Раздел 4. Рецензии и библиография Новая литература по ставрографии и связанными с нею вопросами за 2000 год на русском языке (начало) Православная литература Епископ Могилевский Виталий (Гречулевич) . Радуйся, живоносный Кресте! Размышления о Честном Кресте Господнем: Что есть Крест Христов? Чем должен быть Крест для христианина? – М.: изд-во им. Святителя Игнатия Ставропольского, 2000. – 48 с. Тираж 8 000 экз. Брошюра представляет собой переиздание книги, вышедшей в Санкт-Петербурге в 1845 году. Жаль, что текст не дополнен биографической и библиографической справками об авторе. Василий Васильевич Гречулевич (1822–1885) – православный писатель XIX в. Сын известного проповедника и украинского духовного писателя, протоиерея Каменец-Подольской епархии Василия Яковлевича Гречулевича (1791–1870). Сам, будучи протоиереем, вел активную преподавательскую (законоучитель ряда учебных заведений, в том числе, Смольного института) и издательскую деятельность. В том числе, был основателем (1860-е гг.) и, почти двадцать лет, издателем духовного журнала «Странник». Овдовев, вышел в монахи. С 1880 г. – епископ Острожский, с 1882 г. – Могилевский. Составитель таких книг, как «Подробный сравнительный обзор Четвероевангелия» (1859; 1866); «Указатель церковных чтений из книг Нового и Ветхого Завета» (1853; 1866); «Христианские рассуждения и размышления» (2-е изд. 1873 г.). Православное учение о Кресте Господнем. Составитель Олег Шведов. – М.: Русская историко-филологическая школа «Слово», 2000. – 40 с. Тираж не указан. Брошюра включает в себя переиздание двух статей из «Журнала Московской Патриархии»: «Крест: знак и значение» В. Иванова (ЖМП, 1973 г., 1; в сокращении) и «Спасительное дело Христа на кресте и в Воскресении» Архиепископа Брюссельского Василия (Кривошеина) (ЖМП, 1973, «Публикация рассчитана на учеников старших классов православных школ, но может быть использована всеми, кто интересуется смыслом понятий «Крест», «искупление», «спасение», «воскресение» и т. п.» (так в аннотации. – сост.). За исключением этой оговорки, происшедшей по издательской инерции, брошюра может быть рекомендована в качестве общедоступного введения в православное учение о Крестной Жертве Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Разделы портала «Азбука веры» О трудах апостола Павла в год празднования 2000-летия со дня его рождения размышляет на радио «Град Петров» профессор Санкт-Петербургской Духовной академии, архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) . Прот. Александр Степанов: Здравствуйте, дорогие братья и сестры! У микрофона протоиерей Александр Степанов. В эфире программа «Экклесия». Сегодняшний выпуск нашей программы о жизни Церкви мы хотели бы посвятить празднуемому всем христианским миром в 2008 году 2000-летнему юбилею со дня рождения апостола Павла. Весь мир отметил в 2008 году это событие. Православный мир отметил его состоявшимся в октябре 2008 года в Константинополе Всеправославным совещанием глав православных церквей под председательством архиепископа Константинопольского и патриарха Вселенского Варфоломея. В этом совещании принял участие и патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. Сегодня мы хотели бы поговорить об апостоле Павле, о его миссионерских трудах, о его богословии, наследии, актуальном и сегодня, с известным нашим слушателям специалистом по Новому Завету, профессором Санкт-Петербургской Духовной академии архимандритом Ианнуарием (Ивлиевым) . Первый вопрос отцу Ианнуарию мне хотелось бы задать по поводу даты. Откуда известно, что апостол Павел родился в 8 году? Эта дата условна, или она имеет под собой какие-то реальные исторические основания? Архим. Ианнуарий (Ивлиев): Дата рождения апостола Павла совершенно условная, гипотетическая. Историки, зная его биографию, вывели, что апостол Павел мог родиться в Тарсе Киликийском между 6 и 10 годом I христианского столетия. Между 6 и 10 – значит, в среднем примерно в 8 году. То есть это условная дата, поэтому условно в 2008 году весь мир отмечает 2000 лет со дня рождения апостола Павла. Прот. Александр Степанов: Отец Ианнуарий, обрисуйте миссионерскую деятельность апостола Павла. Архим. Ианнуарий (Ивлиев): Очень коротко скажу об этом, потому что любой грамотный христианин читал книгу Деяний святых апостолов, которая наполовину состоит из описания путешествия апостола Павла и его миссионерской жизни.

http://azbyka.ru/apostol-pavel-velikolep...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Главное событие в истории Русской Церкви. 2000 г. Беседа с игуменом Дамаскиным (Орловским). 01 июля 2000 Русское Воскресение: Интервью: Главное событие в истории Русской Церкви Мы живем в знаменательное время. В этом году в России, в августе, пройдет Архиерейский Собор, на котором будет прославлен Собор новомучеников и исповедников Российских. Это событие – равного которому нет во всей истории Православной Церкви. Именно поэтому наш корреспондент и обратился за разъяснениями к члену Синодальной Комиссии по канонизации Святых, игумену Дамаскину, ученому монаху и духовному писателю, посвятившему многие годы собиранию и изучению материалов к прославлению священномучеников. Отец Дамаскин, недавно вышла в свет Ваша книга, уже третья, – о новомучениках, исповедниках Российских. Расскажите, пожалуйста, о ней – что это за книга, что послужило основанием для её создания? Третья книга – это, собственно, третий том издания «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви». Всё издание вначале планировалось, исходя из двух критериев. Первый критерий – это епархиальный принцип. То есть, собирание по одной епархии, представление этих материалов и публикация. Епархиальный принцип был избран для того, чтобы церковному читателю была ясна взаимосвязь этих святых хотя бы на одной территории. И чтобы можно было ясно проследить связь: кто был духовный отец, каких они держались мнений, суждений церковных. Поэтому я избрал епархиальный принцип, чтобы через этот принцип была видна подлинная, в хорошем смысле внутренняя семейственность церкви. Потому, что церковь – это всё-таки единая семья, имеющая Единого Отца. И второй принцип, который был избран – это признак чисто церковный. Я исходил из церковной, глубинной традиции. Это – «Месяцеслов», дни памяти святых по датам. Поэтому первая книжка была – Нижегородская... Она «вытянула» все остальные. Вторая – Иваново-Вознесенская и Пермская.

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

Скачать epub pdf От публикатора. Читатель «Альфы и Омеги» имел возможность убедиться в том, насколько разнообразно литературное творчество монахини Игнатии. Напомню, что она дебютировала в журнале своими воспоминаниями «Высоко-Петровский монастырь в 20–30-е годы» 1(8) за 1996 г.), а позднее к ним присоединились воспоминания о годах служения Святейших Патриархов Сергия и Алексия I 3(21) за 1999 г., 1(23) за 2000 г.). Затем здесь были опубликованы ее книги о старчестве – «Слово о старчестве» 2/3 (9/10) за 1996 г.) и «Стар­чество на Руси» 3(17), 4(18) за 1998 г.); цикл статей о церковных песнотворцах 2(13), 3(14) за 1997 г., 2(16) за 1998 г., 1(19), 2(20), 3(21) за 1999 г., 1(23), 2(24) за 2000 г.); статьи об отдельных жанрах православной гимнографии 1(31) за 2002 г., 1(35), 2(36), 3(37), 4(38) за 2003 г.); биография святителя Игнатия Брянчанинова 3(25), 4(26) за 2000 г.). Кроме того, в «Альфе и Омеге» увидели свет фрагменты книги монахини Игнатии «Божественная Литургия» 2(32), 3(33) за 2002 г.), написанной в жанре, который я рискнул бы определить как молитвенный дневник. Именно об этой книге хотелось бы напомнить читателям, представляя настоящую публикацию – книгу «Круг богородичный». Дело в том, что несмотря на жанровое разнообразие литературного творчества монахини Игнатии, именно молитвенный дневник нужно признать главным, базовым жанром ее произведений, который дает себя знать и в книгах о старчестве, и в статьях о гимнографии, и в мемуарной прозе. Он наиболее полно представляет ее литературный метод, построенный на молитвенном вникании в прочитанное слово (Священного Писания, святых Отцов или светских авторов) и в события церковной или личной жизни, своей и своих близких. Понятно, что этот метод напрямую связан с монашеским деланием автора. Об этом говорит и сама монахиня Игнатия, объясняя истоки своего литературного творчества навыком ежедневного письменного исповедания помыслов – раскрытия перед своим наставником самых сокровенных движений души, как худых, так и добрых, приучающего к постоянному покаянному самовоззрению и духовной трезвости. Воспитанная в школе старчества Свято-Смолен­ской Зосимовой пустыни, она перенесла составляющие зосимовской традиции и в самый стиль своих книг.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

Скачать epub pdf Отдел V. Хроника и отчёты Хроника научной жизни Академии и семинарии за 2003/2004 учебный год: [Отзывы]//Богословский вестник 2005–2006. Т. 5–6. 5/6. С. 689–765 —689— ИЗ ЖУРНАЛА ЗАСЕДАНИЙ СОВЕТА МДАИС ОТ 30 ДЕКАБРЯ 2003 ГОДА Слушали: Сообщение секретаря Совета иерея Павла Великанова о состоявшихся защитах кандидатских диссертаций и дипломных работ выпускников Семинарии и Академии. 13 ноября 2003 г. состоялось заседание комиссии, обсуждавшей кандидатскую работу выпускника Академии 2000/2001 учебного года Казаку Петра по кафедре Пастырского богословия на тему: «Пастырская проблематика в работах греческого богослова протопресвитера Василия Фермоса». Комиссия постановила признать работу неудовлетворительной, поскольку содержание диссертации не соответствовало названию темы, вопросы, затронутые в диссертации, трактовались в большинстве случаев произвольно и необоснованно. 28 ноября 2003 г. состоялось заседание двух комиссий по защите кандидатских диссертаций и дипломных работ выпускников Академии и Семинарии. Защитили диссертации на соискание учёной степени кандидата богословия выпускники дневного отделения Академии: 1 . Лебедев Алексей , выпускник 2000/2001 уч. г. (по кафедре Богословия на тему: «Православная аскетика (Опыт построения системы аскетики по святым отцам „Добротолюбия“)»); —690— 2 . Куценко Евгений, выпускник 2002/2003 уч. г. (по кафедре Богословия на тему: «Массовая культура и внутренний мир человека»). Защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата богословия выпускник заочного отделения 2001/2002 уч. г. Пимен (Клыков), иеродиакон (по кафедре Богословия на тему: «Этико-богословское раскрытие понятия блага в философском наследии Н. О. Лосского»). Защитил дипломную работу выпускник заочного отделения Академии 2000/2001 уч. г. Сорвачев Сергий, иерей (по кафедре Библеистики на тему: «Экзегетика книги пророка Иеремии по святым отцам Церкви»). Успешно защитили дипломные работы следующие выпускники Семинарии 2003 г.: 1 . Алешин Владислав (по кафедре Богословия на тему: «Психотехника как суррогат религии»);

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Иконография 2505. Вержбицкий Ж. М., Крылов А. К. [Рец. на кн.:] Маркелов Г. В. Графика русской иконы: Монографическая серия//ИХМ. 2000. Вып. 4. С. 363–370. 2506. Котельникова Т. М. Иконографические особенности иллюминованной латинской Псалтири XIII в. из собрания рукописей библиотеки Российской Академии наук//ИХМ. 1996. Вып. 1. С. 20–40. 2507. Озолин Н., прот. Несколько слов о лингвистических приемах в иконографическом методе А. Н. Грабара//ИХМ. 1998. Вып. 2. С. 5–9. А. Н. Грабар (1896, Киев – 1990, Париж) – иконовед, византолог, заведующий кафедрой в Ecole Pratique, Сорбонна. 2508. Сидоренко Г. В. О персонификации образа на вновь найденной шиферной плите на территории Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве//ИХМ. 2000. Вып. 4. С. 217–224. Иконографические типы …Господа Иисуса Христа и других Лиц Св. Троицы 2509. Бетин Л. В. Две двусторонние иконы из Государственной Третьяковской галереи//ИХМ. 2000. Вып. 4. С. 138–150. Анализ икон «Спас Нерукотворный» (XII в.?) и «Богоматерь Донская» (XIV в.): атрибуция, иконография. 2510. Зверев А. С. Тема Страстей Христовых и Литургия в росписи церкви Богородицы Перивлепты в Мистре//ИХМ. 1999. Вып. 3. С. 52–57. 2511. Квливидзе Н. В. Тема Святой Троицы в русской культуре второй половины XVI в. и росписи Троицкой церкви в Вяземах//ЕжБК ПСТБИ, 1992–1996. С. 325–328. 2512. Лосский В. Н. Икона Преображения Господня//ВРЗЕПЭ. 1955. 22. С. 116–119. Гл. из кн. «Смысл икон» (1952). Рус. текст, вероятно, авторский. Ср. 1488. 2513. Луковникова Е. А. Иконография Рождества Христова//АиО. 1994. 3. С. 170–185. 2514. Мещерская Е. Н. Нерукотворенный образ Иисуса Христа в восточнохристианской апокрифической литературе//БТ. 1999. Сб. 35. С. 171–178. 2515. Успенский Л. А. Икона Рождества Христова//ВРЗЕПЭ. 1950. 5. С. 13–19. Гл. из кн.: «Смысл икон» (1952). Рус. текст авторский. Ср. 1488. 2516. Успенский Л. А. Православные иконы Пасхи//ВРЗЕПЭ. 1952. 10. С. 28–34. Гл. из кн.: «Смысл икон». Рус. текст авторский.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Экуменизм. Экуменическое движение Цель и история экуменизма 1942. Васильева О. Ю. Государство, Русская Православная Церковь и экуменизм: исторические аспекты проблемы//ИВ. 2000. Вып. 1(5). С. 115–118. 1943. Декларация Ассоциации ревнителей Великой Схизмы им. кардинала Гумберта и патриарха Михаила Керул-лария//Страницы. 1996. 2. С. 141–146. Иронические замечания в адрес противников экуменизма. 1944. Замен К. Развитие стремлений к Вселенской Церкви [во Франции, Германии, Англии и Швеции]: Обзор духовной жизни протестантизма/К. З.//ВРЗЕПЭ. 1953. 14. С. 114–119. 1945. Робертсон Р. Дж., свящ. Отношения католиков и православных в посткоммунистической Европе: призраки прошлого и задачи на будущее//АиО. 1994. 1. С. 82–104. 1946. Свидлер Л. Межрелигиозный диалог: истоки, проблемы, перспективы: Беседы с профессором религиоведения Университета Темпл, основателем и главным ред. журн. «Экуменические исследования» Л. Свидлером/Беседу вел: М. Сергеев//Страницы. 2000. Т. 5. 3. С. 452–461. 1947. Секачев В., диак. Греко-католичество в экуменической перспективе//ЕжБК ПСТБИ, 1997. С. 38–42. 1948. Соловьев И. В. [Рец. на кн.:] Православие и экуменизм: Документы и материалы/ОВЦС МП. М., 1998//ЦиВр. 1998. 2(5). С. 173–175. 1949. Трауберг Н. Л. [Рец. на кн.:] Крифт П. Экуменический джихад=Kreeft P. Ecumenical jihad. San Francisco: Ignatius Press, 1996//Страницы. 1996. 4. С. 147–150. 1950. Уляхин В. Н., свящ. Русская Православная Церковь и экуменическое движение XIX-XX вв.//ЕжБК ПСТБИ, 1997. С. 31–37. 1951. Уляхин В. Н., свящ. К вопросу об экуменическом движении в России в XIX в.//ЕжБК ПСТБИ, 1998. С. 61–64. 1952. Чернышева О. В. Современный шведский экуменизм//ИВ. 2000. Вып. 7(11). С. 220–226. См. также 1447, 1470, 1842, 1893, 2494, 2824, 2914. Проблема соединения Церквей 1953. Бьянки Э. Мы верим, что возможна монашеская жизнь католиков и православных вместе: Беседа с Энцо Бьянки/Беседу вел: А. Э. Бодров; Пер. с итал.: С. Файн//Страницы. 1997. Т. 2. 4. С. 622–628.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Старое Перепечино. Часовня Николая и Александры, царственных страстотерпцев. Часовня. Действует.   Освящена в честь: Николая и Александры, царственных страстотерпцев Год постройки:1913. восстановлена в 2000 г.. Ссылки:   Адрес: 601135, Владимирская область, Петушинский район, д. Старое Перепечино, ул. Советская, д.3 Координаты: 55.891185, 39.217052 Проезд: По трассе М7 до г. Покров, на перекрестке со светофором возле высокой белой Покровской церкви поворот на юг, 4км до ж/д станции. Пешком: оставить на ж/д станции автомобиль, пройти пути справа от платформы, двигаться за ней приблизительно к середине платформы. Часовня в 20 шагах от неё. На автомобиле ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда По трассе М7 до г. Покров, на перекрестке со светофором возле высокой белой Покровской церкви поворот на юг, 4км до ж/д станции. Пешком: оставить на ж/д станции автомобиль, пройти пути справа от платформы, двигаться за ней приблизительно к середине платформы. Часовня в 20 шагах от неё. На автомобиле: двигаясь от Покрова не доезжая 100м путей свернуть направо, проехать 0,5км до ж/д переезда. Далее вернуться по главной в Старое Перепечино и грунтовой колеёй между домов подъехать к платформе ориентируясь по зданию ж/д станции. Электричкой с Курского вокзала (Нижегородское направление), ст. Покров. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Часовня Николая и Александры, царственных страстотерпцев, в Старом Перепечино построена в ознаменование 300-летия дома Романовых. Таким образом, год её постройки 1913-ый. В окрестностях станции Покров останавливался царский поезд на пути во Владимир. В советское время часовня была закрыта и разграблена. Восстановлена и освящена 25 августа 2000 г. Крестный ход шёл из Покрова, в освящении часовни принимал участие архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий. В 2004 году часовня стала самостоятельным приходом. По материалам статьи Марины Смирновой и Екатерины Лаптевой, школьное объединение «Первопроходцы» на Официальном сервере города Покров книги протоирея Олега Пэнэжко «Город Покров. Храмы Петушинского района Владимирской области», 2000

http://sobory.ru/article/?object=04415

Хроника работы Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2000 г. 9 червня 2008 р. 22:05 13 августа после совершения Божественной литургии в Успенском соборе Московского Кремля Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II открыл работу Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, который продлился до 16 августа. Выступая на открытии Собора, Его Святейшество, в частности, сказал: «Изволением и благодатию Всесвятого Духа мы собрались в первопрестольном граде Москве, чтобы соборными деяниями и молитвами достойно увенчать торжества нашей Церкви, посвященные празднованию великого юбилея — 2000-летия Пришествия в мир Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа… Двадцать веков прошло с тех пор, как прозвучали великие и радостные для всего человечества глаголы Ангела: “Ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь” (Лк. 2, 11). Все эти столетия Единая Святая Соборная и Апостольская Церковь неустанно возвещает людям благую и спасительную весть о пришествии Царствия Божия. Верная апостольскому и святоотеческому преданию, она обращается к миру через свои Соборы, которые созываются для обсуждения и решения актуальных вопросов церковной жизни. Соборность — это душа Церкви, показатель полноты ее жизненных сил. Нынешний Юбилейный Собор имеет для Русской Православной Церкви особое значение, ибо он призван наметить пути, по которым она будет следовать в XXI веке. Это обстоятельство налагает на нас высокую ответственность за судьбы Церкви в наступающем третьем тысячелетии от Рождества Христова… Настоящим Архиерейским Собором Русская Православная Церковь завершает трагический ХХ век, в котором ей пришлось пережить одно из самых страшных и жестоких гонений в истории христианства. Милостию Божиею врата адовы не одолели нашу Церковь, украсившуюся, словно порфирой и виссоном, кровью многих тысяч страдальцев за Христа… Молитвами всех святых, в земле нашей просиявших, да дарует нам Всемилостивый Господь “дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия” (Ис. 11, 2), дабы нынешний Юбилейный Архиерейский Собор вошел в историю соборных деяний Русской Православной Церкви примером подлинного единомыслия и любви во Христе Иисусе, Господе нашем».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1207630...

Это событие 20-летней давности многие в России, и не только в России, называют знаковым. Или, если брать более широко и образно, – громким голосом Церкви, указавшей всему миру на подлинную суть русской, а вместе с тем и всемирной истории как процесса великой духовной борьбы, духовной брани между силами света и тьмы, добра и зла, Бога и врага рода человеческого. Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, проходивший в Москве, в зале церковных Соборов Храма Христа Спасителя с 13 по 16 августа 2000 года, рассмотрел целый ряд вопросов. Чрезвычайно важными его деяниями были принятый им документ «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» и новый Устав. Но подлинным триумфом Церкви, достойным великого юбилея 2000-летия Рождества Христова, стала беспримерная масштабная канонизация святых Новомучеников и исповедников Российских XX века, в том числе и Царственных страстотерпцев. «Церковь молчания» заговорила      Отдавая дань людям, которые историю Церкви воспринимали и продолжают воспринимать как историю святости, попытаемся представить, какую громадную работу проделала к началу эпохального Собора Синодальная комиссия по канонизации святых во главе с ее председателем – митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием. Создана она была в 1989 году, и сколько ею за эти годы нащупывалось разных поисковых направлений, постепенно обретавших формы тесного сотрудничества, соработничества! Помогали, помимо архипастырей и пастырей, богословов духовных школ, и сотрудники государственных и ведомственных архивов, хранящие документы Церкви. А Православный Свято-Тихоновский Богословский институт (ныне – Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет) с начала 90-х годов стал собирать базу данных «За Христа пострадавшие»; к началу нового века она насчитывала уже около 15 тысяч имен (сегодня их число увеличились более чем вдвое). Это был весомый вклад в подготовку массовой канонизации в 2000 году. Позже протоиерей Владимир Воробьев, ректор ПСТГУ и секретарь Синодальной комиссии по канонизации святых с 2015 года (до этого назначения был членом Комиссии), выскажет мысли, важные для нас всех, но более, думается, для молодежи, подростков, знающих дорогу в храм, и в то же время смутно представляющих историю Церкви прошлого века в целом.

http://pravoslavie.ru/133316.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010