Образцово. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Одно из первых упоминаний о Богородице-Рождественском храме относится к 1585 году, в то время село и храм были во владении Спасо-Преображенского Евфимиево-Суздальского монастыря, вплоть до 1702 года. Храм имел два придела: главный - в честь Рождества Пресвятой Богородицы и южный - в память преподобного Евфимия Суздальского, которые существуют и поныне. В марте 1703 года по указу Петра 1 село перешло в пользование графа И.А. Мусина-Пушкина. В последствии усадьбой владел его сын, который в 1736 году закончил постройку новой каменной церкви на месте ветхой деревянной, уже с тремя приделами. Третий, северный освящён в память преподобной Марфы, небесной покровительницы супруги храмоздателя Марфы Феодоровны. После Мусиных-Пушкиных имением и храмом владели графы Бестужевы-Рюмины, Волконские, Мещаниновы, Кисель-Загорянские и др. Внутреннее убранство церкви современно постройке. В 1989-1999 годах велась генеральная реставрация, которая проводилась под руководством заслуженного реставратора России Г.Ф. Бабича. В ходе реставрации открылся живописный первоначальный слой, относящийся к первой половине XVIII века. Золочёный иконостас и росписи были выполнены в свое время итальянскими мастерами. Храм представляет собой традиционную для XVIII века барочную церковь с колокольней. Венчает храм восьмигранный купол с главой. После 1917 года храм не закрывался. Главная святыня храма - икона Животворящего Креста Господня с частицами мощей св. Иоанна Предтечи, свт. Спиридона, свт. Николая, свмч. царицы Александры и других святых. Чтимые иконы Божией Матери - " Боголюбская " и " Акафистная " . Кирпичная церковь в стиле барокко типа " восьмерик на четверике " , с трапезной и двухъярусной колокольней была построена по заказу гр.П.И. Мусина-Пушкина между 1733-1737 гг. Приделы трапезной освящены во имя прп.Евфимия Суздальского (южный) и прав.Марфы, матери Симеона Столпника (южный, в честь небесной покровительницы супруги храмоздателя). Южный придел освящен в 1736 г., главный храм - в 1737 г., но окончательная его отделка затянулась до 1772 г. В советское время храм не закрывался и сохранил свою внутреннюю историческую отделку. Существующая роспись стен относится к 1886 г., но при реставрационных работах 1989-1999 гг., проводившейся под руководством Г.Ф. Бабича, обнаружена первоначальная роспись стен, выполненная в первой половине XVIII в. итальянскими мастерами. Им же принадлежит создание главного золоченого иконостаса (переделывался в 1887 г.). Росписи трапезной части - современные, исполненные В.Д. Степановым. Главной святыней храма является икона Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня с частицами мощей угодников Божиих. Чтимые иконы Божией Матери - Боголюбская и Акафистная.

http://sobory.ru/article/?object=08504

Опочка. Собор Спаса Преображения. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Кирпичный собор в стиле классицизма, построенный в 1791-1795 гг. при помощи купца С.М. Викулина. Двусветный объём, включавший четверик, алтарь и трапезную, был увенчан ротондой, по сторонам к которой были приставлены четыре малых купола, с запада к собору была пристроена массивная трёхъярусная колокольня. Западные пристройки сооружены в 1877 г. Имелись Благовещенский и Пятницкий приделы. Взорван в 1937 г., на месте собора проезжая часть. http://svyatayarus.su/church/detail/51036/ Согласно летописи, в год основания города Опочка «поставлена бысть церковь новая Святого Спаса». Спасская церковь была деревянной, после пожара 1441 года восстановлена. Сохранилось описание этой церкви: «… деревянная, крыта тёсом; в ней престол един, да при нем придел Благовещения Богоматери, престол же един; рублею кругом двадцать шесть углов, брусовая, на ней пять глав, обиты чешуёю, на придельной шестая, на них кресты деревянные, обиты жестью». Колокольня также была деревянная, «в два [а]партамента, крыта тёсом, под шатёр. В ней три колокола, да четыре маленьких. В той же колокольне часы железные. Гири каменные. В нощи и во дни всегдашнее хождение имеют». Церковь была в плане крестообразной, обширная и высокая, стояла на дубовом фундаменте. Большой пожар 17 сентября 1774 года уничтожил почти все деревянные постройки в городе, в том числе и Спасскую церковь. Икона Преображения Господня с двунадесятыми праздниками, находившаяся в ней, сохранилась, и позднее была установлена в новом Спасо-Преображенском соборе. С 23 октября 1772 по 24 августа 1776 года Опочка была центром Псковской губернии. Генерал-губернатор Псковской и Могилёвской губерний граф Захар Григорьевич Чернышев приложил много усилий для того, чтобы город был достоин звания губернского центра. Он представил на усмотрение императрицы Екатерины II доклад: «не угодно ли будет Ея Величеству, чтобы на построение соборной каменной церкви употребить до 10 тысяч рублей из той суммы, которая во Псковской губернии за учреждением почт и от содержания оных в прошлом, 1773 году, остались, и в наличности тамо хранятся и никуда не назначена». 12 декабря 1774 года императрица дала соизволение направить эти деньги на строительство собора. Благодарные опочане заказали для собора икону Божией Матери, на которой была изображена в рост Екатерина II, очи её молитвенно устремлены к лику Богоматери и Предвечному Младенцу. На иконе, высотою 2 аршина 7 вершков и шириною 1 аршин 2 вершка, под изображением была надпись: «Екатерине Великой и Премудрой слава, создательнице сего святого храма», ниже еще одна надпись: «Начата лета 1791 года мая 20, освящена лета 1795 года ноября 26». Икона находилась в храме до его закрытия.

http://sobory.ru/article/?object=34582

Открылся лик Боголюбской иконы Божией Матери Завершена сенсационная реставрация древнейшей русской иконы 11 марта, 2016 Завершена сенсационная реставрация древнейшей русской иконы Шесть лет светила отечественной реставрации спасали Боголюбскую икону Божьей Матери. «Картина ужасного разрушения» За восемь с лишним веков она претерпела немало испытаний. Наиболее трагичным был для нее 1722 год, когда настоятель храма Рождества Богородицы решил растесать окна. Храм обрушился, и икона длительное время находилась под каменными завалами. Реставраторам того времени пришлось заново сплачивать разошедшиеся доски, вклеивать фрагменты нового дерева в разломы и расщепы основы, подклеивать к основе обширные фрагменты отслоившейся живописи с левкасом и поволокой, а в утратах подводить новый левкас и прописывать всю живопись. Негативную роль в судьбе Боголюбовского образа сыграла и известность. В 1771 году после перенесения иконы из Боголюбовского монастыря во Владимир прекратилась эпидемия чумы. И в 1772 году по случаю чудесного исцеления от чумного поветрия был установлен крестный ход с иконою по городу Владимиру и окрестным селам со службами в храмах и домах горожан и селян. Именно такое почитание, по оценке специалистов, и привело к тому, что к началу ХХ века живопись оказалась в плачевном состоянии. «…Глазам открылась картина ужасного разрушения: изъеденная древесным червем доска большею своей частью обнажилась от левкаса и истлевшего холста и местами представляет собой труху, сыпавшуюся от малейшего прикосновения. На доске была найдена живая личинка червя, после первого осмотра нельзя было сказать, сохранилось ли что-либо от этого памятника». Такой икону увидели в 1918 году члены комиссии по сохранению и раскрытию памятников древней живописи под руководством И. Э. Грабаря при постановке на учет. С тех пор икона пережила три крупных реставрации, и перед каждой ставился один и тот же диагноз — крайне тяжелое состояние. Белые пятна Нынешней реставрации предшествовало событие, которое во Всесоюзном художественном научно-реставрационном центре (ВХНРЦ) имени И. Э. Грабаря назвали ЧП колоссального масштаба.

http://pravmir.ru/otkryilsya-lik-bogolyu...

П.В. Долгоруков Графы и дворяне Зубовы отцовский КОЛЕНО I: Иван Андреевич Зубов, жил во второй половине пятнадцатого века КОЛЕНО II: Иван Иванович Зубов Григорий Иванович Зубов КОЛЕНО III: Никита Иванович ширяй Василий Григорьевич Борис Григорьевич КОЛЕНО VI: Игнатий Никитич Михайло Никитич Лукьян Никитич КОЛЕНО V: Алексей Игнатьевич † 1632 Матвей Игнатьевич Иван Игнатьевич † 1629 Фёдор Михайлович Михайло Михайлович Никита Михайлович Иван Лукьянович Кузьма Лукьянович КОЛЕНО VI: Иван Матвеевич Илья Иванович † 1639; женат на Ульяне Яковлевне Прокудиной Афанасий Иванович † 1648 Дмитрий Иванович старший † 1641 Данило Иванович † 1659 Василий Иванович † 1672 Дмитрий Иванович меньший Дмитрий Иванович † 1634 КОЛЕНО VII: Борис Афанасьевич Степан Афанасьевич Ксения Афанасьевна, за Василием Богдановичем Лихачевым Василий Васильевич старший † 1671 Василий Васильевич младший † 1661 Фёдор Васильевич † 1689; женат на Анне Измаиловне Чихачёвой NN, за Василием Семёновичем Кузьминым NN, за Евгением Андреевичем Яковлевым Иван Дмитриевич Клементий Дмитриевич † 1659 Лукьян Дмитриевич Григорий Дмитриевич КОЛЕНО VIII: Илья Борисович Дмитрий Борисович Данило Борисович Василий Борисович Иван Борисович Степан Степанович Венедикт Фёдорович Афанасий Фёдорович Герасим Фёдорович Евдокия Ивановна, за Иваном Ивановичем Колычевым Степан Клементьевич Михайло Кдементьевич КОЛЕНО IX: Николай Васильевич, коллегии экономии член, рождение 1699 † 1786; женат 1) на Татьяне Алексеевне Трегубовой; 2) на Агафие Ивановне Наумовой † 1770 (от 1-го брака сын) КОЛЕНО X: Граф Александр Николаевич, сенатор и святого Александра Невского кавалер, рождение 6 августа 1727 20 февраля 1795; женат на Елисавете Васильевне Вороновой, рождение 1742 † 29 декабря 1813 КОЛЕНО XI: Граф Николай Александрович, обер-шталмейстер кавалер святого Андрея и прусского ордена чёрного орла, рождение 24 апреля 1763 † 9 августа 1805; женат на графине Наталие Александровне Суворовой-Рымникской, рождение 1 августа 1775 † 30 марта 1844 Граф Дмитрий Александрович, генерал-майор, рождение 17 мая 1764 † 14 февраля 1836; женат на княжне Прасковье Александровне Вяземской, рождение 27 сентября 1772 † 18 ноября 1835

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

П.В. Долгоруков Графы Эссен-Стенбок-Ферморы С включением тут статей: о шведских графах Стенбоках и о Римской Империи графах Ферморах. Пётр Кирилович Эссен (Essen), лифляндский уроженец, сын штаб-офицера 203 , был генералом от инфантерии, оренбургским губернатором и командиром оренбургского корпуса, потом Санкт-петербургским военным-генерал-губернатором, членом государственного совета, кавалер всех российских, орденов и возведён был, 1 июля 1833 года, в Графское Российской Империи достоинство. Граф Пётр Кирилович (рождение 11 июля 1772 † 23 сентября 1844), от брака с Екатериною Николаевною Львовою († 21 февраля 1829), имел сына Александра Петровича, лейб-гвардии измайловского полка полковника, убитого при осаде Варны в 1828 году, и дочь графиню Александру Петровну, вышедшую за графа Якова Ивановича Стенбок-Фермора, коему, Высочайшим указом 1 августа 1835 года, передано Российско-Графское достоинство и имя Эссена. Теперь перейдём к фамилии Стенбок (von Stenbock), фамилии древней и знаменитой в истории. Предок их Ионс (Ions) был в Швеции рейхсратом 204 в 1205 году. Сын его Ифвар Ионссон (Ifvar lonsson) был первым рейхсратом в конце царствования Эрика X. У него были: сын Ионс Ионссон 205 , внук Кнут Ионссон и правнук Свен Кнутсон. Сын сего последнего, Биерн Свенсон, имел сына Арфведа Биернсона, внука Арфведа Арфведсона и правнука Кнута Арфведсона. Сын сего последнего, Арфвед Кнутсон, имел сына Олофа Арфведсона, который находился рейхсратом в первых годах шестнадцатого века и первый принял фамилию Стенбока. Вот поколенное родословие потомкам его: отцовский ОТ РЕЙХСРАТА ЮНСА КОЛЕНО XI: Олоф Арфведсон Стенбок, рейхсрат КОЛЕНО XII: Барон Густав Стенбок, рейхсрат 1571; женат на Бригитте Леоионгуфвуд КОЛЕНО XIII: Барон Эрик, рейхсрат † 1599; женат на графине Магдалине Стуре Барон Олоф; женат на Ингебурге Бонде Барон Стен Барон Арфвед; женат на Екатерине, дочери Ирвафа Барон Абрагам Барон Карл † 1634; женат на Бригитте, дочери Андерса Цецилия, за рейхсратом графом Густавом Иогансоном Рос (Ros)

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Павел, архиепископ Ярославский и Ростовский (Пономарев Петр) Родился 4 октября 1749 года в селе Александрова Слобода Дмитровского уезда Московской губернии в семье диакона. 10 января 1760 года поступил в Троицкую лаврскую духовную семинарию. В 1768 году отправлен в Москву для изучения языков в университете и для слушания лекций по богословию в Московской Славяно-греко-латинской академии. В 1772 году по окончании курса в академии и университете поставлен учителем французского и немецкого языков в Троицкой лаврской духовной академии. В июне 1775 года, по совету митрополита Платона (Левшина , † 1812), принял монашество и 28 августа того же года назначен наместником Троице-Сергиевой лавры. С 1779 года – преподаватель истории. С 1782 года ректор Московской Славяно-греко-латинской академии и архимандрит Московского Заиконоспасского монастыря. С 27 ноября 1783 года – архимандрит Московского Симонова монастыря. С 13 октября 1785 года – настоятель Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. С 14 января 1786 года – настоятель Московского Новоспасского монастыря. С 1792 года – член Святейшего Синода. 12 февраля 1794 года хиротонисан во епископа Нижегородского и Алатырского. С 26 октября 1798 года – епископ Тверской и Кашинский. 15 мая 1799 года возведен в сан архиепископа. С 26 декабря 1799 года – архиепископ Ярославский и Ростовский. Скончался 19 марта 1806 года. Погребен в Успенском соборе в городе Ярославле. Архиепископ Павел, тогда еще Петр Пономарев, для завершения образования поступил в Московскую Славяно-греко-латинскую академию и с разрешения митрополита Платона, благоволившего к нему, слушал в Московском университете философию и элоквенцию (словесность, риторику). Он учился настолько хорошо, что немецкий информатор университета Сергей Иванов дал такой отзыв о нем: «Немецкого грамматического класса ученик Петр Пономарев обучался в бытность свою с такой прилежностью и старанием, что всякий из его сверстников тому завидовал ежечасно, почему и успехи оказал достойные всякой похвалы. Что же касается до его поступков, то оказал такие, которые благородному и честному человеку всегда приличными и достойными быть казались».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Павел Михайлович Строев (1796-1876) XIII. Епархия Могилевская Могилевская епархия учреждена в 1632 г. Девятая в второклассных. I. Епископы Могилевские, Мстиславские и Оршанские 1. Иосиф Бобрикович , игум. Свято-Духовский Виленский, избран 1632, утверждён 14 мар. 1633; † 9 апр. 1635. 2. Сильвестр Коссов хирот. 1635 из префектов Киевской акад.; в 1647 перев. в Киев митрополитом. 3. Игнатий Оксенович-Старушич хирот. 12 июля 1650, из игум. Киево-Выдубицкого монастыря; вскоре †. 4. Иосиф Кононович-Горбацкий хирот. в 1650 из игум. Златоверхомихайловского монастыря; † в 1651. 5. Мефодий Филимонович хирот. 4 мар. (sic) 1661 [блюститель митрополии Киевской; жил в Киево-Софийском мнтре 1665–67;] взят в Москву, за измену, в 1666, и был там в 1667 и 69; 1675 – в Новоспасском; еписк. Нежинский 1681. 6. Иосиф Нелюбович-Тукальский утверждён 3 авг. 1661 из архим. Лещинского монастыря; с 1664 митрополит Киевский. 7. Феодосий Василевич хирот. 1669, утверждён 20 апр. 1672 из архим. Слуцких; † 11 мар. 1677. 8. Серафион (Серапион) Полховский утверждён 30 сент. 1697 из архим. Слуцких; † в февр. 1704. 9. Сильвестр, кн. Четвортенский , в 1707–28; † 18 февр. (sic). 10. Арсений Берло , из архим. Киево-Межигорских, избран 8 июля 1729, утверждён 30 янв. 1730; 28 янв. 1738 перев. в викарии Киевские. 11. Иосиф Волчанский утверждён 30 дек. 1735 из архим. Киево-Николаевского монастыря; 1 сент. 1742 перев. в Москву архиепископом. 12. Иероним Волчанский хирот. 2 окт. 1744, из игум. Виленского Свято-Духова монастыря; † 14 окт. 1754. 13. Георгий Конисский хирот. 20 авг. 1755 из архим. Киево-Братского монастыря; с 14 дек. 1772 «Могилевский, Мстиславский и Оршанский»; 22 сент. 1783 пожалован в архиепископа; † 13 февр. 1795. II. Епископы Могилевские и Полоцкие 14. Афанасий Вольховский 5 мар. 1795 перев. из викариев Новгородских; 27 авг. 1797 уволен на покой; † 1 янв. 1801, в Мгарском мнтре. 15. Иларион Кондратковский 1 сент. 1797 перев. с Новгород-Северской епарх., а 24 окт. уволен на покой; † 12 янв. 1799 в Новгород-Северском мнтре. III. Архиепископы Могилевские и Витебские

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Павел Михайлович Строев (1796-1876) Монастыри 1 Трифонов Успенский, в Вятке, основан в 1580 г.; ныне второклассный. [VI, 437.] Архимандриты Св. Трифон , основатель, с 1580. Оставил настоятельство после 1602 г. В последнее время был «архимандрит,» а до того именовался «строитель» и «игумен», † 8 окт. 1612. Святой с 1684. Иона Мамин , 1602–1630. Герасим перев. из Чердынского Богословского в 1631, по 1633; перев. в Новгородский Юрьев. Иосиф , в 1633 и 34. Герасим опять определён 13 апр. 1635; упом. 1636, 37. Александр , 1643–50. Иоаким , 1650–53. Моисей , 1654, в дек. (sic) 1657. Сергий , в мар. 1659–72. Иов , в окт. 1673. Иоиль , 1676–79. Александр , 1679–1711. Парфений , 1713–21. Иоиль . с 1721. Пафнутий † около 1738. ? Лаврентий , 1738. Павел , 1739 и 40. Даниил , 1741–43. Иоасаф Потемкин перев. из Велико-Богословского, 1745–48. Никон , 1754 и 55, уволен (без места член консистории до 1759). Давид перев. из Верхочепецкого? 1755–64, перев. в Богоявленский. Софоний Македонский 1764 перев. из Богоявленского Слободского и † 25 июня. Андрей , 1764–72. Поликарп Павловский в 1772 перев. из Смоленского Троицкого, а 28 авг. 1774 – в Вяжицкий. Транквиллин 27 авг. 1774 перев. из Троицкой Печерской пустыни; † 1776. Кирилл , в 1777–96. Лаврентий Далматов 7 июня 1800 перев. в Курский Знаменский. Мисаил , 1800–17, перев. Устюжский Архангельский. Иустин 1817 перев. из Устюжского Архангельского; до 1824. Феофилакт , 1825–29. Иероним , 1829–35. Никодим , 1835–42. Амвросий , 1842–69. Указом 23 янв. 1868 велено управлять викариям. 2 Богоявленский, а с 1775 Крестовоздвиженский, близ города Слободского, основан около 1600 г.; в 1769 соединён с ним Верхочепецкий; ныне 3-го класса. [III, 407,533.] Строители Иоасаф , основатель, около 1600. Антоний , 1607. Иоасаф , 1615. Иона (игум.) 3 дек. 1632. Дионисий , 1636–42. Иов , 1645. Киприан , 1646, 47, 61–63. Иоасаф , 1667–69. Игумены Киприан , 1670–77. Иоиль , 1684. Иосиф , 1687–1705. Иларион , 1710. Парфений , 1711–13. Викентий , 1714. Архимандриты

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Патерик новоканонизированных святых (Часть II) Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 2002-2003-2004 30 августа, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 2002-2003-2004 От редакции В этом выпуске “Патерика” мы публикуем сведения о святых, прославленных Русской Православной Церковью на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 г. Поскольку сбор материалов по этому разделу “Патерика” представляет известные затруднения, порядок публикации вынужденным образом произволен: тексты публикуются в том порядке, в каком поступают в редакцию. Общее руководство подготовкой “Патерика” осуществляет ар­хи­мандрит Макарий (Веретенников). Материалы этого выпуска готовили священник Михаил Исаев, диакон Павел Конотопов, диакон Михаил Першин, М. Журинская. Священномученик Арсений Ростовский (Мацеевич) — †28 февраля 1772 Прославлен в 2000 г. 1 . Память празднуется 28 февраля/12 марта Священномученик Арсений (Мацеевич) происходил из бед­ной польской шляхты и был сыном униатского священника Иоанна Мацеевича, служившего в Спасской церкви во Владимире Волынском. Родился он в 1696 (или 97) году (согласно автобиографии 1738 года, в которой указано, что ему 42-й год). Во святом крещении был наречен Александром. Образование получил в академиях: Владимирской, Варенжской, Львовской и Киевской. Прибыв в Киев в 1715 г., Александр оставил униатство. Пробывши в Киевской академии не более одного года, он в 1716 году принимает постриг с именем Арсения в Новгород-Се­верском Спасском монастыре, где в сане иеродиакона получает должность проповедника и учителя латинского языка. Митрополит Ростовский Арсений (Мацеевич) Здесь он проводит два года, которые стали лучшим временем его жизни (дважды, в 1745 и 1763 гг., он просил Святейший Синод поселить его на покое именно в этом монастыре). Но в 1718 году он вновь поступил в Киевскую академию “для слушания философии и богословия” и здесь в 1723 году принял сан иеромонаха. Окончив курс в 1726 году, иеромонах Арсений два года жил “в послушании” при архиепископе Варлааме (Вонато­виче) и был проповедником, а затемпоселилсяв Киево-Печер­ской Лавре. Краткое время он пробыл в Черниговском Троицком Ильинском монастыре. К этому времени иеромонах Арсений был известен как образованный проповедник; тогда же, очевидно, сформировались его взгляды на светскую власть и на независимость от нее власти церковной.

http://pravmir.ru/paterik-novokanoniziro...

Письма старца Паисия От письма старца Паисия, еже писа ко старцу Феодосию Аз егда еще во Святей Горе Афонстей с малым числом братий пребывах, ведая известно от учения и заповедей Богоносных Отец наших яко имущему под своим окормлением братию не подобает по своему разуму и разсуждению наставляти и учи и их, но по истинному и правому разуму Божественного Писания, якоже Божественна Отцы учителие Вселенстии, такожде учителие и наставницы монашеского жития, просветившеся от благодати Пресвятаго Духа, учат; еще же ведая и малоумие мое, и бояся и трепеща, да не како неискусства ради моего, аки слепец в яму погибели, по словеси Господню, и сам впаду, и последующих мне врину: того ради, аки основание непоколебимое во истинное и непрелестное и незаблудное от истинного пути Божия наставление, и бедной моей души и святой братии, положих Божественное писание Ветхого и Нового Завета, и истинное его благодатию Пресвятого Духа толкование, сиречь учение Богоносных Отец наших Вселенских учителей и наставников монашеского жития, святые Соборы, и вся Апостольская и Соборная и Святых Отец правила, яже содержат Святая, Соборная и Апостольская Восточная Церковь , и вся заповеди и чины ея. Сия вся, якоже рекох, в наставление себе и братии святой предложих, да якоже аз, такожде и братия, живущая со мною, наставляющеся от сих, Божией содействующей и вразумляющей благодати, не погрешим правого и соборного святыя православныя Церкве мудрования. И во-первых, начах прилежно, Божиею помощию, книги отеческия, о послушании и трезвении, внимании же и молитве учащыя, с немалым трудом и иждивением стяжавати, ово сам своею рукою преписуя, ово же и пенязьми купуя, яже от труда рук наших на необходимые нужды наша стяжавахом, произволяюще многократно в пище и одежде скудость претерпевати: куповахом убо онеми предреченныя словенским языком писанныя книги, и вменяхом тыя аки небесное сокровище, туне намь от Бога дарованное. Егда же неколико лет чтый тыя с прилежанием, на зело премножайших местех обретах в них неисповедимую неясность, на премногих же местех не обретах отнюдь ниже самого грамматического разума, аще и многократно чтый и с неизреченным трудом и испытанием, но ни тако обретах предреченного разума: Бог един весть, яковыя печали душа моя исполняшеся, и недоумевая, что делати, возмнех, яко словенския отеческия книги с других словенских книг мощно есть поне мало исправити.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010