Вот видите, какие особенные, в чем-то противоположные, темы являются нам в субботу Преблагословенную. Этот день снова становится днем смерти, днем, когда говорится и о Христе, лежащем во гробе (об этом очень много будет текстов) и о победе над смертью, и о Воскресении. Снова вместе вспоминаются смерть и Воскресение. Служба эта имеет целый ряд выразительнейших воскресных особенностей. В частности, в этот день, может быть, самым торжественным образом исполняется 17-я кафизма – Непорочны: на 3 статьи, с припевом к каждому стиху. Это один из самых красивых и в то же время трудных, глубоких и не всегда удобопонимаемых моментов в нашем богослужении. Текст 17-й кафизмы относится более всего к дню воскресному, и то, что он помещен в субботнем богослужении, создает совершенно особый и определенный акцент. И снова на утрени субботы Преблагословенной будут петься тропари по Непорочнех – «Ангельский Собор удивися», т.е. тропари воскресные. Есть в наших книгах тропари по Непорочнех, поемые в субботу, – субботние тропари, но, поются тропари воскресные по Непорочнех, потому что празднование в известном смысле является уже воскресным; и целый ряд текстов свидетельствует нам именно об этой особенности богослужения этих двух суббот года – Лазаревой и Преблагословенной. Итак, эти дни очень тесно связаны с воскресным Богослужением, они имеют целый ряд формальных особенностей и частей воскресного чина, и по своему содержанию это – дни, когда вспоминаются смерть и Воскресение вместе. Как устроены все остальные субботы года, что в них особенного? Самое главное отличие любой субботы – это ее нерасторжимая связь с воскресным днем. В чем это выражается? В субботу совершается так называемое отдание гласа. При обычном устроении седмицы тот или иной глас поется с начала ее, с воскресного дня, в течение всех дней, а суббота – это последний день исполнения песнопений определенного гласа. В чине службы предусмотрено усиленное употребление текстов именно этого гласа. В частности, в субботу (в пятницу вечером) практически в течение всего года поется догматик гласа – песнопение, которое в воскресном богослужении, т.е. в субботу вечера, пелось на «И ныне» в цикле стихир на «Господи, воззвах...». Это один из самых важных воскресных текстов, и он повторяется в субботнем богослужении (исключения единичны).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Письма к подруге. Муж – мальчик, муж – дитя? Сообщение: Конечно правильно, она должна идти на встречу мужу, что-то прощать и т.д., НО она же устала!!!! Она об этом то и говорит. Как легко все делать, когда есть силы, и как, когда совсем измотан физически, хочется поддержки именно дорогого и любимого и правда злишься, что он приходит только ночевать. Это так же, как, когда больно, все раздражают, кроме близких. Очень расстраивают статьи о том, что женщина занимаясь с детьми+ часто работая, должна тянуть все н себе и еще ласково и нежно, указывать мужу, что он не очень то заботиться. принесите 10 кг продуктов домой, вся мокрая, тут дети устроили бардак, все это разгребите, потом приготовьте ужин, а потом попробуйте ЛАСКОВО поговорить с пришедшим к вечеру с работы мужем.  Екатерина Дорогая Екатерина, Думаем, автору не понаслышке знакомы такие проблемы, а может быть и намного большие. И думается, что автор и рассказала о том, каким путем надо идти и каким путем прошла она сама, чтобы любимый и дорогой научился поддерживать в трудной ситуации. МЫ видим, что тема в высшей мере актуальна и вскоре опубликуем несколько материалов в на эту темы. Участие прихожан в богослужении Может кто-нибудь знает наименование книг в которых есть подробная «раскладка» службы и так чтобы можно было отслеживать ее ход? PS Тема, поднятая автором, ОЧЕНЬ АКТУАЛЬНА. В яблочко. Автор: Μονοκρος monoceros@yandex.ru Присоединяемся к словам Μονοκρος и благодарим Евгения Сергеевича за такие важные материалы. Советуем для начала посмотреть раскладку службы, приведенную в статьях нашего портала: Божественная литургия , Объяснение Всенощного бдения , Объяснение Литургии Преждеосвященных Даров. Советуем прочесть также чудесную книгу Марии Сергеевны Красовицкой «Литургика» и труд о.Александра Шмемана «Евхаристия – Таинство Царства». Отец мой, ты меня недолюбил… Тема: В защиту богатых:) Сообщение: Почему нельзя богатому человеку размесить свои фотографии без того, чтобы мы сразу подумали, что он тщеславится или его недолюбили? Я училась в престижной школе, в хорошем классе.

http://pravmir.ru/po-blagosloveniyu-star...

«Страшно еже впасти в руце Бога Жива: Сей Судия есть помышлений и мыслей сердечных...». Тут говорится уже не о евангельских событиях, а о судьбе каждого из нас, о выборе, который мы должны сделать. Во все эти дни – Понедельник, Вторник и Среду – на утрени поетсяАллилуйя. Казалось бы, все так же, как и на любой великопостной утрени, но это не так. На всякой великопостной утрени Аллилуйя поется с тропарями Троичными, а в эти дни поется свой, особый тропарь, который является также самым ярким и самым известным текстом полунощницы – тропарь Понедельника, Вторника и Среды Страстной седмицы. Устав предписывает петь его «косно и велегласно, и со сладкопением равно» – медленно, громко, на красивый распев и ровно. Это знаменитый текст: «Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща; недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. Блюди убо, душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися, но воспряни, зовущи: Свят, Свят, Свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас». Здесь соединяются две евангельские притчи: о десяти девах, которые ждут жениха ( Мф. 25:1–13 ), и о рабах, которые не знают, когда придет господин их ( Мк. 13:34 ), поэтому рабам нужно бдеть, и счастлив (блажен) будет тот, кого господин – Господь – обрящет бодрствующим, готовым. А дальше сразу обращение к себе, к своей душе: будь внимательна, иначе ты будешь предана смерти, воспряни и призови Господа. Этот текст, поемый все три дня, как стук в двери наших сердец. И поется он «косно и велегласно» – медленно и громко, подобно тому, как на уроке проговаривается особенно важный материал, чтобы все его услышали и усвоили. В эти три дня читается Псалтирь, но кафизмы отсутствуют на первом и девятом часе. В Среду вечера заканчивается стихословие Псалтири, с утрени Четверга она уже не читается. На утренях этих дней после седальнов читается Евангелие (Мф. зач. 84; Мф. зач. 90; Ин. зач. 41) – те места, где говорится о событиях, предшествующих Страстям, те притчи, которые Господь произносил перед самыми Своими Крестными страданиями (о двух сыновьях и о злых виноградарях, и здесь же обличение фарисеям и говорится о проклятии смоковницы). Мы услышим то, что слышал тогда народ за несколько дней до Пасхи.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

На малой вечерне, предшествующей бдению под Крестовоздвижение, совершается особый чин перенесения украшенного, приготовленного для поклонения Креста с жертвенника на престол. В Типиконе говорится так: «И взимает иерей Честный Крест со блюдом на главу, и вносит его во святый олтарь, предыдущим же пред ним со двема лампадама. И полагает Честный Крест на святой Трапезе (имеется в виду престол – М.К.) на евангельском месте; а Евангелие поставляет на Горнее место, и вжигают пред ним свещу на всю нощь». Дело в том, что этот праздник будет включать в себя совершенно особое поклонение Кресту, и сразу заметим, что эта служба Кресту и поклонение ему объединяет празднования месяцеслова и Триоди: служба на Крестовоздвижение почти в точности такая же, как будет в Крестопоклонную неделю, и чин будет такой же, и тексты будут повторяться. Тексты праздника Крестовоздвижения – это радостные, невыразимо прекрасные гимны. Напомню один из них, который является, кстати, самоподобном: Радуйся, Живоносный Кресте... Читая разные тексты, легко увидеть, сколь много теряет богослужебный текст без своей музыкальной одежды. И хорошо, что мы это чувствуем. Церковный текст – это единство слова и звука, и хотя напевы не всегда употребляются самые удачные, но даже то, что мы имеем, необходимо для словесной службы. Вот одна из стихир праздника: «Радуйся, Живоносный Кресте, благочестия непобедимая победе, двере райская, верных утверждение, Церкве ограждение, имже тля разорися и упразднися, и попрася смертная держава, и вознесохомся от земли к небесным, оружие непобедимое, бесов сопротивоборче, славо мучеников, преподобных, яко воистинну, удобрение, пристанище спасения, даруяй мирови велию милость». И далее следуют еще две стихиры, которые начинаются такими же словами: «Радуйся, Господень Кресте...», и третья: «Радуйся, слепых наставниче...» Это, конечно, очень яркий и красивый момент службы. На этот день Типикон назначает изнесение Креста из алтаря по окончании пения великого славословия, и для соборных храмов есть в Типиконе описание чина Воздвижения Креста (оно сейчас совершается не во всех храмах, в основном в тех, которые считают себя соборными), на котором дьякон возглашает особые прошения и четыре раза поются так называемые «сотницы» – стократное пение Господи, помилуй. Надо сказать, что указание Типикона о совершении чина Воздвижения только в соборных храмах появилось только в конце XVII в. И Око Церковное, и современный греческий Типикон предписывают его совершение во всех без исключения храмах. Это вполне логично: ведь мы празднуем именно Воздвижение Креста, а не просто поклонение. Затем приводится чин поклонения Кресту, целования Креста, и на этом чине поются стихиры те же, что и в Триоди Постной, на Крестопоклонной неделе.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Просительная ектенья и стиховные стихиры из Триоди. «Благо есть...» – дважды. Трисвятое по Отче наш. Тексты из Часослова, которые оканчиваются молитвой Ефрема Сирина и 16-ю поклонами. По окончании утрени сразу начинает читаться первый час. Великопостные часы обладают несколькими особенностями. На часах читается кафизма, кроме первого часа в понедельник и пятницу , и девятого часа в пятницу. Это объясняется простой арифметикой – тем, что мы должны уложить сорок кафизм в службы будничные. На великопостных часах поется тропарь часа со стихами. На обычных часах читается тропарь и кондак дня или праздника, а на великопостных часах поется особый текст, который закреплен за каждым часом: на первом часе – «Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой», на третьем – «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолом Твоим ниспославый...» и т. д. Великопостный час, таким образом, в большей степени становится самим собой, больше выявляется литургическая тема часа. Тропари поются с земными поклонами, со стихами, священник выходит для их возглашения на амвон. Такой тропарь возглашается, по Уставу, учиненным чтецом или иереем (в нашей практике иереем на амвоне), потом повторяется хором, потом иерей возглашает стих, хор повторяет тропарь и еще раз стих и тропарь. Кроме того, на первом часе стихи часа, которые начинаются словами «Стопы моя направи по словеси Твоему, и да не обладает мною всякое беззаконие», поются причем указано петь это «велегласно и косно», – громко и медленно. Да еще стихи повторяются по два раза, а последний – три раза. Шестой час отличается следующей особенностью: на нем читается паримия, которую предваряет тропарь пророчества и прокимен. На шестом часе всегда читается паримия из пророка Исайи. После Отче наш читается не обычный кондак, а тексты из Часослова. Кто стоял в храме с Часословом, тот замечал, что в часах есть великопостные вставки, о которых мы сейчас говорим. Там есть пометка: «аще есть Святая Четыредесятница» или «аще пето Аллилуйя» или «аще пост».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

они берутся не из службы гласа, из которой мы пели стихиры, канон, а из того приложения, в котором находятся ексапостиларий, связанные с воскресными евангельскими чтениями. Всякое дыхание – это праздничное начало хвалитных псалмов. К хвалитным псалмам припеваются стихиры на хвалитех. На Славу берется евангельская стихира, тоже зависящая от евангельского столпа. Евангельская стихира, ексапостиларий воскресный и Богородичен воскресный зависят не от гласа, а от евангельского чтения. Евангельских чтений 11, и существует 11 ексапостилариев, Богородичнов и евангельских стихир, и все они находятся в приложении Октоиха. Понять это можно, только увидев эти тексты. На И ныне всегда «Преблагословенна...» – Богородичен, закрепленный за воскресной службой. Возглас перед великим славословием и само славословие. После него на воскресном бдении всегда поется воскресный тропарь, и только он один. Но поется не тот тропарь, который пелся на Бог Господь – то был тропарь воскресный гласа, в каждом гласе свой. В первом гласе это «Камени запечатану от иудей...», во втором – «Егда снизшел еси к смерти...», в третьем – «Да веселятся небесная...» и т.д. Восемь гласов – восемь тропарей воскресных. А в этом месте поется другой воскресный тропарь. Сколько их существует? Два. Один для четных гласов, другой для нечетных. И запомнить очень просто: для нечетных тропарь начинается с односложного слова – «Днесь спасение миру бысть...», для четных гласов используется тропарь, начинающийся с двусложного слова – «Воскрес от гроба и узы растерзал еси ада...» Ектенья сугубая, вслед за ней ектенья просительная, после которой обычное окончание службы. Отпуст великий и затем первый час. В книге М. Скабаллановича «Толковый Типикон» есть интереснейшая глава об идеальной всенощной. В начале века в Киеве у профессоров Академии возник вопрос о возможности полного служения бдения с таким огромным количеством текстов, пропеванием полного канона, всего 103-го псалма, всей 1-й кафизмы и всех полиелейных псалмов. Они сообщили о своих сомнениях студентам Киевской Духовной Академии, и вот решено было это осуществить.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Сначала поется припев «Благословен еси, Господи», потом «Дивна дела Твоя, Господи» и затем уже «Слава Ти, Господи, сотворившему вся». По свидетельству очевидцев уставной службы, пение этого псалма – полное, уставное – необыкновенно трудно и продолжительно, оно длится как минимум минут 30 (а на Афоне предначинательный псалом поют чуть ли не полтора часа) и производит впечатление чего-то величественного, монументального. Это, конечно, удивительный псалом, и хорошо бы нам познакомиться с его содержанием, а не судить о нем по тем куцым 5 с половиной стихам, которые мы удостаиваемся слышать в нашей приходской службе. Исправить это в нашей ситуации пока невозможно, но можно хотя бы знать, что это такое на самом деле, обрывки чего мы слышим. Молитвы светильничные записаны в этом же пункте схемы, они должны быть прочитаны во время предначинательного псалма. Ектения великая – всегда первая в службе, и воскресная служба не является исключением. Номером 8 обозначена 1-я кафизма, которую очень часто называют просто Блажен муж. Мы знаем, что за одну седмицу вне Великого поста Псалтирь должна быть прочитана целиком один раз. Кафизмы распределены по службам и по дням седмицы. Седмица начинается в неделю, неделя начинается в субботу вечером, поэтому в субботу на великую вечерню, естественно, приходится 1-я кафизма. По Уставу, она должна петься на три антифона, целиком. Первый антифон – на глас осьмый (опять этот праздничный, красивый распев), второй и третий антифоны – на глас дне, т.е. на тот глас, который начинается в этот воскресный день по Октоиху. Певческая традиция предписывает исполнение Блажен муж с Аллилуиа к каждому стиху (бывает трехкратное, бывает однократное). Ектенья малая (п. 9) – по каждом антифоне. По Уставу должно быть так: антифон – ектенья, антифон – ектенья, антифон – ектенья. А у нас что? 6 стихов вместо всей кафизмы и одна ектенья вместо трех. Не нужно думать, что кафизма Блажен муж первая на воскресной службе только потому, что она имеет номер 1; было бы неверно предполагать только формальную связь ее с воскресной службой.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Феодора Студита , Ж – Жития, П – Пролог. Примечания: Вск – воскресны, Вост – восточны, Крестовск – крестовоскресны, Б – Богородичны, Ев – евангельская [стихира]. Лишь затем, когда священник возвращается в алтарь, звучит возглас: Слава Святей. При таком раскладе службы потом, при пении 103-го псалма, он спокойно читает светильничные молитвы. У нас же это затруднено, поскольку трудно одновременно кадить храм при очень сокращенном пении 103-го псалма и как-то еще прочитать светильничные молитвы. В нашей практике они читаются не на солее, а в алтаре, и мы с вами не видим, как в воскресный день читают светильничные молитвы. Пение Приидите, поклонимся тоже удивительно описано в Типиконе. Во-первых, это четырехкратное пение – три строчки, знакомые нам, и затем еще, как сказано в Типиконе, особне: «Приидите, поклонимся и припадем Ему». Типикон в этом месте говорит о том, насколько громко (есть даже намек на музыкальный распев) и как должно петься Приидите, поклонимся. Сначала очень тихо и негромко, потом «мало повышше», потом «велиим гласом» и еще отдельно – «Приидите, поклонимся и припадем Ему». По мысли Типикона, это должно быть восходящее, разрастающееся пение, которое начинается очень тихо и лишь потом достигает своей вершины. Нечто подобное происходит у нас на пасхальной заутрене, когда все стоят в храме, а священнослужители в алтаре очень тихо начинают петь «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех...», потом поют все громче, открываются Царские врата, и песнь разливается по храму. Вы чувствуете, как песнопение может разрастаться, разливаться все более широким потоком; вот именно такую динамику этого маленького и не самого главного песнопения службы предписывает Типикон. 103-й псалом, другое название его – предначинательный псалом, поется с тремя припевами на глас осьмый. Глас осьмый, по-видимому, мыслился как очень праздничный и торжественный напев. Должен исполняться весь предначинательный псалом целиком (это очень большой текст) с припевом к каждому стиху.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Итак, что бросается в глаза в этой схеме пения тропарей и кондаков в воскресный день в Господском храме? Ни в каком случае не поется тропарь и кондак Господского храма. Почему? Потому что в воскресный день всегда употребляется другое Господское песнопение – воскресный тропарь или тропарь Господского двунадесятого праздника. Типикон избегает повторения, и отменяет один из двух Господских тропарей. В воскресный день нельзя не петь воскресный или Господский тропарь и кондак, поэтому отменяется песнопение храма, которое будет петься в седмичные дни. А почему же в недвунадесятый Господский праздник надо петь тропарь воскресный, праздника и святого, т.е. будет два Господских песнопения? Вот почему. С одной стороны, Устав избегает повторения песнопений на одну тему, с другой стороны в Уставе есть различение более частого и более редкого. Кондак Господского храма можно отменить в воскресный день, потому что во все остальные дни седмицы он будет петься (кроме среды и пятка, когда тропарь дня является Господским), а воскресный тропарь употребляется раз в неделю, поэтому он имеет преимущество. Но если попал Господский недвунадесятый, поется и воскресный, и праздника. Почему? Воскресный нельзя отменить, потому что он очень важный, и потому что он составляет самую главную часть праздника (в неделю самое главное – это воскресная служба), а праздника нельзя отменить, потому что он очень редкий – он употребляется не каждые шесть дней седмицы, а раз в год. Если мы его пропустим, то получится перерыв в два года в пении этого тропаря. Во-вторых, обратим внимание, что выносится всегда на заключительное место? Это либо песнопение праздника – Господское или Богородичное, либо дополнительный кондак –Предстательство... В Уставе есть вариант, чтобы воскресный кондак пелся на заключительном месте, но этот вариант не распространенный, обычно вводится дополнительный Богородичный кондак. В любом случае заключается цикл чем-то очень значительным. Посмотрим, в какие дни допускается песнопение святому? В недвунадесятые праздники. В двунадесятые – нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Повечерие этого дня малое, с трипеснцем, затем полунощница и утреня. Утреня Великого Пятка имеет особое название: Последование Святых и спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Это знаменитейшая служба, в просторечии именуемая «чтением двенадцати Евангелий». Что это за служба? Это, собственно, будничная утреня, как это ни странно звучит для таких важнейших дней года. Но в этой будничной утрени чтение кафизм заменено развернутым чтением Евангелия, которое перемежается с обычными текстами из Часослова и Служебника. Каково же последование этого богослужения? Естественно, двупсалмие и шестопсалмие, ектенья великая и Аллилуйя. Особое внимание обратим на то, что после Аллилуйя следует тропарь. Казалось бы, это должен быть тропарь Великого Пятка, однако здесь поется тропарь Великого Четверга – Егда славнии ученицы. Вообще вопрос о тропаре Великого Пятка – это сложный и каверзный вопрос, потому что в начале утрени поется один тропарь, совпадающий с тропарем Великого Четверга, в конце утрени будет петься уже другой тропарь, а на каждом из Великих часов Великого Пятка употребляется свой, особый тропарь. Поэтому на вопрос о тропаре Великого Пятка нельзя ответить однозначно, так как в службе употребляется несколько тропарей, на каждом месте свой. Итак, после Аллилуйя Устав указывает «косно и со сладкопением» трижды спеть Егда славнии ученицы. В этот момент мы чувствуем взаимопроникновение, слияние тем этих дней, несмотря на то, что и Четверг, и Пятница, и Суббота имеют каждый свою ярко выраженную тему. Мы как бы постоянно возвращаемся к темам предыдущего дня: Великий Пяток – а все еще поется про Иуду, Великая Суббота – а мы все еще слышим про погребение, про предательство... После малой ектеньи начинается чтение Евангелий. Для обобщения можно сказать так: после первых пяти Евангельских чтений должны петься антифоны, по три антифона после каждого чтения. Таким образом, получается пять Евангелий и пятнадцать антифонов. После антифонов возглашается малая ектенья, и по ектеньи седален. Как видите, очень похоже на то, что бывает при чтении кафизм: кафизма, ектенья, седален. Антифоны эти замечательно хороши, о предательстве, о беззаконии, и снова говорят об Иуде. Здесь возникают новые мотивы, новые мысли о том, что же совершилось в его судьбе, в чем же загадка его жизни. Об этом говорит седален после второго Евангелия:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010