Гомельская область Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Собор Архистратига Михаила, Мозырь Гомельская область (белор. Гомельская вобласць) — административная единица на юго-востоке Белоруссии. Административный центр — город Гомель . Образована 15 января 1938 года. Содержание Православие в Гомельской области [ править править код ] История [ править править код ] Первые сведения о христианах Посожья относятся к XI в. В то время Гомель был одним из крупных и богатых городов Черниговского княжества. Гомельские монастыри и церкви относились к древней Черниговской епархии, которая, в свою очередь, подчинялась Киевскому митрополиту. Около 1335 г. Гомель вошёл в состав Великого княжества Литовского. С середины XVI в. в нем стали увеличиваться польские влияния, православная церковь и духовенство стали подвергаться давлению, а позже и преследоваться. К этому времени в Гомеле были известны Спасская, Свято-Троицкая и Рождество-Богородичная (Пречистенская) церкви. После заключения Брестской унии 1596 г. началось насильственное закрытие православных храмов и монастырей, велась конфискация церковного имущества. В результате такой политики, а также нескольких пожаров к середине XVIII века в Гомеле и его окрестностях осталась только одна православная церковь. Разрешение на строительство новых церквей в Гомеле было получено только в 1756 г. Наибольший размах храмостроительство достигло при архиепископе Белорусском Георгии Конисском. Во 2-й пол. XIX в. только в Гомельском повете было построено около 14 церквей. В 1771 г. архиепископом Георгием были выделены средства на постройку духовной школы в Гомеле, которая начала свою деятельность в 1781 г. В 1820–1829 гг. ректором училища был протоиерей Иоанн Григорович (1790–1862), известный проповедник, историк и писатель, автор исследования «Белорусская иерархия». В 1772 г. в результате раздела Речи Посполитой Гомель был включен в состав Российской империи и вошёл в состав Минской епархии. С 1852 г. Гомель стал центром уезда Могилёвской губернии. В нем появилось два каменных храма: Свято-Петро-Павловский и Свято-Троицкий. В 1854 г. в Гомеле вместе с Ново-Белицей было 5 церквей и монастырь, духовное училище в Гомеле и церковно-приходское в Ново-Белице. В Речицком уезде было четыре округа и 60 приходов, в самой Речице было два приходских храма – Свято-Успенский собор с приписной церковью на кладбище и Свято-Никольский храм.

http://azbyka.ru/palomnik/Гомельская_обл...

Даугавпилс. Собор Александра Невского. Daugavpils Svt labticg kaza evas Aleksandra pareizticgo katedrle /// Объект утрачен Собор.  Утрачен.   Престолы: Александра Невского Архитектурный стиль: Русско-византийский стиль Год постройки:Между 1856 и 1864. Год утраты:1969 (взорван) Архитектор:И.Т. Таманский, Образцовый проект К.А. Тона для Петергофа Адрес: Латвия, г. Даугавпилс, ул. Саулес 20 Saules iela 20, Daugavpils, Latvija Координаты: 55.870101, 26.517245 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Исторический центр Даугавпилса является памятником градостроительства государственного значения 7429. Уникальность этого памятника в том, что город почти полностью был заново построен в короткое время – в течение 19 века. В Латгалии тесно переплелись все ветви христианской культуры. Вот перечень исторических событий, пронесшихся над Двинской землей. Старый орденский замок был возведен немецкими рыцарями в 14 веке выше по течению Даугавы, и окончательно разрушен шведами в 1655 году. Нынешний исторический центр города в границах так называемого «Большого Форштадта», впервые упоминаемого в письменных источниках в 16 веке, связан с событиями Ливонской войны царя Ивана Грозного. Затем последовали русско-шведская война, осада шведами , взятие немецкого городка Динабург в 1656 году войсками царя Алексея Михайловича (накануне дня памяти Св. Бориса и Глеба) и 13-летнее существование городка Борисоглебска. Далее - возвращение поляков, формирование центра воеводства, строительство резиденции ордена иезуитов. Страшная чума 1710 года, в результате которой вымер весь русский гарнизон, еще пребывавший тогда в маленькой крепости. После раздела Польши в 1772 году – переход Латгалии в состав Российской империи и бурное развитие города : строительство Двинской крепости (1810 – 1871), дамб для защиты города от наводнений, прокладка через город новой трассы дороги С.-Петербург – Варшава и строительство моста через Даугаву, открытие телеграфа, строительство железной дороги. В 1839 году был утвержден проект застройки города, градостроительная концепция которого не имела аналогов : монументальная композиция, в которой главная площадь примыкала к магистрали, переходила в эспланаду, замыкалась валами крепости и вертикалью иезуитского собора.

http://sobory.ru/article/?object=32087

Дивеево. Серафимо-Дивеевский Троицкий монастырь. Собор Казанской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты Поселившись в Дивееве, первоначальница обители матушка Александра сначала занялась перестройкой старинной деревянной церкви во имя первомученика архидиакона Стефана и пристроила к ней теплые приделы во имя Казанской иконы Божией Матери (1772 г.) и в честь святителя Николая (1776 г.). В своих горячих молитвах матушка Александра просила вразумления и помощи, как ей исполнить волю Божию, возвещенную Царицей Небесной. Несомненно, что Сама Матерь Божия указала ей построить новую каменную церковь в честь Казанской Ее иконы именно на том месте, где Она явилась матушке Александре, - рядом с деревянной. Строительство началось в 1773 году. Первоначальница обители сама участвовала не только в распоряжениях, но и во всех работах. Камень добывали неподалеку на берегу речки Вичкинзы. По сооружении храма, в 1779 году, матушка Александра привезла из Казани точный список с чудотворной и явленной иконы Казанской Божией Матери, из Киева - частицы святых мощей, из Москвы - колокол в 76,5 пудов и необходимую церковную утварь. В начале 1780 года саровский строитель Пахомий освятил церковь. В каменном храме, как и в деревянном, левый придел был освящен в честь свт. Николая. Однажды, когда мать Александра молилась, прося Господа указать, во имя кого освятить третий престол церкви, она услышала голос: «Да будет престол сей первомученика архидиакона Стефана». На подоконнике кельи обрела матушка чудесно и неизвестно откуда явившийся образ этого святого, написанный на простом, почти неотесанном обрубке дерева.Впоследствии еще крепкую деревянную церковь перенесли в село Большое Череватово. Новая каменная церковь была приходской, однако преп. Серафим Саровский запрещал сестрам обители называть Казанскую церковь приходской, говоря, что со временем это будет теплый монастырский собор со множеством пристроек и приделов, наподобие Иерусалимского храма. Относительно Казанской церкви о. Серафим говорил: «Казанская церковь, радость моя, такой будет храм, какого и нет подобного! При светопреставлении вся земля сгорит, радость моя, и ничего не останется. Только три церкви со всего света будут взяты целиком неразрушенными на небо: одна-то в Киевской Лавре, другая... (сестрами забылось), а третья-то ваша Казанская, матушка. Во, какая она Казанская-то церковь у вас! Все место, освященное подвигами матушки Александры и прочих, взойдет в этот храм, а теперешняя-то церковь останется лишь как бы ядрышком». Во времена гонений на православную веру, после закрытия храма в 1940 году, купол и колокольня были разрушены, долгое время в церкви размещался склад. Прошли тяжелые десятилетия...

http://sobory.ru/article/?object=05361

Доворец. Церковь Спаса Преображения. Спасо-Преображенская церковь /// Объект утрачен История деревни Доворец Новгородской губ. загадочна и таинственна: тайной окутано само возникновение деревни, ее название. Первое упоминание относится к 1539 г., но специалисты утверждают, что поскольку выше по Иловенке есть сопка, сотворенная руками предков еще в VIII веке, да и путь к верховьям Шелони через здешние места был удобен, то обетованными эти места стали еще в глубокой древности. Но первые 611 дел Доворецкой волости Старорусского уезда, хранящиеся в областном архиве, датированы XVI веком. Отсюда и счет летописи Доворецкой. Хотя по кратким заметкам можно понять, что уже тысячу лет тому назад места эти были включены в товарно- денежные отношения, а знатные новгородцы имели здесь земли и дома с дворами. Откуда же название места? Вполне вероятно, что находился где-то поблизости дворец князя, отсюда и пошел Доворец. Но со временем в названии ничего не менялось, и у топонимов появилась еще одна версия: от корня " вор " , т.е. тот, кто доворовывает. И если принять во внимание названия ближайших деревень: Уползы, Угощи, Голодуша, то эта версия вполне реальна, судя по всему, народ сюда приходил разный, и названия местечкам давались по прозвищам и отличительным чертам основателей. Одно из первых упоминаний о Доворце повествует о том, что в 1539 г. помещик Олферий Плещеев судился из-за починок (новых полей) с крестьянами Доворецкой волости Микиткой Оловянчиком и Лукьянком Медником. Крестьяне спор выиграли и остались владельцами починок. Но обратите внимание на прозвища: они явно свидетельствуют о мастеровых корнях крестьян. В XV веке у деревень погоста значилось 155 обеж (обжей) земли (около 1,5 тысяч гектаров). Из них около 55 принадлежали Юрьеву монастырю, 93 - Антониеву монастырю. А такие крупные и рачительные земледельцы, как эти два монастыря, плохих земель в доход не брали. В 1581 г. в документах упоминается церковь Преображения, которая была основательно обновлена в 1772 г. Это был пример для всей округи, одна за другой стали перестраиваться и расширяться и другие церкви.

http://sobory.ru/article/?object=55982

Елец. Церковь Рождества Христова. Карта и ближайшие объекты Деревянная церковь Рождества Христова впервые упоминается в 1628 году. В то время она находилась на территории современного Бабьего базара, в западной его части, в 400 метрах к юго-востоку от ныне существующего каменного Христорождественского храма. Храм в то время, был самым маленьким в городе, однако имел своё кладбище. В приход Рождественской церкви входили казаки Александровской слободы. Первый деревянный храм к кону 17 века пришёл в ветхое состояние, по этому к началу 18 на прежнем месте выстроен новый деревянный, также освящённый в честь Рождества Христова. В 1730-х годах по неизвестной причине церковь сгорела и в течении 20 лет не восстанавливалась. В 1758 году жители Александровской слободы обратились с просьбой о возобновлении их приходского храма. Благословение было скоро получено, и в апреле 1759 года началось строительство новой деревянной церкви,  которое завершилось в феврале 1760 года. В мае того же года храм был освящён. Однако через несколько лет прихожане осознали необходимость замены деревянной церкви на каменную, и в декабре 1767 года был получен указ епархиального начальства на строительство нового храма. Пока строился новый храм, деревянная церковь сгорела во время большого пожара 1769 года. На её месте, на Щепной площади впоследствии была поставлена часовня. Новый каменный храм был построен всего за три года, и в 1772 освящён. На рубеже 18-19 веков к церкви была пристроена каменная трёхъярусная колокольня. Использован был привычный для Ельца архитектурный прём «восьмерик на четверике». Но и этот храм простоял не долго. Размеры каменного храма были невелики (8х8 м), к тому же поспешность в его постройки сказалась на прочности здания, отчего в начале 1840-х годов прихожане приняли решение о строительстве нового храма. Подготовленный проект был одобрен Орловской губернской строительной комиссией. Но из-за недостаточности средств, прихожане решили перестроить лишь трапезную часть и колокольню. В 1848 году новый храм был освящён. Однако уже в 1858 году епископом Орловским Поликарпом было принято решение о перестройке храма. Весной 1860 года старый храм разобрали, и началось строительство новой пятиглавой церкви на средства старосты купца Никиты Лагутина. К 1869 году работы были закончены, и был освящён левый придел в честь св. вмч. Пантелеимона. Главный престол освящён в 1871 году во имя Спаса нерукотворного образа. Отныне храм по главному престолу стал именоваться Спасовским. Так храм принял свой нынешний облик.

http://sobory.ru/article/?object=07286

Енисейск. Церковь Троицы Живоначальной. Карта и ближайшие объекты Троицкая церковь строилась на небольшой возвышенности в 500 м от берега Енисея как приходская формирующейся новой слободы города. Боковые теплые приделы: северный Сретенский, южный — Живоначального источника — были заложены одновремено с главным холодным храмом и за­вершены в 1773 г. Датировка: 1772-1776 годы. Одноэтажный кирпичный объем здания состоит из расположенных на продольной оси: сохранившегося фрагмента четверика, трапезной с двумя боковыми приделами, нижнего яруса колокольни. Западный фасад в одну ось оконных проемов (фрагмент заложенного окна на южном приделе) с одним дверным проемом. Южный фасад в семь осей оконных проемов (одно заложенное окно в нижнем ярусе колокольни, четыре окна в южном приделе, одно окно в храмовом четверике, одно окно в алтаре холодного храма). Восточный фасад в две оси оконных проемов ( по одному в алтарях придельных храмов). Северный фасад в две оси оконных проемов (одно окно в алтаре придельного храма, одно окно в храмовом четверике холодного храма). Крыша четырехскатная (современная). Главный вход на западном фасаде. К продольно ориентированному помещению холодного храма с востока примыкает помещение полукруглой алтарной апсиды, с запада – поперечно ориентированное обширное помещение трапезной с боковыми приделами. С запада к трапезной примыкает квадратное помещение притвора. Интерьер просторной трапезной развит в поперечном направлении. Помещения трапезной холодного храма и боковых придельных храмов сообщаются через широкие арочные проемы. Сохранился богато украшенный мелкопрофильным де­кором из лекального кирпича нижний ярус здания. Стены завершены карнизом в виде метрического ряда городчатых кронштейнов. Углы объемов обработаны широкими лопатками, украшенными «пламенеющими» киотцами и филенками квадрифолийной формы с керамическими вставками. Портал западного входа решен в виде широкой профилированной рамы с килевидным завершением. По сторонам рамы портала расположены вертикальные стойки из сдвоенных «триконхов» , завершенные волютами и колонны сильно видоизмененного «ионического» ордера.

http://sobory.ru/article/?object=15121

Еще знаменитый строитель иргизских раскольнических монастырей, Сергий, в своем «Зеркале для старообрядцев» писал: «беглые попы, в нравах непотребные, возмущают их (раскольников вообще и в частности – раскольников иргизских монастырей) и приводят к непокорению духовной власти и светской». Эти слова Сергия, как следствия собственного наблюдения и продолжительного опыта; вполне оправдываются всей историей иргизских раскольнических монастырей. По давней и, так сказать, исторической вражде раскольников к православному русскому правительству, иргизские скиты с самого же начала своего существования не могли удержаться от участия в политических смутах внутри России. Известно, что одновременно с тем, как стало полагаться основание раскольнических скитов по Иргизу, стало зачинаться и темное дело самозванца Пугачева, принявшего на себя особенно уважаемое раскольниками имя императора Петра III Феодоровича. Участие раскольников вообще и в частности раскольников иргизских скитов в подготовлении, направлении и поддержке этого темного дела пугачевского восстания с исторической точки зрения можно считать несомненным. Можно даже сказать, что иргизские скиты служили главным рычагом, которым двигалась предшествовавшая пугачевщине и потом слившаяся с нею смута бывшего войска Яицких казаков. В то время жил па Иргизе раскольнический подвижник, старец Филарет 2 . Вероятно, он имел большое значение не только между раскольниками нижнего Поволжья, но и между раскольниками других мест России. Но крайней мере, зачинщики темного дела пугачевского бунта признавали за этим Филаретом великий авторитет в расколе и чрез него думали привлечь к своему делу силы всего раскола. Поэтому когда восстание между яицкими казаками стало принимать более или менее определенную форму и намеченную цель, они убедили Пугачева ехать на Иргиз к старцу Филарету, вполне обнадеживши в том, что Филарет примет его, даст помощь и совет в задуманном деле. К концу лета 1772 г., Пугачев действительно с Яика отправился на Иргиз и поселился у старца Филарета 3 . К этому, вероятно, времени пребывания Пугачева и относится существующее известие о том, что старец Филарет благословил Пугачева на Московское царство, взамен чего Пугачев обещал, по занятии Московского престола, сделать Филарета всероссийским патриархом, пожаловать всех раскольников крестом (двуперстным), бородою 4 и разными земными благами. Это путешествие Пугачева на Иргиз и закрепление связи с старцем Филаретом имели своим последствием то, что во время самого самозванческого восстания, раскольники нижнего Поволжья давали Пугачеву весьма сильную, и нравственную и материальную поддержку. Затем и в то время, когда Пугачев стал терпеть неудачи в столкновениях с правительственными войсками, и сам он, и главные его соучастники в восстании находили себе на некоторое время приют и убежище в иргизских раскольнических скитах; в землях же иргизских скитов пугачевцы скрывали и свою богатую казну 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obrashhe...

Закрыть itemscope itemtype="" > Исповедник ли? Некруглая годовщина предстоятельства митрополита Онуфрия. Взгляд изнутри 17.08.2023 1772 Время на чтение 4 минуты Фото: сайт УПЦ 17 августа Украинская Православная Церковь пока еще Московского Патриархата отмечает 9-ю годовщину интронизации Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия. Предстоятелем УПЦ владыка стал в один из драматических периодов новейшей русской истории – после киевского антирусского переворота 2014 года. Православные радовались. Онуфрий почитался молитвенником, человеком святой жизни. Люди помнили, что владыка пошёл против воли Филарета Денисенко (которым в 1990 году был хиротонисан во епископа. В 1992 году дезавуировал свою подпись под обращением Архиерейского совещания УПЦ к патриарху Московскому и всея Руси Алексию II о предоставлении автокефалии. Помнили и то, что на Харьковском соборе он занял бескомпромиссную позицию по отношению к низложенному и впоследствии анафематствованному Филарету. Помимо этого, многие слышали, как владыку Онуфрия любят на Афоне. Когда тот приезжал на Святую Гору, к нему, говорят, выбирались монахи из самых дальних келлий, чтобы получить благословение, а то и исповедаться. Игумен Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря схиархимандрит Иеремия (Алёхин; + 2016) так отозвался на его избрание: «С радостью мы узнали, что Митрополит Онуфрий стал Предстоятелем Украинской Церкви. Это прекрасный архиерей и истинный монах. Именно он сможет стоять за Церковь и паству. Митрополит Онуфрий не просто администратор, но истинный пастырь и любящий отец. Понятно, почему Господь избрал и поставил его в такой момент истории...». Момент действительно был острый. А впереди просматривались времена ещё более значительные. Имя митрополита Онуфрия к тому времени уже оказалось вписанным в историю Свято-Пантелеимонова монастыря, а значит и в тысячелетнюю историю Святой Горы. В 2003 году, 20 лет тому назад, владыка Онуфрий освятил в русской обители храм святой праведной Еввулы (мать великомученика Пантелеимона) и священномученика Ермолая (духовный отец и учитель великомученика Пантелеимона).

http://ruskline.ru/news_rl/2023/08/17/is...

Закрыть itemscope itemtype="" > Лагерь польских военнопленных в Оптиной Пустыни Катынь: мифы и реальность 09.06.2013 2516 Время на чтение 16 минут Исторический факт существования с 1939 по 1941 год лагеря для военнопленных поляков в Оптиной Пустыни не дает покоя некоторым деятелям с польской стороны. В 1989 году к нам приехал польский режиссер Анджей Вайда, фильм которого «Катынь» впоследствии вызвал волну обострения русско-польских отношений. В 1992 году польская католическая делегация даже предприняла попытку совершить католическое богослужение на территории скита. Начиная с 1989 года, посещая монастырь в качестве паломников, байкеров и различных делегаций, поляки, нарушая покой братии не всегда корректным поведением, пытаются навязать установку памятной доски о тех событиях. Издатели предлагают читателю статью Л.И.Соколовой, историка, секретаря СПб Комиссии по канонизации, которая поможет разобраться в исторических событиях тех лет, до сих пор будоражащих не только поляков, но и нас. Редакция «Оптинского альманаха». Расстрел польских офицеров в Катыне - событие в чреде тех, что обостряли и обостряют и без того весьма непростые отношения между Польшей и Россией. Вновь и вновь возникает этот вопрос по разным поводам и на разных уровнях. Многие российские историки, считающие все происходившее в советский период преступлением перед человечеством, априори поддерживают западную точку зрения на эту трагедию. Удивляться не приходится. Еще А.С. Пушкин во время польского восстания 1830 года писал о таких «гражданах России»: Ты просвещением свой разум осветил И правды честный лик увидел, И нежно чуждые народы возлюбил, И мудро свой возненавидел. Отношения России и Польши на протяжении всей истории были напряженными. В 1772 году произошел первый раздел Польши. В 1793 году второй раздел еще больше уменьшил ее территорию в пользу России. Когда в 1795 году, было подавлено восстание Костюшко, и А.В. Суворовым взята Варшава, государство Польша исчезло с Европейской карты: его территория была поделена между Россией, Пруссией и Австрией. Так часть Польши вошла с состав России. В свою очередь в Смутное время (1598-1613) поляки стремились захватить власть в Русском государстве и запомнились нам разорением Кремля, намерением навязать России католичество и длительной осадой Троице-Сергиевой Лавры.

http://ruskline.ru/analitika/2013/06/10/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Михайло Васильевич Ломоносов (1711-1765 гг.) как апостол российской науки 25 января – Татьянин День – день рождения Императорского Московского университета, ныне МГУ имени М.В. Ломоносова, праздник российского студенчества 25.01.2021 1772 Время на чтение 13 минут 310-летию со дня рождения М. В. Ломоносова (1711-1765 гг.) и 265-летию Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (Императорского Московского университета – 1755 г. – по н/в) посвящается Создателями Императорского Московского университета были Императрица Елизавета Петровна Романова, Михаил Васильевич Ломоносов и Иван Иванович Шувалов Просвещающий свет Христов пришел в Российскую Империю и вместе с просвещенно-верующим человеком, создателем российской науки и защитником православной веры Михаилом Васильевичем Ломоносовым ноября 1711 г. - 4(17) апреля 1765 г.]. " Свет Христов просвещает " - именно эти слова выписаны на храме Святой мученицы Татианы - домовой церкви Императорского Московского университета (ИМУ), ныне Московского государственного университета (МГУ) имени М. В. Ломоносова. Инициатором, автором проекта учреждения, одним из трех создателей по-настоящему первого российского университета, крепко стоящего на камне, а не на песке, предстает наш отечественный ученый, гений, энциклопедист Михаил Васильевич Ломоносов. По праву основателями Императорского Московского университета являются русская Царица - Императрица Елизавета Петровна Романова (1709-1761/62 гг., российская императрица с 1741 г.), русский государственный деятель Иван Иванович Шувалов (1727-1797 гг.) и Михаил Васильевич Ломоносов. Последний сам (по словам А.С. Пушкина ) " есть первый наш университет, поборник русского просвещенья " . Что означает живое великорусское слово " просвещенье " ? По В. Далю " просвещенье - свет науки и разума, согреваемый чистою нравственностью; развитие умственных и нравственных сил человека; научное образование при ясном сознании долга своего и цели жизни " , " просвещенье одною наукою, одного только ума, односторонне и не ведет к добру " . А еще просвещенье по В. Далю означает Святое Крещенье, Праздник Богоявления (церк.). В настоящее время «просвещение», которое не от Творца, становится симулякром=пустышкой и приобретает отрицательную коннотацию.

http://ruskline.ru/analitika/2021/01/06/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010