разделы   рассылка  распечатать Даниил Сидоров Консервный цех или дом новомученика? Источник:  Татьянин день Сторонники сноса строений, соседствующих с храмом в Кадашах, утверждают, что это развалины, не представляющие никакой ценности. Старые промышленные постройки во всем мире бережно перестраиваются под офисы, жилье, творческие мастерские и музеи. В Москве проще снести, чем сохранить. Колбасный цех фабрики Григорьева, связанный с именем местночтимого святого и памятью об экономическом чуде дореволюционной России, приговорен. Во время уличных столкновений защитников Кадашей с экскаваторной бригадой в прессе появились мнения, явно отсылавшие к позиции властей и застройщиков. О цехе Григорьева упоминали вскользь, как о " руинированных развалинах " какой-то " консервной фабрики " . Утверждалось, что никакой ценности они не имеют, поэтому на освободившемся месте нужно разбить сквер и не забивать людям голову поисками " исторических кирпичей " . В пику " кадашевским " плакатам, развешенным на ограде храма Воскресения Христова, на заборе фабрики Григорьева застройщик поместил свой плакат, обличающий самозваных " защитников истории " . Доказательства того, что здание действительно ценно, казалось, бездейственны – представителям " Архнадзора " и других общественных объединений оставались лишь круглосуточные дежурства. Но 9 июня в Кадаши приехали потомки купца Григорьева, о котором до того было известно крайне мало. Лидия Григорьева и её дочь Екатерина очень удивились, что фабрика прапрадеда дорога кому-то ещё кроме родственников, и рассказали, как Николай Григорьевич создавал своё производство. Здание колбасного завода купец второй гильдии Григорьев выкупил в 1878 году, когда решил развернуть собственное дело в масштабах всей страны. Колбасным производством он занимался с 1860-х: сказалось то, что девятилетним мальчиком урождённый крестьянин Угличского уезда Ярославской губернии пошёл работать подмастерьем именно в колбасную мастерскую. Реформа 1861 г. пришлась как нельзя кстати. Молодой человек выправил бумаги, получил фамилию Григорьев (по имени отца) и смог уехать на заработки в Москву. В тридцать один год, в 1876 г., он был принят в купеческое сословие. А ещё через несколько лет пустовавший фабричный корпус во 2-м Кадашевском переулке превратился в передовую фабрику с новейшим заграничным оборудованием и собственным электричеством от динамо-машины.

http://religare.ru/2_76635.html

А.В. Попов Глава 1. Прибытие святителя Тихона в Соединенные Штаты Америки § 1. Краткое житие св. Тихона: 1865–1898 годы Св. Тихон, в миру Василий Иванович Беллавин, родился 19/31 января 1865 г. в погосте Клин Торопецкого уезда Псковской губернии в семье священника Иоанна Тимофеевича Беллавина и его супруги Анны Гавриловны. С начала 1869 года семья Беллавиных жила в городе Торопце, где прошли детские годы святителя. По окончании в 1878 году Торопецкого духовного училища Василий продолжил учебу в Псковской духовной семинарии, которую в разное время закончили многие Беллавины, в том числе и о. Иоанн. В 1884 году Василия, как лучшего выпускника Псковской семинарии, отправили на казенный счет в Петербургскую духовную академию. В июле 1888 года со степенью кандидата богословия за сочинение «Кенель и отношение его к Янсенизму» 8 Беллавин В.И. вернулся в родную семинарию преподавателем основного, догматического и нравственного богословия. 14/26 декабря 1891 года 26-летний Василий Беллавин, согласно прошению, был пострижен епископом Псковским и Порховским Гермогеном (Добронравиным) в монашество с именем Тихон – в честь святителя Тихона Задонского . На следующий день в Свято-Троицком кафедральном соборе Пскова Тихона рукоположили в иеродиакона, а 22 декабря 9 1891 г. (ст. ст.) – в иеромонаха. Но недолго о. Тихон служил во Пскове, уже в марте 1892 года он был назначен инспектором в Холмскую духовную семинарию. Молодой инспектор обратил на себя внимание архиеп. Холмского и Варшавского Флавиана (Городецкого), который способствовал служебному и должностному продвижению иером. Тихона: архимандрит (5/17 июля 1892 г.), ректор Холмской духовной семинарии (16/28 июля 1892 г.) и член [председатель с 1896 года] Холмско-Варшавского епархиального училищного совета, благочинный женских монастырей епархии (1/13 октября 1895 г.). За отлично-усердную службу архим. Тихон был пожалован орденом св. Анны второй степени (1895 г.) и получил право на ношение серебряной медали в память царствования императора Александра III (1896 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

А. Г. Дунаев Святитель Марк Эффеский В настоящий сборник включены две работы свт. Марка Эфесского 1875 , как нельзя лучше соответствующие исихастской тематике, поскольку они касаются как Иисусовой молитвы, так и паламитских споров, проблематика которых всё ещё была актуальной для византийского богословия на протяжении многих десятилетий после Соборов XIV в. Комментарий к Иисусовой молитве, составленный свт. Марком Эфесским уже на закате Византийской империи на основании раннего анонимного толкования (помещенного в настоящем сборнике выше), впервые был опубликован в Венеции в 1782 г. в греческом Добротолюбии 1876 в новогреческом парафразе, местами значительно отличающемся от оригинального текста, и по дефектной рукописи (с утраченным именем Марка), однако в славянском и русском (до 1988 г.) переводах это произведение отсутствует. С новогреческого текста были выполнены и переводы на современные европейские языки: впервые (фрагментарно, с приложением обеих графических схем) на французский 1877 , затем (полностью, в составе Добротолюбия) на французский и итальянский. Русский перевод сделан с новогреческого в 1988 г. – вероятно, архимандритом Амвросием (Погодиным) 1878 . Первое (критическое) издание древнегреческого оригинала осуществил иеромонах (ныне епископ Бачский) Ириней (Булович) в 1975 г. 1879 на основании трёх рукописей 1880 . С этого текста был сделан английский перевод 1881 . Русский перевод с древнегреческого толкования свт. Марка Эфесского выполнен А. Г. Дунаевым, ему же принадлежат и сноски к переведенному сочинению (разбивка на параграфы сделана согласно переводу, Н. Констаса). Произведение свт. Марка Эфесского Силлоги(сти)ческие главы ( κεφλαια συλλογιστικ κατ τς αρσεως τν κινδυνιστν περ διακρ σεως θε ας οσ ας κα νεργε ας) было издано впервые 1849 году в качестве приложения к editio princeps Жизни во Христе св. Николая Кавасилы 1882 . Затем это издание было повторено в Лейпциге в 1899 году 1883 . Проблематика сочинения свт. Марка находится в русле проблем, находившихся в центре паламитских споров 1884 . Достаточно назвать трактаты свт. Григория Паламы О божественном единении

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/vizant...

А.К. Галкин, А.А. Бовкало Годы учения в Олонии Первая школа В 1883 году Василий Казанский, как позднее и его младшие братья, Григорий и Александр, был отдан в Каргопольское духовное училище. Затем он продолжил образование в Петрозаводске и в Санкт-Петербурге. Духовные школы этих столь различных между собой городов помогли развить воспитанные с детства религиозные чувства и зажечь в сердце юноши «пламенную ревность о распространении царства Божия на земле» 58 . Каргополь – самый древний город Олонецкой губернии – вплоть до 1920-х годов сохранял патриархальность Святой Руси. При населении, не превышавшем 3000 человек, в Каргополе имелось 7 приходов. Священник здесь окормлял не более 300–400 духовных чад, включая младенцев, и мог повседневно оказывать пастырское влияние на своих прихожан. По внутренней жизни каждый подобный приход приближался к духовному братству. На окраине города стоял женский, а за рекой Онегой – мужской монастырь 59 . Общее число каргопольских городских и монастырских церквей составляло 20, а число престолов в них приближалось к 80 60 . Городской Христорождественский собор – первый каменный приходской храм епархии – строился еще при Иване Грозном в 1552–1562 годах. Каждый месяц, а то и чаще, из него направлялся крестный ход в какую-нибудь городскую или монастырскую церковь в честь храмового праздника. На Преполовение «с крестами» обходили весь город, а водосвятия 6 января и 1 августа совершались на обоих берегах Онеги – духовенством собора и братией Спасо-Преображенского монастыря. У монастырской стены проходила дорога на Нименское... Были в Каргополе и чудотворные иконы – Нерукотворного Спаса, Казанской Божией Матери, и местночтимый родник, носивший название «Волосатый», с часовней над ним. Каргопольцы любили и берегли церковную старину, так богато представленную в храмах города. Каргопольское духовное училище было открыто в 1809 году. Попытка разместить его в Спасо-Каргопольском монастыре не увенчалась успехом, и для него отвели место в самом городе. Училищное строение долго оставалось тесным и неудобным. Назначенный смотрителем в 1878 году молодой выпускник С.-Петербургской духовной академии Яков Яковлевич Михайловский (1851 – 23 октября 1903), уроженец Олонецкой епархии, видел, что местное духовенство, содержавшее училище материально, «вполне понимает и ценит науку и, в частности, весьма сердечно относится и к требованиям современной гигиены» 61 . Был произведен сбор средств, на которые удалось приступить к сооружению для училища нового двухэтажного здания. Деревянный на каменном фундаменте дом, с огромными окнами и широкими коридорами для прогулок, игр и гимнастических упражнений, строился вблизи реки и собора. Епископ Олонецкий и Петрозаводский Павел (Доброхотов; 1 июня 1814 – 23 апреля 1900) выхлопотал в Святейшем Синоде 3000 рублей на достройку здания. Освящение училища состоялось 18 ноября 1882 года. Из собора в новый корпус был совершен крестный ход с чудотворной Казанской иконой 62 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

А.П. Орлов † С.И. Смирнов (8-го сент. 1870 г. † 4 июля 1916 г.) 4-го июля сего года Московская Духовная Академия понесла тяжелую утрату в лице скончавшегося ординарного профессора ее по кафедре истории русской церкви, Сергея Ивановича Смирнова . Покойный родился 8-го сентября 1870 года в селе Большая Брембола Владимирской губ., Переяславского уезда, в 3-х верстах от г. Переяславля-Залесского 1 . Родитель Сергея Ив. о. Иоанн Сергиевич Смирнов (+1900 г.) в течение 33 лет (с 1867 г.) служил в этом селе священником. Кроме покойного, в его семействе было еще три сына и три дочери, из которых два брата и все сестры были моложе С.И-ча. Отличительной чертой в характере о. Иоанна была его незаурядная для сельского священника любовь к книгам и к кабинетным занятиям, соединявшаяся с почти совершенным равнодушием к хозяйственно-практическим вопросам жизни. Он большую часть своего времени проводил в чтении книг, собравши у себя довольно значительную библиотеку преимущественно святоотеческого и проповеднического содержания, много занимался составлением поучений, с любовью вел церковную летопись своего прихода и даже поместил во Владимирских Губернских Ведомостях (за 1878 г.) археологическую заметку: «Надпись на кадиле в ц.с. Большая Брембола в Переяславском у.» Главная тяжесть по ведению хозяйства и воспитанию детей лежала на его супруге Анастасии Васильевне (урожденной Загорской). Это была женщина очень умная и энергичная, умело правившая не только своим домом, но отчасти и приходом, имевшая громадное влияние на своих детей, и всю свою долгую жизнь (†1914 г. в Сергиевом посаде) пользовавшаяся с их стороны исключительным уважением. Всячески изворачиваясь, она сумела при всей скудости средств сельского священника вывести в люди всех своих детей: все сыновья ее получили высшее образование, а дочери обучались в средних учебных заведениях и были устроены замуж В раннем детстве С.Ив. был флегматичным и малоподвижным ребенком, – черты, перешедшие к нему от отца. Хотя эти черты с годами значительно сгладились в нем так, что в отрочестве и юности в близком кругу своих родных и двоюродных братьев и сестер он был и бойким рассказчиком и смехотворцем, но в малознакомом обществе обыкновенно замолкал, дичился, уходил в себя. Следы такого прирожденного характера оставались в С.И. и до конца жизни. Выучившись грамоте весьма рано, он очень полюбил книги, но так как детских книг в доме почти не было, то ему нередко приходилось перечитывать свой, купленный матерью на ярмарке, букварь, несмотря на то, что все страницы его были известны ему наизусть. Несомненно, под влиянием живых воспоминаний об этой своей неутоленной жажде книг в детстве, сам С.И. впоследствии очень любил дарить детям книги и умел выбирать их со вкусом.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Авдотьино. Николо-Берлюковская пустынь. Собор Троицы Живоначальной. Троицкий собор Карта и ближайшие объекты Церковь во имя Святой Троицы была зимним храмом Берлюковской пустыни . Помимо главного престола она имела еще два - во имя святителя Николая Чудотворца Мирликийского и святого мученика Мины. Построена была в 1884 году и освящена вскоре, при игумене Адриане. Храм представляет собой монолит, прямоугольный в плане, с несколько приземистым объемом. С востока к нему примыкают три раздельные полукруглые апсиды, с запада - двухэтажная паперть. Над четырехскатной кровлей возвышается массивный барабан с высоким куполом. Основание барабана декорировано рядом килевидных кокошников. В декоративном убранстве храма активно использованы разнообразные элементы древнерусского зодчества: кокошники, стрельчатые и полукруглые арочки, перспективные порталы, аркатурные пояса, колонки из фигурного кирпича и прочее, что создает нарядный облик здания. Каждый из фасадов имеет килевидный фронтон, под которым в закругленном киоте располагались иконы. Вертикальное членение фасадов создается за счет стройных колонок, собранных в пилястры. Горизонтальное членение осуществляется несколькими рядами карнизов, перерезающих колонки. Полукруглые окна обрамлены стрельчатыми тягами, паперть оформлена в виде трехлопастного фронтона. Особую выразительность храму придают навесы крылец, украшенные фигурными подзорами и опирающиеся на литые чугунные столбики. Внутреннее пространство Троицкой церкви - восьмистолпное. Некогда здесь была устроена духовая печь. Троицкий храм представляет собой оригинальный образец культовой архитектуры периода эклектики. В конце XIX века архитекторы часто обращались к древнерусскому наследию в поисках нового образного языка, экспериментируя и перемешивая стили. Таких храмов в России достаточно много, но все-таки среди их числа церковь Святой Троицы представляется одним из интересных экспериментов в этой области. Церковь Троицы была поставлена на месте более ранней церкви, которую разобрали в 1878 году. Предыдущая церковь была, однако, примечательна тем, что в нее перенесли 16 июня 1829 года чудотворную икону " Лобзание Христа Иудою " из пекарни. С тех пор икона стала особо почитаться в обители.

http://sobory.ru/article/?object=13933

Акишин С.Ю. Биография профессора А.А. Дмитриевского (1856–1929) и обзор его письменного наследия Начальный период жизни. Среднее образование Будущий профессор родился 11 марта 1856 г. в станице Дурновской Астраханской губернии в семье псаломщика Афанасия Петровича Дмитриевского и его жены Елены Феодоровны. Отец его был малообразован и вообще, как свидетельствует сам А.А. Дмитриевский , имел слабые природные способности 1 . Однако, скорее всего, именно отцом были привиты Алексею Афанасьевичу любовь к храму Божию и благоговейное отношение к поемому и читаемому в церкви. Его мать Елена Феодоровна была наделена от природы «острым умом и сильным характером», которые Алексей, несомненно, унаследовал во всей полноте. В семье Дмитриевских было 11 человек, и она не отличалась большим достатком, иногда они влачили даже нищенское существование, что, однако, не помешало пристроить троих детей, в том числе и Алексея, в духовное училище г. Астрахани. Жизнь будущего ученого в духовном училище 2 , куда он поступил ориентировочно в 1867–1868 гг. 3 , с точки зрения быта была не самой плохой: заботливые мать и отец, несмотря на бедность, старались, чтобы у их детей было все потребное для полноценной жизни и учебы. по окончании училищного курса А.А. Дмитриевский в 1872 г. поступил в Астраханскую духовную семинарию, где он был духовно близок и пользовался покровительством двух лиц духовного звания: преподавателя и священника семинарской церкви в честь преображения господня прот. Григория Григорьевича Покровского, нередко отдававшего, по словам Дмитриевского, весь свой церковный доход в его пользу, и настоятеля Знаменской церкви г. Астрахани прот. Михаила Константиновича Здравосмыслова, чьи внимание и забота имели огромное значение в жизни Алексея Афанасьевича 4 . Именно благодаря горячим советам о. Михаила Дмитриевский укрепился в желании продолжить богословское образование в казанской духовной академии, куда и поступил в 1878 г. на церковно-практическое отделение 5 . Обучение и преподавательская деятельность в Казанской духовной академии

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Александра Феодоровна (25.05.1872, Дармштадт - 17.07. 1918, Екатеринбург), мц. (пам. 4 июля, в Соборе Костромских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе С.-Петербургских святых), императрица Всероссийская (1894-1917), супруга мч. имп. Николая II Александровича. Дочь вел. герц. гессенского Людвига IV и вел. герцогини Алисы, урожд. принцессы Великобритании и Ирландии, второй дочери королевы английской Виктории. В крещении получила имя Алиса Виктория Елена Бригитта Луиза Беатриса. Кроме принцессы Алисы в семье вел. герц. Людвига IV были дети: Виктория, Элла (буд. вел. кнг. мц. Елисавета Феодоровна), Эрнст Людвиг, Ирена. Воспитанием детей руководила мать, высокообразованная женщина, известная своей благотворительной деятельностью. Во время эпидемии дифтерита вел. герцогиня Алиса заразилась, ухаживая за больными, и скончалась в возрасте 35 лет 14 дек. 1878 г. В 1901 г. жители Дармштадта в знак благодарности установили на собранные ими деньги памятник с надписью: «Алиса - незабвенная великая герцогиня». Потеряв мать, принцесса Алиса с 6 лет жила у бабушки, королевы Виктории. При англ. дворе она получила воспитание и разностороннее образование, свободно говорила и писала на неск. языках. В семье за веселость и красоту ее звали «солнечный луч». В юности принцесса Алиса посещала лекции на философском фак-те Гейдельбергского ун-та, где получила диплом бакалавра философии. Впосл. историки отмечали теоретический ум императрицы и называли ее письма, в к-рых детально освещалось состояние рус. имп. двора и столичного Петербурга, «историческим материалом первостепенной важности» (Кизеветтер. С. 322). Культура ведения дневника и переписки отличала принцессу Алису с детства, это качество она привила своим детям. Не случайно последние представители династии Романовых, по словам историков, принадлежат «к числу лучше всего документированных в истории» (Мейлунас, Мироненко. С. 11). Кроме письменных источников сохранилось более 150 тыс. фотографий имп. семьи, в к-рой каждый имел личный фотоаппарат; известны более тысячи альбомов с фотоснимками (ГАРФ, РГАКФД).

http://pravicon.com/info-1709

(Амасийский Николай Васильевич; 6.12.1859, г. Бугуруслан Самарской губ.- 31.01.1945, мон-рь Черника близ Бухареста (по др. сведениям, г. Яссы), Румыния), архиеп. бывш. Ростовский и Таганрогский, отец свящ. сщмч. Николая Амасийского . В 1878 г. окончил Самарскую учительскую семинарию. Служил учителем, затем был псаломщиком Михаило-Архангельской ц. с. Савельевка Николаевского у. Самарской губ. 14 марта 1888 г. рукоположен во диакона к той же церкви. В 1900 г. рукоположен во иерея к Михаило-Архангельской ц. с. Давыдовка близ г. Николаевска Самарской губ. (с 1918 Пугачёв). Впосл. настоятельствовал в давыдковском храме, овдовел. В 1922 г. собранием духовенства и мирян градского и пригородного благочиний Пугачёва избран кандидатом в архиерея. В Москве, куда отправился для архиерейской хиротонии, примкнул к обновленцам. Был пострижен в монашество с сохранением прежнего имени. 9 дек. 1922 г. обновленческий «митрополит Московский» Антонин (Грановский) возглавил «хиротонию» Н. во «епископа Пугачёвского», викария обновленческой Уральской епархии. Видимо, пугачёвское духовенство в тот момент не было достаточно осведомлено об обстоятельствах рукоположения Н. Однако, когда по приезде в Пугачёв он был торжественно встречен на вокзале председателем уездного исполкома, сказавшим приветственную речь, это вызвало у народа неоднозначную реакцию. Встречавший Н. в пугачёвском Иоанно-Предтеченском соборе прот. Павел Попов во всеуслышание спросил его: «Дверьми ли входишь, владыко, или прелазишь инуде?» Вскоре прот. П. Попов был переведен из кафедрального собора в сельский приход. Священников, отказавшихся присоединиться к обновленчеству, Н. запрещал в служении, при этом, по нек-рым сведениям, осуждал обновленцев в частных беседах. Фактическое руководство Пугачёвским викариатством осуществлял уполномоченный обновленческого Высшего церковного управления прот. Иоанн Варин, а Н., по мнению знавших его лично, производил впечатление человека слабовольного, не принимающего самостоятельных решений.

http://pravenc.ru/text/2565960.html

Андрей Муравьев Муравьев Андрей Николаевич (1806–1874) – поэт, драматург, духовный писатель. Сын генерала, военного специалиста и ученого-математика Николая Муравьева (1708–1840), основателя Общества математиков, преобразованного в 1816 году в Московскую (Муравьевскую) школу колонновожатых, существовавшую до 1823 года на его иждивении. Военное поприще избрали все четверо его сыновей. Самый знаменитый из них – генерал Николай Муравьев-Карский (1794–1866) получил боевое крещение в Бородинском сражении, покорял вместе с Ермоловым Кавказ, участвовал в Русско-персидской и Русско-турецкой войнах 1826–1829 годов (Пушкин описал встречу с ним в «Путешествии в Арзрум»; сам Муравьев тоже оставил обширные «Записки»). Во время Крымской войны прославился взятием турецкой крепости Карс (1855), став Муравьевым-Карским, готов был «идти на Царьград», как и легендарный Михаил Скобелев, остановленный 19 января 1878 года в двенадцати километрах от Стамбула не турками, а пресловутым «прелиминарным договором», заключенным Россией под давлением Англии. В Отечественной войне 1812 года участвовали и два других старших брата, один из которых, генерал Михаил Муравьев (1796–1866), тоже достаточно хорошо известен в русской истории, правда, как «вешатель». Он усмирял Польские восстания 1830–1831 и 1863–1864 годов, а в 1866 году был председателем Верховной следственной комиссии, вынесшей смертный приговор первому террористу-цареубийце Дмитрию Каракозову. Но его же имя значится среди членов «Священной артели», Коренного совета и авторов Устава «Союза благоденствия». Следственная комиссия по делу декабристов расследовала не только Доказательства вины, но и невиновности. Михаил Муравьев был признан невиновным. Как и Муравьев-Карский, он оставил «Записки», ставшие не менее ценным мемуарным свидетельством эпохи. Так что младшему из Муравьевых, что называется, на роду было написано стать военным, пойти по стопам отца и братьев. Что он и сделал, поступив в муравьевскую Школу колонновожатых. В семнадцать лет он уже был гвардейским юнкером, и, по свидетельству современника, «любовь к кавалерии и звонким шпорам доходила у него до невероятности». Но к этому же времени относятся и его первые стихи. Военная подготовка в Школе колонновожатых включала только точные науки. Отец Андрея Муравьева, по его словам, «ненавидел поэзию», хотел видеть сына математиком или военным. Тем не менее в 1820 году домашним учителем к сыну он пригласил поэта-переводчика Семена Раича (Амфитеатрова), подготовившего к тому времени к поступлению в Московский университет такого же дворянского недоросля и дальнего родственника Муравьевых Федора Тютчева.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010