Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской (до 2013 г. Собор новомучеников и исповедников Российских; воскресенье 25 января или ближайшее после 25 января) АЛЕКСАНДР Степанович Миропольский (1847 – 1918), прот., сщмч. (пам. 23 июня и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Фёдорович Виноградов (1883 – 1938), свящ., сщмч. (пам. 25 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Фёдорович Гневушев (1889 – 1930), свящ., сщмч. (пам. 15 апр. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Симбирских святых) АЛЕКСАНДР Яковлевич Вислянский (1870 – 1930), сщмч., сщмч. (пам. 21 февр., в Соборе Воронежских святых, в Соборе Липецких святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДРА Потаповна Устюхина (1882– 1937), мц. (пам. 10 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДРА Ивановна Дьячкова (1893 – 1938), прмц. (пам. 1 марта и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), послушница АЛЕКСАНДРА Иоакимовна Булгакова (1886 - 1938), мц. (пам. 2 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АЛЕКСАНДРА (Самойлова Анна (?) Никитична; 1882 – 1938), прмц. (пам. 9 марта, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), мон. АЛЕКСАНДРА (Червякова Мария Афанасьевна; 1873 – 1938), прмц. (пам. 30 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), схим. АЛЕКСАНДРА ФЕОДОРОВНА (1872 -1918), императрица Всероссийская, супруга мч. имп. Николая II, мц. (пам. 4 июля, в Соборе Костромских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Санкт-Петербургских святых) АЛЕКСИЙ Петрович Смирнов (4 марта 1867, – 28 фев. 1938), протоиерей, священномученик (пам. 15 фев., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников в Бутове пострадавших)

http://pravenc.ru/rubrics/128875_3.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской (до 2013 г. Собор новомучеников и исповедников Российских; воскресенье 25 января или ближайшее после 25 января) ВАСИЛИЙ (Эрекаев Василий Егорович; 1879-1937), иером., прмч. (пам. 28 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАСИЛИЙ († 1918), мч. (пам. 29 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых) ВАСИЛИЙ Афанасьевич Александрин (1872-1942), псаломщик, мч. (пам. 13 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАСИЛИЙ Максимович Архипов (1876-1938), псаломщик., мч. (пам. 1 марта., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ВАСИЛИЙ Алексеевич Виноградов (1891-1937), свящ., мч. (пам. 24 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАСИЛИЙ Киреевич Ежов (1867-1937), мч. (пам. 4 сент. в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАСИЛИЙ Сергеевич Иванов (1869-1938), староста, мч. (пам. 4 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ВАСИЛИЙ Емельянович Кондратьев (1887-1937), мч. (пам. 21 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАСИЛИЙ Яковлевич Шикалов (1875-1937), мч. (пам. 9 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ВАССИАН (Пятницкий Владимир Васильевич; 1879 - 1941), священноисп. (пам. 14 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых), архиеп. Мичуринский, вик. Тамбовской епархии ВЕНИАМИН Ильич Благонадеждин (1880-1937), свящ., сщмч. (пам. 18 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВЕНИАМИН Ксенофонтович Владимирский (1892-1937), диак. сщмч., (пам. 7 нояб., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВЕНИАМИН (Воскресенский Василий Константинович; 1871-1931), еп. Тутаевский (Романовский), вик. Ярославской еп., сщмч. (пам. 15 янв., 22 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/128875_8.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАВЕЛ (Пономарёв Петр Николаевич; 4.10.1749, дер. Александрова Дмитровского у. Московской губ.- 19.03.1806, Ярославль), архиеп. Ярославский и Ростовский. Род. в семье диакона. 10 янв. 1760 г. поступил в семинарию при Троице-Сергиевой лавре , ректором к-рой являлся архим. Гавриил (Петров) ; получил фамилию Пономарёв. В 1768 г. был направлен в Славяно-греко-латинскую академию. Одновременно троицкий архим. Платон (Левшин) , благоволивший к Пономарёву, разрешил ему вместе с другом А. Войновым изучать французский, немецкий и итальянский языки в Московском ун-те, а также в течение 4 лет слушать при нем курс философии и риторики «для пользы своей». По отзыву преподавателя ун-та С. Иванова, «немецкого грамматического класса ученик Петр Пономарев обучался в бытность свою с такой прилежностью и старанием, что всякий из его сверстников тому завидовал ежечасно, почему и успехи оказал достойные всякой похвалы» ( Смирнов. 1867. С. 351). В 1772 г. по окончании курса в академии и ун-те Пономарёв вернулся в лаврскую семинарию и был оставлен учителем франц. и нем. языков. В июне 1775 г. по настоянию архиеп. Московского и Калужского Платона (Левшина) принял монашеский постриг с именем Павел, рукоположен во диакона, затем во иерея и 28 авг. того же года назначен наместником Свято-Троицкой Сергиевой лавры. С 1779 г. преподаватель истории. Под рук. архиеп. Платона П. составил «Краткое историческое описание Свято-Троицкой Сергиевой лавры» (1782). Также в это время он занимался переводами с франц. языка. В 1782 г. по ходатайству митр. Платона П. был назначен ректором Славяно-греко-латинской академии, был возведен в сан архимандрита Заиконоспасского в честь Нерукотворного образа Спасителя мужского монастыря . Служил цензором духовных сочинений, представляемых в Синод или в Московскую синодальную контору. Рекомендовал к печати переведенные студентами «Священные размышления Иоанна Герарда», «Образ жития Енохова» (1784), «Илиотропион, или Сообразование воли человеческой с волею Божию» (1784), «Стихотворческое изъяснение на Екклезиаста», «Христианин, воин Христов» Эразма Роттердамского и др. В 1784-1785 гг. П. одобрил соч. «Послание св. ап. Павла ко Ефесеем со истолкованием» (М., 1785) архим. Аполлоса (Байбакова) (см. подробнее: Смирнов. 1855. С. 323-324).

http://pravenc.ru/text/2578499.html

Полный текст статьи Владимира Ушакова " Святые места. Феодоровский храм. " во владимирской областной газете " Призыв " от 27.03.2008 можно посмотреть в её интернет-версии по ссылке http://www.prizyv.ru/culture/?news=1244 В память события 4 апреля. Наверняка прибывающие на станцию Ковров путешественники обращали своё внимание на величественное массивное здание церкви из красного кирпича, стоящее напротив вокзала. Её местоположение выбрано не случайно. Храм в честь Феодоровской иконы Божией Матери исторически связан с железной дорогой Москва – Нижний Новгород. И не будь этой транспортной артерии, не было бы и этой церкви. 26 января 1857 года императором Александром II был утверждён устав Главного общества Российских железных дорог. Это частное акционерное общество, учредителями которого стали многие европейские монстры банковского дела, планировало опутать территорию Российской империи нитью железных дорог общей протяжённостью до 4000 вёрст. Одной из наиболее значимых стала магистраль между двумя крупнейшими торгово-промышленными центрами государства – Москвой и Нижним Новгородом. В 1861 и 1862 гг. были открыты две очереди новой железнодорожной линии. А некоторое время спустя (в 1864 году) почти в центре Московско-Нижегородской железной дороги были устроены мастерские «для ремонта подвижного состава». Не мудрствуя, они были названы Центральными, а местный люд называл их «механическим заведением». Расположились мастерские всего в полуверсте от тогдашнего Коврова. Крупнейшее предприятие города вскоре обросло домами рабочих и служащих заведения. И вот тогда для религиозных потребностей жителей этого своеобразного рабочего посёлка было решено построить церковь. В начале 1867 года мастеровые железнодорожных мастерских подали прошение г. Казначееву, который являлся инспектором Московско-Нижегородской железной дороги. В прошении рабочие указывали, что желают при заведении на свои средства построить храм «в память события 4 апреля». Как известно, в этот день в 1866 году революционер-ишутинец Дмитрий Каракозов совершил покушение на императора Александра II. Неудавшееся убийство было расценено великим чудом, повлекшим за собой строительство храмов в честь избавления царя от гибели. Святейший Синод 22 февраля 1868 года «дал разрешение на устройство церкви при Ковровских механических мастерских». К церкви должен был быть определён причт, а приходом стать рабочие заведения с их семьями. Уцелевший во время покушения император на докладе о строительстве храма поставил короткую резолюцию : «Благодарить».

http://sobory.ru/article/?object=09280

Преосвященный Иоанн, бывший епископ Саратовский, скончавшийся в Москве вечером 12-го февраля 1909 года, представлял высоко симпатичную личность и достоин истинно доброй памяти за свою полезную просветительско-церковную и архипастырскую деятельность. В мире он именовался Иван Александрович Кратиров 1 , родился 27 июля 1839 года в селе Лохте, Тотемского уезда, Вологодской губернии, и был сыном священника Лохотской Происхожденской церкви Александра Георгиева Кратирова и жены его Дарьи Архиповой. О. Александр, по окончании курса Вологодской Духовной Семинарии в 1836 году по первому разряду, посвящен был 12-го августа сего года иереем на Лохту, доселе представлявшую глухое местечко в 80-ти верстах от города Тотьмы, хотя зимою это расстояние сокращается санным путем до 50-ти верст; молодой пастырь, видимо, служил успешно и 13-го декабря 1841 года был переведен к Тотемской Христорождественской церкви, а позднее был назначен протоиереем в город Кадников, где и скончался. Значит, детские годы Ивана А. Кратирова прошли в сравнительно благоприятной городской обстановке, и он имел возможность получить дома хорошую учебную подготовку, и в 1850 году поступил в Тотемское духовное училище, где в «годичной ведомости» за 1853–54 учебный год значился под 2-м с такой аттестацией: «поведения очень хорошего 2 , способностей очень хороших, прилежания ревностного, успехов препохвальных» 3 . Переведенный в 1854 г. в низшее отделение Вологодской Духовной Семинарии, Иван Кратиров окончил в ней курс в 1860 году и, «как особенно благонадежный по способностям, успехам и поведению», избран был семинарским правлением для поступления в Московскую Духовную Академию 4 , куда отправлен 10-го августа, причем в аттестате отмечено, что он «способностей – весьма хороших, прилежания – весьма ревностного». Академическое учение было не менее успешно, и Иван Кратиров окончил его в июне 1864 года в составе XXIV-ro курса (1860 – 1864 гг.) девятым по 1-му разряду, а 24-го апреля 1867 года возведен на степень магистра богословия 5 ). 9-го ноября 1864 года он получил должность наставника в высшем и среднем отделениях родной ему Вологодской Духовной Семинарии, и по 15-го ноября 1866 года, согласно прошению, перемещен на те же предметы в Ярославскую Семинарию и 9-го марта назначен здесь помощником инспектора, а 10-го июля сего года определен, по избранию, членом семинарского правления для присутствия в педагогических собраниях оного; с 4-го июля 1870 года состоял еще преподавателем в той же Ярославской Семинарии по церковной истории, литургике и практическому руководству для пастырей в высшем втором отделении. Относительно этого периода педагогической деятельности Ив.А. Кратирова у нас нет документальных данных, но даже нам известны примеры глубокого и искреннего уважения к нему со стороны его семинарских учеников, которые долго спустя, сохраняли признательную память о своем давнем учителе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – декабрь 2017 18 мин., 26.12.2017 1-я страница обложки. Человек, на большой высоте идущий по канату со страховочным поясом (фото Plainpicture RM/Tobias Leipnitz/Diomedia). В центре надпись – НЕСМЕРТЕЛЬНЫЙ НОМЕР. Как преодолеть свои страхи по-христиански. См. в разделе «Вера» беседу с протоиереем Павлом Великановым «Как избавиться от страха и начать жить» (с.26-34) и высказывание Патриарха Кирилла «Оптимизм по-христиански» (с.35). Пролог Давид Самойлов. « Когда замрут на зиму… ». Стихотворение. 1986//Фома. - – декабрь 2017. – С.2. – (рубрика «Пролог» ).   Содержание : С.3.   Числа: Даты месяца. Декабрь //Фома. - – декабрь 2017. – С.4-5. -(рубрика « Числа »). Представлены даты:   10 декабря. 80 лет назад родился филолог и культуролог Сергей Аверинцев (1937-2004) – уникальный человек, сумевший в годы государственного давления на Церковь писать о христианстве с позиций верующего человека . Фотопортрет. – С.4; 27 декабря. 1480 лет назад (в 537 году) в Константинополе был торжественно освящен православный собор святой Софии. Фото Владимира Ештокина. – С.4;   1 декабря. 150 лет назад умер митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов) (1783-1867). Самым  значительным его трудом стал перевод Библии на русский язык. – Ил.: Портрет Филарета (Дроздова) и фото «Библии» (издание 1874        года). – С.5;   4 декабря. Введение во храм Пресвятой Богородицы. Ил.: Икона праздника. – С.5;   9 декабря. День памяти святителя Иннокентия, епископа      Иркутского. Ил.: Церковное изображение святителя. – С.5. Колонка главного редактора: Владимир Легойда . Кровь миллионов: судить нельзя простить //Фома. - – декабрь 2017. – С.6-7. – (рубрика « Колонка главного редактора »). этой колонки смотрите на телеканале «Царьград» (tsargrad.tv)   Интервью номера: Владимир Маторин: «Мою жизнь перевернул вечер, когда я узнал, что такое духовная музыка» . [Всемирно известный бас – Владимир Анатольевич Маторин – поделился воспоминаниями о своем пути к крещению, к Большому театру, о многочисленных поездках по русским городам и селам, о важных событиях в жизни своей семьи]. Подготовила Дарья Баринова . Фото Владимира Ештокина; Александра Косинца/ТАСС. 1997; Дамира Юсупова/Большой театр; Владимира Вяткина/РИА Новости; Из семейного архива автора//Фома. - – декабрь 2017. – С.8-13. – (рубрика « Интервью номера »). Имеется биографическая справка « Владимир Анатольевич Маторин » (С.10).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-12-176...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – октябрь 2013 15 мин., 15.10.2013 1-я страница обложки – надпись: «Якутия. Епископ в краю высокого неба» и фото епископа Якутского и Ленского Романа среди снежных просторов рядом с упряжкой собак (фото Юлии Маковейчук). См. в разделе «Люди» статью епископа Якутского и Ленского Романа «Не ждать, пока пригласят, а ехать самому» (С.40-50). Пролог : (на заставке – фото Виктора Минченко) Николай Заболоцкий . «Облетают последние маки…». Стихотворение//Фома. - – октябрь 2013. – С.2. – (рубрика « Пролог »). Содержание : С.3. Письма : Письма о победе добра . Подборка писем и цитат. Фото Наталии Федоровой//Фома. - – октябрь 2013. – С.2. – (рубрика « Письма »). Первое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова 5:4. Цитата: « Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир…».- С.4; Как я стал злой старушкой /Максим Чеботарев , г. Волгоград. – С.4; Игумен Никон ( Воробьев ) (1894-1963). Цитата: «Если мы хотим, чтобы кто преодолел себя и изменил свое отношение к нам…». – С.4; Святитель Филарет , митрополит Московский (+ 1867). Цитата: «Можно гневом только произвести или увеличить раздражение другого…». – С.4; Святитель Феофан , Затворник Вышенский (1815-1894). Цитата: «Нельзя быть твердыми, не будучи смиренными…». – С.4; Налетчики на абрикосы /Вера Евтухова , Украина. – С.4-5; Архимандрит Иоанн ( Крестьянкин ) (1910-2006). Цитата: «Всегда помните, что и без нас много желающих обидеть и оскорбить, причинить зло…». – С.5; Святитель Василий Великий (330-379). Цитата: «Христианин, по мере сил, всеми способами должен смягчать того, кто огорчен против него». – С.5; Преподобный Ефрем Сирин (IV век). Цитата: «Лучше улыбкой пресечь раздражение, нежели свирепствовать неукротимо». – С.5; О «благозвучии» /Дарья Баринова , г. Кольчугин. – С.5; Послание к Римлянам святого апостола Павла 12:21 . Цитата: «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром». – С.5. Колонка главного редактора:

http://foma.ru/bibliografiya-foma-10-126...

свящ. Михаил Благонравов 36. Епископ Павел Павел, епископ Астраханский и Енотаевский, в мире Иван Елевфериевич Вильчинский, сын священника Подольской епархии Винницкого уезда села Малой Жмеринки. По окончании курса в Подольской духовной семинарии, в 1849 г., поступил в Киевскую духовную академию, в которой окончил курс с ученою степенью магистра в 1853 г., и в том же году принял монашество и посвящен в иеромонаха. 31 октября 1853 г. определен помощником ректора в Полтавскую духовную семинарию. 6 ноября 1857 г. перемещен на должность инспектора в Харьковскую духовную семинарию. Здесь он состоял цензором проповедей, сказываемых лицами, состоящими на духовно-учебной службе. По вниманию к полезной и усердной службе, иеромонах Павел возведен в сан архимандрита, с присвоением ему лично должности настоятеля третьекласснаго монастыря. 3 апреля 1867 г. он назначен на должность ректора во Владимирскую духовную семинарию. 8 января 1878 г. посвящен в епископа Сарапульского, викария Вятской епархии, и в том же году, 4 февраля перемещен на кафедру епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии. 5 апреля 1882 г. назначен епископом Саратовским и Царицынским; 16 декабря 1889 г. перемещен на Астраханскую кафедру. 21 ноября 1892 года Высочайше повелено было ему быть епископом Могилевским и Мстиславским, но по случаю болезни назначенного на Астраханскую кафедру Кишеневского еп. Исаакия, указом Св. Синода от 2 декабря 1892 г., поручено ему временно управлять Астраханской епархией, а 19 декабря того же года он вторично назначен епископом Астраханским. 13 ноября 1893 г. перемещен из Астрахани на Пензенскую кафедру. 4 июня 1902 г. Преосвященный Павел, вследствие своего прошения, по преклонности лет и болезненному состоянию, Высочайше уволен на покой. В Астраханской епархии Преосвященный Павел оставил добрую память о себе. Он был пастырь добрый, внимательный, доступный, простой в обращении. Образ жизни вел строгий. Пищу вкушал самую простую и в умеренном количестве. Ежедневно совершал богослужение и приобщался св. Таин. Не обладая крепостью тела, он был крепок духом. Хотя богослужения его были продолжительны, но, видимо, его не утомляли. Очевидно, ежедневное принятие Честного Тела и Крови Господа Иисуса Христа – эта духовная пища – укрепляла его душевные и телесныя силы, по слову Спасителя: «Тело Мое истинно есть брашно, и Кровь Моя истинно есть пиво».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Секты мистические. и) Хлыстовство. Книги и брошюры. 1 . И. Добротворский. „Люди Божии”. Казань. 1869 г. 2 . Н. Барсов . „Духовные стихи «людей божиих»”. СПб. 1870 г. 3 . А. Рождественский . „Хлыстовщина и скопчество в России”. М. 1882 г. 4 . К. Кутепов. „Секта хлыстов и скопцов”. Ставрополь. 1900 г. 5 . С. Маргаритов. „Секта хлыстов”. Кишинёв. 1889 г. 6 . В. Барбарин. „Хлыстовщина или секта духовных христиан”. Разбор 12 заповедей основателя этой секты. Говорит ли Дух Святой чрез пророков-хлыстов? М. 1890 г. 7 . Проф. Буткевич. „Секта хлыстов”. (По отзывам, главным образом, иностранных учёных). СПб. 1901 г. 8 . М. Кальнев . „На радении у хлыстов”. Одесса. 1902 г. 9 . Его же. „Как опознать хлыстов, отрицающих свою принадлежность к секте”. Рязань. 1908 г. 10 . Его же. „История молитвенных песнопений, и разбор их содержания”. СПб. 1905 г. 11 . М. Матюшинский. „Церковные беседы в обличение лжемудрования хлыстовства и в ограждение от него православных чад Церкви”. СПб. 1899 г. 12 . И. Дмитриевский . „Хлысты и скопцы”. Курск. 1902 г. 13 . Н. Остроумов . „Кто – за хлыстом, тот – не со Христом, а кто – не со Христом, тот – против Христа”. Рязань. 1910 г. 14 . Н. Реутский. „Люди Божьи и скопцы”. М. 1872 г. 15 . Н. Кутепов. „Разбор хлыстовского учения о пророках и пророчицах”. Новочеркасск. 1909 г. 16 . А. Перевозовский. „О браке” (против хлыстов). Ст. Кавк. 1897 г. 17 . „Чары и фокусы” хлыстовства. СПб. 1911 г. 18 . В. В. Розанов . „Апокалипсическая секта”. СПб. 1914 г. Статьи. 19 . И. Добротворский. „О людях Божьих”. Православный Собеседник. 1870 г. 1. 20 . Максимов. „Народные преступления и несчастья”. Отечественные Записки. 1869 г. 4. 21 . Преображенцев. „Исповедь обратившегося раскольника из секты «людей Божьих»”. Тульские Епархиальные Ведомости. 1867 г. и 1869 г. 22 . „Основатель секты «Людей Божьи»”. Православное Обозрение. 1862 г., стр. 324. 23 . „Хлысты в Тамбовской губернии, называющиеся богомолами или постниками”. Тамбовские Епархиальные Ведомости. 1862 г. 5. 24 . „Хлысты”. Воронежские Епархиальные Ведомости. 1871 г. и 1872 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vved...

Татьяна Котул Протоиерей Михаил Ильич Соколов Скачать epub pdf Михаил Ильич Соколов, один из выдающихся представителей петербургского духовенства, протоиерей Казанского собора, родился 30.09.1845 г. в семье священника Смоленской епархии. В 1861 г., окончив Архангельское Духовное Училище, будущий пастырь поступил в Архангельскую Духовную Семинарию, где инспектором, а позже и ректором, был его родной брат, архимандрит Донат. В продолжение всего семинарского курса М. И. Соколов жил в его квартире, пользуясь обширной научной библиотекой брата. По инициативе архимандрита Доната, в Семинарии часто устраивались студенческие богословские диспуты, на которых М. И. Соколов блистал начитанностью и даром слова. Будучи студентом, М.И.Соколов вместе с товарищами 4 года трудился в детском сиротском приюте Св. Петра. В этот период была заложена основа его будущей педагогической деятельности, в нём развились учительский такт и навыки работы с детьми. Помимо этого, М.И. Соколов, преподавал в Воскресной школе при Семинарии. Педагогическая деятельность увлекла будущего пастыря, он знакомился с лучшими статьями и книгами по педагогике, по методике первоначального обучения детей и по преподаванию Закона Божия, читал журнал «Учитель», изучал «Родное Слово» Ушинского и пр. Для получения высшего богословского образования три лучших студента Архангельской Семинарии были направлены в столицу. В 1867 г. М. И. Соколов поступил в Санкт-Петербургскую Духовную Академию. Там он обучался на церковно-практическом отделении. Курс научной педагогики студентам читал тогда протоиерей И.Л. Янышев. То, что М. И. Соколов узнал о педагогике в Семинарии, здесь было раскрыто шире, научно, с глубоким убеждением в важности дела воспитания и обучения детей. В 1871 г. он окончил курс Академии со степенью кандидата богословия. Ещё, будучи на последнем, 4-м курсе Академии, он участвовал в конкурсе и давал пробные уроки при Комиссии на должность преподавателя греческого языка при Александро-Невском духовном училище, что ему вполне и удалось, благодаря научным знаниям и основательной педагогической практике. Училище было первой ступенью духовного образования. Оно располагалось тогда на наб. Обводного кан., 17 б. Здесь обучались от 300 до 470 мальчиков.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010