Филипп Шафф (протестант) Глава XI. Богословие Апостольской Церкви § 66. Литература I. Труды по богословию Нового Завета в целом. August Neander (ум. 1850): Geschichte der Pflanzung und Leitung der christl. Kirche durch die Apostel. Hamburg, 1832; 4 th ed., 1847, 2 vols, (во 2–м т.). Англ. перевод: J.A.Ryland, Edinb., 1842. Исправленное издание: Е. G. Robinson, New York, 1865. Неандер и Шмид первыми взялись за исторический анализ различных типов апостольского учения (Иакова, Петра, Павла, Иоанна). Sam. Lutz: Biblische Dogmatik, herausgeg. von R. Rüetschi. Pforzheim, 1847. Christ. Friedr. Schmid (независимый единомышленник Неандера, ум. 1852): Biblische Theologie des Neuen Testaments. Ed. by Weizsäcker. Stuttg., 1853, 2 d ed. 1859, 2 vols. Англ. перевод: G. H. Venables, Edinb., 1870 (сильно сокращен). Edward Reuss (проф. в Страсбурге): Histoire de la theologie chretienne au siede apostolique. Strassb., 1852. 3 d ed., Paris, 1864. 2 vols. Англ. перевод: Annie Harwood, London, 1872, 2 vols (сделан на основе третьего французского издания). Lutterbeck (либеральный католик): Die N. T.liehen Lehrbegriffe, oder Untersuchungen über das Zeitalter der Religionswende. Mainz, 1852, 2 vols. G. L. Hahn: Die Theologie des Neuen Testaments. Bd. I. Leipzig, 1854. H. Messner: Die Lehre der Apostel. Leipz., 1856. Автор идет тем же путем, что и Неандер. Р. Chr. Baur (ум. 1860): Vorlesungen über neutestamentliche Theologie. Leipz., 1864. Издана после смерти автора его сыном. Подводит итог смелым критическим теориям основателя тюбингенской школы. Самый важный раздел – глава о богословской системе Павла. W. Beyschlag: Die Christologie des Neuen Testaments. Berlin, 1866 (260 c). Thomas Dehaney Bernard: Progress of Doctrine in the New Testament. London and Boston, 1867. (Лекции, прочитанные по приглашению Бэмптоновского фонда.) Н. Ewald: Die Lehre der Bibel von Gott oder die Theologie des alten und neuen Bundes. Leipzig, 1871 – 1676, 4 vols. (В отношении Ветхого Завета более интересен, чем в отношении Нового.)

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

(1.07.1813, С.-Петербург - 11.12.1898, там же), архит., акад. архитектуры (1847), почетный член имп. АХ (1896); крестник имп. Марии Феодоровны; в браке с Камиллой Альбертовной, дочерью архит. А. К. Кавоса (проектировал здание Мариинского театра и др.), имел 5 сыновей и 2 дочерей (Екатерина - жена скульптора Е. А. Лансере, мать художников Е. Е. Лансере и З. Е. Серебряковой). Окончил имп. АХ с большой золотой медалью (1827-1836). В 1836-1840 гг. под рук. проф. К. А. Тона принимал участие (как чертежник) в строительстве ц. Введения во храм Пресв. Богородицы (Загородный пр.), возведении храма Христа Спасителя (как рисовальщик; с 1838), а также Большого Кремлевского дворца и Малого театра в Москве. С 1840 по 1846 г. обучался за границей на казенный счет. Посетил Германию, Австрию, Францию, Англию, Швейцарию и Италию, откуда привез альбомы и архитектурные обмеры, выполненные совместно с товарищами по АХ (нек-рые хранятся в ГРМ; часть издана в Париже в 1877). В 1847 г. по особому благоволению имп. Николая I зачислен на службу в Кабинет Его имп. величества. Выполнил ряд прикладных работ для имп. семьи, в т. ч. католич. алтарь из малахита в дар кор. Сардинии Карлу Альберту. С сер. 40-х гг. служил в Петергофском дворцовом правлении (главный архитектор), в 1-м округе Мин-ва путей сообщения (старший архитектор), в Департаменте сельского хозяйства (с 1852), был главным архитектором имп. театров (1863), гласным городской думы С.-Петербурга (с 1868) и др. В 1890-1893 гг. председатель С.-Петербургского об-ва архитекторов. Автор многочисленных гражданских сооружений (напр., здания совр. Академии им. Тимирязева в Москве), а также храмов, среди них - церковь в визант. стиле ансамбля в Лисино под С.-Петербургом (1858-1862), проект церкви в Высоком (1867-1871), церковь в имении Павлова в Екатеринославской губ. Награжден орденами св. Владимира 4-й и 3-й степени, св. Анны 1-й степени и св. Станислава 2-й степени, ему даровано право потомственного дворянства (герб внесен в 16-й т. Общего гербовника дворянских родов Российской империи за 104 от 28 мая 1897). Похоронен в семейном склепе Б. в зап. части цокольного этажа католич. ц. в честь Посещения Пресв. Девы Марии на Выборгской стороне (угол совр. Минеральной ул.), сооруженной им в 1856-1859 гг. (колокольня пристроена в 1877-1879).

http://pravenc.ru/text/78098.html

1 Преп. Исихий — пресвитер Иерусалимский, ученик Григория Богослова (IV b.); написал Историю Церкви. 2 Еп. Феофан Затворник (1815—1894 гг.), 28 лет провел в Вышинской пустыне. Вел обширную переписку. Его сочинения отличаются глубоким богословским пониманием христианского учения. Прославлен в лике святителей в 1988 г. Память 10 23 января. 3 Прот. Иоанн (Сергиев) (1829—1908 гг.). Кронштадтский пастырь, молитвенник, самым действенным способом исцеления считал Божественную Литургию. Его размышления о путях спасения вошли в книгу «Моя жизнь во Христе». Прославлен в лике праведных Собором 1990 г. Память 20 декабря 2 января. 4 Преп. Макарий Великий — египетский пустынник (301—391 гг.). Оставил после себя духовные сочинения. Учитель монашества. Память 19 января 1 февраля. 5 Паисий Величковский — молдавский старец (1722—1794 гг.). Наставник монашества, нес подвиги в молдавских монастырях, учил братию умной молитве; оптинские старцы (Моисей, Леонид, Макарий, Амвросий) явились учениками Паисия. Духовный писатель, оставив ший в своих трудах назидательный пример для восхождения чад церковных по пути духовного совершенства. Прославлен в лике преподобных Собором 1988 г. Память 15 28 ноября. 6 Еп. Иустин (в миру Михаил Полянский). Кончина — 1903 г. Духовный писатель. Оставил после себя сочинения в 12 томах. Занимал в разное время — Херсонскую, Тобольскую, Рязанскую, Уфимскую кафедры. 7 Симеон Солунский, архиепископ Фессалоникийский, год преставления 1429 Церковный писатель. 8 Свят. Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский, родом из Константинополя. Богослов, исихаст; учил о Нетварном (Фаворском) Свете. Посрамил ересь Варлаама и Акиндина. Скончался около 1360 г. Был причислен к лику святых патриархом Филофеем. Наставник умной молитвы. Память 14 27 ноября и во вторую Неделю Великого поста. 9 Еп. Игнатий (Брянчанинов), в миру Димитрий Александрович. Годы жизни 1807—1867. Оставил после себя поучения о духовной жизни, письма. Его творения могут служить духовным руководством для всех желающих истинной жизни во Христе. Прославлен в лике святителей Собором 1988 г. Память святителя Игнатия, епископа Кавказского и Черноморского празднуется Церковью 30 апреля 13 мая.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4146...

2. К духовному образу святителя Филарета «Слава Богу о всем» (19–2:319) Святитель Московский Филарет (Дроздов) , прослуживший Святой Российской Церкви и Отечеству 64 года – со дня определения учителем греческого и еврейского языков в 1803 г. в только что оконченной им Сергиево-Лаврской Семинарии и до блаженной кончины в 1867 г. – еще при жизни стяжал славу во Вселенском Православии, хотя сам к ней никогда не стремился и был, как увидим, смиреннейшим служителем Божиим. Литературное творчество его неисчерпаемо: многочисленные слова, речи, богословские трактаты, мнения, отзывы, резолюции и, конечно, письма – подлинное наше сокровище 4 . Мне хотелось бы здесь упомянуть лишь один труд Святителя – «Пространный Христианский Катихизис Православный Кафолическия Восточныя Церкви». Написан Катихизис по поручению Святейшего Правительствующего Синода Русской Православной Церкви, им же рассмотрен, одобрен и издан для преподавания в Училищах и для употребления всех православных христиан. Сия книга по напечатании в Синодальной типографии вызвала благодарность автору Русского императора, была переведена на разные языки мира, получила широчайшее распространение – издавалась много раз в прошлом, переиздается большими тиражами и сегодня по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и других Иерархов. И, что весьма важно – показательно, – служит учебником для современных Духовных Семинарий нашей Святой Церкви. Книга отличается широким охватом тематики (Вера, Надежда и Любовь ), четкостью и точностью формулировок, выражением истины Святого Православия, предельной доступностью. Вопросо-ответная форма изложения материала помогает не только удерживать внимание при изучении содержания, но и контролировать себя. Катихизис и утверждает в Православии, и обнаруживает его перед незнающими его или неправильно представляющими. В 1911 г. епископ Никон писал: «Обаяние личности митрополита Филарета кроется в равномерном совершенствовании двух свойств личности: теоретика-богослова и аскета.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Exhortation on the Prayer Rule St. Ignatius (Brianchaninov) Bishop Ignaty (secular name, Dimitry Aleksandrovich Brianchaninov; 1807-1867) was an outstanding ecclesiastical writer and ascetic of the nineteenth century. He had no special theological education. He studied at the main engineering college in St. Petersburg and in 1824 graduated from it, receiving an officer’s rank. During the following four years he fulfilled various obediences as a novice in several monasteries, after which he took monastic vows and was appointed in 1883 as Father Superior of the St. Sergei Hermitage of the St. Petersburg Diocese. He gained profound experience in the knowledge of God by studying the works of the holy fathers. In 1857 he was consecrated bishop of the Black Sea and the Caucasus. In 1861 he retired for reasons of health and settled in the Babaevsky Monastery of St. Nicholas. Besides his feats of prayer and extensive correspondence with his spiritual children, Bishop Ignaty devoted much of his time during these years to literary work. The reader of his works discovers in their author a pastor-ascetic engaged in an intense spiritual combat and who is tragically depressed by setbacks in this struggle. The main motivation behind his ascetic works is his awareness of the damage done to human nature by sin. He wrote: “Our nature is contaminated by sin so that it is quite natural for it to generate unnatural sin” (Essays of Bishop Ignaty Brianchaninov, 3 rd edition, St. Petersburg, 1905, Vol. 5, p. 435). “The Christian discerns within himself the human Fall inasmuch as he can see his own passions. Passions are the sign of the sinful mortal disease which afflicts the entire human race” (1.528). “In order to achieve success in the spiritual life, it is necessary for our passions to reveal themselves by coming to the fore. When passions reveal themselves in an ascetic he comes to grips with them” (1.345). These ideas are further elaborated in all of the works of Bishop Ignaty. In all of his writings on any subject, including practical pastoral advice, Bishop Ignaty takes the reader back to the understanding of the root cause of the misfortunes of the human race, which helps to combat each and every concrete manifestation of sin. Thus defining monastic self-reproach, he points out that it is “a good cause, counterposed to and counteracting the morbid condition of our fallen nature …” (1.345). Elsewhere he writes: “Speaking of books, one should say … that it is necessary to choose among them not the most elevated ones, but the ones that are nearest to our own condition, which describe actions pertinent to ourselves” (2.292). “When a person does not arrange his responsibilities in due order, does not attach to each of them the priority it deserves, then the fulfillment thereof cannot yield virtue, but will only produce sinful mistakes which are all the more dangerous because they have a virtuous appearance” (4.421).

http://pravoslavie.ru/81258.html

V. ПРИМЕРЫ ИЗ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПАСТЫРСТВА Пастырство епископа Игнатия (Брянчанинова) Епископ Игнатий (Брянчанинов) является одним из представителей знаменитых подвижников-богословов XIX века, которые не столько мыслили и философствовали о христианстве, сколько жили им. Епископ Игнатий (родился 6 февраля 1807 г.) происходил из дворянской семьи, в которой получил и строгую религиозную настроенность, и прекрасное образование. Еще с детства он имел стремление и желание принять монашество. Сразу же после окончания главного инженерного училища, куда он поступил по настоянию отца на 16-м году жизни и которое окончил первым, он подает прошение об отставке 437 . В 1831 году он принял монашеский постриг и вскоре был назначен настоятелем одного из вологодских монастырей. В 1833 году он вызывается в Петербург и поставляется настоятелем Сергиевой пустыни, в которой пробыл архимандритом около 24 лет, т. е. до отъезда в Ставрополь по посвящении в сан епископа Кавказского и Черноморского. На кафедре Владыка пробыл 4 года и в 1861 году удалился на покой в Николо-Бабаевский монастырь (на Волге близ Костромы), где и преставился 30 апреля 1867 года. Всю свою жизнь епископ Игнатий непрестанно изучал творения святых отцов, никто из современников не мог сравниться с ним в знании отеческих писаний. «Это была живая библиотека отцов», – писал о нем игумен Антоний (Бочков) 438 . «Чтение отцов, – писал о себе богомудрый архипастырь, – с полной ясностью убедило меня, что спасение в недрах Православной Церкви несомненно. Оно открыло мне, что сделал Христос для человечества; в чем состоит падение человека; почему необходим Искупитель и в чем заключается спасение». Основным психологическим импульсом духовной настроенности епископа Игнатия было чувство лично живого и непосредственного отношения к Искупителю Христу и сильная жажда спасения и искупления. Живое, опытное познание Бога-Спасителя – эта идея проникает все писания Владыки. Будучи настоятелем Сергиевой пустыни, Владыка часто посещал петербургское общество. Многие тогда удивлялись, как он, подвижник и молитвенник, не чуждался вместе с тем общества, бывал приятным собеседником людям светским, умел возбуждать в них к себе доверие и действовать на них ко благу душевному. Видя в нем не столько лицо духовное, сколько доброго знакомого, равного по уму и образованию, многие, весьма нерасположенные к иночеству лица любили бывать у него в обители и видеть его в своих домах, что незаметно склоняло их к благочестию. Благочестие было целью и основою всех бесед о. Игнатия, и самый светский разговор он всегда старался свести к душеназидаиию своих слушателей; нередко заставлял задумываться самых беззаботных.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/l...

А.В. Репников Авторское резюме: В статье анализируется жизненный путь Иоанна Восторгова , его социально-политические и общественно-ценностные взгляды. Автор пытается проследить динамику развития взглядов священника Восторгова, выделить основные его идеи, определить ценностные ориентиры.     Имя Иоанна Восторгова постепенно возвращается из забвения. Вышло репринтное переиздание дореволюционного собрания его сочинений 1 , публикуются статьи 2 , защищена первая кандидатская диссертация 3 . Цитаты из его работ представлены рядом с цитатами из В.В. Путина на выставке в Манеже «Православная Русь. Моя история. Романовы», проходившей в ноябре 2013 года в Москве и посвященной 400 – летию Дома Романовых. В 2012 году В.А. Орловским (игуменом Дамаскиным) осуществлена публикация документов из судебно следственного дела протоиерея Иоанна Восторгова , которая позволяет судить о сфабрикованном характере обвинения против о. Иоанна 4 . Однако полной биографии пастыря еще не написано, а в архивах ждут своего часа многочисленные документы (ГАРФ 5 , ОР РГБ 6 , РГИА 7 , ЦИАМ 8 , ГАСК 9 ). Он родился 30 (по другим данным 20) января 1867 года в станице Кавказской Кубанской области в семье священника. Отец – священник Иоанн Александрович, переселившийся на Кубань из Тульской губернии. Мать – Татьяна Ксенофонтовна. В период с 1877 по 1882 (точно неизвестно) Восторгов лишился отца. Многодетная семья испытывала нужду, и мать после смерти мужа трудилась на просфорне при храме. 16 марта 1868 семья переехала в станицу Ново – Александровская Ставропольской губернии (ныне г. Новоалександровск Ставропольского края). Посетив станицу в 1908 году, Восторгов вспоминал: «Стою я сейчас перед вами… и смиряюсь пред Божиим Промыслом, что вывел меня из этой когда-то глухой и заброшенной станицы, из горького сиротства и нищеты на широкий путь жизни и службы Богу, Царю и родному русскому народу» 10 . (Восторгов 1995: 628 – 629). Учился в Ставропольском духовном училище, затем в Ставропольской духовной семинарии (1881 – 1887).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

А.Н. Семенюк Статья посвящена знаменитому проповеднику священномученику Иоанну Восторгову , несшему свое пастырское служение на рубеже XIX–XX веков. Святой праведный Иоанн Кронштадтский , высоко оценивавший его деятельность, прозвал его «Златоустом» 1 . В своих проповедях отец Иоанн Восторгов касался сложных и больных вопросов, сотрясавших общественное мнение в предреволюционные годы. Он своими живыми, вдохновенными, глубокими по содержанию проповедями обличал грехи, врачевал страсти и пороки, распространявшиеся тогда в обществе. В центре его проповедей всегда было Евангелие Царствия Божия. Проповеди протоиерея произносились на злобу дня – в эпоху нравственного разложения общества, но не потеряли своей актуальности и в настоящее время. Яркий проповедник протоиерей Иоанн Восторгов родился 20 января 1864 г. 2 (по другим данным – 30 января 1867 г. 3 ) на Кубани в семье священника Иоанна Александровича и его супруги Татьяны Ксенофонтовны Восторговых. По окончании в 1887 году Ставропольской духовной семинарии Иоанн Восторгов был назначен надзирателем за учениками Ставропольского духовного училища, а затем и штатным учителем русского и церковно-славянского языков 4 . 1 августа 1889 г. Иоанн Иоаннович был рукоположен во диакона в Михайло-Архангельской церкви села Кирпильское Кубанской области, а 6 августа возведен в сан иерея. Здесь, в Михаило-Архангельской церкви, отец Иоанн уже блистал своими прекрасными, ёмкими и глубокими проповедями. Сохранились и были опубликованы две проповеди , произнесенные отцом Иоанном в этом храме: «Пастырь и пасомые» 5 и «Пастырские заветы» 6 . Уже в ранних проповедях молодого священника были явлены сердечная простота, искренность, глубокие познания в области богословских дисциплин и самобытность рассуждений. Проповеди прот. Иоанна Восторгова , произнесенные в этот период, были направлены главным образом на противостояние с раскольниками. «Тяжесть пастырства увеличивается у вас и здесь особыми обстоятельствами. Среди вас – раскольники в большем числе, чем вы; священника в этом поселке доселе не было, и это в продолжение целых ста лет! Сколько у вас колеблющихся!» 7 – говорил молодой священник.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

А. Торопов Михаил Иванович Каринский родился 4/16 ноября 1840 г. в Москве в семье священника Иоанна Александровича Каринского. Мать – Мария Герасимнова Каринская (Лебедева). Михаил Иванович поступил на обучение в Московскую Духовную Семинарию в 1852 г. В 1858 г. с отличием закончил обучение в семинарии в этом же году поступает в Московскую Духовную Академию. Во время обучения в академии Михаил Иванович обучался философии у Виктора Дмитриевича Кудрявцева-Платонова он был известным русским религиозным философом того времени, является создателем “школы верующего разума”. В 1862 г. Михаил Иванович с успехом заканчивает Духовную Академию и получает степень магистра. А уже через год определен в Вифанскую Духовную Семинарию в качестве профессора по гражданской истории и греческому языку. В 1865 г. Михаил Иванович был переведен обратно в Московскую Духовную Семинарию в качестве профессора по латинского языку, логике и психологии, три года спустя он будет преподавать педагогику на 5 курсе семинарии. С. 217–218.] В 1867 г. после смерти В. Н. Карпова, Михаил Иванович предложил свою кандидатуру на вакантную должность на кафедре по логике и психологии в Санкт-Петербургской Духовной Академии, но конкур выиграл преподаватель Петербургской семинарии А. Е. Светилин. Деятельность Михаила Ивановича в стенах Петербургской Академии начинается с 1869 г., когда он избран советом Духовной Академии на должность доцента кафедры метафизики. В этом же году Керинский женится на Маргарите Викторовне Зотиковой из видной московской семьи Зотиковых. Для повышения уровня квалификации Михаил Иванович был командирован Святейшим Синодом в Германию на один год. Стажировка проходила в университетах Йены, Гейдельберга, Гёттингена, там Михаил Иванович слушал лекции известных немецких философов: К. Рейхлина фон Мельдегга, Р. Г. Лотце, К. Фишера, Э. Г. Целлера. По возвращении в Россию Каринский написал сочинение «Критический обзор последнего периода германской философии» (1873). В 1873 г. Михаил Иванович получает должность экстраординарного профессора по кафедре метафизики и с этого же года он начинает читать лекции по истории философии, которую будет преподавать до 1894 г., а уже через год подает прошение в Святейший Синод о переводе его на кафедру истории философии, прошение было удовлетворено. В 1880 г. Каринский защищает свою диссертацию «Классификация выводов» на факультете истории филологии Санкт-Петербургского университета и получает степень доктора. С. 268.]

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Karinsk...

Акишин С.Ю. Биография профессора А.А. Дмитриевского (1856–1929) и обзор его письменного наследия Начальный период жизни. Среднее образование Будущий профессор родился 11 марта 1856 г. в станице Дурновской Астраханской губернии в семье псаломщика Афанасия Петровича Дмитриевского и его жены Елены Феодоровны. Отец его был малообразован и вообще, как свидетельствует сам А.А. Дмитриевский , имел слабые природные способности 1 . Однако, скорее всего, именно отцом были привиты Алексею Афанасьевичу любовь к храму Божию и благоговейное отношение к поемому и читаемому в церкви. Его мать Елена Феодоровна была наделена от природы «острым умом и сильным характером», которые Алексей, несомненно, унаследовал во всей полноте. В семье Дмитриевских было 11 человек, и она не отличалась большим достатком, иногда они влачили даже нищенское существование, что, однако, не помешало пристроить троих детей, в том числе и Алексея, в духовное училище г. Астрахани. Жизнь будущего ученого в духовном училище 2 , куда он поступил ориентировочно в 1867–1868 гг. 3 , с точки зрения быта была не самой плохой: заботливые мать и отец, несмотря на бедность, старались, чтобы у их детей было все потребное для полноценной жизни и учебы. по окончании училищного курса А.А. Дмитриевский в 1872 г. поступил в Астраханскую духовную семинарию, где он был духовно близок и пользовался покровительством двух лиц духовного звания: преподавателя и священника семинарской церкви в честь преображения господня прот. Григория Григорьевича Покровского, нередко отдававшего, по словам Дмитриевского, весь свой церковный доход в его пользу, и настоятеля Знаменской церкви г. Астрахани прот. Михаила Константиновича Здравосмыслова, чьи внимание и забота имели огромное значение в жизни Алексея Афанасьевича 4 . Именно благодаря горячим советам о. Михаила Дмитриевский укрепился в желании продолжить богословское образование в казанской духовной академии, куда и поступил в 1878 г. на церковно-практическое отделение 5 . Обучение и преподавательская деятельность в Казанской духовной академии

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010