Для нас этот текст давно стал заупокойным, и мы уже не можем себе представить, что родное его место совсем в другом последовании. Это чрезвычайно горько и обедняет наше понимание воскресной службы. Согласно «Оку Церковному», т.е. дониконовскому Типикону, сохраненному старообрядцами, непорочны должны петься в течение всего года (за редчайшими исключениями). В те же периоды, когда современный Устав предписывает полиелей, поются непорочны, затем – тропари по непорочных и уже затем – полиелей. Интересно, что на Востоке произошло прямо противоположное. Согласно как греческому соборно-приходскому, так и Афонскому Типикону, полиелей в воскресенье поется только в полиелейные праздники, а кроме этого случая, во все недели положены непорочны (впрочем, на приходах и то, и другое, как правило, опускается). Реальность такова, что редко где можно услышать непорочны, а тропари по непорочнех сохранились. Они находятся не только в Часослове, но и в Октоихе и в следованной Псалтири. Во время пения их совершается полное каждение храма, затем ектения малая. Ипакои гласа – это очень краткая строфа, нам почти не знакомая, ее часто пропускают. Затем степенны антифоны гласа. Что это такое? В каждом гласе есть три, а в 8-м гласе четыре строфы, которые называют степенны антифоны. Почему степенны? Потому что они уподоблены псалмам 18-й кафизмы, которые пелись на ступенях Иерусалимского Храма (степень – ступень). Почему антифоны? Потому что они должны петься по-переменно правым и левым ликом и, между прочим, по два раза каждый тропарь. Более других известен первый антифон 4-го гласа: «От юности моея мнози борют мя страсти...», но это только 4-й глас, и только первый антифон, а вообще в Октоихе в каждом гласе есть антифоны степенны. Понять это можно, только заглянув в Октоих. Прокимен гласа свой в каждой из восьми воскресных служб Октоиха. Возглашает его в нашей приходской практике дьякон (по Уставу – канонарх). К прокимну примыкает Всякое дыхание, это текст, уподобленный прокимну, только общий для всех гласов.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

После 3-й песни читается (по Уставу поется) седален с Богородичном из Минеи, после 6-й – кондак и икос Минеи, по 9-й песни – эксапостиларий из приложения Октоиха, светилен из Минеи (если есть) и Богородичен. Хвалитные псалмы – неизменяемый текст утрени; в службе шестеричному святому к ним иногда припеваются хвалитные стихиры. Вседневное славословие по Уставу должен читать предстоятель. С этого пункта окончание будничной утрени симметрично окончанию будничной вечерни. Отпуст в заключение не произносится, он прозвучит уже на первом часе, который (за исключением Царских часов) всегда присоединяется к утрени, По окончании как будничной вечерни, так и будничной утрени полагается исхождение в притвор и там совершение литии по усопшим, т.е. молитвы об упокоении умерших братий. 1 Благословен Бог наш... В приходских храмах часто опускается Двупсалмие Слава Святей... Шестопсалмие По указанию Типикона читается предстоятелем Утренние молитвы Великая ектения Бог Господь со стихами Во глас тропаря Минеи. По указанию Типикона возглашается канонархом Тропари на Бог Господь Т: М 2р., Слава: И ныне: Б Если 2 свв., то 2-й Т на Славу: Рядовые кафизмы (две или три) В приходских храмах иногда читают псалом за Славу. Седальны по каждой кафизме Святоотеческое чтение Иногда не поются, а читаются чтецом. В приходских храмах обычно опускается. 50-й псалом Л (Ч) Д С 11, 18, 20, 48, 16, 9 Служба без знака: Шестеричный св.: Два малых свв.: К:О 1-й с ирм. на 6 К:О 2-й на 4 К: М на 4 К:О 1-й с ирм. на 4 (без мчч.) К:О 2-й на 4 К: М на 6 К:О 1-й с ирм. на 6 К: 1М на К: 2М на 4 По 3-й песни: ирмос канона Минеи, малая ектения, седален М; Слава: И ныне: Б. Святоотеческое чтение (обычно опускается). При двух малых свв. перед седальнами поется кондак второго св., затем седален 1-го св.; Слава: седален 2-го св.; И ныне:Богородичен. По 6-й песни: ирмос канона Минеи, малая ектения, кондак и икос М. Чтение Пролога (обычно опускается). По 8-й песни: Хвалим, благословим..., ирмос канона Минеи, Честнейшую По 9-й песни: ирмос канона Минеи, Достойно есть, малая ектения, эксапостиларий О.; Слава: –светилен М.; И ныне: Б.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Темой вторника являются как раз две притчи, которые читаются на вечерне. Это притча “О десяти девах” и “О талантах”. Они имеют, как видите, эсхатологическую направленность, они про конец мира. Ну, а тема среды, я уже тоже сказал — это Иуда предатель с одной стороны, и с другой стороны вот эта грешная женщина, которая возлила миро. Два персонажа. Еще скажу несколько слов. Распорядок дня. Какой распорядок в понедельник, вторник и среду, я бы сказал постный распорядок. На что он рассчитан? Во-первых, рассчитан на одну трапезу. Постный распорядок всегда такой, что имеет ввиду, что все в этот день будут есть один раз, а именно вечером. Вечером, когда солнце уже будет заходить, вот это называется постный день. Службы такие :утреня, часы (1-й,3-й,6-й,9-й), изобразительные (изобразительные -- это такая коротенькая служба, довесочек к часам, потому, что всегда к ним примыкает), и последняя самая главная вечерня, которая перетекает в Литургию Преждеосвященных Даров. Вот такой распорядок дня. И последняя служба, которая должна быть уже после ужина, она называется повечерие. Утреня рассчитана на то, что будет служиться очень рано, когда еще темно, это такая очень ранняя служба. Часы должны быть распределены по часам дня. Вечерня где-то в 3-4 вечера может быть по нашему с Литургией Преждеосвященных Даров, потом ужин, как раз к закату близко, и уже перед сном великое повечерие. Вот так должно быть по замыслу. Видите, да? Службы дня рассчитаны на одну трапезу и вот так они весь день собой заполняют. Как на практике? Ну, мы частично сказали, что происходит. Утреню служат накануне вечером, ну такой есть у нас с 19-го века, между прочим не раньше, только в 19 веке на Руси возник и распространился этот, не самый удачно, но наверно неизбежный обычай служить утреню с вечера. До 19-го века этого не было. Утреню служат всегда с вечера накануне с первым часом вместе (первый час всегда к утрене присоединяется), сам день в первую половину дня сначала читают часы все подряд без перерыва (3-й, 6-й, 9-й и изобразительные) и сразу после них начинается вечерня, которая перетекает в Литургию Преждеосвященных Даров.

http://predanie.ru/book/216458-v-pomosch...

В конце вечери. «Сия чаша есть новый завет в Моей Крови, которая за вас проливается, пейте из нее все. Такие удивительные слова. Что это означало? Это означало, что Господь установил Евхаристию таким образом. То есть он сказал – в этой чаше моя кровь, это означало, что он сейчас должен пострадать в ближайшие часы (ему до смерти оставалось несколько часов) и дальше он сказал: «Сие творите в мое воспоминание». То есть, как я сейчас делал – между вами должно происходить отныне и навсегда. Таким образом он установил Таинство. Самое главное таинство церкви: Евхаристия. Затем, в какой-то момент он преломил хлеб, хлеб тоже раздавался несколько раз за эту трапезу (он тоже подавался большим выпеченным караваем), Господь разломил его на всех и сказал: «Примите, едите, сие есть тело мое». То есть те слова, которые мы каждый день слышим на Литургии. «Во оставление грехов». И все приняли этот хлеб. Ученики, которые были за столом, все приняли этот хлеб и пили вино, и таким образом, первый раз причастившись святых христовых тайн. Затем, в какой-то момент, Господь сказал, обращаясь к Иуде: «Что делаешь – делай скорее». И после этих слов Иуда встал и куда-то ушел. И опять, никто не понял, куда он ушел. Ученики не поняли, куда он пошел. Они подумали, что он должен какую-то еду докупить. Сам Иуде понял, что он сказал, по крайней мере, он ушел. Иисус Христос, подав кусок хлеба Иуде, сказал: один из Вас предаст меня, но ученики не понимали что происходит. Кроме него видимо. Ученики не понимали, что происходит, так как Господь всем подавал этот хлеб, по очереди, тут трудно было что-то понять. Ученики подумали, что он должен что-то прикупить к трапезе, так как он всегда носил этот мешок с деньгами. А Иуда ушел звать стражу брать Христа – арестовывать. Когда трапеза подошла к концу (а Иуды уже давно не было с ними), они встали, ушли из этой горницы и пошли в Гефсиманский сад. По дороге видимо беседа продолжалась, как следует из текста и в Гефсиманском саду Господь молился Богу Отцу: «Да минует меня чаша сия». А ученики спали. Они ничего не могли с собой поделать после такой сытной трапезы, после такого видимо обильного возлияния Пасхального, тем более была уже глубокая ночь, и им не могло хватить бодрости.

http://predanie.ru/book/216458-v-pomosch...

Во время чтения 18-й кафизмы происходят следующие священнодействия с заранее освященным Агнцем. Во время первого антифона, или первой Славысвященник вынимает Агнца из дарохранительницы и полагает на дискосе. Во время второго антифона совершается крестообразное каждение Престола. Во время третьего антифона совершается перенесение дискоса с Агнцем с Престола на жертвенник. После каждого антифона глаголется малая ектения. И вот во время этих трех ектений священник читает три светильничные молитвы, которые не читались во время предначинательного псалма. Сидеть во время чтения 18-й кафизмы просто нельзя, а на третьем антифоне лучше положить земной поклон. 5) Господи, воззвах со стихами. В Великий пост даже на приходах, как правило, полностью выпеваются все стихи и поются стихиры на 10. Устав очень связан с арифметикой; там все время приходится что-то считать, и все эти числа что-нибудь да значат, они не случайны. Все числа в церковном Уставе являются носителями, хранителями смысла. Например, 10 стихир поются очень редко: в воскресный день и на Преждеосвященной; даже на двунадесятые праздники поется не 10 стихир, а 8. 10 стихир на Господи, воззвах вносят в богослужение большую торжественность. Богослужение Великого поста соединяет, казалось бы, несоединимое: с одной стороны, оно скромно, не пышно, не очень нарядно (нет литии, полиелея, выхода священнослужителей); его красота другая, скромная и пронзительная, и в то же время оно удивительно торжественно, в нем присутствуют элементы самых торжественных служб. Например, чтение молитвы Спаси, Боже... на утрени, или 10 стихир на Преждеосвященной. Это детали не просто обременительные, увеличивающие службу, а очень торжественные, и это надо уметь почувствовать. В окончание этого цикла стихир, – на Славу, и ныне поется Богородичен, и совершается вход с кадилом, а иногда с Евангелием, если на этой Преждеосвященной будет читаться Евангелие. 6) Совершается вход, и поется Свете тихий скромным великопостным распевом. 7) Прокимен Триоди, паримия Триоди, прокимен Триоди второй, и после него совершается особенное действие, не имеющее никаких аналогов и параллелей в богослужениях других дней.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Описывается оно в Типиконе так: «И возглашает диакон: «Повелите». Священник же, взем обема рукама кадильницу (кадило) и свещник со свещею (подсвечник с зажженной свечой), стоит пред Святою Трапезою (перед Престолом), зря к востоком, и, назнаменуя крест, глаголет: «Премудрость, прости» (стойте прямо, момент очень важный). Таже, обратясь на запад (тотчас же повернувшись к западу, т.е. к народу) глаголет: «Свет Христов просвещает всех». В это время все кладут земной поклон, и затем читается вторая паримия Триоди. Эти паримии всегда из одних и тех же книг, кроме Страстной седмицы. Первая паримия читается из книги Бытия, и вторая – из книги Притчей Соломоновых. 8) Возглас: «Премудрость». И очень знаменитая часть Преждеосвященной –Да исправится. Что это такое? Мы привыкли видеть в большинстве храмов, как три певца выходят с клироса, встают перед амвоном и поют «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою...», а хор отвечает. Затем трио поет «Положи, Господи, хранение устом моим...», хор снова отвечает: Да исправится. И так пять раз. Трио поет четыре разных стиха, а хор на каждый стих отвечает Да исправится..., а потом трио поет Да исправится... до середины, и хор допевает конец. Эта часть Преждеосвященной службы обставлена очень пышно, все ее так любят, и ждут, и стараются покрасивее исполнить, но за этой красотой для нас ускользает собственно значение песнопения. Что это? Это прокимен, и притом прокимен великий, ведь он повторяется пять раз. И вот здесь прокимен исполняется именно так, как он должен всегда быть исполнен по Уставу: чтец должен выйти, пропеть его, и потом повторяет хор. Прокимен чтец всегда должен пропевать, но у нас его никогда не пропевают, а просто возглашают, а вот в пост специально готовят и поют, 9) После великого прокимна молитва Ефрема Сирина с тремя поклонами. Вообще на Преждеосвященной молитва Ефрема Сирина читается только с тремя поклонами, ни разу не кладется 16 поклонов. И после этой молитвы возможно возглашение прокимна, чтение Апостола, возглашение Аллилуйя и чтение Евангелия.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

«Не одному обещано христианство. И если кто-то думает иначе, он ошибается» 22 февраля, 2016. Дарья Рощеня Состоялась презентация книги «Миряне – кто они? как в православии найти самого себя» 18 февраля в культурном центре «Покровские ворота» прошла презентация новый книги издательства «Никея» – « Миряне – кто они? » Автор книги Марина Нефедова попыталась ответить на актуальный для верующих вопрос: как в православии найти самого себя? Героями ее историй стали девять наших современников: телеведущий и поэтесса, психолог и доярка, слепой художник и богослов, диссидент и сразу два президента благотворительных фондов. Люди разных эпох, непохожих профессий, уникальных судеб, которых объединяет неповторимый опыт веры и готовность им делиться. Марина Нефедова скромно отказалась от места в президиуме: «Я как журналист привыкла задавать вопросы, а сама публично выступать не умею». Зато она поблагодарила всех, кто согласился участвовать в проекте: «Они – герои. Многим приходилось встречаться со мной по несколько раз. Жанр интервью — журнальный, а опыт моих героев, я уверена, достоин жить долго в информационном пространстве. Поэтому мы сделали книгу». Некоторые герои книги в представлении не нуждаются, как «человек из телевизора» Александр Архангельский . А некоторые — не очень известны. «Например, Дмитрий Дидоренко, к сожалению, малоизвестен, — рассказывала Марина Нефедова. — Он потерял глаза во время поисковых работ, не пал духом, хотя был близок к этому, и разработал собственную систему рисования для слепых. Писатель Ирина Ратушинская, отсидевшая в мордовских лагерях, прошла все ужасы тюрьмы. Она не понаслышке знает о выборе между предательством и страданием. Доярка баба Нюра сорок лет работала в колхозе и каждое воскресенье за 15 километров бежала в храм. Елена Альшанская – человек, который воплотил идею социального служения, создал организацию, в которой работают тысячи людей ( благотворительный фонд « Волонтеры в помощь детям-сиротам ». — Ред. ). Мария Красовицкая, филолог, преподаватель литургического богословия, интересна еще и тем, что она мама девяти детей. Каждый из них широко известен в узких кругах. Я уверена, что благодаря книге круг этот сильно расширится».

http://pravmir.ru/miriane-prezentacia/

Начиная с Недели о мытаре и фарисее до Недели 5-й Великого поста в эту канву, общую для воскресной службы, вставляются другие тексты. ВместоМолитвами апостолов поется текст, который важно знать. В центральных храмах мы порой принуждены слушать сочинение композитора Веделя, церковность музыки которого оставляет некоторое сомнение; она безусловно пробуждает чувства, но вопрос в том, каковы эти чувства, насколько они соответствуют словам, которые содержит богослужение. Итак, вот что поется вместо Молитвами апостолов. «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный весь осквернен. Но, яко Щедр, очисти благоутробною Твоею милостию». Затем следует И ныне и Богородичен: «На спасения стези настави мя, Богородице, студными бо окалях душу грехми, и в лености все житие мое иждих. Но Твоими молитвами избави мя от всякия нечистоты». Далее: «Таже, глас шестый» – и сразу же на глас 6-й тот текст, который всегда есть на этом месте: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое». И затем вместо обычной стихиры по 50-м псалмеВоскрес Иисус от гроба поется: «Множества содеянных мною лютых помышляя, окаянный, трепещу страшнаго дне суднаго. Но, надеяся на милость благоутробия Твоего, яко Давид вопию Ти: помилуй мя, Боже, по велицей Твоей милости». Эти слова стоит отдельно прочитать, прослушать, потому что музыкальное исполнение порой затемняет очень простой и ясный, строгий смысл этих слов. Затем с воскресными текстами соединяется канон из Постной Триоди. Читается и седален Постной Триоди, и кондак – все те тексты, которые обычно сопровождают канон. А также поются стихиры на хвалитех – 4 из Октоиха и 4 из Постной Триоди. Обратим особое внимание на то, что на Славу после хвалитных стихир поется стихира из Постной Триоди. В обычное время, как известно, в цикле стихир на хвалитех на Славу поется евангельская стихира. Но именно в период от Недели о мытаре и фарисее до Недели Всех святых евангельская стихира вытесняется с этого места, она не поется здесь, а вместо нее поется стихира Триоди. Однако евангельская стихира является столь важным текстом, что не может быть совсем удалена из службы, и должна петься в другой момент – перед 1-м часом. По указанию Устава, после утрени в притворе нужно читать «Оглашение Студитово» и там совершать 1-й час; там и должна петься эта стихира. В нашей современной практике нет исхождения в притвор, но можно спеть стихиру перед чтением 1-го часа, можно и должно, потому что это важный текст.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Какова её структура? Первые три дня её однозначно постные по распорядку дня (мы обязательно повторим, какой распорядок дня характерен для поста и для этих дней в частности), по особенностям богослужения и по целому ряду других признаков (Эти признаки, характерные для постных дней, я тоже попробую назвать). Что касается периода времени, начиная с Великого Четверга, это уже не вполне регулярные постные дни. Формально их можно было бы назвать непостными (особенно Великий Четверг). Великий Четверг вообще не очень сильно похож на постный день (я попробую попозже показать почему). Великая Пятница — это самый строгий постный день в году. Великая Суббота — день перед наступлением Светлого Воскресенья — это тоже постный день, как ни странно. Почему это должно быть странно? Потому что в Восточной Церкви, к которой мы с вами принадлежим суббота объявлена днём непостным. По каноническим правилам Восточной Церкви суббота непостная - за исключением только одной субботы в году - Великой Субботы. Великая Суббота — постная. Начиная с Великого Четверга, это дни совершенно особенные. Они не укладываются в рамки и правила регулярных постных дней. С Великого Четверга начинаются пасхальные воспоминания, сначала связанные с Крестной Пасхой потом перерастающие в празднование Пасхи Воскресной. Прежде, чем мы начнём речь об основных особенностях Страстных Дней, давайте сначала поговорим о главном, с чего всегда надо начинать, когда речь заходит о Православном Богослужении, с Литургии. Как устроена Литургия на Страстной Седмице? Всегда нужно по первому пункту давать понятия. Значит с Литургией такая ситуация. На Страстной Седмице, в первые три дня, которые я назвал вполне постными, служится самая, что ни на есть постная Литургия, а именно Литургия Преждеосвященных Даров. То есть в понедельник, вторник и среду служится Литургия Преждеосвященных Даров. Как видите, на Страстной Седмице ситуация меняется. Весь Великий Пост эта Литургия служилась по средам и по пятницам, по нашему уставу. А на Страстной Седмице она служится каждый постный день, и в понедельник, и во вторник, и в среду. Почему? Потому что так было в Константинополе в первом тысячелетии.

http://predanie.ru/book/216458-v-pomosch...

Правда, братия в тех монастырях, для которых писался Устав, была очень немногочисленной, 20–30 человек в храме, и все было совершенно по-другому, чем у нас. На Востоке до сих пор в монастырских храмах имеются т.н. стасидии, т.е. особые места для братии с откидными скамейками, в которых можно стоять, оперевшись на подлокотники, а можно сидеть. В приходских же храмах повсюду установлены скамьи для прихожан.). Предстоятель (игумен, настоятель) – на своем месте, в алтаре – чредный иерей, т.е. тот священник, чья очередь служить в этот воскресный день. И вот кандиловжигатель выходит на середину храма и говорит: «Востаните». Появились различные символические толкования этого возгласа; говорят, что он зовет нас забыть обо всем, думать только о службе, воспрянуть духом; а реально в Типиконе это означает просто «встаньте» – вот вы сидели на скамеечках, а теперь встаньте, начинается служба. После этого начинается полное каждение храма в полнейшей тишине, когда все уже стоят, все собраны, все готово для службы, горят светильники, воскуряется фимиам из кадила, слышится звон этого кадила – безмолвное начало службы. По свидетельству тех, кто пытался исполнить в полной мере этот устав, такое начало оказывает совершенно удивительное воздействие на человека; это не то, что мы с вами – вбежали, и сразу же начинается служба: как тут услышать богослужение или разобраться в нем? Типикон говорит совсем о другом. Все пришли заранее, и все направлено на то, чтобы сосредоточиться, собраться, стоит полнейшая тишина, и все вместе готовятся к общей молитве. Это приготовление к богослужению, очевидно, направлено к максимальному сосредоточению и успокоению человеческого духа перед службой. Воскресное всенощное бдение в период пения Октоиха (в соединении со службой святого без знака, шестеричного и со славословием, без преди попразднства) Что поется читается Кто поет/читает Богослужебные кн. Глава Типикона Примечания Благословен Бог наш... Девятый час Читаются тропарь и кондак уходящего дня. Малая вечерня В приходских храмах обычно опускается.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010