Воскресенский храм (Ашитково) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Воскресенский храм построен в 1878 году по проекту архитектора В.О. Грудзина на средства купца Платона Ивановича Балашова, который истратил на стройку все свое состояние. На крышу и колокола уже собирали по людям. Содержание История [ править править код ] Первые упоминания о Церкви Воскресения Христова с. Ашитково мы находим в разрешении на строительство новой каменной церкви, полученном в конце 1874 года из Москвы «от Архиерейского управления». Строительство церкви было начато в 1875 году по проекту архитектора В.О. Грудзины на средства и «иждивением купца Платона Ивановича Балашова» и закончено в 10 декабря (ст. ст.) 1878 года, полным освящением построенной церкви Преосвященным Амвросием епископом Дмитровским, викарием Московским. Потомственный почётный гражданин, купец 1-ой гильдии Платон Иванович Балашов, устроитель храма долгое время был безсменным старостой храма. «Умер от простуды (80 лет) 13 октября (по ст. стилю) 1915 года и похоронен при церкви». Позже, церкви приписана домовая церковь при имении графа Ламздорфа, при с. Ашитково во имя Вознесения Господня. По метрическому описанию 1887 года церковь Воскресения Христова с. Ашитково: «Кирпичная с белокаменным цоколем и деталями, она оштукатурена и побелена. Архитектура здания сочетает каноны классицизма с формами псевдорусского стиля». По другим сообщается, что «основу объёмной композиции составляет невысокий (до 14 м внутри) квадратный четырёхстолпный храм с центральной апсидой», боковыми фронтонами, двускатной ломанной, с ендовами, крышей, окрытой металлом и «глухим пятиглавием, образованным деревянными каркасными барабанами с железной обшивкой». «Гранёные луковичные главы усложнены декоративными рёбрами» и орнаментом. «Коробовые и парусные, пониженные в закрестовьях (до 9 м) своды варьируют крестово-купольную систему». «Обширный притвор соединяет храм с трёхъярусной столпообразной, более 40 метровой каменной колокольней, «массивная глава которой перекликается с верхами.

http://azbyka.ru/palomnik/Воскресенский_...

Глава 1. Родословие Смарагда (Крыжановского) 1 Представляется невыясненной генеалогия архиепископа Смарагда и его рода – Крыжановских. В данном отношении несомненно, что этот архипастырь был (второй) сын священника Михайловской церкви в селе Великой Березянке, Таращанского уезда, Киевской губернии, Петра Михайловича Крыжановского и жены его Анны Васильевны (священнической дочери), родился в 1796 году 9 марта, в воскресенье, и наречён при крещении 10 числа 2 Александром в честь одного из воспоминаемых 9 марта сорока Севастийских мучеников, как имя другого – Смарагда – он получил 29 августа 1819 года (в пятницу) при пострижении в монашество. Но кто и какой крови были его предки, – это поныне не разгадано с определённостью. Здесь существует твёрдое и распространённое убеждение, что данная фамилия Крыжановских была еврейского происхождения. Эта мысль является настолько традиционной и прочной, что должна служить точкой отправления и предметом проверки в рассматриваемом вопросе. В подкрепление этого тезиса обыкновенно выдвигают само-свидетельство Смарагда. Так, С.Д. Карпов во введении к «Запискам И.С. Жиркевича» голословно сообщает, будто Смарагд «о происхождении своём никогда не говорил и избегал этого разговора», но раз – по поводу ссылки известного Иосифа Семашки на своё дворянство – резко возразил: «ничего тут нет удивительного, что вы, владыка, из дворян, да попали в архиереи; а вот мой дед был еврей, бабка с голоду жевала пырей, отец – иерей, а я – архиерей» 3 . Такое крылатое изречение через (случайное) посредство «Волынских Епархиальных Ведомостей» (1878 г., 11, стр. 452 прим.) попало в ежемесячный сборник «Древняя и новая Россия», где † П.А. Гильтебрандт усомнился в его истинности, полагая, что «это было сказано для красного словца, и рифма требовала обратить деда в еврея» (1878 г., 11, стр. 259). Вскоре, однако, г. Лев (Степанович) Мациевич внёс существенную поправку, которую П.А. Гильтебрандт опубликовал (ibid. 1879 г., 2, стр. 166) в следующем виде: «Отец г. Мациевича, воспитанник Старой Киевской Академии, 83-летний старец-священник, ещё доселе (тогда) здравствующий (здравствовавший), очень хорошо знал Смарагда по Киеву, а также его отца и брата.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Декабрь 1878 года 1 декабря. Благодарю Тебя, Боже прещедрый, за щедрый промысл Твой о нищих, ибо Ты чудно послал мне чрез благую рабу Твою Стефаниду двести рублей сразу, чего, кроме случая с Павлом Алекс. Дмитриевым, давшим пятьсот рублей, никогда не бывало ранее и после того. Дай, Боже, мне быть щедрым. Благодарю Господа за величайшее по благости Его избавление от страшной тесноты вражией, постигшей меня за нелюбовь и презрение к некоторым нищим, часто просящим у меня: я подал им с огорчением и как бы насмешкой по копейке серебром, тогда как другим дал по пять копеек и более. Довольно долго держал меня враг бесплотный в своих железных лапах, но когда я припал несколько раз в покаянии к престолу у Покрова, Господь державно избавил меня от смерти душевной и от затворения во ад, и я спокойно служил всю литургию. Вечер. Благодарю Господа, сподобившего меня в час сей великой милости Своей: прощения грехов скупости, маловерия, смеха, озлобления, суровости относительно нищих. Девочку малую и одного мужчину лет двадцати я совсем отринул и отвел с досадою в сторону, чтоб не просили меня. А сказал Господь: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне [ Мф.25:45 ]. Согрешил пред Господом и человеками, не помиловав человеков, имея возможность помиловать, – прости, Господи! В церкви во время вечерни поддался истерическому смеху по легкомыслию и бесстрашию, когда увидел повалившимся на ступенях сторожа Прокопия. Долго не мог удержаться от смеха. Так-то я благоговею пред лицем Божиим! О, окаянный, бесстрашный я! Каюсь, обвиняю, осуждаю себя! Сейчас Господь сотворил со мною великую Свою милость, приняв мое покаяние искреннее в злобе и ругательстве моем игумена Веркольского монастыря Феодосия, сделавшего великую неправду с моим зятем и сестрою замужнею, и в жестокосердии и скупости относительно нищего. Господь даровал мне мир и простор сердца после смятения и тесноты сердца и разжжения злобы диавольской. Господи! Благодарю Тебя, избавившего меня в час сей от подавлявшего меня уныния, малодушия, раздражения на епархиальное начальство Архангельской епархии за великую обиду, причиненную зятю и сестре моей перемещением их в худший приход Шенкурского уезда. Крепко милосердие Твое паче всякой крепости злобы диавольской, ищущей поглотить нас. Вот в час сей я испытал на себе злобу диавола, который жег меня адским огнем, теснил ужасно, омрачал меня, волновал, уничижал. Но когда я воззвал к Нему о помощи, осудив себя за безумство, нерассудительность, отчаяние, то Он тотчас спас меня.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Желнино. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Благовещенская церковь; Желнинская церковь Карта и ближайшие объекты Храм Благовещения Пресвятой Богородицы построен в 1878 году купцом первой гильдии Степаном Петровичем Солиным. Освящен в 1879 году.В храме освятили три престола: главный - во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, а также во имя Архистратига Михаила, Святителя и Чудотворца Николая. В прошении, адресованном купцом Преосвятейшему епископу Нижегородскому и Арзамасскому в 1879 году, говорится: " Крайне скорблю об уклонении от православия некоторых своих же собратий и в предотвращении большего уклонения выразил я сильное желание поставить этому преграду через построение в нашей деревне Церкви Божией " . С дозволения владыки были перенесены в Желнинский храм древние иконы из Макарьевского Желтоводского монастыря. Храм был закрыт и разорен в 1937 году. Богослужение возобновлено в 1988 году. Храм Благовещения Пресвятой Богородицы в селе Желнино - один из старейших в Черноречье. " Намоленный " , - уважительно говорят о нём верующие. Возведённый в 1878 году " тщанием прихожан и усилиями " купца первой гильдии Степана Петровича Солина, спустя без малого 140 лет впечатляет своим грандиозным видом. Его автор - безвестный епархиальный архитектор. Храм виден с любой точки обозрения и своей монументальностью производит довольно яркое впечатление. Достойно решены детали здания, выполненные в псевдорусском стиле, получившие распространение в русской архитектуре в конце XIX столетия. Отличительная особенность храма в том, что всё здание возведено в т. н. " кирпичном " стиле, когда главный строительный материал - кирпич - несёт на себе ещё и декоративные функции. Церковь в Желнине была построена на три года раньше, чем возведённый в Нижнем Новгороде собор в память Александра Невского на Стрелке (1881 год, архитектор Р.Я. Килевейн). Сооружения имеют схожие черты: появились они в пору стремления продолжения национальных форм русской средневековой архитектуры. За их основу была принята идея пятиглавия, но с заменой купольного покрытия шатрами как народным и старинным архитектурным элементом.

http://sobory.ru/article/?object=02944

Заборье. Церковь Богоявления Господня (Георгия Победоносца). Богоявленская (Георгиевская) церковь Церковь. Не действует.   Престолы: Илии Пророка , Георгия Победоносца , Богоявления Господня Архитектурный стиль: Барокко Год постройки:1780. Адрес: Россия, Архангельская обл., Ленский р-н, с. Заборье Координаты: 61.941661, 48.448892 Проезд:Находится в северной части крупного острова на р.Вычегда, летом попасть можно только по воде. Ближайший населенный пункт - п.Гыжег на правом берегу Вычегды, на а/д Яренск - Котлас (строящаяся). Церковь можно разглядеть с возвышенного уч-ка трассы в р-не д.Малая Толша, а также сквозь деревья с нескольких точек на правом берегу правого рукава Вычегды Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Шеномский приход Вологодская губерния - Яренский уезд Современное местоположение: Ленский р., Архангельская обл. В сотной с писцовых книг И.Г. Огарева и подъячего Ф. Юрьева 1585-1586 г.г. упоминается погост Шоном, на погосте - церковь во имя прор. Илии и церковь во имя вмч. Георгия. " А в церкви Ильи пророка государево поставленье в киоте образ Николы чюдотворца, а у него на верхнем поле писан Деисус, а по сторонним полям писаны угодники на золоте, да у чюдотворца ж Николы цаты серебряны золочены… " Материалы по истории Европейского Севера СССР. Северный археографический сборник. - Вып.1. - Вологда, 1970. - С.453 В 1780 г. построена каменная церковь. Престолы: в честь Богоявления, освящен в 1820 г.; в честь Пророка Илии, освящен в 1816 г.; в честь вмч. Георгия, освящен в 1785 г. Существовала часовня, в которой по временам находились две особенно чтимые иконы: Божией Матери Владимирской в серебряной ризе и свт. Николая Чудотворца - в медной ризе. В описи церковной они значились с 1812 г. Возвращены были в церковь в 1878 г. Вместо ветхой деревянной часовни была построена новая, по указу Вологодской ДК от 7 апреля 1878 г. Часовня в д. Княжинье, построена в 1898 г. (приписана к Ошлапецкой церкви?). Священник: Иоанн Павлов 1585-1586 г.г. Дьячок: Богдан Лукин 1585-1586 г.г. Пономарь: Кирилл 1585-1586 г.г.

http://sobory.ru/article/?object=10617

Закрыть itemscope itemtype="" > Александр III: Император и человек 19.11.2008 757 Время на чтение 18 минут ДОСЬЕ Время и место рождения: 26 февраля 1845 года, Царское Село. Время и место смерти: 20 октября 1894 года, Ливадия. Вероисповедание: православное. Родители: отец - цесаревич Александр Николаевич (с 1855 года - император Александр II); мать - цесаревна Мария Александровна (с 1855 года - императрица). Образование: домашнее, полный курс гимназии и Военной академии. Особые интересы: история, военное дело, русская литература. Владение иностранными языками: французский (отлично), немецкий и английский (хорошо). Культурные пристрастия: творчество поэта М. Ю. Лермонтова, писателя Ф. М. Достоевского, композитора П. И. Чайковского, коллекционирование живописных полотен русских художников. Общественное положение: великий князь, с апреля 1865 года - наследник престола, цесаревич, с 1 марта 1881 года - Император Всероссийский. Особые заслуги перед Отечеством: участие в Русско-турецкой войне 1877-1878 гг., управление империей в 1881-1894 гг. Воинское звание: генерал-лейтенант. Знаки отличия: все высшие награды России и ордена почти всех европейских стран. Особо же чтимая награда - Георгиевский крест 2-й степени, полученный за мужество в военной кампании 1877 года. Семейное положение: женат (1866) на Марии Федоровне (1847-1928), урожденной датской принцессе Марии-Софии-Фредерике-Дагмар, принявшей в 1866 году православие. Дети: Николай (1868-1918), Александр (1869-1870), Георгий (1871-1899), Ксения (1875-1960), Михаил (1878-1918), Ольга (1882-1960). ЗАБЫТЫЙ ГОСУДАРЬ Он находился на престоле тринадцать с половиной лет и умер сорока девяти лет от роду, заслужив еще при жизни звание царя-миротворца, так как за время его правления ни капли русской крови не пролилось на полях сражений… Вскоре после его кончины историк В. О. Ключевский заявил: «Наука отведет Императору Александру III подобающее место не только в истории России и всей Европы, но и в русской историографии, скажет, что Он одержал победу в области, где всего труднее добиться победы, победил предрассудок народов и этим содействовал их сближению, покорил общественную совесть во имя мира и правды, увеличил количество добра в нравственном обороте человечества, ободрил и приподнял русскую историческую мысль, русское национальное сознание, и сделал все это так тихо и молчаливо, что только теперь, когда Его уже нет, Европа поняла, чем Он был для нее».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/1...

Иеросхимонах Александр, затворник Гефсиманского скита (1810–1878) Старец Александр (Стрыгин) положил начало своей монашеской жизни в Оптиной пустыни, где вместе с будущим преподобным Амвросием Оптинским проходил одно послушание и вместе с ним ходил для духовного наставления к старцу Леониду. Эта духовная дружба не прекратилась и впоследствии: когда отец Александр принял старчество в Гефсиманском скиту, преподобный Амвросий нередко присылал к нему своих духовных чад на исповедь. Прожив в Оптиной пустыни, по смерти отца Леонида, еще несколько лет, будущий старец, по предложению преподобного Антония (Путилова, брата игумена Оптиной пустыни), перешел в его Николо-Черноостровский монастырь в городе Малоярославце Калужской губернии. Здесь он прожил пять с половиной лет и был сначала рясофорным, а затем и мантийным монахом, и при пострижении наречен Агапитом. В 1849 году отец Агапит, по совету своего товарища и побуждаемый нерасположением к нему братии, подал прошение о переходе в город Харьков. Там же он был рукоположен в иеродиакона, а через год – в иеромонаха и был назначен на должность эконома при архиерейском доме. На этом новом месте, при полной свободе, при больших доходах и других соблазнах, отец Агапит незаметно начал было свыкаться с жизнью, наполненной мирской суетности. «И вот, однажды, – рассказывал старец, – я подумал: прежде, когда я был послушником, у меня было тогда одно только желание спасти душу; а теперь, что я делаю? Леность мною начала обладать. И этого я убоялся; думаю: погибну от нерадения о своем спасении. Вскоре после этого я подал прошение об отпуске на богомолье и, получивши разрешение, отправился. Слышал я тогда, что близ Троице-Сергиевой лавры устроился скит Гефсимания, весьма удобный для безмолвия. Отправившись туда, я по дороге заехал на свою родину; взял с собою своего родителя Димитрия и с ним поступил в число братства Гефсиманского скита». Это было в 1851 году. Поступив в скит по благословению святителя Филарета, отец Агапит построил келью на пчельнике, по примеру Георгия, затворника Задонского , чтобы проводить жизнь свою в безмолвии. В 1858 году некоторые из старцев скита (среди них был и отец Агапит) перешли для большого безмолвия в глубь леса, где была вскоре выстроена церковь во имя Святого Духа Параклита, с приделом во имя святого Иоанна Крестителя Господня. На день Введения во храм Пресвятой Богородицы в Гефсиманском скиту отец Агапит принял пострижение великого ангельского образа – схиму и наречен опять Александром. Но архимандрит Антоний (Медведев) просил старца: «Отец Александр, прошу тебя, пожалуйста, перейди опять в скит, потому что в скиту осталась более молодежь, надо там поддерживать дух монашества» – и старец Александр, повинуясь своему духовному отцу, в 1861 году вернулся в скит.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Именной указатель Идентификация и аннотирование встречающихся в указателе имен произведены на основе информации, почерпнутой из энциклопедических словарей, электронных баз данных, справочников по истории ГУЛАГа и личных архивов членов редакционной коллегии, а также из воспоминаний как самих соловецких узников, так и не связанных с Соловками людей. Случаи, когда сведения о том или ином человеке ограничены данными, представленными лишь на страницах мемуаров, говорят об отсутствии параллельных источников информации и указывают на возможные неточности. В квадратных скобках указаны встречающиеся в воспоминаниях способы написания имен и фамилий, в круглых – способы написания, которые встречаются в справочных материалах. Все даты приведены по новому стилю. А А., лагерный врач Аввакум Петров (1620–1682), протопоп, идеолог старообрядчества Августин (Пятницкий; 1884 – 31 августа 1918), архимандрит. Расстрелян Авенариус Рихард (1843–1896), швейцарский философ, один из создателей и теоретик эмпириокритицизма Аверкий (Кедров Поликарп Петрович; 1879 – 27 ноября 1937), архиепископ Волынский и Житомирский Авраамий Палицын (ум. 1626), соловецкий постриженик, келарь Свято-Троицкого Сергиева монастыря Агафангел (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854 – 16 октября 1928), священномученик, митрополит Ярославский Александр (Толстопятов Анатолий Михайлович; 1878 – 26 сентября 1945), епископ Молотовский и Соликамский. Арестован в сане иеромонаха в марте 1924 г., приговорен к двум годам лишения свободы и отправлен на Соловки Александр, заключенный священник Алексеев Сергей А. (ум. 1930), заключенный священник. Расстрелян Алексий (Бажнов Димитрий Владимирович; 1872–1938), деятель обновленческого раскола Алексий (Палицын Василий Михайлович; 1881 – 8 апреля 1952), архиепископ Куйбышевский и Сызранский. Арестован в 1926 г. и отправлен на Соловки Аля, знакомая О. В. Второвой-Яфа Амвросий (Либин Николай Ксенофонтович; 1878 – 29 ноября 1937), епископ Лужский, викарий Ленинградской епархии. Арестован в сане протоирея в феврале 1924 г., приговорен к двум годам лишения свободы и отправлен на Соловки. Расстрелян

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Июль 1878 года 1 июля. Суббота. Еще око мое лукаво и завистливо, еще не может равнодушно смотреть на благосостояние ближнего, особенно низшей степени: так сегодня купец Гуляев дал отдельно дьячку Зрелову рубль, а мне в кружку братскую три рубля, и я позавидовал большей доле дьячка, и язва у меня на сердце стала, и смущение, и теснота, и скорбь. (Это было в девять часов утра.) Долго я боролся с самолюбием своим, завистию, алчностию, сребролюбием. Каялся, вопия к Богу в сердце, идя по дороге: всё было тесно; наконец зашел в собор, припал сердечно к престолу милосердия, избавления и спасения – и исцелел и душой и телом. И за пресыщение Господь меня наказал: я утром хлеба черного с маслом поел, а у Гуляева сыру кусочка два. Благодарю Господа. Злой человек из злого сокровища своего выносит злое [ Мф.12:35 ; Лк.6:45 ]. Я этот злой человек, Господи! Вот я изнес от злого сердца своего злое желание и злое слово на настоятеля Павла Васильевича Трачевского за исторжение дерева с зелеными листьями из церковного сада, вновь разведенного старостою, который был огорчен этим своевольным и неблагоразумным действием настоятеля. Я пожелал в сердце и на словах исторжения его самого от земли живых. Слишком много за одно дерево, хотя правда, что он много неправды делал и делает. Прости мне, Господи! Нищего, обманывавшего много раз меня и получавшего деньги (милостыню) обманом и пропивавшего их, пинками своими прогнал от себя, когда назойливо подступал он ко мне. Согреших [биением] и озлоблением на него. Отпал от любви, закон Твой, Господи, весь разорил, ибо весь закон состоит в любви к ближнему. После всенощной. Премного помилован я пред самою всенощною и особенно во время ее, при начале и потом от Господа моего Иисуса Христа. Я был внутренно связан и палим геенским огнем за злое слово о настоятеле, да восторгнет его Господь от земли за исторжение зеленого большого дерева, посаженного при церкви иждивением самоотверженного ктитора Никитина и за суровое, злое обращение с нищим, многократно меня обманывавшим. Но после того как я возгласил славу Животворящей Троице и стал при каждении читать покаянный псалом от искреннего сердца, милосердие Божие излиялось в душу мою, узы греховные расторглись, теснота прошла, огнь сатанинский погас и роса благодатная прохладила мое сердце: я ожил и просветлел, умиротворился, утешился и всю всенощную служил с великим умилением. Слава бездне милосердия Божия, бездне щедрот и благости Его, заслуг Господа Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Июнь 1878 года Июнь 2. Благодарю Господа, сподобившего меня совершить сегодня, в пятницу, раннюю обедню непреткновенно, хотя с великим понуждением, но и не без умиления: всякая благая перемена от Господа. Два с половиной часа. Благодарю Господа, благопременившего во благо сердце мое и мысли мои, дышавшие гневом и озлоблением на жену мою, безвинно обругавшую меня во гневе за то, что я сорвал веревочку у дверей в саду, которою они завязывали дверь, чтобы ребята сторонние не ходили; да они и не ходили, а между тем мне надо было идти в сад и ждать, пока они придут и отвяжут. 2 июня. Благодарю Господа, научившего меня покаянию и самоосуждению искреннему с попранием своего самолюбия и саможаления и самомщения ближнему, причинившему мне огорчение ругательством и непокорением, своеволием. Велика милость Твоя, Господи, надо мною, что я благодатию Твоею победил себя самого, моего ветхого человека, обуревавшегося гневом и мщением, что Ты, Господи, благопременителю и многомилостиве, пременил злобу мою на благость, кротость и смирение. Вот я вкусил мир небесный после бури страстей, покой после мучительства душевного и телесного. Даруй мне всегда побеждать в себе все страсти душетленные и украшаться всеми добродетелями, да буду достойный член Твоего тела, еже есть Церковь . 3 июня. Кто часто и от сердца говорит Господи, помилуй, тот, значит, жив и здрав духом, а кто не говорит или стыдится говорить эту краткую молитву, тот мертв или смертельно болен. Велика эта молитва и крайне необходима грешнику. Оттого она часто и произносится в церкви. Она есть служение покаяния. Кто с кем обращается часто, тот тому подобен бывает. Желаю этого себе и всем, посещающим храм и беседующим с Богом, да будут они подобны Ему или святыне Его. После ранней обедни. Тяжко я согрешил теперь озлоблением и гневом и поношением на отца настоятеля за его корыстолюбие, обиду, неправду относительно прихожанки девицы, отца которой я отпевал в Богоявленской церкви. Настоятель не подписал свидетельства о смерти и погребении ее отца, хотя причт наш весь подписался. Зачем, говорит, не в нашей церкви отпевали? Но разве он мне не хочет верить, что я отпевал его? Иначе отчего же по-братски не подписывает свидетельства об умершем и делает проволочку дела? Церкви не одинаковую ли имеют благодать? Господи! Вспомни склонность к разделению и несогласию и крайнюю любовь к первенству, соединенную с насилием и нахальством настоятеля нашего, много раз препиравшегося из-за первенства публично, и смири, смири его, ибо приспело время смирить гордыню вознесенную.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010