Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – июль 2011 15 мин., 24.07.2011 1 страница обложки – портрет композитора Алексея Рыбникова (фото Владимира Ештокина). См. рубрику «Интервью номера» (С.10-14). Пролог: (на заставке – фото Юрия Курбатова) Николай Рубцов. После грозы. Стихотворение («Ночью я видел: ломались березы!..»)//Фома. - – июль 2011 . – С.2. – (рубрика « Пролог »). Содержание : С. 3. Письма : Письма о близких. Подборка писем и цитат//Фома. - – июль 2011. – С.4-6. – (рубрика « Письма »). В подборку включены: Исход 20:12 . Цитата: «Почитай отца твоего и мать твою…». – С.4; Притчи 17:6. Цитата: «Венец стариков – сыновья сыновей…». – С.4. Любовь и ненависть / С ., Москва. – С.4; Из дневников императрицы Александры Федоровны Романовой. Цитаты: «В жизнь каждого дома, раньше или позже, приходит горький опыт – опыт страданий…». – С.4; «Нет на земле более подходящего для мужчины поступка…». – С.5; Смотреть на жизнь глазами… хомячка / Ольга . – С.5; Протоиерей Александр Ельчанинов (1881-1934). Цитата: «… Та ошибочность суждений, обычно неправильная – в хорошую или дурную сторону оценка, которой почти все грешат по отношению к своим близким…». – С.5; Нужен ли вам такой муж ?/ Юлия , Москва. – С5-6; Протоиерей Александр Ельчанинов (1881-1934). Цитата: «Мне, кажется, я понял, для чего Бог послал нам это несчастие: мы так погрязли в ежедневных мелочах, в мелкой злобе, раздражении, что Бог захотел встряхнуть нас…». – С.6; Из дневников императрицы Александры Федоровны Романовой. Цитата: «Наша любовь друг к другу может быть искренней и глубокой в солнечные дни, но никогда она не бывает настолько сильной, как в дни страданий и горя…». – С.6; Мама / Таня . – С.6; Деяния святых апостолов 16:31. Цитата: «Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой». – С.6. Реклама : С.7. Колонка главного редактора: Монолог: Владимир Легойда . О методологическом а -теизме . Фото Владимира Ештокина. Ил.: Рембрандт Харменс ван Рейн. «Ученый спор». 1628 г.//Фома. - – июль 2011. - С.8-9. – (рубрика « Колонка главного редактора. Монолог »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-7-99-i...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – май 2011 14 мин., 24.05.2011 1 страница обложки – Фукусима. Пасха после катастрофы (фото AP/Fotolink). См. рубрику «Тема номера. Пасха после катастрофы» (С.16-30). Пролог: (на заставке – фото Алексея Дмитриенко) Иван Бунин. «Христос воскрес! Опять с зарею…» . Стихотворение, 1896 г.//Фома. - – май 2011 . – С.2. – (рубрика « Пролог »). Содержание : С. 3. Письма :   Письма о радости. Подборка писем и цитат//Фома. - –май 2011. – С.4-6. – (рубрика « Письма »). В подборку включены: 1 Послание к Фессалоникийцам 5:16-18. Цитата: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите…». – С.4; Я нужен таким, какой я есть / В. – С.4; Священник Александр Ельчанинов (1881-1934). Цитата: «Жизнь – тяжелое испытание, и наши горести не оставят нас…». – С.4; Схимонах Паисий Святогорец (1924-1994). Цитата: «Из жертвенности происходит наибольшая радость…». – С.4-5; Юлька-Столовая / Юля , Москва. – С.5; Сергей Фудель (1900-1977). Цитата: «Когда мы ожесточаемся и то и дело брюзжим по всякому поводу…». – С.5; Гилберт Честертон (1874-1936). Цитата: «Современный оптимист оказался унылым и лживым…». – С.5; «Больничная» радость / Людмила , г. Волжский. – С.5; Протопресвитер Александр Шмеман (1921-1983). Цитата: «Начало ложной религии – неумение радоваться…». – С.5; Священник Александр Ельчанинов (1881-1934). Цитата: «Как бы мы ни были слабы и худы порознь, но так радостно чувствовать, что для всех нас – одно самое главное». – С.5; Взрослая «детская» привилегия / Ксения , Москва. – С.5-6; Алексей Романов , группа «Воскресение», песня « Радуюсь » («Радуюсь, еще осталось много/Впереди счастливых, долгих лет…). – С.6; Сильнее смерти / Вероника , Псков. – С.6; Евангелие от Иоанна 16:21-22 . Цитата: «Женщина, когда рождает, терпит скорбь…». – С.6. См. также: Письмо о радости. Отклик на «Письма о радости» («Фома», май 2011 года)/Автор отклика - Анжелика Игоревна// Фома. - – октябрь 2011. – С.96. – (рубрика « Отклики »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-5-97-m...

Скачать epub pdf Именной указатель 898 Абрамов, студент историко-филологического ф-та М.у.; Абрикосов Алексей Иванович (1824–1904), предприниматель, фабрикант, основавший в 1847 кондитерскую фабрику «Тов-ва А. И. Абрикосова Сыновей» (ныне концерн «Бабаевский»), владелец кондитерских и чайных магазинов в Москве. Поставщик Двора Е. И. В., коммерции советник (1874), потомственный почетный гражданин (1870), член (1862), председатель (1876–1897) совета Московской практической академии коммерческих наук, выборный Московского купеческого об-ва (1863–1883), гласный Московской городской думы (1863–1881), член Московского отделения совета торговли и мануфактур (1884). Основатель Московского учетного банка (с 1870 член его правления, в 1882–1902 председатель совета), Московского купеческого об-ва взаимного кредита (в 1875–1876 член совета), страхового об-ва «Якорь»; Августин Блаженный Аврелий (354–430), христианский теолог, один из крупнейших представителей западной патристики, родоначальник христианской философии истории. С 395 епископ Гиппона (Северная Африка); Адриан (в миру Андрей) (1636–1700), с 1690 – 10-й патриарх всероссийский; Айхенвальд Юлий Исаевич (1872–1928), литературный критик, переводчик, философ, преподаватель ун-та им. А.Л. Шанявского, Высших историко-филологических курсов В.А. Полторацкой, член Пушкинской комиссии при ОЛРС, ученый секретарь Московского Психологического об-ва. В 1922 выслан из России, жил в Берлине, преподавал в Русском научном ин-те; Аксаков Константин Сергеевич (1817–1860), публицист, историк, поэт, филолог, магистр русской словесности, общественный деятель, один из идеологов славянофильства Александр I Павлович (1777–1825), российский император с 1801; Александр II Николаевич (1818–1881), российский император с 1855; Александр III Александрович (1845–1894), российский император с 1881; Александров Анатолий Александрович (1861–1930), поэт, журналист, общественный деятель, в 1892–1898 издатель и редактор журнала «Русское обозрение» (при поддержке К. П. Победоносцева ), в 1895–1898 – газеты «Русское слово», член Русского собрания. Преподаватель в средних учебных заведениях Москвы и Риги, приват-доцент историко-филологического ф-та М. У. (1891–1898);

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

Слово воспитанникам семинарии при начале учебного 1881–82 года Приветствуя вас, любезные воспитанники, со вступлением в новый учебный год, я имею в виду на сей раз остановить преимущественное внимание ваше на одном из молитвенных о вас прошений святой церкви, которые вы обычно слышите после вакационного своего отдыха, когда с обновленными физическими силами и с освеженным духом собираетесь снова приняться за умственные труды в новых классах и за новыми учебными предметами. Мне всегда казалось, что эти минуты в вашей учебной жизни наиболее благоприятны для вашего назидания; потому что при самом начале труда, когда еще чувства не успели более или менее притупиться от разных неудачных случайностей и бесплодных напряжений, когда дух не отклонен от прямой трудовой цели разными посторонними побуждениями эгоизма, почти всегда и так сказать неизбежно уязвляемого то мелкими, то крупными уколами от разных столкновений с обстоятельствами, среди которых должен совершаться наш труд, и в особенности с людьми, обязанными следить за нашими трудами, направлять их и ценить, – когда у человека отдохнувшего и отбросившего назад все надоевшее и разное неприятное старое, преобладает одно благонамеренное так сказать желание достигнуть предположенной трудовой цели свободными и честными усилиями ума и воли, – в эти минуты, мне кажется, всякий человек, а следовательно и юноша наиболее бывает способен и более всего рад слушать слово насчет главного и без того преобладающего предмета его собственных дум и стремлений. Вам предстоит начать ученье; а я и хочу сказать именно о том, что наиболее всего может повредить этому ученью, и с устранением чего может всего более быть обеспечен успех вашего ученья. Вот как о вас молилась сейчас св. церковь Господу Богу: о еже всадити в сердца их начало премудрости, страх свой божественный, и тем буесть юности отгнати от сердец их, и просветити ум их, еже уклонитися от зла и творити благое. Слышите! есть какая-то буесть юности, есть некоторый натуральный недостаток, характеризующий юный возраст, и вплетающийся, как неизбежный внутренний элемент, в самый склад и строй всякой молодой и развивающейся души.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Содержание Предисловие Из путевых впечатлений Дорога из Суэца через Эль-Тор на Синай Синайский монастырь Дорога с Синая в Суэц Древности синайского монастыря Мозаика Синайского монастыря Библиотека рукописей синайского монастыря Греческие рукописи с миниатюрами в библиотеке Синайского монастыря Приложение     Предисловие Поездка на Синай, предпринятая мною частным образом, в сообществе фотографа г. Рауля, весною 1881 г., имела своею целью специальную, чисто археологическую задачу. Мы предположили себе лишь один пункт – монастырь св. Екатерины на горе Синай, и осмотром его памятников древности и художественно-украшенных рукописей его библиотеки, а также изготовлением по возможности, верных фотографических снимков, эта задача вполне исчерпывалась. Все, выходящее из ее рамок, могло явиться только случайным образом и, следовательно, играть в нашем путешествии второстепенную роль. В тоже время обильная литература путешествий на Синай 1 ученых богословов и библиологов, столько раз (и все с одинаковым успехом, т.е. более пли менее бесплодно – на наш взгляд) исследовавших пути странствия и стоянки Евреев в пустыне Синайской, пли разгадывавших между вершинами Синайского хребта истинный Синай и Хорив, или, наконец, описывавших святые места, часовни и капеллы, развалины и пещеры. – Эта литература, казалось, избавляла от обязанности рассказывать о самой поездке. И, однако же, занявшись этой литературой по возвращении, мы пришли к убеждению, что передача путевых впечатлений поездки на Синай еще долго останется обязательной в известном смысле, как вообще, так в особенности в русской литературе, под одним важнейшим условием – правдивости. В самом деле, не смотря на замечательные в свое время по полноте и ясности описания путешествий, как напр. арх., ныне еп. Порфирия, Эберса и пр., Синай, как и вообще далекий Восток все еще остается местностью свежей, мало тронутой исследованием, и европейский путешественник неизбежно превращается в наивного паломника, подчиняется совершенно чуждой, обступившей его среде.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Тихая Журавка. Церковь иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " . Карта и ближайшие объекты Здание церкви и колокольни были построены из красного кирпича и крыты листовым железом. Вокруг церкви была ограда из кирпича. В 1904 г. в ограде сделаны 3 кирпичные арки с золочеными куполами и крестами, в них железные ворота с калитками. Первый настоятель храма Василий Иванович Землянский (1830 - после 1905), сын священника из слободы Дегтево Донецкого округа. В 1850 г. закончил Воронежскую духовную семинарию. В 1853 г. служил в церкви Луганской станицы, затем в 1863 г. в хуторе Теплый той же станицы. В 1871 г. переведен в Терновскую станицу, а после окончания постройки церкви по просьбе Ф.Ф. Барабанщикова переезжает в Тихую Журавку.  Второй настоятель храма Федор Михайлович Сереженков (1881 - после 1915), из крестьян, окончил Донскую Духовную Семинарию. В 1902 г. служил псаломщиком в Троицкой церкви слободы Маньковой-Калитвенской. С 1905 г. - священником в Скорбященской церкви поселка Тихово-Журавского. В 1911 г. за усердие награжден набедренником. С 1 декабря 1911 г. назначен духовным следователем Дегтевского благочиния. В 1914 г. был избран председателем церковно-приходского попечительства. Жена - дочь потомственного гражданина И. Попова. Дети: Людмила, 1904 г. р., окончила Донское епархиальное женское училище; Леонид, 1906 г. р., выпускник Новочеркасской мужской гимназии, Валентина, 1908 г. р. Первым псаломщиком церкви был Попов Тимофей Федорович (1838(41) - после 1916). Из духовного сословия. Он являлся выпускником Воронежской духовной семинарии. Сначала служил при церкви слободы Анно-Ребриковой, а в Тихой Журавке с 1881 г. Заштатный псаломщик с 1911 г., вдов во 2-м браке (на 1916 г.). Владел 20-ю десятинами земли в Донецком округе и деревянным домом в Тихой Журавке. Вторым псаломщиком был Цурупов Григорий Павлович, 1885 г. р., из крестьян. Окончил второклассную школу сл. Голодаевки. С 1905 г. работал учителем в церковно-приходской школе пос.Генеральский мост. С 1910 г. псаломщиком в Троицкой церкви ст. Мигулинской. С 1911 по 1913 гг. - псаломщиком в церкви Тихой Журавки. Холост (на 1912 г.). После него псаломщиком стал Попов Николай Стефанович (1895 - после 1916). Из казаков. Закончил 1 класс Донской Духовной семинарии. При церкви с 1913 г. Холост (на 1916 г.).

http://sobory.ru/article/?object=07291

Троицкое. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь Карта и ближайшие объекты Свято-Троицкая церковь, трехпрестольная. Заложена в 1801 г. Главный храм в честь Святой Живоначальной Троицы, освящен в 1823 г. Придел во имя прп. Савватия Соловецкого, освящен в 1808 г. Придел в честь иконы Пресвятой Богородицы " Утоли моя печали " , освящен 12 декабря 1854 г. В 1875-1879 гг. церковь перестроена. Главный храм вновь освящен 27 сентября 1880 г. Приделы, соответственно, 15 ноября 1881 г. и 29 февраля 1886 г. Закрыта в 1930-е гг. Полуразрушена. Еще в первой полови­не XVII ве-ка появилось село Клевакинское, где в 1644 году, когда Далмат вырыл себе землянку, уже имелась церковь, по-ви­димому, первая на огром­ном пространстве. Вто­рой по времени храм на Исети, у озера Карасье­го, поставила около 1680 го-да группа крестьян из-под Кунгура во главе со священником Петром Ни­кифоровым Захарцевым. Так было основано село Карасий Исток (или Исток), ныне – Троицкое. Первый деревянный храм, простоявший 105 лет, сгорел в 1787 году. Второй храм, построенный в 1790 году, тоже был деревянным и тоже погиб от пожара в 1800 году со всем имуществом и документами. В 1801 году было зало­жено каменное здание храма. Придел во имя преподобного Савватия Соловецкого освящен19 марта 1808 года протоиереем Екатеринбургского собора Феодором Карпинским (крупнейшим библиофилом тех лет). Главный храм в честь Святой Живоначальной Троицы был освящен 14 июля 1823 года. Около 1850 года колокольня от образовавшихся в своде трапезной части церкви трещин начала отходить от основного здания и возникла угроза ее обрушения. Ввиду этого колокольня и трапезная часть храма были разобраны до основания и выстроены по новому плану, вследствие чего был устроен еще один придел, который освятили в честь иконы Пресвятой Богородицы «Утоли моя печали» 12 декабря 1854 года. В 1875-1880-х годах ввиду необходимости расширения была ра­зобрана и заново построе­на главная часть храма. Пе­рестройку вел инженер-тех­нологПавел Федорович Голышев. Главный храм был вновь освящен 27 сентября 1880 года, а приделы, соответственно, 15 ноября 1881 года и20 февраля 1886 года.

http://sobory.ru/article/?object=02505

(15 мая –19 октября 1918 г.) Воспоминания Содержание От издательства Предисловие публикатора Предисловие Глава I. Русская революция и ее политические проблемы до 1918 г. Положение на Украине до возникновения гетманщины Глава II. Украинская проблема до революции и во время ее Глава III. Церковное положение на Украине во время революции. Часть I. Пребывание у власти Глава I. Вхождение во власть Глава II. Первые шаги мои Глава III. Вопрос о созыве украинского собора Глава IV. Перед Собором. Открытие Собора. Вопрос о митр. Антонии Глава V. Церковные дела до моего отъезда в отпуск (конец Августа 1918 г.) Глава VI. Общие замечания о гетманщине. Немцы и их роль. Проблема России в разные периоды гетманщины. Переговоры немцев с П. И. Милюковым Глава VII. «Политика» в Совете Министров (вопросы внешней и внутренней политики) Глава VIII. Школьные и академические дела. Система культурного параллелизма. Собирание русских сил. «Спасение Украины для России» Глава IX. Мой отпуск. Политические переговоры в Крыму. Церковные дела в мое отсутствие. «Пропавшие грамоты» м. Антония и его жалобы на меня. Основные разногласия с ним. Коренные вопросы церковно-государственных отношений в эту эпоху Глава X. Отставка. Последний день в Министерстве. Несколько характеристик. Последние дни гетманщины, ее отзвуки в моей дальнейшей судьбе. Образование «группы федералистов» Глава XI. Новые встречи с м. Антонием и арх. Евлогием. Украинские встречи (Дорошенко, Липинский, Скоропадский, Шелухин, А. Шульгин). Мой разрыв с украинцами. Характеристики митр. Антония, Евлогия, Платона. Часть II. Русско-украинская проблема в ее существе и пути разрешения Глава I. Русско-украинская проблема. Глава II. Пути разрешения русско-украинской проблемы. Вопросы об Украинском Учредительном Собрании Заключение От издательства С Божией помощью Крутицкое Патриаршее Подворье выпускает в свет шестую книгу основанной в 1991 году серии «Материалы по истории Церкви». Имя ее автора – о. Василия Зеньковского (1881–1962), выдающегося ученого и церковно-общественного деятеля, профессора Богословского Свято-Сергиевского Института в Париже, первого Председателя Русского Студенческого Христианского Движения (РСХД), одного из ярких представителей русского религиозно-философского возрождения XX века за последнее десятилетие стало широко известным отечественным читателям. В эти годы были переизданы его основные работы, в том числе капитальная «История русской философии», «Проблема воспитания в свете христианской антропологии», «Апологетика» и др. С падением идеологических барьеров доступными стали основные труды о. Василия, изданные за границей. Его памяти был посвящен сдвоенный «Вестник РСХД» 66–67 за 1962 г.), а также выпущенная Движением в 1984 г. брошюра «Памяти отца Василия Зеньковского ».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zenkov...

15-я и 16-я ГЛ. ЕВАНГЕЛИЯ ОТ МАТФЕЯ И ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ Путешествие Господа по Галилее Послание 70 учеников на проповедь. Собор святых 70 апостолов ( Лк. 10:1–16 ) П. Троцкий. «Воскресное чтение», 1881 Жатвы много, делателей же мало. Молитеся убо Господину жатвы, яко да изведет делатели на жатву Свою, говорил Богочеловек Иисус к Своим двенадцати апостолам пред посольством их на проповедь , в конце второго года Своего служения. И вот в третий год служения Христова явились эти желанные делатели на ниве Божией в числе семидесяти. Один из них, евангелист Лука, так говорит об этом новом сонме апостолов и об их послании на проповедь: по сих же (вероятно, по возвращении двенадцати апостолов) яви Господь и инех семьдесят (число почетное: 70 старейшин избрал пророк Моисей своими помощниками; членов синедриона было 70), и посла их по двема пред лицем Своим во всяк град и место (вероятно, по всей Палестине). Затем тот же евангелист, и он почти один только, передает обстоятельно и наставления Христа Спасителя, данные посланным, – наставления, прибавим от себя, несколько отличные от наставлений, данных 12 апостолам пред их посольством. Идите, говорил им Божественный Учитель, се Аз посылаю вы, яко агнцы посреде волков. Не носите влагалища (мешка), ни пиры (сумы), ни сапогов: и никогоже на пути целуйте (не занимайтесь людскими приветствиями и ласками, и чрез то не полагайте препятствия делу проповеди ). В оньже аще дом внидете, первее глаголите: мир дому сему. И аще убо будет ту сын мира (готовый принять ваше благожелание мира), почиет на нем мир ваш: аще ли же ни, к вам возвратится (ваше благожелание остается при вас). В том же дому пребывайте, ядуще и пиюще, яже суть у них: достоин бо есть делатель мзды своея. Не преходите из дому в дом. И в оньже аще град входите, и приемлют вы, ядите предлагаемая вам: и исцелите недужным, иже суть в нем, и глаголите им: приближися на вы Царствие Божие. И в оньже аще град входите, и не приемлют вас, изшедше на распутия его, рцыте: и прах, прилепший от града вашего, отрясаем вам: обаче сие ведите, яко приближися на вы Царствие Божие: глаголю вам, яко Содомляном в день той отраднее будет, неже граду тому.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

16. Кратное описание моего путешествия во св. град Иерусалим и прочие святые места, в 1881 году Предисловие Я не намерен подробно описывать святые места, за некоторыми исключениями, но буду говорить о них вкратце, потому что самой целью моего путешествия ко св. местам было не исследование, или подробное их описание, а только поклонение святым местам, удовлетворение моим религиозным чувствам. Притом же я и был во свв. местах короткое время, какое потребно для удовлетворения влечению сердца поклониться святыне. Даже и написать сие краткое воспоминание моего путешествия я решился более для своего утешения, дабы воспоминанием тех свв. мест, которые посещены мною, описанием их, возобновить внутренние мои впечатления при посещении оных. А притом подумал, что некоторые из моих воспоминаний, может быть, будут не бесполезны и некоторым из простейших христолюбцев, желающим поклониться свв. местам. В моем описании я не мог пропустить и некоторых свиданий с лицами, достойными особого внимания и принесшими мне пользу в моем путешествии. Кроме того, я не преминул сказать и о предметах, касающихся недоумения так именуемых старообрядцев. Путешествие от Москвы до Одессы В путешествии моем я имел спутником Никольского единоверческого монастыря иеродиакона Иоанна. Из Москвы мы отправились 27 августа. На пути до Одессы мы нигде не останавливались, устремляясь к заданной себе цели. В Одессу прибыли 30 августа поутру: кроме царского торжества это еще был день воскресный. Поэтому прямо со станции железной дороги мы пошли в собор, в котором совершалась божественная литургия высокопреосвященным Платоном, архиепископом Одесским. 151 По окончании литургии я приступил получить благословение от владыки. Высокопреосвященнейший Платон пригласил меня к сослужению молебна, и потом к себе в архиерейский дом квартировать. Он принял нас, как и всегда прежде того принимал меня, отечески. Черное море От берегов России, из Одессы, в Константинополь по Черному морю мы отправились 1-го сентября в два часа пополудни, на русском пароходе «Нахимов».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010