Школьная литургика делит вечерню так: до Сподоби, Господи вечерня относится к уходящему дню, а после Сподоби, Господи – к наступающему. Это и правильно, и неправильно, потому что до Сподоби Господи уже пели стихиры на Господи, воззвах, которые говорят о теме наступающего дня. И в то же время после Сподоби Господи тема вечера, тема ухода дня не исчезает, она остается. Но все же такое деление оправдано: как мы помним, в прощеное воскресенье на вечерне именно на Сподоби, Господи происходит перелом – переход от непостного богослужения к постному. И дело не в том, чтобы вечерню разрезать, как батон хлеба, на две части, а в том, чтобы почувствовать внутри нее это натяжение, напряжение связи двух дней. В вечер великого праздника (например, первого дня Пасхи) возглашается великий прокимен: «Кто бог велий, яко Бог наш...». Великий прокимен возглашается не ради Светлого понедельника, а ради уходящего первого дня Пасхи, хотя формально эта вечерня начинает следующий день; между тем, что-то связывает ее и с днем уходящим. Совершение Преждеосвященной литургии на вечерне, и вообще совершение литургии на вечерне яснее всего показывает, что вечерня связана с двумя днями и к двум дням относится. В Великую Субботу литургия совершается на вечерне, и это литургия не первого дня Пасхи, а Великой Субботы, потому что вечерня завершает уходящий день. После вечерни литургия совершается в особые дни года: в Великую Субботу, в Великий Четверг, в Рождественский и Крещенский сочельники. Также если Благовещение попадет на будний день Четыредесятницы, то полная литургия тоже совершается на вечерне. Преждеосвященная литургия всегда совершается на вечерни. Что это значит? Реально мы с вами чувствуем, что служба чуть длиннее, чем просто полная литургия. На самом деле мы бы должны это чувствовать острее и сильнее, потому что вечерня в эти дни должна совершаться пополудни (в 3–4 часа дня). И поэтому целый день мы с вами пребываем в совершенном посте – ведь чтобы участвовать в Евхаристии, надо ничего не есть (на литургическом языке это называется совершенным постом, в отличие от поста аскетического, когда нельзя есть определенных видов пищи).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Очень важный тропарь про Тайную Вечерю. Дальше Канон Великого Четверга: Косма Маюмский написал все Каноны для Утрени. Канон: " Сеченое сечется море Чермное”. Это большой канон, в нем все песни есть. Целый ряд стихир, и ексапостиларий (светилен): “Чертог Твой вижду, Спасе мой украшенный” последний раз поется в Четверг. И, наконец на Литургии - скажу про два песнопения на Литургии, особенные совершенно песнопения на Великом Входе в Великий Четверг поется не Херувимская песня как всегда, поется тропарь “Вечери твоя тайны днесь”. Это единственный раз в году такое. Есть еще один тропарь Великого Четверга: “Вечери Твоей тайные днесь, Сыне Божий, причастника мя приими”, вы наверняка его хорошо знаете потому что он входит в Правило ко Святому Причащению. Вот он поётся вместо Херувимской песни, то есть на Великом Входе. Он поётся во время причащения. И он поётся в конце Литургии третий раз. То есть фактически он сопровождает всю службу. И второе песнопение, которое я упомяну, это Задостойник. Знаете, что такое “задостойник”? Вместо “Достойно есть...” в конце анафора. Здесь поётся “ Странствие Владычне, и бессмертная трапеза”. Как такие особенные песнопения Великого Четверга. Ну и несколько слов про Великую Пятницу. Великая Пятница - это и есть Великая Крестная Пасха, тот самый день, когда отмечали память страстей, распятия, и крестной смерти Господа. И сейчас тоже отмечают этот день, просто не называют Пасхой, а так всё тоже самое. Это день очень строгого поста, такого строго поста, что даже наш Устав отменил Литургию в этот день, даже Преждеосвященную. Трапеза в Великую Пятницу не благословляется по Уставу. В типиконе так написано : “Если кто немощен или пристарелся, да вкушает сухари с водою по захождению солнца.” Это самый постный день в году. Такого дня больше нет. Какие службы служатся в Великую Пятницу? Что нужно иметь ввиду? Что все службы в Великую Пятницу имеют, такое ярко-выраженное Иерусалимское происхождение. Ну вообще у нас Иерусалимский Устав. Вообще в нашем Константинопольском Богослужении очень велико влияние Иерусалимской традиции.

http://predanie.ru/book/216458-v-pomosch...

В другие моменты службы почти всегда – должны петься Богородичны отдаваемого гласа. Так это и формулируется в Типиконе: «И поем Богородичен настоящего гласа», или, иначе говоря, текущего гласа, ведь он еще течет, его еще не отдали. В субботнем богослужении может участвовать Богородичный канон из службы воскресного дня. Вспомните: в воскресенье в Октоихе есть каноны Воскресный, Крестовоскресный и Богородичный. Последний и может при определенных праздниках быть взят для субботнего богослужения, что говорит об усиленном, подчеркнутом, нарочитом употреблении воскресных текстов, принадлежащих отдаваемому гласу. Отдание гласа в субботу – это не просто перелистывание музыкальной страницы, а своеобразное отдание предыдущего воскресного дня. Воскресенье – это праздник седмицы, с него все начинается, а суббота – последний день седмицы, а значит, последний день этого праздника, отдание воскресного дня. Кроме того, суббота обладает целым рядом праздничных богослужебных особенностей. Это следует особо выделить, потому что внешне субботнее богослужение напоминает будничное. Славословие ради субботы не поется, Евангелие не читается, что это за праздник – суббота? Да, на поверхностный, беглый взгляд это так, но этот простой чин содержит в себе очень многое из того, что совершенно невозможно в будние дни. Самая главная особенность субботы, основное, что отличает ее и навсегда отделяет от будних дней, – это наличие обязательной полной Литургии. В субботу никогда нельзя отменить Литургию. Почему? Суббота никогда не была постным днем. Речь не о том, что нет таких суббот в году, когда нельзя было бы есть мясо. Мы говорим о посте не в смысле телесного воздержания, а в смысле влияния поста на богослужение, на ход служб. Ведь пост – это когда нет ежедневной полной Литургии. И в Великом посту мы это особенно чувствуем, хотя, по мысли Устава, так должно быть и в прочие посты: отмена ежедневной Литургии – вот основное воздержание и основная трудность поста. А если Литургия и бывает, то только Преждеосвященных Даров, т.е. Литургия без Евхаристического канона.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Тексты этой службы еще раз, в последний раз стремятся приготовить нас к началу Великого поста и сказать нам какие-то вдохновляющие слова. Так, на стиховне поется стихира: «Возсия благодать Твоя Господи, возсия просвещение душ наших. Се время благоприятное, се время покаяния, отложим дела тьмы, и облечемся во оружия света: яко да преплывше поста великую пучину, в тридневное воскресенье достигнем, Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Спасающаго души наша». Вот уже мы в преддверии Великого поста. Мы подчинили наш рассказ хронологическому принципу, но еще ни слова не сказали о логике построения памятей подготовительного периода. Очевидно, эта логика есть и она очень важна. Но мы просто занялись бы не своим делом, если бы начали богословствовать на эту тему. Наш предмет – литургика и Устав. Но все же, что нам делать? Здесь нас выручат синаксари Никифора Ксанфопула, которые не только собирают сведения разные о празднике и мысли святых отцов, но, которые, что удивительно, особое внимание уделяют объяснению того, почему именно эта притча читается сегодня, почему за ней следующая, почему память святых отцев в этот день. Надо сказать, что вообще этот период в синаксаре Недели о мытаре и фарисее осмысливается в целом: «Но в сих убо Триоди мысль, настоящия три праздники, мытаря и фарисея, и блуднаго, и Втораго Пришествия, якоже некое предобучение и поущение святыми отцы умыслися». Предобучение и поущение – т.е. подготовка. Далее следует очень развернутое сопоставление с подготовкой к войне, к брани: «Якоже бо к телесным бранем отходит хотящим...» – говорится о том, как воины приводят в порядок оружие, чистят его и т.п. А что же делают отходящие к духовной брани? «Тако и божественные отцы предтрубят» – какое слово интересное – «предтрубят»: призывают на войну – «пощения последующее на демоны ополчение... Понеже убо первое оружие к добродетели покаяние, и смирение». А какая же притча лучше подходит к этому, как не притча о мытаре и фарисее? Синаксарь в Неделю о блудном сыне начинается изумительными стихами: «Блудник аще кто есть яко аз, дерзай, гряди: Божиих бо щедрот всем отверзеся дверь». Затем следует объяснение, зачем свв. Отцы установили эту память: «Понеже бо суть неции многая безместная в себе сведуще, блудне же зело от юнаго возраста живуще, и пиянствы, и нечистотами упражняющеся и во глубину злых сице впадше, во отчаяние приходят, еже убо рождение есть гордости» – т.е. потому что есть люди, которые много грешили с юности и теперь приходят в отчаяние. А отчаяние – рождение есть гордости. «Человеколюбно и отечески святии отцы, и к таковым человеком имуще, и отвести от отчаяния хотяще таковую притчу зде по первой учиниша, отчаяния страсть из корене востерзающе, и к добродетели восприятию возставляюще».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В попразднство существует система рядовых песней, т.е. там из канона могут браться не только 3-я или 6-я, а и 1-я, 4-я, 5-я и проч. Для каждого дня попразднства своя песнь. Такая же система и в Триоди Цветной, когда каждая седмица – попразднство своей недели, там действуют рядовые песни (т.е. песни, выстроенные по порядку). Тропари на Блаженнах могут быть не на одну тему, а как бы составные. Скажем, в воскресный день будет назначено несколько тропарей из Октоиха и несколько из службы святому. Одни будут из Октоиха – специальные, вторые – из 6-й песни канона святому. Тропари на Блаженнах могут быть на 12, 10, 8, 6. В Ирмологии есть разметка, и в зависимости от того, сколько Устав вам указывает на сегодня спеть Блаженн, вы с нужной отметки начинаете. Написано: 12-й стих, значит, после этого стиха надо припевать тропари. Стих – тропарь, стих – тропарь. На самом деле такое исполнение третьего изобразительного антифона почти не встречается в приходском богослужении; это указание Устава очень мало где выполняют. В Московской Духовной Академии тропари поют, и довольно красиво, но, насколько помнится, меньше нужного числа. У нас на приходах если хотят, но не умеют их петь, тропари читают. Так что полное исполнение этой части службы очень трудно где-либо встретить. Последнее, что нам осталось рассмотреть, это вопрос о том, что такое «есть Блаженны» и «нет Блаженн». Блаженны бывают, конечно, на все праздники с красными знаками в месяцеслове и при шестеричном святом. В каком случае Блаженн нет? Их может не быть на службе без знака, но не обязательно. Бывает, что служба без знака, а тропари на Блаженнах есть. Можно сказать так: Блаженн нет на самой простой будничной службе, этого достаточно. В Типиконе вы открываете конкретное число – предположим, 24 сентября, – и видите описание вечерни, потом описание утрени, потом канон, ексапостиларий, стихиры, потом сказано так: на литургии на Блаженнах Октоиха 4 и от шестой песни канона на столько-то. Встречается слово «Блаженны» и указано, откуда их взять – значит, Блаженны есть. А если открыть другое число в месяцеслове – там описание вечерни, утреня, и кончается так: светилен Октоиха, и все – описание службы закончилось. Нет слова «Блаженны» и не сказано, откуда их брать – значит, их нет вовсе. Трудность только в том, что мы редко служим лишь по Типикону; мы служим русским святым, которые в Типиконе вынесены за число, их богослужение там не описано, и регенту бывает трудно решить, в какой день можно петь вседневные антифоны. Можно попробовать сказать так: когда Типикон в описании древней службы не называет Блаженны, и когда богослужение русскому святому совершается как святому без знака, на литургии следует петь вседневные антифоны (если это не суббота и не воскресенье).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

260 Просфора (греч. προσφορ – приношение) – богослужебный хлеб. Просфоры предназначены для таинства Евхаристии и для поминовения святых, живых и усопших во время подготовительной части литургии – проскомидии. Просфора имеет круглую форму, состоит из двух частей. На ее верхней части вытеснено изображение четырехконечного креста с надписью ИС ХС НИКА (Иисус Христос побеждает), возможно изображение какой-либо иконы. Готовится из квасного (дрожжевого) теста, состоящего только из пшеничной муки, воды и соли. Название произошло от принятого в первые века христианства обычая приносить в храм хлеб и вино для Евхаристии. 261 Общая трапеза – афонский устав вкушения пиши см. примеч. к гл. II, л. 11 – ссылка 181. В воскресные и праздничные дни обеденная трапеза украшается особым чином о панагии (Часослов. М., 1991. Л. 128–134). 262 Мантия – верхняя одежда монахов, длинный плащ без рукавов. Мантией также называют одну из степеней монашества – малую схиму (см. примеч. к. гл. II, л. 62–62 об. – ссылка 277). 263 Экклесиарх (вар.: еклесиарх, екклесиарх, экклисиарх – греч. λησιρχης) – церковный смотритель, монах, который исполняет различные послушания при храме: подготавливает все необходимое для совершения литургии, звонит к службе, зажигает лампады, подготавливает кадило, идет впереди служащего иеромонаха со свечой, во время службы будит спящих, убирает в храме. 264 Тропарь (от греч. τρπω – вращаю, обращаю) – главное, основное песнопение какого-либо церковного праздника (Господского, Богородичного или памяти святого), которое может перемежаться с другими текстами, например стихами из псалмов. Это слово имеет и другое, более широкое значение – гимнографическая единица, строфа. См.: Красовицкая М.С. С. 67–68. 267 В печатном издании Дневника вместо этого отрывка вставлен следующий текст: «Наконец по удару колокольчика все встали и начали торжественное и громогласное пение «Достойно есть». Все умеющие петь принимали участие в пении, так что выходило действительно величественно. Само по себе «Достойно есть» прекрасного напева; подобного напева я нигде не слыхал и, кажется, нигде больше не услышу, так как оно самобытное афонское произведение. В продолжение пения разносят по всей братии просфору, так называемую панагию – в честь Богоматери, которая предварительно разламывается на несколько частей. От этих частей, разносимых экклесиархами, отламываются затем каждым иноком частицы и съедаются, но наперед их держат несколько над кадильницей» (Дневник студента. С. 66–67).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Мастер-класс московских регентов. Проблемы и традиции современного клироса 20 февраля, 2015. Мария Строганова Крещендо и сразу диминуэндо 18 февраля в актовом зале Татианинского домового храма Московского государственного университета прошел уникальный мастер-класс знаменитых московских регентов, посвященный проблемам и традициям современного клироса. Впервые в одном месте собрались поделиться опытом самые известные регенты Москвы – Евгений Кустовский, регент храма Трех святителей в Трехсвятительском переулке, декан певческого и регентского факультета института «Содействие», автор и составитель певческих сборников; Алексей Пузаков, регент Синодального хора, храма «Всех скорбящих Радость» на Ордынке и Никольского храма в Толмачах; Илья Красовицкий, регент Благовещенского храма в Петровском парке, преподаватель литургики и Евгений Тугаринов, регент Богоявленского кафедрального собора города Москвы, кандидат искусствоведения, автор книг по истории церковного пения Варвара Волкова, регент храма святой мученицы Татианы при МГУ. Организовали эту удивительную встречу Нина Дмитриевна Лебедева, директор Школы духовного пения при Храме мц. Татианы, регент Варвара Волкова и Татьянинское творческое содружество. Как должен строиться репетиционный процесс при работе с церковным хором? У каждого из мастеров сегодняшнего вечера был свой ответ на этот вопрос. Евгений Кустовский выделял этапы репетиционного процесса, Евгений Тугаринов, напротив, отказывался от разучивания произведения, Алексей Пузаков сразу раздал сложнейшие ноты. При этом никакого соревнования не было, да и вряд ли оно возможно, когда мастер-класс проводят регенты с многолетней репутацией знатоков церковного пения. Наблюдать за этим собрались не просто интересующиеся, а такие же профессионалы – регенты московских и подмосковных храмов. В результате состоялся уникальный мастер-класс – событие, которое, возможно, положит начало регулярным встречам и созданию Регентского клуба. Прежде всего, всем пришедшим на встречу было предложено рассесться по голосам – первые и вторые сопрано, альты, тенора и басы. Получился огромный хор из регентов и певчих московских и подмосковных храмов.

http://pravmir.ru/master-klass-moskovski...

Основные темы: 1. Значение и происхождение Великого поста 2. Структура Великого поста 3. Литургия в дни Великого поста 4. Темы воскресений 5. Устройство будних дней Великого поста 6. Великий пост в наши дни: сложившаяся практика и проблемы О Великом посте рассказывает Илья Александрович Красовицкий, заместитель заведующего кафедрой литургического богословия Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, церковный регент с большим опытом работы, признанный знаток православного богослужения. 6. « Типичные ошибки толкователей и погрешности восприятия библейского текста». А. Десницкий Мы всегда читаем Библию в переводе, толковании. Даже обращаясь к оригиналу, мы опираемся на понимание тех людей, которые составили для нас словари этих языков, придумали толкования, написали комментарии… Насколько мы можем быть уверены, что те смыслы, которые вложены в текст переводчиком, комментатором, проповедником или богословом, действительно присутствуют в тексте? Может быть, это его собственные реконструкции? Может быть, он выхватывает из библейского текста лишь то, что соответствует его собственным идеям? Простейший пример: согласно Синодальному переводу, Давид, взяв столицу аммонитян, подверг их лютым казням: жег в печах, перепиливал пилами… но если посмотреть оригинал, оказывается, что это совершенно произвольная трактовка переводчиков. Откуда берутся все эти странные идеи и как можно проверить их хотя бы в первом приближении? 5. « Когда семья не в радость». М. и Е. Бурмистровы Мы помним, как семья была радостью, опорой и почти смыслом жизни. Мы храним в сердце каждый из этих дней: венчание, новость о беременности, рождение первенца, его первые шаги и слова… Почему же теперь вместо радости — тоска, а вместо желания позаботиться о супруге и детях — чувство долга и вины? Как вернуть в семью былую радость? Как понять, в какой момент всё пошло не так, и исправить ошибку? Над этими и другими вопросами о семейном счастье мы попробуем поразмышлять на встрече с супругами Бурмистровыми, родителями 11 детей: Михаилом — преподавателем философии и Екатериной — семейным психологом, автором книг о развитии детей. 4. «Канон Андрея Критского: читаем, размышляем, учимся понимать». Священник Алексей Агапов

http://blog.predanie.ru/article/top-10-z...

Познаем, братия, таинства силу,/ибо от греха ко отеческому очагу возвратившегося блудного сына/преблагой Отец, навстречу выйдя, обнимает,/и вновь познание своей славы дарует;/и таинственное для горних Сил совершает веселие,/закалывая тельца упитанного,/дабы мы достойно проводили жизнь/с Заклавшим – человеколюбивым Отцом,/и славною Жертвою – Спасителем душ наших. Из Триоди Постной — читать по-русски , по-церковнославянски   Последование богослужения на 28 февраля в разных форматах и онлайн     М. Красовицкая «Литургика»     Неделя о блудном сыне — это вклад Константинопольской традиции. Примерно в IX-X вв. устанавливается евангельское чтение о блудном сыне и формируется зависящее от него богослужение, построенное на осмыслении этого чтения. Неделя о мытаре и фарисее появилась еще позднее — к XII b., и также была установлена в Константинопольской Церкви. Что же отличает богослужение Недели о блудном сыне? В эту неделю впервые поется знаменитый 136-й псалом На реках вавилонских. Это как раз тот период года, когда мы не нарушаем Устав о воскресном богослужении. Мы уже говорили, что псалмы 134-й и 135-й, которые мы всегда привыкли слышать, вовсе не являются обязательной частью воскресной службы. Большую часть года в воскресенье должны петься так называемые Непорочны — 17-я кафизма. Но именно в те недели, о которых мы сейчас говорим, должны петься 134-й и 135-й псалом, и с ними в ряд встает 136-й: На реках Вавилонских. Этот псалом здесь поставлен отнюдь не случайно и, конечно, не ради исторического события пленения Вавилонского — он изображает удаление от горнего Иерусалима, то состояние, в котором должна пребывать душа, если она попала в плен греховный: «Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя». И те слова, которые обращены к дщери, к дочери Вавилона, такие грозные, естественно, относятся к порождениям греха — тем «младенцам», которые должны быть разбиты о камни. Этот богослужебный текст каждому помогает почувствовать себя пленником, которому не до радостных песен и который сердцем желает избавления.

http://predanie.ru/tema/nedelja-o-bludno...

О смысле вечерней молитвы мы упоминали; однако, в уже сложившемся и развернутом виде, в котором мы имеем вечерню теперь, она имеет еще одну особенную тему – тему чаяния Израиля, ожидания Спасителя. Каждая служба имеет несколько тем, они сменяют друг друга, характер песнопений различен, но есть основной нерв, определяющий общий характер службы. Повечерие (a«podeipnon – после вечери, после ужина) содержит тексты, в основном, покаянные и просительные. Полунощница связана с воспоминанием о втором пришествии Спасителя. Есть церковное предание, что второе пришествие будет в полночь (основанное на притче о десяти девах), и центральное песнопение полунощницы – «Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща…» Его можно услышать и на богослужениях первых дней Страстной седмицы. Общую тему и характер утрени можно определить как осуществление чаяний Израиля. Утреня – переживание пришествия Мессии, Спасителя. В начале утрени звучит песнопение «Бог Господь, и явися (явился) нам, благословен грядый во Имя Господне». В каноне – центральном тексте утрени – проходит тема ожидания и встречи Христа. О темах третьего, шестого и девятого часов мы уже говорили; первый час возник позже других и является продолжением утрени, его тема – начало дня. Каждая из служб суточного круга имеет несколько видов: вечерня может быть малая, вседневная, великая; повечерие бывает малое, великое (до реформы Патриарха Никона существовало также среднее повечерие); полунощница – вседневная, субботняя, воскресная. Утреня – вседневная, с праздничным окончанием и полиелейная, причем последняя может быть частью всенощного бдения или совершаться отдельно. О подробностях этой классификации поговорим позже. Часы тоже могут выглядеть по-разному. Обычно эти часы называются «трипсалмными», потому что в их состав входят 3 псалма. Но и трипсалмные часы имеют свои разновидности: часы обычные, часы великопостные и царские (великие) часы. Царские часы тоже «трипсалмные», но состав этих псалмов не тот же самый, что в часах обычных. Царские часы гораздо обширнее и значительнее, на них поются особые тропари, возглашаются прокимны, читаются отрывки из Ветхого Завета, Апостол, Евангелие. Это совершенно особенное богослужение. Кроме того, часы бывают пасхальные – «беспсалмные», и внешнее их отличие от обычных в том, что они не читаются, а поются. Пасхальные часы не различаются между собой: первый час ничем не отличается от третьего, шестого или девятого.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010