И.А. Гиндер Скачать epub pdf Современный процесс формирования новых религиозных движений дал заметный феномен, явившийся славянским неоязычеством, который продолжает свое непрерывное развитие. Данная статья посвящена рассмотрению достаточно новой проблемы в области религиоведения, истории, социальной философии – начавшемуся неожиданному росту все возрастающего интереса отечественных исследователей к вопросам неоязычества в России во второй половине 90-х годов. Неоязычество – одно из современных направлений духовно-религиозных исканий претендующих на возрождение дохристианских форм мировоззрения как основы гармоничного взаимодействия с природой и обществом. К теме неоязычества обратилось уже немало отечественных специалистов: немалый вклад в изучение неоязычества сделал И.Куликов (Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного характера: Справочник. – Издание третье, дополненное и переработанное. – Том 3. Неоязычество. Часть 1. Автор-составитель И.Куликов. – Москва, 2000. – 394 с.), описав все известные ему организации, автор О.В.Асеев «Славянское неоязычество в современной России»//«Государство, религия, церковь », выявил основные черты современного неоязычества. В.Кобец «Неоязычество: понятие и сущность»//«Государство, религия, церковь », " 2002, смог дать определение данному явлению, Прибыловский В. Прибыловский В. «Новые язычники – люди и группы»//«Русская мысль», 30 апреля – 6 мая 1998г. – Действительно, проблема изучения неоязычества последнее десятилетие становится как нельзя актуальной. Идет бурное развитие неоязыческих общин по территории России (Первая организация была зарегистрирована 3 июля 1991 года «Нижегородская языческая община»). В современных реалиях неоязыческая организация имеет выбор: регистрироваться или нет, т.е. заявить о своем существовании государству через регистрацию в Минюсте, либо вести полуподпольную деятельность. На данный момент Сведения (на 1 мая 2004 года) в Минюсте России зарегистрировано 63 организации под графой «Языческие верования». Это только те, кто изъявили желание, но организаций намного больше: еще в 2000 году их уже было выделено 120 (см. Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного характера: Справочник. – Издание третье, дополненное и переработанное. – Том 3. Неоязычество. Часть 1/Автор-составитель И.Куликов. – Москва, 2000. – 394 с.)

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obzor-pr...

игумен Илия (Жуков) Содержание Часть I 1. Человек, время и вечность 2. Пасха и церковный календарь Часть II Великий Четверток. О Тайной вечере Великий Пяток. О дате распятия Господа нашего Иисуса Христа Приложение Предложение будущему Вселенскому Православному Собору и всем православным христианам Пасхальный индиктион 1941– 2472 г.г. Литература     По благословению Архиепископа Ивановского и Кинешемского АМВРОСИЯ В то время как мир стремится к объединению, ожидая, по-видимому, единого правителя-антихриста, тёмные силы стараются разодрать хитон церковный. Немаловажную роль в деле разделения поместных Церквей играет богослужебный календарь. В это трудное, почти военное, время необходимо глубокое осознание истин Православия, в том числе и календаря, чтобы твёрдо стоять на позициях нашей Церкви. Читателю предлагается изложение святоотеческого понимания смысла главного нашего праздника – Пасхи, времени её празднования. Показаны неразрывная связь пасхального времени с месяцесловом, достоинства юлианского календаря, на котором основана наша Пасхалия. Рассматриваются некоторые вопросы, связанные с событиями последних дней земной жизни Спасителя, например предлагаются рассуждения о дате Его распятия, смысле богослужения в Великую субботу и др. Надеемся, что эта небольшая книга будет полезна для вдумчивого православного читателя. Ι5ΒΝ 5–93425–003–5 © Издательство Виктора Немтинова в Санкт–Петербурге, 2000 г. © Игумен Илия (Жуков), 2000 г. © Свято–Покровская монашеская община, 2000 г. Часть I В вопросе о Пасхалии и с нею тесно связанным годовым церковным календарем нужно примирить правду Божию с правдой человеческой. Поэтому важно, прежде всего, догматическое осознание существующей православной традиции, ибо любой календарь не идеальный и, скорее всего, невозможно создать календарь, удовлетворяющий всех. 1. Человек, время и вечность 1.1 Время уже было, а человека еще не было: Бог сотворил время прежде человека, которого создал «святым, бессмертным и безгрешным, по образу Своему и подо бию: и человек точно был подобен Богу, создавшему его»/прп. Симеон Новый Богослов /с. 28].

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/pasha-i...

Казанское. Церковь Николая Чудотворца. Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты О первом храме в селе Казанском почти ничего неизвестно, хотя он был снесен в 50-60-х годах прошлого века. Известно только, что в конце XIX века был построен деревянный храм во имя Святителя Николая Чудотворца, а в 1810 году на месте деревянного был возведен каменный храм. Годом духовного возрождения для села Казанского стал 2000-й год. Верующие не оставляли мечты о строительстве православного храма. По просьбе христиан в районной газете «Наша жизнь» была напечатана статья Нины Никулиной «Церкви – быть!». После этого 16 января 2000 года был организован сход граждан. На сходе присутствовало 88 человек. Идею строительства православного храма поддержало абсолютное большинство присутствующих. На собрании речь шла о месте строительства храма. Было решено просить власти о возведении церкви на прежнем месте. Все разъяснения давал присутствовавший на сходе иерей Сергий (Глухарев). Православная община в Казанском создавалась с большим трудом. Верующих было много, но не было желающих стать старостой прихода, который бы взял на себя труды по организации прихода и строительству храма. И только 23 декабря 2000 года, в очередной приезд настоятеля Свято-Никольской церкви города Ишима иерея Михаила (Денисова), после Богослужения в Доме культуры было проведено собрание православных жителей села. Но лишь третий сход смог завершить начатое еще в начале года дело: образовать общину с избранием приходного старосты и Совета. После образования общины районной Администрацией была удовлетворена просьба верующих о передаче приходу здания в центре села Казанского, в котором раньше находилось общество охотников. Прихожане были рады и этому уголку, хотя здание было ветхим и требовало капитального ремонта. В сельском храме стала быстро налаживаться церковная жизнь. Долго и тщательно готовился Совет общины к празднику Крещения Господня, вернее, к Великому освящению воды в реке Алабуга. Впервые за многие десятилетия состоялось водосвятие. Оно помнится казанцем до сих пор.

http://sobory.ru/article/?object=25255

КОММЕНТАРИИ Заявление священника Бориса Михайлова (Настоятеля храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях) по поводу публикации в газете " Сегодня " 15.01.2000 " Храм Покрова на политике " В интервью, данном корреспонденту Интернет-сервера " Православие 2000 " Дмитрию Другову, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях священник Борис Михайлов заявил по поводу статьи, появившейся в газете " Сегодня " от 15 января 2000 года " Храм Покрова на политике " , следующее: " Процесс упорядочения имущественно-правовых отношений, связанных со зданием храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях, никакого отношения к текущей политике и выборной кампании не имеет. Этот процесс длится с 1991 года, когда в храме Покрова Пресвятой Богородицы была зарегистрирована управлением юстиции Мосгорисполкома православная община. С тех пор приход безуспешно пытается осуществить свое законное право на использование храма Покрова по первоначальному назначению в богослужебных целях. Что касается готовившегося совещания у заместителя председателя правительства Российской Федерации Валентины Ивановны Матвиенко. Последний этап процесса урегулирования взаимоотношений начался в конце 1998 года, когда приказом министра культуры Российской Федерации Владимира Константиновича Егорова от 27 ноября 1998 года была образована экспертная комиссия министерства культуры Российской Федерации по совместному использованию храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях. Эта комиссия работала в течение нескольких месяцев и 16 апреля 1999 года вынесла Заключение, согласно которому богослужения в нижнем Покровском храме могут проводиться в течение всего года, количество служб и количество людей присутствующих на службах должно зависеть от целого ряда причин, которые определяются совместным решением договаривающихся сторон - музея и прихода. До начала богослужений в нижнем храме эксперты комиссии министерства культуры считали необходимым выполнение ряда предварительных условий: освобождение алтаря нижней церкви от находящихся в нем экспонатов музея, проведения консервационных работ по живописи, архитектуре и декоративным элементам убранства, устройство тамбура или притвора в нижней церкви, размещения там же кивотов и икон, перенос щита охранной сигнализации из алтаря в служебное помещение, а также устройство вентиляции. Так что информация в статье Ивана Саса, напечатанной в газете " Сегодня " , о каких-то внедрениях в здание церкви, о каком-то потенциальном вреде, который мог быть нанесен этому храму, не имеет ничего общего с действительностью. Те мероприятия технического свойства, которые предполагалось провести, рекомендованы комиссией министерства культуры.

http://pravoslavie.ru/press/fili.htm

Круг богородичный Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 39, 40, 2004 15 августа, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 39, 40, 2004 От публикатора. Читатель “Альфы и Омеги” имел возможность убедиться в том, насколько разнообразно литературное творчество монахини Игнатии. Напомню, что она дебютировала в журнале своими воспоминаниями “Высоко-Петровский монастырь в 20–30-е годы” 1(8) за 1996 г.), а позднее к ним присоединились воспоминания о годах служения Святейших Патриархов Сергия и Алексия I 3(21) за 1999 г., 1(23) за 2000 г.). Затем здесь были опубликованы ее книги о старчестве — “Слово о старчестве” 2/3 (9/10) за 1996 г.) и “Стар­чество на Руси” 3(17), 4(18) за 1998 г.); цикл статей о церковных песнотворцах 2(13), 3(14) за 1997 г., 2(16) за 1998 г., 1(19), 2(20), 3(21) за 1999 г., 1(23), 2(24) за 2000 г.); статьи об отдельных жанрах православной гимнографии 1(31) за 2002 г., 1(35), 2(36), 3(37), 4(38) за 2003 г.); биография святителя Игнатия Брянчанинова 3(25), 4(26) за 2000 г.). Кроме того, в “Альфе и Омеге” увидели свет фрагменты книги монахини Игнатии “Божественная Литургия” 2(32), 3(33) за 2002 г.), написанной в жанре, который я рискнул бы определить как молитвенный дневник. Именно об этой книге хотелось бы напомнить читателям, представляя настоящую публикацию — книгу “Круг богородичный”. Дело в том, что несмотря на жанровое разнообразие литературного творчества монахини Игнатии, именно молитвенный дневник нужно признать главным, базовым жанром ее произведений, который дает себя знать и в книгах о старчестве, и в статьях о гимнографии, и в мемуарной прозе. Он наиболее полно представляет ее литературный метод, построенный на молитвенном вникании в прочитанное слово (Священного Писания, святых Отцов или светских авторов) и в события церковной или личной жизни, своей и своих близких. Понятно, что этот метод напрямую связан с монашеским деланием автора. Об этом говорит и сама монахиня Игнатия, объясняя истоки своего литературного творчества навыком ежедневного письменного исповедания помыслов — раскрытия перед своим наставником самых сокровенных движений души, как худых, так и добрых, приучающего к постоянному покаянному самовоззрению и духовной трезвости. Воспитанная в школе старчества Свято-Смолен­ской Зосимовой пустыни, она перенесла составляющие зосимовской традиции и в самый стиль своих книг.

http://pravmir.ru/krug-bogorodichnyiy/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВЛАДИМИРСКИЙ ВО ИМЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в юж. части т. н. Нового города во Владимире. Основан при храме во имя вмч. Георгия Победоносца (XII в.), возведенном на дворе кн. Юрия (Георгия) Владимировича Долгорукого. Монастрырь во имя вмч. Георгия. Фрагмент плана Владимира. 1715 г. (БАН. Картогр. 3092) Монастрырь во имя вмч. Георгия. Фрагмент плана Владимира. 1715 г. (БАН. Картогр. 3092) Большинство исследователей XIX в. (архим. Амвросий (Орнатский) ? В. В. Зверинский , Н. А. Артлебен ) относили постройку Георгиевской ц. к 1129-1130 гг., основываясь на ст. «А се князи русьстии» (XV в.) в Комиссионном списке НПЛ, сообщающей, что кн. Юрий Долгорукий во Владимире «постави... церковь каменну святого Георгиа за 30 лет до Богородичня ставлениа» (ПСРЛ. М., 2000. Т. 3. С. 467; М., 2000. Т. 16. Стб. 309). Иером. Иоасаф (Гапонов), К. Н. Тихонравов, а также большинство историков и археологов XX в. (Н. Н. Воронин , П. А. Раппопорт и др.) считали более достоверными известия др. летописей, в к-рых Георгиевская ц. упоминается или под 6660 (1152) г.- среди храмов, построенных на Суздальской земле кн. Юрием Долгоруким (ПСРЛ. М., 2000. Т. 4. Ч. 1. С. 153; М., 2001. Т. 7. С. 57; М., 1965. Т. 9. С. 196, 197; Спб., 1910. Т. 20. Ч. 1. С. 116; М.;Л., 1949. Т. 25. С. 56; М., 1978. Т. 34. С. 75; М., 1994. Т. 39. С. 60), или, как в Летописи Авраамки, под 6665 (1157) г.: «Поставлена бысть в Володимере церковь князем Георгием во имя святого мученика Георгия» (ПСРЛ. Т. 16. Стб. 44, 45). Сокращенные Московские летописные своды 1493 и 1495 гг. уточняет, что в 1157 г. «священа бысть церкви в Володимери святыи мученик Георгий а заложена бысть Георгием церкви камена» (ПСРЛ. М., 1962. Т. 27. С. 233, 319). Т. о., возможно, Георгиевская ц. была заложена в 1152 г., а освящена в 1157 г. Согласно данным археологических раскопок, проведенных Ворониным, и изображениям храма на плане Владимира 1715 г., древняя Георгиевская ц.

http://pravenc.ru/text/154979.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАКИМ (XVI в.), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, в Соборе Сийских святых), Сийский, ученик прп. Антония Сийского . И. упоминается во всех редакциях Жития прп. Антония: в Первоначальной, которая была создана в 1578 г. Ионой, иноком Антониева Сийского во имя Св. Троицы монастыря (БАН. Арханг. 250. Л. 111 об.-112, 118 об., 80-е гг. XVI в.; опубл.: Рыжова. 2000. С. 241-340); в редакции 1579 г., составленной царевичем Иоанном Иоанновичем (РНБ. ОСРК. O.I.22. Л. 150 об., 165 об.- 166, XVI в.); в Краткой редакции (РГБ. Больш. 422. Л. 418 об., 50-60-е гг. XVII в.); в Проложной редакции (Пролог на дек.-февр. М., 1659. Л. 1124-1130; Пономарёв. 1896. С. 65-67); в редакции 60-х гг. XVII в., составленной сийским игум. Феодосием (БАН. Арханг. 118. Л. 73 об., 85 об., 60-70-е гг. XVII в.; см.: Рыжова. 2000. С. 21-195). В Житии прп. Антония сообщается, что И. подвизался вместе с прп. Антонием в Кенском Преображенском мон-ре в Каргопольском крае. Мон-рь был основан прп. Пахомием Кенским, «мнихом добродетелным и благоговейным зело» (БАН. Арханг. 250. Л. 111 об.- 112). Получив благословение прп. Пахомия, св. Антоний вместе с преподобными Александром Сийским и И. ушел из обители. Монахи отправились на поиски безлюдного места, «желая уединится единому Богу». По рекам Онеге и Шелексе они достигли р. Емцы, левого притока Сев. Двины, и остановились у Тёмного порога, где поставили «хижицу» и часовню. На этом месте иноки прожили 7 лет, со временем к ним присоединились Исаия, Елисей, Александр (2-й) и Иона. В пустыни были построены ц. во имя свт. Николая Чудотворца и кельи. Мон-рь просуществовал до 80-х гг. XVI в. («и монастырь устрои, яже и доныне стоит молитвами святаго» - Там же. Л. 112 об.). Отшельники были изгнаны жителями находившегося неподалеку с. Скроботова, подозревавшими иноков в желании захватить их земли. В нач. XX в. существовало предание, объяснявшее бедность жителей Шелексы несправедливостью, к-рую их предки проявили по отношению к прп. Антонию; как только крестьяне начали чтить память святого, их дела улучшились ( Никодим (Кононов). Архангельский патерик. 1901. С. 208). В нач. XX в. на месте Никольского Шелексинского монастыря, при впадении р. Шелексы в Емцу, стояла часовня во имя прп. Антония (Житие прп. отца нашего Антония Сийского. 1907. С. 6-7. Сн. 6; Никодим (Кононов). Архангельский патерик. 1901. С. 208). Высказывалось мнение, что прп. Антоний с братией подвизался в Троицкой Шелексинской пуст. ( Ратшин. 2000. С. 8).

http://pravenc.ru/text/468875.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛАЗАРЬ ГАЛИСИЙСКИЙ [Греч. Λζαρος ν τ Γαλησ] (966/7-980/1 - 7.11.1053), прп. (пам. 7 нояб., 10 нояб., 17 июля (перенесение мощей)), столпник, подвизавшийся на горе Галисий (М. Азия, близ г. Эфес, совр. Турция). Подробное очень объемное Житие Л. Г. было составлено, вероятно, в ближайшие годы после его кончины учеником преподобного Георгием (BHG, N 979; в научной традиции -Vita А). Оно сохранилось в единственной афонской рукописи XIV в. (Laurioticus I.127), которая попала на Св. Гору после падения К-поля (1453); в тексте есть сведения, что автор, Георгий, происходил из столицы Византийской империи. Греч. текст был издан И. Делеэ (ActaSS. Nov. T. 3. P. 508-588). В 2000 г. вышел перевод Жития на англ. язык. Р. Гринфилда с подробными комментариями ( Greenfield. 2000). В XIII в. Григорий II Кипрский , патриарх К-польский (1283-1289), составил краткое Житие Л. Г. (BHG, N 980) - Vita В, также изданное И. Делеэ (ActaSS. Nov. T. 3. P. 588-606). Исследователи отмечают, что Vita B не является сокращенной версией Vita A, оно опирается на др. неизвестный источник, содержащий сведения, во многом противоречащие пространному Житию. Существует 3-е Житие Л. Г. в составе рукописи Cod. Mosquensis 369 (353), хранящейся в Московской Синодальной б-ке ( Иванов С. А. Проложное византийское Житие Лазаря Галесиота//Мир А. Каждана. М., 2003. С. 355-363). Как отмечает С. А. Иванов, полностью издавший этот текст (в 1-м изд. было опущено начало текста: Λαμπροπολου Α. Ανκδοτο κεμενο για τον σιο Λζαρο Γαλησιτη//Θεολογα. 1988. Τ. 59. Τεχ. 3. Σ. 588-594), он восходит к тому же неизвестному источнику, что и Vita B, поскольку имеет с ним дословные совпадения. Однако Житие из московской рукописи является самостоятельной версией, имеющей расхождения с 2 др. Житиями. По предположению Иванова, в основе «московского» текста лежал энкомий святому. В нем очевиден акцент на чудесных и мистических событиях в отличие от Vita A, четко и подробно, с указанием временных рамок излагающего жизнь Л. Г.; там, где Vita A сообщает, напр., об эпизоде преследования Л. Г. стаей собак, не придавая этой истории никакого мистического характера ( Greenfield. 2000. Chap. 26), «московское» Житие говорит о том, что в образе собак подвижника преследовали бесы.

http://pravenc.ru/text/2462541.html

Митрополит Казанский и Татарстанский Феофан (Ашурков) 28 декабря 2020 г. 19:00 Митрополит Казанский и Татарстанский Феофан (Ашурков) 25.05.1947 — 20.11.2020 20 ноября на 74-м году жизни от осложнений, вызванных коронавирусной инфекцией, преставился ко Господу митрополит Казанский и Татарстанский Феофан. Приснопамятный архипастырь прожил долгую и насыщенную жизнь. Родился будущий архиерей 25 мая 1947 года в городе Дмитриеве (Курская область) в многодетной рабочей семье Андрея и Александры Ашурковых. После службы в рядах Советской армии был помощником епископа Смоленского и Вяземского Гедеона (Докукина). В 1970 году он поступил во второй класс Московской духовной семинарии; по завершении учебы зачислен в Московскую духовную академию, которую окончил в 1976 году. В 1973 году его приняли послушником в братство Троице-Сергиевой лавры. В том же году, 19 декабря, в день памяти святителя Николая Мирликийского, наместником Троице-Сергиевой лавры архимандритом Иеронимом (Зиновьевым) был пострижен в монашество с именем Феофан в честь преподобного Феофана Никейского, исповедника. После окончания аспирантуры МДА (кандидатская работа — «Догматическое учение Василия Великого») отец Феофан с 1977 по 2000 год нес различные послушания в странах Ближнего Востока, а также в Центральной и Южной Америке. В 1977 году определением Священного Синода был направлен в Русскую духовную миссию в Иерусалиме. В 1985 году был возведен в сан архимандрита. В 1987−1989 годах трудился в Отделе внешних церковных сношений Московского Патриархата (ОВЦС). В 1989−1993 годах был Экзархом Патриарха Московского при Патриархе Александрийском и всей Африки. В 1993–1999 годах — заместитель председателя ОВЦС МП. С 28 декабря 1999 года до 8 октября 2000 года архимандрит Феофан представлял Патриарха Московского при Патриархе Антиохийском и всего Востока. Решением Священного Синода от 7 октября 2000 года назначен на Магаданскую и Синегорскую кафедру. Хиротонисан 26 ноября за Литургией в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове.

http://e-vestnik.ru/obituaries/mitropoli...

Мытищи. Церковь Рождества Христова. Карта и ближайшие объекты Город Мытищи, основанный около четырех веков назад, являясь одним из самых больших городов Московской области, имел всего три храма. В центре нового города решили построить ещё один храм. В 2000 г. появилась церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Но небольшое здание церкви не могло вместить всех молящихся. Осенью 2001 г. в Мытищах началось поистине народное возведение ещё одного храма — в честь Рождества Христова. Все организации Мытищ, под руководством главы администрации А. Е. Мурашова, включились в сбор пожертвований на святое дело. Христорождественская церковь — двухтажная с тремя приделами. При храме открыты курсы по подготовке преподавателей основ православной культуры для школ Мытищинского района. На базе воскресной школы храма разрабатывается методическая база для подготовки детей к обучению Закону Божию и православного развития дошкольников. Источник: http://www.mepar.ru/eparhy/temples/?temple=432 Небольшое поселение Мытищи стало городом уже в 20-х годах ХХ века, когда построить храм не представлялось возможным. Большой жилой массив оказался без духовного окормления. После преобразований в нашей стране необходимость строительства храма была очевидной. Этим благим делом было поручено заниматься клирику храма Владимирской Божьей Матери священнику Олегу Шлёнову. Началась совместная работа с администрацией города. Долго выбирали место посадки храма. 27 апреля 2ооо года постановлением главы Мытищинской администрации А. Е. Мурашовым был выделен участок в самом центре города, пожалуй лучший из возможных. В юбилей 2000-летия Рождества Христова в план торжественных мероприятий в Мытищинском благочинии, приуроченных к этому событию был включён и чин закладки будущего храма, который был совершен 6 июля 2000 года Митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием при большом стечении народа. В своем слове Владыка Митрополит тогда призвал всех принять участие в этом спасительном и важном деле, выразив уверенность в том, что возведенный храм станет лицом и достойным украшением города.

http://sobory.ru/article/?object=03330

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010