А. Г. Дунаев Святитель Марк Эффеский В настоящий сборник включены две работы свт. Марка Эфесского 1875 , как нельзя лучше соответствующие исихастской тематике, поскольку они касаются как Иисусовой молитвы, так и паламитских споров, проблематика которых всё ещё была актуальной для византийского богословия на протяжении многих десятилетий после Соборов XIV в. Комментарий к Иисусовой молитве, составленный свт. Марком Эфесским уже на закате Византийской империи на основании раннего анонимного толкования (помещенного в настоящем сборнике выше), впервые был опубликован в Венеции в 1782 г. в греческом Добротолюбии 1876 в новогреческом парафразе, местами значительно отличающемся от оригинального текста, и по дефектной рукописи (с утраченным именем Марка), однако в славянском и русском (до 1988 г.) переводах это произведение отсутствует. С новогреческого текста были выполнены и переводы на современные европейские языки: впервые (фрагментарно, с приложением обеих графических схем) на французский 1877 , затем (полностью, в составе Добротолюбия) на французский и итальянский. Русский перевод сделан с новогреческого в 1988 г. – вероятно, архимандритом Амвросием (Погодиным) 1878 . Первое (критическое) издание древнегреческого оригинала осуществил иеромонах (ныне епископ Бачский) Ириней (Булович) в 1975 г. 1879 на основании трёх рукописей 1880 . С этого текста был сделан английский перевод 1881 . Русский перевод с древнегреческого толкования свт. Марка Эфесского выполнен А. Г. Дунаевым, ему же принадлежат и сноски к переведенному сочинению (разбивка на параграфы сделана согласно переводу, Н. Констаса). Произведение свт. Марка Эфесского Силлоги(сти)ческие главы ( κεφλαια συλλογιστικ κατ τς αρσεως τν κινδυνιστν περ διακρ σεως θε ας οσ ας κα νεργε ας) было издано впервые 1849 году в качестве приложения к editio princeps Жизни во Христе св. Николая Кавасилы 1882 . Затем это издание было повторено в Лейпциге в 1899 году 1883 . Проблематика сочинения свт. Марка находится в русле проблем, находившихся в центре паламитских споров 1884 . Достаточно назвать трактаты свт. Григория Паламы О божественном единении

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/vizant...

А.И. Макарова-Мирская С Алтая Это было давно, когда Он, древний миссионер Христа, святой Пантелеймон, пришел с далекого Афона в Алтай, невидимо явился вместе с образом своим, и в Алтае все потянулись к Нему, начиная с миссионеров и кончая крещеными инородцами; любовь Его, посланника Христа и безмездного Целителя, простиралась на всех, кто Его звал, и немало явилось знамений Божественной благодати, присущей Его святым мощам и иконе. Исцелялись бесноватые, страдавшие пристрастием к вину, болевшие ранами, больные глазами, и епископ Владимир, начальник миссии, с благоговением часто говорил о дивных случаях исцеления всем, кого видел страдающими и измученными. Миссионеры любили Алтай пламенно, – из него их выгоняли только дела службы. Живя в Бийске, они с любовью глядели в ясные дни на дальние горы, похожие на миражи, тонувшие в голубоватой дымке; пуще других томились в такие заезды в город о. игумен Макарий 24 , ещё молодой миссионер, прошедший тяжелую школу всех послушаний, апостольски ревностный на служение прекрасному краю. Дела миссии вызвали его в Бийск и зимою 1881 г. Холодная зима и путь или что другое повлияло на здоровье о. Макария, только он, перемогаясь много дней, свалился и тяжело заболел, а позванный доктор нашёл, что он заболел брюшным тифом в тяжелой форме, и что болезнь его для жизни опасна. Был хмурый день, когда доктор поставил свой диагноз. Отец Макарий лежал в жару с горящей головой и бредил Алтаем, работой, миссией, говорил о далеком Чолушмане, о милом Чемале, заботился о новокрещённых и метался на жестком ложе к большой тревоге окружающих. – Надо послать в Улалу нарочного, – сказал епископ Владимир, – помолиться просить перед святым Пантелеймоном за о. Макария миссионеров улалинских; вижу я и сам, что он трудно болен, а потерять его для миссии – слишком большая утрата. И в тот же день послал нарочного с письмом в Улалу, где просил помолиться за трудно болящего перед иконою святого Пантелеймона. Владыка был тревожен: он любил отца Макария за его огромный труд, совершенный для миссии, за послушание и покорность, за чистоту мыслей и верующую душу, и ему было страшно думать, что из миссии может уйти её лучшая сила.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/aposto...

А. П. Лебедев. Фотография. Нач. XX в. Алексей Петрович (2(14).03.1845, с. Очаково Московского у. и губ.- 14(27).07.1908, Москва), церковный историк. Род. в семье свящ. Петра Мефодьевича Лебедева. После ранней смерти отца мать Л., Александра Прокофьевна, отправила сына на обучение в Перервинское ДУ. Затем он учился в МДС, а в 1866-1870 гг.- в МДА, к-рую окончил с отличием. Учителями Л. были В. Д. Кудрявцев-Платонов по богословию и философии, А. В. Горский по церковной истории. По окончании курса Л. как выпускнику, проявившему выдающиеся способности, было предложено на выбор поступить на одну из 5 кафедр в МДА, а также на кафедру метафизики в КДА. Оставив свою прежнюю специализацию в сфере философии, Л. избрал кафедру церковной истории МДА, на к-рой прослужил до 1895 г. В февр. 1875 г. он был утвержден в звании экстраординарного профессора, победив в конкурсе доцента МДА В. О. Ключевского . После защиты докт. диссертации, к-рая состоялась 24 апр. 1879 г., Л. стал ординарным профессором. Уже в 70-х гг. XIX в. Л. опубликовал ряд крупных работ по истории Церкви, преимущественно интересуясь судьбами К-польской Православной Церкви средне- и поздневизант. эпох. Его диссертация «Вселенские Соборы IV и V веков. Обзор их догматической деятельности в связи с направлениями Александрийской и Антиохийской школ» имела большой успех в научной среде и вместе с тем вызвала бурную полемику. Диссертация Л. была издана как монография и пользовалась признанием научного сообщества и публики. На протяжении жизни Л. неоднократно возвращался к исследованию истории Вселенских Соборов, создал большой 2-томный труд на эту тему, к-рый при жизни Л. издавался трижды (1876-1879, 1896, 1904). С наиболее последовательной критикой Л. выступил прот. А. М. Иванцов-Платонов ; в 1881 г. он объединил свои суждения на эту тему в отдельной кн. «Религиозные движения на Востоке в IV и V вв.: Критико-исторические замечания». Полемика между Л. и Иванцовым-Платоновым продолжалась до смерти последнего в 1894 г. Дискуссия стала одним из важных событий в интеллектуальной жизни РПЦ 2-й пол. XIX в., существенно повлияла на процесс развития русской научной культуры, модернизацию языка и проблематики церковной науки. Вместе с тем споры вокруг работ Л. неоднократно осложняли его отношения как с влиятельными оппонентами, так и с цензорами. В 1885 г. он временно покидал стены МДА, читал лекции в Казанском ун-те, но вскоре вернулся в alma mater по ходатайству профессоров МДА. С сент. 1895 г. он окончательно покинул МДА и перешел на кафедру церковной истории Московского ун-та (ставшую вакантной после кончины Иванцова-Платонова). Много лет занимаясь преподаванием церковной истории, Л. по сути стал одним из основателей российской научной школы в этой сфере. Его непосредственными учениками были А. П. Доброклонский , Н. Н. Глубоковский , А. А. Спасский , А. В. Карташёв .

http://pravenc.ru/text/2463205.html

А. П. Лопухин. Фотография. 2-я пол. XIX в. Александр Павлович (1.10.1852, с. Митякино Камышинского у. Саратовской губ. (ныне Руднянский р-н Волгоградской обл.) - 22.08.1904, дер. Тюрисевя близ С.-Петербурга (ныне пос. Ушково в черте города)), правосл. богослов, библеист, историк, проф. СПбДА. Л. род. в семье священника Саратовской губ. В 1866 г. окончил Камышинское ДУ, в 1874 г.- Саратовскую ДС по 1-му разряду, поступил на казенное содержание на церковно-историческое отделение СПбДА (ЖЗС СПбДА. 1874. С. 166, 186), но в февр. 1876 г. отказался от казенной стипендии в пользу более бедных однокурсников (Там же. 1876. С. 29-30). По свидетельству его друзей, Л. обладал «от природы живым, общительным характером, тонкой наблюдательностью и добрым, отзывчивым сердцем», а также невероятной энергией и работоспособностью ( Потехин. 1904. С. 7-8). На 3-м курсе Л. написал канд. соч. «О гражданских законах Моисея», удостоившееся похвальной оценки профессора библейской истории Ф. Г. Елеонского (Там же. 1877. С. 237-239), и получил за это сочинение денежную премию (ЖЗС. 1878. С. 202-203); неполностью работа была опубликована в ж. «Христианское чтение». Еще во время учебы Л. начал сотрудничать в академических журналах «Христианское чтение» и «Церковный вестник», не только занимаясь корректорской работой, но и публикуя свои научно-публицистические и литературно-критические статьи (более 100), включая крупный труд о ветхозаветных пророках. Окончил СПбДА в 1878 г. с ученой степенью кандидата богословия, в к-рой был утвержден митр. Исидором (Никольским) 2 июня 1878 г., и с правом защищать магист. диссертацию без дополнительного экзамена (Там же. С. 249). Как знаток англ. языка, он был назначен 7 июня 1879 г. псаломщиком в рус. православную миссионерскую церковь в Нью-Йорке (Там же. С. 30, 181). Л. не только участвовал в издании англоязычного ж. «The Oriental Church Magazine» (Журнал Восточно-Православной Церкви), посвященного преимущественно рус. церковной жизни, но и вел подробные заметки, впосл. ставшие основой комплекса статей, путевых очерков и публичных лекций. Л. старался познакомить рус. читателей с особенностями амер. религ. жизни и духовным опытом амер. народа. По его мнению, Америка - «классическая страна сектантства», ее пример показывает, «к каким результатам может повести господство личного разума в духовно-религиозной жизни, при отсутствии прочных церковных начал» (Заокеанский Запад в религиозно-нравственном отношении//ХЧ. 1886. 11/12. С. 621). Невмешательство гос-ва в религию Л. трактовал как одну из форм рационального взаимодействия с церковью, построенную на признании ее независимости (Свобода религиозной совести в Америке. М., 1881).

http://pravenc.ru/text/Лопухина.html

Август 1881 г. 1 августа После утрени. Благодарю всем сердцем Господа моего Иисуса Христа за избавление от диавольского озлобления на дьячка во время утрени при пении и чтении канона Кресту и Маккавеям из-за одного движения голоса его, что не так мотивировал слово Бога (человеком невозможно видети 79 ), как я пою обыкновенно и другие. И как сильно умертвил меня супостат этим озлоблением тайным! Я не мог успокоиться, но был в смятении, тесноте и умерщвлении во всё время пения хвалитных стихир до каждения на Слава в вышних Богу... Тут Господь за мою веру и покаяние искреннее и за упование мое непостыдное избавил от козней демонских, и я почувствовал исчезновение злобы, братское расположение к сослуживцу и мир и простор в сердце. Отпуст большой говорил спокойно и молитву Христе, Свете истинный. После обедни и крестного хода. Пред самой обедней и во время обедни в начале ее до Херувимской песни я выдержал с Божией помощью ужасную бесовскую бурю из-за пустой причины, по-видимому, именно из-за того, что настоятель не захотел прийти в церковь для крестного хода, а пожелал отправиться частным образом один в Биржевой ряд и там ожидать крестного хода; я же думал, что он и туда не придет, и негодовал и озлоблялся на него за уклонение от общения с братией и церковной церемонии, почитая это важничанием. Пред обедней и в начале ее диавол совсем меня растрепал, разбил, парализовал, и только покаянием и молитвой усердной, усиленной я едва избавился от волновавших меня помыслов касательно настоятеля и огорчения. Благодарение Господу: все напасти и беды мои силою благодати Божией исчезли, и я совершил литургию с умилением и слезами и причастился Святых Таин животворно; заамвонную прочитал всю спокойно, выразительно, отпуст тоже. Ну уж и буря была сокрушительная, ужасная! Какая причина была моего огорчения на настоятеля за то, что он не изволит идти с нами в крестном ходу? Подозрение с моей стороны настоятеля в гордости, самолюбии и необщительности, зависть его беструдности и спокойствию, на которые он обрекает себя, втягивая нас во все труды, в коих не замешан его личный интерес (но не лучше ли труд, чем бездействие? И не следует ли жалеть человека праздного, да и какой ему почет от Бога и людей?), зависть к его большому не по заслугам и трудам приходским доходу, ископленному скряжничеством богатству (о, моя глупая, земная ревность! О, глупая, дерзкая зависть! Кто я, чтобы равнять себя со старцем? И меньше ли я его получаю содержания, если считать мою гимназию?). Да, я завистлив, окаянный, и свою зависть показал сегодня и дома, когда узнал, что для детей племянниц готовится особый скоромный стол, тогда как для меня постный, невкусный, и разгневался и озлобился на жену. Вот какие во мне страсти: алчность и зависть, лакомство, чревоугодие, плотоугодие, отпадение от любви, которая есть сущность всего закона Божия, ибо любовь есть исполнение закона [ Рим.13:10 ].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Агафангел (Преображенский Александр Лаврентьевич), митр. Ярославский и Ростовский Родился 27·IX·1854– в Тульской губернии в семье священника. Первоначальное образование получил в Тульской Духовной Семинарии. В 1881 году окончил Московскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия и 15.VIII назначен учителем Раненбургского Духовного училища, а с 7.XII помощником смотрителя Скопинского Духовного училища. Потеряв после II-мecячhoй супружеской жизни разом жену и сына, он 7.III.1895 года пострижен в монашество и I0.III рукоположен в иеромонаха. 4.ΧII.1886 назначен инспектором Томской Духовной Семинарии с возведением в сан игумена. 28.II.1888 возведен в сан архимандрита и назначен ректором Иркутской Семинарии. 10.IX.1889 хиротонисан во епископа Киренского, II-ro вик. Иркутской епархии. Хиротония совершена в Иркутске в Вознесенском соборе архиепископом Вениамином Иркутским и Нерчинским и епископом Макарием Селевгинским. С 17.VII.1893 – епископ Тобольский и Сибирский. С 4.Х.1897 – епископ Рижский и Митавский. 6.V.1904 возведен в сан архиепископа. С 13.VIII.1910 – архп. Литовский и Виленский и священно-архимандрит Виленского Свято-Духова монастыря. 6.V.1912 награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке. 21.ΧII.1913 архиепископ Ярославский. В апреле 1917 года возведен в сан митрополита Ярославского и Ростовского. Как один из видных и стойких иерархов, он был избран в постоянные члены Священного Синода при Патриархе. 3 мая 1922 года Свят. Патриарх Тихон, ввиду невозможности самому управлять Русской Церковью , передал ему патриаршее пра­во и патриаршие обязанности. В том же году в конце мая митр. Агафангел лишается физической возможности управлять и Русской Церковью и своей епархией. В завещании от 25 декабря ст.ст. 1924 г. Патриарх Тихон поставил его вторым кандидатом в Патриаршие Местоблюстители. 5/18 апреля 1926 года митр. Агафангел, возвращаясь в епархию, обратился к духовенству и мирянам с особым посланием, в котором извещал их о своем вступлении в управление Русской Церковью . О том же самом он уведомил 13/26 апреля и митр. Сергия.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Алексеевка. Церковь Александра Невского. Александровский храм Карта и ближайшие объекты В 1820 году на северо-востоке слободы Алексеевки было положено начало кладбищу. В 1845 г. графом Д. Н. Шереметевым и силами прихожан при кладбище начато, а в 1860 г. почти завершено строительство церкви во имя всех Святых. В 1860 г. церковь саморазрушилась вследствие слабости грунтового основания и просчетов в выборе места. В 1869 г. было выбрано новое место на территории кладбища и начато строительство церкви во имя блгв. кн. Александра Невского. В 1888 г. строительство церкви было окончено. Ее освятил Вениамин - епископ Воронежский и Задонский. Ныне храм во имя блгв. кн. Александра Невского является памятником архитектуры. Город Алексеевка изначально назывался слободой и возник в 1685. Назван по имени первого владельца - князя Алексея Черкасского. В конце XIX в. Алексеевка - " знаменитая слобода " , являлось одним из самых людных сельских поселений России. В Алексеевке проживало 12,3 тыс. человек, а вместе с прилегающими слободами Николаевкой и Дмитриевкой 18,5 тыс. В слободах действовали 5 церквей. Нынешняя Алексеевка – небольшой, уютный городок, расположенный на берегу реки Тихая Сосна. В нашем городе, как и в любом другом, есть храмы. Каждый храм назван в честь святого. Мне хотелось бы поведать историю о храме Александра Невского. В 1820г. на северо-востоке слободы Алексеевка было положено начало кладбищу. В 1845г. графом Шереметьевым при кладбище началось строительство церкви во имя Всех Святых. В 1860г. почти оконченная церковь обрушилась в области алтаря. Причина - неправильно выбранное место. При копании могил для умерших натыкаются на остатки фундамента этого храма. В 1869г. было выбрано новое место для храма, в 200 метрах от предыдущего, и в 1881 году началось его строительство. После окончания строительства 24 мая 1888г. епископом Воронежским и Задонским Вениамином (Смирновым1829 - 1890) храм был освящён в честь святого благоверного князя Александра Невского – небесного покровителя императора Александра II

http://sobory.ru/article/?object=15613

Анна Комнина Приложения Библиография периодика ВВ – Византийский временник. ЖМНП – Журнал Министерства народного просвещения. ИРАИК – Известия Русского археологического института в Констан- стантинополе. МП – Македонски преглед. Сп БАН – Списание на Българската академия на науките. ТКДА – Труды киевской духовной академии. АА – Acta Antiqua Academiae Scientiarum Hungaricae. AB – Analecta Bollandiana. AHR – Americal Historical Review. AIPhHOS – Annuaire de Institut de philologie et histoire orientales et slaves. ARBSH – Akademie Roumaine, Bulletin de la section historique. BCH – Bulletin de correspondance hellenique. BSl – Byzantinoslavica. Byz. – Byzantion. BZ – Byzantinische Zeitschrift. ΕΕΒΣ – πετηρ ς ταιρεας Βυξαντιν ν Σποδ ν. EO – Echos Orient. Or. Chr. Per. – Orientalia Christiana Periodica. RE – Pauly-Wissowa, Real-Encyclopädie der Klassischen Altertum- wissenschaft hrsg. von W. Kroll. REB – Revue des études byzantines. REG – Revue des études grecques. ROL – Revue Orient latin. SK – Seminarium Kondakovianum. ИСТОЧНИКИ И ПЕРЕВОДЫ ИСТОЧНИКОВ 1 (сокращения) Анна Комнина, Сокращенное сказание... – Анна Комнина, Сокращенное сказание о делах царя Алексея Комнина (1087–1118), пер. под ред. Карпова, СПб., 1859. Безобразов, Документы... – Безобразов П., Документы по истории византийской империи, – ЖМНП, 265, 1889. Безобразов, Хрисовул... – Безобразов П., Хрисовул императора Михаила VII Дуки, – ВВ, 6, 1899. Васильевский, Житие св. Мелетия... – Васильевский В., Житие св. Мелетия Μиупольского, – «Православный палестинский сборник», VI, 2, СПб., 1886. Васильевский, Советы и рассказы... – Васильевский В., Советы и рассказы византийского боярина XI/ в. – ЖМНП, 215, 216, 1881. «Византийская сатира „Тимарион“» – «Византийская сатира „Тимарион“», пер. С. Поляковой и И. Феленковской, предисл. Е. Липшиц, – ВВ, 6, 1953. «Две византийские хроники» – «Две византийские хроники Χ века. Псамафийская хроника. Иоанн Камениата. Взятие Фессалоники», М., 1959. Курц, Евстафия Фессалоникийского... – Курц Э., Евстафия Фессалоникийского и Константина Манасси монодии на кончину Никифора Комнина, – ВВ, 17, 1910.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Антон Карташев. Очерки по истории русской церкви 324 Издание этой книги своевременно. Прежде не было научного руководства, даже на русском языке, которое можно рекомендовать интересующимся историей Русской Церкви. Правда, есть старые учебники Петра Знаменского (1-е издание 1871 г., которое неоднократно пересматривалось и перепечатывалось в прошлом веке) и Александра Доброклонского (в 4-х частях, 1881–93). Написанные компетентными учеными, они представляли ценность в свое время, но теперь устарели – возможно, за исключением 4-го тома книги Доброклонского, ценного за счет детального и точного указания первоисточников. Монументальные труды митрополита Макария (Булгакова) и Евгения Е. Голубинского не были завершены и тоже создавались много десятилетий назад. Макарий начал работу в 1847 г., а последний, 12-й том был издан посмертно в 1883 г. Оба издания никогда не переводились на западноевропейские языки. К тому же, нет ни одного учебника или компендиума западных авторов по этой области, исключая последнюю книгу А. М. Аммана (А. М. Ammann, S.J.), изданную в итальянской и немецкой версии и написанную с позиций католицизма. Таким образом, новая книга покойного профессора Карташева заполняет серьезный пробел в учебной литературе. Карташев был компетентным историком, человеком широкой эрудиции и больших литературных способностей. У него был свой стиль – живой, красочный, убедительный, порой несколько пышный и цветистый. Он был увлекательным лектором. Все эти качества заметны в его книге. Автор предупреждает будущих читателей, что не намерен предложить в своей книге «систему» истории Русской Церкви или создать компендиум или справочник. Для своего многотомного труда он выбрал скромное заглавие: «Эскизы» или «очерки», но книга представляет собой нечто намного большее. В действительности, система есть. Есть системообразующая идея, которая определяет и подход автора, и отбор тем и материала. Он выдвигает «тезис» для доказательства или, скорее, для приложения. Он сам говорит, что хотел ввести читателя в саму «проблематику» истории Русской Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Архиепископ Серафим (Соболев) «По великой милости Божией с 1926 года я неотлучно находился при Владыке Серафиме . За это время от него самого и от близких ему людей я слышал о многих замечательных событиях в жизни Владыки, с некоторыми из коих я хочу сегодня поделиться с вами. На могиле Владыки мы читаем слова Псалмопевца: «От чрева матере моея Ты еси мой Покровитель» (Пс. 70, 6). Слова эти оправдались в жизни Владыки с самого его рождения. Покров Божий был простерт над ним во все дни его жизни. Исконный враг нашего спасения, как бы предчувствуя, какого сильного и неумолимого противника он будет иметь в лице Владыки Серафима, пытался погубить Владыку еще в утробе матери. Его мать в страшных страданиях не могла разрешиться от бремени, и по решению врачей требовалось приступить к операции — извлечению младенца по частям, для спасения жизни родительницы. В это время мать пришла в сознание и, узнав о решении врачей, с клятвою запретила мужу допустить убийство своего младенца. После ночи, проведенной в страшных муках, при первом ударе церковного колокола 1 декабря 1881 г. в пять часов утра младенец родился сам, без всякой посторонней помощи. Тогда мать попросила: «Покажите мне мое детище, от которого я чуть не умерла», и, когда ребенка поднесли, то сказала: «Ах, какой серьезный мухтар родился!» Младенец был назван Николай, в честь св. Николая, Мир-Ликийского Чудотворца. После этого в детстве домашние называли его порой «мухтаром», и это ему очень не нравилось. Уже через много лет, будучи в Болгарии, Софию посетил епископ Маньчжурии Нестор. Он подарил Владыке книгу своих воспоминаний, в которой в главе о посещении им Иерусалима говорится, что по-арабски слово «мухтар» значит «епископ». Так, сама того не сознавая, мать сказала: «Ах, какой серьезный епископ родился». И неизвестным словом предсказала судьбу новорожденного. Из детства Владыки я расскажу вам только один случай. Когда Владыке было двенадцать лет, он учился в четвертом отделении церковно-приходской школы. Однажды учитель по арифметике объявил у доски очень трудную задачу.

http://pravoslavie.ru/30253.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010