Письма митрополита Московского Филарета к наместнику Свято-Троицкой Сергиевой лавры архимандриту Антонию. 1831–1867 гг. Часть первая. 1831–1841 гг. Источник Письмо 1 Преподобный о. строитель! Мысль, которую я вчера имел, но не успел сказать, сего дня, предварив меня, сказал мне другой, и сие внезапное согласие сделалось свидетельством того, что она пришла не даром. Сия мысль есть надежда, что, при помощи Божией, благоугодно Богу и Преподобному Сергию можете вы послужить в его лавре, где упразднилось место наместника мирным преставлением благой памяти брата и сослужителя нашего, архимандрита Афанасия. Призвав Бога и взыскуя Его воли, а не моей, приглашаю вас в служение сие. Да будет вам к принятию сего звания благим побуждением то, что это не ваша воля, и что я вас призываю, как послушник Преподобного Сергия, который о вашем ему чрез меня послушании будет благой пред Богом о вас свидетель и за вас предстатель. Призываю от Господа благословение вам и сему начинанию споспешение. Февраля 25. 1831. Примечание. Получено марта 2-го дня 1831 года в Арзамасской Высокогорской пустыни, бывшу мне оной строителем. 4-е марта получил увольнение от епархиального начальника от должности строителя, для перемещения в Московскую епархию. 5-е и 6-е сдал монастырь казначею и 7-го, по причащении со всею братиею обители Св. Таин, простясь со всем братством, – то была суббота первой недели поста, – заехал в город Арзамас проститься со всеми знакомыми. С любовью Бог помог мне жить с братством высокой Горы; с любовью искреннею и слезами простились мы. Во вторник 10-е марта приехал я в Москву и остановился в Симоновом монастыре; в тот же день явился к его высокопреосвященству митрополиту московскому Филарету. По благословению владыки, привели меня к присяге в домовой церкви (эконом иером. Анастасий) на служение наместника лавры и присутствование в учрежденном оной соборе 15-го марта посвятили в сан архимандрита Вифании, в день воскресный. Из Москвы отправиться в лавру получил благословение 18-го марта в среду, и в лавру приехал марта 19-е, в четверток, во время часов, и был принят братиею лавры с миром. А. А. Письмо 2

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Слово в день рождения благочестивейшего Государя Императора Александра Николаевича. (17 Апр. 1867 г.) В настоящий светлый день, в честь великого и благословенного преобразователя нашего общества, прилично предложить вам, слушатели, с сего священного места в назидание слова апостола: молим, не вотще благодать Божию прияти вам... се ныне время благоприятно, се ныне день спасения ( 2Кор. 6:1, 2 ). Как апостол для убеждения указывал Коринфянам на особенные обстоятельства своего времени, так сделаем и мы. В наше время, в нашем обществе наступают тоже новые порядки, выясняются понятия о достоинстве человека, о достоинстве нравственной жизни. При свете просвещения обличаются наши застарелые язвы и предрассудки, открылась повсюдная жажда просвещения и явилась благородная ревность к подвигам чести и долга. Когда – говорим, как не теперь, всего приличнее повторить апостольские слова: се ныне время благоприятно, се ныне день спасения...? Но св. апостол Павел, не ограничиваясь и одним советом, и увещанием к подвигам благочестия, показал для своих учеников в своем примере и путь к этим подвигам, и правило, какого нужно держаться, чтобы не уклоняться от этого спасительного пути. Какой же это путь и что это за правило? Приникнем в апостольской проповеди !... «Во всем представляюще себе якоже Божия слуги, в терпении мнозе, в скорбех, в бедах, в теснотах, в ранах, в темницах, в нестроениих, в трудех, во бдениих, в пощениих, во очищении, в разуме, в долготерпении, в благости, в Дусе святе, в любви нелицемерне» ( 2Кор. 6:4, 5, 6 ). Итак, путь к нравственному совершенству апостол Павел указует тот же самый, какой один раз навсегда указан подвигоположником и начальником нашего спасения, – это узкий и тернистый путь креста и самоотвержения. «Аще кто хощет по Мне идти, сказал Господь, т. е. кто хочет идти к нравственному совершенству, да отвержется себе ( Лк. 9:23 ), т. е. пусть откажется от своего самолюбия, умертвит свою чувственность или по выражению апостола, распнет плоть со страстми и похотьми» ( Гал. 5:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Чеченская Республика Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь Рождества Христова (Наурская) Чеченская Республика (чеч. Нохчийн Республика, Нохчийчоь) — субъект Российской Федерации, республика в её составе; располагается в восточной части Северного Кавказа (Северо-Восточный Кавказ). Граничит со следующими субъектами РФ: на западе — с Ингушетией (граница точно не определена, после разделения ЧИ АССР в 1992 году стороны отложили решение вопроса на будущее), на северо-западе — с Северной Осетией и Ставропольским краем, на северо-востоке, востоке и юго-востоке — с Дагестаном; на юго-западе ЧР граничит с самостоятельным государством — Грузией. Население более 1,4 млн человек, столица — Грозный . Содержание Православие в Чечне [ править править код ] Исторически территория Махачкалинской епархии входила в состав Астраханской епархии (Астраханская и Ставропольская епархия (1723–1799 гг.); Астраханская и Моздокская епархия (1799–1803 гг.); Астраханская и Кавказская епархия (1803–1829 гг.)). С 1829 по 1842 гг. она входила в состав Новочеркасской и Георгиевской епархии, а с 1842 по 1885 гг. – Кавказской епархии (Кавказская и Черноморская (1842–1867 гг.); Кавказская и Екатеринодарская (1867–1885 гг.)). С 23 апреля 1885 г. происходит отделение Терской области от Ставропольской епархии и присоединение ее к Владикавказской епархии. В этот самый момент Владикавказская кафедра становится самостоятельной в составе Грузинского Экзархата. А с 10 сентября 1894 г. епархия была выделена из подчинения Грузинскому Экзархату. В 1922 г. епархия прекратила существование. В 1945 г. территория епархии вошла в состав Ставропольской епархии (Ставропольская и Бакинская (1945–1994 гг.); Ставропольская и Владикавказская (1994–1998 гг. (до 2011 г. – территории Чеченской Республики и Республики Ингушетия))). 28 декабря 1998 г. территория Дагестана вошла в состав Бакинской и Прикаспийской епархии. 22 марта 2011 г. Дагестан, Чечня и Ингушетия вошли в состав восстановленной Владикавказской и Махачкалинской епархии.

http://azbyka.ru/palomnik/Чечня

Коломна. Часовня Александра Невского в память о спасении Александра II при покушении 4 апреля 1866 года. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Коломенским историкам, архитекторам и сотрудникам Благотворительного фонда «Коломенский кремль» 4 ноября 2017 года удалось точно установить, что обнаруженные накануне две линии фундамента – это остатки часовни св. Александра Невского. С первых же минут исследований у специалистов не возникло ни малейшего сомнения, что обнаружено место именно этого памятника истории и культуры. В ноябре 2017 года при проведении работ в рамках благоустройства города на площади Двух революций в Коломне был обнаружен фундамент часовни св. Александра Невского, которая появилась здесь во второй половине XIX века, а исчезла в годы лихолетья века XX. Фундамент вновь обретенной святыни увидел свет в начале века XXI. Это событие поистине уникальное, значимое как с точки зрения как исторической, так и духовной. Некогда эта часовня украшала город, удачно вписавшись в его архитектурный облик и подружившись с суетливым характером главной торговой площади Коломны. Часовню было предложено заложить «стараниями всего земства» в память о событии, произошедшем в Петербурге 4 апреля 1866 года – в память чудесного спасения императора Александра II, прозванного Освободителем, «от руки злодея». В 1866 году произошло одно из покушений на жизнь императора, которое оказалось неудачным. Каменная часовня в Коломне освящена в честь небесного покровителя императора – святого князя Александра Невского. В различных источниках она именуется и как «часовня св. Александра Невского», и как «часовня, сооруженная в память 4 апреля 1866 года». В сентябре 1866 года коломенским уездным земством была сформирована специальная комиссии для постройки часовни. Однако на заседании 30 сентября 1867 года земство констатировало, что первая комиссия, которая должна была заниматься устройством часовни, работала неэффективно: «…усматривая, что часовня эта не выстроена, а средства, собранные прежней комиссией, не достаточны, постановило (земство – Прим.): избрать новую комиссию, которой установить (написано неразборчиво - Прим.) сумму, собранную на этот предмет, с тем, чтобы как этою суммою, так и всеми имеющимися пожертвованиями, денежными и всякого рода материалами она распоряжалась по своему усмотрению, без ограничения и отчета. Принимая во внимание, что не ограниченная в своих действиях комиссия может достигнуть благолепной постройки, - устройство фасада, внутренняя и внешняя отделка – также поручаются смотря по ея средствам и благоусмотрению».

http://sobory.ru/article/?object=39894

Летописные и другие древние сказания о святом Благоверном Великом князе Данииле Александровиче, сыне святого Благоверного Великого князя Александра Невского, и о построенном им Даниловском за Москвою-рекою монастыре Источник Содержание Из Сборника 1702 года Моск. Синод. Библиотеки 607 Л. 116. Повесть о великом князе Данииле Александровиче Московском и всея России чудотворце О побеждении татар на Рязани. Глава 4 Л.120. О восприятии града Переяславля и о получении Л.120. О начале Даниловского монастыря и о пострижении и о преставлении блаженного великого князя Даниила. Глава 4 Л.120. О пренесении Даниловского монастыря во град Москву. Глава 5 О пренесении того же монастыря на новое. Глава 6. О явлении великого князя Даниила к юноше некоему. Глава 7 Чудо о князе Иоанне Шуйском. Глава 8 Л. 128 об. Чудо о купце. Глава 9 Л. 130. Об обновлении монастыря. Глава 10 Л. 131. О зачатии царствующего града Москвы, како исперва зачася. Глава 11 Служба святому благоверному великому князю Даниилу, составленная иноком Сергием и Симеоном Ольферьевым, неизданная нигде     " В лето 6780 1 (1272) 2 наста быти княжение Московское. Начал княжить на Москве князь Великий Данило Александрович Московский» (л. 24., Родословная, писан. в 1660 г., 583 Моск. Синод. Библ.). «В лето 6811 (1303) марта 4 преставился князь Данило Александрович Московский в черницах и схиме 3 ». (Летописн сбор. в Рус. музее XVII в. л. 255 об.). «В лето 6811 преставился великий князь Данило Александрович, (сын Александра) Невского Московский всея России. Животворящий крест, и порфиру, и виссон, и злату гривну, и венец Мономахов предаде четвертому своему сыну князю Иоанну Калите» (Лет. собр. Унд. в Рум. муз. 775. XVII в., л. 113). «В лето 6811 марта в 4 день преставился благоверный князь великий инок Даниил Александрович в память святого преподобного отца нашего Герасима иже на Иордани» (Надпись времен Грозного на том месте, где был гроб святого князя Даниила, переведенная на другую плиту, при возобновлении нижней церкви во имя св. пророка Даниила в 1867 году).

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

Сретенкий кладбищенский скит калужской Тихоновой пустыни В означенном скиту храм во имя Сретения Господня. Заложен 1867 г. июня 10, в субботний день, по благословению преосвященнейшего Григория, епископа калужского и боровского – усердием малоярославской помещицы Екатерины Авраамовны с сыном ее Александром Николаевичем Ларионовым. Окончен постройкою в 1871 г. Храм каменный, имеет форму креста. В этом храме 8 окон, в нижнем этаже этого храма, предназначенном для погребения умерших тоже 8 окон. Внутри храма пол деревянный, паркетный. Длина храма: от западных дверей до солеи 14 1 / 4 аршин. Солея до царских врат 4 2 / 4 аршин. От царских врат через горнее место до стены 9 аршин. 5 верш. От северных до южных дверей 19 аршин. 14 верш., а ширина трапезной части... Ширина алтаря 8 аршин. 5 вершков. Стены храма внутри оштукатурены. В куполе изображение масляными красками Воскресения Господа, с ангелом и женами. Алтарь. В нем престол на четырех дубовых поясках. Внутри крест с мощами дубовый. Доска верхняя кипарисная. Высота 1 аршин. 6 вершков. Освящен 18 июня 1871 г. архиепископом калужским и боровским Григорием. Жертвенник тоже на дубовых ножках. Высота его 1 аршин. 6 вершков. Ширина с передней стороны 1 аршин. 2 вершка, с боковой – 1 аршин 3 вершка. Иконостас украшен резьбою и колонами витыми, весь вызолочен, одноярусный, соснового дерева. Вершину иконостаса украшает 8ми-конечный, золоченый крест. К югу от этого храма выстроен деревянный корпус, на каменном фундаменте, разделенный капитальною стеною на 2 половины. В одной помещается домовая теплая церковь , а во второй помещается братия. Корпус этот от запада к востоку имеет длины 27 аршин, ширины 10 аршин. Обит снаружи тесом и покрыт железом. Над алтарем храма (д. церк.) крест деревянный, обитый железом. Храм выстроен в 1872 г. во имя Б. М. «Калужския " . В храме 10 окон. Длина храма внутри 25¾ аршин, из коих длина притвора 4½ аршин, длина трапезной вплоть до иконостаса 6 3 / 4 аршин, длина алтаря 4½ аршин, ширина притвора, трапезной и алтаря одинаковые – 9¼ аршин.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

А.А. Завьялов 1891 г. 1. -имели суждение по поводу выдачи некоторыми из Епархиальных и монастырских Начальств увольнительных из епархии и монастырей свидетельств монашествующим, без указания благословных причин и законных сроков, последствием чего является бродяжничество увольняемых лиц, и, по соображении с канонами и законами, Приказали: Имея в виду, 1) что правилами Св. Coбopob-IV Всел. пр. 4-м, VII Всел. пр. 21-м и Двукр. пр. 4-м-монашествующим предписывается пребывать в иноческом послушании в тех монастырях, где они отреклись от мира, не отходя в иные, перемещение же из одного монастыря в другой допускается в тех токмо случаях, когда начальство найдёт необходимым монаха, известного по благочестию и честному житию, перевести в другую обитель, для благоустройства её, или назначить в иное какое место по особым нуждам, для пользы общей; 2) что теми же правилами стремление монашествующих к самовольным и бесцельным переходам из монастыря в монастырь, или же бродяжничество их по мирским домам признается явлением, «исполняющим обители многим неблагообразием», вносящим в оные беспорядок и расстраивающим благолепие послушания и потому строго осуждается и воспрещается с угрозою отлучения от общения церковного не только самому переходящему, но и приявшему его; 3) что как Духовным Регламентом-прибавл. о правил. причта церковного и чина монашеского, о монахах п. п. 30 и 31, – так и определением Святейшего Синода от 21 Мая 1722 года переход монахов из монастыря в монастырь допускается лишь ради «благословных вин» и согласно вышеприведённым канонам под страхом, за противоположное сему, жестокого штрафования как отошедшему, так и отпустившему и приявшему его, и 4) что по 82 ст. Уст. Дух. Конс. Епархиальное Начальство может дозволять монашествующим временно отлучаться в другие епархии лишь по самым настоятельным нуждам и на самые умеренные по роду надобности сроки, причём отпускаемые лица должны быть несомнительного поведения и иметь, согласно требованиям 74, 75 и 81 ст. XIV Т. Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Борисоглебский (Пазрека, Пазрецкий погост). Церковь Бориса и Глеба (новая). Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Основание церкви положено 06.07.1872 г. в присутствии архангельского губернатора М.П. Игнатьева. Устройство производилось под наблюдением Особого комитета во главе с губернатором. Здание рубили в Архангельске и на судах в разобранном виде доставляли в Паз-реку в течение 3 лет. Общая длина церкви с алтарем, притвором и папертью составляла 28,8 м, высота средней части — 8,5 м, алтаря и притвора — 4 м с четвертью, колокольни со сторожкой — 4,5 м, паперти — 2,8 м. Крыша была жестяной. Великий князь Алексей Александрович пожертвовал храму 12 икон, 4 перемены священнических облачений и одежд для совершения богослужений и повседневного ношения. Освящение новой церкви состоялось в воскресенье 25.08.1874 г. http://lexicon.dobrohot.org/ Православный храм находится на границе с Норвегией, на левом берегу реки Паз. Посвящён святым Борису и Глебу. В XVI веке на этом месте существовал Пазрецкий погост, основанный Святым Трифоном с целью распространения православной веры среди коренных народов — колттов и других саамов. В 1565 году по его инициативе здесь была построена деревянная однокупольная церковь с колокольней. Освящение, как свидетельствует надпись на сохранившемся кресте, проведено 24 июня священником Иларионом. Трифон надеялся с постройкой церкви облегчить свою миссионерскую деятельность, позже в храме хранилось его рукописное житие. Настоятели погоста жили при церкви лишь летом, а зимой перебирались в Колу; церковь всегда была бедной из-за малочисленности прихода. Она имела небольшой иконостас, на правой стороне которого находились иконы братьев-мучеников и святого равноапостольного князя Владимира с надписями вязью. Близ Пазрецкого погоста существовала пещера, в которой, по преданию, преподобный Трифон скрывался от сопротивлявшихся введению христианства саамов; впоследствии саамами эта пещера почиталась как святыня. Прихожанами церкви до второй половины XIX века были преимущественно саамы и поморы (летом, в сезон рыбного промысла). Активной просветительской деятельностью среди колтта-саамов здесь занимались такие известные священники как Георгий Терентьев (1823–1904) и Константин Щеколдин (1867–1916); они также были одними из первых исследователей истории, культуры и языка колттов. В 1826 году при демаркации границ России и Норвегии граница прошла по реке Паз, и левый берег, на котором стоит церковь, отошёл к Норвегии, однако ради сохранения православной церкви в составе России на норвежском берегу был создан анклав площадью 1 кв.км. Такая конфигурация границы сохранилась по сей день.

http://sobory.ru/article/?object=37053

М.Н. Боголюбов Приложения К истории Православия в Японии: хронология (По материалам книги Наганава Мицуо «Никорай-До-но хитобито») 1836 г. (3 г. Тэмпо).      1 августа (13 августа по новому стилю) родился Иван Дмитриевич Касаткин (в последующем архиепископ Николай) в с. Егорье-на-Березе Вельского уезда Смоленской губернии. 1854 г. (1 г. Ансэй).      В октябре Путятин прибывает в Нагасаки с целью заключить договор о торговле. 1858 г. (5 г. Ансэй).      2 июня в Мориоке родился Мицуи Сюдзо (впоследствии Митиро). 1859 г. (6 г. Ансэй).      В Хакодате (ныне район Мотомати) закончено строительство храма Воскресения Спасителя. 1860 г.                  В начале лета И. Д. Касаткин решил стать миссионером в Японии, в августе отправился из Петербурга. 1861 г. (1 г. Бункю).      Февраль, Отмена крепостного права в России. В июне о. Николай прибывает в Хакодате. 1867 г. (3 г. Кэйё).            Октябрь. События «тайсэйхокан» (передача сегуном власти императору). 1868 г. (4 г. Кэйё).            Январь. Начало войны «босин». 1868 г. (4 г. Кэйё).            Крещение первых японцев: Павла (Савабэ), Иоанна (Сакаи), Якова (Урано). 1868 г.                  Сентябрь. Провозглашение эры Мэйдзи. 1868 г. (1 г. Мэйдзи).      Октябрь. Начало войны в Хакодате. 1869 г. (2 г. Мэйдзи).      О. Николай временно возвращается на родину. Май. Окончание войны в Хакодате. Июнь. «Хансэкихокан» (централизация Японии под властью императора). 1870 г. (3 г. Мэйдзи).      На призыв Савабэ в Хакодате прибывают самураи из княжества Сэндай и начинают изучение Священного писания. 1871 г. (4 г. Мэйдзи).      Февраль. О. Николай, став архимандритом, возвращается в Японию. Октябрь – ноябрь. Крещение Оно, Кая, Сасагава. Июнь. В предместье Новгорода родился Сергей Алексеевич Тихомиров (будущий митрополит). Декабрь. Прибытие в Японию иеромонаха Анатолия Тихая. 1872 г. (5 г. Мэйдзи).      Январь. О. Николай передает церковь в Хакодате на попечение о. Анатолия и отправляется в столицу. Останавливается в Цукидзи и начинает деятельность по распространению христианства.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Прот. Аристарх Израилев. Фотография. 1892 г. [Налётов] Аристарх Александрович (10.04.1817, с. Петровское Романово-Борисоглебского у. Ярославской губ.- 9.07.1901, Ярославль), прот., историк, исследователь церковных колоколов, педагог и акустик-любитель. Род. в семье сельского диак. Александра Осиповича Налётова. В 1826 г. И. переехал в Ярославль, где учился в ДУ и жил в помещении под северной папертью ц. прор. Илии. И. был звонарем на колокольне Ильинской ц. Обладая хорошим голосом и прекрасным муз. слухом, он пел в хоре, учился игре на муз. инструментах (фортепиано, гусли). Уже учась в семинарии, И. заинтересовался вопросами муз. акустики. 25 июля 1840 г. закончил Ярославскую ДС. В июле 1841 г. И. венчался с дочерью сельского священника Александрой Спасской и был рукоположен во диакона Петропавловской ц. в г. Петровске Ростовского у. Летом 1841 г. переведен в Богородице-Рождественский жен. мон-рь (г. Ростов), 10 мая 1842 г. рукоположен во иерея, служил в монастыре до 14 янв. 1886 г. (в 1868-1872 был духовнником этой обители). С 1855 г. занимал должность законоучителя ростовских уч-щ (в жен. Мариинской прогимназии и во 2-м приходском уч-ще; с 1862 - в уездном училище). В 70-80-х гг. в течение 17 лет преподавал пение в Ростовском уездном уч-ще и в Ростовском городском уч-ще. За усердную священническую службу И. получил награды: бронзовый наперсный крест на Владимирской ленте (1858), набедренник от Ярославского архиеп. Нила (Исаковича) (1859), бархатную фиолетовую скуфью от Святейшего Синода (1863), бархатную фиолетовую камилавку (1867), ордена св. Анны 3-й (1876) и 2-й степени (1880) и орден св. Владимира 4-й степени (1892). В 1869 г., после 28 лет супружества, И. овдовел, оставшись с 4 малолетними детьми (всего у супругов было 8 детей). В Ростове И. продолжил изучение музыкальной акустики. В 1870 г. он выписал из С.-Петербурга эталонный камертон (принят в России в 1862, спустя 4 года после утверждения Парижской национальной академией).

http://pravenc.ru/text/293906.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010