(Из «Детского мира» Ушинского). 44. Три пальмы В песчаных степях Аравийской земли Три гордые пальмы высоко росли. Родник между ними из почвы бесплодной, Журча, пробивался волною холодной, Хранимый под сенью зеленых листов, От знойных лучей и летучих песков. И многие годы неслышно прошли; Но странник усталый, из чуждой земли, Пылающей грудью ко влаге студеной Еще не склонялся под кущей 158 зеленой; И стали уж сохнуть от знойных лучей Роскошные листья и звучный ручей. И стали три пальмы на Бога роптать. «На то ль мы родились, чтоб здесь увядать? Без пользы в пустыне росли и цвели мы, Колеблемы вихрем и зноем палимы, Ни чей благосклонный не радуя взор? Не нрав твой, о небо, святой приговор»... И только замолкли – в дали голубой Столбом уж крутился песок золотой, Звонков раздавались нестройные звуки, Пестрели коврами покрытые вьюки 159 ; И шел, колыхаясь, как в море челнок, Верблюд за верблюдом, взрывая песок. Мотаясь, висели меж твердых горбов Узорные полы походных шатров; Их смуглые ручки порой подымали И черные очи оттуда сверкали... И, стан худощавый к луке 160 наклоня, Араб горячил вороного коня. И конь на дыбы подымался порой, И прыгал, как барс пораженный стрелой; И белой одежды красивые складки По плечам фарса 161 вились в беспорядке; И с криком, и свистом несясь по песку, Бросал и ловил он копье на скаку. Вот к пальмам подходит, шумя, караван; В тени их веселый раскинулся стан; Кувшины, звуча, налилися водою, И гордо кивая махровой 162 главою Приветствуют пальмы нежданных гостей, И щедро поит их студеный ручей. Но только что сумрак на землю упал, По корням упругим топор застучал, И пали без жизни питомцы столетий! 163 Одежду их сорвали малые дети, Изрублены были тела их потом, И медленно жгли их до утра огнем. Когда же на запад умчался туман, Урочный 164 свой путь совершал караван – И следом печальным на почве бесплодной Виднелся лишь пепел седой и холодный; И солнце остатки сухие дожгло, А ветром их в степи потом разнесло... (Лермонтов). 45. Когда волнуется желтеющая нива

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

159. Тот подлинно есть истинный монах, кто держит трезвение, и тот есть истинный трезвенник, кто в сердце монах (у кого в сердце только и есть, что он да Бог). 160. Жизнь человеческая простирается вперед с чередованием годов, месяцев, недель, дней и ночей, часов и минут. Вместе с ними надлежало бы и нам до самого исхода простирать вперед (к совершенству) добродетельные делания, разумею – трезвение, молитву, сладость сердечную при неослабном безмолвии. 161. Найдет, наконец, и на нас час смертный, – придет, и избежать его нельзя; и – о, если бы воздушный князь мира, пришедши тогда, нашел беззакония наши малыми и ничтожными, чтобы не мог справедливо обличить нас! – Иначе восплачемся тогда, хотя уже бесполезно. Ибо раб, как говорит Господь, ведевый волю Господина своего, и не сотворив, биен будет много (Лк. 12, 47). 162. Горе погубившим сердце! И что сотворят они, когда посетит Господь (Сир. 2, 14)? – Возьмемся же, братия, поревностнее за дело сердца. 163. За простыми и бесстрастными помыслами следуют страстные, как узнали мы из долговременного опыта и наблюдения; и первые служат входом для последних, бесстрастные для страстных. 164. Воистину надлежит человеку надвое рассечь себя произволением, надобно ему разодрать себя мудрейшим помышлением, воистину врагом самому себе непримиримым подобает стать ему. Какое кто имеет расположение к человеку, крайне его оскорбившему и обидевшему, такое же, или еще худшее, должны мы иметь и к самим себе, если хотим исполнить величайшую и первейшую заповедь, т. е. блаженное смирение, – Христово жительство, воплощенную жизнь Бога. Посему Апостол говорит: кто мя избавит от тела смерти сея (Рим. 7, 24)? Закону бо Божию не покаряется (Рим. 8, 7). Показывая же, что покорять тело под волю Божию есть одно из лежащих на нас дел, сказал: аще бо быхом себе разсуждали, не быхом осуждени были. Судими же, от Господа наказуемся (1 Кор. 11, 31, 32). 165. Начало плодоносия – цвет; а начало трезвения ума – воздержание в пище и питии, отвержение и отсечение всяких помыслов и сердечное безмолвие.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

обсуждаются некоторые другие вопросы касательно суждений, напр., о суждениях гипотетических, разделительных, номинальных и т. п., особенного интереса не представляют. Мы поэтому переходим прямо к глл. XX–XXI (SS. 79–93), трактующим о понятии причинности. Если, рассуждает автор, все содержание нашего знания происходит из опыта, то логика не должна принимать ни одного понятия, элементы которого не сводились бы к известному опыту; и это требование должно быть прежде всего применено к т. н. «категориям» причины и действия, силы и законы и пр. (S. 79, § 161). Причинное отношение, по его мнению, не может быть содержанием суждения, но есть лишь способ нашего суждения (ib. § 162). На вопрос, – что мы думаем, когда называем нечто причиной или действием, какое содержание соответствует этим словам, – в сущности не дают ответа такие объяснения, что причина производит или вызывает действие, что она есть то, благодаря чему происходит известное явление (ib. § 163). Понятие силы также не разъясняет понятия причины. Следует различать научное и наивное понятие о силе. Первое и не претендует объяснять что-либо, а есть лишь вспомогательное понятие, удобное выражение для обозначения факта причинной связи или закономерности (ib. § 164). Наивное понятие о силе рассматривает последнюю по аналогии с человеческой волей (SS. 80–81, § 165). Сам автор определяет причинность, прежде всего, как закономерность отношения во времени, причем предостерегает от антропоморфического понимания «закона» в смысле воли или силы. Закономерность есть необходимость в бытии и процессах мира. Объективную необходимость не следует понимать в смысле какого-то принуждения, испытываемого предметами, а – лишь в смысле необходимости, которую мы открываем, когда мыслим о предметах. Так. образ., «причина есть то, что должно быть мыслимо уже данным в объективной действительности, чтобы могло быть мыслимо объективно действительным другое, – «действие» (SS. 83–85, § 168–170). Определивши таким образом причинность, автор рассматривает модификации этого понятия, его отношение к поня-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

482 Со знаком вставки на верхнем поле листа другим почерком киноварью приписан заголовок: О Симоновском монастыри. 486 Со знаком вставки на нижнем поле листа киноварью другим почерком приписан заголовок: О преставлении Алексиа митрополита. 487 Со знаком вставки на боковом поле листа киноварью другим почерком приписан заголовок: О Митяи. 488 Со знаком вставки на верхнем поле листа киноварью другим почерком приписан заголовок: О побежении татар и иже на Дубенке о монастыри. 498 Со знаком вставки на верхнем поле листа другим почерком киноварью приписан заголовок: О видении Пречистыя. 501 Слова святыи же въстав виде ученика от страха малодушьствующа и повръгша себе вписаны другим пером. 509 Здесь кончается основная часть списка. Троиц. 746, на последующих листах переписан текст 4 ой Пахомиевской редакции на другой бумаге и другой рукой (почерком писца Троиц. 136, который приписал киноварные заголовки и в основной части Троиц. 746). Окончание текста воспроизводится по копии, сделанной в 1524 г. (Троиц. 771, л. 251 об. – 254). 512 Здесь помещен знак вставки, а на верхнем поле приписано той же рукой, но киноварью другого оттенка: в нем же имат от божественых чюдес его; списася от священоинока Пахомия от Святыя Горы и Епифа священоинока духовника, ученикъ быв и послушник святого Сергиа. 786 После слова како приводим чтение списка О, в рукописи текст искажен: ублажаем тужда милостиваго, вас же аще не бо приведе си. 833 Далее рукой Симона Азарьина зачеркнуто: 14. О напрасном поклепе монастырьскиа казны; против этого места на полях помета его же рукой – Перенесть. 836 Далее рукой Симона Азарьина зачеркнуто: 29. О обидящих святые места, яко сего ради гнев Божий бывает; против этого места на полях помета его же рукой – Перенесть. 844 Приписано рукой Симона Азарьина; далее им же зачеркнуто: 56. О спорной земле в чюдотворцове вотчине, а на полях помечено – Перенесть. 851 Против этого на боковом поле: Глава 1. Ссылка имеет в виду печатное издание Жития Сергия 1646 г. 859 В Ч фраза читается следующим образом: И во 161 м году паки был святейший вселенский патриарх Афанасий Царяграда. Еще же паки речем – и в нынешнем в 164 году бысть святейший патриарх Макарий Антиохийский и Сербски первосвятитель Гавриил, его же имяноваху тамо сущии во своей ему области патриархом (выделенные разрядкой слова вписаны рукой Симона Азарьина).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

– Несчастные народы! Вот плоды той философии, которую с надмением Галлы вам проповедовали, и которой столько восхищались вы. Следуя их учению и обычаям, вы сделались пленниками их прежде, нежели они подъяли против вас оружие. Мера долготерпения Божия исполнилась. Они испили чашу гнева Божия; должно и вам вкусить от той же горькой чаши. Праведен еси Господи, и прави суди Твои 159 – Но еда во веки забудеши люди Твоя? еда оставиши их в продолжение дней 160 ? Россия, царство веры и благочестия, страна, в ней же положи Вышний селение Своё на земли! – О сколь блаженны сыны твои! – Россия! – Бог, тронутый воплями страждущего человечества, тебя избрал орудием милосердия Своего; тобой явил чудеса всемогущества, правды и благости, тобой прекратил громы браней, остановил токи крови, возвратил царям престолы, а народам свободу, спокойствие и довольство; тобой всюду водворил мир и тишину. Но ах! благословенная Россия! и твои священные пределы осквернены кровавыми стопами врага всей земли; и твоя неуязвляемая грудь уязвлена: злодейская стрела проникла в самое сердце твоё. – Москва, Сионе святой! где величие твоё? Како потемне злато, како изменися сребро доброе 161 ? Великолепные и гордые дома счастливых обитателей твоих разрушены; глубокий пепел покрывает стогны твои; олтари раскопаны, святыня поругана. – Но кто Бог, разве Господа: или кто Бог, разве Бога нашего 162 ? – Посрамление сей великой святыни, может быть, одно могло вооружить раздражённое Божество, и подъять мстительный меч его на поражение нечестия и гордыни. Праведники, коих святые останки почивают пред очами нашими, предстоя в небесах престолу Господа Саваофа, пали к подножию Его, и гласом велиим возопили: доколе Владыко Святой и истинный не судиши, и не мстиши крови избиенных на земли 163 . Се людие беззакония приидоша и в достояние Твое, оскверниша храм святой Твой, положиша Иерусалим яко овощное хранилище 164 . Вопли праведников сих подобно громам, потрясающим основания земли, раздались в превыспренних, и преклонили Божие милосердие в помощь нашу и ко спасению всей Европы.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin-Vinog...

160. Для верующего и произволяющего нисколько не трудно познать Бога. Если же хочешь зреть Его, смотри на благоустройство всего и промышление о всем, что было и бывает словом Его. И все это для человека! 161. Святым называется тот, кто чист от зла и грехов. Почему величайшее совершенство души и дело весьма Богу угодное есть то, когда нет в человеке зла. 162. Имя (нарицательное) есть означение одного из числа многих. Но неразумно думать, что Бог, Который есть Един и Единствен, имел соименных Себе: ибо слово «Бог» означает Безначального, все Сотворившего для человека. 163. Если сознаешь за собою худые дела, отсеки их от души твоей в чаянии благ: ибо Бог праведен и человеколюбив. 164. Знает Бога и знаем бывает от Бога тот человек, который старается быть всегда неотлучным от Бога; неотлучным же от Бога бывает человек добрый во всем и воздерживающийся от всякого чувственного удовольствия, не по недостатку средств к тому, а по своей воле и свободной воздержности. 165. Благодари того, кто обижает тебя, и Бога будешь иметь другом. Никому не наговаривай на врага своего. Подвизайся в любви, в целомудрии, в терпении, в воздержании и подобном; ибо то и есть познание Бога, чтоб посредством смиренномудрия и подобных добродетелей последовать Богу. Но такие дела не всякому свойственны, и только душе умной. 166. Против тех, кто дерзают говорить, что растения и травы имеют душу, написал я сию главу к сведению для простейших. Растения имеют жизнь физическую, но души не имеют. Человек называется разумным животным, потому что имеет ум и способен приобретать познания. Прочие же животные — земные и воздушные, у которых есть голос — имеют дыхание и душу. Все растущее и умаляющееся можно назвать живым потому, что оно живет и растет, но нельзя сказать, чтоб все такое имело душу. Живых существ четыре различных вида: одни из них бессмертны и воодушевлены — каковы Ангелы; другие имеют ум, душу и дыхание — каковы люди; иные имеют дыхание и душу — каковы животные; а иные имеют только жизнь — каковы растения. Жизнь в растениях держится и без души, и без дыхания, и без ума и бессмертия; но и прочее все — без жизни быть не может. Всякая человеческая душа есть приснодвижна.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=686...

159. Разумеется, иногда мужчины могли оказывать физическое давление на женщин, по крайней мере, если все соглашались признать за ними моральное право на это, но даже здесь Дуглас подчеркивает, что у большинства женщин было довольно широкое поле для маневра. 160. Однако отчасти это было вызвано тем, что рабы-мужчины в основном предназначались для принесения в жертву во время погребения важных мужей (Douglas 1963:36). 161. Важным исключением было использование скота в качестве денег у нуэров и подобных им скотоводческих народов. Но даже скот, возможно, был для человека украшением. 162. Так было и тогда, когда у тив еще был обычай совершения брака через похищение: Akiga Sai (1939:137–141). 163. Пол Бохэннен (Bohannan 1958:4) выдвигает близкое, но не тождественное утверждение. 164. Исследования миграций тив (например, Abraham 1933:17–26; Akiga & Bohannan 1954; P. Bohannan 1954) не говорят об этом в открытую, но их можно было бы истолковывать именно так, особенно историю Акиги о переселенцах тив, рисовавших нарывы на телах своих женщин, для того чтобы налетчики не могли их забрать. Несмотря на отсутствие правительства, у тив была весьма эффективная военная организация и, как отмечает Абрахаме (Abrahams 1933:19), они умело поддерживали конфликт между племенами фулани и джукун, вмешиваясь в их войны друг с другом. 165. Не все эти набеги оканчивались неудачно. В течение некоторого времени государство Джукун, которое в XVIII веке предприняло несколько безуспешных попыток присоединить к себе тив, продавало пленников тив работорговцам на побережье (Abraham 1933:19;Curtin 1965:255, 298; Latham 1973:29; Tambo 1976:201–203). Здесь, безусловно, показательно, что в 1930-х годах многие тив утверждали, что джукуны сами были каннибалами и что истоки «организации» мбацав восходят к некоторым титулам вождя, которые тив приобрели у них, когда между двумя народами началось политическое сближение (Abraham 1933:33–35). 166. Знаменитый средневековый арабский путешественник Ибн-Баттута, которого мы уже встречали при дворе короля Синда в пятой главе, видел, как в 1340-х годах они использовались в качестве денег в области Нигера, расположенной неподалеку.

http://predanie.ru/book/220215-dolg-perv...

Когда приступающее зло начинает производить действительное впечатление на настроение, когда оно становится так или иначе определяющим жизнь, тогда – и только тогда – искушение становится злом, тогда – и только тогда – наступает и может наступить борьба. Когда же зло только мыслится каким-либо существом, как нечто внешнее, тогда для него и в нем оно не бывает злом. Ложные представления о мессианском служении, как его понимал еврейский народ, и были искушением для Христа, когда Он сознал эти представления, когда Он, готовясь к мессианскому делу, подумал о том, что ожидают от Него Его современники. Такое искушение прошло для Христа без греха, во-первых потому, что искусительная мысль появилась в душе Христа совне: ложная мессианская идея была для Него фактом, а мысль о факте не может запятнать и святости Божией; во- вторых, потому, что мысль становится злом, когда она возбуждающим и определяющим образом действует на чувство и волю, а Христос оттолкнул искусительные мысли без всякой медлительности, без всякого колебания, так что искушение продолжалось только момент. Описание процесса искушения у Ульмана не ошибочно, да и не ново. Его мы встречаем у многих аскетов и моралистов. Так напр., св. Ефрем Сириянин различал следующие моменты в приступе искушения: приложение – простое напоминание о предмете искушения, сдружение – принятие помысла и как бы занятие им и с удовольствием соединенное собеседование с ним, с трасть – вследствие сдружения, образовавшийся навык, к помыслу, борьба, соизволение, самодеятельность, пленение 161 . Подобное находим у Фомы, Кемпийского 162 , Нила Сорского и др. Но аскеты н моралисты говорят о „страстных помыслах“, которые тревожат нас помимо нашей воли 163 , они говорят о действии страсти 164 . Искушение страстью или похотью, составляет один вид искушения: ограничение им всей области искушений и составляет ошибку, которая дает себя знать в применении вопроса об искушениях к Господу Иисусу. – Подводя насильно всю область искушений под один вид обольщения злом, Ульман по необходимости приходит к таким представлениям о природе зла, которыми понятие греха низводится из области свободно-разумной жизни в область чувственную и преобразуется в понятие материальной заразы.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

«После умерщвления Мессии, продолжает Оберлен, мерзости все более и более умножались, до тех пор, пока они, незадолго до разрушения Иерусалима, не достигли своего верха в осквернении храма зелотами 161 , которое и имел всего более в виду Иисус Христос в Своем пророчестве 162 и о котором Иосиф 163 , с явным намеком на наш стих, говорит: «Они считали близким к исполнению предсказание о своем отечестве; ибо было одно древнее предсказание, что город будет завоеван, и святилище будет сожжено после войны тогда, когда возгорится междоусобица, храм Божий осквернят руки своего же народа». Этому предсказанию зелоты верили, и, тем не менее, сами сделались орудиями исполнения его» 164 . Выражение в принятом тексте 70 – π τερν, которое Иисус точнее объясняет словами: ν τπ γ, основывается, как это видно из выразительного параллельного места у Марка ( Мк. 13:14 ): που ο δε, не в слове кенаф, – для этого и случайная аналогия со словом πτεργιον ( Мф. 4:5 ), также, не дает достаточного основания, – но в слове шиккуцим, которое означает не, вообще, мерзость, но мерзость религиозную, предметы, оскверняющие святилище» 165 . И это мнение не новое. Такое же, по существу, мнение приводит Хр. Бенед. Михаэлис, говоря, что именем крыла обозначается «отряд, или множество людей, совершающих мерзкое, каковыми были Иудеи перед разрушением города» 166 . Против этого толкования имеет силу то самое, что сказано было по поводу толкования Геферника и Генгстенберга. Слово канаф, само по себе, не может означать храма в том смысле, что он находится на самом высоком месте в Иерусалиме; не означает оно, опять-таки, взятое само по себе, и верхушки храма, оскверненного мерзостью; не означает оно, наконец, и высочайшей степени злочестия Иудеев, которыми храм был осквернен. Эти три мнения о значении слова канаф Геферника, Генгстенберга и Оберлена не имеют достаточной опоры в филологии, не имеют основания в тех значениях слова канаф, которые встречаются в разных книгах Ветхого Завета. Разумели еще под именем крыла весь храм Иерусалимский потому, что Иудеи надеялись, что он будет для них покровом и поэтому, представляли его наподобие крыла.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Во-вторых, Мемра управляет созданным ею миром и промышляет о тварях: весь мир открыт перед нею, так что она следит за всем и знает все 156 ; она заключает завет свой со всякой душой живущей и со всякой плотью на земле 157 ; она сообщает жизнь и дыхание всем живым существам на земле 158 ; как саранча, исчислены перед нею все обитатели земли, князьями и судьями земли она распоряжается как вихрь сухим сеном 159 ; Мемра хранит всех людей и помогает им 160 ; на нее уповают жители островов и все вообще народы земли 161 . Но, в-третьих, главнейшая и преимущественная функция таргумической Мемры состоит в руководительстве и управлении ветхозаветной теократией: она называется «Богом Спасителем», которому служат ветхозаветные праведники 162 , «управителем», «царем» и, вообще, посредником ветхозаветного домостроительства Божия 163 ; из всех народов земли, преимущественно, еврейский народ Мемра избирает предметом своей любви и попечений 164 ; с этим народом она заключает завет вечный 165 ; как добрый пастырь и отец, или как любящая и заботливая мать, Мемра предохраняет излюбленный народ свой от разных бед и напастей 166 ; она предводительствует евреями, сражается за них и рассеивает врагов их 167 ; восседая на своем небесном троне, она благосклонно внемлет прошениям своего народа и исполняет их 168 , ходатайствует за евреев перед Богом 169 ; милостиво совершая суд среди Израиля 170 , она, в то же время, строго наказует и преследует за преступления 171 , через посредство Мемры Иегова сообщает избранному народу Свои веления 172 , живит и умерщвляет, наказует и спасает 173 . В частности, Мемра является действующим лицом во время пребывания Адама и Евы в раю 174 ; она помогает Еноху 175 и Ною во время потопа 176 ; заключает завет свой с Авраамом и служит ему помощницей 177 ; покровительствует Агари и оберегает Измаила 178 ; руководит Иаковом и спасает его от руки Лавана 179 ; покровительствует Иосифу во время его пребывания в Египте 180 . Но особенно часто в роли посредника и правителя ветхозаветной теократии Мемра является во времена Моисея: она служит помощницей и руководительницей Моисея и Аарона 181 ; она казнит упорствовавших египтян истреблением их первенцев и спасает первородных еврейских 182 ; она выводит евреев из Египта и, в качестве вождя, присутствуя в столпе облачном и огненном, предводительствует израильтянами во все время их странствования по пустыне 183 ; она сражается за евреев и рассеивает врагов их 184 ; она творит многочисленные чудеса для евреев, проводит их через Чермное море 185 , насылает на них ядовитых змей и исцеляет от их укушения 186 ; она же дает Моисею Закон на Синае 187 ; поселяется среди Израиля в Скинии – во Святом Святых 188 ; наконец, после продолжительных скитаний по пустыне, Мемра приводит евреев к Земле Обетованной 189 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010