Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЛУБОКОВСКИЙ Николай Никанорович (6.12.1863, погост Кичменгский Городок Никольского у. Вологодской губ.- 18.03.1937, София), д-р богословия, чл.-кор. Императорской АН (1909), Болгарской АН (1929), заслуженный проф. СПбДА, историк Церкви, библеист. Почетный член КДА, КазДА и МДА, Московского и Петроградского археологических ин-тов, Об-ва любителей духовного просвещения, московского Братства св. Петра, Киевского правосл. религиозно-просветительного об-ва, действительный член Имп. Православного Палестинского об-ва, Об-ва истории и древностей российских при Московском ун-те, Об-ва прп. Нестора-летописца при ун-те св. Владимира в Киеве, Церковно-исторического и археологического об-ва при КДА и ряда др. научных и церковно-археологических об-в и правосл. братств. Род. в семье свящ. Никанора Петровича Глубоковского (1819-1866). В 2 года лишившись отца, воспитывался в семье старшей сестры Анны (1845-1922), вышедшей замуж за свящ. погоста Кобыльское-Ильинское (в 20 верстах от Кичменгского Городка) Василия Попова. По окончании местной церковноприходской школы обучался в Никольском ДУ (1874-1878), Вологодской ДС (1878-1884) и МДА (1884-1889). В МДА учился на год дольше (5 лет) - вслед. конфликта с руководством академии был уволен с 4-го курса, но в следующем году восстановлен ( Глубоковский Н. Н. По поводу письма проф. Н. И. Субботина к К. П. Победоносцеву. СПб., 1914). В 1889-1890 гг. оставлен профессорским стипендиатом по кафедре общей церковной истории под рук. проф. А. П. Лебедева для подготовки к занятию кафедры истории зап. исповеданий. Специализировался на изучении института папства и церковной истории V-VI вв. (см. отчет Г.: Журналы Совета МДА 1890 г. М., 1891. С. 128-157). С нояб. 1890 по май 1891 г. преподавал Свящ. Писание НЗ в Воронежской ДС. Н. Н. Глубоковский. Фотография. ХХ в. (ЦАК МДА) Н. Н. Глубоковский. Фотография. ХХ в. (ЦАК МДА) 5 мая 1891 г. в МДА защитил магист.

http://pravenc.ru/text/Глубоковский.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДИМИТРА (Егорова Матрона Александровна; 1810, Силистра, Болгария - 9.03.1878, С.-Петербург), прп. (пам. местн. 26 окт., 9 марта, 8 авг.), мон., основательница киевской Введенской жен. общины (см. Киевский в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-рь ). Род. в Болгарии, затем с семьей переселилась в Бессарабию, участвовала в обороне Севастополя (1855-1856), ухаживала за ранеными, была ранена в плечо и контужена, но отказалась покинуть передовую. Во время русско-тур. войны (1877-1878) устроила лазарет в своем доме, награждена 2 медалями и 2 нагрудными крестами. Мон. Димитра (Егорова). Фотография. 70-е гг. XIX в. (Введенский мон-рь в Киеве) Мон. Димитра (Егорова). Фотография. 70-е гг. XIX в. (Введенский мон-рь в Киеве) После завершения Крымской войны в сент. 1856 г. поселилась в Киеве, на ул. Рыбальской, познакомилась с митрополитами Киевскими Исидором (Никольским) , Арсением (Москвиным) и Филофеем (Успенским) , последний был особенно благосклонен к ней. Митр. Исидор в дневнике 9 марта 1882 г. записал, что незадолго до назначения митр. Филофея на Киевскую кафедру «Димитра видела во сне, что будто бы была в покоях митрополита Киевского, и навстречу ей из гостиной вышел совершенно незнакомый ей архиерей, высокий ростом, худой лицом, сутуловатый, и пригласил ее в гостиную. В то же время она передала мне об этом, и через несколько дней узнала о назначении Филофея, который совершенно соответствовал ее описанию, хотя она до этого его никогда не видела». В последние годы жизни, очевидно, по ходатайству митр. Исидора (Никольского) Егорова приняла тайный постриг с именем Димитра (в честь вмч. Димитрия Солунского), но время и место пострига неизвестны. В дневниках митрополит называл Егорову монашеским именем. 14 мая 1876 г. Д. составила завещание, в к-ром поведала о намерении создать жен. общину. В благословение общины митр. Исидор подарил Д. копию Боголюбской иконы Божией Матери (к 2007 находится в киевском Покровском монастыре).

http://pravenc.ru/text/172050.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДУБЛИН [ирл. Baile Átha Cliath, Duibhlinn, от древнеирл. Dub Linn - черная заводь; англ. Dublin], столица Ирландии, расположена в устье р. Лиффи (вост. побережье о-ва Ирландия), католич. епископская кафедра с XI в., архиеп-ство с 1152 г., англикан. архиеп-ство с 1536 г. V-XII вв. Кафедральный собор Св. Троицы. XII-XIV вв., 1871-1878 гг. Кафедральный собор Св. Троицы. XII-XIV вв., 1871-1878 гг. Согласно позднему преданию, во 2-й пол. V в. св. Патрикий (Патрик), «апостол Ирландии», крестил местное население в водах источника в устье р. Лиффи. В нач. VI в. прп. Моби († 545) основал монастырь Глас-Ноден (ныне Гласневин). Основание мон-ря Сорд (ныне г. Сордс, предместье Д.) приписывается прп. Колумбе , мон-ря Финнглас (древнеирл. Findglas; ныне Финглас в черте Д.) - прп. Каннеху . Одним из самых крупных поселений на территории совр. архиеп-ства было «церковное поселение» Глен-да-Лоха (ныне Глендалох) в горах Уиклоу, основанное на месте подвигов отшельника прп. Коэмгена (Кевина; † 617 или 621). В VII-VIII вв. появились поселения в Клуан-Долкан (ныне Клондалкин) и Тамлахте (ныне Таллахт). В Глен-да-Лоха, Сорде, Тамлахте, Финнгласе находились епископские кафедры. Сохранились сведения о существовании древней ц. Келл Михан на месте совр. ц. св. Микана в Д. Согласно поздней традиции, на месте средневек. Д. находилось 4 церкви «кельтского» периода, что подтверждается археологическими данными только в отношении собора св. Патрикия, по легенде воздвигнутого на месте крещения святителем местного населения,- близ собора были обнаружены каменные плиты с высеченными изображениями креста. С 30-х гг. IX в. в долину р. Лиффи неоднократно (в 833, 837, 841) вторгались скандинавы, разорившие ряд поселений. В 917 г. предводитель дат. викингов из Нортумбрии (Сев. Англия) Ситрик восстановил Д. В 944 г. город был разорен Конгалахом, князем Южных И Нейл, после чего господство над Д. стало рассматриваться как одна из прерогатив верховного правителя острова («короля Темры»).

http://pravenc.ru/text/180517.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Неофит (Любимов). Фотография. Нач. XX в. Порфирьевич Любимов (12.01.1846, с. Мордовские Липяги (Таборы) Самарского у. и губ.- 30.10.1918, Москва), сщмч. (пам. 17 окт., в Соборе Симбирских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), прот. Род. в семье диакона. Окончил Самарское ДУ и Самарскую ДС. В 1870 г. поступил в КДА, которую окончил в 1874 г. со степенью кандидата богословия. 27 июля 1874 г. Н. был назначен в Симбирскую ДС на должность преподавателя гомилетики, литургики и практического руководства для пастырей. После сдачи пробных уроков Н. был определен на кафедру словесности, истории лит-ры и логики при семинарии. Также в 1874-1878 гг. он преподавал русский язык и гражданскую историю в Симбирской военной гимназии. В 1876-1878 гг. состоял преподавателем рус. языка и гражданской истории в Симбирском епархиальном жен. уч-ще. Преподавал гражданскую историю, словесность и педагогику в Мариинской жен. гимназии г. Симбирска в 1874, 1875, 1880, 1885 гг. 17 янв. 1879 г. утвержден в чине коллежского асессора, 2 дек. 1881 г. произведен в чин надворного советника. 2 июня 1882 г. утвержден в должности члена педагогического собрания семинарии. 24 окт. 1884 г. назначен членом педагогического распорядительного собрания правления семинарии. 17 авг. 1885 г. Н. был определен законоучителем и инспектором классов Симбирского епархиального жен. уч-ща и настоятелем училищной домашней Богородице-Введенской ц. 8 сент. 1885 г. рукоположен во иерея. В епархиальном уч-ще наряду с Законом Божиим Н. преподавал дидактику и педагогику. Состоял членом строительного комитета при епархиальном уч-ще с 18 сент. 1886 по 15 дек. 1889 г., руководил постройкой здания для классов, общежития для воспитанниц, бани, больницы и др. 29 авг. 1889 г., согласно прошению, уволен с должности преподавателя семинарии и приступил к работе в епархиальном жен. уч-ще в должности законоучителя и инспектора классов. С 20 июля по 20 окт. 1898 г. состоял председателем Комиссии по выработке правил для письменных упражнений.

http://pravenc.ru/text/2564960.html

Митрополит Серафим (Чичагов) 11 декабря 2012 года исполнилось 75 пет со дня мученической кончины святителя Серафима (Чичагова). На вопросы корреспондента Радио «Подмосковье» Дарьи Денисовой отвечает президент Благотворительного Чичаговского фонда Владимир Юлиным. - Что известно о духовной жизни священномученика Серафима Чичагова до принятия им священного сана? Он с детства был воспитан в духе почитания православной веры, несмотря на настроения, царившие в светском обществе, или все-таки война перевернула что-то в его душе? Быть может, это естественный путь для русского офицера? Снискал ли он себе неуважение, непонимание этим поступком? - Леонид Михайлович Чичагов в детстве отличался необыкновенной религиозностью. Раннее сиротство — смерть отца в 1866 году — потрясло десятилетнего Леонида и побудило его ещё больше искать утешения в религии. Находясь в Преображенском полку, куда Чичагов поступил по окончании образования, он удивлял своих сослуживцев своей религиозностью. Например, он соблюдал все посты, хотя в армии, согласно указу Петра I, соблюдение постов не было обязательным. Оказавшись деятельным участником основных событий русско-турецкой войны 1877-1878 гг., будущий святитель глубоко переживал многие извечные вопросы человеческого бытия. Тема духовного смысла жизни и смерти, тема нравственного смысла страданий и самоотвержения, раскрывшаяся перед ним в подвигах русских воинов, наконец, тема деятельной жертвенной любви к ближним- эти темы стали впоследствии важнейшими побудительными причинами для его серьезных религиозных размышлений. Промысел Божий, который уберёг поручика Чичагова от смерти и ранений на поле брани, привёл его в 1878 г. к встрече в Петербурге с кронштадтским соборным протоиереем Иоанном Ильичом Сергиевым, вошедшим в историю под именем отца Иоанна Кронштадтского. Отец Иоанн разрешил многие духовные вопросы молодого офицера и стал для него непререкаемым авторитетом, его духовником, с благословения которого он принимал многие жизненные решения на все последующие годы. Так, он выполнил указание отца Иоанна Кронштадского и стал священнослужителем.

http://pravoslavie.ru/58130.html

Москва. Церковь Троицы Живоначальной в Останкине. По образцу церкви в 1868-1871 гг. архитектором Н.Л. Бенуа построена церковь Тихвинской иконы Божией Матери в с. Высокое Смоленской области Карта и ближайшие объекты Церковь Троицы Живоначальной в усадьбе Останкино: история, архитектура, аналоги Возведение храма шло поэтапно В 1677 году князь Михаил Яковлевич Черкасский, бывший в то время владельцем усадьбы Останкино, женился на дочери богатого боярина Якова Николаевича Одоевского В честь этого события было решено выстроить в усадьбе большой каменный храм вместо деревянной Троицкой церкви, существовавшей здесь с середины XVI века. Челобитная князя о постройке церкви датируется 15 сентября 1677 года. На первом этапе были возведены основные объемы: самого храма и двух боковых приделов, заложены галерея и три крыльца. 8 февраля 1683 года произошло освящение северного Тихвинского придела, 1 августа 1691 года – южного придела во имя св. Александра Свирского. Главный престол во имя Живоначальной Троицы освятили 3 июня 1692 года, а немного позже, на втором этапе, завершилось строительство галереи и крылец. Третий этап – возведение над западным крыльцом нарядной колокольни Колокольня Троицкого храма первоначально была увенчана шатром. Между 1739 и 1754 годом изящный шатер был заменен на иное – двухъярусное завершение. Своим внешним видом оно напоминало надвратное сооружение храмового комплекса в Толчковской слободе Ярославля. Возможно, новые владельцы усадьбы (в 1743 году она перешла во владение графа Бориса Петровича Шереметьева в качестве приданого его супруги – княжны Варвары Алексеевны Черкасской), решили обновить завершение колокольни, когда шатер обветшал. С течением времени новое завершение колокольни, крыльца и галереи храма постепенно приходили в негодность, и их разбирали. Довольно долго останкинская церковь стояла в несколько «разоренном» виде. До 1878 года колокольня, южное крыльцо и паперть не имели никаких завершений В 1878-1880 годы была проведена полная реставрация храма. Работами руководил известный архитектор и реставратор – Николай Васильевич Султанов – знаток русского искусства и архитектуры. Помогал ему архитектор Н.В. Серебряков. Николай Султанов констатировал плачевное состояние церкви и многочисленные поздние переделки в ее архитектуре и интерьере Он предложил вернуть колокольне шатровое завершение, восстановить южное крыльцо, паперть и некоторые обветшалые наличники и фрагменты изразечного убранства В ходе работы над проектом архитектор тщательно изучил все известные аналоги московской и ярославской архитектуры и выполнил все необходимые чертежи. К 1880 году работы по ремонту храма были завершены.

http://sobory.ru/article/?object=03622

Москва. Часовня Александра Невского и иконы Божией Матери " Знамение " . Памятник-часовня Гренадерам, павшим под Плевной Карта и ближайшие объекты Часовня-памятник гренадерам, павшим в бою под Плевной, была построена по инициативе Московского Археологического общества на добровольные пожертвования оставшихся в живых гренадеров - участников Плевненского сражения. Строительство памятника было поддержано всем русским обществом, воспринимавшим Русско-турецкую войну 1877-1878 годов как свой священный долг защиты братских единоверных народов. Открытие Плевненской часовни состоялось 27 ноября 1887 года, в день десятилетия героической битвы под Плевной. Автором проекта стал известный академик архитектуры В.О. Шервуд. Внутри часовня была украшена богатым керамическим декором, сплошь покрывающим все поверхности. У главных образов - святых Александра Невского, Георгия Победоносца и святителя Николая Чудотворца - горели неугасимые лампады. Облик шатровой часовни напоминает храмы XVI-XVII вв. Восьмиугольное в плане сооружение возведено из чугунных блоков на гранитной основании. Нижняя часть - восьмигранная часовня; на ней - такой же восьмигранный шатер, суживающийся кверху. Шатер увенчан короной в виде шапки Мономаха и завершен восьмиконечным крестом. Под бронзовым крестом, венчающим памятник, выделяется полумесяц как символ победы православного воинства над мусульманами - поработителями болгарского народа. Часовня украшена литыми барельефами из цинка, выполненными Шервудом. Первоначально памятник был полихромным. Крест, кокошник и главки были позолочены; шатер, двери и другие детали был окрашены под позолоту, горельефы были покрыты медью. Внутри в часовне был установлен майоликовый иконостас. Интерьер украшали цветные витражи по рисункам Шервуда. Пол был сделан из разноцветных граненых камней. Внутри находились бронзовые плиты с именами погибших гренадеров: 18 офицеров и 542 солдат. На внешних сторонах памятника были сделаны надписи: " Товарищам гренадерам, павшим в бою под Плевной 18 ноября 1877 г. " и " В память войны 1877-1878 гг. Плевна, Карс, Аладжа " . Перед входом в памятник-часовню были поставлены чугунные тумбы с надписями " В пользу увечных гренадер и их семейств " , и на этих тумбах до 1917 г. стояли кружки для пожертвований.

http://sobory.ru/article/?object=01968

Никола-Высока. Церковь Спаса Преображения. Карта и ближайшие объекты Преображенская церковь построена в 1820 году. Год закладки 1813. Имеет три престола: в летнем большом здании- Преображения Господня, в зимнем здании - святого Николая и Архистратига Михаила. Преображенская церковь построена на тракте Москва - Санкт-Петербург, который проходил через Ярославскую, Тверскую, Вологодскую губернии. В перечисленых губерниях за государственный счет и пожертвования народа были воздвигнуты похожие храмы в честь победы в Отечественной войне 1812 года. До сегодняшнего дня они сохранились и действуют. Преображенская церковь действовала до 1939 года. После была закрыта и использовалась как склад и зернохранилище. Иконы и утварь частично были переданы в село Чамерово в церковь Казанской Божией Матери. В 1992 году община Преображенской церкви была воссоздана и храм открыли для богослужения в летнее время. Церкви принадлежало 2 дома для священников, церковно-приходская школа, 2 амбара, лавка. Церковной земли: усадебной 3 десятины, пахотной и сенокосной 82 десятины и 530 саженей. Клир был определен 2-мя священниками, дьяконом, 2-мя псаломщиками. Приход состоял из 450 дворов, 1459 мужчин и 1625 женщин. Церкви принадлежало 5 часовен: 1. Вблизи деревни Филиппова, Святой Мученицы Параскевы, деревянной постройки 1849 года. 2. В деревне Башкино, мучеников Флора и Лавра, деревянной постройки 1849 года. 3. В деревне Мосеевской, святых Косьмы и Домиана, деревянной постройки 1850 года. 4. Вблизи деревни Дюдиковской Поповки, Нерукотворного Спаса, деревянной постройки 1878 года. 5. Между Новым и Каменкой, Казанской Божией Матери, деревяной постройки 1878 года. Данные часовни не сохранились. И. Добровольский " Тверской епархиальный статистический сборник " . Тверь 1901 год, с. 165. Техническое заключений от 1992 года: Отдел архитектуры и градостроительства города Твери в 1992 году произвел обследование Преображенской церкви села Никола-Высока, Весьегонского района, Тверской области. Результаты обследования показали:

http://sobory.ru/article/?object=13539

Новая Чигла. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь Церковь. Не действует.   Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы Год постройки:Между 1802 и 1878. 1802 - главный храм и часть трапезной, 1868 - колокольня, 1878 - остальная часть трапезной. Адрес: Воронежская область, Таловский район, село Новая Чигла, ул. Ленинская Координаты: 51.22252, 40.478365 Проезд:по автодороге Анна - Таловая - Н. Чигла Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты До настоящего времени официально руины церкви, стоящие в селе уже более восьмидесяти лет, не взяты на учет как памятник архитектуры, хотя, на наш взгляд, вполне обладают признаками объекта культурного наследия. В Новой Чигле датой основания села считают 1740 год. Тогда на берега реки Чиглы – левого притока Битюга, протекающего по центру Среднерусской возвышенности и впадающего в реку Дон, – по царскому указу прибыли переселенцы из дворцовой Хатунской волости, расположенной на юге Московской губернии. В те времена там отмечалось большое безземелье, а Битюцкий край исстари назывался «золотым дном»: здесь было много свободных земель, богатых черноземом, леса изобиловали разнообразной дичью, а необозримые девственные степи и приречные луга, служившие прекрасными пастбищами, предоставляли большие возможности для развития скотоводства и земледелия. В то далекое прошлое уходит и история местной чигольской церкви. Сведений о жизни села в XVIII веке сохранилось мало, однако последние историко-архивные и историко-библиографические исследования позволяют высказать предположение, что уже изначально посвящение нашей церкви было Покрову Пресвятой Богородицы, по названию той церкви, которая была на прародине переселенцев. Это предположение о привезенном из Хатунской волости названии церкви в какой-то мере подтверждает факт, найденный недавно в архивных документах Московской духовной консистории: в 1746 году «поп Игнатий Иванов Покровской церкви села Мышенского Хатунской десятины Московского уезда», был направлен во вновь поселенную Битюцкую волость с вывезенными туда крестьянами. Вполне допустимо, что служителя культа отправили к его бывшим прихожанам, где, впрочем, ко времени его приезда небольшая деревянная церковь уже была построена.

http://sobory.ru/article/?object=59973

Папство и буржуазное общество (1878-1958) Е. Гергей. История папства Отход папства от прошлого и подключение его к историческому «сегодня» произошли во время понтификата Льва XIII. В последней трети XIX века папа осознал необходимость и возможность новой политики «разрешения и связывания». Идейной идеологической основой позднего сближения церкви, папства с деформированным за счет внутренних противоречий буржуазным обществом был неотомизм. К концу века папа успешно вывел церковь из изоляции. Это стало возможным благодаря историческому процессу, происходившему в последней трети XIX века, в результате которого усилились консервативные силы в ущерб радикальным, демократическим и либеральным направлениям. В буржуазном обществе укрепилась готовность к отказу от прежнего лаицизма и к соглашению с клерикализмом. Таким образом, папство вновь стало духовной мировой державой и вследствие этого могло превратиться в важный фактор международной политики, хотя этому в течение полувека препятствовала его враждебная позиция по отношению к итальянскому национальному государству. Позднее подключение к буржуазным преобразованиям носило критический характер. Программу преодоления опасностей, вытекающих из «нового связывания», выдвинул Пий X, первый папа XX века и последний святой среди пап. Однако наряду с важными пастырскими последствиями внутреннего реформирования церкви в идейно-политической области наступил регресс. Папство снова стало нетерпимым по отношению к современным теологическим и христианским политическим тенденциям, стремившимся ускорить реальное обновление. В бурные годы первой мировой войны (1914-1918) папство, несмотря на все свои попытки, не смогло оказывать никакого влияния ни на воюющие стороны, ни на завершившую войну Парижскую мирную конференцию. В период революционного кризиса, развернувшегося в мировом масштабе под влиянием Октябрьской социалистической революции в России, новый папа, Бенедикт XV, понял, что для устранения этой опасности, грозившей и консервативной церкви, следует открыть широкую дорогу направлениям, мобилизующим народные массы, организованные в христианско-демократическое и христианско-социальное движения.

http://sedmitza.ru/lib/text/441689/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010