Реформация в Н. проводилась сверху, под давлением королевской власти. «Церковный ордонанс» был разработан с учетом датских, а не норвеж. реалий и рассчитан прежде всего на городскую среду и сравнительно компактные по территории диоцезы, тогда как в Н. городов было мало, подавляющее большинство населения оставалось сельским, а диоцезы охватывали обширные и редкозаселенные земли. В последнем пункте ордонанса говорилось, что в ближайшее время король прибудет в Н. и издаст специальный ордонанс для этой страны, но этого не произошло до нач. XVII в. Лютеран. учение с трудом внедрялось в сознание норвежского населения. Епископские кафедры в Н. были замещены назначавшимися королем суперинтендантами, обязанными следить за выполнением требований ордонанса (с кон. XVI в. суперинтенданты вновь стали именоваться епископами). Первым суперинтендантом в Н. стал Г. Педерссён (ок. 1490-1557). В 1536 г. бергенский капитул избрал его католич. епископом, но он не был рукоположен в Риме и через год присоединился к сторонникам Реформации. Осенью 1537 г. Бугенхаген ординировал Педерссёна суперинтендантом Бергена. В 1539 г. король привел под присягу Х. Рева († 1545), бывш. католич. епископа Осло, назначив его суперинтендантом укрупненного диоцеза Осло, к к-рому было присоединено Хамарское еп-ство. В 1541 г. суперинтендант был назначен в Ставангер. В 1546 г. суперинтендантом Тронхейма (бывш. центра католич. архиеп-ства) стал Т. О. Братт (ок. 1502-1548), предварительно отправленный в учебную поездку в Виттенберг и получивший рекомендации от Лютера и Ф. Меланхтона . Введение Реформации иногда вызывало локальные бунты среди норвежцев. Так, в 1538 г. в Йёльстере крестьянами был убит протестант. пастор К. Йоханнесон, к-рый уничтожил на глазах прихожан мощи святых, находившиеся в приходской церкви. Но королевская власть стремилась смягчить недовольство населения церковными реформами. В июне 1537 г. для предотвращения волнений король указом позволил приходским священникам в Н. продолжать служить в церквах. Со смертью или с уходом на покой священника в приходы назначались лютеран. пасторы, к-рые с 1573 г. для получения должности приходского священника были обязаны в течение хотя бы одного года пройти обучение в лютеранском ун-те (как правило, в Копенгагене, Виттенберге или Ростоке). Подавляющее число направлявшихся в Н. лютеран. священников были датчанами, проповедовавшими населению и обучавшими его на дат. языке. Хотя нищенствующие ордены были запрещены на территории Дании и Н., большинству монахов и монахинь было разрешено остаться в своих мон-рях, за исключением францисканцев, часто подвергавшихся насильственному выдворению из обителей. С уходом из мон-ря или со смертью последнего насельника монастырское имущество передавалось короне.

http://pravenc.ru/text/2577957.html

В городе есть консерватория, проводят несколько фестивалей: академические и джазовые. Туда стали приглашать Мариинский балет, Юрия Башмета с оркестром, Центр оперного пения Галины Вишневской, Большой театр. Когда я поинтересовался у бывшего менеджера фестиваля Ульфа Йенсена, почему они так сделали, он ответил: «Понимаете, север Норвегии населяют рыбаки, люди, которые не имели ничего перед глазами, кроме моря и рыбы. И мы захотели дать им самое лучшее, чтоб как-то улучшить здесь жизнь». Посмотрите сейчас на Тромсё. Три года назад наш оркестр летел на этот зимний фестиваль, для себя я четко отметил, что туда отправляются несколько рейсов в день, 160-180 человек в самолете и все - битком. Зимой. Зачем летят? На лыжах кататься, северное сияние смотреть и фотографировать, на морские экскурсии, на фестиваль, в университет, еще куда-то - полные самолеты. Значит, такая политика дает свои плоды. Так же поступают в Финляндии. В Кухмо, в девятитысячной деревне, почти 50 лет проходит музыкальный фестиваль. На вырученные деньги построили огромный фестивальный центр и шикарную библиотеку. Примеры с Кухмо и Тромсё очень яркие. Это политика государства. Одиночки ничего не сделают, одиночка поработает, сгорит и уйдет. Второй пример. Кто был в Осло, знает, что такое Норвежская опера - это нынешняя доминанта центра города. Вот что рассказывали мне члены группы, побывавшей в Осло лет 15 назад. Они ехали по городу и увидели огромную стройку. Спросили у гида, что строится. Гид ответил: - Оперный театр. - У вас настолько популярна опера? - Нет, для того и строим, чтобы была популярна. Вот это - государственный подход. Государство даёт возможность роста своим гражданам. У нас же, наоборот, с ног на голову поставлено. К сожалению, круг культуры общества при таком положении дел, как у нас, будет сужаться. И разговоры про историю, духовную высоту, скрепы и прочее останутся, в конечном итоге, разговорами. Но не всё так однозначно. В Перми, к примеру, под творческие проекты выделили бешеные деньги. «Выхлоп» неоднозначный. Скажем, к деятельности М.Гельмана многие знакомые, уважаемые мною музыканты относятся очень и очень негативно. А оперный театр там с традициями. Ему повезло: там оказался дирижер Теодор Курентзис. Но как он там оказался? Он покинул новосибирский оперный театр вместе с костяком своего оркестра, вырвав «с корнем» эту часть театра. Для Новосибирска это была бы фатальная ситуация, не будь у театра и области крепких основ (к слову - они пережили и возродились потом в новом качестве). И никто не гарантировал, что сие не повторится ещё с каким-нибудь переездом. Пока, слава Богу, нет. Курентзис стал менять именно концепцию репертуарного театра, снимая старые постановки. В результате, конечно, сформировался какой-то компромисс. В основных постановках Курентзиса занята подчас команда новая, очень много приглашённых зарубежных сил, оркестр набирался по международному конкурсу. Однако результат получается мирового класса!

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/m...

Официальная статистика Норвегии фиксирует быстрый рост численности мусульман. Если в первой половине 1970-х гг. в стране не было ни одной зарегистрированной мусульманской общины, то в 1979 году здесь уже насчитывалось около 9,5 тысяч иностранных рабочих – выходцев из Турции, Марокко и Пакистана. К началу 1980 гг. пакистанцы составляли самую многочисленную группу иммигрантов (около 7,5 тысяч). В те годы большинство мусульман проживало в Осло и его пригородах; небольшие группы обосновались в портах и промышленных центрах прибрежной полосы: в Кристиансанне, Ставангере, Бергене. В конце 1970-х гг. норвежские мусульмане еще не были организованы, хотя пакистанские дети получали иногда исламское образование. В середине 1970-х гг. норвежские власти выделили в Осло участок для строительства мечети. Проблема адаптации Запрет на иммиграцию из развивающихся стран и приезд жен и детей изменили сложившуюся ситуацию: теперь приходится иметь дело не с иммигрантом-одиночкой, который в итоге вернется домой, когда не станет работы, а с семейным человеком, явно не собирающимся уезжать. Это повлияло не только на структурный состав населения Скандинавии, но и на отношение к иммигрантам. Таким образом, если иммиграция из развивающихся стран рассматривалась как экономическое явление, то сегодня она превратилась в этническую проблему. Скандинавские государства определяют общину иммигрантов как этническое меньшинство, а их культуру и язык – как культуру и язык меньшинства. На этой основе создай ряд институтов, занимающихся исключительно вопросами иммигрантов: учреждения, ведающие жилищными проблемами, отдельные биржи труда, отдельные молодежные клубы. Правительства контролируют организации иммигрантов, школьные занятия по изучению родного языка и двух культур и т. д. Этническая дифференциация, таким образом, формально не только одобряется, но и поощряется. Такая политика получила название «культурного плюрализма». К чему же привела подобная дифференциация? Когда иммигрант получает право на совместное проживание с семьей, он может поселиться либо в старых городских кварталах, либо, как это чаще происходит в последнее время, в новостройках на окраине. И хотя эти районы предназначены не только для иностранцев, значительный процент их обитателей составляют, тем не менее, иммигранты, которых направляют туда учреждения, ведающие жилищными вопросами. Нередки случаи, когда иммигранты составляют до 85% жителей этих районов и лишь 15% относятся к местному населению (включая жен иммигрантов).

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Обращаюсь к Вам, Ваше Святейшество, и к пасомым Вами церковным чадам с призывом публично откликнуться и деятельно прореагировать на все случившееся, ибо только в тесном единстве по отношению к подобным событиям мы, христиане всей планеты, способны противодействовать любым посягательствам на наши святыни со стороны сил Тьмы. Мы знаем, что Бог поругаем не бывает, но помним также и слова из Апокалипсиса: " …Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих " (Откр. 3, 16).   Анатолий Корягин Вручение Корягину А. И. премии " За гуманность в медицине " , Ватикан, 1988 г. Корягин Анатолий Иванович, русский православный христианин, врач-психиатр, кандидат медицинских наук. В правозащитном движении с 1978 года. Женат, имеет троих детей. В 1981 году осужден за " антисоветскую агитацию и пропаганду " на семь лет лагерей и пять лет ссылки. В лагерях судим за оказание медицинской помощи больным и протесты с добавлением еще двух лет лагерного режима. С 1982 по 1985 год - узник Чистопольской тюрьмы. В 1987 году по требованию международной общественности освобожден без всяких условий. С 1987 по 1995 год проживал с семьей в Швейцарии. По возвращении в Россию занимался оказанием благотворительной помощи. Удостоен следующих международных наград: Почетная награда Американской академии психиатрии и юриспруденции " Золотое яблоко " , 1981 г.; Премия " За научную свободу и ответственность " Американской ассоциации развития науки, 1983 г.; Альтернативная Нобелевская премия мира " Подсвечник Нансена " , Осло, 1985 г.; Медаль " Узнику правды и свободы " , Rothko Chapel, Houston, Texas, 1986 г.; Кандидат на Нобелевскую премию мира в 1986 и 1987 гг.; Премия Лео и Лизл Этингер " За особые заслуги в этике " , Университет Осло, 1987 г.; Почетная докторская степень Свободного университета Амстердама, 1988 г.; Награда " За гуманность в медицине " , Институт этики имени Кеннеди, Джорджтаунский университет, 1988 г. Являлся почетным членом: Всемирной психиатрической ассоциации (в 1989 году - вышел из-за обратного приема советского Общества психиатров и наркологов в данную ассоциацию);

http://moral.ru/Koryagin_muzei.htm

Сколько раз уже говорилось о необходимости снять экономическую блокаду с Газы, которая, будучи заперта между Египтом и Израилем, больше похожа на огромный концлагерь площадью в 360 квадратных километров, нежели на государственный анклав. И что же? Городу, который расположен на берегу Средиземного моря, до сих запрещено иметь свой порт, хотя этот самый порт существовал здесь еще за тысячу лет до Рождества Христова. О нем писали Птолемей и Страбон, - напомнил Исраэль Шамир. - Это был один из основных портов Восточного Средиземноморья, известный всему античному миру. Сюда, в частности, везли благовония с юга Аравийского полуострова — популярные в древности ладан и смирну, а также другие ароматические масла и специи. Так что когда-то тут кипела жизнь и процветала торговля. Кстати, именно поэтому, когда Ясир Арафат договорился с премьер-министром Израиля Ицхаком Рабином о " мирном сосуществовании " двух народов (так называемые соглашения в Осло, подписанные в 1993 году), израильтяне уверяли, что Газе предстоит стать главным метрополисом Палестины…» «Но, к сожалению, этого не произошло, - посетовал он. - Договариваться с израильтянами вообще очень сложно. Если договор их устраивает, тогда это еще возможно. Если же нет, это " неправильная договоренность " , и соблюдать ее необязательно. Это касается не только политики, но и бизнеса, да и вообще чего угодно. А соглашения в Осло они просто выбросили в окошко. Что до жертв, то потери сторон там всегда были вопиюще непропорциональны. Скажем, когда израильская армия вошла в Газу на Рождество 2008 года, в результате конфликта погибли около 1,4 тысячи палестинцев и 13 солдат ЦАХАЛ. Это соотношение символично: жизнь одного гражданина Израиля стоит жизни тысячи палестинцев. Недаром ведь взятого хамасовцами в плен израильского капрала Гилада Шалита Тель-Авив в свое время обменял на 1 027 палестинских заключенных. Сегодня нам сообщают о гибели уже 1,3 тысячи израильтян за минувшие две недели. Можно себе представить, какую цену затребует Тель-Авив за эти жизни.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/10/25/na...

Около 3 часов дня оставляем направо последнюю полоску земли: Зеландию. Вечером, выйдя на палубу, смотрел на затухание маяка. Всякий маяк имеет свою «индивидуальность»: меру затухания. Не совсем точно, значит, выражение, что истина непрестанно и одинаково, «как маяк», светит человеку: земная реальность более точно отражает божественный закон, чем язык поэзии. Божественный свет не всегда одинаково светит нашему сердцу и разуму; бывают затухания и большие возгорания этого света в нас, пред нами. Нашей свободе, как и кораблю, необходима лишь правильная ориентировка в пути, а не утешение светом... Когда придем в Гавань, тогда утешимся всеми огнями... Возвратясь в каюту, где мирно сидели три моих спутника, люди под тридцать лет, и два, несомненно, с высшим образованием (один инженер), я начал разговаривать с одним, и, между прочим, спросил его, желая проверить свои вчерашние мысли: когда его страна – Норвегия – в последний раз вела войну? Мой вопрос застал норвежца врасплох, он подумал, наклонил голову, но, очевидно, ответ никак не приходил к нему. Он открыто и несколько виновато улыбнулся, и задал, по-норвежски, мой вопрос другому спутнику. Между ними несколько минут шел разговор: они выясняли, когда в последний раз их родина вела войну. Ответ мне был дан крайне неопределенный: по-видимому наполеоновские коалиции как-то всё же задели Норвегию 120 лет тому назад, и она как-то объединилась с Данией против своей соседки – Швеции... Было что-то «аркадическое» в моих спутниках. Около 12 часов ночи наш пароход прошел огни Фридрихсхавена – северные огни Дании. Завтра к полудню должны придти в Осло, в столицу самого мирного, кажется, народа. III В Осло дни протекли быстро. Остановка там не была бесплодной. Лишь два раза в год имеют возможность православные люди здесь видеть своего пастыря, который всегда живет в Швеции, читая лекции в Упсальском университете. В последний раз он был к Страстной – Пасхальной Неделе. Службы у них происходят в лютеранской часовне, словно специально построенной для православных богослужений. Когда ставят иконостас, полное впечатление православного храма. Стены высокие, расписаны почти совсем православной живописью. На горнем месте фреска огромного распятия у подножия которого Божия Матерь и Св. Иоанн с нимбами... Колония православных, человек около ста, естественно единится вокруг прихода.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

гос-в на основе множества мелких предшествовавших политических образований (в Н.- ок. 30). Она началась с морских нападений на Англию (о-в Портленд в Дорсете в 789, мон-рь св. Кутберта на о-ве Линдисфарн в 793, мон-рь Ярроу на р. Тайн в Нортумбрии в 794) и Ирландию в 795 г. Произвольное, как правило, именование викингов «норманны» (normanni) или «даны» (dani) в латино- и англоязычных источниках затрудняет определение региона, выходцы из к-рого осуществили тот или иной набег. Предположительно часть первых походов совершили норвежцы, деятельность к-рых в IX-XI вв. охватывает преимущественно Сев. Атлантику. На рубеже VIII и IX вв. норвежцы заселили Шетландские и Оркнейские острова, немного позднее - Фарерские острова, к-рые послужили базами для нападений на Ирландию и Нортумбрию. Незадолго до 840 г. норвежец Тургейс захватил Ольстер в Ирландии и основал ряд укрепленных гаваней, превратившихся позднее в города: Дублин, Уэксфорд, Уотерфорд, Лимерик, Корк. Его правление длилось до 845 г., когда он был захвачен в плен одним из ирл. королей и утоплен. Однако норвежцы продолжали набеги, и в 853 г. некий «сын короля Норвегии» Амлайб (Олав) захватил Дублин и утвердился в нем, взимая дань с подвластных ирл. королевств и совершая набеги на Англию вместе с братом Иваром, правителем Лимерика, к-рый стал его преемником в 871 г. С переменным успехом норвежцы правили в Дублине, Лимерике и в др. частях Ирландии вплоть до битвы при Клонтарфе (23 апр. 1014). Рунический камень из Дюнны с изображениями на библейские сюжеты. Сер. XI в. (Музей истории культуры ун-та Осло). Фото: Kulturhistorisk museum, UiO Рунический камень из Дюнны с изображениями на библейские сюжеты. Сер. XI в. (Музей истории культуры ун-та Осло). Фото: Kulturhistorisk museum, UiO Норвеж. викинги регулярно совершали набеги на Англию и неоднократно - на Франкию (наиболее известно своей жестокостью нападение норвежцев из Вестфольда на Нант и берега Луары в 842). Походы на сев.-вост. берега Ирландского м. завершились расселением здесь и на о-ве Мэн норвежцев, начавшимся ок.

http://pravenc.ru/text/2577957.html

В период «графской распри» в Дании (1533-1536) в Н. усилились позиции противников Ольденбургской династии. Однако созванное архиеп. Олавом Гос. собрание в Буд (в совр. фюльке Мёре-ог-Румсдал), в к-ром участвовали члены норвеж. риксрода, представители от норвеж. городов и крестьянства, не смогло выработать кандидатуру нового короля Н. и предложило архиепископу стать главой гос-ва до решения вопроса о буд. монархе. После победы в Дании новый дат. король-лютеранин Кристиан III (1534-1559) сделал ставку в Н. на продат. партию. Осенью 1535 г. дат. войска под командованием К. Билле, поддержанного епископами Осло и Хамара, вторглись в Н. и направились к Нидаросу. Архиеп. Олав, заручившись поддержкой части местного населения, наладил контакты с имп. Карлом V, к-рый через своего посланника известил о намерении посадить на норвеж. престол зятя свергнутого Кристиана II, гр. Фридриха Пфальцского. Затягивая время, архиеп. Олав вступил в переговоры с прибывшими в Нидарос оппозиционными членами риксрода относительно коронации Кристиана III норвеж. королем. Архиепископ организовал восстание местных крестьян, к-рые в янв. 1536 г. уничтожили бóльшую часть дат. отряда. Архиеп. Олав обратился с открытым воззванием к населению, призывая, начать борьбу против датчан и выбить их из замков в Бергене и Осло, к-рые были захвачены дат. войсками. Поддержка населения была неповсеместной, а Фридрих Пфальцский не прибыл с обещанной армией. Архиеп. Олав приказал отпустить арестованных датчан и сообщил Кристиану III о готовности короновать его норвеж. королем в обмен на амнистию в отношении себя и своих сторонников. Кристиан III, одержав военную победу над противниками в Дании и взяв Копенгаген (авг. 1536), объявил в подчиненных ему землях Реформацию и приказал арестовать всех католич. епископов, в т. ч. и архиеп. Олава, к-рый прекратил сопротивление и 13 апр. 1537 г. покинул Н., отплыв в Нидерланды. Мятеж архиеп. Олава Энгельбректссона был использован датскими властями как повод для ликвидации независимости Н. Рецесс 30 окт. 1536 г., принятый на сословном собрании в Копенгагене, лишал Н. статуса королевства, объявив ее частью Датского гос-ва, норвежский риксрод более не созывался. Бывш. католич. еп-ства упразднялись, имущество епископов, на к-рых была возложена вина за развязывание гражданской войны, переходило короне. Вместо епископов король должен был назначить суперинтендантов, которые были обязаны принести ему присягу на верность, обладать лишь духовной властью и не участвовать в гос. управлении. Для проведения Реформации в Н. были отправлены дат. чиновники во главе наемных отрядов. В дек. 1536 г. в пользу короны было конфисковано все имущество Бергенского еп-ства, а в июне 1537 г. в управление К. Витфельда, королевского представителя в Н., перешли все земли Нидаросской кафедры.

http://pravenc.ru/text/2577957.html

Правление единоутробного брата Олава Святого, кор. Харальда III Сурового Правителя (1046-1066), стало временем внутреннего сплочения Норвежского гос-ва. На протяжении 20 лет Харальд воевал с дат. кор. Свеном II Эстридсеном (1047-1076) за возвращение Дании под свою власть после смерти Магнуса Доброго (1047). Харальд упрочил свои позиции в районе Осло-фьорда, стремясь лишить датчан плацдарма для вторжения в страну. Он начал укреплять приморские поселки, ставшие основой буд. г. Осло. В 1048 г. здесь также начали возводить первые церкви. Война с Данией была безуспешной: в 1064 г. Харальд и Свен договорились не притязать на владения друг друга и заключили мир. Харальд решил поддержать англ. эрла Тостига, к-рый боролся за престол Англии со своим братом кор. Гарольдом II. Использовав обращение эрла за военной помощью как предлог для завоевания Англии, Харальд собрал большой флот, мобилизовав все норвеж. и оркнейские силы. Поход окончился поражением в битве при Стамфорд-Бридже (25 сент. 1066), гибелью короля и отказом нового норвеж. государя, Олава Тихого, сопровождавшего отца в экспедиции, от притязаний на англ. корону. Н. в сер. XI в.- 1130 г.: становление церковной организации Хакон Добрый, Олав Трюггвасон и Олав Святой, имевшие в своем окружении священников (по преимуществу англ. происхождения), не смогли создать к.-л. церковной орг-ции. Олаву Святому и еп. Гримкелю удалось, вероятно, провозгласить некоторые правила соблюдения церковных обрядов и строительства церквей. Первыми храмами, построенными на территории Н., считаются церкви на п-ове Мостр, на о-ве Селья и в Нидаросе, заложенные Олавом Трюггвасоном. Предположительно при Олаве Харальдссоне началось регулярное церковное строительство. В XI в. крупные землевладельцы и состоятельные бонды возводили на своих землях за свой счет храмы, которые считали своей собственностью. По этой причине они полагали, что имеют право выбирать священников, рукополагать их во епископов, допускать в построенные ими церкви лишь угодных им людей. Именно такие «частные» церкви, находившиеся на особом попечении их хозяев, часто становились приходскими и имели постоянный причт; вокруг них складывалась приходская жизнь. К нач. XIV в. в Н. насчитывалось ок. 1200 храмов, из к-рых до наст. времени (полностью, частично или в перестроенном виде) сохранились ок. 300. К кон. XI в. рядом с церквами начали появляться христ. кладбища (общие и родовые).

http://pravenc.ru/text/2577957.html

В 1993 г. в НЦ была рукоположена 1-я женщина-епископ Русе Марие Кён (род. в 1939), выпускница теологического фак-та Ун-та в Осло, возглавившая Хамарское еп-ство. В 2003 г. епископом Тунсбергским стала Лайла Р. Даль (род. 1947), выпускница Теологического приходского фак-та. С 70-х гг. XX в. в норвежском обществе стало меняться отношение к гомосексуальности. В 1981 г. была законодательно запрещена дискриминация по признаку сексуальной ориентации. В 1993 г. вышел закон, позволявший гомосексуальным парам вступать в гражданское партнерство. В 1995-1997 гг. НЦ заявляла о запрещении поставлять гомосексуалов на церковные должности, требующие посвящения (епископы, пасторы, диаконы и др.). Однако ряд епископов (С. Осеберг, Кён и Г. Столсетт) посчитали, что принципиальных препятствий для этого нет. В 1999 г. Хамарский еп. Кён посвятила в сан пастора человека, состоявшего в гомосексуальном партнерстве. В 2000 г. пастор-гомосексуал был назначен в один из приходов Осло. В 2009 г. вопреки критике со стороны НЦ и других религ. орг-ций вступила в силу поправка к закону о браке, позволившая заключать брак людям одного пола. Несмотря на серьезные разногласия по вопросу о сущности брака, в 2017 г. НЦ разработала новую литургию для однополых пар, желающих вступить в брак в церкви. В наст. время НЦ по-прежнему не имеет единой и четкой позиции в вопросе о гомосексуальном браке и допуске гомосексуалов к получению церковного сана. Возросшая секуляризация гос-ва и общества и появление в стране новых религий и конфессий привели к усилению с кон. 70-х гг. XX в. движения за предоставление НЦ самоуправления. В 1984 г. стортингом был принят закон, учредивший ежегодное Церковное собрание - высший представительный орган НЦ, в к-рый вошли представители епископальных советов. Церковное собрание избирало Церковный совет, получивший административные функции. В 1988 г. была учреждена Комиссия по вопросам вероучения (Lærenemnda) - самостоятельный орган, призванный выносить компетентные решения, касавшиеся евангелическо-лютеран.

http://pravenc.ru/text/2577957.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010