Истина и успех. О миссионерских уроках равноапостольного Николая Японского Когда мы слышим имя равноапостольного Николая Японского — святого, чьи миссионерские труды и подвиги по времени совсем близки к нам, то, наверное, волей-неволей задаемся вопросом: «Как же все-таки удалось этому человеку добиться таких успехов, стать у истоков целой национальной Церкви?» 19 февраля, 2014 Когда мы слышим имя равноапостольного Николая Японского — святого, чьи миссионерские труды и подвиги по времени совсем близки к нам, то, наверное, волей-неволей задаемся вопросом: «Как же все-таки удалось этому человеку добиться таких успехов, стать у истоков целой национальной Церкви?» Конечно, мы осознаем, что дело это отнюдь не является заслугой отдельного человека, каким бы гениальным он ни был, что Церковь созидается Промыслом Божиим, для которого нет ничего невозможного. Однако и вклада конкретной личности, особенностей исторических обстоятельств деятельности миссионера, его ответа на призыв Божий мы тоже не можем отвергать. И в этом плане история японской православной миссии является чрезвычайно поучительной. Если мы обратимся к начальному периоду деятельности равноапостольного Николая Японского, то, скорее всего, не найдем желаемого вдохновения. Прибыв в июне 1861 года на японскую землю, молодой иеромонах Николай (Касаткин), будущий святой, видя перед собой необъятное поле для миссионерских трудов, не бросился сразу же в погоню за успехом. Лишь через четыре года у него появился первый ученик, и только к весне 1868 г. несколько человек готовились принять Более того, 29 июля 1867 г. равноапостольный Николай писал бывшему консулу И. Гошкевичу: «На моем месте патер давно бы уж почтительнейше донес кому следует о крещении девятерых. А я не только не думаю доносить, но и не крестил ни одного, хоть мог бы Однако не только эта медлительность просветителя Японии заставляет нас задуматься о проблеме успеха в миссионерском деле. Если говорить о дальнейших обстоятельствах деятельности равноапостольного Николая, то вопросов становится еще больше. Ведь нам часто кажется, что чем больше мы прилагаем усилий в каком-то добром деле, тем больше Господь будет нам помогать, то есть успех будет увеличиваться. И со временем именно этот количественный показатель становится для нас верным показателем того, что мы на правильном пути, и нужно продолжать в этом же русле. Однако действительность ломает обыденную логику, ставит ее под сомнение. И даже самое богоугодное дело – просвещение истиной неверных, — судя по внешним обстоятельствам, оказывается совсем лишенным Божией помощи.

http://pravmir.ru/istina-i-uspex-o-missi...

В Москве прошла научная конференция «Духовное наследие равноапостольного Николая Японского. К столетию со дня преставления» 24 февраля, 2012. Новостная служба 21 февраля 2012 года в Николо-Угрешской духовной семинарии состоялась научная конференция «Духовное наследие равноапостольного Николая Японского. К столетию со дня преставления». 24 февраля. ПРАВМИР. 21 февраля 2012 года по благословению председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви архиепископа Верейского Евгения в Николо-Угрешской духовной семинарии состоялась научная конференция «Духовное наследие равноапостольного Николая Японского. К столетию со дня преставления», сообщает Патриахия.ru по материалам сайтов  Богослов.ru  и  «Церковный вестник» . В мероприятии приняли участие представители духовных и светских учебных заведений и научных центров — специалисты в сфере богословия, церковной миссии, истории, культурологии, японоведения. Гости и студенческо-преподавательский состав Николо-Угрешской духовной семинарии получили возможность пообщаться во время конференции с родственниками святителя Николая, которые специально посетили в этот день духовную школу. В ходе встречи был организован телемост с Японией, во время которого к участникам конференции в режиме реального времени обратился Предстоятель Японской Православной Церкви митрополит Токийский и всей Японии Даниил. Владыка, в частности, сказал: «Святитель Николай Японский оставил действительно удивительные дары духа в Японии. Этот дух и ныне жив в Японской Церкви и в японском обществе, и мы надеемся, что он будет сближать наши народы и впредь. Хотелось бы, чтобы и вы тоже хранили в себе этот дух, который способствует взаимопониманию между нашими странами. Все мы, я думаю, согласны, что Николай Японский положил основу тесным взаимоотношениям между нашими странами, которые являются не только ближайшими соседями, но которых теперь соединяет эта общая духовая традиция. Ведь в основе этого духа лежит не политика или экономика, а любовь, и именно она позволяет затронуть наиболее глубокие стороны человеческого существования, человеческой личности».

http://pravmir.ru/v-moskve-proshla-nauch...

портрет святителя Николая Японского ЖМП 4 апрель 2012 /  9 апреля 2012 г. 16:30 Великий Неизвестный Миссиорнерские труды св. равноапостольного Николая Японского - особая страница истории Русской Церкви. Пример его служния - это яркие страницы в истории православия, которые необходимо подробно изучать и популяризировать.  Эта мысль рефреном звучала на форуме в Николо-угрешской семинарии, посвященном исследованию научного и духовного пути одного из ведущих миссионеров Русской Православной Церкви. В чем же уникальность и самобытность этого человека, чем его наследие может быть полезно сегодня?  Об этом размышляют богословы, историки, культурологи и японисты. Историк, религиовед, культуролог «Личность святого Николая Японского соизмерима с личностями святых Патриарха Тихона и праведного Иоанна Кронштадтского, — заявил ЖМП профессор института стран Азии и Африки при МГУ Виктор Мазурик. — Его хорошо знают не только в Японии, но и Южной Африке (где есть посвященное ему братство), в Греции и в США. Но в России он до сих пор Великий Неизвестный».  «Уникальность миссионерского опыта равноапостольного Николая в том, что за достаточно короткий срок святитель  создал автономную Церковь. Благодаря ему, японцы восприняли Православие как свою веру, не противоречащую лучшим проявлениям национального самосознания. Вот почему в годы вынужденного  разрыва отношений  с Русской Православной Церковью, Церковью-Матерью, Японская церковь оказалась жизнеспособной. Жизнь и служение святителя Николая Японского разрушает стереотип о том, что невозможно проповедовать истинную веру и находить последователей Христа среди народов, враждевбно настроенных по отношению к Православию, — сказал ЖМП ректор Николо-Угрешской духовной семинарии игумен Иоанн (Рубин). — Святой Николай — живой пример твердой веры и действенной проповеди. Особеностью его миссионерской работы также было широкое привлечение к проповеди Евангелия и устроению Православного богослужения мирян-катехизаторов. Создание такой, выражаясь современным языком, обширной миссионерской сети, охватившей всю Страну восходящего солнца, во многом способствовало взращиванию семян веры в сердцах людей».

http://e-vestnik.ru/history/velikiy_neiz...

М.Н. Боголюбов Святитель Николай Японский . Фотопортрет святителя Николая Японского хранится в отделе рукописей Российской Национальной Библиотеки (Фонд 124. П. Л. Ваксель. Опись 1. 3071). Слушайте Меня, острова, и внимайте, народы дальние (Исаия 49, 1). Предисловие Русская Православная Церковь при канонизации Николая, архиепископа Японского, совершившейся 10 апреля 1970 г., нарекла святителя равноапостольным, тем уподобив его ревностный учительский подвиг деяниям основателей древних Поместных Церквей. Титул апостола Японии присваивается святителю Николаю уже при его жизни: так высоко было оценено в русском и японском обществе, в русской и японской духовной среде его миссионерское служение. В православном календаре память святого Николая Японского отмечается 16 февраля, в день его кончины, на попразднестве Сретения Господня; он – первый святой ныне автономной Японской Православной Церкви. Покойный протоиерей Прокл Ясуо Ушимару, профессор Токийской Православной Семинарии, основанной в свое время святителем Николаем, в завершение своего доклада о «Японском православии и культуре периода Мэйдзи», прочитанного им 24 июля 1986 г. на Международной церковно-исторической конференции, состоявшейся в Киеве, сказал следующее: «Святитель Николай желал, чтобы японцы сами создавали свой духовный мир. Он хотел иметь японских архитекторов, японских иконописцев и японские хоры. Необходимы были японские катехизаторы и священники для евангелизации всей страны в послушании требованиям Евангелия. Для помощи им необходимы были книги Священного Писания , книги по вероучению и духовности. Должны были выходить журналы для поддержания ежедневной духовной жизни. И, наконец, необходимо было теплое и тесное общение верующих. Без преувеличения можно сказать, что святитель Николай достиг всего этого при основании японской православной культуры периода Мэйдзи. Нет сомнения в том, что широкая публика вокруг новоучрежденного им православного присутствия находилась под влиянием его духовности. Это влияние не было ограничено узкой сферой, но распространилось во всем японском обществе, где оно сохраняется и по сей день. Необходимо признать, что благодаря именно этому влиянию Православие приобрело реальное значение в истории Японии» 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Пн Статути ордена святого Миколая, Японського 6 вересня 2012 р. 23:00 Приняты 6 сентября 2012 года членами Священного Синода Русской Православной Церкви путем письменного опроса.                       Статут ордена святого равноапостольного Николая, архиепископа Японского 1. Орден учрежден определением Святейшего Патриарха Кирилла и Священного Синода от 6 сентября 2012 года в ознаменование 100-летия со дня преставления святого равноапостольного Николая, архиепископа Японского, выдающегося миссионера, просветителя Японии, прославленного Синодом Русской Православной Церкви 10 апреля 1970 года. Решение Священного Синода утверждено на Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1 июня 1971 года (Определение 2). 2. Орден святого равноапостольного Николая, архиепископа Японского, имеет три степени. 3. Орден имеет следующие знаки: Первой степени: 1) Знак ордена представляет собой позолоченный четырехконечный крест, ветви которого сужаются от центра к вершинам и покрыты белой эмалью. В центре креста — круглый медальон с рельефной позолоченной монограммой «СН» (святитель Николай). Медальон окантован выпуклым рантом. Вокруг медальона расположен пояс, покрытый красной эмалью, со стилизованным девизом: ОТ ВОСТОК СОЛНЦА ДО ЗАПАД ХВАЛЬНО ИМЯ ГОСПОДНЕ. В нижней части пояса помещен разделительный знак «•». Пояс окаймлен рантом, покрытым белой эмалью и украшенным фианитами. Знак посредством ушка и кольца крепится к орденской ленте. На обратной стороне Знак ордена имеет номер, зарегистрированный в Комиссии по наградам. Материалы: серебро с позолотой, холодная эмаль. Размеры Знака ордена: 55x55 мм. 2) Звезда Ордена имеет двенадцать лучей, каждый из которых усеян 6 фианитами. Между украшенными фианитами лучами расположено по 3 золотых гладких луча округлой формы, но меньшего размера. Каждый золотой луч имеет углубленную насечку по центру, идущую вдоль всего луча. В центре звезды — круглый медальон с образом святого равноапостольного Николая на желтом фоне, выполненный в технике художественной финифти. В правой руке у святителя жезл с сулком, в левой — открытое Евангелие. Изображение святого поясное. По сторонам, над плечами, имеются изображения: слева — гора, справа — храм Николай-До. Вокруг медальона расположен пояс, покрытый красной эмалью. Внутри пояс разделен двумя знаками «•» на две части — верхнюю и нижнюю. В нижней части пояса имеется стилизованная надпись СВ. РАВН. НИКОЛАЙ АРХИЕП. ЯПОНСКИЙ (святой равноапостольный Николай, архиепископ Японский). В верхней части пояса аналогичная надпись на японском языке. Пояс окаймлен рантом, покрытым белой эмалью. На обратной стороне Звезда ордена имеет номер, зарегистрированный в Комиссии по наградам. Материалы: серебро с позолотой, холодная эмаль. Размеры Звезды ордена: 80x80 мм. Крепление — булавка.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2452039...

Православие в Японии: аромат истории Святые были и есть всегда. Святые — это не легенда. Можно сказать, святые — среди нас. Они показывают нам, куда идти, освещая и освящая дорогу своей святостью. Жизненный путь Святителя Николая (в миру — Касаткина) пролегает по времени совсем близко к нашим дням. Актуальность опыта его подвижнической жизни и его миссионерского труда очевидна и сегодня. В разных уголках Японии, от Хоккайдо на севере до Кюсю на юге, можно увидеть плоды, выросшие из посеянного им в Японской земле семени Православия. Православные храмы Японии — это символ торжества Православия в далекой восточной стране, это островки русской культуры, через которые перекинуты мостики, духовно объединяющие два соседних народа, японцев и русских, две соседние страны, Японию и Россию. Более восьмидесяти лет прошло со дня кончины Святителя Николая, и тем дороже для русского сердца свидетельства его жизни в Японии. Может быть, на первый взгляд человеку непосвященному они покажутся незначительными, но если учесть, сколько бесценных документов было утрачено в пожарах землетрясений и войн, то станет ясно, что найденные материалы имеют особое значение. Особое значение еще и потому, что они связаны с жизнью святого, первого святого Японской Православной церкви, святого, канонизация которого совершилась совсем недавно, 10 апреля 1970 г. Солнечным апрельским днем 1997 г., получив благословение Владыки Митрополита Феодосия ознакомиться с материалами, хранящимися в токийском Воскресенском соборе (известном еще как Никорай-до), я вошла в его библиотеку. В стеклянной витрине возле окна мое внимание привлекли написанные старинным почерком письма, старинные книги с дарственными надписями. Когда же я вытерла покрывавшую их пыль, неизбежную принадлежность книгохранилищ, то сердце мое учащенно забилось. Исследователю, работающему в архивах, очень хорошо знакомо чувство, появляющееся тогда, когда в руках у него оказываются редкие документы. В библиотеке Никорай-до хранятся три письма от родственников Архиепископа Николая с его собственноручными пометками о датах доставки. Письмо от младшего брата Василия получено 4 июня 1908 г. по старому стилю (Василий был на четыре года моложе Владыки Николая. Он родился 16 мая 1840 г., окончил в Смоленске духовную семинарию, служил там же священником, а затем, уже став протоиереем, перевелся в Сретенский женский монастырь города Сызрани Симбирской губернии). Из письма видно, что в Японию наконец едет долгожданный помощник в трудах Миссии Сергий, будущий Митрополит, глава Японской православной церкви: «Все я так думаю, Собор состоится, и мы с Тобой хоть последний раз свидимся, тем более дан Тебе помощник Сергий, и в Россию Тебе можно свободно приехать». Но Россию Владыке уже не суждено было увидеть.

http://pravoslavie.ru/39678.html

«Жив в Господе пребываеши, чудотворя ко гробу твоему притекающим» 3/16 февраля Русская Православная Церковь чтит память равноапостольного Николая Японского Епископ Сендайский Серафим передает икону святителя Николая Японского игумену Петру (Еремееву). Хабаровск, 6 октября 2008 г./Фото: сайт Восточно-Японской епархии Архиепископ Николай (Касаткин) приехал в Японию молодым 24-летним иеромонахом и провел здесь всю свою жизнь. Оставаясь русским человеком и сопереживая всему происходящему в России, владыка в то же время искренне и горячо любил Японию. Японская паства относилась к нему с такой же сыновней любовью. «Радуйся, друга и брата в народе Японстем обретый», – поется в акафисте святому (икос 5). «Каждый из токийских семинаристов утверждал, что именно его архиепископ Николай любил больше всех. И каждый делился своими воспоминаниями с чистым восхищением и теплой улыбкой, – читаем мы в статье «Вестника Японской Православной Церкви» за февраль 1935 года, посвященной памяти архипастыря. – Величие архиепископа Николая можно сравнить с той значимостью, какую для нас, японцев, имеет гора Фудзи – символ японского духа». В последние годы жизни святитель Николай с мужеством переносил болезнь горла, а затем усилившуюся астму и болезнь уха. Святитель продолжал работать и особенно усиленно занимался переводами. В конце 1910 года у архиепископа начало болеть и сердце, но он старался не менять насыщенного ритма своей жизни. Осенью 1911 года состояние его здоровья еще больше ухудшилось, и в начале 1912 владыка был вынужден лечь в госпиталь. Там архиепископ Николай вынудил врачей сказать ему правду: болезнь была неизлечима, и архипастырю оставалось жить лишь считанные недели. Святитель Николай мужественно воспринял это известие, стремясь наиболее продуктивно использовать оставшиеся ему дни для завершения самых необходимых дел. Он сожалел, что по японским законам ему будет невозможно найти последнее пристанище на территории Токийского кафедрального собора: захоронения в черте города были запрещены. Поэтому владыка Николай завещал похоронить себя на загородном кладбище Янака.

http://pravoslavie.ru/41502.html

Патриарх Кирилл японским журналистам: Религиозные связи между странами — самые крепкие Политики действуют с точки зрения политического прагматизма. Экономисты, бизнесмены руководствуются соображениями прибыли, выгоды. А вот связи на духовном и на культурном уровне касаются человеческих сердец. 11 сентября, 2012 Политики действуют с точки зрения политического прагматизма. Экономисты, бизнесмены руководствуются соображениями прибыли, выгоды. А вот связи на духовном и на культурном уровне касаются человеческих сердец. 4 сентября 2012 года, в преддверии Первосвятительского визита в Японию, в Патриаршей и Синодальной резиденции в Свято-Даниловом монастыре Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл  ответил на вопросы корреспондентов крупнейших японских СМИ. Телерадиокомпания NHK: — В этом году исполняется 100 лет со дня кончины святого Николая Японского. Каковы цели визита Вашего Святейшества в Японию? Как Ваше Святейшество оценивает жизнь святого Николая Японского? Как Вы думаете, есть ли черты современности в его житии и в чем их смысл, если они есть? Между Россией и Японией, к сожалению, мирный договор пока не подписан. С другой стороны, Президент Путин имеет большие надежды на развитие русско-японских отношений. Ваше Святейшество, каковы, по Вашему мнению, перспективы русско-японских отношений? — Сразу начну с конца и скажу, что я верю в то, что у нас очень хорошие перспективы двусторонних отношений. Мы соседи, мы живем рядом, мы многим связаны, и одна из связей — это Православная Церковь. 150 лет назад святитель Николай прибыл на Хоккайдо, и с этого началась его замечательная миссия, которая привела к созданию Японской Православной Церкви. Я хотел бы особенно отметить, что в то время отношения между Японией и Россией были очень непростыми. На время служения архиепископа Николая выпали тяжелые годы русско-японской войны. Казалось, что хуже уже не бывает — две страны находились в состоянии войны. Воевали не на бумаге — стреляли друг в друга. Архиепископ Николай, живя в Японии, вошел в жизнь японского народа. Его никто не воспринимал как представителя враждебной державы. Он был реальным послом — не просто послом мира, а реальным послом, который проявлял уважение и любовь к японскому народу, несмотря на тяжелый, даже очень опасный политический контекст.

http://pravmir.ru/patriarx-kirill-yapons...

поиск:   разделы   рассылка Патриарх Кирилл Интервью Святейшего Патриарха Кирилла японским журналистам " Речь идет не о клерикализации, а об усилении духовного влияния на жизнь нашего народа и общества " Источник:  Официальный сайт РПЦ МП 4 сентября 2012 года, в преддверии Первосвятительского визита в Японию, в Патриаршей и Синодальной резиденции в Свято-Даниловом монастыре Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл ответил на вопросы корреспондентов крупнейших японских СМИ. Телерадиокомпания NHK: – В этом году исполняется 100 лет со дня кончины святого Николая Японского. Каковы цели визита Вашего Святейшества в Японию? Как Ваше Святейшество оценивает жизнь святого Николая Японского? Как Вы думаете, есть ли черты современности в его житии и в чем их смысл, если они есть? Между Россией и Японией, к сожалению, мирный договор пока не подписан. С другой стороны, Президент Путин имеет большие надежды на развитие русско-японских отношений. Ваше Святейшество, каковы, по Вашему мнению, перспективы русско-японских отношений? – Сразу начну с конца и скажу, что я верю в то, что у нас очень хорошие перспективы двусторонних отношений. Мы соседи, мы живем рядом, мы многим связаны, и одна из связей – это Православная Церковь. 150 лет назад святитель Николай прибыл на Хоккайдо, и с этого началась его замечательная миссия, которая привела к созданию Японской Православной Церкви. Я хотел бы особенно отметить, что в то время отношения между Японией и Россией были очень непростыми. На время служения архиепископа Николая выпали тяжелые годы русско-японской войны. Казалось, что хуже уже не бывает – две страны находились в состоянии войны. Воевали не на бумаге – стреляли друг в друга. Архиепископ Николай, живя в Японии, вошел в жизнь японского народа. Его никто не воспринимал как представителя враждебной державы. Он был реальным послом – не просто послом мира, а реальным послом, который проявлял уважение и любовь к японскому народу, несмотря на тяжелый, даже очень опасный политический контекст.

http://religare.ru/2_96644.html

М.Н. Боголюбов Японские ученые о Российской Духовной Миссии в Японии История свидетельствует, что куда бы и когда бы ни проникала вера Христова, всюду она являлась истинным и величайшим благодеянием Божиим, началом нового и лучшего порядка вещей, основанием всего, чем возвышались и благоденствовали народы. Проф. А. А. Царевский Значение Православия в жизни и исторической судьбе России. (Казань, 1898; переизд.: Л., 1991) Выдающуюся роль в истории русско-японских отношений сыграла Российская Духовная Миссия в Японии. Русская Православная Церковь содействовала сближению двух соседних народов, установлению дипломатических отношений и развитию культурных связей между Россией и Японией. Особое место в истории Русского Православия занимают такие неординарные личности, как святой равноапостольный Николай (в миру Иван Дмитриевич Касаткин), заслуживший уважение и почитание своим подвижническим служением на ниве Православия. Святитель Николай, возглавлявший Российскую Духовную Миссию со дня ее основания (1869) и до последних дней своей жизни (1912), осознанно и добровольно несший нелегкий крест утверждения Православной Веры на Дальнем Востоке, своими деяниями утверждал слова Апостола Иакова: «Покажи мне Веру твою без дел твоих, а я покажу тебе Веру мою из дел моих» (2:18). Вот почему для нас, ныне живущих, деяния о. Николая – живой пример для раздумий и поучений. Поэтому и оценка деятельности Российской Духовной Миссии в Японии японской наукой представляет несомненный интерес с точки зрения не только ее истории, но и современного ее состояния. Остановимся на двух этапах японской историографии – начальном этапе становления Российской Духовной Миссии и распространения Православия в Японии и современной историографии последних десятилетий. Очевидно, что деятельность Японской Православной Церкви, получившей автономию от Московской Патриархии только в 1970 г., – предмет будущих исследований и публикаций. Японцы высоко ценят влияние русской философской мысли (а Православное Вероучение включает в себя ее элементы), значение исторического опыта России в критические периоды ее истории.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010