Понимая миссионерское значение обители, игумения Павла открыла при монастыре странноприимный дом и школу для монастырских воспитанниц и детей из близлежащих сел. На монастырском подворье была построена женская церковно-приходская школа. Настоятельница особо заботилась о насельницах монастыря. 21 мая 1902 года было начато строительство нового корпуса. Дом, в котором раньше жила игумения Павла с сестрами, был обращен в рукодельную мастерскую, где насельницы занимались разнообразной вышивкой, в том числе золотом, шитьем богослужебных облачений, верхней одежды и белья; сами шили для себя обувь. Сестры также занимались огородничеством, ухаживали за пчелами, за птицей, трудились на скотном дворе и на кухне. Утро в обители начиналось в 3 часа 30 минут. Следовали утреннее правило, трапеза, затем все расходились на послушания. В 12 часов собирались на трапезу, после чего послушания продолжались. В 16 часов пили чай, в 19 – ужинали. За трапезой обычно читались поочередно Жития святых, разные наставления и поучения в монашеской жизни. После ужина начиналось вечернее правило. Духовно окормляли сестер монахи из Свято-Троицкого мужского монастыря, в уставе которого соединялись афонская и валаамская духовные традиции. На этой основе была построена и жизнь Южно-Уссурийского Рождество-Богородицкого женского монастыря. Обитель по благословению игумении Павлы посещала женщина-врач Никольск-Уссурийской городской больницы Надежда Ракович, безвозмездно оказывающая сестрам медицинскую помощь. 24 октября 1903 года был освящен в честь Нерукотворного Образа Спасителя домовый храм при настоятельском корпусе. В 1903 году также была выстроена деревянная часовня во имя Пророка Илии. Для местного священника поставили дом со всеми удобствами; появились новые монастырские хозяйственные постройки: кирпичный птичник, навес для экипажей, ледник, амбар, конюшня и пр. При монастырском подворье в Никольск-Уссурийском было возведено каменное здание женской церковно-приходской школы с интернатом. В 1908 году здесь обучалось 38 девочек, из которых 11 помещались в общежитии, в том числе и две крещеные китаянки. Все учащиеся содержались и обучались на средства монастыря. До самой своей блаженной кончины игумения Павла оставалась попечительницей школы.

http://pravoslavie.ru/122355.html

Источник: http://vladivostok.eparhia.ru Южно-Уссурийский Рождество-Богородицкий монастырь, общежительный, в 5 верстах от города Никольска Уссурийского. Учрежден в 1906 году, из женской общины, открытой в 1900 году. При нем школа для девочек, рукодельная мастерская и странноприимница. Из книги С.В. Булгакова " Русские монастыри в 1913 году " Село Линевичи основано в 1900 году. Своё название деревня получила ещё в 1897 году в честь генерала Н.П. Линевича, выхлопотавшего крестьянам около 500 десятин леса. Её основали переселенцы из Киевской и Черниговской губерний. Расположена на увале, недалеко от реки Кедровка. В 1900 году рядом с селом Линевичи был основан Рождество-Богородицкий женский монастырь, в благоустроении которого участвовал Н.П. Линевич. После его смерти, в апреле 1908 года, газета “Дальняя окраина” опубликовала завещание “…Передается часть капитала селению имени генерала Линевича, находящемуся в Приморской области около Никольск-Уссурийска. На проценты с капитала должна быть открыта сельская школа”. В основании монастыря была 70-летняя игуменья Павла (Прасковья Трегубова). Она прибыла сюда из Читы в 1899 г. с монахиней Марией и 15 сестрами-послушницами. Идея создания первого женского монастыря в приморской области была поддержана Военным губернатором области Г.М. Чичаговым и Приамурским генерал-губернатором Н.И. Гродековым. В ноябре 1906 года Рождество-Богородицкая женская община была переименована в общежительный монастырь. Хозяйство монастыря размещалось на территории около 500 десятин (630 га): пашни, покосы, животноводческий комплекс, пасека. Славился монастырь и своими мастерскими – иконописной и рукодельной. Монастырь содержал на своем подворье в Никольск-Уссурийском одноклассную женскую школу. В 30-е годы ХХ века монастырь был закрыт, его имущество было национализировано, территорию и помещения заняла воинская часть, часовня разрушена. В 1989 году было принято решение светских властей о возвращении Православной Церкви бывшей собственности монастыря. 30 августа 1993 года состоялась окончательная передача Владивостокской и Приморской епархии сохранившихся строений Южно-Уссурийского Рождество-Богородицкого женского монастыря: келейного корпуса со встроенной церковью Образа Спаса Нерукотворного, здания для хозяйственных нужд, дома игуменьи.

http://sobory.ru/article/?object=23437

В такой обстановке основательнице монастыря игуменье Павле и сестрам предстояло обустраивать общину. Надо сказать, что игуменья Павла сама обратилась к Епископу Владивостокскому и Камчатскому Евсевию с предложением создать женский монастырь в Южно-Уссурийском крае. Она была очень настойчивой и ответственной в выполнении возлагаемых на нее послушаний и уже имела опыт руководства Читинским женским монастырем, с пятнадцатью монахинями которого она прибыла в Южно-Уссурийский край. В то время ей было 70 лет. Игуменье Павле было преподано благословение Священного Синода с выдачей грамоты 20 сентября 1890 г. Также она была награждена серебряной медалью на Александровской ленте с правом ношения на груди в честь царствования Императора Александра III. После открытия монастыря ещё 8 лет игуменья Павла добивалась разрешения на дополнительные земельные наделы монастырю: выделенные земли часто затоплялись во время наводнений, в связи с чем община теряла урожай и запасы сена для скота, что ставило под угрозу её существование. Также были необходимы наделы для пасеки, надел леса для заготовки дров (община, помимо церквей и монастырских построек, должна была отапливать три дома в Никольск-Уссурийском, где имелась женская школа с бесплатным общежитием для девочек-сирот и детей бедных родителей крестьянского сословия и др.). В результате усилий игуменьи Павлы монастырю трижды отводились земельные наделы: в 1903 г. – 434 десятины 1563 кв. сажени, в 1905 г. – ещё дополнительно 135 десятин и в 1908 г. – лесной надел в 110 десятин. Место для устроения обители было выбрано вблизи г. Никольск-Уссурийского, бывшее ранее в пользовании 2-й легкой и 4-й горной батареи. С севера этот участок прилегал к реке Суйфун, с южной граничил со свободными государственными землями, с запада – с дачей фермера Фика и с востока – с наделом крестьян деревни Красный Яр. Ближайшие к монастырю селения: Кугуки -3 версты или 5 верст, Линевичево – 7 верст, Хребтовка – 7 верст. Население деревень было православным. В деревне Красный Яр, основанной старообрядцами - семейскими с Аяна, в 1914 г. старообрядцы составляли половину населения, поэтому православный женский монастырь выполнял особую функцию в укреплении православия на Дальнем Востоке России, препятствовал расширению раскола. На новом, малообжитом месте у православного населения была потребность посещать обитель – для совершения обрядов, к которым прихожане привыкли на родине и исполнение которых, вносило некоторую стабильность и привычность в их жизнь в незнакомом крае. Монастырский приход постоянно расширялся. В 1910 г. жители деревни Прокопьевки были причислены приходом к Рождество-Богородицкому монастырю. Немало женщин в Приморье стремились посвятить свою жизнь монашеству. Об этом свидетельствует и тот факт, что к концу 1900 г. в общине было уже 39 насельниц. Их могло бы быть и больше, если бы были помещения и средства содержания (РГИА ДВ, Ф. 244, Оп. 1, д. 27. Л. 168).

http://sobory.ru/article/?object=23437

Имелся в монастыре и свой скот, весь пожертвованный: 8 рабочих и 2 нерабочих лошади, 8 волов, 12 дойных коров, 15 овец, 60 кур. В начале пастьбы весь скот подкармливался, а во время полевых работ лошадей подкармливали травой и овсом и летом. Своих кормов часто не хватало и дополнительно покупался овес и отруби. При заболеваниях животных сестры монастыря лечили скот сами, в сложных случаях приглашали врача из г. Никольск-Уссурийского. Скот использовался для внутренних нужд монастыря, торговля им не велась, хотя, по-видимому, излишки продавались. Так в 1910 г. было продано 3 дойных коровы, 1 вол, 4 теленка в возрасте до 1 года, 5 овец. Данных о рыбном промысле нет, но наличие среди инвентаря неводов и лодок позволяет предположить, что рыбу в монастыре все-таки ловили, хотя и в незначительном количестве. Такое крепкое хозяйство позволяло монастырю существовать только на плоды труда сестер и пожертвования. Так в 1910 г. монастырю было пожертвовано 3531 р., всего дохода он имел 5950 р.75 к. Значит, 2419 р.75 к. было выручено за труд монахинь и послушниц. Как правило, эти деньги употреблялись на удовлетворение внутренних нужд монастыря. До 1906 г. монастырь содержал две школы – одна из них была устроена при обители для детей ближайших деревень – Линевичи и Кугуки, но с открытием там своих школ, монастырская школа была закрыта. В 1908 г. при монастырском подворье было выстроено хорошее здание для женской церковно-приходской школы с общежитием, которое содержалось на средства монастыря. Это была одна из трех школ в Приморье, у которых имелись общежития. В школе обучалось 38 девочек. 11 человек помещалось в общежитии, из них две крещеные китаянки - сироты. К 1917 г. число обучаемых достигло 189 девочек, школа помещалась в собственном и наемном Епархиальном домах в г. Никольск-Уссурийском, на ее содержание от Епархиального Училищного Совета отпускалось 4000 рублей. Заслуги старшей учительницы школы рясофорной послушницы Екатерины Левченко в церковно-школьном воспитании неоднократно отмечались (она была награждена двумя серебряными медалями, ей было преподано Архипастырское благословение с выдачей грамоты).

http://sobory.ru/article/?object=23437

От Владивостока, который стоит на полуострове Муравьева-Амурского, до Никольск-Уссурийского около ста верст. Сто верст от полуострова, окруженного океанскими волнами. Когда эти волны, разбуженные мощным тайфуном, обрушиваются на Владивосток и отрезают город от Никольск-Уссурийского, вспоминаются слова Псалтири: «Спаси мя, Боже, яко внидоша воды до души моея». Воды греха, воды искушений… Великий пост и покаянный канон – это возможность выйти из мутных вод. Выбраться на твердый берег, на чистый светлый берег. Где Свет Невечерний. Об этом Свете говорил митрополит в проповеди в один из дней после чтения канона преподобного Андрея Критского. Говорил, что в этом Свете, который никогда не гаснет, не ослабевает, — видны все пятна человеческой души. «Когда мы включаем фонарик в темной комнате – он едва освещает вокруг и мы не видим какая это комната. А если зажечь яркий свет, то многое становится заметным. И пятна могут быть на стенах, и не прибрано. Вот так и с нашей душой. Пока ходим во тьме, то вроде бы и невидно пятен и даже грязи на этой душе не видно. А если просветить ее Божественным светом, то все и обнаружится. Пост нам и дается для того, чтобы смыть, почистить душу, убрать с нее грязь и какие-то пятна». Светлые великопостные службы – светло за окнами храма. Необычно после московских весен. Московские дни Великого поста намного короче приморских. Мерцают лампады и свечи в церквах и соборах Белокаменной столицы, укрытой вечерними сумерками. В Храме Христа Спасителя читает Покаянный канон Патриарх. Молитва, плач о душе и невольные мысли о Дальней России возле Порт-Артурского образа Матери Божией. В Москве в храме Христа Спасителя в галерее в правой части храма наша Порт-Артурская, освещаемая тихим светом медной лампады в полумраке вечерней службы. Московский март – как далеко он от Тихого океана. В речных запахах Воздвиженки, Остоженки, Пречистенки… Влажная брусчатка на Гоголевском, влажные мартовские липы и тополя. Уличные фонари ажурные в желтом свете. В темном московском небе.

http://radonezh.ru/analytics/proschenoe-...

Епископ Пермский и Соликамский (28.11.1908), Саратовский и Царицынский (30.7.1914), Сарапульский и Елабужскнй (1918). Уволен на покой (1919). Жил в Москве, будучи настоятелем Новоспасского монастыря. 366        Ордена Святителя Николая в Российской Империи никогда не было. Известен Орден Святителя Николая Чудотворца, учреждённый генералом П.Н. Врангелем на Юге России, девизом которого стали слова: «Верой спасётся Россия». Кроме того, уже в эмиграции, 18.7/1.8.1929 был учрежден орден под таким же названием «в память Великой мировой войны 1914–1917 гг.» Вручался он от имени «Великого Государя Всероссийского» Кирилла (т. е. Великого Князя Кирилла Владимировича), в том числе и участникам мировой войны. Разумеется, владыку Нестора не память подвела: признаться, что среди Царских орденов он носит «белогвардейскую» награду (а он действительно носил её открыто), даже в воспоминаниях, не предназначавшихся к печати, было тогда небезопасно. Кроме перечисленных наград известно, что владыка Нестор был награждён: Патриархом Иерусалимским – Святым Крестом Живоносного Гроба Господня, орденом-звездой Св. Саввы Сербского , крестом-знаком Его Величества Императора Маньчжоуго, медалью Японского Красного Креста, по представлению Главного бюро русских эмигрантов – орденом-крестом «За усердие» (25 лет в святительском сане. Б. м. 1941. С. 8). 367        Епископ Никольск-Уссурийский Павел (Ивановский , 1874–1919) – родился в Тульской епархии. Окончил Тульскую Духовную Семинарию (1895), пострижен в монахи (1896) и посвящён во иеромонаха. Назначен миссионером в Забайкальскую епархию, причислен ко Владивостокскому архиерейскому дому (1900), окончил Восточный институт во Владивостоке (1904). Возведён в сан архимандрита и назначен начальником Корейской миссии в Сеуле. Перевёл на корейский язык богословские книги. Хиротонисан во епископа Никольск-Уссурийского, викария Владивостокской епархии (24.6.1916). Вместе с епископом Камчатским Нестором в числе 39 архиереев Русской Православной Церкви подписал в Москве 5.4.1918 «Деяние Священного Собора Православной Российской Церкви о прославлении святителя Софрония (Кристалевского), епископа Иркутского».

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Никольск. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Казанская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Казанский храм в Никольске был задуман во имя Пресвятой Богородицы, в честь ее Казанской иконы, явленной возле речки Дуниловки крестьянину Диомиду Крохалевскому. Икона всенародно почиталась в этих краях и прославлялась как чудотворная. В 1890 году прихожане Никольского Сретенского собора обратились к властям с прошением о строительстве новой церкви. В апреле того же года было получено разрешение Великоустюжского Духовного Правления, подкрепленное планом будущего здания и проектом строительства, предоставленным Вологодским Губернским Строительным отделением. Со времени обращения прихожан до начала стройки прошло полгода, и вот, наконец, настал долгожданный момент: «...30-го июня текущего (1891) года, – сообщал об этом событии священник Александр Замараев, – Господь благословил с подобающею торжественностию и по чиноположению Святой Церкви положить основание сему Святому Храму, на радость граду нашему и утешение всему Соборному приходу». Уже через три месяца состоялась закладка престолов. Председатель попечительства, городской голова Е. Рыжов издал по этому случаю специальное распоряжение: «Никольское Церковно-Приходское попечительство покорнейше просит всех торговцев города Никольска по случаю имеющего быть 29 числа сего сентября, в воскресенье, Священного торжества с крестным ходом к вновь строящейся в г. Никольске церкви для закладки престолов. Во время Божественной Литургии и крестного хода, впредь до возвращения последнего в Собор, закрыть все торговые, промышленные заведения...». Все работы по строительству нового храма производились исключительно за счет добровольных пожертвований, сбор которых проходил с 1889 года и занял 15 лет. Началу сбора средств положило прошение от 22 апреля 1889 года городского церковного старосты Семена Сергеевича Лешукова и сельского старосты Родюкинского прихода Андрея Матвеевича Тропина. В прошении, поданном на имя епископа Великоустюжского Иоанникия, старосты от имени своих прихожан указывали и саму организацию сбора средств, которая включала: 1) кружечный сбор в церкви и на рынке; 2) сбор по подписке с обязательной фиксацией в специальной ведомости; 3) рассылка частных писем купцам; 4) сбор с прихожан согласно приговору последних.

http://sobory.ru/article/?object=15234

16(29)09.1926 04(17)12.1926 19.12.1926(01.01.1927) 04.1928 19.08(01.09)1929 Виктор Путята 19.08(01.09)1929 03(16)10.1929 07(20)09.1929 22.12.1931(04.01)1932 Антоний Лебедев 07(20)01.1932 21.01(03.02)1932 Нил Ушаков 21.01(03.02)1932 29.07(11.08)1932 Иосиф Яцковский (Ясковский) Уральский митрополичий округ, обн. Учрежден 26.03(08.04)1925. Был составлен из епархий: Пермской, Свердловской, Ирбитской, Тобольской, Тюменской, Челябинской, Ишимской и Курганской. 30.03(12.04)1925 04(17)08.1926 Урбнисская Присоединена в 1811 г. (местопребывание – в г. Урбнис, Картли, Грузия). Упразднена в 1811 г. (присоединена к Мцхетской епархии). 1811 Иустин Уржумская Основана в 1919 г. Именование – по г. Уржум (Вятская губерния). Вятское викариатство. Упразднена после 1929 г. 13(26)12.1919 Сщмч. Виктор Островидов 03(16)09.1923 Уржумская, обн. Основана в 1923 г. Именование – по г. Уржум (Вятская губерния). Вятское (Кировское) викариатство. Упразднена в 1935 г. 08(21)12.1923 Филарет Домрачев 25.01(07.02)1927 11(24)04.1928 Иннокентий Копейкин 09(22)06.1928 15(28)03.1930 Палладий Бельтюков 17(30)04.1930 10.1935 Урмийская (см. Тер-Гяварская) Усольская, обн. (см. Верхнекамская обн.) Уссурийская Основана в 1912 г. Именование – по г. Уссурийск (с 1898 – Никольск, с 1926 – Никольск-Уссурийский, с 1957 – Уссурийск). Владивостокское викариатство. Упразднена в 1931 г. Восстановлена 13(26)12.2006. Именовалась: в 1912–1923 – Никольская; в 1931 – Никольско-Уссурийская; с 2006 – Уссурийская. 24.06(07.07)1912 04(17)09.1918 08(21)11.1922 24.08(06.09)1923 Павел II Введенский 14(27)07.1931 Сщмч. Герман Коккель 06(19)11.1931 12.1931 Тарасий Ливанов 13(26)12.2006 Уссурийская, обн. (см. Никольско-Уссурийская, обн.) Усть-Вымьская, обн. Даты учреждения и закрытия неизвестны. Именование – по г. Усть-Вымь (Коми АССР). Александр (1928) Усть-Катавская Основана и упразднена в 1925 г. Именование – по г. Усть-Катав (Челябинская область). Челябинское викариатство. 24.05(06.06)1925 Антоний Миловидов Усть-Медведицкая Основана 1920 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Начальник Войсковой Православной Миссии Игорь Евгеньевич Смыков обратился к присутствующим с приветственным словом, а затем рассказал о тех чудесах, которые зафиксированы от Иконы и интересных событиях из жизни Царской Семьи. Доцент Школы педагогики Ярослав Попов живо рассказал присутствующим о событиях 125-ти летней давности, проиллюстрировав свой рассказ фотографиями, связанными с посещением Цесаревичем Владивостока и Никольск-Уссурийска. После этой встречи все отправились на расстрельный полигон НКВД. Сам полигон находится недалеко от Детской Городской Больницы 2, известной под названием «Дубовая Роща». Здесь в 30 – е годы расстреливали духовенство, интеллигенцию, всех, кого большевистская власть посчитала для себя неугодными. Такие полигоны с расстрельными ямами раскиданы по всей России, наиболее известен из них Бутовский полигон в Москве. В начале 90-х годов рабочие, раскапывавшие котлован для застройки, обнаружили эти захоронения. Среди жертв многие видные жители Края: Петр Николаевич Рябинин – директор Никольск -Уссурийской женской учительской семинарии, готовивший прекрасных педагогов; священник Михаил Кессельман, настоятель взорванного храма свт. Николая Мир Ликийских чудотворца, много потрудившийся на ниве храмоздательства в Приморье; монахиня Иулиания и множество других достойных людей: простых крестьян, офицеров, библиотекарей, рабочих, педагогов. Священники отслужили панихиду перед Памятным Крестом у захоронений. После Дубовой рощи икона Государя посетила Уссурийское Суворовское Военное Училище. Личный состав курсантов был построен у будущего храма, здесь состоялся молебен перед мироточивым образом Государя. Полигон УСВУ встретил нас в режиме подготовки к принятию всего личного состава Училища, тем не менее, командование сочло нужным о организовать молебен перед мироточивой Иконой. Затем мы выехали в поселок Галенки, в Центр Дальней Космической Связи. В гарнизонном клубе части нас встречали свободные от боевого дежурства военнослужащие части и жители поселка. После молебна все смогли приложиться к Иконе, обратиться к Царю с волнующими каждого вопросами и проблемами. По приглашению командира части мы поднялись в один из кабинетов клуба и разделили трапезу с командованием. Было отрадно и тепло видеть людей, заинтересованных в добром, совестливом воспитании своих подчиненных.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/06/28/go...

К молебнам в домах дозволяется брать из церкви иконы, по желанию просителя, желающего служить молебен; но переносить иконы из церкви в домы и обратно должно не иначе, как на руках или в карете и без громогласного пения (Свод зак. т. XIV. Уст. о предупр. и пресеч. преступ. ст. 23) . Практические заметки О водосвятных молебнах. Иногда молебен соединяется с водоосвящением, или служится так называемый водосвятный молебен, тогда порядок службы будет таков: после чтения Евангелия на молебне поются тотчас стихиры водоосвящения: «Еже радуйся Ангелом...», и отсюда отправляется чин малого освящения воды по порядку до отпуста 109 ; на отпусте же поминается святой, которому был пет молебен (Письм. по пастыр. богосл. Попов, ч. II, стр. 92 и Пособ. к изуч. правосл. богосл. Никольск. стр. 803). При водосвятном молебне, дом окропляется тотчас после погружения креста, когда поется: «Источник исцелений...», сами же хозяева и прочие предстоящие подходят ко кресту (причем и окропляются водою) уже после отпуста; при окроплении дома освящается и печь, где готовят пищу (Там же). О соединенных молебнах Если просят вместе с молебном Божией Матери, или некоторым из угодников, петь молебен и Спасителю, то – или нужно убеждать просителей, чтобы они отправили Спасителю молебен особо и в иное время, или же делать припевы только в честь Спасителя, применяясь к церковному времени; например, так: «Слава Господи, святому Воскресению Твоему (в воскресный день); «Слава, Господи, Кресту Твоему Честному» (до отдания Воздвижения, или ввиду вынесенного Креста); «Слава, Господи, Пречистому Твоему образу» (перед образом Спасителя). В припеве: «Молите Бога о нас», нужно обобщать святых из одного чина; например, петь так: «святители Христовы Николае, Афанасие и Кирилле», а не присоединять к каждому из них «святителю Христов» (Письм. по пастыр. богосл. Попов, ч. II, стр. 91 и Пособ. к изуч. правос. богосл. Никольск. стр. 803). О чтении Евангелия . Что же до чтения Евангелия, то на молебне Спасителю, кроме всякого праздника и особенного воспоминания, а также и в том случае, если служится тогда же молебен Божией Матери и нескольким святым, так что скопляется много зачал, которые нужно бы читать, читается одно только Евангелие ( Мф. 20 зач.): «Просите, и дастся вам...» . Равным образом, когда служится молебен многим святым разных чинов, то Евангелие может быть читано одно, положенное всем святым, в случае присоединения к молебну в честь святых «благодарственного» или «в путешествие»; преимущество или главное пение отдается последнему, так что молебен святому или многим святым в таком разе делается только прибавочным: после ектении главного молебна (например, благодарственного) и пения тропарей, принадлежащих тому и другому молебну, припевы к прибавочному, в честь святого или святой, выполняются все зараз, без ектений, до чтения Апостола и Евангелия. Евангелие читается одно – по главному молебну (Письм. по пастырс. богосл. Попов, ч. II, стр. 92).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Silche...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010