Закрыть Бойня в Раю, или почему ЭТО случилось в Норвегии? 28.07.2011 1378 Время на чтение 3 минуты В связи с бойней в Осло все задают два сакраментальных вопроса: «А почему в Осло? В самой «спокойной» стране мира? И зачему ему это было надо? Чего ему еще не хватало?». Трудно понять этих норвежцев, точно. Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП, Human Development Index) в прошлом году – первый в мире. ВВП на душу населения 59600 долларов в год (это более 140 тысяч рублей в месяц на человека), свобода слова и собраний необыкновенная. Норвегия первая из трех стран мира легализовала на государственном уровне однополые браки, где-где, а в Осло никогда не было проблем с гей-парадами. Вообще проблемы секса здесь приучают решать, начиная с 13 лет, в школьных программах есть специальные курсы. Обучение завершается работой в парах и ролевыми играми. Норвежцы всегда ценили, как бывшие викинги, свободу владения оружием. Оно здесь и сегодня в свободной продаже (кроме автоматического). Есть некоторые ограничения на покупку и использование, но это формальности. Норвегия свято чтит традиции поликультурности. Здесь зарегистрированы какие угодно религиозные организации, даже неоязыческие. Хотя государственная религия все же лютеранство. 87,2% населения считают себя христианами – лютеранами, но вот беда, реально посещают кирхи только 2%, а сколько из них верят в Бога вообще непонятно. Вон даже геи на плакатах во время парадов «своей гордости» пишут исключительно богословские вопросы «А какого цвета бог?». Зато столько же мусульман (около 2%), в Норвегии, похоже, «номинальными себя не считают». И их число неуклонно растет. Надо думать, про цвет Аллаха эти ребята, одевшись в стразы и страусиные перья, спрашивать не станут. Но демократия развивается в Норвегии невиданными темпами. Даже после бойни в Осло премьер-министр Норвегии выдвинул лозунг, мол, еще больше демократии. Даешь! И это так. Посмотрите на местные тюрьмы. Здесь нет смертной казни и «пожизненки». Максимальное наказание 21 год (именно оно грозит ословскому стрелку, ну, естественно, продлят), через 7 лет отбывания срока или через 1/3 времени в камере отпускают на выходные домой. Через 2/3 - пожалуйте на УДО. Камеры комфортабельны. Именно в такой, со всеми удобствами, с непременным плазменным экраном, душем и, возможно, Интернетом, будет отбывать наказание ословский снайпер.

http://ruskline.ru/analitika/2011/07/29/...

Летом 2006 года в норвежской столице открылась одна из самых больших мечетей на территории Скандинавии. Одновременно совершать намаз в ней могут 2,5 тысячи человек. При мечети, строительство которой шло 10 лет, находится исламский образовательный центр. Сооружение мечети обошлось мусульманской общине Осло в 93 миллиона норвежских крон (около 1,5 миллиона долларов). Открытие мечети явилось важным событием для норвежской столицы, в особенности в свете «карикатурного скандала». После публикации в одной из норвежских газет карикатур на пророка Мухаммеда в начале 2006 года были атакованы норвежские посольства в Дамаске и Тегеране. Как показали результаты опроса общественного мнения, проведенного сразу же после этих атак, норвежцы стали более скептически относиться к исламу как религии. Однако за прошедшие месяцы ситуация изменилась. Христиания или Мусульмания? В январе 2000 года муниципалитет Осло (прежнее название города – Христиания) дал принципиальное согласие разрешить мусульманам 5 раз в день призывать к молитве с минаретов столицы. В Осло, население которого составляет 500 тысяч человек, мусульманская община насчитывает 36 тысяч членов. Первый азан (призыв к намазу) через мощные громкоговорители, установленные на минаретах, раздается около 5 часов утра, и после этого уже не до сна… Это решение норвежских властей вызвало цепную реакцию со стороны местных язычников и атеистов. (Норвежское языческое общество было основано в 1974 году; в его составе около 300 членов). «Мы требуем отмены» этого необычного права нарушать тишину только потому, что кто-то верует в Бога»,– заявил Кристиан Хансен, член руководящего комитета Языческого общества, который считает эти призывы «вредными звуковыми помехами». «Религия является и должна оставаться частным делом каждого», – заявил Харальд Фагерхус, секретарь общества, – «но поскольку колокольный звон или голос муэдзина заполняют общественное пространство, то и мы хотим того же», – добавил он. Если Норвежское языческое общество, как надеется, получит такое разрешение, то в столичном квартале Гамбле оно установит громкоговоритель неподалеку от мечети и двух христианских храмов, чтобы распространять призывы к светскому образу жизни или отрывки из Всеобщей Декларации прав человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Закрыть Норвежская инфраструктура ЕвроПРО будет уничтожена первой при конфликте России с НАТО 01.05.2017 1419 Время на чтение 6 минут Осло рвется перехватывать российские «Ярсы» Норвежские моряки на борту военного корабля НАТО в Балтийском море. (Фото: AP/ТАСС) Россия ответит на размещение на территории Норвегии элементов системы противоракетной обороны НАТО (ЕвроПРО). Об этом 30 апреля в интервью газете Dagbladet заявил посол России в Норвегии Теймураз Рамишвили. Как отметил дипломат, с российской стороны последует ответ, причем не только Норвегии, но всему Североатлантическому альянсу. Он добавил, что руководство скандинавского королевства отказывается обсуждать с Россией беспокоящий Москву вопрос о будущей роли Норвегии в ЕвроПРО. - У России и Норвегии могут быть разные точки зрения на вопрос о ракетном щите НАТО, и это совершенно нормально. Однако добрые соседи должны вести диалог и находить решения, которые устраивают обе стороны. Россия не стремится к милитаризации Арктики, - цитирует слова Рамишвили СМИ. Он призвал норвежские власти задуматься о последствиях новой политики безопасности до того, как решение о норвежском вкладе в ЕвроПРО будет принято. Дипломат отметил, что у Москвы и Осло до 2013 года были тесные отношения, и странам всегда удавалось решать возникавшие проблемы. «Посмотрите, что происходит теперь. С 2014 по 2016 год норвежско-российский товарооборот сократился на 70 процентов, а так быть не должно», - заявил посол. Напомним, что в июне 2015 года глава правительства Норвегии Эрна Сульберг на встрече в Осло с генсеком НАТО Йенсом Столтенбергом заявила, что страна считает целесообразным внести свой вклад в создание системы ЕвроПРО. Тогда Столтенберг, который с 2005 по 2013 годы сам возглавлял норвежское правительство, заметил, что существует много способов усилить систему. К примеру, правительство под его руководством обсуждало возможность размещения на пяти фрегатах ВМС Норвегии, оснащенных «усеченной» американской системой «Иджис», более совершенных перехватчиков. Однако тогда дискуссия зашла в тупик, и к вопросу было решено вернуться после 2016 года. По мнению экспертов, модернизация каждого из фрегатов, необходимая для размещения на них пусковых систем для ракет-перехватчиков, обошлась бы в 300-500 млн. долларов.

http://ruskline.ru/opp/2017/maj/2/norvez...

В период 7-12 июня в Осло проходили многочисленные праздничные мероприятия, в которых принимали участие как официальная делегация во главе с командиром отряда капитаном 1 ранга А. Д. Шувановым, так и личный состав корабля. Наиболее крупными мероприятиями являлись: концерт творческих коллективов Норвегии на Ратушной площади (7.06), парад кораблей ВМС Норвегии в гавани Осло и прием для командования иностранных кораблей от имени ГК ВМС Норвегии контр-адмирала Я. Финсетта (8.06), церемония поднятия флага в крепости Акерсхюс (9.06). В период стоянки в порту состоялись взаимные визиты личного состава российского и иностранных кораблей. Российские моряки посетили корабли ВМС Норвегии, США, Великобритании и Германии. Делегации иностранных кораблей посетили с ответными визитами «Адмирал Левченко». В ходе общения с российскими офицерами командование кораблей ВМС иностранных государств подчеркивали заинтересованность в развитии сотрудничества и взаимодействия на море с ВМФ РФ, отмечали отличное состояние корабля и высокий профессионализм российских моряков. 10 июня официальная делегация корабля, включая представителей Ногинского района, приняла участие в приеме в посольстве РФ по случаю национального праздника – Дня независимости. Музыкальное сопровождение мероприятие обеспечил оркестр штаба Северного Флота. Иностранные дипломаты, участвовавшие в приеме, отметили высокое мастерство коллектива оркестра. 11 июня на борту «Адмирала Левченко» состоялся прием, в котором приняли участие посол РФ, послы Украины и Бельгии, представители дипломатического корпуса иностранных государств в Норвегии, представители командования ВС и ВМС Норвегии, представители командного состава иностранных кораблей, находящихся в порту Осло. Перед началом приема в кают-компании корабля прошел российско-норвежский брифинг, в котором приняли участие командир отряда кораблей СФ и командующий флотилией надводных кораблей ВМС Норвегии капитан Х. Хэлсет. По окончании приема посол РФ Панов А.Н. дал интервью постоянному корреспонденту газеты «Красная звезда» по Северному флоту капитану 2 ранга С.Я. Васильеву. В интервью посол отметил, что стратегический курс руководства Норвегии определен на сотрудничество с Россией, – Это закреплено в специальном докладе правительства, направленном в парламент страны. Доклад показывает, что Норвегия связывает свое будущее с Россией, особенно в северных регионах. Вообще же, в последнее десятилетие российско-норвежские отношения развиваются особенно успешно. Такой интенсивности контактов, как с Норвегией, у России нет ни с одной страной Скандинавии.

http://pravoslavie.ru/14371.html

«Мы поняли, что самое главное – община, собранная во имя Христа» Беседа со священником Димитрием Останиным (Норвегия). Часть 2 Владимир Басенков Священник Димитрий Останин с прихожанами Часть 1: «Мне очень повезло со встречами в жизни» «В далекой северной Палестине» – Мы постепенно географически приближаемся к Скандинавии. Отец Димитрий, пришло время рассказать, как вы попали в Норвегию! – Впервые в Норвегию я попал в известной мере случайно. Духовная дочь моего батюшки рассказала ему о том, что в Осло нужен регент на замену штатному регенту на короткий срок. И мне показалось, что это хорошая возможность проявить себя. Я написал настоятелю Свято-Ольгинского прихода в Осло, иеромонаху, а ныне архимандриту Клименту (Хухтамяки), о том, что хотел бы приехать в качестве регента. Так и случилось. Отцу Клименту пришлась по вкусу моя кандидатура, и я провел три месяца в Норвегии. – В каком году это было? – Давно уже. Кажется, весной 2006. – Это было ваше первое путешествие за границу? Какие были ваши ощущения? – Да, я впервые попал в Европу. Я, когда летел в самолете, тоже, кстати, впервые, сразу решил писать дневник своего путешествия. Когда вы сказали об интервью, я сразу подумал, что, возможно, если место в колонке позволит, я прочитаю несколько абзацев из этих покрытых патиной истории текстов. – Конечно, прочитайте, отец Димитрий. Интересно, наверное, сравнить те короткие впечатления с ощущениями, когда в стране живешь много лет. – Только предупреждаю, это очень длинный текст ( смеется ). Из дневника 22 мая 2006 года, Осло Наверное, любое далекое и длительное путешествие должно обострять наши чувства и настраивать ум на сравнение прежде виденного с тем, что неизвестно, неизведанно и в какой-то степени даже загадочно. Неизвестна далекая страна, неизведанны северные просторы Европы, загадочны населяющие Норвегию люди. Ехал с трепетом, что и как будет там, где не слышно русской речи и незнакомо очарование колокольного звона перед Божественной литургией? Но оказалось, и русских много, и колокольный звон, хоть и не слишком роскошный, но все же есть, да и люди-человеки и здесь такие же, как и дома.

http://pravoslavie.ru/138967.html

В Н. зарегистрированы Моисеева религиозная община в Осло (Det Mosaiske Trossamfund; 607 чел. в 2017) и Иудейская община в Тронхейме (Det Jødiske Samfunn i Trondheim; 162 чел.). Обе общины считаются ортодоксальными, хотя мн. норвеж. иудеи не придерживаются строгой ортодоксии. Кроме того, действуют небольшие либеральные общины: Объединение «Прогрессивное иудейство в Норвегии» (ок. 20 чел.; выступают за «женское раввинство», полное признание гомосексуальных браков и браков иудеев с неиудеями и т. п.), «Добровольная община «Глас сердца»» (Havurat Kol haLev; ок. 20 последователей «иудейского обновления» (во главе с раввином-женщиной), возникшего в Н. в 2007 под влиянием амер. движения «хавура»). С 2004 г. в Н. действует община хасидов, являющаяся частью мирового движения «Хабад Любавич». В Осло и Тронхейме расположены 2 синагоги, 3 иудейских кладбища (в Осло - старое и новое). Большинство иудеев в Н.- ашкеназы, мигрировавшие из Центр. и Вост. Европы (как правило, через Данию и Швецию). В последние годы в небольшом количестве прибывают иудеи из Израиля. При кор. Кристиане IV «португальским евреям» (т. е. сефардам), проживавшим в Нидерландах и в районе Гамбурга, был разрешен доступ в Данию и Н. Однако принятый в 1687 г. Норвежский закон кор. Кристиана V запретил всем без исключения евреям находиться в Н. без охранной королевской грамоты, к-рая могла разрешить лишь временное пребывание в стране. Постоянное жительство в Н. (в отличие от Дании) евреям не позволялось. В 1750 г. был издан «плакат», вновь гарантировавший особое положение «португальских евреев», однако Конституция 1814 г. подтвердила запрет на въезд в Н. для всех евреев без исключения. Под евреями (jøder) закон понимал исповедовавших иудаизм; на евреев, принявших крещение, запрет не распространялся. В 1844 г. Верховный суд Н. восстановил особые права «португальских евреев». С кон. 30-х гг. XIX в. борьбу за отмену «еврейского параграфа» конституции вела норвеж. интеллигенция во главе с литератором и политическим деятелем Х.

http://pravenc.ru/text/2577957.html

Фактически, борьба за политическое выживание Нетаньяху станет ещё более напряженной, чем до 7 октября, что затруднит достижение мира в стране». «Но что бы ни случилось с премьер-министром, Израиль вряд ли будет вести серьезный разговор об урегулировании конфликта с палестинцами. Израильское общественное мнение в целом сместилось вправо. Соединенные Штаты все больше озабочены важными президентскими выборами. В ближайшем будущем у нас будет мало энергии и мотивации для возобновления значимого мирного процесса». «7 октября по-прежнему является поворотным моментом, но израильтянам предстоит решить, каким именно поворотным моментом оно будет». Они, пишет Алуф Бенн, могут объединиться и проложить путь к миру и достойному сосуществованию с палестинцами. «Но на данный момент есть признаки того, что израильтяне вместо этого будут продолжать воевать между собой и сохранять оккупацию на неопределенный срок. Это может сделать 7 октября началом темной эпохи в истории Израиля, характеризующейся все большим и растущим насилием. Нападение будет не разовым событием, а предзнаменованием того, что произойдет дальше». Нарушенное обещание «В 1990-е годы Нетаньяху был восходящей звездой на правой сцене Израиля. После того, как он стал послом Израиля в ООН с 1984 по 1988 год, он стал широко известен, возглавив оппозицию соглашениям Осло, плану израильско-палестинского примирения 1993 года, подписанному израильским правительством и Организацией освобождения Палестины. После убийства премьер-министра Ицхака Рабина в ноябре 1995 года крайне правым израильским фанатиком и волны палестинских террористических атак в израильских городах Нетаньяху сумел победить Шимона Переса, ключевого архитектора мирного соглашения в Осло, в гонке за пост премьер-министра 1996 года. Придя к власти, он пообещал замедлить мирный процесс и реформировать израильское общество, «заменив элиты», которые он считал мягкими и склонными к копированию западных либералов, корпусом религиозных и социальных консерваторов. Однако радикальные амбиции Нетаньяху встретили совместную оппозицию старой элиты и администрации Клинтона. Израильское общество, которое тогда еще в целом поддерживало мирное соглашение, также быстро разочаровалось в радикальной повестке дня премьер-министра. Три года спустя он был свергнут либералом Эхудом Бараком, который пообещал продолжить процесс Осло и полностью решить палестинский вопрос.

http://ruskline.ru/opp/2024/02/13/netany...

При Эйрике II страной фактически управлял Регентский, а затем и Королевский совет, а Гос. собрание перестали созывать. Разгул своеволия придворной клики прекратился в 1299 г. со смертью короля. Он не имел законных детей, и на престол взошел его брат Хакон V (1299-1319), стремившийся управлять страной в соответствии с принципами отца. Он расправился с прежними временщиками, отправив их на виселицу, ввел контроль над сбором налогов, а вместо Королевского совета создал постоянную Коллегию из 8 членов. Хакон перенес столицу в Осло, где центром управления стала королевская канцелярия при ц. Девы Марии. Страна была разделена на 4 фискальных округа (казначейских лена) с центрами в Бергене, Нидаросе, Осло и Тёнсберге, во главе к-рых были поставлены доверенные казначеи из числа священников (пробстов). В управлении государством монарх делал ставку только на лично преданных ему священников, к-рых он назначал членами 4 особых королевских капелл - при ц. Девы Марии в Осло (ее пробст официально провозглашался канцлером королевства), при ц. св. Апостолов в Бергене, при ц. Олава Святого на Авалдснесе и при ц. арх. Михаила, располагавшейся в замке Тёнсберга. Отношения короля с епископатом были неровными ввиду вмешательства королевской власти во внутренние дела еп-ств и его посягательства на церковные доходы (в частности, король периодически освобождал от уплаты десятины иноземных купцов). Весь норвеж. епископат выступал против исключительного положения священников королевских капелл, к-рые фактически не были подчинены епископам, но вмешивались в дела управления еп-ствами и в распоряжение церковными финансами. В тот период еп-ства фактически превратились в полусамостоятельные от архиеп-ства и друг от друга владения. Для сплочения епископата архиеп. Эйлив (1309-1332) возобновил практику регулярного созыва провинциальных синодов в разных частях Н. В 1304 г. Хакон V, так же как и его брат не имевший наследника муж. пола, обручил свою законнорожденную дочь Ингеборг с мятежным братом швед. кор. Биргера герц. Эриком Сёдерманландским. Ингеборг родила от Эрика сына Магнуса, к-рый после смерти своих отца и дяди, швед. герц. Вальдемара (1318), стал единственным наследником как самого Хакона V, так и кор. Биргера Шведского, свергнутого в 1318 г. С целью не допустить безначалия в Н. Хакон V 20 апр. 1319 г. создал Гос. совет (риксрод), к к-рому после его смерти (9 мая 1319) и до совершеннолетия кор. Магнуса Эрикссона перешло управление страной. Н. в эпоху уний (1319-1523)

http://pravenc.ru/text/2577957.html

язык (т. н. Библия Фредерика II). В правление Кристиана IV (1588-1648) Дания-Н. пережила целый ряд реформ. В отличие от предшественников, редко бывавших в Н., Кристиан IV посетил ее 26 раз. В 1591 г., начиная самостоятельное правление, он принес присягу норвеж. сословиям, сократил влияние дворянского риксрода, опираясь на лютеранское духовенство и бюргерство. В 1624 г. Кристиан IV лично участвовал в проектировании новой планировки г. Осло, выгоревшего во время пожара; с этого времени город носил имя Кристиания (с 1 янв. 1925 снова Осло). В 1597-1599 гг. в Н. была проведена адм. реформа. Полномочия и численность ленсгерров были сокращены, лены укрупнены: их стало 10 с центрами в крепостях Бохус, Акерсхус, Тёнсберг, Братсберг, Агдесиден, Ставангер, Бергенхус, Тронхейм, Нурланн, Вардёхус. Дела епископов изъяли из ведения ленсгерров, епископов подчинили непосредственно королю; духовенству жаловали поместья. Духовенство в Н. в подавляющем большинстве было дат. происхождения; с 1629 г. для получения сана было необходимо иметь теологическое образование и сдать экзамен в Копенгагенском ун-те. В 1604 г. появился «Норвежский закон Кристиана IV», проводивший идею выборности риксродом единого для Дании и Н. монарха. Частью законодательной реформы стало издание собственного церковного ордонанса для Н. В мае 1604 г. 4 норвеж. епископа во главе с еп. Осло А. Б. Даллом (1601-1607) направили в Копенгаген предложения по реформированию Церкви в Н. Особое внимание было уделено не столько теологическим вопросам, сколько усилению внутрицерковной дисциплины. Предложения епископов существенно отличались от положений «Церковного ордонанса» 1537 г., однако после редакции профессоров Копенгагенского ун-та большинство нововведений было отвергнуто, и новый церковный ордонанс для Н., изданный 2 июля 1607 г., в целом повторил принципы ордонанса 1537 г. В нем указывалось на необходимость распространения школьного образования в духе лютеран. вероучения, постоянного надзора епископов за качеством образования. Лютеранские епископы должны были осуществлять цензуру религиозной литературы, которой пользовались пасторы, отклоняя тексты или рекомендуя их к изданию. Как и его отец, Кристиан IV поддерживал филиппистов и в 1606 г. предпринял попытку запретить обряд «экзорцизма», который заключался в произнесении пастором фразы «Изыди из него/нее, злой дух, и дай место Духу Святому» при крещении. Филипписты считали это пережитком католицизма, в то время как ортодоксальные лютеран. теологи говорили о необходимости сохранить этот обычай. В 1606 г. он повелел крестить свою дочь без применения «экзорцизма», в норвеж. церковном ордонансе 1607 г. этот ритуал не был предусмотрен. Однако так же, как и его отцу в деле с Хеммингсеном, Кристиану IV пришлось уступить и в 1610 г. вновь ввести «экзорцизм».

http://pravenc.ru/text/2577957.html

В 1704 г. король назначил придворным пастором нем. пиетиста Ф. Ю. Люткенса (1650-1712), к-рый стал одним из организаторов совместной христ. миссии Дания-Галле, действовавшей в Юж. Индии с 1705 г. В 1706 г. Люткенс запретил в стране собрания радикальных пиетистов, призывавших к разрыву с офиц. церковью. В том же году в Кристианию прибыл радикальный пиетист Й. О. Глюсинг - врач, собиравший у себя в доме местных жителей для проповеди своих идей. Его деятельность вскоре была раскрыта, и он был изгнан из страны. В 1714 г. Фредерик IV учредил в Копенгагене Миссионерскую коллегию в составе 5 членов, к-рая занималась вопросами внешней и внутренней миссии, способствуя распространению в Датско-Норвежском королевстве Библии и др. христ. лит-ры. Э. Й. Бергграв. Фотография. 1940 г. (Музей г. Осло). Фото: Rude, Ernest/Oslo Museum Э. Й. Бергграв. Фотография. 1940 г. (Музей г. Осло). Фото: Rude, Ernest/Oslo Museum В 1-й четв. XVIII в. ярким проявлением пиетизма собственно в Н. явилась деятельность 7 пасторов из Сев. Вестланна, впосл. прозванных семизвездием или плеядой (Syvstjernen), во главе с Томасом фон Вестеном (1682-1727), приходским священником в Веэй в Румсдале. В 1714-1715 гг. они направили королю неск. писем с изложением идей по преобразованию Церкви в духе основателя пиетизма Ф. Я. Шпенера . Они подчеркивали, что христианство определяло лишь внешнюю сторону жизни большинства прихожан, не затрагивая их внутренних чувств. Для более глубокого проникновения христ. учения в души людей они призывали к активному катехизаторству, широкому распространению среди населения Библии, Псалтири, постилл (сборников текстов, опираясь на к-рые, пастор читал проповеди), к укреплению церковной дисциплины и улучшению образования пасторов и проповедников (в т. ч. в области практической теологии). Король с одобрением встретил их предложения и передал письма в Миссионерскую коллегию. Хотя большинство идей «семизвездия» так и остались нереализованными, они предварили мн. религиозной реформы 30-40-х гг.

http://pravenc.ru/text/2577957.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010