В.П. Зубов Об авторе книги Впервые публикуемая книга: «Русские проповедники. Очерки по истории русской проповеди » является малой частью обширного и на редкость разнообразного научного наследия Василия Павловича Зубова (1900–1963) 1 . Это имя хорошо известно историкам науки и архитектуры, как у нас, так и за рубежом. Василия Павловича Зубова знают, прежде всего, как автора фундаментальных монографий «Историография естественных наук, а России (XVIII в. – первая половина XIX в.)» (1956), «Аристотель» (1963), «Развитие атомистических представлений до начала XIX в.» (1965), «Труды по истории и теории архитектуры» (2000) и др. В последних двух монографиях, изданных посмертно, приведена биография ученого и библиография опубликованных его трудов, включающая более 200 работ. Исследования В. П. Зубова были переведены и изданы за границей, среди них Монография о Леонардо да Винчи (1968), докторская диссертация «Архитектурная теория Л. Б. Альберти› (2000). В. П. Зубова ценят как блестящего переводчика и комментатора архитектурных, математических и философских трактатов, написанных авторами средневековья и эпохи Возрождения (Л. Б. Альберти «Десять книг о зодчестве» (1935–1937), сочинение Даниеле Барбаро «Комментарий к десяти книгам об архитектуре Витрувия» (1938) и многие другие). Известны исследования В. П. Зубова, посвященные древнерусской духовной культуре. Среди них статьи о русских переводах и переработках в XVII в. сочинений Аристотеля; заметки о переведенном еще в Х в. в Болгарии философско-богословском трактате Иоанна Дамаскина «Источник Знания», вошедшем в XVI в. в состав «Великих Четий-Миней» Митрополита Макария; статья «Вопросы о “неделимых” и бесконечном в древнерусском памятнике XV в.» (1953); публикация, примечания и перевод труда Кирика Новгородца (1953); статья « Епифаний Премудрый и Пахомий Серб» (1953) и ряд других работ. Труды В. П. Зубова получили мировое признание. В 1960 г. он был избран действительным членом Международной Академии истории науки. В 1963 г., уже посмертно, награжден медалью имени Джорджа Сартона за вклад в развитие истории науки. В 2000 году состоялась международная научная конференция, посвященная столетию со дня рождения В.П. Зубова: «Наука и искусство в культуре Средних веков и эпохи Возрождения».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В поисках безгрешного батюшки Что делать, если в Церкви «все плохо»? 15 октября, 2015 Что делать, если в Церкви «все плохо»? Что только ни способно отвернуть новоначального христианина или сомневающегося человека от Церкви. Хамство в храмах, дурная слава о священниках, неприглядные факты в истории Церкви и житиях святых… О том, как относиться к такого рода негативу, как не усомниться и не потерять веру, автор «Правмира» Илья Аронович Забежинский беседует с игуменом Афанасием (Селичевым), настоятелем Михаило-Архангельского монастыря в городе Юрьев-Польский (Александровская епархия). Игумен Афанасий (Селичев) родился в 1966 году в городе Петушки Владимирской области. После школы и армии служил алтарником Успенской церкви в Петушках. В 1993 году пострижен в мантию в Боголюбском мужском монастыре Владимирской митрополии. В 1993-95 годах служил вторым священником Успенского храма в Петушках. В 1995-2000 годах – наместник Успенского Космина монастыря села Небылое. В 2000 году закончил Владимирскую Свято-Феофановскую семинарию. В 2000-2006 годах – строитель и настоятель храма и гимназии в честь священноисповедника Афанасия епископа Ковровского в Петушках. С 2006-го – настоятель Михаило-Архангельского монастыря города Юрьев-Польский Александровской епархии. Адам тот же, и Христос тот же, и дьявол тот же – Когда мы читаем историю Церкви, видим, что в ней бывали разные распри, иногда и между святыми. Как такое могло быть? – Мы всегда забываем о том, что враг нашего спасения не дремлет, и главная его задача – лишить христиан мира и любви между собой. Главное – понимать, что это попущение Божие происходит для выяснения действительного нашего душевного состояния. Апостол Павел пишет: подобает быть разномыслию для того, чтобы выявились искуснейшие. И если эти разногласия используются Церковью и нами как членами Церкви не для злобы и ненависти, а для того, чтобы действительно выяснить истину, распри святых – они даже полезны для Церкви. Мы с вами помним распри апостолов Петра и Павла. И апостол Иаков, кажется, пишет нечто против апостола Павла в своих посланиях, и в то же время все они остаются апостолами. И эти конфликты разрешаются Церковью в Христовой любви.

http://pravmir.ru/ne-ishhite-v-tserkvi-b...

Введение I Глава. Отношения советского государства и Русской Православной Церкви в 1943–1958 гг. § 1. Кризис церковно-государственных отношений в России к 1943 году. § 2. Церковно-государственные отношения в 1943–1958 гг. § 3. Особенности развития внутрицерковной жизни в 1943–1958 гг. Таблица 1 II Глава. Гонения на Церковь в СССР В 1958–1964 гг.: роль в них государства и общества § 1. Усиление антицерковной политики Советского государства в 1958–1961гг. § 2. Реформа приходского управления. Закрытие храмов, как одно из важнейших направлений хрущевской антицерковной политики. Таблица 1. Закрытие храмов в Костромской области в 1961–1964 годах Таблица 2. Закрытие храмов в Ивановской области в 1961–1964 годах Таблица 3. Количество православных церквей, молитвенных домов и священников в некоторых областях РСФСР (на 01.01.1958) Таблица 4. Закрытые храмы Владимирской епархии (на 01.01.1962 г.) § 3. Общественная реакция на антицерковную компанию в России в 1958–1964 гг. Жизнь православного духовенства в этот период. III Глава. Отражение атеистической политики советского государства на внутрицерковной жизни и реакция советского общества на государственный атеизм в 1964–1988 гг. Таблица 1. Количество треб, совершенных в Ивановской, Костромской и Владимирской епархиях в 1960-е годы Таблица 2. Сведения о численном составе духовенства Владимирской епархии в 1962–1984 годах Таблица 3. Сведения о численном составе духовенства Ивановской епархии в 1977–1987 годах § 2. Русская Православная Церковь и религиозные диссиденты в 60–80-е годы ХХ века § 3. Поместный собор Русской Православной Церкви 1988 года и его роль в изменениях во внутрицерковной жизни. § 4. Общественное сопротивление в России советской атеистической политике. IV Глава. Русская Православная Церковь в постсоветской России § 2.Церковно-государственные отношения в условиях постсоветской России. § 3. Постсоветское общество в России и Русская Православная Церковь § 4. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2000 года – важнейший этап истории Российского Православия. V Глава. Проблемы духовного образования в России в 1943–2000 ГГ. § 1. Православные духовные школы до революции 1917 года и в СССР до 1988 года. Таблица 1. Наличие богословских степеней у духовенства Владимирской епархии в 1970-е годы § 2. Духовное образование в России в 1990–2003 гг. § 3. Особенности становления некоторых провинциальных Российских духовных учебных заведений в 1990–2003 годах. Заключение  

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Введенский женский монастырь (Богуши) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Введенский женский монастырь – молодая обитель, которая начала своё существование в 2000-м году, когда монахиня Елисавета, будущая настоятельница, приехала одна на заброшенный хутор в деревню Богуши с благословением строить небольшой скит. При монастыре есть гостиница для паломников. Содержание История [ править править код ] Введенский женский монастырь – молодая обитель, которая начала своё существование в 2000-м году, когда монахиня Елисавета, будущая настоятельница, приехала одна на заброшенный хутор в деревню Богуши недалеко от Сморгони с благословением строить небольшой скит. Само место, удаленное от городов, затерянное в тиши полей и лесов, ей очень понравилось, «легло на сердце». И вот уже 12 июля 2000 года, на праздник Св. Апостолов Петра и Павла, стали рыть котлован под фундамент храма. А в 2005 году митрополит Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси, освятил оба монастырских храма – верхний в честь праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, и нижний, в честь Её родителей, Свв. праведных Богоотцов Иоакима и Анны. Место, на котором построился монастырь, оказалось непростое, историческое, судьбой своей связанное с событиями Первой мировой войны. Здесь, на Сморгонщине, в 1915-1917 годах проходила линия фронта, два с лишним года длилось противостояние между немецкими и русскими войсками. Здесь лежат в земле десятки тысяч солдат, большинство из которых сегодня безвестны… В ходе летнего наступления 1917 года для прорыва немецкой обороны был выбран участок Сморгонь — Крево. Здесь позиции противника были сильно укреплены. « Богушинский лес являлся серьёзным узлом сопротивления протяжением с востока на запад до пяти и с севера на юг до двух км». До сих пор сохранились железобетонные доты, блиндажи, бетонные укрытия. Лес в округе монастыря изранен снарядами, видна целая система окопов и траншей на немецкой территории. Мощеная камнем дорога, ведущая к монастырю, была разделительной линией фронта. Именно под Сморгонь летом 1917 года был отправлен первый женский батальон смерти прапорщика Марии Бочкаревой. «Согласно исследованиям российского историка А.С.Сенина на основе документов РГВИА у м.Крево в боях 22-23 июля участвовали 170 женщин- добровольцев, прикомандированных к 525-му пехотному Кюрюк-Даринскому полку». В начале июля батальон прибыл в расположение I Сибирского армейского корпуса у д. Цари — Селец. 7 июля полку, в состав которого входил женский батальон, поступил приказ занять позиции у д. Крево (в 5 км от Богушей) и атаковать участок от с. Новоспасское до северной окраины Крево с целью овладения Новоспасским и Богушинским лесами.

http://azbyka.ru/palomnik/Введенский_жен...

ГАЗЕТА " ИЗВЕСТИЯ " ОБЪЯВИЛА О ВЫПУСКЕ РЕЛИГИОЗНОГО ПРИЛОЖЕНИЯ 21 января 2000 года в газете " Известия " вышел первый выпуск приложения " Религия " . Подготовил ее литературный критик и публицист Александр Архангельский . Это уже не первая московская газета, которая решила посвятить свои специальные страницы религиозной проблематике. Религиозное приложение существует в " Независимой газете " , " Советской России " , " Московском комсомольце " . Стремление политической газеты отражать на своих страницах религиозную проблематику вполне понятно - социологи свидетельствуют, что верующих в Бога в нашей стране 79,4 % населения, не верят в Бога - 9,3 %, затруднились ответить - 10,8 %, отказались ответить - 0,5% (Институт социологии РАН, грант РГИФ, 1999). Православное Рождество 2000 года, например, отмечало более 70% наших граждан. Впрочем, в предисловии к своему религиозному приложению редакция объявляет: " Известия " - газета светская; она в равной мере адресована атеистам и верующим самых разных конфессий " . Уже само признание равенства в глазах редакции атеистов и верующих воспринимается как факт отрадный, поскольку до этого дня большая часть материалов, посвященных религии вообще и Православию - в частности, отражали взгляд атеистов, чаще всего тех, которых в советские времена было принято называть " воинствующими " . Например, 6 января, в день, когда большая часть населения нашей страны праздновало 2000-летие Рождества Христова, " Известия " публикует два материала, как бы отражающие эти события. Один - Виктории Авербух - кощунственно назван " Рождество патриарха " и посвящен пребыванию Бориса Ельцина в Израиле, причем автор умудрилась ни одним словом не обмолвиться об истинной причине поездки Б. Ельцина на Святую Землю - участвовать совместно со всеми предстоятелями поместных православных Церквей и президентами тех стран, где Православная Церковь является доминирующей, в юбилейном празднике Рождества Христова. Другой материал - письмо читателя о том, что Рождество Христово было в другой день и в другой год, что Иисус Христос - это совсем не тот, за кого его выдают христиане. Конечно, письмо, почти дословно повторяющее аргументы героя " Мастера и Маргариты " председателя МОССОЛИТа Михаила Берлиоза, имеет право на существование, но насколько публикация его накануне праздника Рождества была тактична по отношению к чувствам верующих, которые составляют значительное большинство населения страны?

http://pravoslavie.ru/press/izv_rel.htm

Дополнение Окончание слова «О храме» по Cod. Bodleianus Roe 5. Итак, обрати внимание, читающий и слушающий, что даже мудрецы эллинов, некоторые из них, добре пророчествовали, и пребезначального Бога, и собезначального Сына, и единосущного и сопрестольного Ему Духа провозгласили, и Пресвятую Деву наименовали, и самые честные страдания Христа, бывшие на кресте, предрекли. Другие пророчества эллина Ермия о Божестве 78 : Неугасимого огня око, бодрствуй 79 , животворя эфирный путь, властвуя над солнечным жаром, вихрем перенося облака, имя, не уступающее в мире, непреходящее, вечное, все назирающее, ужасное имя 80 . Другое пророчество Аполлона в Дельфах, в котором и некий вопрос царя Ясона, когда тот основывал храм Аполлона в Пифо, в Аргосе. Единый меня понуждает небесный Свет. И Он – Бог пострадавший, но не Божество пострадало. Он – то и другое, смертный и вместе с тем бессмертный; Тот же Самый – Бог или человек, всем обладая от Отца, но все имея и от Матери, от Отца – силу живущих, от смертной же Матери – крест, гроб, посрамление (как) злодея; из очей коего некогда лились теплые слезы. (Он –) Тот, Который пять тысяч пятью хлебами насытил, бессмертный по волящей силе. Равным образом Христос – Бог , на древе протянут был, Тот, Который умер, Который погребен, к небесному своду поднялся. Книга сия окончена. Библиография Гаспаров 2000 – Гаспаров М. Л. Занимательная Греция. м., 2000. [Gasparov M. L. Zanimatel’naja Grecija (The interest of Greece). Moscow, 2000.] Казакова 1961 – Казакова Н. А. «Пророчества еллинских мудрецов» и их изображения в русской живописи XVI–XVII вв.//ТОДРЛ. 1961. Т. 17. С. 358–368. [Kazakova N. A. «Prorochestva ellinskih mudrecov» i ih izobrazhenija v russkoj zhivopisi XVI–XVII vv. («Prophecies of Hellenic sages» and their images in Russian paintings of XVI–XVII centuries)//Trudy otdelv drevnerusskoi literatury (Publications of the Department of Ancient Russian Literature). 1961. T. 17. P. 358–368.] Фролов 2004 – Фролов Э. Д. Парадоксы истории – парадоксы античности. СПб., 2004. [Frolov Je. D. Paradoksy istorii – paradoksy antichnosti (Paradoxes of history – paradoxes of antiquity). Saint Petersburg, 2004.]

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velik...

Екатеринбург. Церковь Всех Святых, в земле Российской Просиявших ( " на Крови " ). Карта и ближайшие объекты Храм построен на месте дома инженера Ипатьева, в подвале которого были убиты Святые Царственные Страстотерпцы. Несмотря на снос здания в 1977 году, совершить паломничество на это место ежегодно стремилось множество верующих. 23 сентября 1992 года архиепископом Верхотурским и Екатеринбургским Мелхиседеком был заложен первый камень в основание будущего храма. Также Владыка совершил освящение построенной деревянной часовни во имя преподобномученицы Елисаветы Феодоровны. Однако, практически сразу после закладки первого камня строительство прекратилось, по причине бедственного экономического положения в стране. В 2000 году, после прославления Юбилейным Архиерейским собором Святых Царственных Страстотерпцев, на месте их расстрела возобновилось строительство святыни. 23 сентября 2000 года Святейший Патриарх Алексий II заложил в основание Храма капсулу с памятной грамотой. Храм на Крови был построен в 2000—2003 годы на том месте, где в ночь с 16 на 17 июля 1918 года были расстреляны Святые Царственные Страстотерпцы. Освящение Храма 16 июля 2003 года совершил совершил сонм иерархов Русской Православной Церкви, во главе с Митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием. 18 апреля 2010 Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил нижний придел Храма-на-Крови в честь Новомучеников и Исповедников Российских. В Храме на Крови пребывает множество святынь, из которых самой ценной можно назвать икону Божией Матери «Троеручица». Доподленно известно, что этот святой образ находился в доме Ипатьева, в момент заключения в нем Святых Царственных Страстотерпцев. Храм-на-Крови представляет собой не только действующий собор, но и музейный комплекс. В музейной части выставлен ряд экспонатов, посвящённых последним месяцам жизни императора Николая II и его семьи.  Рядом с Храмом расположено Патриаршее подворье, включащее в себя библиотеку, выставочные площади, концертный зал и домовый храм в честь святители Николая Чудотворца.

http://sobory.ru/article/?object=01227

Заключение 31 декабря 2000 года истек срок перерегистрации церковных организаций, действующих на территории Российской Федерации. К этой дате в республике было зарегистрировано и перерегистрировано 20200 общин различных религий и конфессий. 28 декабря 2000 года Министерство юстиции зарегистрировало и « Церковь Объединения». Решение о ее регистрации было принято по рекомендации Экспертного совета при Минюсте, «изучившего вероучение и практику Церкви Объединения и установившего их соответствие законодательству Российском Федерации» 518 . Всего «на бумаге» было зафиксировано 17 общин ЦО 519 , и это при том, что в Москве в 1999 году и в начале 2000 года побывало почти 170 миссионеров, среди которых лидирующее по численности место заняли посланцы «Церкви Христа» и «Церкви Объединения» 520 . Спрашивается, не много ли заезжих гостей на 17 мунистских общин, тем более что « Церковь Христа» на 1 января 2001 года вообще не была зарегистрирована, получив два отказа в регистрации? 521 Все встанет на свои места, если предположить, что остальные филиалы «Семьи» ушли в тень. Показательную иллюстрацию в этом отношении представляет собой небольшая кни­жечка: Лёв К. «О ведьмах и охотниках за ведьмами: Мунисты и свобода вероисповедания» (М: Гуманитарий, 1995). Самое пристальное знакомство с ней не позволяет обнаружить, что издание этого русского перевода с немецкого текста было всецело организовано Церковью Му­на в России. Пиаровская акция (как теперь привыкли говорить) мунитов была рассчитана на то, чтобы преподнести потенциальному читателю внешне объективное, вышедшее из респек­табельных научных кругов светское издание, яко­бы независимое от сектантов. Откуда было знать наивному читателю, не посвященному в организационную «кухню» «выпечки» этой книжицы, что и автор первой вводной статьи, пред­ставитель академических кругов, доктор философских и доктор филологических наук про­фессор Павел Гуревич (он же и глава самого издательства «Гуманитарий»), и автор второй вводной статьи, сотрудник Аналитического центра Аппарата Совета Федерации, кандидат фи­лософских наук Сергей Иваненко – давние и верные соратники мунитов, связанные с ними непосредственным участием в многочисленных проектах. Как раз С. Иваненко и использует названный выше прием в своей статье, когда в разделе «У страха глаза велики» желает убе­дить читателя, что общественности не стоит давать «болезненную и острую реакцию» на дея­тельность секты Муна, ибо « Церковь Обьединения является в России немногочисленной ре­лигиозной организацией, не имеющей в ближайшие годы перспективы значительно увеличить число своих членов» (с. 13).

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Закрыть itemscope itemtype="" > Архиепископ Михаил (Мудьюгин) (1912-2000) - пастырь, богослов, духовный писатель 23.02.2004 391 Время на чтение 28 минут 28 февраля 2000 г., на 88 году жизни скончался старейший иерарх Русской Православной Церкви архиепископ Михаил (Мудьюгин). Его жизненный путь интересен и сложен; владыка стал свидетелем почти всех трагических событий ХХ века. Он целиком " уложился в ХХ-е столетие, со всеми его драмами и трагедиями. Ведь это был " век - волкодав " ... Юные годы. Архиепископ Михаил - в миру Михаил Николаевич Мудьюгин - родился в благочестивой семье служащего 12 мая 1912 года в Петербурге. Семья была верующая, и поэтому он с ранних лет приобщился к Церкви: пел и читал на клиросе, прислуживал в алтаре. Воцерковление будущего архипастыря началось уже в раннем детстве, когда его мать Вера Николаевна посещала вместе с ним Александро-Невскую Лавру. Оно продолжилось при храме Святителя и Чудотворца Николая на Песках (Барградское подворье в Петербурге), а затем в Свято-Андреевском Старо-Афонском подворье в Петербурге. Он принимал активное участие в жизни Афонского Андреевского подворья. В течение ряда лет он вел на подворье фактически жизнь послушника, правда, ночевал он дома. Потом, будучи уже взрослым, мечтал о том, чтобы служить Богу в Церкви. Основы веры будущий архиепископ постигал в воскресной школе при Александро-Невской Лавре. Он был посвящен в стихарь еще митрополитом Вениамином (Казанским), впоследствии расстрелянным большевиками (1922). И еще с детских времен ему постоянно напоминали, что он должен читать так, чтобы смысл прочитанного доходил до слуха и сознания молящихся людей, подавляющее большинство которых для этого не подготовлено, - ведь многие из них не знали славянского языка или были недостаточно воцерковленными людьми. В детстве он впитал семейный уклад жизни дореволюционной России и до последних дней сохранял яркие впечатления, под воздействием которых формировалась его верующая душа. Будущий владыка чувствовал, что Господь посылал ему навстречу людей, которые могли способствовать его духовному развитию. " Один из таких людей был мой первый, с моих семи лет, духовник, отец Гавриил, который был священником в церкви иконы Божий Матери Скоропослушницы на Песках, - вспоминал владыка. - Пески - это старинное название района Петербурга, в котором я жил. А совсем рядом с домом была церковь, в которой служил отец Гавриил, сириец, кстати, по национальности. Этот человек сыграл громадную роль в моем духовном становлении. Он обращался со мной совершенно как со взрослым, воспитывающе воздействовал на меня в самом возвышенном смысле этого слова. Большое влияние на меня оказали монахи Афонского подворья. Они были люди простые, но духовные. И сами они, и весь строй монашеской жизни меня духовно формировали " .

http://ruskline.ru/analitika/2004/02/23/...

Закрыть itemscope itemtype="" > История одного письма Памяти митрополита Иоанна (Снычева). К двадцатилетию кончины († 2.11. 1995) 01.11.2015 1340 Время на чтение 8 минут От редакции. Этот материал пришел на нашу редакционную почту со следующим сопроводительным письмом: «Посылаю Вам свою заметку " История одного письма " , содержащую описание истории письма православным патриотам (нам) Владыки Иоанна (Снычева) и скан самого этого письма. Прошу Вас опубликовать эту заметку. С уважением, Сергий Поляков, Председатель Православного Братства сщмч. Ермогена www.epмoreh.pф». Двадцать два года назад, в мае 1993 года, мной и моими единомышленниками, православными патриотами было получено письмо от приснопамятного Владыки Иоанна в ответ на наше к нему обращение за советом относительно церковной смуты, разгоравшейся с ноября 1991 года после выступления покойного Святейшего Патриарха Алексия II перед раввинами в США. Предыстория этого письма такова. В ноябре 1991 г. махрово-либеральная газета «Московские новости» (учредители: Егор Яковлев , Юрий Черниченко , Александр Гельман , Юрий Левада ) опубликовали Речь Святейшего Патриарха Алексия II, произнесенную им 13 ноября 1991 года в г. Нью-Йорке, США, на встрече с раввинами. Текст «речи» как молния разнесся по патриотическим кругам вызвав сильную смуту в умах православных патриотов. Настроения наши были в то время «более чем апокалиптическими». В августе 1991 г. развалился Советский Союз. Начались масштабные экономический и политический кризисы. В страну хлынули иноземные проповедники и целители, стремясь заполнить вакуум в умах и сердцах людей, стоявших на пути к Православию. Было ощущение, что России как государству пришел конец, страна становится американской вотчиной, а через 2-3 года в мире воцарится Атихрист. «Православные книжники» подливали масла в огонь, ссылаясь на пророчества св. Нила Мироточивого, предсказывая воцарение Антихриста в 1995 году и ядерную войну в 1999-м. «Представляешь!», - говорил мне один такой «книжник» в те времена, - «Мой один знакомый говорит, что мы, мол еще с тобой в 2000-м году пивка попьем. Да не будет никакого 2000-го года! Ясно же написано!» Кстати, потом, в 2000-х годах, этот книжник на вопрос, почему до сих пор нет войны, кратко ответствовал: «Старцы отмолили»...

http://ruskline.ru/analitika/2015/12/02/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010