1881 Поучение в 20-й день по кончине Государя Императора Александра Николаевича 58 И опустошит всю землю беззаконие, и злодейство превратит престолы сильных ( Прем.5:24 ) Братья! Назад тому 20 дней великая скорбь поразила всю Русскую землю: тот, кто даровал свободу от тяжкой неволи наших братьев-славян Балканского полуострова, кто все дни своей жизни посвящал счастью и благу земли Русской, кто заботился об избавлении России от ее злейших врагов – крамольников, пал жертвой этих презренных людей, этих злодеев, которые величали себя друзьями русского народа, но которых народ не знает и теперь проклинает навеки. Итак, вот чем завершилось славное царствование величайшего в мире Монарха: некоторые из его же собственных подданных, безмерно облагодетельствованных им, подняли на него свою святотатственную руку в ослеплении своем и ненависти к нему, помазаннику Божию, возвеличившему Россию, и убили его. О, какой нам, россияне, срам и позор пред всеми народами, племенами и языками вселенной! В славный XIX век просвещения среди нас, русских, нашлись такие исчадия зла, которые решились на столь ужасное дело и со столь ужасными адскими орудиями к исполнению его, что и сам первый по времени убийца в мире, Каин, невольно содрогнулся бы. И что за адская злоба у этих людей! Что за ожесточенное, не человеческое, а звериное сердце у этих крамольников, повергших всю Россию в великую скорбь! Поистине они орудия самого сатаны, потому что только одно сатанинское полчище не содрогнется от тех гнусных преступлений, какие они доселе творили. И все это творится будто бы во имя высоких стремлений современного человечества! И все это творит та часть обновленной России, которая величает себя «молодой Россией»! Казалось, что обновленная Россия, вступивши на истинный путь свободы и гражданского преуспеяния, даст всем своим сынам времена мира и благоденствия, отрады и наслаждения плодами своих трудов. Но выделившаяся из нее молодая Россия что сделала? Злоупотребила дарами Божиими и принесла всем истинным сынам Церкви Христовой и всей православной Руси великое разочарование.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Burcev/...

7. Свидетельства св. отцов церкви о благодати священства 1 . «Необычайное чудо, неизреченная сила, страшная тайна – таинство священства! – восклицает св. Ефрем Сирин, – оно духовно, свято, досточестно, неукоризненно, и его-то Христос, снисшедши, даровал недостойным! (Слово 57 «о священстве». В «Твор. св. отц.» твор. Ефрем. Сир., ч. 2 изд. 3, 1881 г., стр. 600). 2 . «Кто, – спрашивает св. Амвросий, – дает благодать епископства?» и на это такой дает ответ: «без сомнения ты ответишь: Бог. Но Бог дает ее через человека. Человек возлагает руки, а Бог изливает благодать: священник возлагает смиренную десницу, а Бог благословляет всемощною десницею; епископ посвящает в сан, а Бог сообщает достоинство» («слово на св. крещение», de dignit. sacerdotali, с. 5). 3 . Св. Иоанн Златоуст в своих беседах на книгу «Деяний Апостольских», касаясь того, как были поставлены первые диаконы в апостольской церкви, вот что по сему поводу говорит: «Смотри, как точен Дееписатель. Не говорит – как, но просто, что рукоположены были (седмь диаконов) с молитвою: ибо это и есть рукоположение (χειροτονα). Возлагает руку человек, а все делает Бог и Его рука касается главы рукополагаемого, если он рукополагается, как должно... Отсюда видно, что не довольно одной благодати (крещения), но требуется и рукоположение, чтобы было приращение Духа. Хотя и прежде они были полны Духа, но имели его от крещения» (In acta aposmol. homil. 14. п. 4 homil. 15 п. 1; сн. «Опыт. прав. догм. богосл.», еп. Сильвестра, Киев. 1884 г. т. IV, стр. 342 – 345). 4 . Св. Григорий Нисский : «Сила слова соделывает и священника важным и досточтимым, отделяя его через новое благословение от сообщества многих. Быв вчера и прежде одним из простого народа, вдруг является он наставником, предстоятелем, учителем, совершителем сокровенных таинств, – и это делает нимало не изменившись по телу или виду. Но, оставаясь по видимому тем же, чем и был, он преобразился в невидимой душе к лучшему невидимою некоторою силою и бдогодатию» (In baptism. Christi, Т. III, р. 370, ed. Morel).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Brief Spiritual Instructions: From the Notes of Archbishop Seraphim’s Spiritual Children “The Lord is near; if you call upon Him, He will respond immediately.” These words belong to Archbishop Seraphim (Sobolev, 1881-1950), a remarkable hierarch of the Russian Orthodox Church, for whom living communion with God was the ultimate meaning and center of all of life. This Archpastor was renowned not only for the strength of his prayers, but also for his labors in defense of Orthodoxy. We offer our readers short spiritual instructions from this Holy Hierarch, collected by his spiritual children. Archbishop Seraphim (Sobolev) On Love and Obedience  Love for God consists in the fulfillment of His commandments. One should look upon one’s brother as an Angel, and upon his sin as an illness. One needs to separate man from his sins. We should hate sin, but love and pity man. Vladyka Seraphim said of himself: “Nothing upsets me as much as upsetting words said to a neighbor, even when it is necessary.” I strive to think almost not at all about myself. Strive to do this, too. You will find genuine love when you cast aside self-love. Hear people out, but about oneself (one’s sicknesses and sorrows) do not speak! Obedience is true love. Obedience is the source of life and blessedness, while disobedience is the source of death and unhappiness. Genuine obedience makes the obedient one like unto a burning bush. Obedience does not burn in fire, does not drown in water, and raises one from earth to Heaven. But disobedience sinks in water, burns in fire, and casts one from earth to Hades. Obedience is Paradise, but disobedience is Hades. For obedience God sends abundant joy. Obedience is love, but disobedience is non-love, it is the trampling upon love. Never decline from obedience. In disobedience is hidden pride. In humility is hidden love. In pride there is no love. All your unhappiness comes from your pride. On Humility  Nothing can help us be saved, apart from humility. We humble ourselves before our neighbors when we do not judge them. Prepare for monasticism through meekness and humility.

http://pravmir.com/brief-spiritual-instr...

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button #a223a2aac5 #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть " Всенародная и вселенская Церковь " Достоевского Николай Сомин   04:00 03.08.2007 557 Время на чтение 13 минут Ф.М.Достоевский. Худ. В.Г.Перов, 1872 г. Статья посвящена обсуждению и интерпретации мнений Достоевского о Церкви и ее отношении к социальному вопросу. Рассматривая две главы из " Дневника писателя " , в частности, посвященные полемике с Градовским, автор обращает особое внимание на понимание писателем проблем личного спасения и справедливого общественного устройства, в частности, его отношение к социализму, " социальному христианству " , его трактовку социального идеала и его осуществимости на земле. Фёдор Михайлович Достоевский (1821-1881 гг.) в русском сознании - фигура поистине знаковая. А потому его мысли по самым важным для русского бытия проблемам приобретают исключительное значение. Проблема взаимоотношений Церкви и общества - вот что владело тогда лучшими русскими умами, и потому неудивительно, что и для Достоевского она в центре внимания. Но великий писатель одновременно - и великий христианин. В зрелый период своего творчества он всегда стремился подходить к решению любой общественной проблемы с позиций христианской нравственности, заповедей любви к Богу и ближнему. И в отношении Церкви к этим проблемам писатель старался занять наиболее ортодоксально-православную позицию. Обладая исключительно чуткой совестью и огромным стремлением к истине, Фёдор Михайлович видел, что позиция официальных структур Церкви не всегда оказывалась безупречной. И ни в коей мере не отступая от сути Православия, он старался сказать новые слова, несколько иначе осмыслить великие проблемы. В этом плане интересными являются мысли Достоевского о Церкви и ее отношении к социальному вопросу.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть «Он всегда старался быть ближе к народу» Интересные факты из жизни Императора Александра II Владимир Николаев   09:21 02.03.2024 213 Время на чтение 11 минут Фото: Из интернет-источников 1 марта 1881 года (старого стиля) в Санкт-Петербурге народовольцами был убит Император Всероссийский Александр II Романов. Император Александр II – один из великих реформаторов России после Петра I и Екатерины II. Господь попустил ему пройти мученическую смерть. Как злорадно зубоскалили тогда противники Царя в столице – за грехи блуда! Александр II – первый в истории России Царь и глава государства, который был публично, на глазах уличных очевидцев, в самом центре столицы, «взорван» террористами. Мистики подсчитали, что он 13-й по счету Царь из Романовых. Следовательно, дьявольская «чертова дюжина» витала над Царём всю его жизнь. А тут цыганка ему еще нагадала, что он переживет шесть покушений за свою жизнь, а вот 7-е покушение – уже не переживет. Так и оказалось! Цесаревич, 13-летний молодой Николай Александрович Романов, будущий Император Николай II, прибежавший к кровавому телу своего деда, сразу понял и свою судьбу. Как он сам вспоминал, что его, у одра в крови лежащего деда, сразу пронзило, как молния, страшное предчувствие – в будущем я тоже буду убит, как и дед! Мистика… А точнее – Промысл Божий.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/02/on...

VI. Дубенский уезд 314 Дубенский уезд лежит в западной части Волынской епархии. Границами его служат уезды: на севере – Луцкий и Владимирский, на востоке – Ровенский и Острожский, на юге – Кременецкий, а на западе – Австрийская империя (Галицкая Русь). Пространство, занимаемое этим уездом, имеет вид почти правильного квадрата 315 . В гражданском отношении Дубенский уезд делится на 3 стана, из коих – 1-й стан имеет квартиру станового пристава в м. Варковичах и обминает волости – Дубенскую, Судобичскую, Варковичскую, Мизочскую, Будеражскую и Дубенско-Чешскую; 2-й стан имеет квартиру станового пристава в м. Олыке и обнимает волости – Млыновскую, Малинскую, Олыкскую, Ярославичскую и Княгининскую; и 3-й стан имеет квартиру станового пристава в м. Берестечко и обнимает волости – Берестечскую, Теслуговскую, Крупецкую, Боремельскую и Вербовскую. Всех волостей в уезде – 16. Кроме того, уезд этот длится на 2 мировых участка, из коих – 1-й мировой участок имеет квартиру мирового Посредника в г. Дубно и обнимает весь 1-й стан и 3 волости 2-го стана (Млыновскую, Малинскую и Олыкскую); и 2-й мировой участок имеет квартиру мирового Посредника в с. Бильче и обнимает две волости 2-го стана (Ярославичскую и Княгининскую) и весь 3-й стан. В епархиальном отношении уезд этот делится на 5 благочиннических округов. Городской благочиннический округ Дубенского уезда Церкви этого округа расположены в самом г. Дубно, а также в окрестных сёлах, лежащих в расстоянии от 3 до 24 вёрст от него. Благочинным состоит настоятель Дубенского собора протоиерей Иоанн Михайлович Канашинский (с 1881 года 18 июля). Уездный город Дубно Город Дубно лежит при р. Икве, под 50°25 северной широты и под 43°23 восточной долготы, в расстоянии от Житомира 229¾ вер., от СПб. 1,307 вер., от Москвы 1,203 вер., от ближ. приходских сёл: Иванья 7 вер, Каменицы 6 вер., Подборец 3 вер., Погорелец 6 вер., Страклова 4 вер. и Хорупаня – 8 вёрст. Город этот с трёх сторон окружён болотами. Он живописно раскинут на равнине, которая прилегает к реке Икве, образующей здесь два, находящиеся на двух противоположных концах города, острова – Преображенский и Крестовоздвиженский, – так названные по имени существовавших здесь монастырей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

XXI. С. В. Чертков. Православный богослов протоиерей Валентин Свенцицкий Замечательные люди исчезают у нас, не оставляя по себе следов. Мы ленивы и нелюбопытны... А. С. Пушкин. «Путешествие в Арзрум» Валентин Павлович Свенцицкий – одна из самых мифологизированных фигур среди русских мыслителей начала XX века. До последнего времени все очерки его биографии содержали сведения недостоверные, несоответствующие действительности, а творчество оставалось малоизученным. В результате обыденное сознание усвоило некий образ, весьма далекий от истинного лица православного богослова. Далекий и фактически, и духовно. К сожалению, до сих пор переиздается, без согласия автора, предисловие о. Леонида Калинина к «Диалогам», написанное в 1993 году. Тогда это был прорыв, но за полтора десятилетия историками проделана огромная работа по восстановлению подлинной биографии прот. Валентина, опубликована масса архивных документов и ранее неизвестных его трудов. Сейчас надежными ориентирами служат статьи в словарях «Русская философия» (М., 2007), «Русские писатели» (т. 5) и 1-м томе его Собрания сочинений (М.: Даръ, 2008), издаваемого по благословению патриарха Алексия II; электронная версия биографии доступна на сайте «Википедия». На основании письменных свидетельств самого Свенцицкого и воспоминаний родственников лишь недавно удалось установить точную дату его рождения – 30 ноября 1881 года. Брак родителей, потомственного дворянина, присяжного поверенного Болеслава Давида Карловича Свенцицкого и вятской мещанки Елизаветы Федосеевны Козьминой, официально не регистрировался, поскольку развод отца с бывшей женой (сбежала, бросив пятерых детей) не разрешила католическая Церковь . Как и три его старших брата, Валентин был признан незаконнорожденным и отчество получил по имени восприемника при крещении. В 1891 году поступил в 3-ю казанскую гимназию, после переезда семьи в Москву (1895) продолжил учебу в 1-й классической гимназии, но в апреле 1898 года конфликт с законоучителем вынудил мать подать прошение об увольнении сына. С этого времени его духовным руководителем стал оптинский старец о. Анатолий (Потапов), который утвердил ищущую душу на спасительном пути ко Христу. В 1900 году Свенцицкий перешел в частную гимназию Ф. И. Креймана, а после ее окончания в 1903 году был зачислен на историко-филологический факультет Императорского московского университета (слухи об учебе разом на двух или даже трех факультетах неверны), его любимым учителем стал профессор С. Н. Трубецкой; осенью вступил в Историко-филологическое студенческое общество, был инициатором открытия в нем секции истории религии, подружился с В. Ф. Эрном, познакомился с А. В. Ельчаниновым и П. А. Флоренским.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ru...

     В воскресенье 3 июля, в день празднования Всех святых Афонских и всех Русских святых (так совпало в этом году), в Русском Пантелеимоновом монастыре на Афоне почтили память выдающегося Русского дипломата и государственного деятеля графа Николая Павловича Игнатьева. Будучи в период с 1864 по 1877 гг. послом Российской Империи в Константинополе, Николай Павлович Игнатьев оставил о себе самую добрую и светлую память в братстве Пантелеимонова монастыря. Имя «болярина Николая» и его супруги «болярыни Екатерины» на вечные времена внесены в поминальный синодик и неизменного, до сего дня поминаются на всех заупокойных богослужениях в обители. Не будет преувеличением сказать, что благодаря незаурядным дипломатическим способностям графа Игнатьева современное Российское государство и вся полнота Русской Православной Церкви имеют возможность отмечать знаменательную дату 1000-летнего присутствия Русского монашества на Святой Горе Афон. Заслуги графа Н.П. Игнатьева перед Русским Афоном Во второй половине XIX века Афона оказался в поле геополитических претензий Великобритании. Англичане стремились к вытеснению с Афона, с помощью тонких интриг, иноков негреческих национальностей, и в первую очередь – подданных Российской Империи, каковыми являлись Русские и Грузины. Давление было настолько сильным, что Русское братство Пантелеимонова монастыря готово было даже к выселению с Афона и возращению в пределы Российской Империи, для чего на Кавказе создавался Ново-Афонский монастырь. Но Промысл Божий воздвиг защитника интересов Русского монашества на Афоне в лице графа Игнатьева. Ему удалось убедить Константинопольскую Патриархию с одной стороны и Священный Кинот Афон с другой в необходимости поддержать Русское братство, вопреки внешнему давлению. В результате Пантелеимонову монастырю был возвращен статус Русского, и был утвержден в должности Игумена выдающийся русский подвижник и духоносный старец схиархимандрит Макарий (Сушкин). Заслуги Игнатьева перед Россией Н.П. Игнатьев послужил Отечеству в качестве посланника в Пекине (1859–1860), посла в Константинополе (1864–1877), министра внутренних дел (1881–1882). Граф Игнатьев дослужил до звания генерал-адьютанта (1878). В начале 1856 года он участвовал в составе российской делегации в Парижской мирной конференции. Первым заметным шагом Игнатьева на дипломатическом поприще стало дело о разграничении земель в Бессарабии, рассматривавшееся на конференции: Австрия, поддерживаемая Англией, желала воспользоваться недосмотром наших дипломатов и по возможности отдалить Россию от Дуная и Прута, включив в отходящее к Молдавии пространство Болград, Комрад и как можно более болгарских колоний.

http://pravoslavie.ru/95213.html

     Имя и труды протоиерея Валентина Павловича Свенцицкого (1881–1931) - великого христианского проповедника ХХ века, богослова, философа, публициста, прозаика и драматурга, создателя первой в России христианской политической организации и Московского религиозно-философского общества памяти В. Соловьёва, участника Белого движения, настоятеля московского храма «Никола Большой Крест» на Ильинке – пока еще недостаточно известны широкой публике. Об особой актуальности его богатого наследия в наши дни рассказывает Кавказскому геополитическому клубу поэт, редактор Собрания сочинений и биограф В.П.Свенцицкого Сергей Валентинович Чертков. - В начале XX века российская общественно-политическая и духовная жизнь обогатилась множеством разнообразных талантов. Чем привлёк Вас именно В. П. Свенцицкий? - Тем, чего не находил среди всей мишуры посеребрённого века, - пророческим даром. Ведь пророк - не только и не столько предсказатель будущего, но тот, по определению историка Г. П. Федотова, кто «слушает волю Божию о целом народе или о Церкви и требует действия». Устами пророков к нам взывает глас Божий - назидает, стыдит и увещевает, открывая истину. Проповедь пророка есть мудрость - не интеллектуальный феномен (знание как таковое), а образ нравственного совершенства, согласование плотского с духовным, единство истины и блага, высшая правда. Вот такой алмаз я и нашёл: человека, который с дерзновенностью ветхозаветного пророка глаголет о должном устройстве человеческого общества, утверждает норму личной и общественной жизни, рисует икону бытия. Свенцицкий обличает ложь - правдой, противопоставляя тому, что есть, - то, что должно быть. Он открывает, какою должна быть земная жизнь человека. Обращаясь к пастырям, интеллигенции, трудящимся, власть имущим, бизнесменам, солдатам, каждому показывает, как достойно действовать на своём месте и строить свою жизнь согласно с верой. Это и есть правда о земле - все человеческие отношения, включая экономику и политику, надо привести в соответствие с Божиими заповедями. Он неустанно напоминает о прямом пути ко благу и клеймит гибельные уклонения. Фактически это работа совести. Так оно и должно быть, ибо истинный пророк - совесть народа.

http://pravoslavie.ru/110907.html

А.В. Репников Авторское резюме: В статье анализируется жизненный путь Иоанна Восторгова , его социально-политические и общественно-ценностные взгляды. Автор пытается проследить динамику развития взглядов священника Восторгова, выделить основные его идеи, определить ценностные ориентиры.     Имя Иоанна Восторгова постепенно возвращается из забвения. Вышло репринтное переиздание дореволюционного собрания его сочинений 1 , публикуются статьи 2 , защищена первая кандидатская диссертация 3 . Цитаты из его работ представлены рядом с цитатами из В.В. Путина на выставке в Манеже «Православная Русь. Моя история. Романовы», проходившей в ноябре 2013 года в Москве и посвященной 400 – летию Дома Романовых. В 2012 году В.А. Орловским (игуменом Дамаскиным) осуществлена публикация документов из судебно следственного дела протоиерея Иоанна Восторгова , которая позволяет судить о сфабрикованном характере обвинения против о. Иоанна 4 . Однако полной биографии пастыря еще не написано, а в архивах ждут своего часа многочисленные документы (ГАРФ 5 , ОР РГБ 6 , РГИА 7 , ЦИАМ 8 , ГАСК 9 ). Он родился 30 (по другим данным 20) января 1867 года в станице Кавказской Кубанской области в семье священника. Отец – священник Иоанн Александрович, переселившийся на Кубань из Тульской губернии. Мать – Татьяна Ксенофонтовна. В период с 1877 по 1882 (точно неизвестно) Восторгов лишился отца. Многодетная семья испытывала нужду, и мать после смерти мужа трудилась на просфорне при храме. 16 марта 1868 семья переехала в станицу Ново – Александровская Ставропольской губернии (ныне г. Новоалександровск Ставропольского края). Посетив станицу в 1908 году, Восторгов вспоминал: «Стою я сейчас перед вами… и смиряюсь пред Божиим Промыслом, что вывел меня из этой когда-то глухой и заброшенной станицы, из горького сиротства и нищеты на широкий путь жизни и службы Богу, Царю и родному русскому народу» 10 . (Восторгов 1995: 628 – 629). Учился в Ставропольском духовном училище, затем в Ставропольской духовной семинарии (1881 – 1887).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010