М.С. Красовицкая Лекция 6. . Богослужение седмичных дней периода пения октоиха, кроме предпразднства и попразднства, при одном святом, имеющем службу без знака или шестеричную или при двух малых святых Мы рассмотрели несколько подготовительных тем: богослужебное время, богослужебные книги, богослужебные тексты. Все они готовят нас к тому, чтобы заниматься уже собственно чинопоследованием служб; ведь для этого нужно понимать, к какому кругу относится та или иная служба, из какой богослужебной книги и, следовательно, из какого богослужебного круга взят тот или иной текст, какое он имеет происхождение. Важно помнить о соединении богослужебных текстов различного происхождения: основу образуют тексты Священного Писания (ветхозаветные и новозаветные), между ними вставляются молитвы верующих (самые распространенные, общие молитвы – ектеньи) и гимнография (тексты, составленные церковными авторами). Все эти тексты самого разного происхождения образуют единую службу. Конечно, сразу почувствовать своеобразие этих соединений различных текстов, различных кругов времени невозможно, но с каждым годом осмысленной и напряженной богослужебной жизни мы будем узнавать и понимать все больше и глубже. Итак, мы рассматриваем: Богослужение седмичных дней, т.е. дней кроме субботы и воскресенья. Оставшиеся пять дней называются седмичными или буднями: понедельник, вторник, среда, четверг и пятница – ими мы будем заниматься, они имеют свой особый устав служения, изложенный в 9-й главе Типикона. Периода пения Октоиха, т.е. книги, которая соответствует седмичному богослужебному кругу. Октоих действует практически круглый год, и никогда не исчезает полностью (за редким исключением), но в году есть период, когда Октоих играет определяющую роль в устроении богослужения, когда богослужение идет практически только по Октоиху и Минее. Это тот период, когда не поется Триодь Постная и Цветная. Период пения Октоиха – от Недели Всех святых (первая неделя после праздника Троицы) до Недели о мытаре и фарисее. В этот период года Октоих взаимодействует только с Минеей, и большинство богослужений в их изменяемой части образуются взаимодействием Октоиха и Минеи, т.е. седмичным кругом и неподвижными праздниками годового круга.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной, с приложением слова Святаго Иоанна Дамаскина о святых иконах, и изложения веры, по откровению Святаго Григория чудотворца, Епископа Неокесарийского. Перевод с греческаго языка. Москва. Синодальная типография. 1900. С. 136. Выделение текста в цитате принадлежит автору статьи. Пространный христианский катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви. Составлен митрополитом Филаретом (Дроздовым). Переиздание. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2008. С. 89. Митрополит Пётр Могила так и пишет: «день субботный переменён на день Воскресный» (Православное исповедание. С. 136). Схожая идея присутствует и в других православных катехизисах, составленных прот. Николаем Вознесенским, еп. Александром (Семёновым-Тян-Шанским), еп. Павлом (Олмари-Гусевым). Как считает М. С. Красовицкая, «эта заповедь формально не может быть сохранена в христианстве, т. к. главным днём для нас является воскресенье» (Красовицкая М. С. Литургика. – Москва: Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, 1999). Впрочем, только в законоположительный период суббота стала праздничным днём: «и помни, что [ты] был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний [и свято хранить его]» (Втор. 5:15). Блаженный Феофилакт Болгарский, толкуя этот отрывок, говорит о колоссянах, что «если они и соблюдали субботу, то не вполне». Как говорил св. Иоанн Златоуст, Христос «отменил и субботу, и обрезание, и все ветхозаветные обряды». См.: Иоанн Златоуст. Беседы на 2-е послание Коринфянам, VII. Св. Кирилл Александрийский, высказываясь по поводу осады Иерихона в субботу, говорит: «Это прообраз. Когда же пришла Истина, то есть Христос, разрушив и покорив сограждённое диаволом против человеческой природы тление, [иудеи] неразумно негодуют и осуждают благопослушание отцов своих, не позволяя преодолевать угнетаемую болезнями природу, поскольку обращаются к преследованию Иисуса, благодеющего в субботу» (Св. Кирилл Александрийский. Толкование на Евангелие от Иоанна//Творения. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901. Ч. 12. Кн. 2. Гл. 5. С. 328-329).

http://bogoslov.ru/article/3386271

Мы должны помнить существенное, коренное различие служб дневного круга и в то же время отдавать себе отчет в их единстве: в этом тайна явления вечного во времени и тайна присутствия всего временного в вечности. Литургия времени не принадлежит, она вырывает нас из его плена и обращает все наше существо к вечности. Нельзя сказать, что другие богослужения обращают наш ум к суете земного мира, но и по своему названию, и по своему содержанию они гораздо крепче связаны со временем дня, седмицы, богослужебного года и т. д. Евхаристия же всегда одна и та же, несмотря на разную степень торжественности дней церковного года. По опыту церковной жизни каждый из нас знает, что нет существенной разницы в том, когда мы приступаем к св. Чаше – в самый будний день или в самый торжественный. Помня об этих противоречиях, несомненно, находящихся в нерасторжимом единстве, мы и должны говорить об изменяемых частях Божественной литургии. Этот материал заслуживает отдельного и подробного разговора, так как часто вызывает значительные уставные затруднения. Есть некая твердая основа, некое ядро – неизменный Евхаристический канон, к которому изменяемые части литургии подходят максимально близко, не вторгаясь, однако, в самую суть, в самое сердце службы. Различие чина Василия Великого и чина Иоанна Златоуста при этом несущественно: все равно Божественная литургия одна, таинство Евхаристии одно, хотя молитвы разных святых могут и различаться. Важно почувствовать единство служб дневного круга и того чина Божественной литургии, который назначен именно для конкретного, определенного дня – вплоть до отсутствия Божественной литургии, вплоть до назначения неполной литургиилитургии Преждеосвященных Даров, которая сводится лишь к приобщению верных заранее освященными св. Дарами, совершаемому в чине вечерни. Вечерня и утреня, которые назначены Уставом именно для этого дня, находятся в единстве с тем, какая именно Божественная литургия назначена для этого дня или не назначена вовсе. Итак, изменяемые части чина Божественной литургии. Первое, о чем мы будем говорить, это антифоны. Напомним, что греческое слово ητωνος состоит из двух частей и означает «противогласие». Вообще антифоном называется песнопение, исполняемое попеременно двумя ликами, и антифоны бывают не только на Божественной литургии: они есть и на бдении – так называемые антифоны степенны; кафизмы также делятся на антифоны. Но антифоны на литургии – это самый известный, знаменитый и сложно устроенный вид антифонов.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Откуда такое название – светильничные? Дело в том, что вечерня имеет еще одно, более редкое название – «светильничное»: это богослужение, на котором зажигают светильники, так как уже вечер, темнеет. Введем нумерацию. 1) Благослови, Владыко – Благословенно Царство... 2) Аминь – Приидите, поклонимся..., 103-й псалом, светильничные молитвы. 3) Великая (или мирная) ектенья. Она всегда первая в службе. 4) 18-я кафизма (кроме 5-й седмицы поста; на 5-й седмице поста другой порядок чтения Псалтири). Кафизма – это греческое слово, означающее «седален». Обычно считается, что во время чтения кафизм разрешается сидеть. В действительности сидеть полагается во время пения седальнов и назидательных чтений, следующих за кафизмами. Но, поскольку никаких чтений в нашем приходском богослужении давно нет, ради отдыха можно присесть и во время чтения псалмов. Но во время чтения 18-й кафизмы на литургии Преждеосвященных Даров сидеть совершено неуместно, и более того: на третьем антифоне этой кафизмы уместно встать на колени. Почему? Потому что в это время в алтаре просходят очень важные священнодействия, сопровождаемые земными поклонами священнослужителей, и Служебник говорит о «благоговении мнозе», т.е. все эти действия священнослужитель должен совершать с величайшим благоговением. Что же именно? На этой литургии мы причастимся от того Агнца, который был освящен в ближайший воскресный день на Божественной литургии Василия Великого (когда заготавливают не одного Агнца, а три или четыре, в зависимости от того, сколько Преждеосвященных будет на этой седмице). Святая Кровь не оставляется от полной литургии, но сам Агнец напояется Кровью Господней, она в нем уже присутствует. На Преждеосвященной литургии в Чашу кладется Агнец, и наливается просто вино, которое не претворяется в Кровь Господню, никакие соответствующие молитвы не читаются. Кровью Господней напоен сам Агнец заранее на полной литургии. На Преждеосвященной литургии не причащают маленьких детей, которые еще не могут проглотить твердую частицу.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Константинополь того времени, когда были сформированы те принципы, которые восприняты Русью, при восприятии ею Христианства. Это понятно, потому что Русь восприняла христианство на рубеже тысячелетий. Даже, в одиннадцатом, я бы сказал, в основном Русь приняла христианство, в качестве процесса христианизации. Но всё равно это рубеж тысячелетий. Поэтому [то], что происходило в Константинополе в конце первого тысячелетия, нам интересней всего. Потому что это как раз то, что Русь восприняла из Византийского мира. И вот как раз в конце первого тысячелетия в Константинополе Преждеосвященная Литургия служилась ежедневно, т.е. все постные дни. Ни как у нас по средам и пятницам, а каждый день. Эту ситуацию мы наблюдаем на Страстной Седмице - ежедневная Преждеосвященная. Дальше, Великий Четверг имеет самую торжественную Литургию, какая только существует в нашей традиции, Литургия Василия Великого. Это вполне понятно, потому, что в Великий Четверг служится самая главная Литургия года. Почему она самая главная? Потому что это день воспоминания о Тайной Вечери в Великий Четверг. А на Тайной Вечери Евхаристия была установлена, в первый раз совершена Господом нашим Иисусом Христом. Было первое причащение. И в память этого события служится самая торжественная Литургия Василия Великого. Великая Пятница вообще не имеет Литургии в составе своей службы. Это кстати не всегда и не везде так было. Это особенность нашего Иерусалимского устава. Вы знаете, что наш устав по которому живет и совершает Богослужения Русская Церковь, сам именует себя Иерусалимским. Это правда только наполовину, потому что на другую половину он является Константинопольским. Почему он себя так называет? Потому что его писали в Лавре Саввы Священного, собственно сам текст, саму редакцию делали. Но тем не менее, наш устав настолько строг, что он в Великую Пятницу вообще запрещает служить, какую бы то ни было Литургию, даже Преждеосвященную. Вот у нас в пятницу Литургии нет. Кстати, в древнем Константинополе, раз уж мы об этом тоже ведём речь отчасти, Преждеосвященная в Великую Пятницу служилась. Уже позже произошло устрожение правил.

http://predanie.ru/book/216458-v-pomosch...

В Господские двунадесятые праздники на литургии поются праздничные антифоны и на входе поется не Приидите, поклонимся..., а возглашается особый стих (в нынешней практике его возглашает дьякон, хотя по Уставу должен петь хор). В Богородичные двунадесятые праздники поются антифоны изобразительны и на входе Приидите, поклонимся.... С первого дня праздника до его отдания на литургии поется тропарь и кондак праздника, за редкими исключениями, возглашается прокимен праздника, и поется задостойник и киноник (причастный стих) праздника. Кроме того, двунадесятые Господские праздники имеют праздничный отпуст, а Богородичные – обычный отпуст, одинаковый для всех праздников. Теперь давайте совершим очень краткий обзор тех великих праздников, которые включает в себя месяцеслов. Мы пойдем не по исторической или евангельской хронологии, а по церковному году, потому что место праздника в церковном году тоже имеет очень большое значение, и самим этим движением праздников в церковном году создается особый ритм жизни. Известно, что новый церковный год начинается по старому стилю 1 сентября, по новому стилю – 14 сентября. Этот день называется индикт. Слово это означает «наречение» – наречение, провозглашение нового года. Служба этого праздника имеет совершенно особый устав – там знак «полиелей», но очень многие принципы полиелейной службы нарушаются. Когда в храме к этому не готовятся, бывают очень большие нарушения этого уникального устава, что очень жалко, потому что это исключительный день в году – индикт, церковное новолетие. Первый праздник церковного года – Рождество Пресвятой Богородицы, по старому стилю 8 сентября. Предпразднство Рождества Богородицы с 7 сентября, и отдание этого праздника – 12 сентября (по старому стилю). Как и большинство праздников Пресвятой Богородицы, праздник Ее Рождества основан на Предании, а не на Св. Писании, где нет ни слова о Рождестве Пресвятой Богородицы. Но существует апокриф, который называется «Протоевангелие Иакова». Отнюдь не все апокрифы называются так в отрицательном смысле; вот и «Протоевангелие Иакова» – это апокриф, т.е. не признается Церковью боговдохновенным писанием, но принимается как свидетельство церковного Предания. И большинство Богородичных праздников – Рождество, Введение во храм, частично Благовещение (это отразилось в иконографии) основаны на Протоевангелии Иакова. Этот текст называется апокрифом не в том смысле, что в нем содержится нечто, противоречащее Св. Писанию. Во многом он является просто фиксацией церковного Предания, и Церковью он принимается и используется в иконографии и богослужении.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Итак, в каких же книгах находятся сами антифоны изобразительны? Они находятся в книге Ирмологии и в книге Часослов; в Ирмологии – среди песнопений Божественной литургии и в Часослове – в чине изобразительных. Чин изобразительных (так называемая «обедница») совершается, когда нет литургии, или когда литургия положена, но не совершается «нужды ради церковныя», или когда литургия служится на вечерни. Тропари на Блаженнах находятся в книгах с изменяемыми частями службы: в Октоихе, Минее и Триоди – в зависимости от того, по какой книге вы сегодня служите. Антифоны изобразительны употребляются во все недели и во все субботы, если нет двунадесятого Господского праздника, и в седмичные дни, когда Типикон назначает Блаженны. А когда он их назначает? При всех знаках праздников. Только при отсутствии знака может не быть Блаженн; когда нет Блаженн, в седмичные дни поются антифоны вседневные. Итак, мы видим, что антифоны изобразительные – самый частый, самый употребительный вид антифонов. Праздничные антифоны поются очень редко, а вседневные еще реже. И в неделю, и в субботу, даже если попадает святой без знака, все равно будут петься антифоны изобразительны, с недельного и субботнего богослужения их могут вытеснить только праздничные антифоны. Вторая часть нашей темы – песнопения на малом входе. Малый вход совершается в заключительной части третьего антифона. Первое песнопение, или богослужебный текст – это «входное» (стих на входе). При входе в алтарь, когда диакон возвышает Евангелие и возглашает «Премудрость, прости», хор должен спеть входное. В большинство дней года употребляется входное песнопение «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу, спаси ны, Сыне Божий... поющия Ти: Аллилуйя». Здесь после слов «Сыне Божий» всегда следует изменяемая, соответствующая празднику вставка. Эта вставка собственно в Типиконе нигде не оговаривается, это устная традиция. Можно сказать, что эта вставка берется из антифонов: в будничных и праздничных антифонах есть слова, из которых может быть заимствована эта вставка. Самая распространенная вставка – это «во святых дивен Сый», она употребляется в седмичные и субботние дни, когда нет Господского и Богородичного праздника. По воскресеньям, если нет двунадесятого Господского праздника, поется «Воскресый из мертвых» (как на Пасху); на Богородичные праздники – «молитвами Богородицы».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Последняя часть Божественной литургии, как всегда, радостная и ликующая; практически вместо всех обычных текстов поется Христос воскресе, где трижды, где единожды – это можно прочитать в Типиконе или Триоди Цветной. Произносится пасхальный отпуст; в первый день Пасхи полагается осенять крестом всю паству и поздравлять ее: «Христос воскресе!», на что все отвечают: «Воистину воскресе!». Таково окончание Божественной литургии на Пасху. Вечерня первого дня Пасхи представляет собой совершенно исключительное богослужение, потому что мы знаем из Евангелия, что в первый день по Воскресении вечером Христос явился ученикам, причем там не было Фомы, почему и пришлось его отдельно уверять в Воскресении Христовом. На этой вечерне читается Евангелие, поэтому вход совершается тоже с Евангелием. Служба эта необыкновенно торжественна, совершается она в полном облачении, и на ней возглашается великий прокимен «Кто бог велий, яко Бог наш...» О последовании этой вечерни мы не будем говорить подробно, скажем только, что практически во всем, кроме входа и чтения Евангелия, она является образцом вечерни любого дня Светлой седмицы. Причем каждый день на вечерне будет свой особенный великий прокимен. Великий прокимен имеет, кроме самого текста прокимна, еще три стиха (а не один, как обычный), поэтому обычный прокимен звучит на службе три раза, а великий – пять раз. Назначается великий прокимен только для особых дней года. Вообще вся Светлая седмица проходит как один день и имеет абсолютно идентичный план всех богослужений, все они симметричны и различаются только в текстовом наполнении и незначительных мелочах. Про вечерню мы уже сказали. Утреня дней Светлой седмицы совершенно такая же, как утреня первого дня Пасхи, за исключением двух-трех моментов. Первое: пасхальный канон Иоанна Дамаскина с понедельника Светлой седмицы поется с Богородичными тропарями; второе: каждый день имеет в своем последовании воскресные песнопения Октоиха определенного гласа, а так как гласы каждый день меняются, то вместе с ними меняются и тексты.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Сейчас имеются два чина полной литургии – Василия Великого и Иоанна Златоуста (литургия ап. Иакова в России совершается в очень редких случаях и, кажется, только в Петербургской Академии; в Греции же, напротив, на память ап. Иакова ее служат почти во всех храмах). Это литургии, на которых совершается таинство Евхаристии. Главное, что связывает членов Церкви, это их общее дело – Божественная литургия (греческое слово leitourgia означает «общее дело»); на ней совершается таинство Евхаристии – приготовление, приношение, преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Господню и причащение верующих Св. Дарами. Преждеосвященная же литургия является, по сути дела, вечерней, за которой верные причащаются освященными заранее Святыми Дарами. Можно предложить такое сравнение: например, к больному человеку домой приходит батюшка, чтобы причастить его запасными Св. Дарами. В этом случае преложение Даров совершилось на литургии в храме, а причащают ими уже после окончания службы, через какой-то промежуток времени. Здесь надо проявлять очень большую осторожность в терминах: нельзя сказать, что на Преждеосвященной литургии таинство Евхаристии не совершается. Ведь если мы причащаемся Св. Христовых Тайн за Преждеосвященной, то участвуем и в Евхаристии; просто таинство оказалось растянутым во времени: преложение Даров совершилось в неделю, а причащаемся мы в один из будних дней седмицы. Больной человек, к которому пришел батюшка, приобщается так, как он может, и мы в будни Великого поста участвуем в Евхаристии так, как это разрешено Уставом. По Иерусалимскому Уставу, Преждеосвященная совершается в среду и пятницу, а в прочие дни – при полиелейном празднике. По Студийскому Уставу, Преждеосвященная литургия совершалась во все пять будних дней (этот остаток Студийского Устава сохранялся в Киево-Печерской Лавре вплоть до ее закрытия), и это важно знать, потому что мы с вами воспринимаем Преждеосвященную в среду и пятницу как нечто особенное, нечто из ряда вон выходящее, а на самом деле в любой будний день св. Четыредесятницы возможна литургия Преждеосвященных Даров. Она и совершается в такие дни в определенных случаях, о которых речь впереди. И потому нужно Преждеосвященную ощущать как нечто нормальное для будничного дня, а вот полная литургия в будний день может совершаться постом только в день Благовещения Пресвятой Богородицы. Совершение Преждеосвященной литургии, причащение запасными Св. Дарами не нарушет поста как воздержания от ежедневной полной литургии. Здесь я отсылаю вас к труду о. Александра Шмемана «Великий пост», в котором он ярко и ясно говорит о двух значениях причащения в жизни человека и о двух значениях поста.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Апостольских и евангельских зачал на Божественной литургии может быть одно, два или три. В случае, если читается три зачала, то одно из них читается «под зачало». Что это значит? Это значит, что в начале его не произносятся слова «во время оно» или «рече Господь», т.е. внешне оно не отделяется от зачала предыдущего, и чтение это выглядит так, как будто зачал два, а не три. Порядок пения тропарей и кондаков на малом входе в Господском храме пред по пред по Отдание Г и Б бдение, полиелей, славословие шестеричный и без знака неделя Т р о п а р и К о н д а к и В Св предстательство В Св предстательство прочие дни Т р о п а р и понедельник вторник четверг Среда Пятница Суббота К о н д а к и Д Св Со святыми Св Со святыми Х Св Со святыми Яко начатки В субботу не поется Примечания 1. Перед предпоследним кондаком поется «Слава», перед последним «И ныне». Если поется один кондак, то перед ним «Слава: И ныне». 2. В четверг поются два тропаря и кондака дня. В субботу поется тропарь дня «Апостоли, мученицы...», если же святой не имеет тропаря, то и второй тропарь– «Помяни, Господи...» 3. Если празднуется память двух святых, то поются тропари и кондаки обоим в иерархическом порядке. Обозначения Праздники: Г – Господский; Б – Богородичный; дв – Двунадесятый; пред по П преди попразднство Тропари и кондаки: В – Воскресный; П – Праздника; Х– Храма; Д – Дня седмицы; СВ – святого Минеи; «Предстательство» – кондак общий Богородице. Может быть заменен пением кондака «Взбранной воеводе...»; «Со святыми...» – кондак заупокойный «Яко начатки...» – кондак всем святым Херувимскую песнь нельзя, не задумываясь, называть изменяемой частью литургии, но два раза в году эта песнь на литургии не поется. Это Великий Четверг, когда поется «Вечери Твоея тайныя...», и Великая Суббота, когда поется «Да молчит всякая плоть...». По древним спискам Иерусалимского Устава известно, что и на Пасху не пелась Херувимская, а пелась особая песнь, начинающаяся словами «Воскресения день...», т.е. Херувимская песнь – это как бы потенциально изменяемая часть литургии. Евхаристического канона совершенно не касается богослужебный Устав данного дня. Это неизменно. И, наконец – Достойно или О Тебе радуется. На литургии Иоанна Златоуста поется Достойно, на литургии Василия Великого – О Тебе радуется. Но в двунадесятые праздники и их попразднство, а также в некоторые особые дни поется песнопение, называемое «задостойник» – т.е. «вместоДостойно». Задостойник состоит из припева и ирмоса 9-й песни праздничного канона. Например, от первого дня до отдания Пасхи (кроме Преполовения и отдания его) поется задостойник Пасхи – припев «Ангел вопияше Благодатней...», а ирмос – «Светися, светися, Новый Иерусалиме...»

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010