Медвёдово. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. /// Епархия неизвестна Карта и ближайшие объекты Деревянная церковь в деревне Медведово была построена в 1772 году " тщанием помещицы секунд-майорши Марфы Арбузовой " . Имела три престола: главный - во имя Покрова Божией Матери, второй - во имя Святых князей Бориса и Глеба, третий - во имя Гурия, Симона и Марка. Имелось четыре колокола. На самом большом из них (весом в 19 пудов 17 фунтов) было отлито семь серафимов в ажурной сетке и три иконы - Спасителя, Богородицы и Великомученика Георгия. При церкви с 1892 года действовала церковно-приходская школа, для которой 1899 году на средства Святейшего Синода, прихожан и благотворителей было построено новое двухэтажное здание (в этом помещении и теперь располагается местная школа). В Псковской энциклопедии 2003 года выпуска значится, что церковь действующая. Но когда мы были там в 2006 году, она не производила впечатления действующего храма. Велись ремонтные работы. Окна были заколочены, внутри иконостас отсутствовал. Возможно иногда там проводились службы, с уверенностью утверждать не могу. Надеюсь, что на данный момент храм восстановлен и действует. Церковь построена в 1772 году на средства помещицы секунд-майорши Марфы Арбузовой. Здание церкви деревянное на каменном фундаменте. Рядом находилась деревянная колокольня, которая была соединена с церковью аркой. Престолов в церкви три: 1) главный - во имя Покрова Пресвятой Богородицы; 2) придельные: а) во имя Благоверных Великих Князей Бориса и Глеба; б) во имя Святых Мучеников Гурия, Самона и Авива. До 1876 года причт церкви состоял из следующих лиц: священник, дьячок и пономарь. По штату 1876 года в церкви служили один священник и один псаломщик. Ближайшие к ней церкви находились: в 2 верстах (по клировым ведомостям церкви за 1887-1888 гг.); в 3 верстах (по клировым ведомостям церкви за 1910, 1915 гг.) - Успенская села Лешее; в 6 верстах (по клировым ведомостям церкви за 1887-1888 гг.) и в 7 верстах (по клировым ведомостям церкви за 1910, 1915 гг.) - Преображенская погоста Влицы; в 7 верстах Михаила Архангельская погоста Дуняни.

http://sobory.ru/article/?object=14830

Нерехта. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь Благовещения принадлежит к древнейшим сохранившимся в Нерехте памятникам культового зодчества, выдержанных в традициях допетровской архитектуры 17 века. Храм был возведён в нач. 18 века на месте деревянной церкви. Точная дата завершения строительства не известна, документы донесли лишь годы сооружения и освящения северного придела в честь Кирилла и Афанасия Александрийских - 1713-1716 годы. Около 1772 г. была перестроена трапезная с приделом во имя великомученика Георгия Победоносца. Известно, что до начала 17 века на Егорьевой горе стояло сельцо и была Егорьева церковь, которые впоследствии были разграблены и уничтожены поляками в 1609 году. После разорения этого сельца и храма Егория, все оставшиеся иконы и предметы были перенесены сюда, в церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, тогда-то и был заложен придел св. великомученика Георгия. Также около 1772 года зодчий Степан Андреевич Воротилов по просьбе прихожан строит новую трёхъярусную колокольню взамен современной храму шатровой колокольни, изображённой на одном из старых рисунков с панорамой города. Что стало причиной разборки прежней колокольни - неизвестно, видимо прихожанам захотелось соорудить более богатую, незаурядную звонницу, и поэтому не было случайным их обращение к Воротилову, который весьма преуспел в строительстве. Благовещенская колокольня отличалась от всех предыдущих своеобразным планировочным решением: первые два яруса квадратные в плане со скошенными углами. Третий же ярус в плане крестовый. Решётки парапетов этого яруса - полукруглой формы, с выносом наружу от плоскости стен, как это было применено на колокольни церкви Воскресения. Выполненная в традициях барокко колокольня украшена пилястрами, сложными профилированными карнизами. Особое внимание зодчий обратил на оформление колоколообразной кровли, покрыв её ромбовидной чешуёй, а гурты - удлинённой полукруглой чешуёй, напоминающей поток струящейся воды. Луковичная глава вытянута вверх и покрыта полукруглой чешуёй.

http://sobory.ru/article/?object=03116

Санкт-Петербург. Собор Владимира равноапостольного. Князь-Владимирский Собор Карта и ближайшие объекты Каменный пятиглавый Владимирский собор - характерный пример монументального культового сооружения XVIII века. Собор, первоначально называвшийся Успенской церковью, построен близ того места, где в 1712 году была заложена мазанковая церковь " Успения на Мокруше " . Строительство каменного здания началось в 1741 году по проекту М. Г. Земцова. Работами с 1742 года руководил архитектор П. Трезини. В 1742 году основной массив здания был возведен вчерне. Собор предполагался одноглавым. Однако в 1747 году последовало распоряжение о достройке церкви " о пяти главах по древнему российскому обычаю " . В разработке проектов достройки собора приняли участие почти все крупнейшие архитекторы Петербурга 1750-1760 годов. В 1766 году был утвержден проект, исполненный архитектором А. Рипальди. Строительными работами с 1766 по 1772 годы руководил инженер А. А. Дьяков. 12 июня 1772 года произошел пожар, причинивший зданию значительный ущерб. С 1783 года работы возобновились под наблюдением архитектора И. Е. Старова. 1 октября 1789 года собор был открыт. Есть основания предполагать, что Старов несколько видоизменил обработку верхнего яруса колокольни и разработал проект соборного иконостаса, переделанного в 1823 году. Настоятель Князь-Владимирского собора отец Владимир (Сорокин). Сайт: http://www.kvsobor.orthodoxy.ru Царь Пётр I закладывал новую столицу с расчётом поскорее превратить Россию в полноправную морскую державу. В Невской дельте, как грибы после дождя, вырастали новые районы. Одним из первых стали заселять берег Малой Невы, западнее Петропавловской крепости, - даже несмотря на то, что эту местность часто заливало во время наводнений, вследствие чего район получил название " Мокруши " . Где селились люди - неизменно тут же ставили храм. В 1708 году уже появилась первая небольшая церковка во имя святителя Николая на Мокрушах. А через два года началось строительство предшественницы Князь-Владимирского храма - мазанковой церкви о трёх престолах. Первыми были достроены и освящены приделы - Никольский и Предтеченский. В 1717 году в них уже совершались богослужения. Двумя годами позже распахнул свои двери и главный храм. Его посвятили Успению Пресвятой Богородицы. Освятил новую церковь Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Рязанский и Муромский Стефан (Яворский).

http://sobory.ru/article/?object=01401

Слово в день Первоверховных Апостолов Петра и Павла, и тезоименитства Его Императорского Высочества, 1772 года, Июня 29 дня Солнце обращая годовой круг свой, привело нас к тому дню, который церковь Божия утвердила навсегда быти торжественным. Ибо может ли она забыть заслуги тех, коих Богомудрым учением и трудами бесчисленными приведена в сие благоучрежденное состояние? коих ревностию столь ясно открыт свет истинный спасения нашего, и до толикого совершенства возведен догмат богопочтения? Может ли, говорю, церковь Божия, общая всякой добродетели наставница, оставить, чтоб празднуемым ныне святым Апостолам, чрез чад своих не засвидетельствовать должной благодарности? особливо, что благодарность таковая, не столь увеличивает славу Богом прославленных мужей оных, сколько славу нашу. Ковчег златой ароматами их заслуг наполненной когда открываем мы, сами сим благоуханием услаждаемся и пользуемся. Мы на вас днесь, о первоверховные Апостолы! мысленно взирая, не таковых себе представляем, каковыми вы ныне блистаете во оной небесной уму нашему непостижимой славе. Мы вас представляем, каковы вы были на земле, на сем жилище нашем, когда все затруднения, какие вам невежество сильное, страсть вооруженная, злость беспредельная противополагали, мужественно победив, восторжествовали на колеснице славы, увенчавающу вас Духу святому. Ибо какое, слушатели, должно быть утешение для добродетельных людей, когда они видят, что другие подобные им люди, без всякой от мира помощи, единым божественным добродетели средством до толикой взошли славы; что не говоря о небесном их блаженстве, здесь на земле имена их заслужив бессмертие, устами всех проповедуются, и, как говорит святой Златоуст, самый пепел их порфиру носяй почитает. Ежели дозволительно, вступая в подвиг добродетели, какое-либо честолюбие иметь к тому побуждением, то может ли что быть сего лестнее? Не сумнюсь, чтоб вы не чувствовали искры Божественной возжигающей в сердце Вашем желание, быть их подражателями; но в чем? сие рассмотрим.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Слово на освящение домового храма на подворье Троицкой Лавры, что в Санктпетербурге при Фонтанке, 1772 года, Октября 1 дня Благодатию всесвятого и животворящего Духа освятися Божественный храм сей, благословенные чада церкви Божией. Освятися; ибо учинен быть жилищем невместимому Богу. Освятися; ибо уставлен быть местом благодатного Божиего присутствия. Освятися, ибо утвержден быть пристанищем спасения. Освятися; ибо основан быть духовным учеников Иисуса Христа училищем. Освятися; ибо стал быть предверием храма оного небесного Нерукотворенного. Освятися; ибо стал быть раем земным, произносящим цветы благоухания духовного, услаждающие внутренние верных чувства. О великое и радостное православных торжество! Придите, взыдем на гору Господню и в дом Бога Иаковля, и покажет нам путь свой, и пойдем по нему. 237 Приидите, благочестия истинные хранители, вникнем в тайны Бога нашего, и познанием закона Его просветимся. Освятися храм сей; но весьма притом для нас нужно, чтоб и внутренний сердца нашего храм был освящен, чтоб душа наша была достойным вместилищем непорочной Благодати Божией. Ибо почто созидаются храмы? Для того ли, чтоб быть им обиталищем великого Бога? Но престол Его есть небо, и земля подножие; величество Его есть вездесущее и бесконечное: для того ли, чтоб они были местом для приношения молитв, и совершения святых тайн? Но если молитвы не от чистого происходят сердца, если тайны совершаются без благоговения и веры, место сие священное тогда опорочивается, и Бог чрез Пророка гремит тогда во уши наши сими страшными словами: праздников ваших ненавидит душа Моя, егда прострете руки ваши ко мне, отвращу очи Мои от вас, и аще умножите моление не услышу вас. Почто о судяй всей земли? яко руки ваши исполнены крове и неправды. 238 Из чего примечайте, что храма святость нарушается, и темнеет божественная красота его, если собирающиеся в него Христиане внутрь сердца своего суть неосвященны, если они не имеют в душе своей добродетели, которая пред Ним есть приятнейшая жертва, и кадило благовонное. Да что я говорю, святость храма опорочивается? совсем опровергается тот конец, для которого храмы созидаются.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Соликамск. Соликамский Иоанно-Предтеченский Красносельский женский монастырь. Церковь Рождества Иоанна Предтечи. Иоанно-Предтеченская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь пригородного села Красного (ныне входящего в состав города) строилась с 1715 по 1772 г. Первоначально на средства купцов Суровцевых в 1715-1728 гг. возведен был нижний храм во имя св. мученика Иоанна Воина. В 1731 году церковь была передана в приданное дочери Суровцева - Наталье, вышедшей замуж за Григория Демидова. Строительство верхнего храма во имя рождества Иоанна Предтечи было завершено в 1772 г. на средства А.Ф Турчанинова, приобретшего село Красное после смерти Демидова. Престолы храма освящены во имя Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и во имя св. мученика Иоанна Воина. В 1891 г. при церкви при поддержке Рязанцевых была учреждена женская община, позднее получившая статус монастыря. В числе насельниц его была будущая игумения Чердынского Иоанно-Богословского женского монастыря Руфина. В 1918 г. сестры монастыря дали приют вдовам и сиротам священнослужителей, убитых большевиками. После закрытия обители в начале 1920-х годов храм стал приходским. Закрыт он был в 1930-х годах. В 1989 г. храм был передан верующим, и в нем возобновились богослужения. Одноглавый храм с высокой столповой колокольней имеет уникальное соотношение ширины и высоты, не имеет аналогов на территории епархии. Для здания церкви характерны удлинение продольной оси здания и завершение храмового куба уменьшающимися кверху двумя восьмериками с главой. Первый этаж храма и обе трапезные перекрыты коробовыми сводами. Алтарная апсида пятигранная. Гармонично с объемом церкви соотнесена высокая восьмигранная колокольня с двумя ярусами звона, возведенная на кубическом постаменте над папертью. С запада к церкви пристроены двухэтажные палаты, нижние орнаментированы перпендикулярно зданию. Церковь богато декорирована полуколоннами, " жучковым " орнаментом, завитками-волютами, рельефными кокошниками с растительным орнаментом. Лепные украшения нижнего придела утрачены полностью, верхнего – повреждены и нуждаются в реставрации. Частично сохранились росписи, украшавшие верхний двусветный храм. Особенно славилась церковь св. Иоанна Предтечи гармоничным колокольным звоном. После закрытия храма в 1930-х годах колокола были утрачены. Памятник истории и архитектуры федерального значения.

http://sobory.ru/article/?object=02978

Хмелев. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Церква /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Рождества Пресвятой Богородицы Год постройки:не позже 1772. Год утраты:Не установлен. Адрес: Украина, Сумская область, Роменский район, с. Хмелев Координаты: 50.881632, 33.492013 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью м. Хмелов. Рождество-Богородичная цр., дерев., с отдельной колокольней, холод., ремонт. 1844 г.; кварт. свящ. 4 комн. 20 куб. саж.; жалов. свящ. 140 р., псал. 1-му 53 р., 2-му 36 р.; ружн. земли 33 дес.; прихож. привил. сост. 28, мещ. 34, каз. 2093, крест. 697; дерев. 8 от 1 до 8 вер.; ст. Ромны Либ.-Ром. ж. д. 18 вер.; почт. конт. Ромны 18 вер.; расст. от Консист. 170 вер., от благоч. Свящ. Филипп Феодоров Сергиевский, псал. Григорий Павлов Трилевский, Иаков Петров Левандовский; церк. стар. каз. Петр Иосифов Зеркаль. Источник: Справочная клировая книга по Полтавской епархии на 1912 год Достопримечательность триверхая. План её состоит из трех участков: четырехугольного Бабинца, удлиненного с юга на север восьмиугольника (четырехугольника со срезанными углами) – центрального участка и шестигранного (четырехугольника со срезанными наружными углами) алтаря. При этом все три участка удлинены по оси Юг–Север. Построена в 1772 г., в 1884 г. её ремонтировали (П. Юрченко «Деревянное зодчество Украины». Киев, Изддательство АН УССР, 1949 г.) . Бесспорно, были и другие ремонты. К центральному участку с юга и севера достроены притворы; крыши их закрыли окна в Южной и Северной гранях сруба стен, и их пришлось зашить. Возможно, позже крыши над верхними заломами приобрели банястою форму, тогда как форма перекрытий над первыми заломами с плоскими гранями напоминает о первоначальной деревянной крыше. Позже пристроены глухие фонари и главки.

http://sobory.ru/article/?object=58840

Чистуха. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь /// Объект не принадлежит Православной Церкви Церковь. Действует.   Престолы: Троицы Живоначальной Год постройки:1772. Адрес: Владимирская область, Камешковский район, с. Чистуха Координаты: 56.2865, 40.6729 Проезд:От Владимира в сторону Нижнего Новгорода 11 км по трассе М7 Москва-Уфа. В населенном пункте Новая Быковка поворот на север, далее 14км через сёла Нестерково, Палашкино. Дорога местами асфальт, местами щебень. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты К Казанской церкви села Палашкина приписана Троицкая церковь села Чистухи. Пустошь Чистуха упоминается в жалованной грамоте вел. князя Иоанна III Васильевича Суздальскому Спасо-Евфимиеву монастырю 1749 г. Этой грамотой великий князь разрешил монастырю перезывать и селить людей в Чистуху и освобождал этих поселенцев от дани и пошлин на 10 лет. Впоследствии Чистуха значится в вотчине кн. Вяземских. В 1694 г. местным помещиком, стольником князем Петром Васил. Вяземским была построена в Чистухе церковь, которая в 1695 г. была освящена во имя св. муч. Георгия. Вместо этой деревянной церкви в 1772 г. на средства княгини Вяземской была построена каменная церковь, эта церковь с каменною шатровою колокольнею существует и до настоящего времени. Престолов в церкви два: в холодной – во имя Преосвященной Троицы, в теплой – во имя св. муч. Георгия. Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1802 г., исповедные росписи с 1829 г. Земли при церкви: усадебной 1 дес., пахотной 33 дес. и сенокосной 1 дес. 300 кв. саж. Причта по штату при церкви нет, но имеются викарные священник и псаломщик. Дохода они получают от прихода около 200 руб. в год. Для викарного священника имеется общественный деревянный дом. В соединенном приходе Палашкино – Чистуха по клировым ведомостям числится в Палашкине 402 души муж. пола и 451 жен.; в Чистухе 296 душ муж. пола и 336 жен. В.Г. Добронравов, В.Д. Березин «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии» выпуск 1. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1893

http://sobory.ru/article/?object=02476

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава XV. Старчество и аскетизм XVIII–XIX вв. И.К.Смолич. Русское монашество 988—1917. (Оглавление) 7. Другие очаги старчества Русское старчество было в полном смысле слова аскетическим движением, или течением, в жизни монашества двух последних столетий, ибо Саров и Оптина — это не единственные его очаги. Благодаря трудам прямых учеников старца Паисия, в это течение, возрождавшее аскетический дух древней Церкви, включились и другие обители. Это были монастыри и пустыни, в которых подолгу или хотя бы некоторое время подвизались ученики Паисия и где труды их принесли плоды. К таким обителям принадлежит Санаксарская пустынь (Тамбовской епархии), основанная в 1659 г., в период монастырской колонизации Понизовья,— в ту пору это была одна из самых удаленных обителей. Братия этой пустыни всегда была очень немногочисленна, и в 1753 г. обитель приписали к Саровской пустыни. Лишь в пору двукратного настоятельства старца иеромонаха Феодора Ушакова (1762–1774, 1783–1791) монашеское житие в обители вышло на правильный путь и в ней введен был общежительный устав. На последнюю четверть XVIII и 1-ю половину XIX в. приходится расцвет аскетического подвижничества в этой пустыни, тесно связанной с Саровской обителью и другими пустынями, отличавшимися строго аскетическим строем жизни . Другим очагом аскетического подвижничества была не раз упоминавшаяся здесь Площанская пустынь, которая в 1764 г. попала в разряд заштатных монастырей. Особого упоминания заслуживает старец Иоасаф, который в 1741–1746 гг. был настоятелем обители, а также старец Алексий (Блинский; 1722–1812), в 1772 г. перешедший в Симонов монастырь. Многие годы подвизался в пустыни старец Афанасий (Захаров; † 1823), под его духовным руководством здесь спасался будущий оптинский старец отец Макарий Иванов. Другой ученик старца Афанасия, Александр, в пору своего настоятельства в Спасском монастыре (1810 — около 1820 г.) по-настоящему преобразил там монашескую жизнь, введя общежительный устав .

http://sedmitza.ru/lib/text/436693/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Деяние Юбилейного Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о канонизации подвижников благочестия МИТРОПОЛИТА МАКАРИЯ (НЕВСКОГО; 1835-1926), ПРОТОИЕРЕЯ АЛЕКСИЯ МЕЧЕВА (1859-1923), ИЕРОСХИМОНАХА АЛЕКСИЯ (СОЛОВЬЕВА; 1846-1928), ИЕРОСХИМОНАХА СЕРАФИМА ВЫРИЦКОГО (МУРАВЬЕВА; 1866-1949), 34 ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКОВ СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКОЙ ВАЛААМСКОЙ ОБИТЕЛИ (+1578), МИТРОПОЛИТА РОСТОВСКОГО АРСЕНИЯ (МАЦЕЕВИЧА; 1697-1772), ЕПИСКОПА ПЕНЗЕНСКОГО ИННОКЕНТИЯ (СМИРНОВА; 1784-1819), АРХИМАНДРИТА МАКАРИЯ (ГЛУХАРЕВА; 1792-1847), СВЯЩЕННИКА АЛЕКСИЯ ГНЕУШЕВА (1762-1848), ИГУМЕНА КИЗИЛТАШСКОГО МОНАСТЫРЯ ПАРФЕНИЯ (1816-1867) и об общецерковном прославлении ПРЕПОДОБНОГО ИОВА, В СХИМЕ ИИСУСА, АНЗЕРСКОГО, И ПРЕПОДОБНЫХ ОПТИНСКИХ СТАРЦЕВ Москва, Храм Христа Спасителя, 13–16 августа 2000 года. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Исполняя повеление Христово о возвещении людям благой вести о Пришествии в мир Сына Божия, Святая Христова Церковь ублажает тех, кто идет тесным путем смирения и терпения в Царство Небесное. На этом пути скорби и самоотречения венчаются те, кто всецело отдал себя в руки Божии, соделался доброй землей, в которую упало семя слова Божия и принесло обильный плод (Мф. 13, 1–23). " Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас " , – сказал Господь верующим в Него (Мф. 11, 28). Исполняя обетование, Бог в каждую эпоху христианской истории являет праведников, творит силы святыми Своими, в каждом роде благоугодившими Ему. В ХХ веке совершилось отпадение множества людей от Церкви, но в то же время процвело много подвижников, молитвенников и благочестно живущих: пастыри Церкви Христовой, прозревая грядущие гонения, подвизались с особой ревностью и решимостью. Были Богом хранимые пастыри, которые так же, как и новомученики и исповедники Российские, несли тяжелый крест служения Богу и ближним, являясь для своих духовных детей чадолюбивыми отцами. Любовь и духовное попечение таких пастырей о прихожанах зачастую были для них единственной поддержкой в скорбях. К лику таких пастырей принадлежат:

http://sedmitza.ru/lib/text/429379/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010