Майкоп. Собор Успения Пресвятой Богородицы (старый). Успенский собор /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты О строительстве Успенского собора в г.Майкопе 12 ноября 1880 г. в Кавказскую Духовную Консисторию поступило письмо Майкопского городского головы Д. Зинковецкого, в котором, в частности, говорилось: В 1867 г. при начатии заселения местности, предположенной для г.Майкопа, признано было необходимым в центральной части оставить свободное место для постройки православной церкви, на каковой предмет оставлен по плану города целый квартал, выходящий лицом на 4 улицы и имеющий пространство 4900 кв. сажен. С объявлением Майкопа городом вокруг этой церковной площадки построено около 1500 жилых домов с населением в них до 15 тыс. жителей обоего пола, но самой церкви при бедности населения не построено и до настоящего времени. Городское общественное управление, признавая настоятельную и безотлагательную необходимость в постройке церкви в центральной части города (именно на месте, оставленном при первоначальном заселении Майкопа), но, не имея к этому средств, возлагает на городского голову ходатайство о займе городом из государственного казначейства 30 тыс. рублей сроком на 30 лет. В 1879 г. такое ходатайство было возбуждено. Начальник Кубанской области сообщил, что Главное управление Наместника Кавказского просило содействия обер-прокурора Святейшего Синода к отпуску г.Майкопу на построение православной церкви 30 тыс. руб. в виде беспроцентной ссуды, но получило отказ ввиду отсутствия в духовном ведомстве свободных сумм. Городское общественное управление вновь уполномочило городского голову ходатайствовать перед Наместником Кавказским о разрешении открыть подписку на сбор средств на постройку церкви и перед Наказным атаманом Кубанского казачьего войска о заимствовании г.Майкопу из войсковых сумм 10 тыс. руб. серебром на постройку церкви. В Майкопе к этому времени уже была построена и действовала одна православная церковь. Документы о ее строительстве не сохранились, но сведения о ее существовании имеются в докладе городского головы на заседании городской управы 25 августа 1879 г. В докладе сообщалось, что к 1871 г., времени введения в г.Майкопе гражданского управления, население составило 10 тыс. жителе1й гражданского ведомства, а к концу 1878 г. – 23 тыс. жителей, все православного исповедания. Построение церкви по крайне бедности, за малым исключением населения оказалось непосильной задачей. Попытка собрать для этого деньги посредством добровольных пожертвований дала возможность построить первый храм (церковь), по размерам своим не вмещающую и 15-й части горожан1. Судя по документам, церковь эта носила имя Александро-Невской, была весьма отдалена от вновь образовавшегося поселения, где были сгруппированы ¾ горожан и, по крайней мере, для половины населения была совершенно недоступна.

http://sobory.ru/article/?object=42431

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВРААМИЕВ ГОРОДЕЦКИЙ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МОНАСТЫРЬ Авраамиев Городецкий монастырь Авраамиев Городецкий монастырь (Галичской и Макарьевской епархии), в с. Ножкине Чухломского р-на, основан в кон. XIV в. прп. Авраамием Галичским (Чухломским, Городецким) на месте заброшенного «городка» («городца»), на сев. берегу Чухломского оз. Уже при жизни прп. Авраамия в кон. XIV в. в мон-ре насчитывалось ок. 100 насельников. После кончины преподобного (20 июля 1375) обителью управлял игум. Иннокентий, ученик прп. Авраамия, поставленный им в настоятели. Из последующих настоятелей мон-ря выделяется игум. Протасий (сер. XVI в.), автор житий преподобных Павла Обнорского и Авраамия Галичского. В XIV-XV вв. строения обители были деревянными. В 1608 г. «по вере и обещанию» царя Василия Иоанновича Шуйского в мон-ре был заложен первый каменный пятиглавый двухстолпный собор в честь Покрова Пресв. Богородицы с особым Ильинским приделом над гробницей прп. Авраамия (преставившегося в день прор. Илии). Из-за свержения в 1610 г. царя Василия Шуйского и событий Смутного времени строительство холодного Покровского собора было закончено лишь в 1631 г. В нач. 50-х гг. XVII в. над Св. вратами мон-ря был возведен одноглавый Никольский храм, а во 2-й пол. XVII в.- трехшатровый двухэтажный теплый собор Рождества Христова с приделом прп. Авраамия Галичского (разобран в 60-х гг. XIX в.). В 1764-1768 гг. построена каменная ограда с 4 небольшими башнями по углам. В 1857 г. Ильинский придел над гробницей преподобного был разобран и к Покровскому собору пристроен пятиглавый четырехстолпный собор в честь иконы Божией Матери «Умиление», освященный в 1867 г. В 1-й пол. 70-х гг. XIX в. возведена пятиярусная колокольня в эклектичном стиле. В ансамбль мон-ря вплоть до его закрытия входила деревянная надкладезная часовня на берегу Чухломского оз., поставленная на том месте, где первоначально поселился прп. Авраамий.

http://pravenc.ru/text/62892.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕЛЫНИЧСКИЙ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в мест. Белыничи Оршанского у. Могилёвской губ., в 45 верстах от Могилёва, на р. Друть (ныне пос. Белыничи Могилёвской обл.). Б. м. был знаменит находившейся в нем чудотворной Белыничской иконой Божией Матери , почитаемой православными, католиками и униатами. По преданию, первоначально (с XIII в.) икона находилась в правосл. Илиинском храме в мест. Белыничи. После подписания Брестской унии 1596 г. храм был обращен в униатский, затем разрушен. В нач. XVII в. Белыничами владел литов. канцлер Лев Сапега, к-рый в 1622-1624 гг. пожаловал католич. ордену кармелитов участок земли в этом имении, чем положил начало католич. мон-рю. Актом от 1 марта 1624 г. обитель была официально учреждена. Вскоре был построен деревянный костел, собралась братия, к-рой Сапега отписал 4 земельных участка в Белыничах с мещанскими дворами и огородами (в 1628 г. засвидетельствовано в оршанском земском суде); в 1653 г. утвержден фундуш, включавший деревни Церковище, Техтин и Угольщина. Мест. Белыничи впосл. принадлежало графам Огинским, затем Кожуховским, покровительствовавшим обители. Вероятно, ок. сер. XVI в. чудотворный образ перенесли в костел, один из престолов к-рого в память о древней церкви освятили во имя св. прор. Илии. Тысячи паломников посещали обитель, получали исцеления от иконы. В 1756-1761 гг. на средства ктиторов (Сапег, Огинских, Радзивиллов) на левом берегу р. Друти был выстроен новый каменный костел в честь Рождества Богородицы, кляштор и др. монастырские здания. Строительство было приурочено к торжествам коронования Белыничской иконы. Венцы были освящены в Риме папой Бенедиктом XIV и присланы Виленскому еп. Михаилу Зеньковичу, к-рый 20 июля 1761 г. совершил обряд коронования и крестным ходом перенес святыню в новый костел. В 1832 г. кармелитский мон-рь был закрыт, костел обращен в приходской, но количество паломников к иконе возросло. Белыничи, по словам иером. Василия (Жудро), были «центром религиозной жизни» Белоруссии. В праздники Вознесения Господня, Сошествия Св. Духа, Рождества Богородицы, Шкаплерной иконы Божией Матери и прор. Илии происходили крестные ходы с Белыничской иконой с чином отпущения грехов для представителей всех христ. конфессий. Во время торжеств верующим раздавали польск. молитвословы, катехизисы, иконки и шкаперы. Это способствовало активному переходу православных и униатов в католичество. В 1841 г. Могилёвский архиеп. Исидор (Никольский) писал в Синод, что за год в Б. м. в католичество обращено 424 чел. В 1832, 1865, 1867 гг. могилёвские губернаторы и Могилёвские архиереи безуспешно добивались закрытия костела и обращения в правосл. приход.

http://pravenc.ru/text/77974.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла В. Н. Николаев. Литография. 1877 г. Владимир Николаевич (19.02.1847, г. Царское Село (ныне Пушкин) - 11.11.1911, Киев), архитектор. Род. в мещанской семье. Образование получал в рисовальной школе Петербургского об-ва поощрения художеств (60-е гг. XIX в.), с 1864 г.- в имп. Академии художеств (ИАХ), где учился у Р. Б. Бернгарда, Д. И. Гримма, А. И. Резанова. Во время учебы удостоен поощрительной медали за расчет церковных сводов. В 1867-1868 гг. являлся помощником архит. акад. И. М. Федюшкина на строительстве ц. во имя арх. Михаила с приделом во имя св. Иоанна Предтечи в дер. Вышегороде (ныне Дедовичский р-н Псковской обл., 1863-1873; строилась при участии архитекторов А. И. Долотова, И. С. Богомолова). Заказчиком оригинальной красно-кирпичной шатровой постройки по типу восьмерик на четверике в московско-ярославском варианте рус. стиля был владелец соседнего имения полковник П. И. Бибиков. Под рук. Гримма в 1870 г. Н. участвовал в сооружении памятника имп. Екатерине II в С.-Петербурге, в следующем году служил в конторе по постройке дворца вел. кн. Владимира Александровича. В 1871 г. окончил ИАХ с большой серебряной медалью (проект концертного зала) и со званием классного художника 3-й степени. В 1872 г. вступил в Петербургское об-во архитекторов. В том же году технический директор нового пивного завода инженер А. Ф. Термен пригласил Н. в Киев для строительства заводских корпусов акционерного Об-ва пивоваренных заводов Киева (совр. ул. Фрунзе, 41, пивзавод «Подол»). С мая 1872 г. до конца жизни Н. проживал в Киеве. Он занимал должности городского (1873-1887) и епархиального (9 февр. 1875-1898) архитектора. С 1875 г. по поручительству Бернгарда руководил работами по укреплению здания Владимирского собора (архитекторы А. В. Беретти, П. И. Спарро, И. В. Штром), которое дало трещины. Под его руководством было закончено сооружение собора (вчерне в 1882) и выполнен проект внутренней отделки в рус. стиле, который одобрило Церковно-археологическое общество, однако реализована была художественная программа А. В. Прахова (1882-1896). За работы в соборе Н. был награжден орденом св. Владимира 4-й степени, что дало ему право на потомственное дворянство (имел чин действительного статского советника). В числе др. наград Н.- орден св. Анны 3-й степени и знак Красного Креста за строительство больниц и приютов (1877). В 70-х гг. XIX в. с ознакомительной целью посетил Германию. В 1880 г. был удостоен серебряной медали выставки Юго-Западного края за художественные изделия из терракоты, изготовленные на собственном заводе.

http://pravenc.ru/text/2565618.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛАДОЖСКОЕ ВИКАРИАТСТВО С.-Петербургской (Петроградской, Ленинградской) епархии, существовало в 1865-1892, 1917-1927/28, 1970-1983, 1989-1990 гг. В 1865-1892 гг. резиденцией епископов служила Александро-Невская в честь Св. Троицы лавра в С.-Петербурге. Указом Синода от 25 апр. 1865 г. было объявлено «о причислении Эстляндской губернии, находившейся в составе Санкт-Петербургской епархии, к епархии Рижской». Правящий архиерей столицы стал именоваться вместо «Санкт-Петербургского, Эстляндского и Финляндского» «Санкт-Петербургским и Финляндским». 24 июня 1865 г. получило утверждение определение Синода о наименовании епископа Ревельского, 1-го викария С.-Петербургской епархии (на тот момент им был свт. Герасим (Добросердов) ), епископом Ладожским. Все 11 Ладожских епископов XIX в. были викариями самого долголетнего С.-Петербургского митрополита - Исидора (Никольского ; † 7 сент. 1892), после кончины к-рого Л. в. на четверть века прекратило существование. После назначения еп. Герасима 26 янв. 1866 г. на самостоятельную Самарскую и Ставропольскую кафедру епископом Ладожским 21 февр. того же года стал еп. Старорусский, викарий Новгородской епархии, Аполлос (Беляев) , но уже 12 дек. 1866 г. он получил в управление Вятскую епархию. 18 дек. того же года во епископа Ладожского был хиротонисан ректор С.-Петербургской ДС архим. Палладий (Раев) . 10 сент. 1867 г. он освятил Введенскую ц. в с. Хотове Новоладожского у., к-рая «по изящности внешней и внутренней» соперничала с лучшими церквами уезда. В июле 1869 г. он был командирован в Петрозаводск и в Вытегру для разрешения вопроса о месте строительства храма в Вытегре. Во время поездки епископа, 15 июля 1869 г., состоялось его назначение на Вологодскую кафедру. Следующие 4 Ладожских епископа последовательно проходили должности вторых и первых викариев митр. Исидора: их перемещали на Л. в. с Выборгского викариатства . Выборгский еп. Павел (Лебедев) стал епископом Ладожским 29 авг.

http://pravenc.ru/text/2462499.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Мирон (Романул), митр. Трансильванский. Фотография. Кон. XIX в. (Романул Мойше; 23.08. 1828, с. Мезеш, комитат Бихар, Венгрия в составе Австрийской империи (ныне Мизьеш, жудец Бихор, Румыния) - 4.10.1898, Сибиу, Венгрия в составе Австро-Венгрии (ныне в Румынии)), архиеп. Сибиуский, митр. Трансильванский (1874-1898) Румынской Православной Церкви (РумПЦ). Род. в семье принявших Православие евреев, занимавшихся аграрным трудом. Получил среднее образование в румын. греко-католической гимназии в Беюше, изучал философию в Венгерской католической академии в Надьвараде (ныне Орадя, Румыния). Богословское образование получил в православной Арадской ДС (1846-1849). 27 окт. 1857 г. принял постриг в православном монастыре Ходош-Бодрог близ Арада. В 1857-1869 гг. преподавал в Арадской ДС. В 1863 г. был рукоположен во иерея и назначен епархиальным секретарем, 27 июня - епархиальным советником Арадской епархии РумПЦ. С 25 марта 1864 г. протосинкелл. В 1869-1870 гг. в структурах венг. администрации занимал должность королевского инспектора правосл. школ в комитате Крашшо-Сёрень в Банате (ныне жудец Караш-Северин, Румыния). В год образования Австро-Венгерской монархии (1867) созвал в Араде конференцию участников румын. национального движения (гл. обр., интеллектуалов), на к-рой было принято решение о создании Румынской национальной партии, был избран одним из ее сопредседателей. С 1869 г. депутат венг. парламента в Будапеште. В 1870 г. на 1-м Соборе Арадской епархии, проведенном в соответствии с Органическим статутом РумПЦ в Трансильвании, предложенным митр. Андреем (Шагуной) и утвержденным имп. Францем Иосифом I (1868), избран викарием правосл. консистории в Надьвараде. 28 авг. 1871 г. возведен в сан архимандрита. В 1872 г. Арадский епархиальный Собор избрал его викарием Арадской епархии. 12 нояб. 1873 г. избран епископом Арадским, 3 февр. 1874 г., после утверждения его кандидатуры австр. имп. Францем Иосифом I, хиротонисан во епископа, 15 дек. того же года возведен в архиепископа Сибиуского, митрополита Трансильванского, стал т. о. главой РумПЦ в королевстве Венгрия. Как глава Церкви входил в верхнюю палату венг. парламента. С нач. 70-х гг. XIX в. был редактором церковных печатных изданий, выходивших в Араде и Сибиу и имевших широкое распространение в среде трансильванских румын.

http://pravenc.ru/text/2563340.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МОДЕСТ (Никитин Тихон Николаевич; 12.08.1867, Воронеж - 2.12. 1937, г. Вязьма Смоленской обл.), архиеп. Смоленский и Вяземский. Из семьи диакона. В 1878 г., по окончании начальной школы в с. Чертовицком Воронежского у. и губ., поступил в Воронежское ДУ. В 1883 г. окончил уч-ще и поступил в Воронежскую ДС. В 1889 г., по окончании семинарии, был назначен псаломщиком Трехсвятительской домовой ц. Воронежского ДУ и одновременно учителем певчих архиерейского хора. 6 окт. 1891 г. рукоположен во иерея. Был назначен священником Димитриевского храма слободы Никитовка Валуйского у. Воронежской губ. С 1893 г. был также законоучителем Никитовской церковноприходской школы, в 1896-1899 гг.- наблюдателем церковноприходских школ Валуйского у. В 1898 г. овдовел. По резолюции Московского и Коломенского митр. сщмч. Владимира (Богоявленского) от 10 сент. 1899 г. принят в МДА. В июле 1903 г., по окончании академии со степенью канд. богословия, назначен священником Всехсвятской ц. в г. Феодосии Таврической губ. С 13 янв. 1904 г. одновременно работал законоучителем в Феодосийском учительском ин-те. 21 авг. того же года переведен священником в Тихвинско-Онуфриевскую ц. в Воронеже, стал сверхштатным членом Воронежской духовной консистории. С сент. 1905 г. также являлся законоучителем в Воронежской фельдшерской школе и жен. гимназии М. П. Кожевниковой. В нояб. 1907 г. принят в число братии Чудова в честь Чуда архангела Михаила в Хонех мужского монастыря в Московском Кремле. 14 дек. того же года принял монашеский постриг с именем Модест. В февр. 1908 г. назначен настоятелем московского в честь иконы Божией Матери «Знамение» мужского монастыря с возведением в сан архимандрита. Также занимал должности наблюдателя послушнических монастырских школ Москвы (с мая 1908), благочинного мужских и женских мон-рей Московской епархии (с дек. 1908), наблюдателя московских церковноприходских школ (с апр. 1909). 4 авг.

http://pravenc.ru/text/2563920.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Неофит VIII, патриарх К-польский. Фотография. 1893 г. (Иоаким Папаконстантину) (1832, сел. Кюпкёй, ныне г. Проти, Греция - 18.07.1909, о-в Андигони (ныне Бургаз, Принцевы о-ва, Турция)), патриарх К-польский (27 окт. 1891 - 25 окт. 1894). Род. в семье священника Драмской митрополии Константина Папаконстантину и его супруги Маргариты. Через неск. дней после рождения Иоакима его семья переехала в близлежащее сел. Родоливос (ныне город). В 1839-1848 гг. Иоаким проходил начальное обучение в мон-ре Икосифинисса (Косиница, близ совр. г. Проти, к юго-западу от г. Драма) у своих родственников-монахов. Его 1-м учителем стал мон. Антоний (впосл. митрополит Меленикский). Затем Иоакима отправили для продолжения образования в центральную греческую школу г. Алистрати, где он обучался 3 года. В 1851 г. поступил в Богословскую школу на о-ве Халки. Во время обучения Иоакима схоларх Константин Типальдос постриг его в монашество с наречением имени Неофит. Вскоре состоялась диаконская хиротония Н. В 1858 г. окончил Халкинскую школу и стал 2-м после Иоакима IV (1884-1886) ее выпускником, занявшим К-польскую кафедру. После окончания образования работал учителем греч. языка в школе Алистрати, затем перебрался в Ниссу. В течение 3 лет выполнял обязанности секретаря митр. Струмицкого Иерофея. Затем под рук. И. фон Дёллингера прошел 2-летний курс обучения в Мюнхенском ун-те, хорошо освоил нем. язык. В связи со смертью своего покровителя диак. Мелетия Н. прервал обучение и вернулся на родину. Там он служил архидиаконом и секретарем митр. Амасийского Софрония, а затем был рукоположен им во пресвитера и возведен в сан архимандрита. 25 нояб. 1867 г. избран епископом Элефтеруполиса, который находился на территории Драмской митрополии. В 1872 г. Собор в К-поле признал неканоничным создание султанским правительством Болгарского Экзархата, который должен был стать самоуправляемой структурой в составе Константинопольской Православной Церкви . Экзарх Анфим I и ряд др. болг. архиереев были отлучены от Церкви (подробнее см. в статьях Болгарская Православная Церковь , Константинопольские Соборы ). Среди отлученных - митр. Филиппопольский (Пловдивский) Панарет, кафедру к-рого занял Н. После смерти патриарха К-польского Иоакима II (5 авг. 1878) Н. стал одним из 3 кандидатов на Патриарший престол, на к-рый, однако, был избран Иоаким III (1878-1884, 1901-1912). 4 июля 1880 г. Н. назначили митрополитом Адрианопольским; в янв. 1886 г. по причине болезни он удалился на Афон. 7 марта 1887 г. Н. был избран митрополитом Пелагонийским, 1 авг. 1891 г. перемещен на кафедру Никополя и Превезы в Эпире.

http://pravenc.ru/text/2565012.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АКАДЕМИИ ДУХОВНЫЕ КАТОЛИЧЕСКИЕ В РОССИИ высшие учебные заведения, созданные для подготовки католич. духовенства, прежде всего для земель Речи Посполитой, вошедших в состав России в 1793-1795 и 1815 гг.: Виленская академия (1578-1842); С.-Петербургская академия (1839-1918); Полоцкая академия (1812-1820); Варшавская академия (1835-1867). Виленская академия (В. а.). Привилеем польск. кор. Стефана Батория от 7 июня 1578 г. Виленская иезуитская коллегия, организованная в 1570 г., была преобразована в академию. Были учреждены 2 фак-та: философский, на к-ром преподавали 5 профессоров, и теологический, где преподавали 10 профессоров. По своему статусу В. а. была приравнена к др. европ. академиям. 5 февр. 1582 г. это было подтверждено буллой Григория XIII . В 1641 г. кор. Владислав IV издал привилей о создании в В. а. медицинского (к-рый, однако, так и не был открыт) и юридического фак-тов (1644). Как и большинство католич. академий того времени, В. а. находилась в ведении ордена иезуитов , ею управлял избиравшийся на 3 года ректор, подчинявшийся непосредственно генералу ордена. Первым ректором был назначен Петр Скарга . Хотя В. а. была основана «pro Ruthenis et Moscovitis» (лат.- для рутенов и московитов, т. е. для населения Речи Посполитой и Московского гос-ва), с самого начала ее существования как «рутены», так и «московиты» были практически лишены возможности обучаться в ней. Даже после заключения Брестской унии В. а. не сотрудничала с Киевской митрополией. В XVIII в. В. а. пережила период упадка и резкого падения уровня преподавания. Возрождение началось после того, как по указу Эдукационной комиссии от 1781 г. академия была преобразована в Главную школу Великого княжества Литовского . В 1803 г. указом имп. Александра I переименована в Императорский ун-т, к-рый был поделен на 4 фак-та: физико-математический (10 кафедр), медицинский (6 кафедр), моральных, политических и теологических наук (10 кафедр), лит-ры и свободных искусств (5 кафедр). Раз в месяц здесь проходили академические сессии, каждые полгода одна из них была публичной. Ун-т управлял всеми гос. и частными школами округа, осуществлял цензуру книг и имел собственную типографию.

http://pravenc.ru/text/63750.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОБЩЕСТВА в Российской империи имели статус общественных орг-ций, находились в ведении Мин-ва народного просвещения и под покровительством гос. власти, занимались изучением исторических памятников. Непосредственными предшественниками А. о. были Общество истории и древностей российских (с 1804) при Московском ун-те и Одесское об-во истории и древностей (с 1839). Русское А. о. Основано в С.-Петербурге в 1846 г. по инициативе нумизмата Б. В. Кёне, заведовавшего минц-кабинетом имп. Эрмитажа, как Археологическо-нумизматическое. После утверждения нового устава переименовано в Императорское археологическое об-во (1849). В 1851 г. созданы 3 отд-ния: рус. и слав. археологии, вост. археологии, древней и зап. археологии. Изучение рус. древностей было определено главным направлением научной деятельности его членов. Об-во поставило перед собой задачу создать свод исторических памятников России с привлечением «провинциальных корреспондентов» и выпустило для работы методические указания ( Сахаров И. П. Записка для обозрения русской археологии. СПб., 1851). При покровительстве виленского генерал-губернатора М. Н. Муравьёва в 1864 г. была организована экспедиция по изучению правосл. памятников в Западном крае Российской империи. В ней приняли участие архит. И. И. Горностаев и худож. Оружейной палаты Д. М. Струков. В 50-х гг. XIX в. в «Записках императорского археологического общества» началась публикация описаний церквей и мон-рей России ( Макарий (Миролюбов), архим. Памятники церковных древностей в Нижегородской губернии//Зап. имп. Археол. об-ва. 1857. Т. 10; Соловьев П. И. , прот. Новгородский Софийский собор//Там же. 1865. Т. 11, и др.) и работа по подготовке первого научного издания Жития Бориса и Глеба (Сказания о святых Борисе и Глебе: Сильвестровский список XIV в./Изд. И. И. Срезневский. СПб., 1860). В 1866 г., после принятия нового устава, об-во стало называться Русским археологическим. Благодаря деятельности кн. Г. Г. Гагарина (помощника председателя об-ва) в 60-х гг. XIX в. особое внимание было уделено изучению визант. и древнерус. памятников. С 1867 г. об-во получило гос. финансирование на издание рисунков Ф. Г. Солнцева с мозаик и фресок Софийского собора, в 1870 г. по инициативе кн. Гагарина архит. К. М. Быковский приступил к работе над созданием руководства по истории визант. архитектуры. В 1881 г. по инициативе А. В. Прахова об-во провело раскрытие и копирование фресок Кирилловской ц. в Киеве. Эти копии экспонировались во время проведения 4-го Археологического съезда в Одессе.

http://pravenc.ru/text/76468.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010