Elizabeth Theokritoff, Mary B. Cunningham Elizabeth Theokritoff, Mary B. Cunningham Notes on contributors Dr Nicolas Abou Mrad is Assistant Professor of Biblical Studies at Saint John of Damascus Faculty of Theology, University of Balamand (Lebanon), and Lecturer at various non-Orthodox theological schools in Lebanon. He is author of various articles and reviews in biblical theology and literature. The Rt Revd Dr Hilarion Alfeyev holds doctorates from Oxford and Paris. He is currently the Moscow Patriarchate " s Bishop of Austria and Representative to the European Institutions. He has published widely in the areas of Byzantine and Syriac patristics, Church history, dogmatic theology and contemporary theological, moral and social issues. His writings in English include St Symeon the New Theologian and Orthodox Tradition (2000), The Spiritual World of Isaac the Syrian (2000), The Mystery of Faith. An Introduction to the Teaching and Spirituality of the Orthodox Church (2002) and Orthodox Witness Today (2006). The Very Revd Boris Bobrinskoy has served as Dean and Professor of Dogmatic Theology at St Sergius Institute of Orthodox Theology in Paris. A pupil of Georges Florovsky and Nicolas Afanasiev, he has published numerous studies on the theology of the Trinity and the Holy Spirit, the Church, and the Eucharist. Translations of his writings include The Mystery of the Trinity: Trinitarian Experience and Vision in the Biblical and Patristic Tradition, trans. A. P. Gythiel (1999) and The Mystery of the Church (2005). Dr Peter Bouteneff is Associate Professor in Theology at St Vladimir " s Seminary, New York, having served for five years as Executive Secretary for Faith and Order at the World Council of Churches. He has written extensively on Orthodox relations with other churches, as well as on patristic and dogmatic themes. Recent publications include Sweeter than Honey: Orthodox Thinking on Dogma and Truth (2006) and Beginnings: Ancient Christian Readings of the Biblical Creation Narratives (2008).

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-camb...

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть Подвиг длиной в двадцать лет Посмертное слово атаману Сергию Кришталю Александр Сороковиков   09:28 26.07.2022 2299 Время на чтение 9 минут Фото: Предоставлены автором 22 июля 2022 года после операции в краевой больнице гор. Краснодара, не приходя в сознание, скончался атаман конвоя Надымской Царственной казачьей иконы Его Императорского Величества Николая Александровича, генерал-адъютант Кришталь Сергей Николаевич. Царский путь атамана Сергия Кришталя начался в феврале 2002 года, когда он получил благословение от своего духовника, настоятеля храма св. Ап. Петра и Павла Сергиева-Посада архимандрита Германа (Чеснокова). В конце 90-х годов прошлого века, а также в начале нулевых, Сергей Николаевич являлся атаманом Надымского казачьего округа Обской Полярной казачьей линии Союза казаков России. Еще в 2000 году атаман С.Н. Кришталь предложил организовать крестный ход в честь 2000-летия Рождества Христова от стен первого каменного храма св. Ап. Петра и Павла в Салехарде до Гроба Господня в Иерусалим. Промыслительно, что на написание крестопоходного образа Царя, благословение было получено тоже в храме св. Ап. Петра и Павла, но только в Сергиевом Посаде, в духовном сердце России. Там же, этот образ и был написан.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/07/26/po...

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_98460.html 07 декабря 2012 Александр Данилов Гибель империи. Урок еще не окончен Источник:  http://2000.net.ua/Еженедельник 2000 Бытует мнение, что моему собеседнику известны самые сокровенные тайны Президента России. Кроме того, архимандрита Тихона (Шевкунова) называют человеком, близким к ФСБ. Но наша беседа с наместником московского Сретенского монастыря, ответственным секретарем Патриаршего Совета по культуре, членом Высшего Црковного Совета Русской Православной Церкви началась не с вопроса о Путине и чекистах. Мы говорили о его литературной деятельности. Год назад отец Тихон написал книгу под названием " " Несвятые святые " и другие рассказы " . Ее герои – миряне, священники и монахи Псково-Печерской обители. Недавно это произведение попало в список финалистов престижной литературной премии " Большая книга " . К слову, несколько лет назад документальный фильм " Гибель империи. Византийский урок " , сценаристом которого был автор " Несвятых святых " , получил еще одну награду – статуэтку " Золотого орла " , присуждаемую Национальной академией киноискусства России. Однако дело даже не в премиях. Общий тираж книги отца Тихона на сегодняшний день составляет 1 млн. 100 тыс. экземпляров. До этого в России столь массово издавались только романы о Гарри Поттере. " В чем причина такой популярности, что ищут читатели в " Несвятых святых " ? " – поинтересовался я. – Сейчас Церкви уделяют много внимания. И зачастую о ней отзываются негативно. В жизни священников или монахов находят недостатки, которые, безусловно, имеют место. Хотя многое – просто плод фантазий. Но людям, видимо, хочется узнать, понять, почему человек приходит в храм, что, грубо говоря, он может там получить. Это вообще сегодня один из основных вопросов: " А что мне дадут в церкви? " Я не ставил себе задачу дать на него ответ. Было желание рассказать о Церкви, бытие которой сильно отличается от привычного многим мира, о том, что, как правило, скрыто от человека, не знающего глубоко жизнь храма и монастыря. И самое главное, о чем сказано в " Несвятых святых " – об общении человека и Бога, и как удивительно и прекрасно это происходит. Вот, пожалуй, главные цели, которые я ставил перед собой, приступая к работе над книгой.

http://religare.ru/2_98460_1_21.html

“Благоговейный путь” Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 24, 2000 13 июля, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 24, 2000 Слово о духовном восхождении 1 От публикатора. В Высоко-Петровском монастыре в период служения в нем бывших насельников Зосимовой пустыни прихожане искали и находили не только слово утешения и умилительное пение, но и подлинную духовную жизнь, активную и увлекательную. Отцы умели предложить каждому захватывающее путешествие вглубь его собственного сердца, наполнявшее жизнь их духовных детей непреходящим содержанием. Приобретя новое, скрытое от посторонних глаз качество, эта жизнь, по выражению очевидца, уподоблялась огню , который осолял бытие жителей столицы (ср. Мк 9:49). Как вели зосимовцы по пути духовной жизни, видно из проповедей человека, трудами которого ее огонь был зажжен в Высоко-Петровском монастыре. Слово по пострижении монахини Евгении Монахиня Евгения (Екатерина Васильевна Протопопова; 1902–†ок. 1995), сестра Павлы Васильевны, сохранившей для нас публикуемые документы 2 , родилась в семье московского священника Василия Павловича Протопопова. Епископ Варфоломей был давним другом их семьи и духовным отцом Екатерины и Павлы Протопоповых. Иноческая жизнь будущей монахини Евгении началась в Борисо-Глебской женской Аносиной пустыни, куда она поступила по благословению своего духовного отца после окончания Московского епархиального училища 3 . В Аносиной пустыни она была пострижена в рясофор без изменения имени (очевидно, зимой 1924 г. 4 ). Вот что вспоминает о послушаниях инокини Екатерины 1925–1928 гг. схимонахиня Анна (Теплякова): “Власти все чаще и наглее беспокоили нас Все дела с местными властями вела инокиня Екатерина Протопопова Несмотря на свою молодость, благодаря своему природному уму и находчивости, она умела отстаивать перед коммунистами интересы монастыря. Наиболее серьезные вопросы разрешала мать-казначея” 5 . После закрытия обители летом 1928 г. инокиня Екатерина перебирается в Москву и становится прихожанкой Высоко-Петровского монастыря, продолжая окормляться у епископа Варфоломея. Теплые отношения, основанные на общности духовных устремлений, возникают у нее с паствой архимандрита Агафона (Лебедева), ориентированной на монашество. В конце 1920-х гг. епископ Варфоломей постригает ее в мантию. Если постриг был совершен до конца мая — начала июня 1929 г., то он происходил в Боголюбском соборе Высоко-Петровского монастыря, если позже, то — в храме преподобного Сергия на Большой Дмитровке, куда зосимовцы и их духовные чада перешли в 1929 г. после закрытия храма во имя Боголюбской иконы Божией Матери и где находились до 1933 г. После ареста и гибели духовного отца монахиня Евгения — служащая Богоявленского кафедрального собора в Елохове, где она несла послушание у мощей святителя Алексия, митрополита Московского. В эти годы монахиня Евгения обращалась за духовным руководством к архимандриту Сергию (Савельеву; 6 . Служащей Елоховского собора она оставалась до самой своей смерти.

http://pravmir.ru/blagogoveynyiy-put/

“Не перестаю беседовать о покаянии о покаянии, вселяющем в нас светлую надежду на победу” Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 24, 2000 12 июля, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 24, 2000 1 От редакции. Православный христианин обладает драгоценной возможностью вновь и вновь приступать к таинству покаяния, благодатная сущность которого позволяет воочию увидеть то, что мешает жить на земле и искать спасения в вечности. Так стоит ли вновь обращаться к этой теме? — Очевидно, да, и в силу целого ряда причин; более того, представляется полезным рассмотреть ее именно в связи с современной апологетикой, предполагающей умение защищать истины веры в мире, где наряду с православными живут и инославные, и иноверцы, и люди вообще неверующие. Известно, что для ряда протестантских деноминаций отрицание исповеди включено в самые основы вероучения. Для людей внецерковных зачастую становится непреодолимой преградой даже мысль о том, что можно считать себя неправым, не говоря уже о том, чтобы эту неправоту признать, а отказ от какой-то “милой” привычки из-за того, что она греховна , представляется попросту невозможным. Но и для людей церковных, особенно новоначальных, исповедание грехов — это тяжкий труд, к которому мы всегда приступаем со страхом и часто ощущаем, что покаяние наше неполно и вяло. Поэтому среди множества богословских работ, посвященных таинству покаяния, будь то обширные исследования или лаконичные “памятки”, лишних нет. Надеемся, что нелишней станет для наших читателей и предлагаемая им здесь статья. Ветхий Завет в лице своего самого великого праведника Иоанна Крестителя, “светильника горящего” (Ин 5:35), выше которого не было среди рожденных женами (Мф 11:11), обращается к нам с последней заповедью: “Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное” (Мф 3:2). Слово это взывает к пустыне нашего сердца, ожесточенного греховными устремлениями, умягчает его слезами покаяния, делает подобным воску, готовит к встрече со Спасителем, чтобы Господь мог войти в наше сердце и сотворить в нем обитель. “Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное”, — это и первая заповедь Нового Завета, первый призыв, который мы слышим от Господа после Его сорокадневных борений в пустыне (Мф 4:17).

http://pravmir.ru/ne-perestayu-besedovat...

“Очищение уст пророка Исайи” Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 24, 2000 11 июля, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 24, 2000 Как ветхозаветный прообраз евхаристии в храмовых росписях христианского востока Очищение уст Исайи — часть видения Пророка, ветхозаветный прообраз Евхаристии. Кроме того, оно символизирует Воплощение Господне, возвещает Рождество Христово. Исайя — один из четырех великих пророков, называемый также ветхозаветным евангелистом по ясности своих пророчеств. Согласно тексту книги, в видении Исайе предстает Господь на престоле в окружении Сил Небесных. И к Пророку как к человеку с нечистыми устами посылается Серафим: “Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен” (Ис 6:6–7). Глубоко и значительно это место книги Пророка; его многократно толковали Отцы Церкви. Его евхаристическое значение раскрывается в том, что причащальная лжица была названа тем же словом, что и клещи (labj), которыми Серафим берет уголь с жертвенника (по тексту Септуагинты). Тексты евхаристических молитв святителя Иоанна Златоуста и преподобного Симеона Метафраста говорят о символической тождественности угля жертвенника и Святых Даров: Но да будет ми угль Пресвятого Твоего Тела; Давый пищу мне плоть Твоею волею, огнь сый и опаляяй недостойныя ; Слове Божий и Боже, угль Тела Твоего; Трепещу, приемля огнь, да не опалюся яко воск и яко трава; Страхом приступи, да не опалишися: огнь бо есть . О значении этой сцены как знака Пришествия Господня во плоти и Рождества говорит большая часть текстов, отмечая при этом ясность и очевидность евхаристического смысла. В толковании на Исайю святителя Василия Великого сказано: то, что Серафим взял угль клещами, символизирует неприступную святость алтаря, а угль означает Воплощение как соединение огня и вещества землистого, грубого; природа этого огня та же, что и крещение Духом и огнем (Мф 3:11) 1 . Священномученик Мефодий Патарский называет руки Богоматери клещами, несущими Христа Симеону 2 ; гимнограф Иоанн Монах говорит, что Богоматерь есть умственные, мысленные клещи, несущие угль пламенеющий, то есть истинного Христа 3 ; святитель Софроний Иерусалимский заключает, что клещи, как сказано пророком Исайей, означают Деву, возносящую Хлеб Небесный 4 .

http://pravmir.ru/ochishhenie-ust-prorok...

  разделы   рассылка  распечатать Сергей Рудов О старце Ефреме и Ватопеде Источник:  Радонеж – Я оказался впервые в топеде в 2000 году с сегодняшним владыкой Панкратием, который в то время был игуменом Валаамского монастыря. Известно, что на Афоне отношение к игуменам известных монастырей крайне уважительное. Владыку любезно принимали, все рассказывали, все показывали. В первый же визит у нас была встреча с отцом Иосифом, который в то время уже болел и особо не принимал. С этого все и началось. Мы часто говорим, что где-то монахи, а где-то другие люди. Но вот лично я в 2000 году увидел этих других монахов, других людей, именно на Афоне, в том числе в Ватопеде. Вот сейчас все норовят обвинить монастырь, монахов в какой – то корысти. Но все совершенно наоборот. Я предприниматель, Ватопед это прекрасно знал, но, по крайней мере, первое время там не было ни одного намека на какие-то пожертвования. Что бы сейчас ни говорили, монахи в Ватопеде очень бедны, до нищеты. Имеют один – два подрясника, запрещены мобильные телефоны, никуда не выходят, никуда не выезжают. Телефоны там имеют всего несколько человек. Там все делается по благословению, любой более или менее важный вопрос. И это видишь, с ними общаешься, понимаешь, что они не шутят. Там много молодежи с высшим образованием. Это люди из разных стран мира – и Австралия, и Франция. Там даже есть один послушник – зулус. И когда на праздниках его видишь – он такой смешной, маленький, с непонятной стрижкой на голове, но с такими искренними порывами к вере! Ватопед их объединяет. Там очень строгие правила, притом, что он открыт и гостеприимный, тем не менее, правила очень строги. Соблюдение постов непреложно. Очень много других ограничений. Никто не имеет ничего. Если попытаться обобщить, что отличает братию, наверное, это искренняя любовь к людям, которые к ним попадают. Это, по сути, благословение отца Иосифа Ватопедского, без которого говорить о Ватопеде довольно сложно. Он, если можно так сказать, мегаличность.

http://religare.ru/2_91996.html

    Без догмата   О взглядах о. Георгия Кочеткова в их связи с масонской идеологией   Роман Вершилло     Оглавление   1. Догмат 2. Адогматизм 2.1. Несектантский характер масонства 2.2. Опыт 2.3. Символизм масонства 2.4. Поиск единомышленников 2.5. Община 2.6. Проникновение в Церковь и борьба с установлениями и догматами 3. Учение о. Кочеткова 3.1. Ересь о. Кочеткова хочет быть общепонятной 3.2. Опыт 3.3. Символизм в учении о. Кочеткова 3.4. Полнота общины 3.5. Борьба с церковными установлениями и догматами 3.6. Борьба с таинствами 4. Заключение Библиография     Вышедшая в 2000 г. книга " Суд им давно готов " является весьма достойным образцом антиеретической пропаганды, тем более удачным, что невозможно не разделять негодование авторов по поводу секты о. Георгия Кочеткова. Не имея в виду сделать какие-либо существенные дополнения к этому полезному изданию, хотелось бы высказать некоторые замечания. Книга " Суд им давно готов " предназначена для православных верующих, и в ее успехе не приходится сомневаться. Однако собственно боевая сила аргументации авторов скорее вызывает неудовлетворение. На наш взгляд, она не затрагивает основы сектантского способа мысли, специфического именно для этой секты. Такой же недостаток можно отметить и в заключении Комиссии Московской Патриархии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова от 15 ноября 2000 г. Задача богословского рассмотрения состоит не только в том, чтобы опровергнуть по порядку все заблуждения и неточности у данного автора, но и в том, чтобы выявить корень заблуждения. Так обнаружится то, от чего еретик и сектант не может отказаться без того, чтобы не отречься от секты и ереси. А от второстепенных своих убеждений они отказываются легко. В данном случае, прежде чем спорить с сектантами о догматах, следовало бы решить: а признает ли данная секта догмат вообще. Священник Георгий Кочетков определенно не признает. Отсюда, упрекая его в искажении догматов, в том, что он подпадает под анафематизмы против Нестория и т.п., следует помнить, что эта полемика оставляет нетронутым основное ядро его убеждений.

http://moral.ru/dogmat.htm

Алексеевский монастырь, хотя и введены были в нем игуменьею Антониею начала общежития, не был общежительным в собственном смысле, а в таких монастырях лица должностные, – настоятельницы и казначеи имеют право на личное имущество и могут, по закону, завещать свое имущество по смерти кому и куда угодно. Личные средства настоятельниц составляются, прежде всего, из принесенных ими с собою из мира. Затем, из процентных денег с капиталов, завещанных монастырям; из них, согласно воле некоторых завещателей, часть идет в пользу настоятельницы. Наконец из благотворений различного рода лиц, передающих свои средства в распоряжение настоятельниц монастыря, особенно часто в память усопших родственников, – в твердой надежде, что им будет дано надлежащее употребление; не мало бывает случаев, когда поступают в число монашествующих лица со средствами; эти лица, в большинстве случаев, особенно в ожидании близкой кончины своей, распоряжение своими средствами поручают, обыкновенно, настоятельнице. Игуменья Антония, вышедшая из состоятельной семьи и имевшая близких родственников миллионеров (Прохоровых), если и не принесла с собою в монастырь капитала, то во всяком случае получала от своих родственников немалую денежную помощь. Алексеевский монастырь, как владевший кладбищем, имел достаточные денежные вклады: в нем, как особо благоустроенном, не мало было, конечно и монахинь, принесших с собою средства из мира. Что же касается случаев поступления в распоряжение игуменьи Антонии пожертвований от частных лиц – можно смело утверждать, что они, в всяком случае, были не редки при том обширном круге почитателей, которых она имела. Как на один из случаев, хорошо характеризующей положение, которое занимала игуменья Антония с этой стороны у своих почитателей, можно указать на следующий. Однажды является к матушке неизвестная ей дама и просит дозволения сказать ей несколько слов; матушка попросила пришедшую в гостиную и предложила ей сесть. – «Я похоронила у Вас в монастыре мужа, часто посещала его могилку и полюбила Ваш монастырь и в особенности Вас, матушка; поэтому позвольте мне преподнести Вам небольшую сумму с тем, чтобы Вы израсходовали ее на себя» – сказала гостья и подала пакет. – «Я лично не нуждаюсь, сударыня, отвечала матушка, но приму от Вас деньги с тем, чтобы израсходовать их на нужды монастыря». – «Я прошу Вас, матушка, чтобы Вы израсходовали эту сумму на свои личные нужды, повторяла гостья. Взявши у гостьи пакет, матушка прошла в кабинет и, открывши его, удивилась, – в нем лежало 2000 рублей. – «Вы, может быть, ошиблись», сказала матушка, вернувшись в гостиную, «ведь здесь 2000 рублей». – «Нет, нет, не ошиблась, это для Вас, матушка; и если уже Вы отказываетесь употребить их на себя, то распорядитесь ими, как Вы найдете нужным».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Алешня. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Свято-Покровский храм Карта и ближайшие объекты По документам и печатным материалам Государственного архива Тульской области значится, что Покровская церковь в селе Алешня, Фабрика бывшего Алексинского уезда построена в 1756 г. на средства и попечением тульского купца первой гильдии Иллариона Ивановича Лугинина. В книге «Прихода и церкви Тульской епархии» указано, что название села Алешня произошло от оврага Алешенка, а название «фабрика»- от бывшей тут парусной фабрики, возникшей при Петре 1, основанной Тульскими купцами Лугиниными. В церкви имелись в 1915г. два престола: «в настоящей холодной во имя Покрова Пресвятой Богородицы и в теплом переделе во имя преподобного Максима Исповедника». По штату в церкви имелись священник и псаломщик. В 1959-2000гг. приход не действовал, службы в храме не совершались. Здание использовалось как складское помещение совхоза «Красный». Храм поставлен на Государственную охрану решением Тульского облисполкома от 09.04.1969г. и является памятником архитектуры местного Значения. Сохранились три храмовые иконы: «Покрова Богородицы»; «Воскресения Христова» и «Святителя Николая». С июля 2000 года в храме регулярно совершаются Воскресные и Праздничные Богослужения, требы прихожан. Силами и помощью прихожан, благотворителей и сельской администрации в 2000-2005гг. проведены первоочередные ремонто-восстановительные работы. Использованы материалы сайта tula.eparhia.ru Ещё в 1982 г. внутри храма были видны 2 надписи: справа от иконостаса (В 1-м оконном проёме) - " Построена сия церковь 1756 года тщанием Тульскаго 1-й гильдии купца Илариона Ивановича Лугинина " ; слева от иконостаса(также в 1-м оконном проёме) - " Сей храм и иконостас возобновленъ с разрешения преосвященного Питирима, епископа Тульскаго и Белёвскаго при священнике Дмитрие Афанасиевиче Боженове и церковномъ старосте Владимире Андреевиче Воробьёве 1899 и 1900 годах " . В 2007 г. 1-я надпись была сохранна, 2-я сбита после 3-ей строчки, видны окончания 4-й и 5-й строчек.

http://sobory.ru/article/?object=14498

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010