Двадцатипятилетие служения в священном сане преосвященного Арсения, епископа Рижского и Митавского Источник 2-го февраля с.г. исполнилось двадцатипятилетние служения Преосвященного Арсения, Епископа Рижского и Митавского в священном сане. Духовенство рижской епархии и служащие по духовному ведомству почтили этот день молитвою о здравии и долгоденствии Преосвященного Владыки и некоторыми знаками почтения и уважения к нему. Несомненно, истории принадлежит подробная оценка деятельности Преосвященного, в летописи церковных событий, необходимо занести это событие и вместе с тем сообщить биографические сведенья об Архипастыря и коснуться некоторых сторон архипастырской деятельности Преосвященного нашего Владыки, на сколько для изображения оной имеется фактического материала в церковной жизни вверенной рижской епархии. Преосвященнийший Арсений, в миру Александр Дмитриевич Бринцел, сын причетника с.Волсты, Смоленской епархии, Юхновского уезда, родился 27 августа 1839 г.; обучался сначала в Вяземском духовном училище, затем в Смоленской духовной семинарии и наконец, в Киевской духовной академии. По окончании академического курса со степенью магистра богословия, 26 июля 1867 г. определен был законоучителем гимназии в м. Белая церковь , Киевской губернии. В сан диакона он был рукоположен в» февраля, а в сан священника 4 февраля 1868 г. Порфирием, Епископом Чигиринским, Викарием киевской митрополии. Перемещенный в Киев в 1869 г. он приходил законоучительския должности в Киево-Подольской гимназии, в киевском училище для девиц духовного звания, в киевской владимирской военной гимназии и в киевском институте для благородных девиц состоя в то же время настоятелем церкви сначала Киево-Печерской Воскресной церкви, а затем церкви института благородных девиц. В 1873 г. 19 марта указом Св. Синода он был назначен ректором Таврической духовной семинарии. В 1975 г. 26 апреля был подстрижен в монашество в Бахчисарайском успенском ските Гурием, Епископом Таврическим. В 1882 г. 17 апреля назначен Епископом Выборгским, а 3 мая – Ладожским, викарием Санкт-Петербургской епархии; в1883 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Димитрий (Самбикин) Димитрий (Самбикин Димитрий Иванович), архп. Казанский и Свияжский. Родился 3 октября 1839 года в семье протоиерея слободы Караяшина, Острогожского уезда, Воронежской губернии. Окончил Бирюченское духовное училище в 1861 году – Воронежскую духовную семинарию. В 1865 г. – СПб. духовную академию. 20 янв. 1866 г. назначен преподавателем Воронежской духовной семинарии по Церковной истории. 26 сент. 1866 года рукоположен во диакона. 1 октября – во иерея, при Рождестве Богородицкой (Пятницкой) церкви в Воронеже. В 1867 году утверждён в степени магистра богословия. 13 апр. 1870 года овдовел, после трёхлетнего супружества. Жена умерла от туберкулёза в первый день Пасхи праведной христианской кончиной. С 5 мая 1872 г. – ректор Тамбовской духовной семинарии. 10 июня 1872 года утверждён и 23 июня возведён в сан протоиерея. 11 февраля 1877 года пострижен в монашество митрополитом Московским Иоанникием и 13 февраля возведён в сан архимандрита. 31 дек. 1880 г. вызван в СПб. на чреду священнослужения. 6 авг. 1881 г. – ректор Воронежской духовной семинарии. 4 янв. 1887 г. хиротонисан в Успенском Московском соборе Иоанникием, митрополитом Московским и собором епископов, во епископа Балахнинского, Нижегородской епархии. С 28 октября 1887 г. – епископ Балтский, вик. Подольской епархии. С 13 декабря 1890 года – епископ Подольский и Брацлавский. С 6 ноября 1893 года – почётный член Московской духовной академии. С 1895 года – почётный член Казанской духовной академии. С 2 ноября 1896 года – епископ Тверской и Кашинский. 6 мая 1898 года возведён в сан архиепископа. 17 марта 1904 года за выдающиеся учёно-литературные труд Советом СПб. академии удостоен учёной степени доктора Церковной истории. С 26 марта 1905 года – архиепископ Казанский и Свияжский. Скончался 17 марта 1908 года в Казани. Перед самой кончиной сподобился таинства Елеосвещения и причастия Св. Христовых Таин. (В «ЖМП» 1945 г., 3, на стр. 68 ошибочно указан год смерти 1907 год. См. «Прав. Собес.» 1908 г., апрель, стр. 384).

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Доклад председателя Синодальной комиссии по канонизации святых митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия на Архиерейском Соборе 1997 года 6 июня 2008 г. 19:00 Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия , председателя Комиссии Священного Синода по канонизации святых, на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 1997 года. Ваше Святейшество! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Со времени последнего, проходившего в этих же стенах 29 ноября — 2 декабря 1994 года, Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, на котором к лику общероссийских святых были причислены Митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов; 1782-1867) и священномученики протоиерей Иоанн Кочуров (1871-1917) и протопресвитер Александр Хотовицкий (1872-1937), Синодальная Комиссия по канонизации святых продолжала свою работу по изучению жизни подвижников веры и благочестия. Комиссия, в частности, рассматривала представленные митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром и правящими архиереями Владимирской, Казанской, Костромской, Московской, Одесской, Ставропольской и Харьковской епархий материалы к канонизации местночтимых святых, почитаемых в пределах их епархий. В ряду местночтимых канонизаций мне прежде всего хотелось бы упомянуть соборное прославление Оптинских старцев, совершенное Святейшим Патриархом 26 июля минувшего года, а также причисление к лику святых в конце 1995 года Украинской Православной Церковью святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Главным же в работе Комиссии оставался вопрос, связанный с Определением Архиерейского Собора от 31 марта — 4 апреля 1992 года начать исследование материалов о мученической кончине Царской Семьи. Его изучение не являлось произвольным выбором Комиссии, а было выполнением послушания, возложенного на нее Соборным органом Церкви. С 1992 года Комиссия посвятила рассмотрению этой темы девятнадцать заседаний, в перерывах между которыми члены Комиссии проводили углубленную научно-исследовательскую работу по изучению различных аспектов жизни Царской Семьи. Уже на Архиерейском Соборе 1994 года в моем докладе была изложена позиция Комиссии по ряду завершенных к тому времени исследований. В своем Определении по данному докладу Собор одобрил ее деятельность и постановил: «Считать правильными используемые Комиссией критерии канонизации святых и метод работы. Придерживаться таковых в будущем... и в изучении вопроса о возможности причисления к лику святых Императора Николая II и его Семьи».

http://patriarchia.ru/db/text/5829527.ht...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Время подумать, подумать основательно о существенном, вечном!» 13.01.2021 1039 Время на чтение 3 минуты Ниже мы публикуем одно из писем святителя Игнатия (Брянчанинова) (1807– 30 апреля/13 мая 1867). Публикацию (приближенную к современной орфографии) специально для Русской Народной Линии (по изд.: Игнатий (Брянчанинов), епископ. Сочинения. – 2-е изд., испр. и доп. – Т. 4. Аскетическая проповедь и письма к мирянам. – СПб. Изд. И.Л. Тузова, 1886.– С.468–469. (Репринт)) подготовил профессор А. Д. Каплин. Название – составителя (в издании 1886 г. письмо помещено под номером 22). + + + 22. Примите мое усерднейшее поздравление с наступившими праздниками и новым годом. Да дарует вам Господь провести этот грядущий год и прочие годы жизни в Богоугождении, в помышлениях о вечности, в делах для вечности. Тени земные уже проходят! уже время престать гоняться за ними, как гоняется мальчик за мотыльком златокрылым, бегая по испещренному цветами лугу! Время подумать, подумать основательно о существенном, вечном! А тот занимается как должно вечностию, кто постоянно упражняется в чтении Нового Завета и писаний святых Отцов, научающих правильно разуметь Евангелие Христово, кто, познавая таким образом волю Божию, благую и совершенную, выправляет по ней свой образ мыслей, свои душевные движения, а погрешности и увлечения врачует покаянием. Христианину, живущему посреди мира, не должно читать святых Отцов, которые писали для монашествующих. Какая польза от чтения тех добродетелей, которых нельзя исполнить самим делом? Пользы никакой не может быть, а может быть вред, состоящий в том, что в человеке возбудится мечтательность духовнаго состояния, ему никак неидущаго. Эта мечтательность будет временем лестно услаждать воображением высоких добродетелей, временем наводить на душу уныние и отчаяние, когда мы увидим, что не можем исполнить этих добродетелей; – всегда и постоянно отвлекать нас от добрых дел, прямо нам идущих, таким образом соделывать жизнь нашу пустою, безплодною. Христианину, котораго жребий – проводить и окончить жизнь среди мира, должно читать святых Отцов, писавших вообще для всех христиан. Таковы писатели, которых, сочинения написаны на русском языке, или переведены на него: Св. Иоанн Златоустый, Св. Димитрий Ростовский, Святитель Тихон Воронежский, Никифор Астраханский, Георгий Затворник. Обильное поприще для чтения! Обильное духовное пастбище, на котором до насыщения и тучности могут питаться словесныя овцы Христовы!

http://ruskline.ru/analitika/2021/01/14/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Краткое изложение современного православного учения о личности (ипостаси) После прочтения статьи митрополита Иерофея (Влахоса) «Богословский кризис и случаи его в современной церковной жизни» 24.03.2017 1867 Время на чтение 4 минуты Многоуважаемый митрополит Навпактский и св. Власия Иерофей (Влахос) в своей статье « Богословский кризис и случаи его в современной церковной жизни» раскритиковал современное русское богословие. Мне стало интересно вспомнить, какие знания по этому вопросу я в свое время получил в Свято-Тихоновском богословском институте и кратко все сопоставить . Понятия «ипостась» и «сущность» применяются Святыми Отцами даже для животных - преп. Иоанн Дамаскин «Точное изложение православной веры», глава 8: «иное есть сущность несотворенная, ..., и иное, - сущность произведенная ... или сотворенная», «первая ипостась всякого вида животных не рождена...». Термин «природа» или «сущность» и термин «ипостась» используются современными богословами даже для неодушевленной природы, а не только для человека и животных. Например: вот обыкновенный стол. Ипостась - сам стол, который мы видим, пользуемся им, природа - дерево. Но деление на природу и ипостась - умственное, рискну сказать - абстрактное, потому что в действительности мы не можем наблюдать деления на ипостась и природу - нет такой чистой природы, как дерево. Природа и ипостась всегда мыслятся ОДНОВРЕМЕННО, одно без другого не существует. По Иоанну Дамаскину (Точное изложение Православной веры, глава 8): «Должно знать и то, что наименования отечества, сыновства и исхождения не от нас перенесены на блаженное Божество, но, напротив, нам переданы оттуда, как говорит божественный Апостол: сего ради преклоняю колена моя ко Отцу, из Него же всяко отечество на небесех и на земли (Еф. 3, 14-15)». Таким образом возможны и перенос, передача некоторых Божественных понятий для применения к человеку. Таким образом и понятие личности, первоначально узнав о нём из Божественного Откровения, мы затем перенесли на человека. В.Н. Лосский «Очерк мистического богословия»: «как сотворенный по образу Божию, человек является существом личностным».

http://ruskline.ru/analitika/2017/03/25/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Михаил Латышев - зауряд-врач Первой мировой 04.12.2014 1189 Время на чтение 3 минуты Наш земляк Михаил Андреевич Латышев (1891-1970) воевал на двух отечественных войнах, 1914 и 1941 годов. Его вклад в защиту Родины состоял в спасении раненых, которых армейский эскулап сотнями возвращал в строй. Между войнами был мирный труд в нижегородских клиниках. Автозаводцы, да и не только они, до сих пор вспоминают о Михаиле Андреевиче с любовью и благодарностью. Дочь доктора Латышева, Ирина Михайловна, бережно хранит в семейном альбоме набор фотографий - отголосков великой войны начала XX века. - Отец был фронтовым фотографом-любителем, - рассказывает моя собеседница , - и оставил большое количество негативов. Подлинники решили отдать в государственный архив кинофотодокументов, а взамен архивисты изготовили нам превосходные отпечатки. Вместе с другими семейными реликвиями фронтовые фото составили наглядную картину пребывания Михаила Латышева на австрийском фронте Первой мировой. Родился Михаил Андреевич в 1891 году в Костроме, в семье статского советника. Окончив губернскую гимназию, он поступил на медицинский факультет Императорского Московского университета. Но в сентябре 1914 года началась война и Михаила, тогда еще студента 4-го курса, зачислили в 16-й передовой отряд Российского Общества Красного Креста, действовавшего под высочайшим покровительством государыни императрицы Марии Федоровны, матери царя Николая II. Сохранилось пожелтевшее от времени, с угловым типографским штампом и синей печатью, удостоверение за 365, датированное 13 сентября 1914 г. Подписано уполномоченным по формированию, генерал-лейтенантом (подпись неразборчива) и делопроизводителем-поручиком. Российское Общество Красного Креста возникло в 1867 году как национальное отделение Международного ОКК. Его целью была помощь раненым и больным на войне. Общество располагало сетью учреждений, в том числе общин сестер милосердия. В 1916 году в составе РОКК действовало множество перевязочных отрядов, перевязочно-питательных пунктов, военно-санитарных поездов для эвакуации раненых и больных, эвакуационных госпиталей и лазаретов.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/d...

игумен Вассиан (Змеев) Введение Святитель Амфилохий Иконийский – ученик святого Василия Великого , ревностный защитник Православия, единомышленник Каппадокийцев. Свои религиозные взгляды он излагал в русле каппадокийской традиции, но больше внимания уделял практическим наставлениям, чем глубоким богословским изысканиям. Как пишет исследователь его духовного наследия профессор Н.И. Сагарда , святой Амфилохий «остался совершенно нетронутым влиянием Оригена ... Его богословие покоится на простых религиозных и библейских мотивах и обнаруживает заметное влияние малоазийской традиции святого Иринея в толковании их святым Афанасием» 1 . Ученые по-разному оценивают вклад этого святого отца в богословскую науку. Одни признают его высокий авторитет, другие, напротив, высказываются довольно сдержанно. Фридрих Луфс называл святителя Амфилохия третьим Каппадокийцем и ставил его выше Григория Нисского 2 . Немецкий ученый Карл Холль в своей работе, посвященной Каппадокийцам, между тем скромно оценил значение сочинений святителя Амфилохия. По его мнению, недостаток святого отца заключался «не только в отсутствии философского образования, но и глубокого философского интереса» 3 . Однако Холль признает, что святитель Амфилохий смог перенять «религиозный настрой» 4 Каппадокийцев и укрепить их богословскую позицию. Австрийский ученый Гайнц Гштрайн, ссылаясь на авторитет, которым пользовался святитель Амфилохий еще при жизни, полагает, что святой отец вполне может быть назван четвертым Каппадокийцем 5 . Впоследствии точку зрения Холля разделил Корнелис Датема, издавший все известные творения святителя Амфилохия в серии Corpus Christianorum. Он называет святителя Амфилохия «активным защитником Православия в тринитарных и христологических диспутах своего времени» 6 , но не считает его «дерзновенным богословом», поскольку у святителя Амфилохия отсутствует «органический интерес к богословской проблематике» 7 . В России на творчество святителя Амфилохия впервые обратил внимание профессор Московской духовной академии Иван Васильевич Попов (1867–1938), почитаемый Церковью в сонме новомучеников. Профессор И.В. Попов изложил в систематическом порядке учение святителя Амфилохия и дал высокую оценку его богословским трудам. Он соглашается, что «отсутствие глубокого философского анализа догматических вопросов является слабой стороной сочинений святителя Амфилохия», но в то же время подчеркивает, что «точное, чеканное выражение мысли составляет их силу» 8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Ikon...

К истории восстановления автокефалии Болгарской Церкви в XIX веке. Часть 2 (версия для печати)/Православие.Ru К истории восстановления автокефалии Болгарской Церкви в XIX веке. Часть 2 Православие.Ru , 4 марта 2010 г. Иеромонах Тихон (Васильев) Россия не могла оставаться безучастной к происходившему между Константинополем и болгарами. И хотя относилась с сочувствием к болгарскому народному движению, в то же время не считала возможным поддерживать борьбу против Константинопольского Патриархата, поскольку в основу русской политики на Ближнем Востоке был положен принцип единства Православия. После событий 1860 года в Константинополе русская дипломатия начала энергичные поиски примирительного решения болгарского церковного вопроса. Граф Н.П. Игнатьев, русский посол в Константинополе (1864–1877), неоднократно запрашивал соответствующие директивы от Святейшего Синода, однако высшее руководство РПЦ воздерживалось от определенных высказываний, поскольку Константинопольский патриарх и Великая Церковь не обращались к ней с каким-либо требованием. В ответном послании Константинопольскому патриарху Григорию VI (от 19 апреля 1869 г.) Святейший Синод выразил мнение, что до известной степени правы обе стороны – и Константинополь, хранящий церковное единство, и болгары, законно стремящиеся иметь национальную иерархию . Патриарх Григорий VI, один из самых выдающихся иерархов XIX века, активно пытался примирить враждующие стороны и в мае 1867 года предложил болгарам проект примирения, в котором содержались максимальные уступки греческой стороны. Однако этот проект не решал вопроса о смешанных епархиях и поэтому не был принят наиболее радикально настроенными из болгарских вождей . Российское посольство несколько раз организовывало греко-болгарские переговоры, но эти попытки так ни к чему и не привели из-за крайности мнений обеих сторон. В 1869 году переговоры были даже близки к успеху, но патриарх не решился дать согласие на отделение Болгарской Церкви. Наконец 27 февраля 1870 года турецким правительством на основе данного почти согласованного проекта был издан знаменитый фирман, учреждавший Болгарскую экзархию .

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Книги и статьи о свт. Филарете (Дроздове) и его произведениях Скачать epub pdf 1 . Корсунский И.Н. Святитель Филарет, митр. Московский. Его жизнь и деятельность на Московской кафедре, по его проповедям в связи с событиями и обстоятельствами того времени (1821–1867 гг.). Харьков, 1894. 2 . Его же Памяти святителя Филарета, митр. Московского. М., 1894. 3 . Его же Митр. Филарет о холере. М., 1892. 4 . Его же Деятельность митр. Филарета в холеру 1830–1831 гг. М., 1887. 5 . Его же О подвигах Филарета, митр. Московского. М., 1883. 6 . Корсунский И.Н. Полное собрание резолюций Филарета, митр. Московского. М., 1898. 7 . Его же Проповедническая деятельность Филарета (Дроздова) в бытность его архиеп. Тверским и Ярославским 1819–1821 гг. 8 . Его же Свят. Филарет, митр. Московский. Харьков, 1884. 9 . Лебедев А. Черты нравственного облика Московского митр. Филарета. М., 1905. 10 . Его же Великий в малом Московский митр. Филарет. «Троицкий цветок». 11 . Его же В защиту Филарета, митр. Московского от нападок историка С.М. Соловьева . М., 1907. 12 . Зыков А. Деятельность митр. Филарета в борьбе с расколом. М., 1893. 13 . Ромашков, свящ. Записки П.С. Грозова, бывшего диакона при Филарете, митр. Московском, о служениях последнего в Москве и Московской епархии. М., 1904. 14 . Субботин Н. , проф. Митр. Филарет и архим. Антоний, как чтители заветов и памяти преп. Серафима. М., 1904. 15 . Шемякин В.И. Москва, ее святыни и памятники. М., 1896, с. 80. 16 . Назаревский В.В. Государственное учение Фаларета, митр. Московского. М., 1883. 17 . Несмелов Г. О церковных наказаниях по сочинениям Филарета, митр. Московского. Томск, 1895. 18 . Авдашкевич М. свящ., Филарет Московский и его значение на православном Востоке (Странник, 1905, ч. 2, с. 697–730). 19 . Аканфиев Д Мессионерские пророчества книги Бытия по митр. Филарету и святоотеческим толкованиям: Тр.-Серг. Лавра, 1954. 20 . Беликов В.И. Деятельность Московского митр. Филарета по отношению к расколу. Казань, 1896. 21 . Барсов Н.И. Взгляд на жизнь и деятельность Московского митр. Филарета. (Христ. чтен., 1883, III-IV).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

М.Н. Боголюбов Начальный этап деятельности Российской Духовной Миссии в Японии: 1870–1875 гг. О. В. Шаталов (Опыт исторической реконструкции на основе архивных материалов) В конце 1869 г., находясь в России и имея за плечами 8-летний опыт пастырского служения на Японских островах, тоща еще в сане иеромонаха, о. Николай (Касаткин) обратился в Святейший Синод с предложением организовать там постоянно действующую Православную Духовную Миссию. Мотивируя это свое предложение, будущий святитель Николай исходил из изменившегося отношения местных властей к христианству и его последователям из числа подданных империи (соответствующие заявления на этот счет в числе прочих известий о мероприятиях годов Мэйдзи появлялись время от времени в официальной правительственной прессе), а также первых успехов собственной миссионерской деятельности (за 1865–1868 гг. им было обращено в Православие 12 человек). Для образования миссии, по мнению автора проекта, требовалось дополнительно 3 священнослужителя из числа выпускников духовных семинарий или академий и один причетник, что позволило бы открыть 4 миссионерских стана: в «колыбели христианства» – г. Нагасаки, на о. Хонсю в г. Йокогаме (еще лучше в бывшей сёгунской столице г. Эдо) и г. Хёго, для северных районов страны в г. Хакодате, где уже имелась церковь при русском консульстве. Для финансового обеспечения миссии о. Николай считал достаточным 10 000 руб. единовременного и 6000 руб. ежегодного содержания, которые были бы употреблены на строительство домов для миссионеров и выплату им жалованья, помимо тех сумм, которые получали он сам лично и состоящий при нем в должности псаломщика Виссарион Сартов предшествующими синодальными постановлениями в ежегодном размере 2500 и 800 руб. соответственно каждому. 14 января 1870 г. последовало соответствующее определение Св. Синода об открытии в пределах Японии Православной Духовной Миссии. А затем по согласованию с Государственным Казначейством и Министерством Иностранных Дел в соответствии с Высочайшей Волей и существующими правилами (утверждены 27 апреля и 1 мая 1867 г.) и практикой в организации заграничных церквей Православного исповедания (Иерусалимская и Пекинская) были утверждены рекомендованные о. Николаем штат миссии и суммы на ее содержание. По делам общеепархиальным Российская Духовная Миссия в Японии была иерархически подчинена Камчатскому епархиальному ведомству, во главе которого тогда находился Преосвященный Вениамин, епископ Камчатский.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010