6 июня 1907 года в Онуфриевской церкви города Анапы (Сухумская епархия) он обвенчался с учительницей тамошнего трехклассного училища Марией Александровной Лушниковой (1878–1976) – дочерью анапского 2-й гильдии купца 9 . Несколько лет посещал в качестве платного вольнослушателя Синодальное Училище Церковного пения 10 и 29 января 1913 года сдал экзамен на звание регента частного хора. В свидетельстве от 9 февраля того же года, выданном училищным Наблюдательным Советом, говорится, что он «выдержал испытания по всем установленным программой... теоретическим и вспомогательным предметам: теории музыки, сольфеджио, игре на фортепиано и скрипке, чтению партитуры, церковному пению, управлению хором, методике начального обучения пению, знанию церковного устава, истории церковного пения в России – с общей оценкой по всем предметам – «хорошо». В обзоре московских церковных хоров за 1913–1914 годы 11 среди второстепенных коллективов упомянут, видимо, и его хор, но как «хор Шмелева (? – С.Г.) в храме [Великомученика] Никиты за Москва-рекой» 12 , который «по своему характеру приближался к хору Иванищева (что в Сергиевской церкви на Дмитровке), но во многом и уступал ему из-за недостаточности средств». Позднее Яков Александрович управлял хором в Троицкой церкви на Грязях у Покровских ворот и в Казанской церкви у Калужских ворот (ныне здесь, на Октябрьской площади, недавно выстроена часовня). В период массового закрытия церквей Яков Александрович, вероятнее всего, потерял работу и вынужден был искать место школьного учителя пения. Для этого требовался документ о светском образовании. В 1920 году Я.А.Чмелев окончил музыкально-инструкторские курсы при «Худож. П(едагогическом?)/отд(еле?) МОНО» 13 . Кроме того, он вступил в Ленинградское Общество драматических и музыкальных писателей (Драмсоюз), где мог получать хоть какое-то вспомоществование и как композитор. 30 марта 1925 года Я.А.Чмелев подал соответствующее заявление, в котором указан его тогдашний адрес: Москва, Щипок, 12 (то есть школа N 35), перечислив при этом только свои духовные произведения 14 (возможно, других у него в то время еще не было):

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Журналы заседаний Священного Синода от 17 июля 2002 г. СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Синодальной Комиссии по канонизации святых, о материалах, поступивших в Комиссию, касающихся прославления новомучеников и исповедников Российских, пострадавших в Новосибирской епархии. Справка: Архиерейский Юбилейный Собор 2000 года определил: «В послесоборное время поименное включение в состав уже прославленного Собора новомучеников и исповедников Российских совершать по благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода, на основании предварительных исследований, проведенных Синодальной Комиссией по канонизации святых» (пункт 14 Деяния о Соборном прославлении новомучеников и исповедников Российских). ПОСТАНОВИЛИ: 1). Одобрить доклад Преосвященного митрополита Ювеналия. 2). Включить в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века от Новосибирской епархии имена протоиерея Николая Ермолова (1874 — 26 октября 1937) и священника Иннокентия Кикина (1878 — 26 октября 1937). 3). Сообщить имена этих святых Предстоятелям братских Поместных Православных Церквей для включения их в святцы СЛУШАЛИ: Сообщение Патриарха Московского и всея Руси Алексия II о состоявшемся 24 мая с.г. праздновании Дня славянской письменности и культуры в городе Новосибирске. ПОСТАНОВИЛИ: 1). Выразить удовлетворение, что впервые в Сибирском регионе широко проведено празднование Дня славянской письменности и культуры. 2). Выразить признательность представителю Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе Л.В.Драчевскому, главе администрации Новосибирской области В.А. Толоконскому, мэру города Новосибирска В.Ф. Городецкому за участие в организации праздника и гостеприимство, проявленное по отношению к Первосвятителю Русской Православной Церкви и сопровождавшей его делегации.

http://sedmitza.ru/lib/text/429514/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Православная Энциклопедия, т. 3: " АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 31 МАРТА — 5 АПРЕЛЯ 1992 г. " АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ, заседал 31 МАРТА — 5 АПРЕЛЯ 1992 г. в Свято-Даниловом московском монастыре под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (Ридигера), в деяниях Собора участвовали 97 архиереев. Во вступительном слове Патриарх Алексий II обозначил основные темы заседаний: канонизация новомучеников Российских и преподобных Кирилла и Марии, родителей прп. Сергия Радонежского, ситуация в церковной жизни на Украине и статус Украинской Православной Церкви (УПЦ), проблемы взаимоотношения Церкви и общества. В 1-й день заседаний Собор также заслушал доклад председателя синодальной Комиссии по канонизации святых митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия (Пояркова), в котором были изложены одобренные Священным Синодом выводы комиссии, исследовавшей жития преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, а также новомучеников митрополита Киевского Владимира (Богоявленского), митрополита Петроградского Вениамина (Казанского) и казненных вместе с ним сщмч. архимадрита Сергия (Шеина), мч. Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова, великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары, убиенных в Алапаевске. По докладу митрополита Ювеналия Архиерейский Собор принял 2 деяния: «О канонизации преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, родителей преподобного Сергия, игумена Радонежского, Чудотворца» и «О канонизации митрополита Киевского и Галицкого Владимира (Богоявленского, 1848–1918), митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина (Казанского; 1873–1922) и иже с ним убиенных схимонаха Сергия (Шеина; 1866–1922), Юрия Новицкого (1882–1922) и Иоанна Ковшарова (1878–1922), великой княгини Елизаветы (1864–1918) и инокини Варвары (1918)».

http://sedmitza.ru/lib/text/429442/

IV. Хронологический перечень Архипастырей Русской Церкви со времени ее основания Епархии (в алфавитном порядке) и их викарианства (в порядке старшинства в конце 1911 года) Алеутская, учр. в 1870 г. 1 Кафедра в г. Нью-Йорке, в Сев. Америке (с 1905 г.). Епископы Алеутские и Аляскинские: Иоанн Митропольский 1870–1877. Нестор Засс 1878–1882. Владимир Соколовский 1887–1891. Николай Адоратский 1891. Николай Зиоров 1891–1898. Тихон Беллавин 1898–1900. Епископы и Архиепископы Алеутские и Северо-Американские: Тихон Беллавин 1900–1907. Архп. с 1905. Платон Рождественский 1907. Архп. Аляскинское викарианство, учр. в 1903 г. Епископы (в г. Сихте, в Сев. Америке): Иннокентий Пустынский 1903–1909. Александр Немоловский 1909. Бруклинское викариантство, учр. в 1904 г. Епископы (в Бруклине, близ Нью-Йорка): Рафаил Ававини 1904. Архангельская, учр. в 1682 г. Кафедра в Архангельске (перенесена в 1762 г. из г. Холмогор). Архиепископы Холмогорские и Важеские: Афанасий Любимов 1682–1702. Парфений Небоза 1703–1704. Сильвестр Крайский 1705–1707. Рафаил Краснопольский 1708–1711. Варнава Волатковский 1712–1730. Епископы, Архангелогородские и Холмогорские 2 : Герман Концевич 1731–1735. Архп. Аарон 1735–1738. Савва Шпаковский 1739–1740. Варсанофий 1740–1759. Архп. Иоасаф Лисянский 1761–1769. Антоний (Герасимов) Зыбелин 1770–1769. Арсений Верещагин 1773–1775. Вениамин Краснопевков-Румовский 1775–1798. Аполлос Байбаков 1798–1801. Епископы Архангельские и Холмогорские (с 1799 г.): Евлампий Введенский 1801–1809. Парфений Петров 1809–1819. Иосиф Величковский 1819–1821. Невофит Докучаев-Платонов 1821–1825. Аарон Нарциссов 1826–1830. Георгий Ящуржинский 1830–1845. Варлаам Успенский 1845–1854. Антоний Павлинский 1854–1857. Александр Павлович 1857–1860. Нафанаил Савченко 1860–1871. Ювеналий Карюков 1871–1876. Манарий Миролюбов 1876–1879. Нафанаил Соборов 1879–1882. Серапион Маевский 1882–1885. Нафанаил Соборов (вторично) 1885–1890. Александр Закке-Заккис (латыш) 1890–1893. Нинакор Каменский 1893–1896. Иоанникий Надеждин 1896–1901.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

I. «...Зде спасение, зде Бог». Жизнь и поучения псково-печерского подвижника благочестия архимандрита Серафима (Розенберга) «Молись, смиряйся, терпи…» Жизнеописание архимандрита Серафима Архимандрит Серафим Розенберг родился в Санкт-Петербурге 6/19 июня 1909 года. В сохранявшейся им копии «Свидетельства о Крещении» указана дата совершения над ним этого Таинства –13/26 июня 1909 года. Отец архимандрита Серафима – Иоганн Альфред Рихард Розенберг (08.12.1878–18.09.1956), обыкновенно звавшийся в быту попросту, «на российский манер», Иваном Ивановичем. Его родители были выходцами из Латвии. Иван Иванович происходил из семьи обедневших немецких остзейских дворян, но родился в России. По вероисповеданию он был лютеранином. Впрочем, следует отметить, что (как мы узнаем из писем сестры отца Серафима – Тамары Ивановны) к концу жизни Иван Иванович все более и более склонялся к Православию. Мать отца Серафима – София Васильевна, урожденная Кононова (28.08.1885–28.10.1961), была русской, глубоко верующей православной женщиной. Новорожденного младенца крестили в лютеранской церкви Христа Спасителя в Санкт-Петербурге (родном городе его матери) и нарекли – на немецкий лад – двойным именем: Артур Адальберт. Крестил его (как следует из упомянутой копии Свидетельства о Крещении) пастор Сандерс, а восприемниками стали Иоганн Ренстинь, Бурхард Стеллинг, Паулина Наталия Розенберг и Анна Кононова. Иван Иванович Розенберг был землевладельцем и торговцем в селе («пригороде») Изборск (в котором он и родился), расположенном по дороге из Пскова в Печоры. Изборск – место, известное своей богатой и древней историей. Первые поселения на его территории относятся еще к VII–VIII столетиям. По летописному преданию, Изборск стал еще в IX веке одной из древнейших столиц зарождавшейся Руси – уделом варяжского князя Трувора. И сегодня над Изборском возвышается знаменитое «Труворово городище» и царит на Жеравьей горе величественная крепость XIV века, украшенная белоснежным Никольским собором того же времени. Начальное образование маленький Артур Адальберт Розенберг получил дома и в изборской начальной школе. Все эти годы его мать София Васильевна, глубоко благочестивая женщина, стремилась воспитать мальчика в православной вере, выпестовать в его сердце любовь ко Христу, что и привело к довольно скорому переходу отрока в истинную христианскую веру. Присоединение его к Православию, когда он получил новое имя – Аркадий, произошло в 1919 году. Впрочем, сам отец Серафим свидетельствует о том, что позднее, уже в юношеские годы, его живой интерес к религии оказался на некоторое время утрачен.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/my...

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button @import url( " http://fonts.googleapis.com/css2?family=Fira Sans:wght@400;500;700&display=swap " );@import url( " " );@import url( " " );@import url( " " );@import " " #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть «Даже не желая этого, мы революцию творили» Василий Витальевич Шульгин (1878—1976) Андрей Иванов   00:01 13.09.2016 2431 Время на чтение 17 минут После летнего перерыва, мы продолжаем в рамках рубрики «Исторический календарь» проект, посвященный приближающемуся 100-летию революции 1917 года . Проект, названный нами «Могильщики Русского царства», посвящен виновникам крушения в России самодержавной монархии профессиональным революционерам, фрондирующим аристократам, либеральным политикам; генералам, офицерам и солдатам, забывшим о своем долге, а также другим активным деятелям т.н. «освободительного движения», вольно или невольно внесшим свою лепту в торжество революции сначала Февральской, а затем и Октябрьской. Продолжает рубрику очерк, посвященный видному русскому политику, депутату II IV Государственных дум, одному из вождей русского национализма В.В. Шульгину, на долю которого выпало принять отречение Императора Николая II.

http://ruskline.ru/history/2016/09/13/da...

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть Мученик Иоанн Ковшаров Собор Санкт-Петербургских святых Лидия Соколова   03:05 16.05.2015 1018 Время на чтение 5 минут Прежде всего, мы связываем жизнь Ивана Михайловича Ковшарова с судебным процессом по делу Петроградского митрополита Вениамина. Ни точной даты, ни места расстрела Ивана Ковшарова мы не знаем. Возможно, что когда-нибудь Господь откроет это. В музее одесской адвокатуры открыт стенд, посвященный И.М. Ковшарову, а в нашем городе есть немало мест, связанных с его жизнью. И.М.Ковшаров родился в Одессе, в 1878 году в мещанской семье и с малых лет осознал себя верующим человеком. В молодости он увлекался марксизмом. В 1903 году Иван окончил юридический факультет Новороссийского университета и практику юриста начал в родном городе, защищая анархистов, спасая их от виселицы .

http://ruskline.ru/analitika/2015/05/16/...

XI. Напрасное опасение Насколько неизбежно возникновение в России церковно-политического вопроса, предсказываемое «Вестником Европы»? Наша светская печать, в лице одного из наиболее солидных своих представителей – «Вестника Европы», еще раз возвращается к обсуждению тех вопросов церковно-религиозного характера, которые уже неоднажды были затрагиваемы в ней в последнее время. Обращая внимание на то обстоятельство, что в наши дни так называемый церковно-политический вопрос – вопрос об отношениях государства к церкви – «приобрел во всем образованном мире такое значение, которого никто не мог даже и предугадывать в тридцатых и сороковых годах», что не только в Европе – в Пруссии, Австрии, Испании, Франции, Англии, Бельгии, но и в Америке, на севере – в Соединенных Штатах, на юге – в нескольких из тамошних государств, им повсеместно и почти исключительно в течение последних лет с необычайной энергией занимаются и государственные учреждения, и печать, почтенный журнал (см. «Вестник Евр.», апрель, 1878 г. внутреннее обозрение, стр. 795–799) приходит к тому заключению, что и у нас в России «чем более государственной останется наша церковь , тем неизбежнее в будущем России появление церковно-политического вопроса» в смысле «разногласия и разъединения между массами различных религиозных верований, со стремлением одних к приобретению равных прав, а других – к удержанию прежнего господства». Мало того, по мнению хроникера, «у нас есть условия, которые могут придать этому вопросу в будущности даже более резкости и страстности, чем он имеет на западе». В виду такого заявления, довольно обстоятельно мотивированного хроникером «Вестника Европы» в его статье, мы со своей стороны считаем не лишним сказать несколько слов относительно этого предмета с точки зрения православного богословия, а также с точки зрения интересов православной церкви и православного русского общества, насколько эти интересы доступы нашему пониманию. Мы уважаем последовательность и верность избранному девизу: она, эта последовательность, сродни искренности убеждений, столь редкой в настоящее время и, следовательно, тем более ценной добродетели.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

     В воскресенье 3 июля, в день празднования Всех святых Афонских и всех Русских святых (так совпало в этом году), в Русском Пантелеимоновом монастыре на Афоне почтили память выдающегося Русского дипломата и государственного деятеля графа Николая Павловича Игнатьева. Будучи в период с 1864 по 1877 гг. послом Российской Империи в Константинополе, Николай Павлович Игнатьев оставил о себе самую добрую и светлую память в братстве Пантелеимонова монастыря. Имя «болярина Николая» и его супруги «болярыни Екатерины» на вечные времена внесены в поминальный синодик и неизменного, до сего дня поминаются на всех заупокойных богослужениях в обители. Не будет преувеличением сказать, что благодаря незаурядным дипломатическим способностям графа Игнатьева современное Российское государство и вся полнота Русской Православной Церкви имеют возможность отмечать знаменательную дату 1000-летнего присутствия Русского монашества на Святой Горе Афон. Заслуги графа Н.П. Игнатьева перед Русским Афоном Во второй половине XIX века Афона оказался в поле геополитических претензий Великобритании. Англичане стремились к вытеснению с Афона, с помощью тонких интриг, иноков негреческих национальностей, и в первую очередь – подданных Российской Империи, каковыми являлись Русские и Грузины. Давление было настолько сильным, что Русское братство Пантелеимонова монастыря готово было даже к выселению с Афона и возращению в пределы Российской Империи, для чего на Кавказе создавался Ново-Афонский монастырь. Но Промысл Божий воздвиг защитника интересов Русского монашества на Афоне в лице графа Игнатьева. Ему удалось убедить Константинопольскую Патриархию с одной стороны и Священный Кинот Афон с другой в необходимости поддержать Русское братство, вопреки внешнему давлению. В результате Пантелеимонову монастырю был возвращен статус Русского, и был утвержден в должности Игумена выдающийся русский подвижник и духоносный старец схиархимандрит Макарий (Сушкин). Заслуги Игнатьева перед Россией Н.П. Игнатьев послужил Отечеству в качестве посланника в Пекине (1859–1860), посла в Константинополе (1864–1877), министра внутренних дел (1881–1882). Граф Игнатьев дослужил до звания генерал-адьютанта (1878). В начале 1856 года он участвовал в составе российской делегации в Парижской мирной конференции. Первым заметным шагом Игнатьева на дипломатическом поприще стало дело о разграничении земель в Бессарабии, рассматривавшееся на конференции: Австрия, поддерживаемая Англией, желала воспользоваться недосмотром наших дипломатов и по возможности отдалить Россию от Дуная и Прута, включив в отходящее к Молдавии пространство Болград, Комрад и как можно более болгарских колоний.

http://pravoslavie.ru/95213.html

     Много лет назад я в исторических материалах по Афону наткнулся на имя подполковника Котельницкого, которого буквально демонизировала греческая и вообще западная печать. В них рассказывалось об отце Мине, бывшем подполковнике Котельницком, участнике Севастопольской кампании и Русско-турецкой войны 1878 года, который выдумками западных газет был произведен в командующие замаскированной русской армией, мечтавшей захватить Святую Гору Афон . Недавно Пантелеимонов монастырь к 1000-летию русского монашества на Афоне начал выпуск многотомного издания «Русский Афон», основанного на архивных данных монастыря, и так я узнал подлинную историю подполковника и привезенной им на Афон чудотворной Казанской иконы Божией Матери, составленную по материалам архива РПМА. История эта воистину прекрасна. Схимонах Мелетий (в монашестве Мина; в миру Василий Николаевич Котельницкий) происходил из дворянской семьи Вяземского уезда Смоленской губернии, он родился в 1826 году. Жизнь его протекала весьма типично для молодого человека из благородной семьи: он поступил на военную службу – в Бутырский пехотный полк. Мать будущего монаха вложила в его сердце любовь к Богу, и втайне Василий вынашивал намерение уйти в монастырь. Но тут началась Крымская война. Василий Николаевич оказался прямо в гуще военных действий, участвовал в обороне Севастополя, был тяжело ранен, награжден орденами святого Георгия Победоносца и святой Анны. В 1859 году полк, в котором служил капитан Котельницкий, был расквартирован в г. Корсунь Симбирской губернии. Там он познакомился с Надеждой Сабининой, дворянкой, происходившей из древнего татарского рода. От своего предка – князя Сабана – семья унаследовала чудотворную Казанскую икону. О ней сохранилось такое предание. Князь был магометанином и до покорения Казани противостоял царю Иоанну Грозному, не уступая ему Казань. За это он был наказан и ослеп. Во сне он увидел икону Божией Матери, точную копию аналойной, находившейся в женском монастыре, и от нее был голос: «Если примешь христианскую веру и крестишься, Я исцелю тебя». Князь дал обещание принять христианскую веру и получил исцеление – стал видеть, как и прежде. Князь Сабан попросил у царя разрешения взять эту аналойную икону себе домой – так семья Сабининых обрела домашнюю святыню.

http://pravoslavie.ru/80781.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010