Разделы портала «Азбука веры» Достоевский Ф.М. Дневник писателя (1877, 1880, 1881) " decoding=" async " data-lazy-srcset=" 300w, 204w, 102w " data-lazy-sizes=" (max-width: 102px) 100vw, 102px " title=" Дневник писателя (1877, 1880, 1881) " > Достоевский Ф.М. Дневник писателя (1877, 1880, 1881) " loading=" lazy " decoding=" async " srcset=" 300w, 204w, 102w " sizes=" (max-width: 102px) 100vw, 102px " title=" Дневник писателя (1877, 1880, 1881) " > ( 27  голосов:  4.4 из  5) Дневник писателя. 1877. Год II-й Январь Глава первая I. Три идеи II. Миражи. Штунда и редстокисты III. Фома Данилов, замученный русский герой Глава вторая I. Примирительная мечта вне науки II. Мы в Европе лишь Стрюцкие III. Старина о «Петрашевцах» IV. Русская сатира. «Новь». «Последние песни». Старые воспоминания V. Именинник От редакции Февраль Глава первая I. Самозванные пророки и хромые бочары, продолжающие делать луну в гороховой. Один из неизвестнейших русских великих людей II. Доморощенные великаны и приниженный сын «Кучи». Анекдот о содранной со спины коже. Высшие интересы цивилизации, и «да будут они прокляты, если их надо покупать такою ценой!» III. О сдирании кож вообще, разные аберрации в частности. Ненависть к авторитету при лакействе мысли IV. Меттернихи и дон-кихоты Глава вторая I. Один из главнейших современных вопросов II. «Злоба дня» III. Злоба дня в Европе IV. Русское решение вопроса Ответ на письмо Март Глава первая I. Еще раз о том, что Константинополь, рано ли, поздно ли, а должен быть наш II. Русский народ слишком дорос до здравого понятия о восточном вопросе с своей точки зрения III. Самые подходящие в настоящее время мысли Глава вторая I. «Еврейский вопрос» II. Pro и contra(5) III. Status in statu.(6) Сорок веков бытия IV. Но да здравствует братство! Глава третья I. Похороны «общечеловека» II. Единичный случай III. Нашим корреспондентам Апрель Глава первая I. Война. Мы всех сильнее II. Не всегда война бич, иногда и спасение III. Спасает ли пролитая кровь? IV. Мнение «тишайшего» царя о восточном вопросе Глава вторая Сон смешного человека Освобождение подсудимой Корниловой К моим читателям Май-Июнь Глава первая I.

http://azbyka.ru/fiction/dnevnik-pisatel...

А.А. Завьялов 1881 г. 5. -слушали: предложение Г. Синодального Обер-Прокурора, от 28 Февраля 1881 г. за 890, о том, что ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР, рассмотрев всеподданнейше представленные Его Величеству ведомости: а) о священнослужителях, приговорённых к наказаниям по решении производившихся о них дел, за вторую половину 1880 года, и б) о священнослужителях, запрещённых в священнослужении до решения дел по обвинению в предосудительных поступках, за Сентябрьскую треть того же года-в 25-й день Февраля сего года Высочайше повелеть соизволил: означенные ведомости предложить на рассмотрение Святейшего Синода, для принятия надлежащих мер к предупреждению несовместных с духовным саном проступков в среде священнослужителей бдительным, со стороны Епархиальных Преосвященных наблюдением, чрез благочинных, коих назначать в силу 67 ст. Уст. Дух. Конс., по личному внимательному выбору Архиереев, из беспорочных, опытных, усердных и наиболее деятельных духовного лиц. Справка: I. В 22 день Декабря 1823 г. Высочайше утверждён доклад Святейшего Синода о наблюдении Епархиальным Архиереям за поведением и нравственным состоянием вверенного им духовенства; о порядке избрания и рукоположения ищущих сего звания, и об обращении особенного внимания на образ воспитания юношества в духовных училищах, с приложением правил судопроизводства о преступлениях, в церкви учинённых духовными лицами и такового-же для искоренения преступлений. В докладе сем между прочим прописано: Во исполнение Высочайшего повеления, Синод, к удержанию от бесчинных в церквах поступков и к искоренению сих преступлений, составил правила, заключающие в себе постепенные меры наказания, применённые к особенным обстоятельствам преступлений, руководство к немедленному и неослабному действию правосудия по сим делам. Представляя таковые правила ГОСУДАРЮ ИМПЕРАТОРУ на усмотрение, Синод находил нужным, чтобы, ежели оные удостоены будут Высочайшего утверждения, при сем случае подтвердить всем Епархиальным Архиереям: 1) Дабы они усугубили бдительность надзора над поведением и нравственным состоянием вверенного им духовенства, к удалению его от действий и поступков, сему званию несоответственных, а в противном случае действовали бы на виновных по сим правилам и прочим узаконениям без малейшего послабления.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К 1881 году относится начало его публицистической деятельности. Уже в гимназических сочинениях P. замечалась зрелость мысли, сила и живость восприятия, было видно стремление «составить собственный взгляд». Таковы его мнения о «Домострое», об Ивана Грозном, о Гоголе. Кроме того, все сочинения его проникнуты искренним патриотическим чувством. Живой интерес к общественным событиям побудил P. еще во время пребывания в гимназии напечатать по поводу Самарского голода горячее воззвание, в котором он призывал сограждан к дружной помощи голодающим. В феврале 1881 года, глубоко потрясенный смертью Достоевского Р. написал стихи на его кончину, в которых ярко отразилось его религиозное, почти аскетическое настроение. Став постоянным сотрудником «Московских Церковных Ведомостей», преобразованных в 1879 г. из «Московских Епархиальных Ведомостей» при его ближайшем участии и получивших, по его проекту, свое новое название, он до конца жизни помещал в этой газете статьи самого разнообразного содержания, откликаясь на все вопросы современности. В 23 и 24 за 1881 год он поместил критическую статью о детских журналах, отозвавшись с похвалой о возникших в то время «Игрушечке» и «Детском Чтении». В 1882 г., под псевдонимом «И. Дмитриев», он полемизировал с газетой «Восток», отмечая ее недостойные выходки против митрополита Московского Макария ; 21 февраля, по случая тридцатипятилетия со смерти Гоголя, он написал горячую статью, в которой высказал свои задушевные мысли об этом писателе, протестуя против общепринятого взгляда на последний период деятельности Гоголя и называя неоцененным и неоценимым сокровищем «Переписку Гоголя с друзьями»; писал он в защиту церковно-приходских школ, касался польского вопроса, ратуя за защиту от поляков православного населения в «многострадальной Западной Руси», дал (в статье «Фарисеи-публицисты») серьезную характеристику современной публицистики, отметил толки печати о свободе слова, причем доказывал, что учить, обличать и карать нельзя позволить всякому; высказал взгляд на «русский дух», который он считает «жизнью России прошедшей, настоящей и будущей» и который, по его мнению, сливается с духом веры Христовой; ратовал за обновление школы и с грустью отмечал лживость прессы и беспринципность ее деятелей.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

1881 г. Новый год начался у меня старыми обычными порядками, т.-е. молитвою в храме и благожелательными поздравлениями в доме. Кроме личных поздравлений, получено было мною несколько телеграфических и письменных приветствий с разных сторон; так 3-го января получил я письмо из Москвы от преосвящ. Алексея епископа Можайского. Вот что он писал ми от 1-го числа: «Примите мое искреннейшее приветствие с текущими святыми праздниками и с наступившим новым годом. От чистого сердца желаю Вашему Высокопреосвященству здравия и милостей от Господа в грядшее лето и во вся дни жития Вашего. Да хранит Вас Господь на лета множайшая! Ες πολλ τη Δποτα! Ваше Высокопреосввященство чрез протоиерея Василия Феодоровича 464 изволили спрашивать меня о вопросах, предложенных на обсуждение преосвященных от г. Обер-Прокурора. Оказывается, что вопросы сии предложены на обсуждение только Епарх. архиереев, но не викариев. Это, вероятно, будущая программа деятельности г. Обер-Прокурора. И Епарх. Преосвященным предлежит великая задача регулировать эту программу, сделать ее истинно церковною и православною. Мы все должны молить Бога, чтобы Он помог нашим архипастырям в сем великом деле. В нашем царствующем граде нет ничего нового. Владыка наш 465 , слава Богу, здравствует, как свидтельствуют видевшие его на праздниках в Петербурге. Викариям в отсутствие епархиального архиерея много бывает затруднений. Ваше Высокопреосвященство не испытали этого. Письмо сие Ваше Высокопреосвященство изволите получить вместе с книжкою 466 . Не знаю, как понравятся Вам рассуждения этой книжки, а я во многом соглашаюсь с книжкою». В ответ на это писал я от 8-го числа: «Искреннее и благожелательное приветствие Ваше с праздниками и новым годом принял я с сердечною признательностью. Примите и от меня взаимное братское поздравление. Усердно также благодарю Ваше Преосвященство и за присланную мне книжку, но отдарить за нее не имею чем. Книжка преинтересная: спасибо Николаю Васильевичу. Все, что написано в ней, в первых шести главах, – сущая правда. Но что изложено в последних двух, – это, как мне кажется, не более как pia disideria, и надобно долго, долго ждать, чтобы эти благие чаяния более или менее осуществились.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации 1 (14) марта 1881 г. был убит террористами император Александр II Освободитель (комментарий в интересах нации) С. Ф. Платонов Из «Полного курса лекций по русской истории»: Восточная война, направив силы русского общества на борьбу с внешним врагом, отвлекла его внимание от внутреннего брожения. С окончанием же войны это внутреннее брожение дало себя знать рядом насильственных актов не только против высших должностных лиц, но и против самого Александра II. На его жизнь покушения шли одно за другим: в него стреляли на улице, подготовляли взрыв полотна железной дороги под его поездами, даже устроили взрыв в одной из зал Зимнего дворца в Петербурге. Никто не думал, что все эти покушения исходят из одного малочисленного революционного кружка " Народной воли " : напротив, всем казалось, что действует какая-то таинственная многолюдная организация. К подобному выводу приводило и то обстоятельство, что в обществе было вообще много недовольных и желавших продолжения внутренних реформ. Смешивая небольшую террористическую партию со всей оппозиционной средой, правительство прибегало к чрезвычайным мерам, падавшим своей тяжестью на все общество. Надзору и преследованию подвергались все те, кто казался мало-мальски подозрительным и неблагонадежным человеком. Однако эта необыкновенная строгость не помогала, революционный террор не прекращался. Общество же, запуганное репрессиями, было взволновано и раздражено. В таких обстоятельствах Александр II для борьбы с революционным движением прибегал к экстренному мероприятию: в начале 1880 г. была учреждена " верховная распорядительная комиссия " , начальник которой, граф Лорис-Меликов, получил обширнейшие полномочия и стал как бы первым министром в государстве. Лорис-Меликов составил свою программу действий: по его плану, надлежало подавлять революционную деятельность тайных организаций, но в то же время с доверием отнестись к прочему обществу и, постепенно успокоив его, возвратить государство к законному течению дел. В этом направлении Лорис-Меликов и повел дело. Ему вскоре уже показалось, что он достиг успеха и что можно упразднить верховную распорядительную комиссию. Действительно, признаки общественного успокоения стали заметны. С закрытием комиссии Лорис-Меликов занял должность министра внутренних дел с особыми полномочиями. Третье отделение собственной Его Величества канцелярии было упразднено с передачей его обязанностей в Министерство внутренних дел.

http://sedmitza.ru/text/396342.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации 1 (14) марта 1881 г. был убит террористами император Александр II Освободитель (комментарий в контексте права) Манифест об освобождении крестьян 19 февраля 1861 года Божиею милостию Мы, Александр Второй, император и самодержец всероссийский, царь польский, великий князь финляндский, и прочая, и прочая, и прочая. Объявляем всем нашим верноподданным. Божиим провидением и священным законом престолонаследия быв призваны на прародительский всероссийский престол, в соответствие сему призванию мы положили в сердце своем обет обнимать нашею царскою любовию и попечением всех наших верноподданных всякого звания и состояния, от благородно владеющего мечом на защиту Отечества до скромно работающего ремесленным орудием, от проходящего высшую службу государственную до проводящего на поле борозду сохою или плугом. Вникая в положение званий и состояний в составе государства, мы усмотрели, что государственное законодательство, деятельно благоустрояя высшие и средние сословия, определяя их обязанности, права и преимущества, не достигло равномерной деятельности в отношении к людям крепостным, так названным потому, что они частию старыми законами, частию обычаем потомственно укреплены под властию помещиков, на которых с тем вместе лежит обязанность устроять их благосостояние. Права помещиков были доныне обширны и не определены с точностию законом, место которого заступали предание, обычай и добрая воля помещика. В лучших случаях из сего происходили добрые патриархальные отношения искренней правдивой попечительности и благотворительности помещика и добродушного повиновения крестьян. Но при уменьшении простоты нравов, при умножении разнообразия отношений, при уменьшении непосредственных отеческих отношений помещиков к крестьянам, при впадении иногда помещичьих прав в руки людей, ищущих только собственной выгоды, добрые отношения ослабевали и открывался путь к произволу, отяготительному для крестьян и неблагоприятному для их благосостояния, чему в крестьянах отвечала неподвижность к улучшениям в собственном быте.

http://sedmitza.ru/text/396348.html

А.А. Половцов Домгер, Валериан Александрович Домгер , Валериан Александрович, геолог, горный инженер, родился в 1851 г., умер в 1885 г.; высшее специальное образование получил в Горном Институте, курс которого окончил в июне 1873 г. и был командирован в распоряжение управляющего Горной и соляной частями Области Войска Донского для практических занятий на один год. За это короткое время Д. успел основательно ознакомиться с каменноугольным делом на нашем юге. Он посетил многочисленные рудники и горные заводы Донецкого округа и Екатеринославской губ. и составил весьма подробное и обстоятельное описание в геологическом, техническом и экономическом отношениях известного Грушевского месторождения и, главным образом, богатого и благоустроенного рудника Русского Общества Пароходства и Торговли. Статья эта под названием: «Современное состояние некоторых каменноугольных рудников юга России» помещена в Горном Журнале за 1874 г., т. IV, стр. 159–178, и свидетельствует о прекрасном знакомстве с делом и разностороннем образовании автора – тогда только что кончившего курс студента. С окончанием практических работ Д. вернулся в Петербург, но вскоре, в ноябре 1874 г., был зачислен по Главному Горному Управлению и получил новую командировку, в Одессу, на завод Русского Общества Пароходства и Торговли для изучения брикетного дела. Результатом этих занятий был обширный отчет, представляющий подробный перечень литературных данных по этому вопросу и свод собственных наблюдений автора на лучшем русском брикетном заводе, – «Приготовление брикетов из каменноугольной мелочи» горн. инж. В. Домгера, (Горн. Журн. 1876, т. II, стр. 123–173). Впоследствии Д. еще раз возвращался к этому важному техническому вопросу и в 1881 г. напечатал в Южно-Русском Горном Листке небольшую статью об открытом Адольфом Гурльтом способе цементирования каменноугольной мелочи посредством магнезии. (См. В. Домгер: «Новый способ цементирования каменноугольной мелочи». Южн. Русск. Горн. Лист., 1881, т. II, стр. 196–199).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Архимандрит Григорий [(Борисоглебский), инспектор Московской Духовной Академии] (†18 ноября 1893 г.) Источник Скончався вмале исполни лета долга: угодна бо бе Господеви душа его, сего ради потщася от среды лукавствия» ( Прем. 4:13, 14 ) Эти слова Премудрого вполне применимы к почившему 18 ноября сего 1893 года настоятелю посольской церкви в Константинополе, отцу архимандриту Григорию, бывшему инспектору Московской Духовной Академии, который действительно, скончався вмале, т. е. в короткое время достигши совершенства (τελειωϑες ν λγ), исполни лети долга, в непродолжительное время своей жизни совершил то, чего многие не успевают совершить в несколько десятилетий, и почти юношею почил от многих трудов своих: ибо душа его была угодна Господу; потому и ускорил (σπευσεν) он удалиться из среды лукавствия (πονηρας). Архимандрит Григорий, в мире Николай Иванович Борисоглебский, сын священника соборной Успенской церкви уездного города Новосиля Тульской губернии, родился 19 марта 1867 года и, следовательно, скончался двадцати шести с половиной лет. Еще в младенчестве лишился он отца 1 и рано стал сознавать нужду собственными усилиями развивать свой ум и сердце. К счастью его, Господь одарил сироту Борисоглебского выдающимися способностями, которыми Николай Иванович , как бы предчувствуя свою недолговечность, воспользовался наилучшим образом. Он рано начал обнаруживать при таких способностях и неутомимое трудолюбие, так что, в виду природной слабости его здоровья, оказывалось нужным не столько побуждать и поощрять его к усидчивости в занятиях, сколько удерживать от чрезмерного прилежания. Будучи от природы живым, он, однако же, всегда отличался и замечательною скромностью. При обладании такими достоинствами он, после домашней подготовки, проходил и курс школьного образования сначала (в 1875–1877 гг.) в Новосильском уездном училище министерства народного просвещения 2 , затем (1877–1881 гг.) в Ефремовском духовном училище и наконец (1881–1887) в Тульской духовной семинарии, всюду обнаруживая, наряду с отличными успехами в учении, и образцовое поведение и уже за это более, нежели по сиротству, пользуясь казенным содержанием.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

В.А. Томсинов Скачать epub pdf Илья Степанович Бердников принадлежит к числу наиболее ярких представителей науки церковного права в России второй половины XIX – начала XX века. Он родился 12 июля 1839 года 1 в с. Косе Слободского уезда Вятской губернии в семье священника. Начальное образование получил в Глазовском духовном училище. Затем учился в духовной семинарии г. Вятки (в 1854–1860 гг.) и в Казанской духовной академии (в 1860–1864 гг.). Его учителем в академии был Алексей Степанович Павлов (1832–1898), преподававший здесь с 1859 года церковное законоведение и литургику 2 . По окончании курса обучения в Казанской духовной академии Илья Бердников получил звание бакалавра литургии и церковного права и был назначен преподавателем академии по кафедре церковного права, церковной археологии и литургии. 8 сентября 1866 года его утвердили в степени магистра богословия. В мае 1869 года Бердников был назначен экстраординарным профессором Казанской духовной академии. В 1873–1876 годах Илья Степанович исполнял должность инспектора академии. В течение 1872–1876 годов он преподавал церковное право в качестве внештатного лектора на юридическом факультете Императорского Казанского университета. 7 июня 1881 года И.С. Бердников защитил в открытом заседании Совета Казанской духовной академии диссертацию «Государственное положение религии в римско-византийской империи» 3 , представленную им для получения степени доктора богословия. В ноябре 1881 года он был утвержден Святейшим синодом в данной степени. В феврале 1882 года его назначили ординарным профессором Казанской духовной академии. В 1882–1886 годах он являлся помощником ректора академии. В апреле 1885 года И.С. Бердников был назначен штатным ординарным профессором Императорского Казанского университета по кафедре церковного права. При этом он остался в должности профессора Казанской духовной академии. На юридическом факультете Казанского университета он преподавал до 1895 года. С 1906 года Бердников состоял членом учрежденного в указанном году при Святейшем синоде Особого присутствия для разработки вопросов, подлежащих рассмотрению на поместном церковном соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Berdnikov...

В.В. Виноградов Опрятный, опрятность ОПРЯТНЫЙ , ОПРЯТНОСТЬ Слово опрятный в современном русском языке обозначает «чистый, чистоплотный, тщательно убранный». (Ср. у Пушкина в «Евгении Онегине»: Опрятней модного паркета Блистает речка, льдом одета.) От этого имени прилагательного образовано отвлеченное существительного опрятность «чистота и аккуратность, чистоплотность» (ср. у Тургенева: «Он соблюдал опрятность в белье и одежде»). Однородные значения свойственны слову опрятный и в народных говорах (см. сл. Даля 1881, 2, с. 687). Это слово, по-видимому, вошло в русский литературный язык из живой народной речи еще в древнейший период. Правда, оно не отмечено в «Материалах» И. И. Срезневского . Однако близкородственные ему глагольные слова – опрятати, опрятатися, опрятовати, опрятоватися широко представлены и в лексиконе Срезневского (Срезневский, 2, с. 698). Поэтому отсутствие слова опрятный в коллекции И. И. Срезневского является случайностью. В «Словаре Академии Российской» слово опрятный свободно от стилистических помет и определяется так: чистоту в платье или в чем другом. ”Человек опрятный“. 2) Говоря о месте: чистый, прибраной. ”Опрятный покой“» (сл. АР 1806–1822, 4, с. 362). Слово опрятный образовано от глагола опрятати (опрятьный). Корневой элемент в нем тот же, что в словах прят-а-ть, спрятать и т. п. Глагол опрятать– опрятывать в современных народных говорах выражает значения « " убирать, прибирать, класть и ставить все и на свое место; обряжать, возиться, управляться по женскому хозяйству, приводить в порядок;//кого, обмыть, умыть, вычесать и одеть;//хоронить покойника, обмыть, одеть его и погребсти». Опрятать новину, выжечь лес под посев, завести росчисть, кулигу, починок. Опрятать битое животное, обеловать, освежевать; снять шкуру, выпотрошить, обмыть и пр.». Ср. спрятаться – «обрядиться, управиться». «Вишь, как она спряталась! калужск. разоделась, разрядилась, или причесалась» (сл. Даля 1881, 2, с. 710). Часть этих разнообразных значений слова опрятать, по-видимому, восходит еще к древнерусскому народному языку.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010