Архитектор Константин Андреевич Тон 25 января (6 февраля) 1881) — русский архитектор, разработавший так называемый «русско-византийский стиль» храмового зодчества, который получил широкое распространение в правление благоволившего ему Николая I. Среди наиболее известных построек — храм Христа Спасителя и Большой Кремлёвский дворец. Тайный советник, с 1854 года — ректор Императорской Академии художеств. Брат архитекторов Александра и Андрея Тонов. Список храмов, которые построил Константин Андреевич Тон (или с его участием) Астраханская область Церковь Михаила Архангела Ахтубинский район, Пироговка Архитектор: Образцовый проект К.А. Тона для Саратова (деревянное исполнение) Год постройки: 1861 Белгородская область Вологодская область Дуниловская Богородицкая мужская пустынь. Церковь Николая Чудотворца Никольский район, Дуниловский Архитектор: Образцовый проект К.А. Тона (альбом 1838, лист 5) Год постройки: 1865 Архитектурный стиль: Русско-византийский стиль Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (утрачена) Череповец, город, Череповец Архитектор: Образцовый проект К.А. Тона (альбом 1838, лист 5) Год постройки: 1846 Архитектурный стиль: Русско-византийский стиль Воронежская область Церковь Иоанна Богослова Каширский район, Левая Россошь Архитектор: Образцовый проект К.А. Тона (альбом 1838, лист 5) Год постройки: 1805. Перестроена в формах русско-византийского стиля в 1860 Архитектурный стиль: Русско-византийский стиль Собор Троицы Живоначальной (утрачена) Богучарский район, Богучар Архитектор: Образцовый проект К.А. Тона для церкви Семёновского полка Год постройки: не ранее 1898 Архитектурный стиль: Русско-византийский стиль Ивановская область Церковь Спаса Преображения Южский район, Преображенское Архитектор: Н.К. Рейм, Образцовый проект К.А. Тона для церкви Семёновского полка Год постройки: Между 1854 и 1860 Архитектурный стиль: Эклектика , Русско-византийский стиль Калужская область Церковь Николая Чудотворца Перемышльский район, Воротынск Архитектор: Образцовый проект К.А. Тона (альбом 1838, лист 5)

http://sobory.ru/architect/katon

Архитектор Николай Никитич Никонов 8 апреля 1849, Ануфриево, Ярославская губерния — 1918, Самара) — один из крупнейших российских зодчих конца XIX — начала XX века, много и плодотворно работал в области церковной архитектуры. В октябре 1872 года был принят вольнослушателем в Академию художеств. В 1881 году отчислен из неё за нерегулярное посещение классов. 21 октября 1893 года был назначен на должность епархиального архитектора. 24 августа 1899 года ходатайствует о награждении архитектора Н. Н. Никонова орденом Святой Анны 3-й степени за проект и постройку каменного трехпрестольного храма в подворье Задне-Никифоровской пустыни в Петербурге. 17 ноября 1906 года архитектор Н. Н. Никонов уволен по его прошению с должности Санкт-Петербургского епархиального архитектора. В 1910 году по проекту Н. Н. Никонова на Карельском перешейке в Териоках (ныне — Зеленогорск) построена Церковь Казанской Божьей Матери, признанная в 2001 году памятником архитектуры федерального значения. Умер в 1918 году в Самаре, где достаточно долго жил и работал. Список храмов, которые построил Николай Никитич Никонов (или с его участием) Брянская область Церковь Вонифатия Милостивого (утрачена) Новозыбковский район и г. Новозыбков, Новозыбков Архитектор: Н.Н. Никонов Год постройки: 1896 Архитектурный стиль: Эклектика Ленинградская область Церковь Николая Чудотворца (утрачена) Кировский район, Лаврово Архитектор: Н.Н. Никонов (проект) Год постройки: Между 1899 и 1902 Архитектурный стиль: Эклектика Церковь Успения Пресвятой Богородицы (утрачена) Сланцевский район, Доложск, урочище Архитектор: Н.Н. Никонов Год постройки: 1908 Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (новая) Сланцевский район, Пенино Архитектор: Н.Н. Никонов Год постройки: Между 1893 и 1900 Архитектурный стиль: Русский стиль Новгородская область Церковь Покрова Пресвятой Богородицы Шимский район, Малая Уторгош Архитектор: Н.Н. Никонов (?) Год постройки: приблизительно не ранее 1900 Архитектурный стиль: Эклектика Прочие страны Новоафонский монастырь Симона Кананита

http://sobory.ru/architect/nnnikonov

Афон/ПЭ. Афон/Православная энциклопедия/Под общ. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. – М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2002. Т.4. С. 103–181. Великая стража. Великая стража: Жизнь и труды блаженной памяти афонских старцев иеросхимонаха Иеронима и схиархимандрита Макария: В 3 кн./Авт.-сост. иеромон. Иоаким (Сабельников). – М.; Изд-во Моск. Патриархии, 2001. – Кн. 1–3. Вразумление. Вразумление заблудшим и исповедь обратившегося от заблуждения. – 3-е изд. – М.: И.Ефимов, 1881. – 47 с. Вышний покров. Вышний покров над Афоном, или сказания о святых, чудотворных, во Афоне прославившихся, иконах Божией Матери и других святых: с 34 литогр. изображениями чудотвор. икон. – 2-е изд., испр., доп. – M., 1864. – 134, III с.: ил. Голубинский Е. Е. Преподобный Сергий Радонежский… Голубинский Е. Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра: Жизнеописание прп. Сергия и путеводитель по Лавре. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Имп. О-во истории и древностей России при ИМУ, 1909. – VI, 424 с.: ил., 20 л. ил. Горский А. В. Горский А. В., прот. Историческое описание Свято-Троицкой Сергиевой лавры. – Репр. воспр. изд. 1910 г. (Москва). – [Сергиев Посад]: Св.Троицкая Сергиева лавра, 1996. – 160 с. Григорович-Барский В. Г. Пешеходца Василия… Григорович-Барский В. Г. Пешеходца Василия Григоровича­Барского-Плаки-Албова, уроженца киевского, монаха Антиохийского, путешествие к святым местам, в Европе, Азии и Африке находящимся, предпринятое в 1723 и оконченное в 1747 году, им самим писанное: В 2 ч. – 2-е изд. – СПб.: Имп. Акад. Наук, 1785. – Ч. 1–2. Дмитриевский А. А. Палестинское общество. Дмитриевский А. А. Императорское Православное Палестинское общество и его деятельность за истекшую четверть века (1882–1907): Ист. записка, сост. по поручению Совета О-ва. – СПб.: В.Ф. Киршбаум, 1907. – VIII, 332 с., 14 л. портр. Дневник студента. Стадницкий А.Г. Дневник студента-паломника на Афон. – Киев: Г.Т. Корчак-Новицкий, 1886. – 194 с. Женская Оптина. М., 1997.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Белая. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Погост Белое, церковь Рождества Пресвятой Богородицы Впервые погост упоминается в Новгородских писцовых книгах в 1498 году. В древности здесь был центр Бельского погоста новгородского Юрьева монастыря на реке Белке с церковью Рождества Пресвятой Богородицы. По одним писцовым книгам, в церкви был придел Святителя Николая, по другим - Святой Троицы. В 1576 году здесь было большое селение, в нем были две церкви, 8 дворов церковного причта и 24 двора крестьян и бобылей. Каменная церковь построена в 1838 году на средства прихода. В 1865 году к церкви, на средства, завещанные прихожанкой помещицей Крижтановской, пристроен придел. Престолов в церкви пять. В главной церкви три престола: Святой Троицы, Рождества Пресвятой Богородицы и Святых Мучеников Мины, Виктора и Викентия. В приделе два престола: Преподобного Нила Столобенского и Божией Матери Одигитрии. В 1882 году церковный староста купец Федот Ефимович Новосельцев с сыном Матвеем на свои средства заменили все три иконостаса в главной церкви. Колокольня построена в связи с церковью, на ней семь колоколов, общим весом 292 пуда. На большом колоколе, весом 211 пудов, была надпись: «Вечер и заутра и полудни повем и услышат глас мой». Известно имя одной из благотворительниц церкви: помещица Елизавета Емельяновна Евреинова. В приходе были 9 часовен, из них каменных 3. Каменная часовня в деревне Оленино построена крестьянами в 1870 году, в селе Воробьево построена в 1878 году, в деревне Дубно - в 1881 году. Обе каменные часовни построены купцом Федотом Ефимовичем и его сыном Матвеем Федотовичем Новосельцевыми. Другие, деревянные, часовни стояли с давних времен, построены жителями тех деревень, где они находились. Богослужения во всех часовнях совершались в дни местных праздников, при этом совершались особая литургия и водосвятие в каждом селении с молебном и окроплением скота и полей, а также, по приглашению жителей, молебны по домам. При церкви были два кладбища, одно возле церкви, другое на расстоянии 1/4 версты от нее.

http://sobory.ru/article/?object=19939

Белоцерковская (древняя Юрьевская) Основана в 1032 г. Местопребывание – в г. Юрьев, ныне – Белая Церковь , Киевская область, Украина. В 1095 г. кафедра временно, ввиду опасности половецкого погрома, перенесена в Канев (Лаврентьевская лет. ПСРЛ. Т. 1. Стб. 228–229). Упразднилась в 1231 г. (или «в 1238 г. по случаю татарского разорения упразднена» ( Чистович И. А. Исторические сведения об епархиях в России. С утверждения православного христианства в России и до настоящего времени. M., 1881 (далее – Исторические сведения...) С. 8). Возобновлена в 1921 г. Киевское викариатство. Упразднена в 1924 г. Возобновлена 01(14)07.1992. Киевское викариатство. Самостоятельная с 19.07(01.08)1994 (или ранее ?). Именовалась: Юрьевская и всего Поросья (т. е. на р. Рось); Поросская или Порожская (т. е. при Днепровских порогах; ААО. Т. 1. С. 224); с 1147 г. – Юрьевская и Каневская (Н.Д. Иерархия... С. 330); с 1921 г. – Белоцерковская; с 19.07(01.08)1994 – Белоцерковская и Богуславская. 06.11.1114 09.09.1122 Димитрий Вербицкий 01(14)07.1992 03(16)08.1992 03(16)08.1992 09(22)12.1992 10(23)12.1992 16(29)12.1993 18(31)07.1994 19.07(01.08)1994 Серафим Зализницкий Белоцерковская, обн. Основана в 1924 г. Именование – по г. Белая Церковь (Киевская область УССР). Киевское викариатство. Упразднена в 1934 г. 20.09(03.10)1925 03.1926 Павел Циприанович Иов Сахновский 10.1928 Белыничская, белор. Основана в 1923 г. (местопребывание – в г. Белыничи, Могилевская область БССР). Минское викариатство (при несуществующей основной кафедре). Упразднена в 1927 г. (?) 1923 Белыничская, григ. Местопребывание – по г. Белыничи (Могилевская область БССР). 1927 Николай Судзиловский Белыничская, обн. Основана в 1925 г. Местопребывание – по г. Белыничи (Могилевская область БССР). Могилевское викариатство. Упразднена в 1926 г. 1925 в/у Гавриил Свидерский Бельская (Бяло-Подляшская) Основана 24.03.1916 (местопребывание – в мест. Бялы, Холмская губерния). Холмское викариатство. 03.06.1916 19.08.1917 Сщмч. Серафим Остроумов 04(17)04.1921

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Бигильдино. Церковь Богоявления Господня. Карта и ближайшие объекты Бигильдино, тоже Сурки, расположенное по левую сторону большой Рязанской дороги, при реке Дон, в качестве села упоминается в окладн. кн. 1676 г., где при бывшей в том селе церкви «Богоявления Христова» показано: «церковные земли двадцать четвертей в поле, а в двух к тому же, сенных покосов на десять копен». В приходе: «пятьдесят восемь дворов драгунских, тридцать дворов бобыльских и всего семьдесят четыре двора (со включением 3 дворов причта). Прежней дани было рубль шесть алтын четыре деньги. По сказке, за рукою той церкви попа Иосифа и, по новому окладу, против прежнего, прибыло рубль и пять денег. И всей дани два рубля семь алтын и пять денег». В ландратск. кн. 1716 г. в причте при Богоявленской церкви показано 2 дв. поповых, 2 дв. дьячковых и 1 пономарский. По переписн. кн. 186 г., как показал перед ландратом Ляпуновым заказной голова, Иван Михайлов, в Бигильдино числилось служивого чину людей 60 дворов, а по переписи 710 г. того же служилого чину людей, кроме драгунских и солдатских, 104 дв.»; в 1716 г. показано наличных только 80 дв., в 1734 г. – 78 дв. Дани в 1731 г. Взималось с Богоявленского прихода, полагая по 8 денег со двора, два рубля семь алтын три денги, пошлина гривна, десятильнича – полтина, подможных (полковым попам в подмогу) гривна, милостинных тоже, полонные с трёх дворов. Вместо деревянной, существующая ныне в селе Бигильдино каменная Богоявленская церковь с приделами Успенским и Предтеченским построена в 1778 г. В 1806 г., как придельная, так и настоящая были перестроены и освящены Донковским протоиереем Евдокимом в августе того же года. В 1878 г. оштукатурена была церковь и колокольня, а в 1881 г. возобновлены иконостасы в настоящей и в приделах. Земли под церковью и кладбищем состояло 2 дес., усадебной 5 дес., пахатной удобной 92 дес., неудобной 1 дес. 1824 кв. саж., под дорогой 954 кв. саж., под стоком Суркова верха 300 кв. саж., а всего 102 дес. 100 кв. саж. Дома у священников каменные, у остальных членов причта деревянные. У причта имелось неприкосновенного капитала в количестве 100 рублей.

http://sobory.ru/article/?object=15346

Бисерово. Церковь Богоявления Господня. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Каменный Богоявленский храм с колокольней был построен в 1814 г. на средства прихожан. Храм имел три престола: летний — главный, в честь Богоявления Господня и два теплых — в честь Казанской иконы Божией Матери и во имя прп. Сергия Радонежского. В XIX в. настоятель Богоявленского храма священник Петр Алексеевич Никольский открыл церковноприходскую школу, бесплатный приют для бедных и детей, а также учредил общество трезвости. В конце 1930-х гг. храм закрыли. В 1989 г. Богоявленский храм возвращен верующим. Некогда село Бисерово находилось в вотчине Спасо-Андроникова монастыря , о чем мы узнаем из документов 1624 года, в которых упоминается также Богоявленская деревянная церковь. В 1814 году на месте этой церкви поставили новую - каменную, с тем же посвящением празднику Богоявления Господня. Эта церковь и дошла до нашего времени. Построена Богоявленская церковь из кирпича, произведенного на местном заводе села Бисерово. Архитектурный облик храма типичен для классицизма, декоративное оформление фасадов тяготеет по типологии к традициям казаковской школы. Композиция храма построена на сочетании кубического объема основного четверика и закругленных форм венчающей куб ротонды и примыкающего к четверику полукруглого алтаря. Купол венчает стройный барабан с некогда световыми, ныне заложенными, проемами; на барабане покоится луковичная главка. Фасады храма декорированы портиками дорического ордера. С запада на одной оси с алтарем примыкает колокольня, квадратная в плане, четырехъярусная. В ее декоре также используются пилястры дорического ордера, второй ярус украшен рустом. В трапезной было устроено два придела - в честь иконы Казанской Божьей Матери и преподобного Сергия Радонежского. Иконостасы в храме: центральный - с 1890 года, в трапезной - с 1881 года. Из книги «Богородские святыни. Историко-архитектурный иллюстрированный указатель храмов, монастырей, часовен и знаменитых икон на территории Ногинского района». - Богородск (Ногинск), 1992 год.

http://sobory.ru/article/?object=07107

Блаженны милостивии, яко тии помилованы будут   У первых христиан, говорит отец Иоанн в одном из своих поучений, было все общее: богатые и достаточные добровольно жертвовали своим имением и деньгами, и собранное хранилось у предстоятелей церкви, которые употребляли оное на содержание бедных, странных, заключенных в узах и других нуждающихся. «Есть у нас род сокровищницы, пишет один церковный учитель: каждый ежемесячно, или когда пожелает, вносит в нее сколько может и сколько хочет. Эти подаяния употребляются на пропитание и погребение бедных, на содержание детей, лишившихся родителей, на старцев, из дому уже не выходящих и работать не могущих, на облегчение участи несчастных, потерпевших кораблекрушение… Составляя между собою одно сердце и одну душу, можем ли мы отказаться от общности имущества?». Можно сказать без преувеличения, что цифра, «нуждающихся» у отца Иоанна достигает нескольких десятков тысяч человек и он воистину отец им, заботящийся не об одной духовной их жизни, но вникающий во все нужды земного существования начиная с пищи, ночлега, работы и кончая болезнью. Можно было бы пожелать только, чтобы кровные отцы пеклись и любили родных своих детей в такой же мере, как о. Иоанн заботится и любит детей духовных, А знаете вы, читатель, кто зачастую эти нежно любимые «дети» о. Иоанна? – Голь-горемычная, пьяницы-пропойцы… Так, по крайней мере, зовут этих несчастных бедных в Кронштадте, хотя они не более как глубоко несчастные… О. Иоанн задумал устроить такое учреждение, которое давало бы возможность получать помощь не как подаяние, а как награду за труд, давало возможность заработка на насущные потребности, не допуская вместе с тем нравственного падения бедняка, чего никогда не могла бы дать милостыня, в большинстве случаев служащая причиною тунеядства. Таким учреждением оказался построенный в 1882 году «Дом Трудолюбия» в Кронштадте. В начале 1881 года началась разработка плана действий для достижения благой цели: постановленной себе попечительством. Не смея рассчитывать на большие средства, попечительство сначала ограничивается желанием построить небольшой деревянный дом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Бобруйск. Кафедральный собор Николая Чудотворца. кафедральны сабор Карта и ближайшие объекты Бобруйский Кафедральный собор Николая Чудотворца (Свято-Никольский кафедральный собор) По материалам топографического и статистического описания Минской губернии, выполненной в 1798 году, имеется: « На самом возвышенном месте указана Никольская церковь, построенная в 1600 году». В книге «История Минской Архиепископии»: «Преосвященный Иов учредил новый собор в городе Бобруйске, из возвращенной в 1798 (1795) в православие униатской церкви: из древности бывшей соборною и в описываемое время стоявшей в твердости. Приход состоит из 58 дворов. Притч состоит из протоиерея, священника, диакона и 4 причетников…». Из летописных источников известно, что еще в 1570 году собор Святого Николая в г. Бобруйске уже перестраивался, и в этом же году при нем было создано Православное братство. Таким образом, Свято-Николаевский собор является древнейшим в городе. В архивных документах дважды (1799 и 1821 годах) на ходатайствах Св. Синода «об отпуске бобруйскому уездному собору ежегодного жалования» встречается государев вердикт «Быть по сему». Как свидетельствует «Описание церквей и приходов Минской епархии» 1879 года, в храме имелись две дарохранительницы: одна из серебра 84 пробы, вызолоченная, чеканной работы, другая – из того же металла и той же пробы, вызолоченная весом 13 лотов». Примечательно, что на одной из дарохранительниц на передней стенке было выгравировано надпись: «Вклад Благоверного Государя, Наследника, Цесаревича и В.Князя Александра Александровича в Соборный храм г. Бобруйска», а на задней: «На вечное поминовение за упокой души Государя Цесаревича и В.Князя Николая Александровича 12 апреля 1865 года». Итак, будущий Российский император (с 1881 года), второй сын царствующего Александра II выражал Высочайшее благоволение бобруйскому собору. Вероятно, предыстория этого дара объясняется верноподданническим письмом бобруйчан, написанным двумя годами ранее и опубликованным в «Минских губернских ведомостях» от 17 мая 1863 года.

http://sobory.ru/article/?object=08765

Большое Мурашкино. Собор Рождества Христова. Рождественский собор /// Объект утрачен Собор.  Утрачен.   Престолы: Рождества Христова Год постройки:1781. Год утраты:1937 Адрес: Россия, Нижегородская область, Большемурашкинский район, пгт. Большое Мурашкино Координаты: 55.781341, 44.772727 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Структуру правобережной, центральной части села задают три крупные параллельные улицы, соединенные более короткими поперечными, играющими второстепенную роль. Главные площади как бы нанизаны на эти три основные оси. Определяющими в облике площадей были храмовые ансамбли, сосредоточенные на сравнительно небольшой площади, что зрительно увеличивало присущую центру компактность. Вертикали глав и колоколен формировали богатый силуэт поселения. Большое количество церквей в Мурашкине (семь православных и две единоверческих) связано, возможно, со стремлением официальных властей искоренить издавна прочный здесь дух раскола. По оси улицы Советской располагалась главная торговая площадь села – Базарная с ансамблем Спасо-Преображенской, Троицкой и Ильинской церквей XVIII и XIX столетий, где архитектурные формы классицизма переплетались с отголосками барокко. Ансамбль Троицкой церкви, 1805 г. (Базарная площадь). Сочетает в своей архитектуре черты уходящего барокко с формами классицизма. Объект культурного наследия регионального значения. На той же оси находилась меньшая по размеру площадь с церковью Благовещения, построенной в 1831 году также в духе классицизма. По оси улицы Свободы (ближайшей к Сундовику) была еще одна крупная квадратная площадь с собором Рождества Христова, выполненным в 1781 году в стиле барокко. Поперечный переулок в восточном направлении от площади был ориентирован на ансамбль Покровской единоверческой общины, включающий Покровскую и Никольскую церкви. Никольская единоверческая церковь, 1881-1885 гг. (пер. Первого Мая). Являлась частью ансамбля Покровской единоверческой общины. Интересный пример так называемого византийского стиля в русской архитектуре второй половины XIX в. Ныне действует как старообрядческая Аввакумовская церковь.

http://sobory.ru/article/?object=52554

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010