Москва. Домовая церковь Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, святителей Московских, при б. Епархиальном училище. Карта и ближайшие объекты Недалеко от станции метро «Бауманская», в Посланниковом переулке, стоит здание под с псевдорусскими деталями фасада и пятью высокими арочными окнами. Это храм, освященный в 1899 г. во имя святителей Московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа. Еще в 80-е годы 18 в. в Посланниковом переулке, где находилось владение английского купца и банкира Якова Рованда, обосновался Английский клуб, членство в котором означало принадлежность к высшему кругу общества. Добиться избрания в этот клуб было вопросом престижа в глазах дворянской Москвы. Предполагают, что название переулка было связано именно с Английским клубом. Хотя есть и иное мнение: сам переулок стал называться Посланниковым после того, как в нем поселился прусский посланник барон Аксель фон Мардефельд. 30 мая 1799 г. Рованд продал этот участок капитану Николаю Лугинину и статскому советнику Александру Юни. Пожар 1812 г. уничтожил не только каменные палаты Рованда, но и усадьбу Орлова, где на углу с Посланниковым переулком стоял большой дворец с парадным входом и полукруглыми флигелями. Эти строения больше не возобновлялись. Участок надолго переходит в руки купцов. В 1830-1860 гг. здесь были построены небольшие жилые дома. В одном из них, в одноэтажном особняке жил знаменитый органист А.Ф.Гедике. В 1880г в переулке возводится еще одно каменное строение. 1 апреля 1881 г. Московский Кафедральный Собор Христа Спасителя покупает этот участок земли по Посланникову переулку (По документам: Лефортовская часть 1 участок под 1089, полицейский 9 по Посланникову переулку - Фонд Мосгордумы. «Об оценке владения, принадлежащего Московскому Кафедральному Собору Христа Спасителя по Посланникову переулку, д.9». По окладным книгам Городской управы владение числится за Московским Кафедральным Собором Христа Спасителя согласно купчей от 1 апреля 1881 г.). До покупки земли участка составляли 870 квадратных саженей (Опись 1874 г. Составлена 19 июня 1900 г.). Но уже по крепостным документам земли владения Московского Кафедрального Собора Христа Спасителя составляли 922 квадратные сажени (Опись утверждена 31 декабря 1914 г.).

http://sobory.ru/article/?object=02181

Н.И. Солнцев Понимание Церкви как объекта исследования в работе «История Русской Церкви» Е.Е. Голубинского Источник Статья посвящена работе Е.Е. Голубинского «История Русской Церкви» вышедшей в свет в 1880–1881 гг. Уникальность работы была в том, что в авторской концепции, объект исследования – церковь был определён как социальная институция, возникающая в обществе в процессе его эволюции. Это положение полностью перечёркивало сложившееся до этого богословское определение объекта и сближало авторскую позицию с философией позитивизма. Подобный авторский взгляд на объект исследования определил яркую концептуальную оригинальность исследования и позволил минимизировать разрыв между русской светской и церковной историей. «История Русской Церкви» Евгения Евстигнеевича Голубинского увидела свет в 1880–1881 гг. Попечительством митрополита Московского Макария (Булгакова) была опубликована первая и вторая половина первого тома этой большой работы. Судьба произведения сложилась не просто. Первая половина второго тома вышла в тираж только в 1900 и 1904 гг., спустя 20 лет после выхода первой части. Работу смело можно отнести к числу выдающихся произведений русской исторической науки. Работа поднимала множество проблем, давала сильнейший толчок для критического источниковедческого изучения, чем способствовала появлению множества работ по истории церкви. «История...» Голубинского обладала для того времени беспрецедентной научной насыщенностью, она опиралась на огромную источниковую и историографическую базу, была чрезвычайно критична и смела в выводах. Даже старое, принятое и унаследованное от предшественников, получает новый вид и неожиданное освещение. Даже сам объект исследования должен был получить новую трактовку, отличную от принятой в церковной историографии. Приступая к работе над своим сочинением, Голубинский стремится опереться на самые современные для своего времени философские схемы. Для него как для исследователя ясно только одно: его история не может походить на исторические сочинения его предшественников. Последовательно выводя церковную историю из-под влияния богословия, Голубинский пытается дать ей ту же научную основу, на которой базируется современная ему светская история. Увести историю церкви от апологетики, сделать её подлинно объективной, чистой от мифических преданий, не имеющих под собой реальной исторической основы, такой видел свою задачу автор. Исключительная сложность этого плана потребовала от историка колоссального напряжения сил в аргументации своих положений, а это, в свою очередь, определило характерную для Голубинского, весьма нестандартную, манеру подачи исторического материала в своём исследовании.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Немиров. Троицкий женский монастырь. Карта и ближайшие объекты Прежде обитель именовалась Свято-Николаевской. Есть мнение, что поначалу она располагалась в с. Монастырское или в урочище «Монастырек» с. Селевинцы. В самом Немирове обитель упоминается со 2-й пол. XVIII в. В 1780-х гг. монастырь стал женским. В 1797 г. граф Винцентий Потоцкий наделил его угодьями. Обитель содержала училище для сирот из семей церковнослужителей. В 1929 г. монастырь закрыли. Позже он вновь открылся, но в 1950-х гг. был повторно упразднен. 7 марта 1996 г. Свящ. Синод УПЦ благословил возрождение обители с названием Свято-Троицкой – по имени единственного уцелевшего храма. 9 февраля 2006 г. Свящ. Синод УПЦ утвердил в монастыре ставропигию Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины. В одном из помещений обители открыт музей ее истории. В XIX в. в монастыре возвели 3 каменных церкви – Успения Пресвятой Богородицы (1809), свт. Николая Мирликийского (главная, 1845) и Св.Троицы (1876-1881), а также 2 колокольни: большую (1873) и малую (для колокола, отлитого в память спасения царя Александра III при крушении поезда 17 окт. 1888 г.). Сохранился лишь храм Св. Троицы. Основные сооружения: церковь Св. Троицы, каменная, сооружена в 1876-1881 гг.; часовня с колодцем выстроена к 1998 г.; колокольня выстроена к 1998 г. Храм, сооруженный в монастыре. 18 мая 2006 г. Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан) совершил чин освящения крестов для этого храма. http://www.svyatyni.org.ua/ Женский монастырь был основан в Немирове в 1645 году, но в 1692 году был разрушен татарами. Польский историк А. Ролле в одном из своих сочинений писал, что Феодор Билоцкий поселился недалеко от Немирова в живописном месте, недалеко от " скита " . Монашеская жизнь на месте обители возродилась в 1783 году. Возрождаемый монастырь был назван во имя святителя Николая Мирликийского. Первые инокини поселились на месте дворца графа В. Потоцкого. В 1797 году граф официально подтвердил свое разрешение и подарил новосозданному монастырю земельные угодья.

http://sobory.ru/article/?object=26581

Николай Дар. Церковь Димитрия Солунского. Деревянная церковь. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Димитрия Солунского Год постройки:Между 2007 и 2009. Адрес: Россия, Нижегородская область, Лукояновский район, село Николай Дар Координаты: 54.894192, 44.583957 Проезд:По шоссе Н.Новгород - Саранск примерно 10 км после Лукоянова направо по указателю " Николай-Дар " Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Храм в честь великомученика Димитрия Солунского был воссоздан в 2007–2009 годах трудами и заботами уроженца села Николай-Дар Валерия Губанова. Возрождение храма осуществлялось на средства некоммерческой организации Фонд „Возрождение церкви святого великомученика Димитрия Солунского в селе Николай-Дар Лукояновского района Нижегородской области“. По архивным материалам было установлено место, где прежде стояла церковь. Так что храм в честь великомученика Димитрия Солунского возведен точно на месте старого, который был построен в 1881 году и разрушен в 1927. Над уникальным интерьером храма трудились иконописцы мастерской «Традиция» при соборе святого Александра Невского, сотрудники столярной мастерской «Благовест», мастерской художественной ковки Компания „Ковка от Волкова“, столярной мастерской города Арзамаса. Храм выстроен из дерева в древнерусском стиле, в нем установлены кованые паникадила и подсвечники. http://tv-soyuz.ru/videonews/eparhy/at2614 В селе Николай-Дар первая церковь Божией Матери сгорела в 50-х годах 19 века, другая церковь в честь великомученика Димитрия Солунского была построена в 1875-1881 гг. и разрушена в 1937-1939 гг. Архивный Фонд 5 Губернское правление – опись 1797-1918гг. 583 Лукояновский уезд. Строительство церкви с. Николай-Дар 1875г.  Фонд 3074 опись 1251 Дело о ликвидации церкви в с. Николай-Дар Лукояновского района 16 июня 1938 – 7 января 1939гг. 17 996 Нижегородский статистический комитет, 1877. В с. Николай-Даре есть мастерская для производства икон, выделываемых на фольге, посредством копченых печатей. С недавнего времени в Лукояновском уезде, в селениях Николай-Даре (оно-же Скопино), а также Тольском Майдане, явился на замен прежнего бурлачества, новый вид промышленности – торговля иконами; торговля, занимающая теперь не малое числ лиц, и обещающая еще больше развиться в будущем. Думать так, по крайней мере, заставляют те барыши, которые выручаются торговцами.

http://sobory.ru/article/?object=30778

О. Ю. Тарасов Указатель имен Краткие биографические сведения даются выборочно. Имена иконописцев выделены курсивом. А Аввакум Петрович (1620/1621–1682), протопоп, один из главных учителей старообрядчества. писатель 89, 105, 134, 148, 466, 468 Авгарь, по прозвищу Уккама (ок. 13–50), властитель Осроенского царства в Эдессе 54 Аверинцев С.С. 44, 51, 86, 108, 128, 349, 384, 433, 447, 449, 459 Авив (ум. 322), св. мученик 74, 169 Авраамий (Болгарский, ум. 1229), св. мученик 311, 379 Авраамий Галицкий (Чухломской) (ум. 1375), ученик Сергия Радонежского, святой 63, 67, 68 Агафья, святая 407 Адарюков В.Я. 80, 459 Адриан Пошехонский (ум. 1550). иконописец, святой 65, 130, 133 Адрианова-Перетц В.П. 458 Акепсим, святой 350, 355 Акимов-Сорокин Игнатий (конец XIX в.), основатель деревенской литографии во Владимирской области 429 Александр Павлович (1777–1825), император (с 1801) 107, 235, 421 Александр II Николаевич (1818–1881 император (с 1855) 235, 244, 273, 312, 350, 367, 368, 369 Александр III Александрович (1845–1894), император (с 1881) 25, 44, 184. 188, 236, 238, 244, 248, 251. 270, 271, 312, 318, 368, 386 Александр Невский (1220–1263), великий князь Владимирский, святой 240, 271, 287, 311, 312, 318, 357, 361, 379, 386 Александр Свирский (ум. 1641), святой 79, 240 Алексеев Александр (упом. в начале XV11 в.), иконописец 160 Алексей Михайлович (1 629–1676), царь (с 1645) 21. 34, 39, 77, 81, 86, 96, 100, 101, 103, 108, 109, 139, 148, 204, 206, 214, 221, 222, 241, 243, 244, 247, 249, 252, 270, 304, 305, 312, 338, 357, 360, 365, 367, 374, 384, 386, 395 Алексей, царевич (1654–1670), сын царя Алексея Михайловича 367 Алексий (ум. 1267). митрополит Московский, святой 24, 99, 188, 244 Алексий, человек Божий (ум. 411), святой 52 Алимпий (или Алипий) (ум. ок. 1114), первый известный по имени русский иконописец. инок Киево-Печерского монастыря, святой 130, 138, 139 Алоизий, святой 240 Альциат А. 347, 348, 356 Ананьева Т.А. 458 Анастасия, святая 305 Анатолий (Мартыновский , 1793–1872), архиепископ Бессарабский, духовный писатель

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

Палладий (Раев,Павел Иванович Писарев), митр. С.-Петербургский и Ладожский Родился 20 июня 1827 года в семье священника Нижегородской епархии. Первоначальное образование получил в Нижегородском духовном училище и Нижегородской духовной семинарии. В 1852 году окончил Казанскую духовную академию со степенью магистра богословия и определен учителем логики и психологии в Нижегородскую духовную семинарию, и преподавателем татарского языка. 15 августа 1856 года рукоположен во священника к Покровской церкви, Нижегородской епархии. 15 янв.1861 года, овдовев, принял пострижение в монашество. 18 февраля 1862 г. возведен в сан архимандрита. 28 авг.1863 г. инспектор СПБ духовной семинарии. 2 дек. 1864 г. ректор СПБ духовной семинарии. 18 дек.1866 года хиротонисан во епископа Ладожского. С 15 июля 1869 г. – епископ Вологодский. С 13 июня 1873 г. епископ Тамбовский. С 9 сент.1876 г. – епископ Рязанский. 12 апр.1881 года возведен в сан архиепископа. С 1881 года – почетный член Казанской духовной академии. С 21 августа 1882 г. – архиепископ Казанский и Свияжский. При нем с 15 января 1863 года в инородческих приходах разрешено совершать богослужение на инородческих языках. В ноябре 1884 года был в СПБ на съезде преосвященных. В июле 1865 года председательствовал на пастырском собрании Поволжских епископов в Казани, созванных по его инициативе для решения вопросов пастырской практики по отношению к раскольникам и инородцам. В 1886 году основал Царевококшайский Богородично-Сергиевский женский черемисский монастырь. При нем была приписана к архиерейскому дому Седмиозерская пустынь и управляющие Казанской епархией стали именоваться ее настоятелями. С 29 сент.1887 года – архиепископ Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии. В 1868 году награжден бриллиантовым крестом на клобук. 18 окт.1892 года возведен в сан митрополита с титулом митрополит С.-Петербургский и Ладожский и священно-архимандрит Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры и первенствующий член Св.Синода. 14 мая 1896 года награжден бриллиантовым крестом для ношения на митре.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Пожня. Церковь Казанской иконы Божией Матери. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Погост Пожня, от Пскова 324 версты. Входил в Торопецкий уезд Псковской губернии. Церковь Казанской Божией Матери, каменная, трехпрестольная, построена в 1714 году. Прихожан в 1876 году - 120 дворов (384 мужчины, 412 женщин), в 1879 году - 451 мужчина, 483 женщины. В 1876 году по штату положены настоятель и псаломщик. В 1879 году настоятель священник В. Макаровский. В разные годы служили: Свящ. Иоанн Тимофеевич Жемчужин. Свящ. Василий Иоаннович Макаровский - 1883. Свящ. Николай Алмазов - 04.09.1897. Свящ. Александр Шахарский 13.10.1897 - 27.05.1903. Свящ. Алексий Черепнин - 1907 - 04.11.1910. Свящ. Александр Павлович Королев 31.12.1910 - 1915. В 1913 году служили: Священник Королев Александр Павлович, псаломщик Горожанский Василий Иоаннович, церковный староста Терентьев Феодор Терентьевич. Церковь не сохранилась. По материалам: Памятная книжка Псковской губернии на 1879 год. - Псков, 1879. Памятная книжка Псковской губернии на 1881 год. - Псков, 1881. Памятная книжка Псковской губернии на 1913 год. - Псков, 1913. Официальный сайт Псковского Епархиального Управления Протокол реставрационного заседания 18 сентября 1914 г. Доложено отношение духовной консистории от 29 мая 1914 г., с проектом ремонта этой церкви, составленным инженером-архитектором А.Н. Подчекаевым, и с его же пояснительной запиской следующего содержания: " Весной 1911-го года, вследствии злого умысла, в церкви погоста Пожен Псковской губ. Торопецкого уезда случился пожар, и так как поджог был сделан ночью и пожар застал всех обывателей врасплох, то в церкви выгорело все, что было сделано из дерева, и остались лишь каменные стены со сводами, да железные решетки в окнах. Поженская церковь построена торопецким помещиком Челищевым в XVII веке из кирпича, при чем вся, в высшей степени искусная и разнообразная орнаментация карнизов, поясков, оконных и дверных наличников, в виде колонок, богато разукрашенных сандриков и пр.

http://sobory.ru/article/?object=38409

Почеп. Церковь Рождества Христова. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь сгорела в 1987 году. Сохранились остатки фундамента и ступеней, несколько сгнивших прицерковных построек, на месте алтаря установлен крест. Церковь несла следы нескольких строительных этапов. Главный объем - восьмерик на четверике с луковичной главкой на высоком глухом барабане, обшит тесом. Широкая трапезная с южным приделом (судя по сохранившимся документам, освящен в честь Николая Чудотворца) перекрыта двускатной кровлей, над южным скатом малая луковичная главка. С запада через входной прируб примыкает трехъярусная колокольня, восьмерик на четверике. Верхние ярусы восьмигранные, равной ширины, обшиты тесом, между ними карниз, завершена колоколообразным сводом и малой главкой со шпилем. Нижний ярус - четверик, рубленый в лапу. В целом церковь повторяет формы каменной сельской торопецкой архитектуры XVIII века. Погост Почеп, от Пскова 325 верст. Входил в Торопецкий уезд Псковской губернии. Церковь Рождества Христова, деревянная, двухпрестольная, построена в 1868 году. Прихожан в 1876 году - 123 двора (407 мужчин, 435 женщин), в 1879 году - 462 мужчины, 492 женщины. В 1876 году по штату положены настоятель и псаломщик. В 1879 году настоятель священник Д. Кустов. В разные годы служили: Свящ. Иаков Симеонович Суворов - зшт 1870. Свящ. Александр Алексиевич Алмазов. Свящ. Иоанн Крылов 1896 - † 10.05.1902. Свящ. Михаил Успенский 20.06.1902 - 20.04.1904. Свящ. Александр Преображенский 25.05.1904 - 29.09.1907. Свящ. Михаил Введенский 29.10.1907 - 16.05.1911. Свящ. Никандр Симеонович Гривский 06.02.1912 - 1913. В 1913 году служили: Священник Гривский Никандр Семенович, псаломщик (вакансия), церковный староста Антониев Петр Антониевич. Церковь сгорела в 1987 году. По материалам Официального сайта Псковского Епархиального Управления, материалам изданий Памятная книжка Псковской губернии на 1879 год. - Псков, 1879. Памятная книжка Псковской губернии на 1881 год. - Псков, 1881. Памятная книжка Псковской губернии на 1913 год. - Псков, 1913.

http://sobory.ru/article/?object=21420

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 8 (21) января Мученик Михаил Новоселов Мученик Михаил родился в 1864 году в селе Бабье Домославской волости Вышневолоцкого уезда Тверской губернии в семье Александра Григорьевича и Капитолины Михайловны Новосело­вых. Род Новоселовых известен с XVII века, родоначальником священнического рода Новоселовых стал священник села Покровское-Березовец Кашинского уезда Афанасий Степанов. С XVIII столетия его дети стали называться Новоселовыми по имени села, в котором они служили священниками. Прадед муче­ника Михаила, священник Алексий Новоселов, окончил Твер­скую Духовную семинарию и служил в храме в селе Посонское Вышневолоцкого уезда. Дед, священник Григорий Новоселов, также окончил Тверскую Духовную семинарию и служил в храме погоста Заборовье Вышневолоцкого уезда. Он был возведен в сан протоиерея и в течение сорока лет был благочинным; награжден тремя орденами, что давало ему право на получение дворянства. Его сын, Александр Григорьевич, не пожелал идти по духовной стезе. В 1860 году он окончил Санкт-Петербургский университет, в 1863 году женился на девице Капитолине, дочери священника села Бабье Вышневолоцкого уезда Михаила Зашигранского , ко­торый так же, как и Александр Григорьевич, придерживался весь­ма либеральных взглядов, так что, когда его внук Михаил стал увлекаться толстовством, он, ознакомившись с антицерковными трактатами Толстого, передавал последнему через внука поклон и свою радость по поводу борьбы Толстого с тем учреждением, «ко­торое он до глубины души презирает» , то есть с Церковью, заняв сторону Толстого против некоторых сурово критиковавших его архиереев. С 1873 по 1881 год Александр Григорьевич был директором Тульской гимназии и в это время близко сошелся с Толстым. С 1881 года и до конца своей жизни он был директором 4-й Мос­ковской гимназии и преподавал древние языки в старших классах. Несмотря на то, что Новоселовы были выходцами из духовного сословия, целостность православного мировоззрения была ими утрачена и вера представлялась абстрактным христианским умо­зрением, и если еще оставалась вера в Христа как в нравственный идеал, то видение православного пути к этому идеалу уже затума­нилось, и потому легко было увидеть исполнение этого идеала в светском писателе и лжеучителе.

http://fond.ru/kalendar/56/mihail/

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – апрель 2011 17 мин., 23.04.2011   1 страница обложки – портрет Заслуженной артистки России Марии Мироновой (фото Владимира Ештокина). См. беседу с Марией Андреевной Мироновой («О вере без смирительной рубашки») - в рубрике   «Интервью номера» (С.10-14).   Пролог: (на заставке – фото Сергея Степанова)   Виктор Цой. Апрель. Стихотворение, 1988 г. («Над землей – мороз,/Что ни тронь – всё лед…»)//Фома. - – апрель 2011 . – С.2. – (рубрика « Пролог »).   Содержание : С. 3.   Письма :   Письма об исповеди . Подборка писем и цитат из книг//Фома. - –апрель 2011. – С.4-6. – (рубрика « Письма »). В подборку включены:   Евангелие от Луки 15:17-20. Цитата: «Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода!..». – С.4;   Конокрад/о. Игорь. – С.4;   Священник Дмитрий Дудко (1922-2004). Цитата: «Священник стоит на исповеди как свидетель…». – С.4;   Архиепископ Иоанн ( Шаховской ) (1902–1989). Цитата: «Должно быть тяжело для вас, отец Иоанн, слушать и принимать исповеди человеческих грехов?..» Я ответил: …». – С.4;   « Я такой же, как и вы все »/ Варя , Москва. – С.4-5;   Священник Александр Ельчанинов (1881-1934). Цитата: «Мы еще не приступили к исповеди, а душа наша слышит искушающие голоса…». – С.5;   Епитимья / Настя , Москва. – С.5;   Схиархимандрит Иоанн ( Маслов ) (1932-1991). Цитата: «Исповеди не надо бояться…». – С.5;   Священник Александр Ельчанинов (1881-1934). Цитата: «Приносить духовнику надо не список грехов, а покаянное чувство…». – С.5;   Странная девушка / Аня , 30 лет, Москва. – С.5;   Гилберт Честертон (1874-1936). « Человек с золотым ключом. Автобиография ». Цитата: «Таинство покаяния дает нам новую жизнь и примиряет нас с миром…». – С.5;   Исповедь безгрешного / Олег , Беларусь. – С.6;   Книга премудрости Соломона 11:24-25. Цитата: «Ты всех милуешь, потому что все можешь, и покрываешь грехи людей ради покаяния…». – С.6;

http://foma.ru/bibliografiya-foma-4-96-a...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010