Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЗАГРЕБ [хорват. Zagreb; нем. Agram; венг. Zágráb], столица Республики Хорватии, центр католич. архиеп-ства. Из 1,6 млн чел., проживающих на территории архиеп-ства, 1,4 млн - католики (An. Pont. 2008. P. 827). История города Впервые ряд поселений (Градец, Каптол) на р. Сава, объединенных в нач. XVII в. под названием Загреб, упоминается в грамоте Эстергомского архиеп. Фелициана (1134) в связи с основанием здесь епископской кафедры в 1094 г. Резиденция епископа находилась в поселении Каптол (от лат. Capitul). С X в. эти земли входили в состав Хорватского королевства (см. ст. Хорватия ). В 1557 г. З.- главный город Хорватии и Славонии. В 1776 г. из Вараждина в З. перенесли заседания хорватского королевского вече, при австр. имп. Иосифе II (1765-1790) город стал центром Вараждинского и Карловацкого генеральства, в 1867 г.- главным городом Хорватии в составе Транслейтании. 29 окт. 1918 г. в З. было провозглашено создание независимого от Австро-Венгрии Гос-ва словенцев, хорватов и сербов (с 1 дек. 1918 Королевство сербов, хорватов и словенцев). В 1941 г. З.- центр созданного фашистами на территории Хорватии и частично Боснии и Герцеговины Независимого гос-ва Хорватия (НГХ); 8 мая 1945 г. после освобождения от фашистов - столица республики Хорватии в составе Федеративной Народной Республики Югославии (ФНРЮ, затем Социалистическая Федеративная Республика Югославия), с 25 июня 1991 г.- столица независимой Республики Хорватии. Архиепископство В 1094 г. венг. кор. Владислав I (Ласло) воспользовался смутой в Хорватском королевстве и захватил Славонию. Для укрепления венг. влияния в междуречье Савы и Дравы он основал в З. кафедру в составе архиеп-ства Эстергом . Первым епископом был поставлен чеш. пресв. Дух, с его именем связывают неск. сохранившихся литургических книг. В результате заключенной в 1102 г. между Венгерским и Хорватским королевствами унии Загребская кафедра с 1180 по 1852 г. находилась под юрисдикцией венг. Калочайской митрополии. В XII в. в З. началось строительство кафедрального собора во имя венг. кор. св. Стефана I , к-рый был освящен в 1217 г. еп. Степаном I (1215-1225) в присутствии венг. кор. Эндре II (1205-1235). В 1220 г. здание собора сильно пострадало при пожаре, в 1242 г.- от набега татар, богослужения совершались в капелле св. Стефана Первомученика (ее строительство было завершено в 1250; в наст. время часть комплекса архиепископского дворца). В 1258 г. папа Римский Александр IV разрешил еп. Филиппу (1248-1262) построить новый собор в честь Успения Пресв. Богородицы и во имя венг. кор. св. Стефана I в более защищенном месте (строительство продолжалось до XVI в.).

http://pravenc.ru/text/182461.html

Н.В. Сушков Еще подсечен один из крепких столпов православия! Еще одной чисто русской душой меньше на Руси!… Несчастлив для нас ноябрь месяц! Два года кряду утраты незаменимые: 19 ноября 1867 призван в горняя Филарет, митрополит Московский; 23 1868 почил (едва 70 лет) от скорбей и болезней Иосиф, митрополит Литовский и Виленский 1 . Почивший, задолго до кончины своей, избрал себе место покоя в пещерной церкви Святодуховской обители. В каменном гробе, с надписью смиренной на чугунной доске, давно приготовленной 2 , он погружен в глубину земли под ракой трех виленских мучеников: Антония, Иоанна и Евстафия. Имена их в язычестве: Круглец, Кумец и Нежило 3 ; пострадали они в 1342 г., при свирепом гонителе христиан, литовском великом князе Ольгерде 4 . Долго паства Литовская будет помнить о своем пастыре! Многие будут посещать глубокий склеп, где покоится прах митрополита, с молитвой об упокоении души его. Кому достанется богатое собрание картин историко-религиозного содержания, ликописей (портретов) духовных лиц, более или менее известных, среди грекоунитов и книг, предпочтительно ученых и богословских, которыми он так дорожил?… Картины, ликописи, книги, рано ли, поздно ли, мало по малу погибнут, как гибнет все на земле; но благотворительность его продолжится и за могилой; не погибнет сбереженное им на пособие меньшей братии и детям братии духовной, на воспитание их дочерей и сыновей, на поддержание монастырей и храмов божиих, на пожертвования в севастопольскую невзгоду, на четыре духовные в России академии. Многое из предназначенного на добрые дела давно уже распределено и роздано им. Остальное распределится по назначению благотворителя в его духовном завещании. Православный по душе, унит по неволе, малороссиянин по имени родовому (Симашко), русский по сердцу, он по призванию с детства, неудержимо стремился к Церкви Вселенской. Когда его семья, убедившись в невозможности открыть какое-нибудь поприще ребенку православной веры, гонимой латино-ляхами, посылала его в греко-унитские храмы, он плакал в них и при всяком удобном случае убегал в русскую церковь отдохнуть от тоски и помолиться о спасении своем от папства.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Основной источник сведений об О.- Житие его племянника, св. Освальда , архиеп. Йоркского († 992), написанное на рубеже X и XI вв. Бюрхтфертом, монахом аббатства Рамси (BHL, N 6374; Byrhtferth of Ramsey. 2009). О. фигурирует также во всех основных Житиях св. Дунстана авторства: анонимного клирика «Б.» (известен по 1-й букве имени; ок. 1000), Аделарда Гентского (ок. 1010-1012) и Осберна Кентерберийского (ок. 1090). В кон. XI или нач. XII в. (до 1116) Эадмер, монах кафедрального капитула Кентербери, написал на основании сочинений Бюрхтферта, Аделарда и Осберна самостоятельное Житие О. (BHL, N 6289). Оно сохранилось в рукописи-автографе самого Эадмера (Cantabr. Corp. Christ. 371) и 4 др. рукописях XII-XVII вв. Несохранившиеся рукописи имелись также в б-ках приората св. Мартина в Дувре и франц. цистерцианского мон-ря «Bonum Fons» (совр. Бонфонтен в деп. Арденны либо совр. Бонфон в деп. В. Гаронна; Eadmer of Canterbury. 2006. P. XLIV-LIV). Сочинение Эадмера послужило основой для всех позднейших средневек. сведений об О. в «Деяниях английских понтификов» Уильяма из Малмсбери (ок. 1126; William of Malmsbury. 2007. Vol. 1. P. 24-32; Уильям использовал также Житие св. Освальда, написанное Бюрхтфертом, Житие св. Дунстана, составленное Осберном, и др. источники, в т. ч. несохранившиеся), в «Деяниях понтификов Кентерберийской церкви» Гервасия Кентерберийского (ок. 1200) и в «Sanctilogium Angliae, Walliae, Scotiae et Hiberniae» мон. Иоанна из Тайнмута (XIV в.). Ранее исследователи предполагали также существование Жития О., написанного кентерберийским мон. Осберном (кон. XI в.), но эта гипотеза признана ошибочной ( Eadmer of Canterbury. 2006. P. LIII). О. фигурирует как свидетель в ряде грамот, изданных англ. королями Этельстаном (924/925-939), Эадмундом (939-946), Эадредом (946-955) и Эадви (955-959), он упоминается в «Историях» мон. Рихера Реймсского (ок. 995) и в Житии св. Кадроэ (написано в 80-х гг. Х в. Рейманом, монахом из Меца; Chronicles of the Picts, Chronicles of the Scots, and Other Early Memorials of Scottish History/Ed. W. F. Skene. Edinb., 1867. P. 116). Житие

http://pravenc.ru/text/2578217.html

Отдел IV (1867–1879 г.) Глава I В Казань прибыл преосв. Антоний, как раз к празднику Рождества Христова. При первом вступлении в кафедральный Собор 23 Декабря он был приветствован речью кафедрального о. Протоиерея В.П. Вишневского. Содержание этой речи замечательно тем, что в ней с особенным значением указано на то, что выражено было и в речи прощальной, сказанной о. Ректором Смоленской Семинарии. Это – родство по плоти и по духу преосв. Антония с бывшим Казанским Архиепископом Филаретом 1 . Мы приводим эту речь в подлиннике. «Преосвященнейший Владыко, Богодарованный нам Архипастырь и отец! «Прежде нежели ты вступишь на новый для тебя архиерейский престол, благоволи выслушать, что чувствует новая паства твоя, покоряясь тебе. «Нам известно, что ты по плоти отрасль того благосеннолиственного древа, от которого произрос, – пасший целые девять лет здешнюю церковь Господа и Бога, назад тому тридцать годов, пламенный ревнитель Православия и искренний пастырь душ – приснопамятный Митрополит Киевский Филарет; а по пастырскому твоему служению ты истинный сын его в вере ( 1Тим. 1:2 ). Свято сохраняя память об истинно апостольских подвигах, которые совершил у нас, во дни наши, сей великий Святитель Божий, мы по сему совершенно уповаем, что и ты здешнее стадо Божие будешь пасти в духе и силе его – отца твоего в вере; а мы, слушаясь гласа и идя за тобою ( Ин. 10:3–4 ), будем иметь утешение видеть у себя те плоды веры и любви, которые росли и множились здесь во дни светения сего великого светильника. «Владыко святый! Обезопасенный такими чувствами к тебе новой твоей паствы, с радостию Духа Святаго ( 1Фес. 1:6 ) совершай священнодействие благовествования Христова в нашей, ещё нескудной не ведущими истинного Бога и Его же послал есть Он, Иисуса Христа, – стране, дабы твоё приношение и язычников, будучи освящено Духом Святым, было благоприятно Богу. ( Рим. 15:16 )» 2 . Со своей стороны преосв. Антоний, в ответ на вышеприведённую речь и общее для всех назидание, в самое первое своё служение в день Рождества Христова сказал, между прочим, следующее:

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

П. Сырку Перечень печатных сочинений епископа Порфирия 1847 1 .Указатель актов, хранящихся в обителях св. горы Афонской. Журн. Мин. Народн. Просв. 1847, ч. 55, стр. 24–74 (июль), 169–200 (август), с приложением. Указатель переведен на немецкий язык И. Миллером и напечатан в Slavische Bibliothek, oder Beiträge zur slavischen Philologie und Geschichte. Herausgegeb. von Fr. Miclosich. I B. Wien. 1851, стр. 147–199. Ср. Muralt Essai de Chronographie byzantine. St.-Pétersb. 1855; t. I-II. B le et Genève. 1871–1873; Gass Zur Geschichte der Athos Klöster. Giessen. 1865, стр. 5–46; Langlois, во введении к географии Птолемея: Géographie de Ptolemée. Reproduct. photolithographique du manuscrit grec du monastère de Vatopédi au mont Athos. Paris. 1867, стр. 34–96; Флоринский, Афонские акты и фотографические снимки с них в собраниях П.И. Севастьянова. Спб. 1880, стр. 14. 1848 2 . Описание монастырей афонских в 1845–6 годах. Журн. Мин. Нар. Просв. (1848), ч. 58, стр. 55–101 (май), 111–166 (июнь). 3 . Синайский полуостров. Спб. 1848. Журн. Мин. Нар. Просв. 1848, ч. 60 11), стр. 137–170. 1855 4 . Рас-эль-Айнские водометные колодцы у города Тира. Отрывок из путешествия по Святой Земле. Литературн. Прибавл. к Ж. Μ. Н. Пр. 1855, 3, стр. 68–85. 5 . Отрывки из путешествий в Египетские обители (преподобного Антония Великого и Павла Фивейского). Статья первая в вторая. Спб. 1855. Литературные прибавления к Ж. Μ. Н. Пр. 1855 г., 1 (стр. 5–24) и 2 (стр. 31–62). 1856 6 . Первое путешествие в Синайский монастырь в 1845 г. С 8-ю рисунками, вырезанными на пальмовом дереве. Спб. 1856. 7 . Второе путешествие в Синайский монастырь в 1850 г. С 2-мя картинами Синая, вырезанными на дереве. Спб. 1856. Известия Акад. Наук по отдел. русск. яз. и сл., V, стт. 371–375. 8 . Путешествие по Египту и в монастыри святого Антония Великого и преподобного Павла Фивейского, в 1850 году. С 8-ю рисунками, чертежами и надписями, вырезанными на пальмовом дереве. Спб. 1856. Рецензии на все три книги: Сын Отечества 1857 г., 3, стр. 67; Отечествен. Записки 1857, 5 (т. 112), отд. 2, стр. 10–20, и И. Березина в Ж. М. Н. Пр. ч. 93 (1857, 3), стр. 141–150.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Палевицы. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Год постройки:1804. Год утраты:1939 Адрес: Республика Коми,Сыктывдинский район, с. Палевицы, ул. Сидорова, 28 Координаты: 61.993563, 50.368315 Изменить описание объекта Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Покровская церковь построена в 1804 г. Каменная. Престолы: во имя Покрова Пресвятой Богородицы; во имя свт. Николая Мирликийского Чудотворца; во имя вмч. Георгия Победоносца. Троицкая церковь, в деревянном исполнении кладбищенская, построена в 1885 году. Обе церкви были разрушены до основания. На месте каменной церкви находится памятник погибшим воинам во время Великой Отечественной войны, на месте кладбищенской Троицкой церкви - захоронения почившего местного населения. Хоть первый храм был построен в 1804 г., имеются сведения из архива общества потомков репрессированных священнослужителей Республики Коми о священнослужителях, начиная с 1797 г. Вероятно, первые богослужения совершались в часовнях, о датах постройки которых сведения не доступны. Часовни в деревнях: Даньдор, в честь Кирика и Улиты, разрушена до основания. В честь каких святых были построены часовни в деревнях Гавриловка, Ивановка, (Ервасьдор) ныне Тупицыно, Сотчем, Ысьник, не известно. Из данных деревень остались руины от часовни в д. Тупицыно, земельный участок и часовня находится на балансе государства, в остальных деревнях часовни разрушены до основания. Священники: 1797 (1807) - Тарабукин Исаакий Григорьевич, 1810 (1816) Чупров Иоанн Димитриевич, 1823 (1827) Шумков Петр Феодорович, 1835 (1845) Попов Иаков Георгиевич, 1846 (1869) Распутин Симеон Васильевич, 1867 (1902) Тюрнин Илия Георгиевич, 1912 (1917) Тюрнин Михаил Ильич. В приложении к мартирологу «Покаяние», выпуск 4 «Репрессированное православное духовенство и монашество Коми Края» «Сыктывкар, 2005» М.Б. Рогачева, упоминается еще один священник – Тюрнин Александр Ильич, иерей, уроженец с. Палевицы. «Родился 07.05.1875 г. в с. Палевицы Яренского у.

http://sobory.ru/article/?object=23035

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия С молитвенным благодарением Богу, заступничеством Святителя Филарета, к моему 80-летию. Содержание Заслуженному профессору Московской Духовной Академии К.Е. СКУРАТУ Константину Ефимовичу Скурату, заслуженному профессору МДА, почетному члену минской духовной академии Предисловие 1. Время святителя Филарета 2. К духовному образу святителя Филарета 3. Догматические темы 4. Мысли экзегетические 5. Путь духовного делания а) Избегай... б) Твори... в) Нищета и богатство 6. Духовное руководство – духовные советы а) Бог – и мы б) Ближние – и мы в) Мы – сами г) Разное 7. Промысл Божи й 8. Божия Матерь 9. Молитва а) Молитва в храме б) Молитва вне храма в) Святые таинства 10. Священство 11. Духовная школа 12. Монашество 13. «Кто даст ми криле – полещу и почию в лавре» (святитель Филарет) 14. Чтение священного писания и творений святых отцов церкви 15. Забота о ближних 16. Почтительность к родным 17. Немного о дружбе 18. Церковно-практические и административные советы и распоряжения 19. Взаимоотношения – начальствующие и подчиненные 20. Хозяйственные пожелания 21. Заметки о миссионерстве 22. О переводах на русский язык Священного Писания и творений святых Отцов Церкви 23. Мнения и отзывы о публикациях 24. Забота о единстве Вселенского Православия 25. Суждения о нарушениях церковной дисциплины и Православной веры 26. Праздничные приветствия 27. Почтение к Августейшим 28. Думы об Отечестве 29. Разные наставления 30. Юмор 31. Поучительные рассказы 32. Примеры подвигов 33. Кончина – за гранью земного бытия 34. Просил и себе... Вместо заключения Письма святителя Филарета по времени издания Издания в журналах     Данная работа Константина Ефимовича Скурата , заслуженного профессора Московской Православной Духовной Академии, почетного члена Минской Духовной Академии, доктора Церковной истории – это собрание драгоценных зернышек Богомудрия светлейшего Божия служителя Митрополита Московского Филарета (Дроздова) (1782–1867), разбросанных на тысячах страниц его писем. Цель ее автор так определяет: «Еще и еще послушать самому поучительное слово святого Московского Иерарха и помочь усвоить его ищущим истины и стремящимся к святости».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Поминайте наставники ваша, иже глаголаша вам слово Божие: ихже взирающе на скончате жительства, подражайте вере их, – учит св. Апостол ( Евр. 13:7 ). Скончавшийся двадцать пять лет тому назад святитель Филарет, митрополит Московский, был одним из величайших проповедников слова Божия. Из собрания его многочисленных, глубокомысленных и вместе глубоконазидательных проповедей составилось до ныне целых пять больших томов 1 . Скончание жительства ( η εχβασις της αναστροφης) его, кончина его (19 ноября 1867 года) была поистине христианская, безболезненная, непостыдная, мирная. Он и по призванию, и по долгу, и по праву и по личным достоинствам своим был истинный наставник, духовный вождь ( ηγουμενος), руководитель не только своей паствы, но и, можно сказать, всей русской церкви в течение многих десятилетий своей жизни. Он верно исполнил свой долг по отношению к нам. Исполняем ли и мы, по заповеди св. Апостола, свой долг по отношению к нему? К глубокому сожалению, появлялись прежде, появляются и теперь люди, которые, по недоразумению ли, или по другим каким-либо причинам, износят более или менее неблагоприятные о нем отзывы и даже клеветы и злословия 2 ). При жизни своей на такие отзывы и клеветы святитель Филарет никогда не отвечал и только для себя самого извлекал из них уроки смирения, покорности воле Божией и осторожности 3 . Мы намерены теперь указать лишь на некоторые черты жительства святителя Московского Филарета 4 , которые могут быть наилучшим опровержением особенно того, весьма распространенного, ложного мнения, будто митрополит Филарет был только человеком замечательного ума, но сердце имел „холодное“, был человек „бессердечный“ 5 . Мы постараемся выставить на вид хотя некоторые черты сходства в жизни митрополита Московского Филарета с существенными чертами известного и с древних времен весьма распространенного на Руси жития святого праведного Филарета Милостивого (+ 797), имя которого митрополит Московский Филарет, в мире Василий Михайлович Дроздов, получил при пострижении в монашество 16 ноября 1808 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Послание Архиерейского Собора Русской Православной Церкви боголюбивым пастырям, честному иночеству и всем верным чадам Русской Православной Церкви 18 января 2009 г. 08:44 Возлюбленные о Господе всечестные пастыри, боголюбивые иноки и инокини и все верные чада Церкви нашей! «Да будет с вами благодать, милость, мир от Бога Отца и от Господа Иисуса Христа, Сына Отчего, в истине и любви» (2 Ин. 1:3). Этими словами апостольского приветствия мы, участники Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, состоявшегося 29 ноября — 4 декабря 1994 года в московском Свято-Даниловом монастыре, обращаемся ко всей Полноте нашей Святой Церкви, вознося благодарственные молитвы ко Господу нашему Иисусу Христу, по благоволению Которого мы завершили свои труды, и испрашиваем Его всеблагой помощи в исполнении решений, принятых нашим Архиерейским Собором. Мы призываем пастырей и паству посвятить себя делу возрождения церковной жизни. «Будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом» (1 Кор. 15:58). Помните, возлюбленные отцы, братья и сестры, что в исполнении нашего служения нас укрепляет сила Божия, явленная Православной Руси в Его святых угодниках, прославленных ныне нашей Церковью. Архиерейский Собор рассмотрел представленные Синодальной комиссией по канонизации святых материалы и принял решение о причислении к лику святых выдающегося иерарха и богослова Русской Церкви митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова; 1782-1867), а также принявших мученическую кончину в эпоху гонений на Церковь православных миссионеров протопресвитера Александра Хотовицкого (1872-1937) и протоиерея Иоанна Кочурова (1871-1917). Мы верим, что ходатайство новопрославленных святых будет вдохновлять нас и помогать в нелегких ныне трудах на благо Церкви и Отечества. Да дарует всем нам Господь их мудрость и кротость, их бесстрашие и горение духа. Подвиги прославленных Собором святых были связаны с духовным образованием и православной миссией. Это важнейшие проблемы, стоящие и сегодня перед Русской Православной Церковью после десятилетий вынужденной изоляции от общества Вопросы духовного и религиозного образования, возрождения православного христианского образа жизни нашего народа стали главной темой Собора. Сегодня в наших странах идут весьма противоречивые процессы. С одной стороны, началось духовное возрождение народа. С другой — налицо рост социальной напряженности, межнациональной и гражданской вражды, преступности, пьянства, наркомании. Личность, семья и общество разрушаются безнравственностью. Наши страны держат трагическое первенство по числу разводов и абортов. Эти страшные процессы цинично провоцируются средствами массовой информации, и жертвами падения нравственности становятся прежде всего дети и молодежь. Следствием духовного оскудения и социальной безысходности стал катастрофический рост самоубийств.

http://patriarchia.ru/db/text/530516.htm...

Предисловие Не смотря на свое давнее, почти пятисотлетнее существование. Угрешская обитель не имела до сих пор подробного исторического описания. Были краткие очерки помещенные в различных сборниках; так 1) В Географическом Словаре Российского Государства Максимовича и Щекатова. Изд. 2-е. 7 частей. Москва. 1801–1809. 4°. 2) В Истории Российской Иерархии. Амвросия. Префекта Новгородской Семинарии. 6 ч. 1807–1815 г. Моск. 8°. 3) В Описании Монастырей в Российской Империи находящихся, (имело 8 изданий: 1-е 1812 г. 158 и X стр. 8-е издание – 1834 и 80 стр. 8°). Это описание было приложено к Новому Полному месяцеслову. 4) В Полном Собрании Исторических сведений о всех в древности бывших и ныне существующих Монастырях и примечательных церквах в России. А. Ратшина. 1852. Москва. 8°, и наконец 5) В Воспоминаниях о Угреше, соч. Я. Горицкого. 1867. изд. 2-е. Москва, 8° 60 стр. (в продаже более уже нет). Но все приведенные описания, не исключая и последнего были кратки, неполны и не обнимали всей истории Угрешской Обители; между тем, с ежегодно возрастающим числом богомольцев, увеличивались и требования Исторического Описания Угрешского монастыря, почему два года тому назад приступлено было к собиранию письменных и печатных источников для истории нашей обители. Предлагаемый ныне Исторический Очерк есть ни как не более как опыт очерка, на скоро составленный одним из братий обители, и издаваемый, как Путеводитель по Угреше для посетителей-богомольцев, желающих иметь подробное описание монастыря и замечательных событий из его истории с древнейшего времени. Много еще осталось материалов, собранных и не разработанных, вероятно найдутся и еще новые, и ежели время не положит преграды трудящимся, можно надеяться, что при помощи Бога споспешествующего – Угрешская Обитель издаст второе, более подробное описание своей истории, к тому времени когда исполнится пятьсот лет от ее основания. Один из меньшей Угрешской братии: Димитрий. 1871 г. Октября 1 дня. Угреша. Глава первая. Общий обзор истории монастыря

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010