Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ДОНСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» офиц. изд. Донской и Новочеркасской епархии , выходившее с 1 янв. 1869 по июнь 1917 г. В 1869 г. журнал издавался еженедельно, в 1870-1898 гг.- 2 раза в месяц (в 1898 вышло 27 номеров), в 1899-1914 гг.- 3 раза в месяц, с 1915 по июнь 1917 г. офиц. отдел выходил еженедельно, вместо неофиц. отдела по указу Святейшего Синода от 9 дек. 1914 г. ежемесячно выходил «Донской православный вестник: Прибавление к Донским епархиальным ведомостям». 1-м редактором «Д. е. в.» был назначен и. о. ректора Донской ДС архим. Вениамин (Смирнов ; впосл. епископ Воронежский). В 1869-1876 гг. он выпускал офиц. и неофиц. отделы, в 1877 г.- только неофиц. отдел, а редактирование офиц. отдела было передано в консисторию (соредакторы секретарь А. Ф. Мухин и член консистории игум. Иадор). С 6 за 1878 по 29 за 1908 г. оба отдела выпускались силами ДС, редакторами были с 1878 по 1883 г. 12) преподаватель А. К. Гиляревский, с 1883 13) по 1901 г. 25) преподаватель и инспектор А. А. Кириллов, с 1901 26) по 1905 г. 35) ректор прот. Митрофан Симашкевич (впосл. митр. Донской Митрофан ), с 1905 36) по 1908 г. 9) должность редактора исполнял Кириллов, с 10 его сменил ректор прот. Александр Замятин, к-рый редактировал неофиц. отдел по 1909 г. 13), его преемником с 1909 14) по 1914 г. был преподаватель Д. И. Грацианский, к-рый в 1915-1917 гг. редактировал «Донской православный вестник...». Издание офиц. отдела с 30 за 1908 г. было вновь поручено консистории, редакторами были секретари С. Г. Павловский (1908-1914 16)) и Н. И. Булгаков (1914 27) - 1917). В неофиц. отделе «Д. е. в.» печаталось немало статей, посвященных Донской епархии, ее архиереям и др. выдающимся делателям, мон-рям и святыням, а также истории Донского казачьего войска и его участию в военных кампаниях (русско-тур. войне 1877-1878 гг., экспедициях в Ср. Азию, русско-япон. и первой мировой войнах). В ознаменование 100-летнего юбилея Отечественной войны 1812 г.

http://pravenc.ru/text/178957.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Николай Александрович (12.04.1851, дер. Леонтьево Угличского у. Ярославской губ., по др. сведениям, с. Новое того же у.- 2.07.1919, дер. Леонтьево), канонист, историк Церкви. Род. в семье священника. По окончании Ярославской ДС в 1872 г. поступил в МДА, стал первым магистрантом практического отделения (1876). Преподавал в Костромской ДС , где подготовил дис. «Церковный суд в первые века христианства». 29 сент. 1878 г. удостоен степени магистра богословия (утвержден 9 окт. 1878) и определен преподавателем МДА. С 10 нояб. 1878 г. доцент МДА по кафедре церковного права. 21 сент. 1883 г. удостоен золотой Уваровской медали за рецензию на соч. свящ. А. Серафимова (впосл. еп. Астраханский и Енотаевский Сергий) «Правила и практика относительно присоединения к Православию неправославных христиан» (Кострома, 1882). 3 апр. 1892 г. удостоен Макариевской премии ( Голубцов. МДА в начале XX в. 1999. С. 43). В числе учеников З. был Иван Успенский (сщмч. Фаддей ), на работу к-рого «Круг деятельности и задачи пастырского служения духовенства по каноническим памятникам домонгольского периода» (1894) З. составил положительный отзыв. В 80-х - нач. 90-х гг. XIX в. З. активно публиковался в журналах «Чтения в Обществе любителей духовного просвещения» , «Православное обозрение» , «Душеполезное чтение» . Диссертационная работа З. «О церковной власти» (Серг. П., 1894) синодальным властям представилась слишком критичной, Совету МДА при защите было указано на некорректность применения научного анализа к современности ( Сухова. 2006. С. 7-26). Однако работа была защищена, и 7 июля 1895 г. З. получил степень доктора церковного права, после чего был избран ординарным профессором МДА по соответствующей кафедре. С 1901 г. З.- действительный член имп. Общества истории и древностей российских . С 15 дек. 1903 г. заслуженный ординарный профессор МДА. Летом 1905 г. совершил паломничество в Св. землю. С 12 авг. 1905 г. член Правления МДА. С 8 нояб. 1905 по 17 мая 1907 г. являлся председателем совета Братства прп. Сергия Радонежского при МДА. С 19 нояб. 1907 г. член Совета МДА.

http://pravenc.ru/text/182557.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МУНТЕНИИ И ДОБРУДЖИ МИТРОПОЛИЯ [Румын. Mitropolia Munteniei i Dobrogei] (с 1 июля 1990; в 1864-1990 - Унгро-Влахийская митрополия) Румынской Православной Церкви (РумПЦ) с кафедрой в Бухаресте. Возглавляет М. и Д. м. предстоятель РумПЦ с титулом «Архиепископ Бухарестский, Митрополит Мунтенийский и Добруджский, Наместник Кесарии Каппадокийской, Митрополит Унгро-Влахийский, Патриарх всей Румынии». География М. и Д. м.- преемница Унгро-Влахийской митрополии К-польского Патриархата. Возникла после самопровозглашения 3 дек. 1864 г. автокефалии РумПЦ, когда церковные образования Румынии, в т. ч. и Унгро-Влахийская митрополия, перешли из юрисдикции К-польского Патриархата в юрисдикцию новой национальной Церкви. К этому времени Унгро-Влахийская митрополия включала Бухарестскую архиепископию и 3 епископии: Рымникскую, Бузэускую, Арджешскую. Согласно новому Уставу РумПЦ (от 13 февр. 1949), в состав Томисской и Нижнедунайской архиепископии Унгро-Влахийской митрополии вошли территории Нижнедунайской епископии Молдавской митрополии РумПЦ, представленные румын. исторической обл. Добруджа (на востоке Румынии, между Дунаем и Чёрным м.). До 1878 г. Добруджа входила во владения Османской империи, правосл. население окормляла митрополия Дристры (Доростола, ныне Силистра, Болгария) К-польского Патриархата, с 1870 г. епархия входила в состав Болгарского Экзархата (подробнее см. в ст.: Доростольская епархия Болгарской Православной Церкви). По итогам русско-тур. войны 1877-1878 гг. в соответствии с решениями Сан-Стефанского мирного договора и установлениями Берлинского конгресса 1878 г. Добруджа отошла Российской империи, к-рая в свою очередь передала эту территорию Румынии в обмен на Юж. Бессарабию, утраченную Россией по итогам Крымской войны (в 1856-1859 Юж. Бессарабия находилась в составе Молдавского княжества , с 1859 - в составе объединенных княжеств и затем Румынии); территории Добруджи, составившие жудецы Тулча и Констанца, в церковном отношении были включены в Нижнедунайскую епископию Молдавской митрополии РумПЦ. В 20-х гг. XX в. Добруджа в церковном отношении была оформлена в самостоятельную епископию с кафедрой в Констанце.

http://pravenc.ru/text/2564344.html

С. Девятова Скачать epub pdf Инок Владимир (Алексеев) (1878 –1927) Инок Владимир (в миру Владимир Алексеевич Алексеев) родился в Петербурге 16/29 апреля 1878 года, а отошел в вечность 26 января (ст. ст.) 1927 года, 49-ти лет от роду. В храме на Шуваловском кладбище и в храме при Богословском кладбище на большой Спасской улице на панихиде об иноке Владимире бывает много народу. Он был сыном петербургского купца, в юношестве учился в Санкт-Петербурге, в гимназии. Состоятельные родители давали сыну деньги на личные расходы, мальчик, часто приходил в Казанский собор, покупал крестики, иконки и все раздавал бедным вместе с продуктами. В возрасте около 20 лет юноша Владимир ушел странствовать по святым местам. После смерти родителей, он отправился к  отцу Иоанну Кронштадтскому (ныне прославленному), который благословил его на иноческую жизнь в Никифоровской пустыни. Он был пострижен в монашеский чин с тем же именем Владимир. Инок Владимир и после пострига продолжал путешествовать по России. За 20 лет он обошел 36 губерний и не раз – палестинские Святые места. С раннего отрочества, отрекшийся от мирских удовольствий и удобств жизни, инок Владимир за свою простоту, кротость и строгую жизнь удостоился благодатных духовных даров. Он терпеливо переносил поношения, ни на что и ни на кого не жаловался. Не смотря на то, что инок  принял подвиг юродства, у него появилось много почитателей и учеников. По его молитвам люди получали помощь и исцеление... Незадолго до его перехода в вечные селения, он предсказал, что будут хоронить его дважды. И действительно так случилось: первоначально был он похоронен на Преображенском кладбище, где тело его пребывало с 1927-го по 1945 гг. В 1945 году кладбищенская администрация объявила, что Преображенское кладбище предназначается к застройке и что схороненных здесь родственников и знакомых можно по желанию перенести в другое место. Друзья, знакомые, почитатели собрали необходимые средства и перевезли мощи блаженного старца на другой конец города – на Богословское кладбище. Летом 2000 года блаженного инока Владимира, по благословению архиепископа Петрозаводского и Карельского Мануила, были перенесены из Санкт-Петербурга в Важеозерский монастырь. Могила старца находится у Преображенского храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Территория К. е. в 1813-1917 гг. в основном соответствовала границам Бессарабской (Заднестровской) обл., входившей в состав Османской империи и присоединенной к России по Бухарестскому мирному договору (28 мая 1812), завершившему русско-тур. войну 1806-1812 гг. В 1837 г. Одесса, заднестровская часть Херсонской губ., Тираспольский и Ананьевский уезды перешли из К. е. в новообразованную Херсонскую епархию. В 1856-1878 гг. приходы Юж. Бессарабии были в составе Молдавского княжества, затем Румынии (основанием для образования Румынии стала Парижская конвенция 7 авг. 1858, которая предусматривала создание некоторых общих для Москвы и Валахии органов управления, но сохраняла вместе с тем реальную власть в руках господаря. В янв. 1859 на престол и в Молдове, и в Валахии был избран Александру Куза, в нояб. 1861 ведущие европ. державы - Франция, Россия, Великобритания и Австрия - согласились с объединением этих княжеств; в янв. 1862 в Бухаресте было созвано единое Национальное собрание и создано единое правительство, что завершило объединение Молдовы и Валахии в Румынское княжество). В 1864-1878 гг. они составляли Нижнедунайскую епархию Румынской Церкви, которая в 1878 г. (после возвращения региона в состав Российской империи) была присоединена к К. е. В 1918-1944 гг. (с перерывом в 1940-1941), когда Бессарабия принадлежала Румынии, на ее территории действовала Бессарабская митрополия, внутри к-рой были образованы новые епархии (Бельцкая и Хотинская; Четатя-Албская и Измаильская). В 1940-1941 гг., после вхождения Бессарабии в СССР, К. е. воссоединилась с РПЦ. С 1944 г. епархия находилась в границах Молдавской ССР, в 1945 г. для бывшей ранее в составе Бессарабии Измаильской обл. была учреждена Измаильская кафедра. В 1944 г. в К. е. вошли открытые в 1941-1944 гг. храмы на территории приднестровских районов существовавшей в 1924-1940 гг. в составе Украинской ССР Молдавской АССР (Тираспольский, Дубоссарский, Рыбницкий, Каменский, Григориопольский, Слободзейский). Ранее эти земли входили частично в Каменец-Подольскую , частично в Херсонскую епархии. После провозглашения независимости Молдавии в 1991 г. и дарования в следующем году решением Синода РПЦ Православной Церкви Молдовы самостоятельности в делах церковно-хозяйственных, церковно-адм., школьно-просветительских и церковно-гражданских на территории Молдавии были образованы новые самостоятельные кафедры. Из К. е. были выделены: Кагульская и Комратская , Единецкая и Бричанская , Тираспольская и Дубоссарская (1998), Бельцкая и Фалештская, Унгенская и Ниспоренская (2006) епархии. В 2010 г. Свящ. Синод Молдавской Церкви постановил перевести в состав К. е. 7 приходов р-на Рышкань и Рудянский во имя Св. Троицы монастырь , принадлежавшие ранее Единецкой епархии. История

http://pravenc.ru/text/1841177.html

Январь 1878 года 1 января 1878-го года. Благодарю Господа за новолетие и за бесчисленные милости и щедроты Его, удивленные на мне в мимошедший год. Милости Божией прошу и на лето наступившее. Вчера много горя я перенес от употребления в избытке палтусины у рыбачихи Верзиной: завалило совсем грудь, хрипит мой голос, да и только. Всенощную в Успенской Думской церкви служил я с горем. Отпуста первого не мог сказать и по немощи, и по действию вражескому; последний на первом часе сказал, сломив врага Божиею помощию. Я сплелся, схватился с ним в твердой решимости и смелости. У Бурачка служил добре, с чувством благодарственный молебен на Новый год. У Лебедева с трудом, хрипло. У Блиновой до всенощной Успенской всенощную с трудом. Учение имать: программу богослужения нашей Церкви дал святой апостол Павел, начертав в своих посланиях главное содержание его, состоящего в поучении, псалмах, пениях и песнех духовных [ Еф.5:19 ] (псалмопения, стихиры и каноны) и в молитвах, молениях, прошениях и благодарениях за вся человеки: за царя и за всех, иже во власти суть К этому присоединяются и славословия, слова и обряды различные, особенно при совершении Бескровной Жертвы, которую установил и узаконил Сам Начальник и Совершитель веры, Господь Иисус Христос. Это слова: приимите, ядите... и пийте... (С левого края абзаца приписка отца Иоанна: учение имать. – Ред.) Любовь к плоти и миру чрезмерная, пристрастная есть главная причина нашей холодности к Богу и к ближним, причина бесчисленных зол в мире, причина всех страстей, всех беспорядков, безобразий, жестокостей, войн и междоусобий. А мы все любим плоть, окаянные, и день ото дня более и более усиливаем эту любовь, угождая плоти во всем, питая ее всем, угодным ей, украшая ее всевозможными украшениями, утешая все ее чувства: зрение, слух, вкус, обоняние и осязание. Оттого-то любовь к Богу и ближним иссякла во всех, оттого столь много пороков и бедствий в мире. После обедни в Новый год. Претяжкую борьбу вынес я во время обедни из-за вчерашнего пирования у купца Лебедева по совершении у него в доме всенощной: скорбь, теснота, бессилие и сухость сердца, обладание над ним диавола.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

13. Поездка к старообрядцам на Дон в 1878 году Старообрядцы хутора Белоусова Верхнекурмоярской станицы, изъявившие желание присоединиться к святой церкви, по обряду единоверия, обратились к преосвященнейшему Александру, архиепископу Донскому, с просьбой вызвать к ним меня для совершения над ними присоединения к церкви. Они подали преосвященному и другое прошение, в котором объяснили, что желают, чтобы вызваны были на собеседование со мной их австрийского поставления священники и некоторые беспоповские начетчики, которых они в прошении наименовали. Цель белоусовцев вызвать меня и своих учителей на собеседования была та, чтобы посредством сих собеседований показать своим собратьям, что они не без основания приняли решение оставить старообрядчество и присоединиться ко святой церкви, а притом и себя еще более утвердить в сем решении: они помнили, как я был у них в Белоусове и беседовал во вторую мою поездку на Дон 1874 году; с тех пор возникло в них и желание беспристрастно рассуждать о святой церкви и о своем от церкви удалении. Преосвященнейший Александр, обратив внимание на прошение белоусовцев, писал ко мне, – спрашивал, могу ли я приехать на Дон, и, в случае моего согласия, намеревался писать официально к московскому владыке, митрополиту Иннокентию. Я объяснился об этом деле с владыкой митрополитом; и он разрешил мне ехать на Дон без всяких официальных переписок, о чем и велел преосвященнейшего Александра уведомить. Я собрался в дорогу в январе месяце и 7-го числа выехал из Москвы в Новочеркасск. Преосвященнейший Александр принял меня милостиво и снабдил нужными для путешествия по его епархии документами. Надобно сказать, что до сих пор я лично не видал преосвященнейшего Александра, но весьма хотел видеть его и получить от него благословение, и вот почему. Когда я принял решение присоединиться ко св. церкви и, совсем оставив Пруссию, ехал в Киев, то бывши в Ковно, где преосвященнейший Александр был епископом (викарием Литовским), и по некоторым обстоятельствам, не имея возможности явиться к нему лично, послал своего спутника Иоанна с письмом, в котором просил у преосвященного благословения, и чрез письмо же получил от него благословение.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

1878–1884 гг. 183 Я иду. Но ведет меня Бог. Настал новый год 1878-й. Я встретил его не спокойно и не весело, ожидая указа о перемещении меня в Москву из Киева, в котором хотелось положить свои кости. В этом неприятном ожидании прошла неделя, прошла другая. Наконец 14 января, в субботу, в шесть часов пополудни, я получил перехожий указ и начал читать его в ту самую минуту, в которую мой хор в Крестовой церкви запел: аминь. Приидите поклонимся Цареви нашему Богу. «Да будет же воля сего Бога моего! Покорствую ей благодушно и радостно. Как орлу всякий воздух свой, так благородному мужу всякая страна отечество». Вот что я написал на этом указе и пошел в церковь молиться. Из этого дееписания видно, что Государь в 31 день минувшего декабря утвердил всеподданнейший доклад святейшего синода о бытии мне членом московской святейшего синода конторы сверх штата, с увольнением от чигиринской викарной кафедры и пребывании моем в московском ставропигиальном Новоспасском монастыре, который согласно синодальному определению 14 декабря 1877 года вверен моему управлению, и об отпуске мне прогонных денег на проезд от Киева до Москвы и сверх сего пятисот рублей в пособие на подъем и путевые издержки из суммы, ежегодно ассигнуемой на прогоны и пособия по духовному ведомству. В 16 день января киевская духовная консистория при своем докладе представила мне копию оного же указа, данного киевскому митрополиту Филофею, на которой изложена следующая резолюция его преосвященства: «Консистория имеет 1. о содержании настоящего указа объявить духовенству киевской епархии, 2. сделать распоряжение о приеме по надлежащему от преосвященного Порфирия все, что к передаче от него следовать будет по званию викария киевской епархии и по званию настоятеля Киево-Михайловского монастыря, 3. временное исправление должности настоятеля сего монастыря поручить наместнику оного под ближайшим наблюдением благочинного монастырей, архимандрита Смарагда, которому предписать, чтобы им, при члене консистории протоиерее Димитрии Жданове и при старшей братии монастыря освидетельствовано было монастырское имущество по приходо-расходным книгам и описям и чтобы о последующем донесено было консистории за общим подписанием лиц, бывших при освидетельствовании монастырского имущества».

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

1878 Поучение в навечерие Богоявления Господня 54 Почерпите воду с веселием от источник спасения ( Ис.12:3 ) Часто мы, братья, обращаемся за помощью к врачам, когда бываем одержимы какими-нибудь недугами, а еще чаще мы обращаемся к так называемым домашним лекарственным средствам; едва ли даже нет между нами и таких, которые во время своих недугов душевных и телесных обращаются за помощью к разным знахарям, бабкам, гадальщицам, заговорщикам и другим подобным людям, будто бы могущим излечивать эти недуги при посредстве каких-то секретных знаний, одним только им известных. Но часто ли мы обращаемся к лечению всякого рода душевных и телесных недугов посредством данного нам матерью нашей Церковью целебного вещества, Великой агиасмы, или святой богоявленской воды, которая должна иметься в каждом православном доме? Ах, как редко мы прибегаем к этому средству избавления от недугов! Многие из нас как будто совсем забыли про этот врачебный дар или как будто даже не знают того, что св. богоявленская вода имеет великую целебную силу в недугах. Редко кто из нас освящает себя богоявленскою водою, и разве только по древнему обычаю имеем ее в своих домах на случай освящения ею пищи или сосудов, когда в них попадет что-либо нечистое. А между тем эта вода имеет великую чудодейственную силу: она прогоняет от нас злых духов, она очищает всякую скверну, она врачует и недуги как душевные, так и телесные, в особенности же те, которые бывают следствием зловредного влияния на нашу душу и тело врага нашего спасения, диавола. Она затем и дается нам Церковью, чтобы мы постоянно пользовались ей как многоценным, чудодейственным даром для очищения наших душ и телес, исцеления страстей и немощей, отгнания от себя нечистых духов и освящения своих жилищ. И отнюдь нельзя сказать того, чтобы мы всего этого не знали: мы от дней юности знаем об этом по преданию и слышим напоминание нам Св. Церкви об этом. В настоящее навечерие Богоявления Господня и в самый день Богоявления Св. Церковь ежегодно напоминает нам об этом во время священнодействия великого освящения воды. Мы слышим в это время, как Св. Церковь молит Господа о том, чтобы Он пришел наитием Святого Своего Духа, освятил эту воду и сообщил ей чудодейственную силу. В молитве при освящении этой воды, между прочим, слышим мы, читается следующее: «И даждь ей благодать избавления, благословение Иорданово: сотвори ю нетления источник, освящения дар, грехов разрешение, недугов исцеление, демонов губительну, сопротивным силам неприступну, ангельския крепости исполнену: да вси почерпающии и причащающийся имеют ю ко очищению душ и телес, ко исцелению страстей, ко освящению домов и ко всякой пользе изрядну». И еще: «Даждь всем, прикасающимся ей, и причащающимся, и мажущимся ею освящение, здравие, очищение и благословение».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Burcev/...

I Ватиканский собор (1869-1870) и его последствия (1870-1878) Е. Гергей. История папства Папа Пий IX после своего бегства в Гаэту занялся разработкой идеи о созыве I Ватиканского собора с целью отрегулировать положение церкви и папства в новых обстоятельствах. 6 декабря 1864 года папа в связи с представлением «Силлабуса» для ознакомления коллегии кардиналов неожиданно сообщил им о своем намерении созвать в ближайшее время собор. 26 июня 1867 года на открытой консистории Пий IX официально объявил о созыве 20-го вселенского собора, что получило благословение 500 епископов, собравшихся в Риме на праздник Святых апостолов Петра и Павла, на 1800-летний юбилей их мученичества. Те круги курии, которые одобряли решение о созыве собора, все более открыто указывали, что функцией собора должно быть окончательное установление контуров и пределов верховной власти папы. Согласно органу иезуитов «Чивильта Каттолика» и централистски настроенным кардиналам курии, из полной и непосредственной верховной власти папы, которая распространяется на каждого католика, вытекает и его непогрешимость. Тезис о непогрешимости папы был отклонен в средние века Базельским и Констанцским соборами, а Тридентский собор по этому вопросу не занял однозначной позиции. Такие современные течения, как галликанизм, фебронианство, янсенизм и иозефизм, также оспаривали этот тезис. Принятия догмата впервые потребовали в XIX веке традиционалисты (главным образом, де Местр), а затем иезуиты, В номере «Чивильта Каттолика» от 6 февраля 1869 года было заявлено, что задачей собора станет принятие принципов, изложенных в «Силлабусе». Воинствующее ультрамонтанское направление взаимоувязывало «Силлабус» с непогрешимостью папы. Отрицательное отношение к доходящему до крайности культу папы проявлялось не только вне церкви, но и в католических кругах. В Германии, располагавшей гибеллинскими традициями, против непогрешимости папы выступили главным образом иерархи, историки церкви и теологи. Наибольшее впечатление произвело произведение известного историка церкви Игнация Дёллингера «Папа и собор» (1869), опубликованное под псевдонимом Янус (Janus), в котором автор резко выступал против непогрешимости папы, приводя не только теологические аргументы, но и примеры из истории церкви.

http://sedmitza.ru/lib/text/441686/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010