М.Г. Жукова Удивительный старец Жизнеописание схиигумена Саввы (1898–1980) Николай Михайлович Остапенко, будущий схиигумен Савва, родился в 1898 году, 11 ноября (ст. ст.), на Иоанна Милостивого, в простой христианской семье на Кубани. Родители его Михаил и Екатерина были людьми благочестивыми. Его мать, имея своих восемь детей, отдавала последнюю еду приходящим в дом странникам. В это верится с трудом, но это действительно было так, и на вопрос мужа: «Катя, да ты опять детям-то ничего не оставила?!» – жена с уверенностью отвечала: «Бог пошлет!» И Господь не оставлял их без хлеба насущного. Совершали родители паломничество по святым местам н брали с собой детишек. Так с малых лет малыши приучались к благочестивой христианской жизни. Маленький Коля очень любил эти поездки. Он благоговейно слушал звон колоколов и монашеское пение в храме, с замиранием сердца прикладывался к чудотворным иконам, смиренно выстаивал долгие службы. С шести лет мальчика отдали в церковно-приходскую школу, и учение ему давалось легко. Он с удовольствием прислуживал в храме, пел на клиросе. Все это постепенно приводило Колю к желанию служить Богу. Не удивительно, что ребенок говорил: – Вырасту, буду монахом! Однажды зимой, едва не утонув в проруби, он сильно простудился и заболел. Ночью он долго не засыпал, смотрел в потолок и вдруг увидел себя в священническом облачении. – Сердце мое неизреченно возрадовалось. После этого я быстро поправился, – рассказывал отец Савва, вспоминая детство. Как-то раз он даже хотел втайне от родителей бежать с монахом-паломником, но гот уговорил ребенка обождать годок-другой. Но ждать пришлось не годок и не два... Шли годы, заветное желание все не исполнялось, но мальчик продолжал усердно и горячо молиться Господу. «Главное – молитва , молитва – зто все! Молитва все победит, и на все вопросы молитва ответит», – часто говорил он впоследствии. Юный Николай хорошо знал Святое Евангелие, особенно любил перечитывать Евангелие от Иоанна. Во время чтения Святого Писания ему делалось так сладко и хорошо на душе, что он забывал о земле и о земном. В тринадцать лет Николай окончил 2-классное училище, в шестнадцать – досрочно призван в армию, началась империалистическая война. Послужной список говорит, что в 1917 году Николай Остапенко служил уже в рядах Красной Армии. А после Гражданской окончил военно-техническое училище со званием военного техника и работал по специальности. До 1931 года служил инженером-прорабом в Горпромстрое. В 1932 году окончил Московский строительный институт и до 1945 года работал инженером-строителем.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenk...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Святитель Николай Сербский (Велимирович). Афонский старец Михаил Афонский старец Михаил. Уникальное фото (публикуем впервые)   Святитель Николай Сербский (Велимирович). Афонский старец Михаил   Нет ничего более настоящего, чем записки одного святого о другом. -  Святая Гора Афон     Сокрушаясь о том, что творится сейчас в мире, ты недоуменно спрашиваешь: “Есть ли сейчас люди Божии?”. Расскажу тебе об одном из многих, с которыми я имел счастье встречаться. Это старец Михаил из скита Пресвятой Богородицы на Святой Горе. Я попал туда вместе с группой паломников уже на обратном пути с Афона . Было время вечерней службы. Старец Михаил встретил нас с сердечностью простого пастуха, которая сразу завоевывает душу. Сначала он повел нас в самую старую церковь (в скиту их всего три). Он подвел нас к иконе Божией Матери, известной под именем “Сладкое лобзание”. Икона чудотворная по своему благодатному действию и чудесная по красоте, хотя лик Богородицы на ней сильно поблек. А названа икона “Сладкое лобзание” потому, что на ней Божия Матерь целует руку Богомладенца. Мы подходили по одному и прикладывались к прекрасному образу. “Она да лобзает тебя! Она да лобзает тебя!” — вполголоса повторял старец, а по впалым щекам бежали, одна за другой, слезы. А потом он рассказывал нам: “Здесь со мной еще пятнадцать братий, все уже старые и немощные. Греки больше не разрешают славянам приезжать на Святую Гору. Я старший и должен заботиться обо всех. Я молюсь о двух дарах: о том, чтобы иметь нам большую любовь и достаточно хлеба”. Отец Михаил родом из Сереза. Он мечтал о монашестве с детства. Однажды в храме ему явился святитель Николай и сказал, что будет он монахом. Исполнившись радости, он оставил дом и родину и отправился на Святую Гору, здесь и прожил он всю свою жизнь. “Я старец своим старцам и отцам отец. Должен наставлять, кормить, укреплять в любви и обеспечивать хлебом, хотя сам я необразован и немощен. Все только с Ее помощью, с помощью Богородицы, а Она не оставляет нас, наше “Сладкое лобзание”!”.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=2069

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 19 дней Сподвижник духовника всех русских святогорцев: афонский старец схимонах Николай. День памяти - 19 февраля Сподвижник духовника всех русских святогорцев: афонский старец схимонах Николай. День памяти - 19 февраля Схимонах Николай был верным сподвижником великого старца и общего духовника русских святогорцев иеросхимонаха Арсения. Из жизнеописания последнего известно, что, находясь в Киево-Печерской Лавре, будущий старец Арсений нашел там себе спутника по имени Никита, уроженца Тульской губернии, который с этого времени до самой смерти, более сорока лет, во всех скорбях, трудах и подвигах был ему соучастником. Взяв благословение у киевских чудотворцев и помолившись им, отправились они далее в путь. В Молдавии, в Балашевском скиту, их обоих постригли в монашество и нарекли Алексею имя Авель, а спутнику и сотруднику его Никите — Никандр. Здесь же, не желая жить по своей воле, они совместно решили одному у другого быть в послушании и не разлучаться до самой смерти. Так и исполнили они это на самом деле. Хотя отец Никандр и желал отца Авеля иметь себе за пастыря, потому что тот был уже иеромонах и духовник, но отец Авель никак не соглашался быть за старца. Поэтому и решили жить одному у другого в послушании, по-братски. На Афоне они продолжали исполнять свой договор и были друг у друга в полном послушании. Они не только жили вместе, но и воспитывали друг друга. Великий старец Арсений со своей безграничной добротой и любовью благотворно влиял на отца Никандра. Видя его Божественную любовь к людям, отец Никандр и сам умилялся и падал ему в ноги, плакал и просил прощения за свое жестокосердие, хоть и сам имел милостивое сердце. Так блаженные старцы соревновались в любви. Вскоре оба постриглись в великую схиму. Отец Авель, духовник, наречен был Арсением и принял схиму от одного схимонаха, Арсения. А отец Никандр наречен был Николаем и принял схиму от своего же собрата отца Арсения, и стали они уже как старец с учеником. Жили они по пустынному уставу. Никаких попечений житейских не имели: не занимались ни садом, ни огородом. Хотя у них и были масличные деревья, но они за ними не смотрели. Когда поспевали плоды, то отцы приглашали одного из нуждающихся, бедных людей и ему поручали набрать себе плодов.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=283...

Октября 23 (5 ноября) Священномученик Николай (Агафоников) Составитель игумен Дамаскин (Орловский) Священномученик Николай родился 1 сентября 1876 в селе Лекма Слободского уезда Вятской губернии в семье псаломщика Владимира Агафоникова и был назван в честь Николая Чудотворца. «По смерти последнего сынка, младенца Иоанна, – писал впоследствии отец Николай в своих воспоминаниях, – моя дорогая мамаша дала обещание святителю Николаю Чудотворцу (Великорецкому), что если по молитвам его перед Господом у нее будет сын, то она посвящает его ему, называя его именем, когда бы он ни родился, и при первом удобном случае отправляется на место явления его святой иконы на Великую реку и там служит благодарственный молебен… Жизнь текла мирно, спокойно, хотя и бедно, но жизнерадостно и часто, часто озарялась… идиллиями незабвенных певческих сумерек, этих первых наших дорогих музыкально-певческих дошкольных материнских уроков. Таким образом, мы росли в церковной и музыкально-певческой атмосфере с самого раннего возраста, чем постепенно облагораживались наши сердца, смягчались наши души, которые могли загрубеть под влиянием бедной жизни, грубой деревенской среды и нелегких вообще условий нашей жизни. Лет пяти с половиной-шести я, сначала с матерью, стал вставать на клирос и пел с нею, обычно в унисон, своим звонким дискантом, но с течением времени я уже один, самостоятельно, настолько привык к церковному пению, что отлично подпевал на все гласы все церковные песнопения, кроме разве ирмосов, причем, конечно, не знал еще смысла и перевода по-русски многих молитв… Годов семи уже… я читал часы, а затем шестопсалмие, отлично знал пономарское дело, и можно было действительно про меня сказать известной скороговоркой: «нашего пономаря не перепономаривать стать», и все это церковное дело для меня с ранних лет было стихией. Бывало, раным-рано поднимался я в праздники вместе с родителями часов в 5–6 утра, чтобы вовремя успеть к началу утрени и подготовить кадило и все прочее, чтобы с первым же ударом колокола все было готово – и у отца на клиросе, и у меня в пономарской. К восьми годам я настолько изощрился в чтении, пении и пономарстве церковном, что был настоящим церковником и предметом внимания и удивления молящихся».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Оглавление ЦЕРКОВЬ И РОССИЯ Убийство XX века Русскому поэту Георгию Иванову довелось жить в той России, которая была еще царством. После революции он уехал за границу. И вот однажды, когда он, тоскуя по родине, смотрел на фотографию семьи последнего русского царя Николая II, в его уме сложились такие строки: Эмалевый крестик в петлице И серой тужурки сукно… Какие прекрасные лица, И как это было давно. Какие прекрасные лица, Но как безнадежно бледны – Наследник, императрица, Четыре великих княжны. Скромный, средних лет, с простым русским лицом военный («рядовой Николай Романов» – он любил, чтобы его так называли), царь в стихотворении Георгия Иванова показан как современный, исключительно привлекательный человек. Но даже и для поэта, написавшего это стихотворение спустя всего несколько лет после крушения старой России, «это было давно». «Давно» потому, что это была другая эпоха – в революции порвалась связь времен, между прошлым и настоящим разверзлась пропасть. Служение народу Николай II воспринимал как свою священную обязанность; к подданным он относился, как любящий отец. В исторической памяти сохранилось множество случаев особенно трогательного отношения государя к простым людям. Царь обладал высочайшим правом помилования приговоренных к смертной казни: торжество христианской любви над всеобщей юридической нормой в этой государственной привилегии, данной Божиему избраннику, проявлялось особенно ясно. Царь нередко пользовался этим своим правом и всегда проверял, насколько точно осуществляли его распоряжение; а однажды он даже отправил помилованного государственного преступника в Крым лечиться, снабдив его деньгами. К России Николай II относился не сентиментально, но религиозно: служение Родине для него не отделялось от служения Богу. Царь был представителем национальной русской культуры и такой надмирной реальности, как Святая Русь. Исключительно много Николай II сделал для Русской Православной Церкви. При нем число храмов и монастырей увеличилось более чем на десять тысяч. В его царствование было прославлено восемь святых. В частности, преподобный  Серафим Саровский , чудотворец и молитвенник, служитель Божией Матери. Государь и государыня во время торжества прославления преподобного Серафима (июль 1903 года) посетили Саров. Сразу после кончины отца Иоанна Кронштадтского в 1908 году государь предсказал, что батюшка Иоанн будет впоследствии прославлен, установил день молитвенного поминовения кронштадтского пастыря. Поистине пророческим было слово Николая II о канонизированном в 1913 году патриархе-мученике Гермогене, «пример коего засветит в настоящие и будущие времена».

http://azbyka.ru/nepoznannyj-mir-very/7

Разделы портала «Азбука веры» Церковнославянский Русский Тропарь, глас 4: Правило веры и образ кротости,/воздержания учителя/яви тя стаду твоему/Яже вещей Истина./Сего ради стяжал еси смирением высокая,/нищетою богатая,/отче священноначальниче Николае,/моли Христа Бога,/спастися душам нашим. Тропарь, глас 4 Правилом веры и образом кротости,/воздержания учителем/явила тебя стаду твоему/непреложная Истина./Потому ты приобрел смирением – высокое,/нищетою – богатство./Отче, святитель Николай,/моли Христа Бога о спасении душ наших. Слава, и ныне, Богородичен: Еже от века утаеное/и Ангелом несведомое таинство,/Тобою, Богородице, сущим на земли явися Бог,/в неслитном соединении воплощаем/и, Крест волею нас ради восприим,/имже воскресив первозданнаго,/спасе от смерти души наша. Слава, и ныне, Богородичен: От века сокровенное/и Ангелам неведомое таинство,/через Тебя, Богородица, явлено живущим на земле,/– Бог, воплощающийся в неслитном единении двух естеств,/и ради нас добровольно принявший Крест, –/им Он воскресил Адама первозданного/и спас от смерти души наши. Канон святителю Николаю. Песнь 1. Канон святителю Николаю. Песнь 1 Ирмос: Отверзу уста моя,/и наполнятся Духа,/и слово отрыгну Царице Матери,/и явлюся, светло торжествуя,/и воспою, радуяся, Тоя чудеса. Ирмос: Отверзу уста мои,/и они исполнятся Духа;/и слово изреку Царице Матери,/и явлюсь светло торжествующим,/и воспою радостно Ее чудеса. Святителю отче Николае, моли Бога о нас. Пастырю добрый Христова стада, радуйся, Николае,/яко миряном отец честен и учитель был еси,/и мне подаждь, радуйся тебе приносити. Святитель отче Николай, моли Бога о нас. Пастырь добрый Христова стада,/радуйся, Николай,/ибо гражданам Mvp Ликийских/отцом многочтимым и учителем ты был;/и мне позволь приветствие “радуйся!”/тебе приносить. Святителю отче Николае, моли Бога о нас. Роди земнии стецемся,/радуйся приносити святителю,/радость бо приносит вселенней неоскудно. Святитель отче Николай, моли Бога о нас. Племена земные, соберемся,/чтобы возглас “радуйся!” приносить святителю:/ибо он приносит радость/вселенной не оскудевающую.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/kanon-s-a...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Четыре задачи для тяжелобольного человека. В чем смысл страдания? 6 мин., 25.01.2022 Вдумайтесь: «Если есть зачем жить, можно вынести почти любое как». Действительно, когда в страдании обнаруживается смысл, человек способен перенести почти все. Если вы сумеете помочь человеку отправиться на поиски этого смысла, у него появится возможность переносить свое горе, свои страдания с мужеством и без ропота. Очень важно, что смысл своего страдания каждый человек должен найти сам! Ни мы с вами, ни кто-либо другой его не знаем, мы не можем указать человеку: «Вот твой смысл». Кстати, со временем этот смысл для него может меняться. Расскажу еще один любопытный случай. У нас лежал Николай Иванович — обыкновенный человек средних лет, рабочий. Однажды он обратился ко мне: «Фредерика, я хочу, чтобы вы сделали мне укол». — «Укол? — переспросила я. — Чтобы вас убить?» — «Да, — подтвердил Николай Иванович, — я больше не могу». На это я ему ответила: «Нет, Николай Иванович, здесь мы такими делами не занимаемся». Он глядел на меня с глубоким разочарованием, и я спросила: «А вы знаете своего святого покровителя — Николая Чудотворца?» — «Знаю!» — кивнул он с достоинством. Я до сих пор не уверена, что он действительно знал святого Николая, но сказала: «Тогда, если вы и в самом деле готовы из-за того, что устали болеть, перейти в иной мир не только телом, но и душой, то попросите святого Николая быть вашим заступником, ему виднее». Николай Иванович в знак согласия кивнул. Я посмотрела на него — мне показалось, что он вроде бы даже обрадовался, — и сказала: «Я тоже буду молиться ему о вас». Через два дня больной спокойно умер своей смертью. Этот случай — еще одно свидетельство, как страдание оборачивается во благо, если человек вместо того, чтобы пассивно, безо всякого смысла лежать и ждать конца, не зная, когда он наступит, приобрел задачу. Виктор Франкл (на основе опыта пребывания в концлагере, своего и других заключенных) считает, что одно из самых трудных испытаний для человека — неопределенность срока страдания. Если мы знаем, что страдать нам полмесяца, месяц, полгода или даже год, то можно перенести все. Не зная же, когда закончатся наши муки, да еще и не видя в них смысла, намного труднее их выдержать.

http://foma.ru/chetyre-zadachi-dlja-tjaz...

Тропарь, глас 4 Правило веры и образ кротости,/воздержания учителя/яви тя стаду твоему/Яже вещей Истина./Сего ради стяжал еси смирением высокая,/нищетою богатая,/отче священноначальниче Николае,/моли Христа Бога,/спастися душам нашим. Правилом веры и образом кротости,/воздержания учителем/явила тебя стаду твоему/непреложная Истина./Потому ты приобрел смирением – высокое,/нищетою – богатство./Отче, святитель Николай,/моли Христа Бога о спасении душ наших. КАНОН, ГЛАС 4 Песнь 1 Ирмос: Отверзу уста моя,/и наполнятся Духа,/и слово отрыгну Царице Матери,/и явлюся, светло торжествуя,/и воспою, радуяся, Тоя чудеса. Ирмос: Отверзу уста мои,/и они исполнятся Духа;/и слово изреку Царице Матери,/и явлюсь светло торжествующим,/и воспою радостно Ее чудеса. Припев: Святителю отче Николае, моли Бога о нас. Припев: Святитель, отче Николай, моли Бога о нас. Пастырю добрый Христова стада, радуйся, Николае,/яко миряном отец честен и учитель был еси,/и мне подаждь, радуйся тебе приносити. Пастырь добрый Христова стада,/радуйся, Николай,/ибо гражданам Mvp Ликийских/отцом многочтимым и учителем ты был;/и мне позволь приветствие «радуйся!»/тебе приносить. Роди земнии стецемся,/радуйся приносити святителю,/радость бо приносит вселенней неоскудно. Племена земные, соберемся,/чтобы возглас «радуйся!» приносить святителю:/ибо он приносит радость/вселенной не оскудевающую. Слава: Избавльшему три воеводы от убиения неправеднаго вопием ти:/радуйся, Николае, заступниче прибегающим под кров твой. Слава: Тебе, избавившему трех воевод/от убиения неправедного, мы взываем:/«Радуйся, Николай, заступник прибегающим/под кров твой!» И ныне: Богородице Дево, радуйся,/радость от Ангела приемшая,/и спаси Тебе величающих. И ныне: Богородица Дева, радуйся,/радость от Ангела принявшая,/и спаси Тебя величающих. Песнь 3 Ирмос: Твоя песнословцы, Богородице,/живый и независтный источниче,/лик Себе совокупльшия духовно, утверди,/в Божественней Твоей славе/венцев славы сподоби. Ирмос: Твоих песнопевцев, Богородица,/– живой и обильный источник,/устроивших духовный праздник, утверди/и в божественной Твоей славе/удостой венцов славы.

http://pravmir.ru/kanon-svyatitelyu-niko...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Монастырь Иереев во имя свт. Николая Чудотворца (Агия-Мони; греч. Μον τν Ιερων, Αϒα Μον), во имя свт. Николая Чудотворца, муж., действующий, принадлежит Пафосской митрополии Кипрской Православной Церкви . Расположен на обрывистом лесистом склоне горы Ройя между с. Статос и мон-рем Хрисорройятисса , от которого отстоит приблизительно на 1 км. Считается одним из древнейших мон-рей Кипра. По преданию, И. м. был основан в нач. IV в. прп. Евтихием (пам. кипрская 7, 8 авг.) и свт. Николаем Чудотворцем, тогда еще мирянином. Прп. Евтихий носил камни для строительства церкви из святилища богини Геры, а Николай Чудотворец их обтесывал. Воздвигнув храм, свт. Николай подвизался там непродолжительное время и затем вернулся в М. Азию, а прп. Евтихий остался в И. м. до конца жизни. Эта легенда была записана ученым дидаскалом, возглавлявшим Греческую школу в Никосии, Ефремом Афинянином (впосл. патриарх Ефрем II Иерусалимский (1766-1771)), к-рый нашел в ризнице И. м. пергаменную рукопись с Житием прп. Евтихия (в наст. время утрачена) и частично опубликовал ее. В Житии говорилось, что Николай Чудотворец был послан Богом в помощники прп. Евтихию и что построенный святыми храм был посвящен Божией Матери. В одном из списков соч. Неофита Родосского «О героях, полководцах, философах, святых и других именитых людях, произошедших из Кипрского острова» (Рим, 1659), сделанном, по всей видимости, архим. Паисием (впосл. архиепископ Кипрский (1759-1767)), говорится, что в И. м. хранилась часть омофора свт. Николая Чудотворца, подаренного ему, по преданию, Пресв. Богородицей. В 1754 г. эта реликвия была перенесена для безопасности в Киккский монастырь . В XIX в. омофор был утрачен: эта святыня или сгорела во время пожара 1813 г., или была похищена при разгроме мон-ря турками в 1821 г. В 963 г. в И. м. останавливался основатель Великой Лавры прп. Афанасий Афонский , покинувший Св. Гору после избрания Никифора Фоки императором. В X-XII вв. мон-рь процветал, в нем находился скрипторий (в наст. время рукописи из И. м. хранятся в Национальной б-ке в Париже). Древнейший из сохранившихся манускриптов, созданных в И. м.,- Толкование свт. Иоанна Златоуста на Евангелие от Матфея (Paris. gr. 668) - датируется 954 г. Мон. Климент (впоследствии игумен И. м.) переписал декабрьскую Минею-Четью (Paris. gr. 1531, 1112 г.) и Синаксарь (Paris. gr. 1588, 1-я четв. XII в.), на к-рых впосл. были сделаны записи исторического характера, в т. ч. перечень 14 игуменов, управлявших И. м. с 1227 по 1407 г., заметка о дарении мон-рю не названным по имени кипрским королем подворья Агиофродиси. Всего в период правления франц. династии Лузиньянов (1192-1489) И. м. имел 3 подворья.

http://pravenc.ru/text/293607.html

Разделы портала «Азбука веры» Богословие в тестах Популярное Сейчас в разделе 62  чел. Всего просмотров 15 млн. Всего записей 345 Подписка на рассылку ©2024 Богословие в тестах к содержанию Тест: Новый Завет 1. Расположите названия первых четырёх книг Нового Завета в том порядке, в каком они следуют друг за другом в составе Священного Писания. I II III IV Мк. Лк. Мф. Ин. Вопрос на сопоставление: упорядочьте правый столбец так, чтобы понятия в нём соответствовали левому. Это делается мышкой или, на смартфонах, - пальцем. Правильный ответ: null Верно!... Тест: Свт. Николай Чудотворец Св. Николай Мирликийский, прозванный Чудотворцем, родился около 260 г. в ликийском городе Патара. В древних жизнеописаниях его обычно путали с Николаем Пинарским (Сионским) из-за схожих подробностей жизнеописаний святых: оба родом из Ликии, архиепископы, почитаемые святители и чудотворцы. Эти совпадения привели к заблуждению, существовавшему многие века, что в истории церкви был только один свт. Николай Чудотворец.... Тест: Духовник 1. Кто такой духовник? 1 Прозорливый старец 2 Иеромонах 3 Священник, у которого человек регулярно причащается 4 Священник, у которого человек регулярно исповедуется Правильный ответ: Верно! Материалы для изучения: Духовник Комментарий: Духовник (в Православной Церкви) – 1) священник как пастырь, совершитель таинства покаяния; 2) духовный наставник; 3) особое должностное лицо в монастыре, в обязанности... Тест: Иконография святых воинов Автор-составитель Кузьмина Е.В. (магистр теологии). 1. Кто является главным предводителем небесного воинства? 1 Архангел Гавриил 2 Св. вмч. Георгий Победоносец 3 Архангел Михаил 4 Св. равноап. Константин Правильный ответ: Верно! Комментарий: Признание Архангела Михаила (святые отцы видели в Ангеле, явившемуся Иисусу Навину именно его) о том, что он является вождём воинства Господня, представлено в... Тест: Раннехристианская литература 1. Под каким названием, в русском переводе, известно произведение «Дидахи» («Дидахе»)? Вопрос без списка ответов, с самопроверкой После устного ответа на вопрос, нажмите кнопку " Правильный ответ " и оцените самостоятельно, правильно ли вы ответили, нажав кнопку " Ответил правильно " или " Ответил неправильно " . Материалы для изучения: Учение Двенадцати Апостолов («Дидахи») Правильный ответ: Учение двенадцати апостолов. Материалы для изучения:...

http://azbyka.ru/test/page/8

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010