См. Гаккель. 1993. С. 20-22. 55 Лурье С. Метаморфозы традиционного сознания. СПб., 1994. С. 202-208. А. И. Солженицын в " Красном колесе " (Узел IV) замечает, что лозунг " Земля и воля " оказался сильнее лозунга " Вера и отечество " . 56 " Этому должны были способствовать расширение прав общины на экспроприацию частных земель и развитие кооперации " (Исаев И. А., Золотухина Н. М. История политических и правовых учений России IX-XX вв. М., 1995. С. 305. 57 Ср. слова отца Кати, старого интеллигента Павла Александровича: " Я понимаю, что ваша жизнь будет в ваших сердцах неоправданной, если вы не попытаетесь совершить чудо " (468) 58 А. Н. Шустов высказал предположение, что прототипом Веры Ивановны была поэтесса В. Меркурьева (устное сообщение.) 59 С именем Юрий Данилов связан забавный библиографический казус: существовал реальный Юрий Данилов – белый генерал и военный ученый, который печатался в тех же " Современных записках " , что и Е. Скобцова. Две его статьи по вопросам военного законодательства и вооружений были приписаны Е. Скобцовой, а одна даже переиздана в ее " Избранном " (1991). 60 Флоровский Г. Пути русского богословия. Paris, 1988. С. 455. 61 Идеи о " народности " культуры на первый взгляд кажутся абсолютно неверными, особенно тем, кому " народность культуры " набила оскомину в советской школе. Но если вспомнить о таком явлении, как песни военных лет (среди которых есть поистине замечательные, например, песни на стихи М. Исаковского, Л. Ошанина и др.) или русский рок, рождающийся сегодня в самых " толщах народного сознания " , то идея " народности " культуры Е. Скобцовой становится не такой уж неправильной. Разумеется, она имела в виду не масс-культуру, которая " ниже " культуры " народной " (не путать с фольклором); но ведь подлинный рок и противопоставляет себя масс-культуре, " коммерциализации " , " попсе " . Значит ли, однако, наличие такой " народной культуры " конец культуры " высокой " ? 62 В этом контексте хотелось бы сказать о нескольких упоминаниях в прозе Е.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=104...

Комментарий Владимира Соловьева: «Он пришел принести на землю истину, а она, как и добро, прежде всего разделяет» (Соловьев В. С. Три разговора, с. 710). 55 св. Иустин Философ. Апология 1//Ранние отцы Церкви, – Брюссель, 1988, с. 354. 56 Черняк И. У «охотников за головами»//Огонек, 1995, N 20, cc. 68 – 71. 57 Рабиндранат Р. Махарадж. Смерть одного гуру, – Новосибирск, 1995, с. 12. 58 См. Давид-Ноэль А. Мистики и маги Тибета, – М., 1991, с. 108 59 Позднеев А. М. Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии в связи с отношением сего последнего к народу, – СПб., 1887, сс. 329 – 338. 60 Юзефович А. Самодержец пустыни. Феномен судьбы барона Р. Ф. Унтерн-Штернберга. – М., 1993, с. 152. 61 Бурдуков А. В. Человеческие жертвоприношения у современных монголов//Сибирские огни. 1927. М.З, с. 185. 62 Ломакина И. Голова Джа-ламы//Наука и религия. 1992. М.1. 63 Ломакина И. Голова Джа-ламы, – Улан-удэ – СПб., 1993, ее. 74 – 76. «Об этом необычном торжестве мне рассказывал как сам Джа-лама, так и его приближенные», – свидетельствует А. Бурдуков (Бурдуков А. В. Человеческие жертвоприношения... с. 185) хотя в его статье нет описания тех ритуалов, которые приводит И. Ломакина, очевидно, по иным источникам. 64 Давид-Ноэль А. Мистики и маги Тибета, с. 39. 65 Ломакина И. Голова Джа-ламы, – Улан-Удэ – Петербург, 1993, сс. 6-7. 66 Юзефович Л. Самодержец пустыни, с. 151. 67 Юзефович Л. Самодержец пустыни, с. 91. 68 Интервью Далай-ламы XIV с Дж. Аведоном//Путь к себе. 1995, с. 9. 69 Интервью Далай-ламы XIV//Путь к себе. 1995, сс. 31. и 39. Вновь напомню о том, кто именно мыслится защитником буддистской веры: «Любой Бодхисаттва может быть выбран и как йидам, но когда, – что часто случается, – он существует в двух ипостасях, одна из которых благая, а другая – гневная, то, как правило, именно последняя выбирается защитником» (Дэви-Неел А. Посвящение и посвященные в Тибете. – СПб., 1994, с. 51). 70 Ломакина И. Голова Джа-ламы. с. 73 71 Ломакина И. Голова Джа-ламы. с. 210 72

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Свенцицкая И. С. От общины к церкви. М, 1985. Свенцицкая И. С. Раннее христианство: страницы истории. М, 1987. Рулинский Н. Жизнь и труды святого Апостола Павла. М, 1995. Такер Р. От Иерусалима до края земли: Биографические истории о христианских миссионерах. СПб, 1998. Христианство: Словарь/Под ред. Л. Н. Митрохина. М, 1994. Христианство: Энциклопедический словарь. В 3 т./Под ред. С. С. Аверинцева . М., 1993–1995. Христианство и культура: К 2000-летию христианства. Ч. 1–2. Астрахань, 2000. 2 Braudel F. La Méditerranée et le monde méditerranéen a l " époque de Philippe II. Paris, 1966, 1.1, p. 99. 4 Наиболее фундаментальной работой по данному вопросу по-прежнему остается: Harnack A. Die Mission und Ausbreitung des Christentums in den ersten drei Jahrhunderten. Leipzig, 1924 (новое издание 1965). 5 Необходимо иметь перед глазами атлас: Van der Meer F., Mohrmann Ch. Atlas de l " antiquité chrétienne. Paris-Bruxelles, 1960. 6 1 Clém., 5. Ср.: Рим, 15, 23–28. Представьте себе, какой вопиющей бессмыслицей звучало для римлянина выражение «западные пределы» применительно к Риму, считавшемуся центром, но никак не «пределами» мира. 12 Об аутентичности и важности этого письма Плиния см.: Labriolle de P. La Réaction païenne. Paris, 1934, pp. 28–35. 14 О путях сообщения и торговых связях той эпохи см.: Charlesworth M. P. Les Routes et le Trafic commercial dans l " Empire romain. Paris, 1938, pp. 61–62. 25 Eusèbe. Histoire ecclésiastique, IV, 26, 3 (далее: Hist, eccl.). – Структура французского издания труда Евсевия не соответствует изданию на русском языке (Евсевий Памфил. Церковная история. М., 1993), поэтому в русском переводе оставлены примечания на французском языке (прим. перев. ). 28 Hist, eccl., V, 16, 7. Точное местоположение Ардавы неизвестно, что свидетельствует о малозначительности этого селения. 30 О Галлии, помимо классического произведения Жюльяна (Jullian С. Histoire de la Gaule) см. более новую работу, основанную на источниках: Griffe Е. La Gaule chrétienne à l " époque romaine. T. I: Des origines chrétienne à la fin du quatrième siècle. Paris, 1964.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/povs...

58 Связь обеих молодежных религий (культов) организационно оформлена; существует «конференция религиозной свободы и прав человека». Как представляется, в Германии инициатива по организации встреч попеременно переходит от мунитов к саентологам. Другие участвующие в этой организации молодежные религии и секты – «Дети Божии», розенкрейцеры и т.п. В Страсбурге – резиденции Европарламента – возникло зарегистрированное отделение этого объединения, называющееся «Международная федерация религиозных и философских мehьшuhcmb».(FIREPHIM). 60 В изначальных документах об этом нет никакого упоминания, что может послужить еще одним указанием на то, что реальные побуждения Муна и источники его движения следует искать вне рамок христианских церквей. 61 Серия публикаций, посвященных рассмотрению с христианских позиций различных аспектов религиозной ситуации в современном обществе (прим. пер.). Читатель в России может обратиться к статье диакона Андрея Кураева «Техника религиозной безопасности» в кн.: «Все ли равно как верить? Сборник статей по сравнительному богословию», Клин, 1994. 62 Система насильственного возвращения детей в дома, дающая, как правило, резко отрицательные результаты (прим. пер.) 63 Координационным центром христианских сектоведческих исследований является «Диалог-центр» со штабом-квартирой в г.Орхусе (Дания), региональными уполномоченными в Оксфорде и Берлине и отделениями в ряде стран Восточной и Западной Европы. В Евангелической церкви Германии на разных административных уровнях действует служба опытных специалистов (преимущественно священнослужителей), дающих консультации и информацию, занимающихся душепопечительством. В большинстве федеральных земель, кроме того, назначены особые уполномоченные по проблемам сектантства и мировоззрения. Помимо этого, существуют аналогичные консультационные центры Римо-католической церкви, различных протестантских конфессий Германии, Австрии, Швейцарии, Дании, Англии и Чехии. Аналогично организована работа в Элладской Православной Церкви (Греция). Руководит работой православный священник, специалист по сектам и новым религиозным движениям, профессор протопресвитер Антониос Алевизопулос. «Родительские инициативы» и сходные группы. Наряду с церковными уполномоченными существует и всемирная сеть так называемых родительских инициатив и сходных организаций, которые в США называются «антикультовыми». Они занимаются в основном индивидуальными и социальными аспектами принадлежности к секте, молодежной религии, психокульту. Мировоззренческие основы и формы работы таких организаций могут быть различными. Автор приводит список тех из них, которые могут считаться постоянно действующими и к которым можно обратиться с просьбой о помощи.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/imperija...

58 Mango C. The Monastery of St. Chrysostomos at Koutsovendis (Cyprus) and Its Wall Paintings//DOP. 44 (1990), p.63–96. 59 Babic G. Les discussions christologiques, p.376–378; Мильковик-Пепек П. Benjyca. Манастир св. Богородица Милостива во селото Benjyca xpaj Струмица. Cxonje, 1981, C.156–160. 60 Bypuh В. фреске у JyrocnaBMjn. Београд, 1975, с.10. Об этой композиции см. также: Padojnuh С. Прилози за ncTOpwjy HajCTapnjero охридского сликарства//Зборник радова Византолошког института. VIII (1964), с.364; Grabar A. Les peintures dans le choeur de Sainte-Sophie d’Ochrid//CahArch. XV (1965), p.262–263; Лидов A.M. Образ «Христа-архиерея», c.12. 61 Лидов A.M. Образ Небесного Иерусалима в восточнохристианской иконографии//Иерусалим в русской культуре. M., 1994, с.15–33, 21. 62 Grabar A. Un rouleau constantinopolitan, р.174, fig.10; Kepetzis V. Tradition iconographique, p. 443–451. 67 Айналов Д.В. Новый иконографический образ Христа//SemKond. II (1928), с.19–23; Thierry N. Sur un double visage byzantine du Christ du VIe siecle au VIHe//Studi in memoria di Gueseppe Bovini, II, p.639–657; Lidov A. Christ as the Priest, p.659–660; Лидов A.M. «Христос-священник», c.187– 192. 70 Белецкий А.А. Греческие надписи на мозаиках Софии Киевской//Лазарев В.Н. Мозаики Софии Киевской. M., 1960, с.162–166; 71 Аверинцев С.С. К уяснению смысла надписи над конхой центральной апсиды Софии Киевской//Древнерусское искусство. Художественная культура домонгольской Руси. M., 1972, с.25–49; Акентьев К.К. Посвятительная надпись Киевской Св. Софии//XVIII Международный конгресс византинистов. Резюме сообщений. I. M., 1991, с.21–22. Лидов А.М. «Христос-священник», с.187–192. 72 По истории полемики существует значительная литература, приведем лишь некоторые работы: Чельцов М. Полемика между греками и латинянами по вопросу об опресноках в XI–XII веках. СПб., 1879; Brehier L. Le Schisme Oriental du Xle siecle. P., 1899; Michel A. Humbert und Kerullarios. Quellen und Studien zum Schisma des XI. Jahrhunderts. Teil 1–2. Padebom, 1924–1930; Jugie M. Le Schisme byzantin. Aperqu historique et doctrinal. Pt.l–2. P., 1941; Smith M.H. «And Take Bread...» Cerularius and the Azyme Contraversy of 1054. P., 1978.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

Столь же общий и расплывчатый характер имело понимание В. благодати; с одной стороны, он связывал благодать с жизнью в Духе Св., в вере, свободе и любви, и с Царством Божиим, с др. стороны, существенный, но не единственный недостаток этого понимания заключался в отсутствии к.-л. связи благодати с Церковью, в ее индивидуалистическом и утилитаристском толковании, низводящем благодать на уровень личностной и социальной терапии, средства преодоления (или сублимации) подсознательных сил, разрушающих изнутри жизнь человека. Социальная философия В. была тесно связана с политическими событиями его времени. Марксизм как выражение социализма и индустриальное общество - 2 проблемы, к-рые представлялись ему главными, и он пытался разрешить их. Критике марксизма и его теоретических основ - диалектического и исторического материализма - была посвящена кн. «Философская нищета марксизма»; в ней автор скрупулезно исследовал не только основные учения марксизма и признал их ошибочными, но и советскую апологетическую лит-ру того времени. В «Кризисе индустриальной культуры» В. критиковал сторонников как марксистского социализма, так и капитализма, объяснял совр. эпоху, в к-рой проявились «атавистические и варварские инстинкты», несоответствием между техническим разумом и коллективным бессознательным, выступал за установление «хозяйственной демократии», в к-рой при соблюдении демократических свобод будут существовать гос. и частные предприятия. Соч.: Этика Фихте: Основы права и нравственности в трансцендентальной философии. М., 1914; Русская стихия у Достоевского. B., 1923; Религия и безрелигиозность//Проблемы рус. религ. сознания: Сб. ст. Берлин, 1924. С. 7-52; Значение сердца в религии//Путь. 1925. 1. С. 79-98; Вера, неверие и фанатизм. П.; Варшава, 1928; Кришнамурти (завершение теософии)//Путь. 1928. 14. С. 91-107; Трагическая теодицея//Там же. 9. С. 14-32; Сердце в христианской и индийской мистике. П., 1929 (переизд. в: ВФ. 1990. 4. С. 62-87, в сб.: Христианство и индуизм. М., 1994); Христианство и социальный вопрос. П.; Варшава, 1929, 1962; Этика сублимации как преодоление морализма//Путь. 1930. 23. С. 3-24; Этика преображенного Эроса. П., 1931. Т. 1. М., 1994; Миф о грехопадении//Путь. 1932. 34. С. 3-18; Образ Божий в существе человека//Там же. 1935. 49. С. 48-71; Образ Божий в грехопадении//Там же. 1938. 55. С. 24-40; Богооставленность//Там же. 1939-1940. 61. С. 15-21; Философская нищета марксизма. Франкфурт на Майне, 1952, 19713; Кризис индустриальной культуры. Н.-Й., 1953, 1982р; Вечное в русской философии. Н.-Й., 1955; Сочинения. М., 1995.

http://pravenc.ru/text/161127.html

45 св. Григорий Нисский. К эллинам на основании общих понятий 46 св. Григорий Нисский. К эллинам на основании общих понятий 47 св. Григорий Богослов. Слово 31/Собрание творений в 2-х томах. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. Т. 1. 451—452 48 св. Григорий Нисский. К Авлавию о том, что не «три бога»/Творения. М., 1862. Ч. 4. С. 113 49 св. Максим Исповедник. О любви. Третья сотница/Добротолюбие в русском переводе, дополненное: В 5 т. 2-е изд. М., 1900. Т. 3. Гл. 25. С. 199—200 50 св. Максим Исповедник. О любви. Третья сотница/Добротолюбие в русском переводе, дополненное: В 5 т. 2-е изд. М., 1900. Т. 3. Гл. 26—27. С. 200 51 св. Максим Исповедник. О любви. Четвертая сотница/Добротолюбие в русском переводе, дополненное: В 5 т. 2-е изд. М., 1900. Т. 3. Гл. 14. С. 216 52 св. Максим Исповедник. Умозрительные и деятельные главы 53 св. Максим Исповедник. О любви. Четвертая сотница/Добротолюбие в русском переводе, дополненное: В 5 т. 2-е изд. М., 1900. Т. 3. Гл. 17. С. 216 54 св. Максим Исповедник. О любви. Первая сотница/Добротолюбие в русском переводе, дополненное: В 5 т. 2-е изд. М., 1900. Т. 3. Гл. 71. С. 172 55 св. Максим Исповедник. О любви. Первая сотница/Добротолюбие в русском переводе, дополненное: В 5 т. 2-е изд. М., 1900. Т. 3. Гл. 25. С. 166 56 архиеп. Антоний (Храповицкий). Догмат Искупления/Богословский вестник. Сергиев Посад: 1917, октябрь-декабрь. С. 296—297 57 архиеп. Антоний (Храповицкий). Догмат Искупления/Богословский вестник. Сергиев Посад: 1917, октябрь-декабрь. С. 297 58 архиеп. Антоний (Храповицкий). Догмат Искупления/Богословский вестник. Сергиев Посад: 1917, октябрь-декабрь. С. 292 59 архиеп. Антоний (Храповицкий). Догмат Искупления/Богословский вестник. Сергиев Посад: 1917, октябрь-декабрь. С. 295 60 архиеп. Антоний (Храповицкий). Догмат Искупления/Богословский вестник. Сергиев Посад: 1917, октябрь-декабрь. С. 293 61 архиеп. Антоний (Храповицкий). Догмат Искупления/Богословский вестник. Сергиев Посад: 1917, октябрь-декабрь. С. 295 62 архиеп. Антоний (Храповицкий). Догмат Искупления/Богословский вестник. Сергиев Посад: 1917, октябрь-декабрь. С. 295

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2915...

Для истории исследований 2 Кор проблема его лит. целостности не менее важна. Текст Послания постоянно привлекается в рамках теорий, рассматривающих канонический текст К. п. как компиляцию первоначальных фрагментов. Еще в XVIII в. И. З. Землер высказал предположение, поддерживаемое и рядом совр. комментаторов ( Windisch. 1970; Barrett. 1979; Furnish. 1984; Martin. 1986), что 10-13-я главы Послания не принадлежат к его первоначальному тексту, но являются поздним добавлением ( Betz. 1985. P. 3-5). Развитием этой гипотезы послужило предположение, что эти главы являются фрагментами упоминаемого во 2 Кор послания (2 Кор 2. 3-4; 7. 8, 12), написанного ранее 2 Кор в его первоначальном виде и объединенного с ним позднее ( Hausrath. 1870; ср.: Plummer. 1978; Watson. 1984; Klauck. 1986; Lang. 1994). Это предполагаемое послание в исследовательской лит-ре стало называться «посланием слез», по словам ап. Павла («От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами» - 2 Кор 2. 4). Позднее Вайс отнес к «посланию слез» также фрагменты 2 Кор 2. 14 - 6. 13 и 7. 2-4 и отказал в принадлежности к первоначальному тексту 8-й гл. ( Weiss. 1917. S. 265-267; ср.: Windisch. 1970). Таким же образом реконструировал «послание слез» и Бультман. По его мнению, фрагменты 2 Кор 1. 1 - 2. 13; 7. 5-16 представляют собой реакцию ап. Павла на новости из Коринфа, сообщенные ему Титом ( Güttgemanns. 1966. S. 95; Bultmann. 1967. S. 307. Anm. 17; ср.: Idem. 1976. S. 22-23; Vielhauer. Geschichte. 1975. S. 150-155). В дальнейшем предлагались различные варианты этой гипотезы. Так, Шмитхальс реконструировал на основе 2 Кор целых 4 послания: 1) 2. 14 - 6. 13; 7. 2-4 - послание, написанное после упомянутого во 2 Кор 2. 1-2 посещения Коринфа; 2) главы 10-13 - «послание слез»; 3) гл. 9 - сопроводительное письмо для Тита, отправляющегося на сбор пожертвований; 4) 1. 1 - 2. 13; 7. 5 - 8. 24 - радостное послание, последовавшее за известиями об улучшении ситуации в коринфской общине ( Schmithals. 1969. S. 90-94; ср.: Suhl. 1975. S. 224-226; Beier. 1984. S. 79-95). Позднее он корректировал эту реконструкцию ( Schmithals. 1973). Согласно последней версии, во 2 Кор выделяются фрагменты уже 7 первоначальных посланий ( Idem. 1984. S. 26-27, 57-60, 61-62, 63-68, 69-76, 77-78, 79-85). Г. Борнкамм также выделял фрагменты 4 первоначальных посланий: 1) 2. 14 - 6. 13; 7. 2-4 - «первая апология», написана до упомянутого во 2 Кор 2. 1-2 визита в Коринф; 2) главы 10-13 - фрагмент «послания слез», написанного после этого визита; 3) 1. 1 - 2. 13; 7. 5 - 8. 24 - примирительное послание, написанное после возвращения Тита; 4) гл. 9 - особое послание общинам в Ахайе, связанное со сбором пожертвований ( Bornkamm. 1961. S. 17-174; см.: Beier. 1984. S. 96-103).

http://pravenc.ru/text/2458661.html

2052 Константин Багрянородный. Об управлении империей. – С. 156, гл. 37. 49; ср. с. 172, гл. 42. 62–63. 2056 Ajbabin A. Peceneghi е Polovcy in Crimea//Dal Mille al Mille. Tezori e popoli dal Mar Nero. – Milano, 1995. – P. 211. 2057 Константин Багрянородный. Об управлении... – C. 174, гл. 42. 77–85; ср.: Баранов И. А. Гаврика в эпоху... – С. 152; Майко В. В. Emhokyльmyhi зв’язки Криму ... – С. 11; Майко В. В. Плитовые погребения салтово-маяцкого могильника Таврики Кордон-Оба (К вопросу о христианизации тюрко-болгар Крыма)//Проблемы религии... – С. 168. По поводу подобных утверждений о контроле хазар над Крымом и политической зависимости здешнего населения от хазар в середине X в. А. Л. Якобсон счел необходимым заметить, что «речь идет о времени накануне полного распада и падения Хазарского государства, когда обладание Таврикой было не более чем воспоминанием, и притом далеким. Сообщения эти («текста Шехтера» и письма царя Иосифа – С. С. ) носят характер анахронизма, печать которого, как отмечал П. К. Коковцов, лежит на Кембриджском документе, если не является тенденциозным преувеличением» (Якобсон А. Л. Раннесредневековые сельские поселения Юго-Западной Таврики//МИА. – 1970. – 168. – С. 192). 2059 К примеру, подобная мешанина владельческих прав наблюдалась в конце IX – начале X вв. в Македонии, где вокруг Фессалоники и Верой (Вереи) часть обитателей сельских поселений, и греки, и славяне, были подданными византийского императора, а часть платила дань болгарам, причем в мирное время между теми и другими процветала торговля (Ioannis Cameniatae De excidio Thessalonicensi narratio//Theophanes continuatus. Ioannes Cameniata. Symeon magister. Georgius monachus/Rec. Im. Bekkerus. – Bonnae,1838. – P. 496; Иоанн Камениата. Взятие Фессалоники: Пред., коммент. Р. А. Наследовой, пер. С. В. Поляковой, И. В. Феленковской//Две византийские хроники X века. – М.,1959. – С. 163, гл. 6). Та же ситуация с византийскими, армянскими и арабскими независимыми, зависимыми и полунезависимыми политическими образованиями обнаруживается в это время на востоке Романии (Арутюнова-Фиданян В. А. Армяно-византийская контактная зона (X–XI вв.). Результаты взаимодействия культур. – М., 1994. – С. 45 сл.; ср. Арутюнова-Фиданян В. А. К врпросу об основных характеристиках контактной зоны//Контактные зоны в истории Восточной Европы: перекрестки политических и культурных взаимовлияний. – М., 1995. – С. 42–61).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Онтологическую кинетичность (самодвижность) и динамичность (энергийное проявление через природные способности) личности признают все три упомянутые нами направления педагогики, однако, оценка сути ее кинетико-динамических процессов разнится. Для педагогов, принципиально придерживающихся натурализма, источник движения личности находится вне ее. Более того, «человек не рождается личностью, а становится ею в процессе развития» (Podlasyi 2005, 72). Для экзистенциального течения педагогики источник развития личности находится целиком и исключительно в самой личности и почти совсем не зависит от внешних факторов: «всякое образование человека есть саморазвитие его сил» (Natorp 1913, 35), именно «саморазвитие» 61 . А для богословско-антропологического направления педагогики Первоисточник всякого движения и развития – трансцендентный Творец – находится в Своей Сущности вне нас, однако присутствует в нашей личности Своей нетварной энергией, являющейся для нас внутренней движущей силой 62 . Кроме того, можно говорить о наличии потенциальной самодвижности личности, именно благодаря ее со-образности Божественному Абсолюту, и одновременно о зависимости ее от влияния других людей, также обладающих самодвижностью 63 . Можно сказать, что наша личность движется и действует через так называемую «эмпирическую личность» 64 , включенную в сферу социального», но не равна ей. «Светская педагогика, не замечая непроизводного начала человеческой личности, направляет все внимание лишь на “эмпирическую личность”» (Nichiporov 1994, 45). Не отрицая важности «воспитания» «эмпирической личности», нужно признавать за этим понятием лишь «инструментальное значение» (Zen’kovskii 2002, 242), поскольку личность как таковая выражает себя через природу и тем самым доступна наблюдению в эмпирике, а воспитание в собственном смысле этого слова относится к источнику всякого движения в человеке – его личности 65 . И хотя воспитуемый вступает «в бесконечное число отношений» с окружающим миром, и динамика этих отношений сложна и не поддается «никакому учету», тем не менее, задача воспитания – «направить развитие личности ребенка и руководить им» (Makarenko 1934, 4).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010