Листвянка. Церковь Николая Чудотворца. Карта и ближайшие объекты Строительство церкви начато купцом Ксенофонтом Серебряковым в 1846 г. в пос. Никола на берегу Ангары и завершено после смерти купца его женой. Церковь дважды переносили. Первый раз на берег Байкала, вторично в связи со строительством Иркутской ГЭС в глубь берега. Из книги А.В. Юдина " Вокруг света. Сибирь " . 2006 Время сохранило для нас и чудесную историю возникновения Свято-Никольской церкви, названной так в честь Святителя Николая, которая находится в поселке Листвянка, на берегу речки Крестовки, в 500-х метрах от ее впадения в озеро Байкал и 70-ти километрах от города Иркутска. Согласно исторически достоверному преданию, иркутский благотворитель промышленник Ксенофонт Сибиряков в одном из своих плаваний по Байкалу потерпел кораблекрушение. Он уже тонул, ему грозила явная гибель, и, казалось, не было никакой возможности спастись. Но Ксенофонт не отчаялся - он стал усердно молиться, и свою последнюю молитву промышленник Сибиряков вознес покровителю мореплавателей - Святителю Николаю. Свершилось чудо: Ксенофонт увидел, как сам Святой Николай спешит ему на помощь. И таким образом он получил чудесное спасение. Спасшийся и потрясенный свершившимся чудом купец в знак глубокой благодарности за свое спасение дал обет - на месте благополучного спасения и вступления на берег построить храм в честь великого чудотворца. На берегу реки Ангары Ксенофонт Сибиряков первоначально построил небольшую часовенку, где был поставлен образ Святителя Николая Чудотворца. Однако Ксенофонт помнил свой обет - построить на Байкале православный храм в честь Святителя Николая. Свое обещание перед Богом Сибиряков сдержал: по благословению иркутского архиепископа Мелетия (Леонтовича) церковь была заложена в Никольской пристани у истока реки Ангары, но до завершения строительства купец не дожил. После смерти мужа его вдова Наталья Дмитриевна Сибирякова, выполняя обещание мужа, продолжила строительство храма и часовни в честь Святителя Николая. Строителем Никольской церкви (или, как сказали бы сейчас, генподрядчиком) был Коммерции Советник и Кавалер И.Л. Медведников.

http://sobory.ru/article/?object=19759

Москва. Церковь Николая Чудотворца в Плотниках. Церковь Николы в Плотниках, на Арбате. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Впервые церковь упоминается в документах 1625 года. Соорудили её жители небольшой слободы «государевых плотников». После Смутного времени и сожжения Москва начала заново строиться; выросла нужда в плотниках — даже новому государю, первому Романову негде было толком поселиться в Кремле. На Арбате появилась обширная слобода дворцовых плотников, они и выстроили деревянную церковь Николая Чудотворца, постепенно получившую прозвание Плотницкой (в Плотниках). В 1670—1677 годах церковь была перестроена в каменную одноглавую. Каменный храм с главным Троицким престолом был построен в по грамоте патриарха Иоакима и значился „в Плотнической слободе”, что свидетельствует в пользу версии о плотниках, живших тут в пик расцвета арбатских дворцовых слобод. Трехъярусная колокольня датирована 1771 годом. За годы существования к церкви неоднократно пристраивались престолы, трапезные и приделы (придел Николая Чудотворца выстроен в 1692 году, придел Балыкинской Божией Матери — в середине XIX века). В XVIII веке у церкви Николы в Плотниках расположилось владение боярина Василия Ивановича Стрешнева (1707—1782) — государственного деятеля, камергера, сенатора, одного из родственников Евдокии Стрешневой, второй жены царя Михаила Федоровича; сразу по свадьбе захудалый род Стрешневых вошел в фавор. Этот храм помнил маленького А. С. Пушкина. В начале 1807 года семья будущего поэта жила в Кривоарбатском переулке, в приходе храма Николы в Плотниках, и маленький Пушкин был его прихожанином, что осталось в записях исповедных книг. Среди прихожан Николы в Плотниках была семья славянофильского философа А.С. Хомякова, хотя духовником самого А.С. Хомякова остался отец Павел Беневоленский из храма Николы Явленного (у Серебряного переулка), стоявшего неподалеку, на другой стороне Арбата, где ранее проживали Хомяковы по адресу Арбат, дом 23; тем не менее остальные члены его семьи при перемене адреса предпочли ходить поближе, к Николе в Плотниках, причем даже подружились с её священником: узнав, что жена священника больна чахоткой, Хомяковы подарили ей упитанную корову, чтобы у нее всегда было парное молоко. В этом же храме был крещён сын Хомяковых, Николай, крестным отцом которого стал Гоголь.

http://sobory.ru/article/?object=34519

Песчанка. Церковь Николая Чудотворца. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Николая Чудотворца Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:1831. Год утраты:1939 (разобрана на строительные материалы) Адрес: Россия, Саратовская область, Ртищевский район, с. Песчанка (быв. Изобильное) Координаты: 52.287863, 43.945817 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты В 1813 году помещики ротмистр Николай Степанович Беклемишев и майор Иванов подали прошение о постройке каменной церкви в новопоселённой деревне Изобильной Сердобской округи и о причислении к новому приходу деревень Сапожок Дубасовского прихода и Зыбино (Аннино-Зыбино). 7 октября 1815 года в прошении было отказано из-за малочисленности прихода, нежелания зыбинских жителей принадлежать к приходу Изобильного и несогласия причтов приходских сёл Дубасово и Ртищево. Просителям было объявлено, что повторное прошение о строительстве церкви они могут подать только после переселения в деревню Изобильное большего числа крестьян, которые составят полное число дворов. Разрешение на постройку было дано указом Святейшего Синода от 2 марта 1817 года. При этом особо оговаривалось, что до начала постройки церкви просители должны были выполнить данное ими обязательство об отводе земли, а ко времени освящения церкви выстроить всему причту дома. Указом Святейшего Синода от 2 марта 1817 года к церкви деревни Изобильной определялся особый причт, состоящий из священника, дьякона, дьячка и пономаря. На середину 1890-х — начало 1910-х годов в штате причта состояли священник и псаломщик. В 1890-х годах предполагалось к открытию дьяконское место, которое так и не было открыто. Однопрестольная каменная, холодная церковь, освящённая во имя святителя Николая Чудотворца, была построена в селе Изобильное (Песчанка) Сердобского уезда в 1831 году на средства помещиков Беклемишевых. В мае 1872 года причту и церковному старосте Епархиальное начальство разрешило заменить ветхий каменный пол в церкви новым деревянным.

http://sobory.ru/article/?object=49798

Аннотация В статье рассматривается история эпитета «Чудотворец» применительно к личности свт. Николая Мирликийского. Исследование всех упоминаний в греческой христианской литературе приводит к выводам об особом распространении этого эпитета во втором тысячелетии. История эпитета в первом тысячелетии характеризуется тем, что чудотворцем с IV в. христианские авторы именовали Христа Спасителя, а затем, и по аналогии с Ним, – избранных святых. Античный термин «чудосовершение» (θαυματοποα) уступил более сильному по выразительности термину «чудотворение» (θαυ­ματουργα) в период христианской традиции. В конце статьи приводится вывод о том, что христоподражательные черты в литературном образе свт. Николая, раскрытом в поздневизантийской литературе, не случайны. Ключевые слова: богословие, христология, византийская литература, свт. Николай Мирликийский, чудо, чудотворец, святые отцы, многоименность, исцеление. Operator miraculorum unus solus est Deus, a Quo descendit omnis operacio mirabilis. Rogerus Baco 1 Эпитет свт. Николая θαυματουργς в византийской литературной традиции Свт. Николай – великий святой христианского Востока. В результате промыслительного действия Божия его мощи были перенесены в Бари (9 мая 1087 г.) 2 , один из важнейших центров эллинизма на христианском Западе. Это произошло вскоре после печального разрыва Рима с Константинополем, определившего дальнейшие траектории развития христианской цивилизации. В статье мы сосредоточимся на истории эпитета «Чудотворец», с которым свт. Николай стал широко известным в византийской литературе второго тысячелетия. В плюралистическом и многомерном современном мире, часто пытающемся в своём «рациональном» псевдоправдоискательстве отказаться от чуда и «принципа существования чуда» (как видно из известной сентенции Д. Юма 3 ), но снова возвращающемся к нему, хотя бы через так называемую научную проблему «асимметрии времени» 4 , раскрытие образа свт. Николая как великого Чудотворца представляется важной и благотворной задачей.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Архитектор Николай Никитич Никонов 8 апреля 1849, Ануфриево, Ярославская губерния — 1918, Самара) — один из крупнейших российских зодчих конца XIX — начала XX века, много и плодотворно работал в области церковной архитектуры. В октябре 1872 года был принят вольнослушателем в Академию художеств. В 1881 году отчислен из неё за нерегулярное посещение классов. 21 октября 1893 года был назначен на должность епархиального архитектора. 24 августа 1899 года ходатайствует о награждении архитектора Н. Н. Никонова орденом Святой Анны 3-й степени за проект и постройку каменного трехпрестольного храма в подворье Задне-Никифоровской пустыни в Петербурге. 17 ноября 1906 года архитектор Н. Н. Никонов уволен по его прошению с должности Санкт-Петербургского епархиального архитектора. В 1910 году по проекту Н. Н. Никонова на Карельском перешейке в Териоках (ныне — Зеленогорск) построена Церковь Казанской Божьей Матери, признанная в 2001 году памятником архитектуры федерального значения. Умер в 1918 году в Самаре, где достаточно долго жил и работал. Список храмов, которые построил Николай Никитич Никонов (или с его участием) Брянская область Церковь Вонифатия Милостивого (утрачена) Новозыбковский район и г. Новозыбков, Новозыбков Архитектор: Н.Н. Никонов Год постройки: 1896 Архитектурный стиль: Эклектика Ленинградская область Церковь Николая Чудотворца (утрачена) Кировский район, Лаврово Архитектор: Н.Н. Никонов (проект) Год постройки: Между 1899 и 1902 Архитектурный стиль: Эклектика Церковь Успения Пресвятой Богородицы (утрачена) Сланцевский район, Доложск, урочище Архитектор: Н.Н. Никонов Год постройки: 1908 Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (новая) Сланцевский район, Пенино Архитектор: Н.Н. Никонов Год постройки: Между 1893 и 1900 Архитектурный стиль: Русский стиль Новгородская область Церковь Покрова Пресвятой Богородицы Шимский район, Малая Уторгош Архитектор: Н.Н. Никонов (?) Год постройки: приблизительно не ранее 1900 Архитектурный стиль: Эклектика Прочие страны Новоафонский монастырь Симона Кананита

http://sobory.ru/architect/nnnikonov

Время подумать ПРАВОСЛАВИЕ.RU       ПОМЕСТНЫЕ ЦЕРКВИ ВСТРЕЧА С ПРАВОСЛАВИЕМ ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ НОВОСТИ АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ ПРЕССА ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ ГОСТЬ САЙТА ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ ПОЛЕМИКА ENGLISH EDITION   СРЕТЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ   тематические подборки новые поступления карта сайта авторы анкета поиск ВРЕМЯ ПОДУМАТЬ Еженедельный обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 16-23 декабря. - Любимый русский святой. - Православная основа экономики. - Альтернативная история религий. - Очень личные размышления. - Мусульманские разногласия. - Что сказал министр? - Общее Отечество. - Города без Бога. - Христианство под запретом. - Новый год и Рождество. - Вызов замыслу Божию. На прошлой неделе, 19 декабря, Русская Православная Церковь отмечала праздник святителя и чудотворца Николая. " Он настолько популярен, что стал даже " действующим лицом " множества русских народных сказок. Его память Русская Православная Церковь чтит дважды в год " , - сообщает " РИА-Новости " . " Православные чествуют Николая Угодника " , сообщает сайт " Вести " . Святитель Николай " родился в городе Патаре в Малой Азии (ныне - территория Турции) и был единственным сыном благочестивых родителей Феофана и Нонны. С детства он преуспевал в изучении Божественного Писания и молитве, став впоследствии священником, а затем и епископом города Миры Ликийские. Церковное предание сохранило свидетельства не только чудес, совершенных святым Николаем, но и его необычайного милосердия… Несмотря на великую кротость духа, Николай, согласно тексту его жития, был ревностным воином Церкви Христовой. Он обращал в прах языческие капища и сокрушал идолов. А на 1-м Вселенском Соборе в 325 году святитель в пылу обличения даже ударил по щеке еретика Ария, за что был лишен святительского омофора и посажен под стражу. Однако затем святые отцы пришли к выводу, что дерзновение Николая было угодно Богу, и восстановили его в святительском сане. Святитель Николай скончался около 345-351 годов, в глубокой старости. По церковному преданию, мощи святого сохранились нетленными и источали чудесное миро, от которого исцелилось множество людей. В 1087 году в связи с угрозой нашествия мусульман мощи Николая Угодника были перенесены в итальянский город Бар (Бари), где находятся и поныне " .

http://pravoslavie.ru/press/obzor25.htm

За вечерним богослужением Его Святейшеству сослужили: митрополит Минский и Заславский Вениамин , Патриарший экзарх всея Беларуси; митрополит Воскресенский Дионисий , управляющий делами Московской Патриархии; архиепископ Гродненский и Волковысский Антоний ; епископ Молодечненский и Столбцовский Павел ; архимандрит Афанасий (Соколов), ректор Минской духовной академии ; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; протоиерей Георгий Латушко, благочинный церквей 1-го Минского городского благочиния, настоятель Петропавловского собора г. Минска; протоиерей Феодор Повный, благочинный церквей 4-го Минского районного благочиния, ключарь храма-памятника в честь Всех святых и в память о жертвах, спасению Отечества нашего послуживших, г. Минска; протоиерей Николай Коржич, благочинный церквей 3-го Минского городского благочиния, настоятель прихода храма благоверного князя Александра Невского г. Минска; протоиерей Борис Пташинский, благочинный церквей 1-го Минского районного благочиния, настоятель прихода храма апостолов Петра и Павла д. Сенница Минского района; протоиерей Игорь Коростелев, благочинный церквей 2-го Минского городского благочиния, настоятель прихода храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» г. Минска; протоиерей Сергий Гордун, клирик Свято-Духова кафедрального собора г. Минска, первый проректор Института теологии им. свв. Мефодия и Кирилла БГУ; протоиерей Игорь Латушко, клирик Свято-Духова кафедрального собора г. Минска, старший духовник Минской епархии; протоиерей Александр Стреха, благочинный церквей 5-го Минского городского благочиния, настоятель прихода храма великомученика Георгия Победоносца г. Минска; протоиерей Сергий Комлик, благочинный церквей 6-го Минского городского благочиния, настоятель прихода храма святителя Николая Чудотворца г. Минска; протоиерей Николай Мозгов, благочинный церквей 2-го Минского районного благочиния, настоятель Преображенского кафедрального собора г. Заславля; протоиерей Андрей Крутелёв, благочинный церквей 3-го Минского районного благочиния, настоятель прихода храма Живоначальной Троицы п. Боровляны Минского района; протоиерей Николай Лабынько, секретарь Гродненского епархиального управления; протоиерей Владимир Уваров, ключарь и председатель приходского совета Свято-Духова кафедрального собора г. Минска; протоиерей Сергий Башкиров, секретарь Борисовского епархиального управления; иерей Андрей Ломакин, клирик Свято-Духова кафедрального собора г. Минска.

http://patriarchia.ru/db/text/5933739.ht...

Закрыть itemscope itemtype="" > 10 августа празднование иконы Божией Матери Смоленская 09.08.2016 331 Время на чтение 4 минуты Празднование в честь этого чудотворного образа 28 июля (ст. стиль) было установлено в 1525 году в память возвращения Смоленска России. Существует много чтимых списков со Смоленской Одигитрии, которым положено празднование в этот же день. Икона Божией Матери, именуемая " Благодатное Небо " , находится в иконостасе Московского Архангельского собора Кремля. Это тот образ, который перевезен из Смоленска в Москву Софией Витовтовной, когда она стала супругой Московского князя Василия Дмитриевича. На иконе Божия Матерь изображена в полный рост, на левой руке Ее - Богомладенец. На острове Талабск (Залита) эту икону " Благодатное Небо " почитают как Смоленскую. Об иконе Божией Матери " Благодатное Небо " рассказывает настоятель храма св. Николая на острове Талабск (Залита) иеромонах Паисий (Гидраш): " Это наша храмовая икона, она была в серебряной ризе с позолотой, но в 20-е годы ризу сняли большевики, а в 1958 году отец Николай Гурьянов, когда стал настоятелем храма, увидел икону без ризы и заказал в Свято - Духов монастырь Вильнюса игуменье Нине ризу для образа Божией Матери Смоленской. Делала ризу для иконы Богородицы золотошвейка матушка Тавифа, она была уже очень больна, но, по благословению батюшки отца Николая, начала шить. А матушке он сказал: " Когда закончишь, тогда и отпустим " . Он держал ее своей молитвой, чтобы она спаслась через эту вышитую ризу. Два года монахиня работала над ризой, хотя была почти слепа, но вышила прекрасную ризу в 60- м году, и почила в Бозе. Никольский храм построен в середине 19 века, тогда уже икона " Благодатное Небо " была написана и почитаема. Теперь она известна многими чудотворениями. Помню, когда я начинал здесь служить, батюшка послал к иконе маленького Ваню, который начал делать поклоны и приговаривать: " Матерь Божия, помоги, мне отец Николай сказал " . Как оказалось, у него была постоянная температура сорок, родители показывали ребенка московским врачам, те не смогли помочь. Приехали к отцу Николаю, отец Николай говорит: " Идите к Божий Матери, Она поможет " .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Господь вновь сподобил нас дожить до праздника, которого все мы ждем» Протоиерей Олег Кириченко о дне памяти Святителя Николая Чудотворца 19.12.2012 1075 Время на чтение 8 минут Господь вновь сподобил нас дожить до праздника, которого все мы ждем, но больше всего его ждут наши дети. Мы много знаем о жизни святителя Николая, который своей доброй жизнью, своей горячей верой в Бога и надеждой на Него вошел в историю нашей Церкви, в историю всемирную и в историю нашей с вами жизни. Мы знакомы с его жизнеописанием, и знаем, насколько удивительно, по нашим меркам, он творил чудеса. Будучи богатым человеком, он не хотел быть еще богаче, но все то, что он имел, пытался отдать нуждающимся. Сегодня мы вряд ли встретим людей, намного богаче нас, которые, имея возможность делиться чем-либо со своими ближними, делали бы это с радостью. Каждый человек, живущий сегодня, знает, что если ты богат - обязательно должен быть жадным. Потому что, мол, если ты не будешь жадным, то никогда не станешь богатым и не удержишь своего богатства. Но эта правда - есть дьявольская правда. А святой угодник Николай показал, насколько она является иллюзорной. Будучи наполовину сиротой, он рано лишился отца, который был богатым мореплавателем и после смерти оставил сыну большое наследство. Но еще с самых детских лет святой Николай был приучен ходить в церковь, молиться Богу. Он прислуживал в храме еще с семи лет, как описывает его житие. И для нас это большой урок. Если мы хотим, чтобы наши дети когда-то выросли такими, то мы должны приучать их к жизни с Богом, и в семь или восемь лет приводить к Церкви, чтобы ребенок не столько изучил богослужение, сколько понял смысл евангельской науки, которая заключается в любви, представлении милостыни ближнему, в молитве за ближнего. Святой Николай сделал это в полной мере. Когда в его жизни случилось испытания - он потерял отца и стал наследником всего того имущества, которое отец ему оставил, - тогда он без колебаний отдал его тем ближним и друзьям, которые в этом особенно нуждались. И даже не только друзьям, но и незнакомым.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/12/19/go...

Закрыть itemscope itemtype="" > Святая Пятидесятница Фоторепортаж 17.06.2016 516 Время на чтение 3 минуты Время от дня Святой Пасхи до дня сошествия Святого Духа называется Пятидесятницей. Это дни Рая на земле. Для меня, как и многих, это лучшее время года. Это самые светлые и радостные дни. Так и хочется сказать - «Остановись, время! Не торопись так быстро проходить, Святая Пятидесятница. Ты прекрасна!» Светлая же седмица началась с бурного цветения яблоней. Я живу в столице уже пятый десяток, но не помню, чтобы здесь в Московском регионе так цвели плодовые деревья, как в этом году. Расцвели одуванчики - радость для детишек. Необычайно жаркие дни сменялись прохладными и дождливыми, но кто не любит грозу в начале мая. Это время года богато праздниками великих святых. Святой великомученик Георгий Победоносец, Иоанн Богослов, Святитель Николай-чудотворец. 19 мая родился святой страстотерпец царь Николай и в Подмосковье есть чудный деревянный храм в честь этого святого. Как некогда народы со всего мира стремились в Рим, в Константинополь, и цели их часто были немирными, так нынче кто только не стремится в Москву - в Третий Рим. Москва - центр самой большой в мире православной конфессии. Святое же место, как и во все времена, не может не быть притягательным для злых сил. Эти силы - сатанинская рок-культура, нелегальная миграция - рвутся в наш Богоспасаемый Первопрестольный град. Но Третий Рим всегда был и будет православным! Ближе к празднику Святой Троице отцвели сады и на яблонях появились нежные зеленые плоды. Но а лучший цветок Святой Пятидесятницы - жасмин. Ему мое незатейливое четверостишие. Приветствую тебя, цветок неприхотливый! Ты пахнешь лучше роз и лилий. Ты возвещаешь приход лета, Четыре лепестка Божественного цвета! С наступающим праздником Святой Троицы! А после Троицы на другой день - день Святого Духа. И впереди еще сплошная светлая Троицкая седмица! Как прекрасен этот Божий мир! Русский мир! Священник Николай Аксенов, сотрудник Синодального отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами РПЦ

http://ruskline.ru/analitika/2016/06/18/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010