Таков последний антифон самой тяжелой и страшной службы Страстной седмицы, но в заключительных его словах мы видим впереди свет, мы все-таки идем навстречу Воскресению Христову. По шестом Евангелии поются Блаженны с тропарями. То, что мы привыкли слышать на литургии – «Блажени нищии духом» и т.д., здесь же это назначено на утрени после Евангелия. (Подобное имеет место только на утрени четверга Пятой седмицы – стояние Марии Египетской). После малой ектеньи возглашается знаменитый прокимен – это стих псаломский ( Пс. 21:19 ), являющийся пророчеством одного из самых мучительных моментов, сопровождавших Распятие, «Разделиша ризы Моя себе...» и последующий стих «Боже Мой, Боже Мой, вонми Ми, вскую оставил Мя еси?» ( Пс. 21:20 ). После этого прокимна читается седьмое Евангелие, затем 50-й псалом и восьмое Евангелие. Сквозь постоянное чтение Евангелия можно проследить канву обычной утрени: вот были седальны, был 50-й псалом, а по восьмом Евангелии поется трипеснец. На утрени Великого Пятка звучит неполный канон – трипеснец, и составляется он из песен, из которых и должен составляться по правилам постного времени: пятой, восьмой и девятой. Чрезвычайно интересен один момент, оценить который можно, имея перед глазами книги. Сказано: ирмос по дважды, тропари на двенадцать. А тропарей в каждой песне два, т.е. каждый тропарь должен быть прочитан по шесть раз. Значит, это очень важный, очень значительный текст. И что же там такое написано очень важное, что мы должны по шесть раз услышать? И услышать, и разобрать, и понять, и, наверное, еще и запомнить. Поскольку нет шестой песни, то по пятой песни должен быть спет кондак и икос. Кондак очень хорош, но мы обратимся с вами к икосу. Этот икос представляет собой типичный Крестобогородичен, но более острый, более яркий, чем Крестобогородичны обычного времени. Вот что в нем говорится: «Своего Агнца Агница зрящи к заколению влекома, последоваше Мария простертыми власы со инеми женами, сия вопиющи: камо идеши, Чадо? Чесо ради скорое течение совершаеши? Еда другий брак паки есть в Кане Галилейстей, и тамо ныне тщишися, да от воды им вино сотвориши? Иду ли с Тобою, Чадо, или паче пожду Тебе? Даждь Ми слово, Слове, не молча мимоиди Мене, чисту Соблюдый Мя, Ты бо еси Сын и Бог Мой».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

За субботой мясопустной следует Неделя о Страшном Суде, называемая мясопустной. Не будем говорить о том, как богослужебные тексты Триоди соединяются здесь с воскресными – эта часть указаний Устава совпадает с предшествующей неделей. Но здесь есть своя особенность: в этот день на катавасию поются ирмосы, которые начинаются словами «Помощник и Покровитель...». Это всем нам хорошо знакомые ирмосы Великого канона Андрея Критского . Мы идем по пути подготовительному к Великому Посту и можем почувствовать не только премудрость его установления, но постепенное, неуклонное приближение св. Четыредесятницы. Вот уже иПомощник и Покровитель запели... Богослужебные тексты Недели о Страшном Суде посвящены преданию церковному о том, как произойдет Пришествие Спасителя и как начнется Страшный Суд. Здесь упоминается и огненная река, и разгибание книг, раскрытие тайн. Появляется тема, которая достигнет своего апогея в Великом каноне Андрея Критского : беседа со своей душой. Помните, как в кондаке: «Душе моя, душе моя, восстани, что спиши...?» И вот тот же ход мысли, то же построение текстов в эту Неделю. Так, на стиховне стихира на Славу. «Увы мне, мрачная душе, доколе от злых не отреваешися? доколе унынием слезиши? но не помышляеши о страшном часе смерти?» Какой удивительный ход мысли – воспоминание часа смерти должно помочь избавиться от уныния. «Что не трепещеши вся страшного судилища Спасова? Ибо что отвещаеши? или что отречеши? Дела твоя предстоят на обличение твое, деяния обличают клевещуща. Прочее, о душе, время наста: тецы, предвари, верою возопий: согреших, Господи, согреших Ти, но вем, Человеколюбче благоутробие Твое, Пастырю добрый, да не разлучиши мене одесную Тебя предстояния, великий ради милости Твоея». Есть тексты и очень грозные, очень страшные, которые описывают Пришествие Судии. «Егда приидеши, Боже, на землю со славою и трепещут всяческая: река же огненная пред судищем влечет, книги разгибаются, и тайная являются: тогда избави мя от огня неугасимаго, и сподоби мя одесную Тебе стати, Судие Праведнейший». Ексапостиларий: «Се день грядет Господа Вседержителя. И кто стерпит страх пришествия онаго? День бо ярости есть и пещь горящая, воньже Судия сядет и по достоянию деяний комужде отдаяй». Эти тексты призваны, естественно, не только устрашить и ужаснуть – они призваны восставить к действию. В заключение пения хвалитных стихир мы слышим: «Предочистим себе, братие, царицею добродетелей: се бо прииде, богатство нам благих подающи...» (в отрыве от текста могут быть разные толкования, но здесь ясно, что именно пост назван царицею добродетелей).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

«Стихиры на стиховне» – это отдельный вид стихир, в абсолютном большинстве случаев их три, причем стихиры на Славу, и ныне никогда не входят в счет. Как в стихирах на Господи, воззвах, так и в стихирах на стиховне соединяются праздничные богослужебные круги. Стихиры, взятые из Октоиха, соответствуют седмичному кругу, темам дней седмицы, а те стихиры, которые берутся из Минеи, говорят о событии, которое празднуется по месяцеслову – происходит соединение богослужебных кругов времени. Ныне отпущаеши – по Уставу также читает предстоятель. Это текст из Нового Завета, и легко понять, сколь важное значение он имеет для вечерни. «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко...» – это слова, произнесенные Симеоном Богоприимцем в тот день, который теперь называется Сретением и которым мы празднуем встречу Ветхого и Нового Завета, ожидания Спасителя и исполнения этого ожидания. Этот текст (а по Уставу он всегда должен читаться) образует лицо вечерни, и именно потому, что он появляется в конце вечерни (а чем ближе к концу, тем возвышеннее, полнее и торжественнее служба), мы можем говорить о вечерни как о службе, содержащей в себе тему ожидания Спасителя, – вот, это ожидание уже на пороге своего исполнения. На этом же пике вечерни читается Трисвятое по Отче наш. Это самые главные и самые сжатые молитвы, в которых содержится все, что есть в службе. И здесь же поется самый главный текст из изменяемых частей службы, тропарь Минеи. После вечерни полагается идти на братскую трапезу, после которой совершается повечерие. Типикон дает такое указание после повечерия: «Должно есть и сие ведати: по отпущении... не подобает монахом творити беседы друг со другом, но с молчанием исходити в келлии своя, и упражнятися на молитву и на чтение, и тако упокоятися, яко да со вниманием на утреннее славословие востанем бодростне». Типикон говорит, что после повечерия уже нельзя разговаривать. После этого будет полунощница и будничная утреня; именно уставом будничной утрени мы сейчас и займемся. Утреня имеет своего рода заставку, которая называется «двупсалмие». Из самого этого слова ясно, что эта часть службы образуется двумя псалмами, эти псалмы всегда одинаковы: 19-й и 20-й. К ним примыкают некоторые постоянные тексты, которые находятся в Часослове. Псалмы, входящие в состав двупсалмия – мессианские. Непосредственно в них говорится о царе пророке Давиде; но он, в свою очередь, выступает, как прообраз вечного Царя – Христа. Мы уже говорили о том, что утреня – служба преимущественно мессианского характера; ее центральная тема – пришествие в мир обещенного Спасителя, которое соотносится с Рассветом и явлением видимого солнца (по Уставу утреня начинается еще до восхода, затемно). И вот, с самого начала службы уже появляется эта тема.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Кроме того, Владыка Афанасий явил нам примеры, если можно так сказать, нарушения Устава: как нужно нарушать Устав. На первый взгляд, это выглядит странно, но наша жизнь такова, что мы не можем обойтись без нарушения Устава. Как же его нужно нарушать? Кромсать вдоль и поперек? Без разбора выбрасывать все, что не нравится и непонятно? Нет, не так. Нарушение Устава возможно только в духе Устава. Допустимо Устав деликатно сократить – таковы условия нашей жизни. Владыка Афанасий явился автором идеи изменения Устава чтения Псалтири для сельских храмов, в которых богослужения совершаются не каждый день. По Уставу Православной Церкви в обычное время, т.е. не во время Великого поста, за седмицу Псалтирь прочитывается вся целиком, начиная с воскресного богослужения в субботу вечером, когда поется Блажен муж (1-я кафизма) и до конца седмицы. Но в некоторых сельских храмах служба была только по субботам и воскресеньям, и получалось, что каждый раз на воскресной утрени читают одни и те же кафизмы (2-ю и 3-ю). Владыка счел, что это «буква», но не дух, потому что не прочитывается Псалтирь, все время читается одно и то же, и он сказал: «Читайте не 2-ю и 3-ю, а всю Псалтирь подряд. В одну неделю 2-ю и 3-ю, в следующую – 4-ю и 5-ю и т.д.». Таким образом, Псалтирь прочтется не за неделю, а за более длительный срок, но это и будет исполнением Устава не в его букве, а в его духе, чтобы мы могли помолиться вместе с псалмопевцем, чтобы услышали всю Псалтирь. Вот для нас маленький пример того, каким может быть нарушение Устава. Надо сказать, что нарушение Устава бывает не только по нашей немощи и нерадению, оно является нашей судьбой. От нас это уже не зависит, изменить это уже не в наших силах. И само содержание книги «Типикон» чрезвычайно проблематично по своему составу и объему. Начав изучать его, мы обнаруживаем противоречия (мелкие, разумеется), несогласованности, обнаруживаем, что для многих частей богослужения нет ясного предписания, как их выполнять. Эта причина родила две крайности в отношении к Уставу, Одна позиция – охранительная: ревностное и последовательное выполнение буквы Устава. По какой бы причине, в какое бы время, по какому бы историческому случаю ни вошло в Устав то или иное предписание, оно для сторонников этой позиции является непреложным законом. Другой, не менее уродливой позицией, является безразличие к Уставу, плоды которого мы сегодня вкушаем. Безразличие рождает многочисленные и бестактные по отношению к Уставу нарушения. Оно оставляет от богослужения некую схему без наполнения, например: нужно спеть псалом – мы споем один стих, нужно спеть 10 стихир – мы споем 3. Так сказать, по каждому пункту отметимся, и все. Есть и более ужасные проявления безразличия к Уставу, сокращение объема богослужения – это еще самое невинное.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Иисуса привели на место казни вместе с двумя соратниками Вараввы. Народ собрался смотреть, как римская юстиция будет наказывать трех " преступников " за их злодеяния. По жестокому римскому обычаю, всех троих распяли. Человечество, наверное, не изобрело более мучительной и страшной пытки. День кончился; по еврейскому Закону тела распятых полагалось убрать до заката. Иисус уже был мертв, других добили. Его сторонники спасли тело от надругательств, которым обычно подвергались тела казненных преступников, и погребли — в спешке, но вполне достойно, при помощи каких-то богатых людей. После заката жители Иерусалима и многочисленные паломники отправились праздновать Пасху, ибо по официальному календарю она уже наступила. Мария Красовицкая. Лиутргика. Великий Четверг и Великая Пятница. В прошлый раз мы остановились на границе Великой Среды и Великого Четверга; говорили о Великой Среде, о Преждеосвященной литургии, которая совершается на вечерне, как это всегда бывает. На изобразительных в Великую Среду Типиконом назначен особый чин, когда игумен и вся братия испрашивают прощение за грехи всей жизни и всей св. Четыредесятницы. Таким образом, по указанию Типикона, выходит, что св. Четыредесятница все же оканчивается в Великую Среду. Как мы помним, Триодь Постная в пяток ваий назначает песнопение «Душеполезную совершивше Четыредесятницу…» т. е., судя по текстам Триоди, Четыредесятница кончается в пяток ваий, а по мысли Типикона — в Великую Среду. Здесь мы видим след разных традиций, способов преодоления той трудности, что сорокадневный пост не получается ни при каком исчислении и является символом, знаком, который для нас важен, но буквально не может быть исполним. Существует расхождение между самим названием Четыредесятницы и тем реальным количеством дней, которые ее составляют: их или больше, чем сорок, или меньше. Тем не менее, Преждеосвященная литургия Великой Среды — это, безусловно, очень ясная граница. Как Лазарева Суббота является границей, так и Великая Среда, безусловно, является поворотным днем: кончается время Преждеосвященных литургий, кончается чтение молитвы Ефрема Сирина — важнейшего постного текста, кончается стихословие кафизм Псалтири (за исключением 17-й кафизмы в Великую Субботу, все рядовое чтение Псалтири отменяется), в храме не кладут земные поклоны (кроме как перед Св. Плащаницей). В богослужении более не употребляется великопостный распев, и, скорее всего, в этот день облачения великопостные, будничные, могут смениться на те, которые были в Недели Великого поста, и сейчас, на Страстной, очень уместны — это лиловые облачения. Это, безусловно, конец одного периода и начало чего-то совершенно нового. В Великую Среду положено малое повечерие с трипеснцем, затем полунощница. Мы рассмотрим подробно утреню Великого Четверга.

http://predanie.ru/book/217301-velikaya-...

Приходится слышать и такой неверный перевод: «многомаслие»; слова «милость» eleoV и «масло» elaiou созвучны по-гречески, и здесь произошло некое смешение понятий. Говорят, что «полиелей» называется «многомаслием», так как зажигается много светильников и тратится много масла. То, что в этот момент в русской приходской практике совершается елеопомазание, не должно производить на нас ни малейшего впечатления, так как по Типикону никакого елеопомазания в этот момент не положено, оно здесь ни при чем. А что же такое «многомилостиво»? Дело в том, что 135-й псалом имеет рефрен: «яко в век милость Его». Мы привыкли слышать не два псалма, а четыре стиха, два из первого псалма и два из второго, но и в них можно услышать отзвуки Псалтири. «Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его. Исповедайтеся Богу Небесному, яко в век милость Его». В нашей сокращенной службе из 135-го псалма поются только два эти стиха, а на самом деле все его стихи имеют такой рефрен. Псалмы эти хвалебные, прославляющие Господа за множество благодеяний роду израильскому, за спасение из египетского плена; мы понимаем это преобразовательно, как спасение всего рода человеческого из плена греховного. Называются псалмы многомилостивыми, потому что в них особенно прославляется милость Божия, много раз повторяется это слово. По Уставу они поются оба целиком, и когда это делается (например, на Афоне), это совершенно изумительный и прекрасный момент службы. Величание – это слова, прославляющие Господа и Его Матерь в связи с их праздником или какого-либо святого в связи с его праздником (интересно, что величания существуют только в русской богослужебной традиции. На Востоке к стихам избранного псалма, так же, как и к полиелейным псалмам, припевается «аллилуйя». Таким образом, в нашем богослужении центр тяжести лежит на величании; в Греции – на избранном псалме). Что такое псалом избранный? Это не какой-то определенный псалом, а стихи, выбранные из всей книги Псалтирь, поскольку они подходят к данному празднику.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В нашем богослужении используются три возгласа. Самый торжественный: «Благословенно Царство...» – этим возгласом начинаются только три таинства: Евхаристия, Крещение и таинство Брака (у старообрядцев также таинственно Елеосвящения), а, кроме того, новогодний молебен. Следующий по торжественности возглас: «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице, всегда, ныне и присно и во веки веков» (кратко его называют Слава Святей). Этот возглас звучит на утрени и в начале всенощного бдения, а также благодарственного молебна. Все остальные богослужения и чинопоследования начинаются возгласом «Благословен Бог». Каждый из этих возгласов имеет свою особенность. В возгласе первый раз за богослужением с особой торжественностью упоминается Имя Божие, поэтому его всегда произносит священнослужитель. Однако сразу же на этот возглас откликается и мирянин, чтец на клиросе тут же говорит: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Это ведь тоже своеобразный возглас, но его произносит уже мирянин. Затем читается Царю Небесный,удивительная молитва, по происхождению своему – это стихира Пятидесятницы. Вспомним, как на вечерне Пятидесятницы ее поют все вместе. Надо сказать, что это соединение молитв возникает не однажды в службе. Появляется оно в пиковые моменты службы (мы, к сожалению, не всегда умеем это почувствовать). Вспомните, когда на вечерне читается Трисвятое поОтче наш – после Ныне отпущаеши, а это, конечно же, вершина вечерни. На утрени также в похожий момент возникает чтение Трисвятого по Отче наш. Но на праздничной службе это труднее почувствовать, в конце великого славословия поется только Трисвятое. Это последование молитв нуждается в том, чтобы мы по-новому почувствовали и осознали его место в службе. Среди молитв мы должны особенно выделить молитвы священнические. Молитвы эти, в основном, читаются тайно. В первую очередь это, конечно, молитвы литургии, но и богослужение времени содержит тайные молитвы священника. На вечерне это молитвы светильничные, которые читаются во время чтения 103-го псалма на будничной службе (священник выходит на солею и стоит перед Царскими вратами), а на бденной – во время пения 103-го псалма (ныне на практике это происходит незримо для нас, в алтаре).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В каких богослужениях употребляется канон? Канон занимает центральное место на утрени; без канона нет утрени. Каноны также поются на повечерии, воскресной полунощнице (это богослужения времени), а из богослужений Требника – на Елеосвящении, панихиде, отпевании, молебне. Теперь рассмотрим текст, который называется ексапостиларий (или светилен) – от греческого глагола exapostellw. По замыслу, по норме чтец или канонарх для пения ексапостилария высылался на середину храма. Слово «светилен» можно объяснить с точки зрения формы и содержания. Однако для того, чтобы объяснить этот текст с точки зрения содержания, надо знать, что на православном Востоке светильнами называются только светильны Октоиха, используемые в Великий Пост (соответствующие тексты Минеи там называются ексапостилариями). А в этих великопостных светильнах постоянно используеся образ света, божественного просвещения (напр., светилен 1-го гласа в среду: Свет возсияй, Господи, душу мою очисти от всякаго греха, силою, Господи, Креста Твоего, и спаси мя). А с точки зрения формы – светилен звучит в конечной части утрени, в той части, когда близок возглас «Слава Тебе, показавшему нам Свет». В принципе это время должно совпадать с тем временем, когда реальный физический свет светит в окна. Эта часть утрени носит по преимуществу хвалебный характер. И вот светилен как бы открывает эту часть утрени, к ней относится. Функционально (по месту в службе) это не два разных текста, это один и тот же текст. Но за этим текстом, находящимся в разных книгах, в разных системах закрепились разные названия. В системе Миней – светилен. В системе Октоиха – ексапостиларий (в Октоихе есть и светильны, они употребляются в Великий пост ), т.е. это терминологическая, а не функциональная разница. Теперь нужно кратко упомянуть о таком тексте, который называется Богородичен. Такое название дается всегда только по содержанию, а не по форме. По форме это могут быть и стихиры, и тропари, и тропари канона, и текст после седальна, после светильна, а по содержанию – это всегда текст прославления Божией Матери. Под среду и под пяток употребляются особенные песнопения, посвященные Божией Матери, такой текст называется Крестобогородичен. В них говорится о том, как Божия Матерь стояла у Креста Бога и Сына Своего. Эти тексты обычно удивительно красивы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Лекция поможет понять, что происходит в храме в последнюю неделю перед Пасхой, как Церковь готовит нас к этому празднику, разворачивая перед нами события последних дней жизни Спасителя. Страстная седмица — особое время в жизни Церкви. Каждый день уникален: у него своя тема, свои песнопения и специально подобранные чтения из Ветхого и Нового Завета. Устав Церкви, каким мы знаем его сейчас, складывался тысячу лет, и разобраться в нем самостоятельно нелегко. Нужен тот, кто подскажет — что главное в каждом из дней, на что обратить внимание, о чем задуматься, к чему себя готовить. Об этом расскажет Илья Александрович Красовицкий, регент с многолетним стажем, преподаватель литургики из Свято-Тихоновского университета. Лекция будет полезна и тем, кто только знакомится с православным богослужением, и тем, кто уже давно в Церкви. Вот что будет на лекции: — общие особенности Страстных служб. Что общего и чем отличаются Страстные службы и великопостные? Каково содержание воспоминаний каждого дня? — Литургия в дни Страстной седмицы. В какой день и в какое время какая Литургия совершается и почему? — рассказ о каждом дне недели с понедельника по субботу. Значение дня, какие службы служатся в этот день, основные чтения и песнопения. Группа Вконтакте Facebook группа В помощь молящемуся: богослужение Страстной седмицы Лекция поможет понять, что происходит в храме в последнюю неделю перед Пасхой, как Церковь готовит нас к этому празднику, разворачивая перед нами события последних дней жизни Спасителя. Страстная седмица — особое время в жизни Церкви. Каждый день уникален: у него своя тема, свои песнопения и специально подобранные чтения из Ветхого и Нового Завета. Устав Церкви, каким мы знаем его сейчас, складывался тысячу лет, и разобраться в нем самостоятельно нелегко. Нужен тот, кто подскажет — что главное в каждом из дней, на что обратить внимание, о чем задуматься, к чему себя готовить. Об этом расскажет Илья Александрович Красовицкий, регент с многолетним стажем, преподаватель литургики из Свято-Тихоновского университета. Лекция будет полезна и тем, кто только знакомится с православным богослужением, и тем, кто уже давно в Церкви.

http://predanie.ru/book/216458-v-pomosch...

Стихиры утрени начинаются самоподобном «Егда от древа» (самоподобном называется стихира, имеющая свой особенный напев, которая служит образцом для исполнения на этот напев других стихир) и повествуют о снятии Спасителя с Креста и Сошествии Его во ад. Особенностью вечерни, которую уставом предписано совершать отдельно от утрени в 1-м часу пополудни, является чтение 15 паремий, связанных с ветхозаветными пророчествами о Воскресении. На вечерне поются стихиры, представляющие собой плач ада о своем разрушении: «Днесь ад стеня вопиет». На литургии Великой Субботы звучит ряд песнопений, раскрывающих смысл этого дня как дня покоя, в который Единородный Сын Божий «почил» от всех дел Своих. См.: Триодь Постная. 4.2. Л. 484 об.– 485, 487–487 об.; Красовицкая М.С. С. 272–284. 644 Ирмос (от греч. ερμς– сцепление, соединение, связь) – песнопение, задающее напев и гимнографическую форму для тропарей канона (см. примеч. к гл. V, л. 5 об. – ссылка 742), предваряя каждую его песнь. «Волною морскою» – название канона утрени Великой Субботы (по начальным словам ирмоса первой песни); поется и на пасхальной полунощнице. См.: Триодь Постная. Ч. 2. Л. 481.; Красовицкая М.С. С. 277–280. 646 Догматическое богословие – раздел богословия, в котором изучается содержание основных христианских вероучительных истин (догматов), принимаемых всей полнотой Православной Церкви (см: Давыденков О. , свящ. Ч. 1–2). 647 Купеческое собрание – имеется в виду Дом купеческого собрания в Киеве, построенный в 1882 г. по проекту архитектора В.Н. Николаева. В настоящее время в нем размешается Национальная филармония. 648 Святой равноапостольный Мефодий (ок. 815–6.04.885), просветитель славянских стран. В 863 г. вместе с братом Константином (в иночестве Кириллом) был приглашен из Византии князем Ростиславом в Моравию для перевода богослужебных книг на славянский язык, что потребовало создания славянской азбуки. В 869 г. Мефодий был рукоположен во епископа Моравии, Память 6/19 апреля. 649 Лисенко (укр.) – Лысенко Николай Витальевич (1842–1912), основоположник украинской композиторской школы, фольклорист, педагог. Лысенко способствовал становлению украинской оперы, автор 60 произведений. 654 «Воскресни, Боже» – псаломский стих ( Пс. 81:8 ), который поется в Великую Субботу на литургии перед чтением Евангелия вместо «Аллилуйя». Во время его пения священники и диаконы переоблачаются из темных постных облачений в белые в знак Воскресения Христова. Пение этого стиха могло заменяться трио в концертном стиле (муз. Д.С. Бортнянского, прот. П.И.Турчанинова и др.) на произвольно составленный текст, припевом к которому служит данный псаломский стих. См.: Триодь Постная. Ч. 2. Л. 502; Песнопения Страстной Седмицы/Под ред. С. Потокина: В 3 ч, М., 2000. Ч. III. С 98–105. 655 «Да молчит всяка плоть человеча» – песнопение, исполняемое один раз в год на литургии Великой Субботы, вместо Херувимской песни (см.: Там же).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010