Бушулей. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкий храм /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Сегодня ни одна из многочисленных церквей Чернышевского района, кроме Спасского храма в Курлыче не дошли до нас в своем первозданном виде. За годы существования часть из них была перестроена, а другая часть, к сожалению, утрачена безвозвратно. Среди них и некогда красивейшая обитель в Нерчинской области (1783-1805 г.г.) – церковь Святой Троицы в Бушулее. Бушулей назывался тогда Сухановской слободой.Однажды в том месте, где река Бушулей впадает в Алеур, в далеком 1772 году на порожнем месте поселился среди тунгусов, кочевавших по долинам реки Алеур, основатель Бушулейской (Сухановской) слободы выходец из купеческого сословия – Кирилл Васильевич Суханов. Среди дремучей тайги и болот православный миссионер сам построил здесь первый дом. Тридцатилетний Кирилл Васильевич развернул в округе Бушулея широкую миссионерскую работу с местным населением. Он безотлучно жил со своими новокрещенными эвенками, обучая их хлебопашеству, постройке домов, утверждению православной веры и грамоте к иконостасному ремеслу. Уроженец из Коми города Яренска 1741 года рождения - Суханов К.В. был первым иконописцем в Забайкалье. Обстоятельства заставили его оставить родной край, жену и бежать в Сибирь. В 1768 году он появился в Нерчинске со своим другом Василием Ивановичем Березиным, выходцем из Великого Устюга потомственным иконописцем. Вскоре ктитор Курлыческой церкви Епифанов пригласил Суханова в Нерчинск, с которым Кирилл Васильевич прибыл в Курлыч, и принялся за постройку второй деревянной двухпрестольной Спасской обители. В марте 1771 года курлыченские жители просили рекомендовать его в священники для своей церкви, но он отказался. Получив деньги за постройку храма, Кирилл Васильевич Суханов, неожиданно для всех отправился проповедовать Христа тунгусам, поставив для себя одной из главных задач обращать местное население (особенно тунгусов) в православную веру. Уже в 1773 году он в своей слободе первым открывает русскую школу для тунгусских детей, которая может считаться первой во всём Нерчинском крае, где преподавателями были он сам и его лучший друг В.И.

http://sobory.ru/article/?object=35286

В 9-ти верстах на северо-западе от Почаева в своем поместье Орле 13 , ныне Урлею именуемом, имела место жительство Православная помещица Анна из Козинских Гойская, вдова, по муже Василие Богдановиче Гойском, бывшем судьею земства Луцкого. В 1559 г. путешествовавший из Константинополя по Волыни Греческий Митрополит Неофит остановился для отдыха в местечке Орле в доме помянутой Гойской, по усильной ее просьбе. Пробыв здесь несколько времени, при отъезде своем, в знак благодарности за гостеприимство, Неофит благословил госпожу дома Иконой Божией Матери, привезенной им из Константинополя. Икона сия долгое время находилась вместе с прочими в молельне Гойской; в последствии домашние ее неоднократно замечая икону сию окруженную необыкновенным сиянием, извещали о том госпожу, но она не верила их рассказам, пока наконец сама и в сонном видении и на яву не сделалась свидетельницей такого же явления и чудес, совершившихся над молившимися пред иконой. По совету Гойской, родной брат ее Филипп Козинский, страдавший природной слепотой, повергся с живой верой пред иконой, и во время молитвы получил прозрение. Испытав такое чрезвычайное чудо на своем брате, благочестивая Гойская, после сего признала себя и дом свой уже недостойными обладать таким великим сокровищем, и потому заблагорассудила передать оное в обитель Почаевскую. Для сего в 1597 году пригласила она Епископа, созвала иноков и священников, которые с крестным ходом, при многочисленном стечении народа сию святую икону перенесли на Почаевскую гору и поставили в небольшой каменной церкви, издревле здесь существовавшей 14 . С тех пор сия святыня составляет важнейшее достояние Почаевской обители и чудодейственной силой Царицы Небесной низводит благодать Божию на молящихся с верой пред святым ликом Ее. Чудеса, бывшие в разные времена от иконы Почаевской Божией Матери, изложены в книге, называемой «Гора Почаевская», по повелению Униатского Епископа Сильвестра Лубенецкого Рудникого в 1772 году напечатанной (приложение буквы А). 3. Наделение Почаевской обители угодиями

http://azbyka.ru/otechnik/Agafangel_Solo...

В.В. Виноградов Вздор ВЗДОР Слово вздор в современном русском языке обозначает «пустяки, пустые слова, нелепость, бессмыслица». Оно является синонимом слов гиль, чепуха, чушь. Старые академические словари и словарь Даля подчеркивают, что современное значение этого слова развилось из более первоначального «ссора, брань, споры, перекоры» (см. сл. 1867–1868, 1, с. 250; сл. Даля 1863, 1, с. 198). Даль отмечает, что в этом старом значении и в производном от него «пустые, вздорные слова, нелепости» раньше была употребительна и форма мн. числа – вздоры. Ср., например, у Н. И. Греча (цитируется у Пушкина в статье Ф. Косичкина «Торжество дружбы»): « Николай Иванович доказал неоспоримо.., что Фаддей Бенедиктович живет в своей деревне близ Дерпта, и просил его (Николая Ивановича) не посылать к нему вздоров». Очевидно, здесь вздоры – это «бранчивые критики, вздорные пустые нелепости» и т. п. Форма же единственного числа сначала выражала действие (ср. раздор, задор), но могла обозначать и результат этого действия. Ср. у Даля присловье: «одна рюмка на здоровье, другая на веселье, третья на вздор». Это значение – «брань, ссора, перекоры» – согласуется со значениями ближайше родственных производных слов – вздорить (ср. «говори да не спорь, а хоть и спорь, да не вздорь», вздорный (см. также в сл. Даля: вздорливый). Однако и в глаголе вздорить и в существительном вздор само значение «перекоряться, придираться, ссориться» не могло быть исконным. Ср. придираться и придирка, цепляться и прицепка (ср. старинное цепка в значении «привязка, придирка, задержка») (сл. 1867–1868, 4, с. 890). Ср. привязываться и старое привязка. Например, в письме А. И. Тургенева к К. Я. Булгакову от 21/9 ноября 1804 г.: «во всяком городе делают нам прицепки, все почитают за каких-то шпионов»; тут же рука А. С. Кайсарова: «Александр мой боится здешней аккуратности, или, лучше, здешних привязок, а я смеюсь им» (Тургенев, Письма, с. 44). Еще в русском литературном языке XVIII b. слово вздор имело более конкретное значение. Так, в Новиковском «Живописце» (1772, л. 4) в речи щеголихи: «Ты вечно посадил себе в голову вздор, как тебе не удивляться!» (Русск. сатирич. журн. XVIII b., с. 168). В письме щеголихи к «Живописцу»: «Я приехала в Петербург, подвинулась в свет, разняла глаза и выкинула весь тот из головы вздор, который посадили мне мои родители» (там же, с. 175). Там же в «Опыте модного словаря щегольского наречия» (л. 10): «Беспримерное маханье! Он посадил себе в голову вздор, а у нее вечный в голове беспорядок» (там же, с. 181).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Винница. Кафедральный собор Спаса Преображения. Кафедральный собор Преображения Господня Собор. Действует.   Престолы: Спаса Преображения Год постройки:Между 1758 и 1760. Архитектор:Паоло Фонтана Адрес: Украина, Винницкая область, г.Винница, ул.Соборная, 21. Координаты: 49.233179, 28.475431 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Построен как доминиканский костёл на средства брацлавского судьи и магната Михаила Грохольского. В 1839 году передан православным. Собор 3-нефный, 6-столпный, с барочными фасадами. Основанием своим собор обязан трагедии, постигшей его предшественника, полностью уничтоженного пожаром - доминиканский монастырь в селе Селище (бывший Черленков). Новый монастырь в 1639 году было решено основать на землях Винницы как часть деревянных оборонных сооружений крепости. Главным инициатором сооружения стал Стефан Черленковский, а земли были выделены Яном Ордживольским. Спустя почти десятилетие хозяева монастыря (монахи-доминиканцы) покинули свою обитель, спасаясь от войск Максима Кривоноса во время украино-польской войны 1648-1654 годов. В 1758 году граф Михаил Грохольский (1705-1765) принимает решение о реконструкции костела с возведением в его стенах родовой усыпальницы Грохольских. Однако по итогам русско-польских войн в 1772 году территория Винницы отошла к Российской империи, поэтому костел постепенно приходит в запустение - в начале XIX века количество монахов в нем составляло лишь пять человек. В 1832 году монастырь был упразднен, а его костел был передан в ведение православного духовенства и в 1833 году освящён как православный храм. Для придания ему черт православного храма на фасадных башнях возвели новые шатровые завершения. Ещё один шатёр устроили над специально устроенным фальшивым барабаном над средокрестием. В 1847 году собор посетил Николай I с сыновьями Александром и Николаем. Через год Николай собственноручно подписал проект реконструкции Преображенского собора, которую из-за недостатка средств начали лишь в 1860 году. В 1855 году настоятель собора протоиерей Порфирий Вознесенский обратил внимание на то, что много прихожан почти не посещают церковь зимой.

http://sobory.ru/article/?object=37458

Воронеж. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Пятницкая церковь, Рождество-Богородицкая церковь /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Маленькую церковку, которая стояла на углу современных улиц Кости Стрелюка и Володарского, как и некоторые другие, я называю не строго церковным, а принятым среди прихожан именем. Главный престол ее посвящался Рождеству Богородицы, и церковь, следовательно, в документах писалась Рождество-Богородицкой. Церковь Рождества Богородицы известна в Воронеже с начала XVII века, она упоминается деревянной в Писцовых книгах 1628 года. Уже тогда ее изредка именовали Пятницкой по приделу. В описании города 1666 года ближайшая к церкви проезжая башня называлась Пятницкой. Храм находился за пределами крепости, на посаде, в центре тогдашнего базара. Со всех сторон его окружали лавки, рыбные и мясные ряды, близ колокольни — красные ряды. Первая церковь действовала до 1738 года. В это же лето была сооружена новая церковь, тоже деревянная (хотя иногда упоминается, что она была уже каменной). В 1746 году старый храм продали и увезли в Елец, на его месте в конце минувшего века размещалась усадьба купца Абрамова. Вторую церковь поблизости от прежней сооружали на средства богача-фабриканта Феодосия Миновича Постовалова. Долго жить ей было не суждено: она сгорела в пожаре в ночь с 9 на 10 мая 1748 года. Наследники купца Постовалова решили строить долговечный каменный храм, который освятили 26 ноября 1761 года. Здесь тоже имелся придел в честь святой мученицы Параскевы Пятницы, давший расхожее название всей церкви. В сентябре 1772 года был освящен еще один придельный алтарь — «в честь воспоминания бывшего Знамения и чудес от иконы Пресвятой Владычицы нашей Богородицы в великом Новеграде». В 1825 году Пятницкая церковь капитально перестраивалась — были расширены окна, сломана внутренняя стена, отделявшая отапливаемую часть от холодной, вместо чугунных полов настелили деревянные, пристроили паперть. В 1864 году на средства Капканщиковых и Кряжовых интерьер нефа и трапезной отделали под мрамор, подновили придельные иконостасы, вся церковь стала теплой.

http://sobory.ru/article/?object=09287

Вышгород. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь в селе Вышгород была построена на средства и усердием действительного тайного советника кавалера двора его величества Гавриила Николаевича Рюмина в 1857 году. Зданием каменная с такой же колокольней в одной связи. Престолов было три: во имя Покрова Пресвятой Богородицы, во имя Святителя и Чудотворца Николая и Преображения Господня. К церкви была приписана и часовня на кладбище. В приходе имелась земская школа, которая была учреждена в 1887 году. С этого же года законоучителем в ней был священник села Илья Иванович Соколов. Постановлением Рязоблисполкома от 14.04.1939 года было принято решение о закрытии и сломе церкви в селе Вышгород. http://www.ryazeparh.ru/ Церковь Покрова Божьей Матери в селе Вышгород была построена в 1772 году. Тогда здание церкви было деревянным, а первое упоминание в Окладных книгах датируется 1776 годом. В числе 197 приходских дворов значится двор стольника Морозова, а в числе угодий, принадлежавших Покровскому причту, упоминается озеро Струга с истоком. Сейчас этого озера нет. Существующая ныне каменная церковь построена в 1857 году " тщанием действительного тайного советника, кавалера двора его императорского величества Гавриила Николаевича Рюмина на месте деревянной " . К новой церкви с запада была пристрена каменная колокольня, а крыша была покрыта железом. Храм представлял собой двусветный четверик, завершённый купольной кровлей с главкой, с обширной трапезной, в которой находились приделы во имя Святителя Николая Мирликийского и придел в честь Преображения Господня. При церкви служили священник, дьякон и псаломщик, полагающиеся по штату. Церковь владела землёй. Ей принадлежали земли вместе с погостом церковным - 5 десятин, пахотной - 26 десятин 735 квадратных саженей, сенокосной - 20 десятин в особом угодье. Деревянные и каменные дома были построены для церковного причта. В приходе имелась земская школа, учреждённая в 1887 году. Церковь прослужила людям более ста тридцати лет (сейчас это сельская школа).

http://sobory.ru/article/?object=17552

Вятка (Киров). Троицкий Александро-Невский монастырь. Церковь Троицы Живоначальной в Макарье. Карта и ближайшие объекты Церковь Св. Троицы в слободе Макарьевской Вятского уезда Вятской губернии (ныне в черте города Кирова) - яркий памятник вятского барокко - была построена в 1768-1775 гг. на месте обветшавшего деревянного храма середины XVII века. Деревянная церковь имела один престол, освященный во имя преп. Макария Желтоводского (отсюда и название села - Макарьевское). Жители богатой пригородной слободы, стоящей на оживленной дороге из Вятки в Слободской, уже в то время могли позволить себе строительство каменного храма, что значительно повышало репутацию Макарья среди вятских сел. Своим обликом церковь настолько пришлась по душе вятскому народу, что впоследствии она служила образцом при постройке других сельских храмов. Заслуга в этом принадлежит строителям храма - артели каменщиков во главе с устюжанами Никитой и Данилой Горынцевыми. В 1772 году в храме была освящена теплая (зимняя) его часть, с двумя престолами - в честь иконы Пресв. Богородицы «Взыскание погибших» и преп. Макария Желтоводского. Главный Троицкий престол был освящен после отделки летнего храма и возведения иконостаса летом 1775 года. В 1880-е годы храм был отремонтирован, при этом с северной стороны к паперти храма была пристроена небольшая палатка, а старинная ограда храма была перестроена с нарушением стилевого единства. Но в целом дореволюционный ремонт Троицкой церкви был осуществлен с достаточно бережным отношением к старине, первоначальный облик храма не претерпел каких-либо существенных изменений. В 1940-м году храм был закрыт и превращен в сельский клуб. Уничтожены были церковные ворота (жемчужина вятского барокко) и многие детали интерьера храма. В 1975-76 гг. церковь была частично восстановлена силами Кировской научно-реставрационной мастерской, при этом фасадам храма была возвращена первоначальная полихромная окраска, остатки которой были обнаружены при реставрационных работах. В 1987 году, накануне празднования 1000-летия Крещения Руси, было принято решение о возвращении храма общине верующих. Троицкая церковь была восстановлена для богослужений в очень короткие сроки. Весь внешний декор Троицкой церкви (как и других старинных вятских храмов) выполнен из обтесанного красного кирпича. В 1988-89 гг. были восстановлены и старинные барочные ворота (по проекту арх. Е. Скопина).

http://sobory.ru/article/?object=05185

Гагарки. Церковь Николая Чудотворца. Карта и ближайшие объекты Впервые Комарица упоминается в летописных документах, датируемых серединой XVI века. В 1539 году Троице-Гледенский монастырь получил от царя «список несудной грамоты» на семь деревень в Сольвычегодском и Устюжском уездах. В числе этих деревень одна – деревня Канза, находившаяся в XX веке на территории Телеговского сельсовета. В документе определены координаты деревни: «…на речке Канза, волость Канза Комарицкого стана…». Устюжские волости тянулись вниз по Двине до Верхней Тоймы (упоминается в летописи в 1137 г.). По официальному административному делению Комарицкий стан делился на верхний и нижний (по течению реки Северная Двина). В стан входил целый ряд волостей. Комарицкий стан нижнего конца включал волости: Канза, Юрьев-Наволок, Евда, Усть-Евда, Шеломя. До 1668 года Комарица входила в состав Ростовской епархии. После, по свидетельству Устюжского летописца, была учреждена Великоустюжская епархия. С 1682 года в состав ее вошли Устюжский, Тотемский и Сольвычегодский уезды, а через три года и Яренский уезд. По переписи 1623-1626 годов в Комарице насчитывалось 63 двора и упоминается, что 23 принадлежали крестьянам, 5- церкви и 11 монастырям. К исходу XVII столетия на Севере было около 170-180 монастырей и пустынь. В устюжском уезде были Николо-Коряжемский, Троицкий-Телеговский (упразднен в 1764 г.), Симоно-Воломский, Христофорова пустынь (упразднена в 1764 г.). Не осталась в стороне Комарица от разорения и разграбления в 1613 году польскими бандами под предводительством пана Якова Яцкого. Писцовые книги тех времен пестрят записями пустошей, «что были раньше деревни». Недвижимости были сожжены, а движимые ценности – разграблены. Николаевская церковь (1773- 1781 г.г.) в дер. Комарица построена на высоком берегу Северной Двины на месте деревянной Николаевской церкви, которая из-за своей ветхости была разобрана, и на месте старой церкви решили строить каменную. Причиной строительства каменного храма стал пожар, уничтоживший в 1772 году приходскую деревянную Афанасьевскую церковь постройки 1750 года. Благословение на строительство нового храма дал Епископ Великоустюжский и Тотемский Иоанн 13 марта 1773 года. Церковь построена в стиле «тотемского барокко». Все узоры на храмах выкладывались одновременно с кладкой, это не лепнина, как в обычном барокко, и не накладные детали. Ярчайшим памятником архитектуры этого направления является Храм Входа Господня в Иерусалим в г.Тотьма Вологодской области.

http://sobory.ru/article/?object=05082

Георгий, святитель, архиепископ Могилевский (Конисский Григорий Осипович) († 1795, память в Неделю 3-ю по Пятидесятнице в Соборе Белорусских святых) Родился 20 ноября 1717 года в г. Нежине Черниговской губернии. Окончил Киевскую духовную академию. В августе 1744 года пострижен в монашество в Киево-Печерской лавре. В 1745 году назначен учителем пиитики в Киевскую духовную академию, где был рукоположен в сан иеромонаха. С 1747 года – профессор богословия и философии, префект академии. С 1 августа 1751 года – архимандрит Киевского Братского монастыря. С 30 августа 1752 года – ректор академии. 20 августа 1755 года в Киевском Софийском соборе митрополитом Киевским, Галицким и всея Малыя России Тимофеем (Щербацким) и собором архиереев хиротонисан во епископа Могилевского. В 1762 году присутствовал в Москве на коронации императрицы Ekamepuhы II. С 14 декабря 1772 года (после первого раздела Польши и присоединения к России Белоруссии) стал именоваться епископом Могилевским, Мстиславским и Оршанским. В 1780 году заложил в Могилеве кафедральный собор во имя праведного Иосифа Обручника. 22 сентября 1783 года возведен в сан архиепископа и назначен членом Святейшего Синода. Скончался 13 февраля 1795 года. Погребен в Спасской церкви г. Могилева. Святитель Георгий был богато и разнообразно одарен природой. Он был талантливым учителем, вносившим новую живую струю в преподавание всех академических предметов. Будучи ректором академии, показал себя «тщательным и добропорядочным правителем и учителем». Писал стихи, первый в Киевской духовной академии изложил богословие в систематическом порядке и, по отзыву митрополита Макария (Булгакова) , «бесспорно превзошел всех предшественников своих и преемников». Блестящий проповедник, он был весь проникнут сознанием высокого призвания пастыря. «Поучать народ есть первейшее и главное дело. Ежели стану молчать, тогда гибелью грозит мне Бог», – говорил он. Того же требовал от подчиненного ему духовенства. В самых резких выражениях порицал он нерадивых священников – «немых псов, не могущих лаяти, любящих дремати». В своих проповедях преосвященный смело обличал пороки, неправду, «необузданный разврат» Архипастырская деятельность преосвященного Георгия началась в то время, когда Белоруссия находилась под польским владычеством. Белорусская епархия оставалась единственной православной епархией в пределах польского государства. Католики и униаты употребляли все силы для совращения в унию ее населения, не пренебрегая при этом и самыми суровыми мерами принуждения.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Глава восьмая Малороссийские и западнорусские епархии в XVIII в. Положение Киевского митрополита, после подчинения его Московскому патриархату в 1685 – 1686 гг. I. Киевская митрополия-епархия, её общий состав и границы в конце XVII и начале XVIII в. Протопии Борзенская, Глуховская и Конотопская: спор из-за них между киевским митрополитом и черниговским архиепископом. Укрепление их за Киевской епархией в 1691 г. II. Открытие Переяславского викариатства (коадъюторства) Киевской епархии (1700 г.); область ведения переяславского епископа. Постепенное освобождение переяславских епископов из-под власти киевских иерархов и преобразование Киевского коадъюторства в самостоятельную Переяславскую и Бориспольскую епархию (1733 г.). Состав Киевской епархии до 1764 г. Число церквей и монастырей в ней – собственных и заграничных. Попытка назначить викария киевскому митрополиту (1758 – 1762 гг.). Состав и пределы самостоятельной Переяславской епархии до 1764 г. Присоединение к ней Новосербии с крепостью св. Елизаветы и слободами (1756 г.) и двух протопопий – Крыловской и Новомиргородской (1756 г.). Неудачная попытка ген.-лейт. Хорвата учредить в Новосербии самостоятельную епископию с «единонациональным» епископом (1759 – 1762 г.). Состояние заграничной части Переяславской епархии. III. Черниговская и Новгород-Северская епархия. Постоянство её территории и состава. Неудачная попытка снова возвратить от Киевской епархии три протопопии. Число церквей и монастырей в ней. Состав малороссийских епархий в 1764 г. и после до 1775 г. Изменение состава Киевской и Переяславской епархий в 1776 г. в связи с образованием Славянской епархии (1775 г.). Устройство Новой Днепровской линии и падение новой Запорожской Сечи (1775 г.). IV. Белорусская (Могилевская) епархия, образовавшаяся в пределах России после первого раздела Польши (1772 г.). Гражданское и церковное устройство новоприсоединенной части Белоруссии. Губернии и епархии Псковская и Могилевская (Белорусская). Положение православных в пределах Польши после первого раздела ее. Мысль об открытии заграничной православной епископии с кафедрой в г. Луцке. Проект 1784 г. о переделе малороссийских епархий, соответственно губернскому делению. Упразднение самостоятельной Переяславской епархии с перенесением епископской кафедры в Новгород-Северск, предположение учредить переяславское викариатство Киевской епархии. Осуществление проекта 1784 г. с изменениями его по указу 31 марта 1785 г. Заграничная Переяславская и Бориспольская епархия, коадъюторство киевское, с кафедрой в г. Луцке (1785 г.). Деятельность епископа Виктора (Садковского) на пользу православия в Польско-литовских областях. Его страдания – арест и освобождение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010