Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Искусство НИКОДИМ (в миру Никита; † 3.07.1639), прп. Кожеозерский, Хозьюгский, пустынножитель (пам. 3 июля, 5 авг. (местное празднование в день обретения мощей), в Соборе святых Архангельской митрополии, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) НИКОДИМ СИЙСКИЙ (Василий (Никон) Мамонтов, Уваровых, Шуренга; 1641 (?) - 1721), архим. (1692-1721) Антониева Сийского во имя Святой Троицы мужского монастыря книжник, писатель, иконописец, составитель Сийского иконописного подлинника НИКОЛАЙ (260-265 (?) - 334 (?)), свт. (пам. 6 дек., 9 мая (перенесение мощей из Мир Ликийских в Бари), 29 июля - рождество, 22 сент.- в Соборе Тульских святых), чудотворец, один из самых почитаемых святых христ. мира; архиеп. Мир Ликийских НИКОЛАЙ (Святоша, Святослав Давидович; † ок. 1143), прп. (пам. 14 окт., 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших, 20 сент.- в Соборе святых Брянской митрополии, 10 окт.- в Соборе Волынских святых, 22 сент.- в Соборе Тульских святых), Киево-Печерский НИКОЛАЙ ((Никола) Кочанов; † 1392?), юродивый, Новгородский, блж. (пам. 27 июля, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) НИКОЛАЙ (Никола, Микула) (Сал(л)ос; † 28.02.1576), Христа ради юродивый, Псковский, блж. (пам. 28 февр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых) НИКОЛАЙ II АЛЕКСАНДРОВИЧ (1868 - 1918), имп. Всероссийский (20 окт. 1894 - 2 марта 1917), мч., страстотерпец (пам. 4 июля, в Соборе Екатеринбургских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе святых С.-Петербургской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НИКОЛАЙ ДОХИАРИТ [имя в рясофоре - Никифор] (1781 - кон. 1845 или нач. 1846), иером., греч. мелург, «экзегет» и учитель церковного пения, создатель певч. рукописей

http://pravenc.ru/rubrics/123062_51.html

Разделы портала «Азбука веры» ( 36  голосов:  3.6 из  5) Приложение Князь Николай Жевахов. Отвергнутый себя (Раб Божий Николай Николаевич Иваненко) Князь Николай Давыдович Жевахов Видный писатель и церковный деятель Николай Давыдович Жевахов (1874–1947) по отцовской линии происходил из грузинского княжеского рода, мать была из знатной черниговской фамилии Горленко, славной святителем Иоасафом, чудотворцем Белгородским. Юрист по образованию, Николай Давыдович долгие годы служил чиновником в Государственной канцелярии, одновременно глубоко интересуясь православной жизнью России. В августе 1916 года князя Жевахова назначили товарищем Обер-прокурора Святейшего Синода и на этом ответственном посту он оставался вплоть до начала Февральской революции. После ареста и допросов «следователей» над ним нависла угроза тюремного заточения. Лишь по милости Божией Николай Давыдович избежал узилища. Начались горестные скитания по стране. Одно время князь нашел себе приют на Монастырщине, под Киевом. Но и сюда докатился погром. В середине января 1920 года Жевахов вместе с беженцами отплыл на пароходе «Иртыш» в Константинополь. Но жить возле Святой Софии пришлось недолго, в феврале 1921 года он переехал в Сербию, где и обосновался. Сербский период жизни Николая Давыдовича отмечен значительным творческим взлетом — здесь он написал три тома своих воспоминаний. К сожалению, напечатаны из них только два («Воспоминания товарища Обер прокурора Святейшего Синода». Т. I. Мюнхен, 1923; Т. II. Новый Сад, 1928). В его книгах с убедительной прямотой отображена церковно-общественная жизнь России в период перед началом Первой мировой войны, во время войны, а также в пору революционного лихолетья, когда страна подверглась жертвенному уничтожению. Перед читателем предстал не просто свидетель трагических событий, а ревностный защитник веры Православной, инициативный государственник и бесстрашный разоблачитель врагов Отчизны. «Воспоминания» князя Жевахова — один из самых ярких документов эпохи. Вместе с тем его книги — подлинная сокровищница образов, включая Государя, Государыни, церковных Деятелей и духоносцев. Несколько незабываемых страниц автор посвятил Оптиной Пустыни, ее подвижникам, сострадавшим народному горю и молитвенно звавших Россию встать на пусть спасения.

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

Святитель Христов Николай родился в Лиκийском городе Патар, в Малой Азии, в конце 3-го века, от православных и благочестивых родителей – богатых и знатных. За их благочестие Господь наградил их добрым сыном. С самого младенчества благодать Божья стала являть на нём свои особенные знамения и обнаруживать в нем задатки ко всему доброму. С возрастом же всё более и более св. Николай показывал в себе наклонность к строгому воздержанию, к благочестивой и уединённой жизни. Проникнутый верой в Бога и воспитанный в страхе Божьем, он всегда удалялся от мирских удовольствий, любил бывать в храме Божьем: а потом и совершенно удалился от мира и принял иноческий чин. По кончине родителей своих св. Николай раздал богатое своё наследство бедным и, горя любовью к Богу, путешествовал на поклонение святым местам в Палестину. Возвратясь из путешествия, избегая морской молвы, он тайно поселился в Сионском монастыре в городе Патаре. Здесь он предался строжайшему уединению и молитве, и за благочестивую жизнь возведён был в сан пресвитера. С течением времени, по смерти Иоанна, Архиепископа патарского, неведомый никем в новом жилище, св. Николай за своё великое благочестие самим Богом, по особенному откровению, возведён был из пресвитера в сан архиепископа Мир-Ликийского. Будучи архиепископом Мир-Ликийской церкви, он служил для своей паствы примером всего доброго. Одежды его были всегда просты, пища постническая, которую он вкушал однажды в день в малом количестве, и то вечером. Весь день он проводил в молитве и трудах; двери дома его были открыты всем; дела благотворения его простирались до того, что он у себя ничего не имел; за веру Христову и за защиту православной церкви (при императоре Диоклетиане) он подвергался темничному заключению, а на первом вселенском соборе пламенную ревность свою по вере против еретика Ария он засвидетельствовал не только словом, но и делом. За такую святую жизнь ещё при жизни святитель Христов Николай сподобился дара чудотворения. Он скончался в глубокой старости. Нетленные мощи его сейчас по смерти стали источать исцеления страждущим. Как готовый и скорый помощник всякому во всякой нужде, заслуживший великую милость у Бога, святитель Христов Николай прославился великими и бесчисленными чудесами и получил название Чудотворца.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, Святителя Николая Чудотворца и всех святых, помилуй мя, грешнаго», – почти автоматически прошептывал Николай Иванович, а сам занимался двумя делами: писал памятки, или, как их называли старухи, «пометки», о здравии и об упокоении, – первое, и второе: думал, как жить дальше. Они с Верой были в самом прямом смысле изгнаны из квартиры, приютились в общежитии, но и тут приходили от коменданта, велели забирать вещи и уходить. Конечно, тут гадать нечего – Шлемкин со свету гонит, Шлемкин, уполномоченный по делам религий при облисполкоме, он человек слова: сказал в шестьдесят втором году, когда рушили церковь Федоровской Божьей Матери и когда Николая Ивановича за руки, за ноги милиционеры оттащили от бульдозера и бросили внутрь милицейской машины, сказал ему тогда Шлемкин: «Я тебя со свету сживу», – и сживает. Сживает вот уж четверть века. Стал совсем плешивый, скоро на пенсию, а все сживает. Ему за то, что сживает Николая Ивановича, государство зарплату выделило, надо оправдывать. А разобраться, даже и не государство, а сам Николай Иванович гонения на себя оплачивает: он плотник редкостный и работник безотказный. Только, оказывается, и такими работниками не дорожат: уволили. Уволили по статье за прогул. Прогул засчитали оттого, что в начале июня, как обычно, Николай Иванович ходил в село Великорецкое на день обретения иконы Святителя Николая Чудотворца. В другие годы давали три дня в счет отпуска или без содержания, в этот раз не дали. Знал Шлемкин, что все равно пойдет Николай Иванович в Великорецкое, знал. На то и рассчитывал. Начальник базы очень переживал, лишаясь такого работника, но поделать ничего не смог – приказали уволить. Приказали очистить ведомственную жилплощадь – две крохотные комнатки, в которых было по кроватке, да кухоньку с маленьким столом и табуретками. Самодельные, конечно, и кровати, и стол, и табуретки. Всей мебели – на тележку скласть. Главное их богатство – иконы. И в ее светелке, и в его передней. «Два монастыря у нас, матушка», – говаривал Николай Иванович. В общежитии, куда пустили из милости, оттого, что Вера там была уборщицей, для икон даже места не нашлось. Теперь вот гнали и из общежития. А Веру рассчитали, сославшись на пенсионный возраст и на какую-то статью, сказали даже номер статьи, как будто Вера в этом что понимала. Разрешили пожить две недели. Надо было что-то решать.

http://ruskline.ru/analitika/2023/03/02/...

XIV. Слово в день Святителя Николая Чудотворца – 6-е декабря и в день годичного собрания Симферопольского Александро-Невского братства 23 Жизнь святителя, как поучительный пример для христиан Память Святителя и Чудотворца Николая совершаем, братья; он был великий угодник Божий. Жизнь его представляется весьма много поучительна для каждого из нас. Примерны для нас были родители Святителя Христова – Николая Чудотворца; имена их – Феофан и Нона. Они были люди благородные, знатные и богатые; а знатность и богатство нередко порождают в этом грешном мире честолюбие, гордость, скупость или роскошь, чревоугодие и желание пожить в своё удовольствие. Но не таковы были родители угодника Божья Николая – это была благословенная чета, благочестиво пребывающая в законном супружестве, украшенная богоугодным житием, великими добродетелями, многими милостынями по отношению к бедным и любовью – по отношению к ближним, корень свят, как говорится в житие их, древо, насаждённое при источнике вод, давшее плод во время своё. И за такую то жизнь их Господь наградил их сыном Николаем, прославившим их своей жизнью и чудесами более их собственных добродетелей. Так над родителями святителя Христова Николая Чудотворца оправдалось то мнение, что у добрых родителей бывают хорошие дети. Замечательно было младенчество и отрочество святителя Николая. Ещё будучи грудными младенцем, он обнаруживал чудные явления в своей жизни: во дни постные он воздерживался от молока матери и, такими образом, получил навыки к постничеству от пелён колыбели. Когда же наступило время обучать его, святой Николай, при быстром уме и при помощи Божией, в короткое время основательно изучил всю книжную премудрость и св. Писание; при этом он постоянно посещал храм Божий, дни и ночи проводил в чтении божественных книг и в молитвах. Таким строго христианским образом жизни и в такие ранние лета св. Николай удивлял всех. В нынешнее время, пожалуй, многие не поверят такими необычайными явлениям. Но благодать Божия обнаруживает иногда необычайные действия над теми лицами, которые, по изволению Божью, назначаются для особенных целей. Таков именно был святитель Христов – Николай. Его младенчество и отрочество ясно показывают нам, что он был особенным даром Божиим его родителям за их добродетели.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Белосток. Кафедральный собор Николая Чудотворца. Sobór w. Mikoaja Карта и ближайшие объекты Собор Николая Чудотворца построен в 1846 году на месте сгоревшего деревянного храма униатской церкви. В Восточной Польше униатская (греко-католическая) церковь имела очень сильные позиции. Но после включения этих земель в состав России униатство было ликвидировано, а верующие переведены в православие. Известно, что в 1897 году собор Николая Чудотворца посещал российский император Николай II. Собор Николая Чудотворца относится к Белосток-Гданьской епархии Польской православной церкви. Храм выполнен в стиле классицизм и состоит из главного однонефного молитвенного зала и колокольни. В плане здание представляет собой крест. В 1990-х годах собор Николая Чудотворца отреставрировали. В 1991 году его посетил Папа Римский Иоанн Павел II в знак уважения ко всем религиям. Земли нынешнего Белостокского воеводства были просвещены православной верой в XI–XII вв. и окормлялись Киевскими и Галицко-Волынскими архиереями. Эта территория издревле именовалась Подляшьем из-за своего положения на рубеже «земли ляхов». Сам Белосток был, по легенде, основан в 1320 литовским вел. кн. Гедимином, однако первое достоверное упоминание о поселении в этом месте относится только к 1437 году. Своим расцветом край был обязан гр. Браницким, которые сделали Белостокский двор своей главной резиденцией и построили здесь богатый дворец. В 1749 Король Август III даровал Белостоку городские права. По Тильзитскому миру он в 1807 вошел в состав Российской империи, став центром одноименной области. С 1842–1843 Белосток — уездный город Гродненской губ. В церковном отношении край был частью учрежденной в 1798 Брестской епархии с центром в Новогрудке, а с 1828 — Литовской. В Белостоке первоначально имелся деревянный православный храм. К 1822 относится первый известный проект постройки каменной церкви, однако, нынешний Никольский собор датируется 1843–1846 и его проект был составлен в Петербурге в Комиссии проектов и смет. Освятил новый храм известный церковный деятель, архиепископ Литовский и Виленский Иосиф (Семашко), борец с унией. При ремонте церкви в 1910 художник Михаил Авилов расписал интерьеры в васнецовском стиле (сохранилось изображение Воскресшего Спасителя на Горнем месте).

http://sobory.ru/article/?object=30480

Святитель Христов Николай Чудотворец родился в 280 г. по Рождестве Христовом в Ликийском городе Патаре, в Малой Азии, от благородных, богатых и благочестивых родителей – Феофана и Нины. Уже с младенчества благодать Божия являла на нем свои дивные знамения, с возрастом он обнаружил в себе наклонность к воздержанию и уединённой жизни. Воспитанный с детства своими благочестивыми родителями в страхе Божьем, он, несмотря на своё образование и богатство, удалялся от мирских удовольствий, и больше всего любил проводить время в храме Божьем. Наконец, совершенно удалился от мира и уединился в пустыню, приняв в одном из монастырей иноческий чин. По кончине своих родителей он роздал нищим своё богатое наследство и, горя пламенной любовью к Богу, предпринял путешествие в Палестину на поклонение святым местам; возвратившись из этого путешествия и стремясь к строжайшему уединению, он поселился в одной обители и здесь поспешно проходил все духовные степени: сперва был чтецом, потом диаконом, а скоро затем возведён был, за своё благочестие, в сан пресвитера. Проходя все эти степени, он раньше всех являлся в храм Божий, и позже всех оставлял его, а иногда целые ночи проводил в молитве перед закрытыми дверьми храма: и на святительство своё взят был по откровению свыше от дверей церковных, перед которыми молился в глубокую полночь, задолго ещё до начала богослужения. Именно, когда, после смерти архиепископа Мир ликийского Иоанна, пастыри церкви недоумевали, кому быть епископом, по откровению свыше указано было, что епископом будет тот, кто первый придёт в церковь , и таким оказался Св. Николай, найденный молящимся в полночь перед затворёнными вратами церковными. Возведённый в сан епископа, Святитель Николай, в этом высоком сане своём, был великим светильником Церкви Христовой, а для паствы своей – зерцалом добрых дел, был правилом веры, образцом кротости, смирения и незлобия. Одежды его были просты до последней степени, пища – самая скудная, постническая, да и ту он всегда вкушал только однажды в день – вечером; целый день он занимался делами своего звания, терпеливо выслушивал просьбы и нужды всех, приходивших к нему. Во время гонения на церковь Христову, воздвигнутого языческим императором Диоклетианом, Святитель Николай был заключён в темницу, и только в царствование Императора Константина Великого был освобождён из темницы и возвращён к своей пастве. В 325 году Святитель Мирликийский Николай присутствовал на первом вселенском соборе в числе 318 отцов и здесь явил особенную свою ревность в деле защиты православия против лжеучения Ария, ревность, оправданную самим Богом. По свидетельству Св. Предания, сама Богоматерь возложила на Святителя омофор, снятый с него собором за действие его пламенной ревности, против нечестивого еретика Ария.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Скачать epub pdf Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, великий угодник Божий и прославленный Чудотворец, пользующийся исключительным почитанием повсюду в христианском мире и даже среди нехристианских народов, восхваляется и ублажается Церковью не только за высокую святость и чистоту своей жизни, не только за неисчислимые благодеяния, полученные и получаемые доныне верующими ради его теплых ко Господу молитв, но и за особенную пламенную ревность, проявленную им в деле защиты и охранения чистоты Святого Православия. Великий ревнитель и защитник Православия, свт. Николай являет собой в истории Вселенской Церкви замечательный пример неутомимого поборника за общехристианский мир и единение на почве богопреданного учения. Его борьба против возмутителей этого мира – еретиков – носила возвышенно-христианский характер и осуществлялась средствами, сообразными с духом евангельского учения, то есть мечом веры и духовным оружием слова. Эту божественную ревность свт. Николай явил сначала в насаждении и утверждении истинной и благочестивой веры на пажитях, очищенных от терний язычества, а затем в напряженной борьбе с ересями, в особенности же с грозной стихией арианства, силившейся поколебать коренные устои христианской веры. Как бодрый и добрый пастырь врученного ему Богом словесного стада, он прежде всего направил свои заботы на то, чтобы предохранить от заблуждения верующих паствы Ликийской. Мудрыми увещаниями, кроткими вразумлениями, более же всего «пленяющим в послушание Христово» (ср. 2Кор. 10, 5 ) примером собственной всецелой преданности Церкви он не только сохранил наиболее благоразумных из своих пасомых от увлечения пагубными внушениями лжеучителей, но, как свидетельствует св. Андрей Критский , спас от духовной гибели и целые сонмы уже «затопляемых волнами арианской ереси». Согласно всеобщему древнему церковному преданию, свт. Николай был деятельным участником Первого Вселенского Собора, собравшегося в Никее в 325 году. Здесь, соделавшись, по выражению Метафраста, «огнедохновенными устами противников Ария», он вступил в личное единоборство с самим ересиархом и своей безбоязненной обличительной речью (но отнюдь не каким-либо физическим действием) нанес смертельный удар арианской доктрине. Святая Церковь помнит об этой великой заслуге свт. Николая и в своих песнопениях и похвалах именует его «правилом веры» (тропарь), «великим столпом благочестия» (акафист, икос 2), «славной красотой отцев», «твердыней, оком и благозвучной трубой церкви» (Похв. слово св. Андрея Критского ).

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

«Скорый помощник», заушение Ария и Санта Клаус (+ВИДЕО) Профессор А.И. Сидоров о святителе Николае Дмитрий Дементьев В день памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских , мы беседуем с доктором церковной истории, профессором Сретенской духовной семинарии Алексеем Ивановичем Сидоровым о житии этого святого, о том, почему на Западе закрепился карнавальный образ Чудотворца, а на Руси святитель Николай по-прежнему особенно почитаем. – Алексей Иванович, скажите, как могло такое случиться, что святитель Николай, великий святой, именуемый «образом кротости», на Церковном Соборе ударил Ария? – Надо быть очень внимательными к словам. Вот мы говорим «образ кротости», а что такое кротость? Кротость, смирение – это не раболепство и не порабощение человеческое. Эти слова имеют совсем другой смысл. Вот святые отцы, к примеру, разделяли печаль мирскую и печаль по Богу. Одно и то же слово, а включает совсем иные смысловые контексты. Мы говорим о Боге, что это бесстрастнейшее существо и в то же время говорим о праведном гневе Божием. А это заушение очень понятно: это стояние за истину. Святитель Николай бил ересь. Он не только образ кротости, но и правило веры. Как, например, мог преподобный Сергий Радонежский благословить Дмитрия Донского на кровопролитие, на битву? И послать даже своих чад духовных на эту битву. Почему? Потому что это было стояние за Русь, за Родину, а значит – за Православие, за истину. И ради этого, именно как стояние за истину, святитель Николай и позволил себе такое. А его потом даже на какое-то время отстранили от епископства, чуть не в темницу посадили, но вскоре правота его обнаружилась. Некоторым отцам Собора открылось, им было дано видение, что святитель Николай невиновен. Нельзя поступок святителя – его заушину Арию – оценивать в категориях человеческой психологии. Это совсем иной уровень. Онтологически иной Так что нельзя поступок святителя оценивать в категориях человеческой психологии. Что вот, мол, подошел и кому-то как следует врезал. Это совсем другой тип, иной уровень. Онтологически даже иной. Это духовный уровень. И совсем иное отношение к врагу истины. Этот супротивник – типично одержимый бесом, гордыней, человек, несущий противоправославное учение.

http://pravoslavie.ru/75949.html

Слово в день Тезоименитства Государя Императора Николая Александровича. Св. Николай — идеал русской культуры Есть ли, братие, у русского народа другой св. угодник Божий, более почитаемый, чем ныне прославляемый нами св. Николай, Мир Ликийский Чудотворец? Нет, и не было! В нынешнее же, Богом благословенное царствование память св. Николая особенно светло празднуется на св. Руси, так как этот праздник соединяется с торжеством Тезоименитства возлюбленного Государя нашего. Чрезвычайные же обстоятельства, переживаемые ныне Россией, выдвигают и национальное значение этого праздника. Все это заставляет нас особенно внимательно, особенно глубоко осмыслить это чудное соединение религиозного, национального и гражданского светлого торжества. Нам, братие, нет нужды доказывать, насколько это чудное соединение естественно на св. Руси и как оно глубоко назидательно для нас, особенно в настоящее время. Ведь на св. Руси издревле жизнь религиозная, национальная и гражданская так тесно соединены, так тесно переплелись, что торжество в одной области вызывает живой отклик в другой и наоборот. Поэтому и в нынешнем торжестве легко найти корни религиозные, национальные и гражданские, тесно переплетшиеся между собой и взаимно влияющие друг на друга. Св. Николай Чудотворец пользуется исключительной любовью русского народа. Ведь сколько храмов и монастырей на Руси посвящено его имени! Какая масса русских людей тезоимениты ему! Трудно найти дом православный, где бы не было его св. иконы! Но почему же такой исключительной любовью окружено на Руси имя св. Николая? Несомненно, потому что в лице св. Николая русский народ чтит свой идеал и для религиозной, и для общественной, и для личной своей жизни. В жизни своей русский народ стремится подражать сему святителю Божию, и он поэтому является для русского народа как бы маяком, направляющим его путь среди бурного житейского моря. Вот почему те характерные черты, которые нашли свое яркое воплощение в жизни св. Николая, являются основными чертами, характеризующими и русский народ.

http://pravoslavie.ru/50469.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010