский Б. Cmyдii...//Записки Наукового товариства iм. Шевченка. Т. 35. С. 31. J. Mistrz Jakyb... Т. 1. S. 225–226; Т. 2. S. 10. Concilia Poloniae. Lublin, 1948. T. 4. S. 15–16. AGZ. 1875. T. 5. N 103. S. 132; N 118. S. 151. Ibid. 1880. Т. 8. N 69. S. 114. О Яне Бискупце как об одном из главных сторонников папы Евгения IV в Польше см.: J. na Wegrzech (1440–1444). Warszawa, 1973. S. 141. Биографию Яна Бискупца см.: Concilia Poloniae. Т. 4. S. 1–17. Ibid. S. 214–215. Управлявший Холмской епархией в 30-х гг. Савва в 1440 г. упоминается уже как покойный (Площанский В. М. Прошлое Холмской Руси. Ч. 1. С. 79–80; Вильна, 1901. Ч. 2. С. 10). Бучиньский Б. Cmyдii...//Записки Наукового товариства iм. Шевченка. Т. 35. С. 29. К. Ryd Kierdejyw podolskich//Idem. Szkice i poszukiwania historyczne. Krakyw, 1906. Ser. 3. S. 174. Ibid. S. 173. Ibid. S. 177. О биографии Ванька см.: Bardach J. О ruskich polskich smamumyw ziemskich XIV i XV w. dla Wielkiego Ksiksmwa Litewskiego i Studia z ustroju i prawa Wielkiego Ksiksmwa Litewskiego XIV–XVII w. Warszawa, 1970. S. 344–345. K. Ryd Kierdejyw podolskich//Idem. Szkice i poszukiwania historyczne. Ser. 3. S. 176; J. S. 55. Bardach J. О ruskich polskich smamumyw//Idem. Studia z ustroju i prawa Wielkiego Ksiksmwa Litewskiego XIV–XVII w. S. 345. Подробнее об этом см.: Halecki О. From Florence... P. 67–69. Известно, что король Владислав в сентябре 1442 г. подтвердил дискриминировавшие православных распоряжения своего отца (Ziegler A. Die Union des Konzils von Florenz... S. 91). Нет такого сравнения и в работе Мончака, где идет речь об этом: Мопиак J. Florentine Ecumenism in the Kyivan Church. P. 190–191.

http://sedmitza.ru/lib/text/443009/

397 Jugie Μ. L’histoire du canon de l’Ancien Testament dans I’Eglise grecque et TEglise russe. Paris, 1909. P.30–33 (перепеч.: Leipzig, 1974). 398 Пономарев С. Иерусалим и Палестина в русской литературе, науке, живописи и переводах (Материалы для библиографии). СПб., 1887; Айналов Д. Некоторые данные русских летописей о Палестине//СППО. 1906. Т.17. С.333–352. 399 Лучший критический обзор всех имеющихся сведений, в том числе о первом еврейском погроме в Киеве в 1113 г., о котором сообщает Ипатьевская летопись, о “Жидовских воротах” (еврейском квартале-гетто в Киеве) (там же под 1146–1151 гг.) и т.п., можно найти в работе: Birnbaum Н. On Some Evidence of Jewish Life and Anti-Jewish Sentiments in Medieval Russia//Viator. 1973. Vol.4. P.225–255 [перепеч.: Birnbaum H. Essays (прим. 31). P.215–245. – Прим. изд. (А.Н.)]; см., кроме того: Halperin C.J. Judaizers and the Image of the Jew in the Medieval Russia: A Polemic Revisited and a Question Posed//CAS1S. 1975. Vol. 9, P. 148–152; Zinberg I. A History of Jewish Literature. Cinncinnati, New York, 1975. Vol. 6. P. 3–20; а также литер., приведенную в прим. 390. 401 НПЛ. С.61; ср.: ПСРЛ. Т.1. Стб.445 (под 1223 г., вероятной датой нашествия). Превращение татар в Tartari произошло на Западе в результате переосмысления имени на основе греческого названия ада – “тартар”: Bezzola G.A. Die Mongolen in abendländischer Sicht 1220–1270). Bern, München, 1974. S.43, 59, 64 f., 104, 106, 126, 184, 194. 402 Экземплярский А.В. Великие и удельные князья Северной Руси в татарский период, с 1238 по 1505 г.·. Биографические очерки по первоисточникам и главнейшим пособиям. СПб., 1891. Т. 2. С. 17–22, 572 и сл. (перепеч.: The Hague, 1966). 403 См. летописные известия, указанные в прим. 401, а также: ПСРЛ. Т.1. Стб.235 (под 1096 г.); Истрин В. Μ. Откровение Мефодия Патарского и апокрифические видения Даниила в византийской и славянорусской литературах. Μ., 1897; он же. Откровение Мефодия Патарского и летопись//ИОРЯС. 1925. Т.29. С.380–382 [см. также: Дмитриев Л.А. Откровение Мефодия Патарского//СлККДР. Вып.1. С.283–285, где прочие издания и литература. – Прим. изд. (А.Н.)]. [Лучший обзор болгарской и русской версий этого памятника: Thomson F.J. The Slavonic translations of PseudoMethodius of Olympus’ Apocalypsis//Търновска книжовна школа. 1985. Т. 4. С. 143–173. – Прим. изд. (К.А.)].

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

The presence of such local “holy things” promoted the preservation of the archaic tradition of the “giant generation” in the Slavic folklore. Список сокращений/List of Abbreviations АИ – Акты Исторические БЛДР – Библиотека литературы Древней Руси ГИМ – Государственный Исторический музей ГММК – Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль» ГРМ – Г осударственный Русский музей ГРМ ДРЖ – Отдел древнерусской живописи Государственного Русского музея ГТГ – Государственная Третьяковская галерея ГЭ – Г осударственный Эрмитаж ДАИ – Дополнение к Актам историческим ДИ (ДРИ) – Древнерусское искусство ЖМНП – Журнал Министерства народного просвещения ЗРВИ – Зборник радова Византолошког института ИФЖ – Историко-филологический журнал Армянской АН КСИА – Краткие сообщения Института археологии КСИИМК – Краткие сообщения Института истории материальной культуры МДА – Московская Духовная академия МИА – Материалы и исследования по археологии СССР НГИАМЗ, НГОМЗ – Новгородский Государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник НИС – Новгородский исторический сборник НПЛ – Новгородская Первая летопись старшего и младшего извода/Ред. А. И. Насонов. М.; Л., 1950 ОИДР – Общество истории и древностей Российских ОР БАН – Отдел рукописей Библиотеки Академии наук ОР РГБ – Отдел рукописей Российской Государственной библиотеки ПВЛ – Повесть временных лет ПКНО – Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник ПЛДР – Памятники литературы Древней Руси ППО – Православное Палестинское общество ППС – Православный Палестинский сборник ПСРЛ – Полное собрание русских летописей ПСТБИ – Православный Свято-Тихоновский Богословский институт РА – Российская археология РАН – Российская Академия Наук РГАДА – Российский государственный Архив древних актов РГБ – Российская Г осударственная Библиотека РИБ – Русская историческая библиотека РНБ – Российская Национальная Библиотека РЯМЗ – Российский Ярославский музей-заповедник СА – Советская археология СПб ФИРИ – Санкт-Петербургский филиал Института российской истории

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

361 Палтескья (Palteskja) – древнескандинавское обозначение Полоцка (см.: Джаксон 2001а. С. 49–59). 362 И вся область, что сюда принадлежит, – это выражение показывает, что Palteskja – обозначение города, а не области. Автор явно непоследователен: Kœnugarðr он называет княжеством, про Hlmgardr ничего не говорит, Palteskja у него – город. 363 Рагнар, сын Агнара, сына Рагнара Рюкиля, сына Харальда Прекрасноволосого, – троюродный дядя Эймунда Хрингссона и Олава Харальдссона. 365 Исследователи считают, что Ярослав, «осторожный и не отличавшийся щедростью», представлен сагой верно; его психологию «можно здесь уловить из сопоставления с тем, как мыслит и действует Эймунд». По мнению А. И. Лященко (1926. С. 1068), из текста видно, «что Ингигерда играла значительную роль в политической жизни княжества мужа» (ср.: Рыдзевская 1940. С. 69, 70). Возможно все же, что роль Ингигерд и Эймунда значительно преувеличена «Прядью» и, тем самым, искажен и облик Ярослава, дабы он мог быть противопоставлен скандинавам: своей жене-шведке и норвежцу Эймунду. 366 Вопрос о формах и размерах оплаты скандинавских наемников на Руси рассмотрен Е. А. Мельниковой (1978). Исследовательница показывает, что договор с норманнским отрядом заключался на срок в 12 месяцев; условия оплаты предварительно оговаривались, хотя и были вполне традиционны, а именно – по числу воинов в дружине; оплата зависела от положения воинов в дружине и от успешности службы наемников; расчет производился в денежной форме или исчислялся на деньги; годовая оплата дружинника исчислялась в эйрир (ок. 27 г) серебра. 367 Заключение договора сроком на год, вероятно, связано с сезонностью плаваний по Балтийскому морю. 368 Известие «Пряди» о том, что Ярослав велел выстроить варягам каменный дом, неоднократно сопоставлялось исследователями с рассказом Новгородской I летописи младшего извода под 1016 г. об избиении варягов новгородцами «в Поромонтн дворн» (НПЛ. С. 174). Так, Б. Клейбер (1959. С. 132–142), отказавшись от многочисленных трактовок этого выражения «как двора какого-то новгородца по имени Поромон» и от, предложенного И. Микколой, а позднее им самим же и отвергнутого толкования микротопонима от древнескандинавского farmaðr «лицо, занимающееся мореплаванием и торговлей», связал его со словом «паром» и предложил реконструкцию события 1016 г. с учетом сведений «Пряди». Е. А. Мельникова (1984б. С. 130) вернулась к толкованию И. Микколы (Mikkola 1907b) и заключила, что «есть все основания связать оба сообщения (летописи и «Пряди». – Т. Д.) и предполагать, что во время правления Ярослава, в Новгороде существовал “двор”, отведенный для жительства, останавливающимся там, скандинавам».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1512 г. СПб., 1911; Ч. 2: Хронограф западнорусской редакции. Пг., 1914. 2005р; Т. 23: Ермолинская летопись. СПб., 1910. М., 2004р; Т. 24: Типографская летопись. Пг., 1921. М., 2000р; Т. 25: Московский летописный свод конца XV в. М.; Л., 1949. М., 2004р; Т. 26: Вологодско-Пермская летопись. М.; Л., 1959; Т. 27: Никаноровская летопись. Сокращенные летописные своды конца XV в. М.; Л., 1962. М., 2007р; Т. 28: Летописный свод 1497 г. Летописный свод 1518 г. (Уваровская летопись). М.; Л., 1963; Т. 29: Летописец начала царства царя и великого князя Ивана Васильевича. Александро-Невская летопись. М., 1965; Т. 30: Владимирский летописец. Новгородская 2-я (Архивная) летопись. М.; Л., 1965; Т. 31: Летописцы последней четверти XVII в. М.; Л., 1968; Т. 32: Хроники: Литовская, Жмойтская и Быховца. Летописи: Баркулабовская, Аверки и Панцирного. М.; Л., 1975; Т. 33: Холмогорская летопись. Двинский летописец. М., 1977; Т. 34: Постниковский, Пискаревский, Московский и Бельский летописцы. М., 1978; Т. 35: Летописи белорусско-литовские. М., 1980; Т. 36: Сибирские летописи. Ч. 1: Группа Есиповской летописи. М., 1987; Т. 37: Устюжские и вологодские летописи XVI-XVIII вв. М., 1982; Т. 38: Радзивиловская летопись. Л., 1989; Т. 39: Софийская 1-я летопись по списку И. Н. Царского. М., 1994; Т. 40: Густынская летопись. СПб., 2003; Т. 41: Летописец Переславля Суздальского (Летописец русских царей). М., 1995; Т. 42: Новгородская Карамзинская летопись. СПб., 2002; Т. 43: Новгородская летопись по списку П. П. Дубровского. М., 2008. См. также: НПЛ, ПВЛ ПССРК, XV Предварительный список славяно-русских рукописных книг XV в., хранящихся в СССР: (Для Свод. кат. рукоп. книг, хранящихся в СССР)/Сост.: А. А. Турилов. М., 1986 ПССРК, XV. Доп. Предварительный список славяно-русских рукописных книг XV в., хранящихся в СССР: (Для Свод. кат. рукоп. книг, хранящихся в СССР): Дополнения/Сост.: Н. А. Охотина, А. А. Турилов. М., 1986 Пути русского богословия Пути русского богословия. П., 1937, 19884. Вильнюс, 1991р ПЦК Православный церковный календарь/Моск.

http://pravenc.ru/abbreviations/?page=16

В 1103 г. в княжеской резиденции на Городище (под Новгородом) была заложена каменная ц. в честь Благовещения Пресв. Богородицы (НПЛ. С. 19, 203; Новоселов, Хрусталев. 2013). Степень причастности Н. к этому событию неизвестна. В духовной грамоте (сохр. в копии XVI в.) прп. Антония Римлянина († 1147) говорится, что Н. благословил его на создание на правом берегу Волхова, под Новгородом, Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря : «...изыдох на место сее, не приях и имения ото князя ни от епискупа, но токмо благословение от Никиты епискупа» (ГВНиП. 103. С. 160). Легенда о «римском» происхождении прп. Антония фиксируется не ранее XVI в.; по мнению ряда исследователей, скорее всего он был ранее киево-печерским монахом, как и Н. (см.: Бобров А. Г. Монастырские книжные центры Новгородской республики//КЦДР. 2001. [Вып.]: Севернорус. мон-ри. С. 13-14; Сарабьянов В. Д. Собор Рождества Богородицы Антониева мон-ря в Новгороде. М., 2002. С. 8; Сарабьянов В. Д., Смирнова Э. С. История древнерус. живописи. М., 2007. С. 94-98; Печников. 2016. С. 198-202). В дек. 1104 г. Н. мог участвовать в Киеве во встрече прибывшего на Русь нового митр. Никифора I , а в следующем году - в поставлении 3 епископов (или кого-либо из них) - святителей Амфилохия Владимирского (27 авг.), Лазаря Переяславского (12 нояб.) и Мины Полоцкого (13 дек.). Краткие записи об этих хиротониях имеются в новгородской летописи (НПЛ. С. 19, 203). Скончался Н. 30 (НПЛ. С. 19) или 31 (Там же. С. 203) янв. мартовского 6616 (1108/09) г. ( Бережков Н. Г. Хронология рус. летописания. М., 1963. С. 218, 220, 229; ср.: Щапов. 1989. С. 62, 67, 207 (исследователь указывает годом кончины Н. 1108-й)) и был погребен в Софийском соборе в приделе во имя святых Иоакима и Анны («Положен бысть у Святеи Софеи в Акима и Анны» - ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 140; НПЛ. С. 473). На средства Н. («стяжаниемь святого владыкы» - НПЛ. С. 19, 203) уже после его кончины, весной 1109 г., начались работы по росписи кафедрального Софийского собора, задуманные, очевидно, еще при жизни епископа (до этого полвека кафедральный храм стоял нерасписанным; отдельные фрески в галереях созданы в посл.

http://pravenc.ru/text/2565346.html

17 . НПЛ. С. 44, 238, НЗЛ. С. 218, Н4Л. С. 18. 18 . ГВНП. 82. С. 141. Эта грамота дает нам время возникновения монастыря. Следующее известие только под 1207 г. – НПЛ. С. 50, 247; НЗЛ. С. 219; Н4Л. С. 19. 19 . НПЛ. С. 63, 267, НЗЛ. С. 219, а также: Н4Л. С. 27; НПЛ. С. 74; 346. 20 . НПЛ. С. 327, НЗЛ. С. 221, Н4Л. С. 44. Упоминание под 1194 г. только: НЗЛ. С. 221. 21 . НПЛ. c. 91. 22 . Там же. С. 93, 333, а также: Н4Л. С. 47. 93 НПЛ. С. 94, 335. 23 . там же. С. 93,333; НЗЛ. С. 223, а также: Н4Л. С. 47; НПЛ. С. 342–343; Н4Л. С. 52; НЗЛ. С 224 (уточняется, где принял постриг архиепископ Моисей). 24 . НПЛ. С. 346–347; НЗЛ. С. 225; Н4Л. С. 35; НПЛ. С. 361; НЗЛ. С. 227; Н4Л. С. 58. 25 . НПЛ. С. 362–363; НЗЛ. С. 228, а также: Н4Л. С. 62. ПСКОВ 1. Спасо-Мирожский на Завеличье – упом. с 1156 по 1299 г. 2. Иоанно-Предтеченский на Завеличье – упом. под 1243 г. 3. Рождества Богородицы на Снетной горе – упом. в 1299,1310–1311 гг. 4. Пантелеймонов, на устье – упом. в 1343 г. р. Черехи 1 . НПЛ. с. 29, 216; Псковские летописи. Вып. 1. С. 182, Вып. 2. С. 18; С. 86. 2 . НПЛ. С. 79, 297. 3 . Псковские летописи. Вып. 1. С. 182; Вып. 2. С. 18; С. 86; 22, 88. 4 . Там же. Вып. 2. С. 93; ПСРЛ. СПб., 1848. Т. IV. С. 186. СТАРАЯ РУССА 1 . Спасо-Преображенский – упом. с 1192 по 1234 г. 1 . НПЛ. С. 40,231; НЗЛ. С. 216–217; см. также: С. 73, 283; Н4Л. С. 30, атакже: ПСРЛ. Т. 1. Стб. 513. 3. ЧЕРНИГОВ 1 . Болдин Успения св. Богородицы – упом. под 1074 г. 2 . Елецкий, Успения Богородицы – упом. под 1177 г. 3 . Борисоглебский -упом. под 1231 г. 1 . ПСРЛ. Т. 1. Стб. 193–194; Т. 2. Стб. 185. 2 . ПСРЛ. Т. 2. Стб. 606. 3 . ПСРЛ. Т. 1. Стб. 456–457. 4. ПОЛОЦК 1 . Спасо-Евфросиниевский – жен. – упом. года нет 2 . Богородский -? 3 . Борисоглебский на Бельчице -? 4 . Лаврашевский около Новогрудка – упом. под 1262 г. 1· О существовании этого монастыря см.: ПСРЛ. Т. 21, первая половина Ч. 1. СПб., 1908. С. 211. Обитель создана между 1124 и 1128 гг. 2 . См.: Там же. С. 214. 3 . См.: Воронин Н. Н. Бельчицкие руины//Архитекрутное наследство. М., 1956. Вып. 6. С. 3–20. Автор относит создание обители к началу XII в.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010