М.С. Красовицкая Лекция 19. Богослужение в период пения триоди цветной Рассмотрим богослужение послепасхального периода, которое совершается по Триоди Цветной. Говоря об этой книге, как и о любой другой, мы должны прежде всего знать границы ее действия. Триодь Цветная употребляется с утрени первого дня Пасхи до Божественной литургии в Неделю Всех святых, когда в последний раз поются песнопения Триоди Цветной, а в заключение написано: «Конец и Богу слава». Такой огромный период, конечно, распадается на составные части. Безусловно, выделяется первый день Пасхи и Пасхальная седмица; затем имеет общие законы богослужения время от Фоминой недели до отдания Пасхи; Вознесение с попразднством, Троица (Пятидесятница) с попразднством и последний день пения Триоди Цветной – Неделя Всех святых. Какие же части богослужения включает Триодь Цветная? Триодь Цветная содержит изменяемые части служб от первого дня Пасхи до Недели Всех святых. Говоря об этой книге, нам нужно уяснить себе еще раз ее название, которое происходит от греческого слова «триодион», что означает трипеснец (неполный канон, состоящий из трех песен). Но если относительно Триоди Постной с трипеснцами, казалось бы, все ясно, то относительно Триоди Цветной возникают некоторые вопросы, потому что можно не один год служить по Триоди Цветной, но трипеснцев там не заметить. Тем не менее, трипеснцы в Цветной Триоди есть, находятся они в приложении, и замечено, что в прежних (т.е. дореформенных) Триодях они предназначены для пения на блаженнах на литургии, а в греческих – на повечерии. Впрочем, сейчас в Греции на повечерии вместо канонов читается акафист Пресвятой Богородице и в современных греческих изданиях Цветной Триоди трипеснцев нет (поэтому она и не называется Триодью, а Пентикостарием). По нашему же современному уставу эти трипеснцы должны употребляться на повечериях, а, поскольку на приходах повечерия не совершаются, трипеснцы практически выпадают из богослужения, мы их не слышим. И, наконец, название «Цветная» воспринимается нами настолько легко, что даже не вызывает никаких вопросов, а тем не менее здесь есть проблема.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

М.С. Красовицкая Лекция 10. Изменяемые части чина божественной литургии свтт. Василия Великого и Иоанна Златоуста В учебниках Устава семинарского типа литургия с большой легкостью и непринужденностью включается в состав служб дневного круга, и это отражается на ответах, на письменных работах, а главное – на нашем понимании богослужебной жизни. Хотелось бы привлечь внимание к мыслям о. Александра Шмемана , изложенным в уже рекомендованной книге «Введение в литургическое богословие». О. Александр очень ясно и последовательно проводит мысль о том, что весь Устав в своей полноте представляет собой таинственное сопряжение «богослужения времени» и Евхаристии. Цель курса литургики – не перечислить службы дневного круга, а нащупать и определить основной нерв богослужебного Устава. За рассмотрением бесконечных «аще случится» и «аще прилучится», за изучением конкретного материала мы не должны упускать главного. А главное – это место «богослужения времени» среди богослужений Церкви и соединение «богослужения времени» с таинством Евхаристии. Евхаристия есть центр всей церковной жизни, это таинство таинств, таинство Церкви по преимуществу – ведь оно созидает Церковь , которая есть Тело Христово. В то же время Евхаристия совершается на Божественной литургии, а литургия имеет различные чины, и имела множество их в древности. Так вот, Евхаристия, безусловно, представляет собой центр богослужебной жизни и всей церковной жизни вообще, но если в системе таинств это более или менее очевидно, то в богослужении времени это несколько ускользает от нашего внимания. В действительности же никогда нельзя даже в мыслях своих ставить в один ряд все службы богослужебного дня, как это часто приходится слышать: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, часы, литургия. Литургия здесь включается в перечисление, входит в общий счет. Такое понимание, конечно, слишком просто, схематично и даже грубо. Достаточно сравнить любое последование богослужебного дня с Божественной литургией, чтобы понять, что ничего сравнимого с ней ни на одной службе не совершается. Даже среди таинств Евхаристия занимает первенствующее место, являясь источником и целью всей богослужебной жизни Церкви, действительно альфой и омегой, и это мы ни в коем случае не должны забывать. В то же время, несмотря на такое существенное различие между службами суточного круга и Евхаристией, совершаемой на литургии, все-таки они принадлежат одному дню и имеют много общего. Об этом общем мы и будем говорить.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

М.С. Красовицкая Лекция 12. Подготовительный период к великому посту Мы приступаем к изучению порядка, содержания и смысла богослужения по Постной Триоди. Надо сказать, что Постная Триодь и Цветная Триодь представляют собой в принципе единое целое – так называемый Триодион. Две книги подчинены одному принципу построения, обе зависят от одного праздника – Пасхи; просто 1-я часть содержит все, что предваряет празднование Пасхи, а 2-я – все, что за ним следует. Собственно, названия книг говорят о том, что они едины: обе они называются Триодь, только одна Постная, а другая Цветная. И надо сказать, что еще в IX-XII вв. эта книга существовала как единое целое. Однако, параллельно, где-то уже с Х в. Постная Триодь начинает отделяться и существовать самостоятельно. В связи с богослужением по Постной Триоди надо было бы очень подробно и серьезно говорить о посте, о святой Четыредесятнице. Об установлении поста, о его смысле мы скажем кратко, а подробнее поговорим уже в связи с богослужениями Великого поста. Конечно, предпасхальный пост существовал с первых лет христианства, по заповеди Спасителя, на основании Его слов: «...Еда могут сынове брачнии плакати, елико время с ними есть жених? Приидут же дние, егда отымется от них жених, и тогда постятся» ( Мф. 9:15 ). Продолжительность поста, степень его строгости различалась в разных местностях, в разных общинах, и лишь к концу III – началу IV веков мы можем говорить о практически повсеместном установлении поста в виде св. Четыредесятницы. Что же касается приготовительного периода, то он, естественно, сформировался не сразу, и тоже имел свой путь развития. В истории формирования этого периода мы также можем наблюдать взаимодействие, взаимопроникновение литургических традиций различных поместных Церквей. Так, например, сырная седмица, которая у нас называется масленицей – последняя седмица перед Великим Постом – сформировалась уже в палестинском богослужении, палестинской традиции. А вот Неделя о блудном сыне – это вклад Константинопольской традиции. Примерно в IX-X вв. устанавливается евангельское чтение о блудном сыне и формируется зависящее от него богослужение, построенное на осмыслении этого чтения. Неделя о мытаре и фарисее появилась еще позднее – к XII в., и также была установлена в Константинопольской Церкви. Можно порекомендовать труд дореволюционного литургиста Карабинова «Постная Триодь», который как раз посвящен проблеме формирования, состава, исторической судьбы Постной Триоди.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

  Триодь Постная и последование богослужения на 21 февраля   Из грязи и страстей/смиренный возносится,/но с высоты добродетелей падает бедственно/всякий гордый сердцем:/от его нрава, от порока бежим! Тщеславие делает тщетным богатство праведности,/смирение же рассеивает страстей множество;/нас, подражающих тому,/общниками мытаря яви, Спаситель. Как мытарь и мы, ударяя себя в грудь,/в сокрушении будем взывать:/«Будь милостив, Боже к нам, грешным!»/– чтобы за это получить отпущение. С ревностью приступим, верные,/достигая кротости, живя со смирением,/в стенании сердца и плаче с молитвой,/да обретем от Бога прощение. Слава: Отвергнем, верные, надменную похвальбу,/и безрассудство безмерное,/и мерзкую спесь,/и гнуснейшую пред Богом/непристойную бессердечность фарисея. Из Триоди Постной — читать по-русски , по-церковнославянски   Последование богослужения на 21 февраля в разных форматах и онлайн   М. Красовицкая «Литургика»   Если мы обратимся к богослужебным текстам Недели о мытаре и фарисее, то будем поражены однообразием их содержания. Эта тема бесконечно обыгрывается с разных сторон, никаких новых «сюжетов» просто невозможно себе представить, все время говорится только об одном: «Мытаря и фарисея различие разумевши, душе моя, онаго убо возненавиждь гордынный глас, оваго же ревнуй благоумиленной молитве и возопий: «Боже, очисти мя грешнаго и помилуй мя». «Фарисеева убежим высокоглаголания и мытареве научимся высоте глагол смиренных, покаянием взывающе: Спасе мира, очисти рабы Твоя», — все тексты посвящены только одной теме. С одной стороны, можно поражаться искусству гимнографов, сумевших так много раз и так по-разному сказать об одном и том же. А можно подумать о том, что Святая Церковь стремится все глубже и глубже, все тверже запечатлеть в нашем сознании, в нашем сердце смысл этой притчи, бесконечно повторяя его и повторяя… М. Красовицкая «Литургика»     Антоний Сурожский «Духовное путешествие»   Все мы принадлежим к человеческим обществам, которые веками жили в разделении или вражде, Сотни лет, порой, мы отворачивались, не желали взглянуть друг другу в глаза, расходились все дальше. Потом мы остановились и оглянулись, чтобы наконец посмотреть на того, кто был нашим братом, а стал чужаком, даже врагом. Но мы были еще слишком далеки и не могли рассмотреть его лица, уж не говоря об образе Божием в нем. Так смотрел на мытаря фарисей; так смотрят друг на друга нации, классы, церкви, отдельные люди.

http://predanie.ru/tema/nedelja-o-mytare...

02.09.2019 #лекции #топ-10 #ТОПы new WOW().init(); window.onload=function () document.getElementById( " close " ).onclick=function () this.parentNode.parentNode.remove(); return false; Подпишитесь на наш Телеграм      × Друзья, мы продолжаем делать материалы к десятилетию работы нашего портала. Мы не только благотворительный фонд и не просто огромная медиатека: мы ещё сами производим статьи, лекции и аудиокниги. К юбилею мы решили вас познакомить с теми нашими материалами, которые пришлись вам особенно по душе или вызывали резонанс. Топ статей и аудиокниг уже сделали. Сегодня — лекции. 10. «Пост в Библии и у нас». А. Десницкий В библейские времена люди тоже постились, и Писание приводит нам немало таких примеров. Но не стоит думать, что в постные дни они придирчиво рассматривали список ингредиентов на упаковке печенья: не было ни печенья, ни упаковки, — но главное, другим было само понятие поста. Каким же именно? Чем наши понятия о посте отличаются от библейских? Есть в Библии и множество пищевых ограничений, не связанных с постом: не есть тушканчиков и прочих животных «с нераздвоенными копытами», «не варить козленка в молоке матери его»… Сохранили ли они свою актуальность для христиан хоть в каком-то смысле? И если нет — то зачем они мы по-прежнему читаем о них в этой главной для каждого христианина книге? 9. «В помощь молящемуся: богослужение Страстной седмицы». И. Красовицкий Лекция поможет понять, что происходит в храме в последнюю неделю перед Пасхой, как Церковь готовит нас к этому празднику, разворачивая перед нами события последних дней жизни Спасителя. Страстная седмица — особое время в жизни Церкви. Каждый день уникален: у него своя тема, свои песнопения и специально подобранные чтения из Ветхого и Нового Завета. Устав Церкви, каким мы знаем его сейчас, складывался тысячу лет, и разобраться в нем самостоятельно нелегко. Нужен тот, кто подскажет — что главное в каждом из дней, на что обратить внимание, о чем задуматься, к чему себя готовить. Об этом расскажет Илья Александрович Красовицкий, регент с многолетним стажем, преподаватель литургики из Свято-Тихоновского университета. Лекция будет полезна и тем, кто только знакомится с православным богослужением, и тем, кто уже давно в Церкви.

http://blog.predanie.ru/article/top-10-z...

М.С. Красовицкая Лекция 16. Лазарева суббота. Неделя Ваий. Понедельник, вторник и среда страстной седмицы Страстная и Пасхальная седмицы образуют центр богослужебного года. Они являются тем временем в жизни Церкви, которое предваряется долгой и серьезной подготовкой – Великим постом. Последняя, 6-я седмица Великого поста имеет особое название – «седмица ваий». Все дни ее от понедельника до пятницы имеют такое определение: «понедельник ваий», «вторник ваий» и т.д. Эта седмица по своему устроению, по содержанию богослужения оказывается устремленной к Неделе ваий, или к тому празднику, который мы привычно называем «Входом Господним в Иерусалим». Богослужение этих дней открывает перед нами важный принцип церковного Устава. Участие в церковном богослужении не является просто воспоминанием прошедших событий или созерцанием богословских идей – все в устроении богослужения направлено на то, чтобы события, воспоминаемые и празднуемые Церковью, были нами пережиты по существу, стали фактом нашей жизни, чтобы мы вошли в ту реальность, в которую Церковь нас стремится ввести. Достигается это разными способами, а в седмицу ваий в течение 5 дней звучат песнопения, которые заставляют нас напряженно ждать событий конца седмицы. Эта седмица должна привести нас к двум особенным праздникам – субботе Лазаревой и Неделе ваий. В субботу Лазареву празднуется воскрешение праведного Лазаря. Мы помним, что Господь воскресил четырехдневного мертвеца ( Ин. 11:1–45 ). Он знал, что Лазарь болел и умер, и, тем не менее, словно нарочно медлил и не приходил в Вифанию, хотя дом праведных Марфы и Марии и их брата Лазаря был тем домом, который, по-видимому, Господь часто посещал. И вот, зная о болезни Лазаря, его смерти и погребении, Господь пришел, когда тот уже 4 дня лежал во гробе. Все это переживается и является в богослужении. Упоминания об этом есть в богослужебных текстах уже с первых дней седмицы: «Вчера и днесь болезнь Лазарева, сию бо Христу являют сродницы...», – вчера и сегодня уже болеет Лазарь, и Христос об этом знает, потому что ему сообщили родственники. Таким образом, нас не просто информируют, а вовлекают в ход событий. В среду мы слышим: «Днесь издше Лазарь», – сегодня умер Лазарь. И наконец: «Днесь Лазарь умерый погребается...», – вот уже полагается во гроб. Таким образом, прослеживаются все этапы, предшествующее этому великому чуду. А мы вместе с сестрами Лазаря находимся в ожидании Господа и недоумеваем, почему же Он не приходит. Эта седмица становится путем, ведущим к дню воскрешения Лазаря.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Консистория немедленно учинит по сему должное распоряжение”. Это предложение произвело в мятежной Консисторской партии сильную тревогу. Не говоря уже о священнике Красовицком, присвоившем себе исключительное право быть настоятелем Кафедрального собора, Секретарь Квятковский– единомышленник Красовицкого до того был возмущён моим распоряжением, что не захотел даже подписывать Консисторского указа на имя священника Альбицкого о возведении его в сан протоиерея и велел подписать оный одному из столоначальников, а Красовицкий, по возведении Альбицкого в протоиерейский сан, никогда не называл его протоиереем, а всегда говорил и писал в официальных даже бумагах: о. Андрей... Я распорядился посвятить священника Альбицкого в сан протоиерея 6-го числа, в день храмового праздника Кафедрального Собора. Литургия в этот день совершалась впрочем не в соборе, по случаю его переделок, а в моей домовой церкви. Случилось, что в этот день проповедь должен был произносить священник Красовицкий. Некоторые из слушавших эту проповедь мне передавали, что при произношении проповеди и лицо и голос проповедника до того изменились, что в нём трудно было —400— 1870 г. узнать О. Красовицкого: так исказило в нём черты физиономии чувство зависти и злобы!.. Получив из Киева драгоценную святыню, я поспешил выразить Киевскому Архипастырю от лица всей Полоцкой паствы глубокую благодарность. 6-го числа я писал в Петербург Высокопреосвященному митрополиту Арсению: „Ещё раз повторяю Вашему Высокопреосвященству от лица всех православных жителей вверенной мне Полоцкой епархии глубочайшую благодарность за Ваше благоснисходительное исполнение нашей усердной просьбы относительно уделения части св. мощей препод. Евфросинии. Присланная из Киево-Печерской Лавры по соизволению Вашего Высокопреосвященства, святыня встречена была в Витебске, 2-го сего декабря, с подобающей торжественностью и с живейшей духовной радостью. Православные жители г. Витебска и окрестных селений так обрадованы прибытием этой святыни, что никак не хотели бы скоро расставаться с ней. Об этом искреннем желании Витебских граждан и окрестных поселян, официально заявил мне Начальник губернии и при этом выразил мысль, чтобы святыня, если можно, была оставлена в Витебске до весны с тем, чтобы, при благоприятнейшей погоде, она перенесена была из Витебска через селения, лежащие на пути к Полоцку. Эту мысль я вполне разделяю, и намерен изъяснить её в донесении Св. Синоду. Всепокорнейше прошу и Вас, Милостивейший Архипастырь, поддержать моё ходатайство перед Св. Синодом об оставлении святыни на зиму в Витебске и о перенесении оной в Полоцк к 23-му числу мая“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1992. Т. 1. С. 500). 641 «Странствия Владычня» – задостойник Великого Четверга, ирмос 9-й песни канона утрени (см.: Триодь Постная. Ч. 2, Л. 428; Красовицкая М.С. С. 259). 642 В Великую Пятницу во время пения на вечерне стихиры, начинающейся словами «Тебе, одеющагося светом, яко ризою, снем Иосиф с древа с Никодимом...» и представляющей собой «благосердный плач» праведного Иосифа Аримафейского над Телом Спасителя, снятым с Креста, царские врата открываются и возглавляющий службу священник с дьяконом три раза совершают каждение вокруг престола с лежащей на нем плащаницей (четырехугольным платом с изображением снятого с Креста Спасителя, символизирующим полотно, которым было обернуто при погребении Тело Господа Иисуса Христа). Во время пения тропарей, завершающих вечерню (один из них начинается словами: «Благообразный Иосиф с древа снем Пречистое Тело Твое...»), в которых говорится о погребении Спасителя и Его Воскресении, о явлении ангела женам-мироносицам, пришедшим ко Гробу Господню, исполняемых обычно медленным и торжественным напевом, принадлежащим болгарскому распеву (см. примеч. к гл. V, л. 69 об. – ссылка 1050), служащие священники с идущими впереди свеченосцами и диаконом выносят плащаницу из алтаря и кладут на приготовленное место посреди храма, символизирующее Гроб Господень, затем вновь совершается каждение вокруг нее. На этом месте плащаница находится до пасхальной полунощницы (см. примеч. к гл. IV, л. 38 об. – ссылка 665), во время которой ее вносят в алтарь и кладут на престол, где она остается до праздника Вознесения Господня. См.: Триодь Постная. Ч. 2. Л. 462, 464; Красовицкая М. С. С. 268–269, 275–276; Настольная книга. 2001. Т. 4. С. 561, 566. 643 Великая или преблагословенная Суббота – суббота Страстной седмицы, в литургическом смысле является преддверием Пасхи и наряду с ней вершиной церковного года. Богослужение Великой Субботы состоит из утрени, часов, чина изобразительных и вечерни, на которой совершается литургия свт. Василия Великого . Утреню, представляющую собой надгробное пение снятому с Креста Спасителю, которую по уставу положено служить в течение всей ночи, завершает торжественное шествие с плащаницей вокруг храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

М.С. Красовицкая Лекция 15. Недели и субботы Великого поста Мы рассмотрим литургические темы и особенности богослужения воскресений и суббот Великого поста. Прежде чем приступить к рассмотрению этого материала, а оно будет в основном носить описательно-иллюстративный характер, мы постараемся подумать над тем путем, который начертан нам богослужебной жизнью Церкви Великим постом. Еще в предыдущих главах, касающихся богослужения будних дней Великого поста и совершения Евхаристии в течение Великого поста, мы обращались к проблеме Евхаристии и поста, которая так ясно является нам в устроении богослужебной жизни Церкви. Мы с самого начала говорили о том, что Евхаристия является центром всей богослужебной жизни Церкви. Мы говорили о Евхаристии как о «печати», запечатлевающей участие во всех таинствах Церковных, и как об источнике, цели и вершине богослужения времени, связанного по самому своему содержанию и названию с временами и сроками. И вот это знание о Евхаристии как о центре богослужебной жизни останется для нас теоретическим и чисто умственным, если мы не попытаемся каждый раз, в каждом особенном вопросе, который мы рассматриваем в курсе Устава, осознать и почувствовать гармонию и единство устроения служб синаксарных (вечерни, утрени, часов) и того, как в этот день совершается Божественная литургия, в каких богослужебных формах является нам в этот день таинство Евхаристии. Уже заранее мы должны предположить, что все это должно существовать в каком-то единстве, в каком-то согласии. Если это центр, значит, все остальное с этим связано, как-то от этого зависит и является путем, который должен нас привести именно к той литургии, которая назначена для этого дня: или это литургия Василия Великого , или литургия Иоанна Златоуста , или литургия Преждеосвященных Даров. И богослужение каждого дня Великого поста имеет совершенно особый вид, в зависимости от того, совершается ли литургия в этот день и какая литургия совершается. Одно дело – богослужение понедельника, когда литургии нет, другое дело – служба, которая предшествует литургии Преждеосвященных Даров, совсем особенная служба под воскресные дни, и ни на что не похоже богослужение субботы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

М.С. Красовицкая Лекция 13. Богослужение будних св. четыредесятницы. Чтение покаянного канона прп. Андрея Критского в первые дни великого поста Наш Типикон полон не только всяких строгостей и непонятностей, но и глубокого понимания всей немощи человеческой природы, родительской заботы о каждом церковном чаде. Так, кафизма на вечерне может отменяться «труда ради бденнаго», потому что братия молилась всю ночь до утра. А в первый день Великого поста Типикон указывает звонить «к свету коснее», т.е. медленнее, не торопить людей на службу ради того, что на вечерней трапезе было утешение, после которого встать немножко тяжелее, чем будет дальше в посту, когда пища будет легкой, бодрящей, располагающей к усердным службам и поклонам. Интересно, что Типикон Святой горы Афон – этого центра православного монашества, вообще отменяет полунощницу в первый день Великого Поста. Первая служба понедельника 1-й седмицы Великого поста, полунощница, обладает с одной стороны великопостной особенностью, с другой – особенностью именно первого понедельника Великого поста. Вообще в посту полунощница вседневная совершается по обычному уставу, но на ней читается молитва Ефрема Сирина с 16-ю поклонами (3 земных, 12 малых и один земной, а до Никоновской реформы было 3 земных, затем 12 т.н. «метаний», т.е. поклонов, когда земли касаются только коленями и руками, не опуская головы, и один земной). В первый же день поста молитва Ефрема Сирина читается на полунощнице только с тремя поклонами, чтобы не было сразу слишком тяжело. Отошла полунощница, и мы вступаем в великопостный порядок богослужения. Первая служба, которую мы подробно разберем, это великопостная утреня. Чинопоследование будничной утрени изучено нами достаточно хорошо, и, опираясь на него, можно определить отличие великопостной утрени от вседневной. Первая часть утрени, если нет бдения – двупсалмие. Во св. Четыредесятницу есть дополнительные молитвы: в начале двупсалмия добавляется Трисвятое по Отче наш. Шестопсалмие и великая ектенья – как обычно, а дальше наступает момент, который отличает постный порядок от обычного: Аллилуйя со стихами. Служба с Аллилуйя противоположна службе сБог Господь. Аллилуйя является песнопением не менее радостным, чем Бог Господь, в нем воссылается хвала Богу в наиболее общей форме – «Хвалите Господа», «Слава Богу», «Хвала Всевышнему». Но Бог Господь – более праздничное песнопение: Господь пришел к нам на землю спасать нас, Мессия явился, и мы Его встречаем. Аллилуйя, как более скромное песнопение, лучше подходит к порядку великопостных служб.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010